7.
план-конспект урока

Фрагмент урока с технологией ПДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фрагмент урока (ПДО)68.16 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока с использование технологии проблемного обучения

Описание технологии:   Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Особенности  методики

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

-   учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

-   сталкивает противоречия практической деятельности;

-   излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-   предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

-   побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-   ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

-   определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

-   ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

-   отбор самых актуальных, сущностных задач;

-   определение особенностей проблемного обучения в различных видах учеб ной работы;

-   построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

Технология проблемного обучения позволяет сделать ученика активным участником учебного процесса. Методом, представляющим собой основу технологии проблемного обучения, является деятельностный метод

Класс:

2

Учебный предмет:

Математика

Тема:

Задачи, обратные данным

Цель:

Содержательная: создать условия для формирования умений составлять и решать задачи, обратные данным.
Деятельностная: создать условия для формирования УУД.

Задачи:

Образовательная

Ввести термин «обратная задача», формировать умение составлять обратную задачу при условии,
что искомое и одно из данных меняются местами
, показать взаимосвязь «круговых схем»,
построенных к данной и обратным задачам; создать условия для оценивания своей работы.

Воспитательная

Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость,
культуру поведения и общения на уроке, а также уважительное отношение друг к другу,
чувство взаимопомощи, взаимоподдержки при работе в группах.

Развивающая

Развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний.

Ожидаемые результаты:

Предметные

 -Уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи.

-Знать структуру задачи.

Метапредметные

-Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения.

-Закреплять умение высказывать свои мысли в устной форме.

Личностные

-Формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН.

Оборудование:

Текст задачи; «сигнальные карточки»; иллюстрация воздушного шара.

Фрагмент урока

Этапы урока / мероприятия

Этапы СОТ / методы и приемы СОТ

Продол-

жительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Используемые материалы

3.Этап. Постановка учебной проблемы.

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы, построению плана достижения цели.

  1. Этап. Поиск решения учебной проблемы.

Цель. Организовать подводящий диалог.

Создание проблемной ситуации

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная.

Дидактические средства: конверт с заданием, сигнальные карточки, иллюстрация воздушного шара.

Формы и методы контроля: фронтальная.

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме вопроса.

Промежуточная рефлексия

Методом подводящего диалога

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: конверт с заданием, сигнальные карточки, схемы обратных задач.

Формы и методы контроля: фронтальная.

I этап. Анализ задачи

II этап. Поиск решения задачи.

III этап. Решение задачи.

Анализ задач, обратных данной.

Вывод

Промежуточная рефлексия

3 минуты

2 минуты

2 минуты

 2 минуты

5 минут

3 минуты

2 минуты

7 минут

2 минуты

2 минуты

  • Сейчас мы поработаем в роли исследователей. И первое ваше задание будет открыть конверт под номером 2 и прочитать, что же там написано.

-Отлично, теперь я предлагаю вам в парах решить данную задачу и составить одну задачу, обратную данной. Но пред этим, давайте вспомним правила работы в парах, перечислите пожалуйста эти правила.

-И так, кто готов назвать полученный ответ? (Спрашиваю одного ученика)

-Хорошо, посмотрите пожалуйста на доску (показываю карточку с ответом), если же у вас совпал ответ поднимите зелёный «сигнал», если же нет – красный.

-Каждый из вас смог решить данную задачу, а кто из вас смог составить задачу, обратную данной?

-И так, у нас получилось, что многие ребята не смогли составить задачу, обратную данной, но у некоторых все-таки получилось. Озвучьте, пожалуйста, свои получившиеся задачи.

- Ребята, как же нам узнать, почему у многих  не получилось составить задачу, обратную данной и как же нам проверить правильность решения тех задач, которые смогли составить некоторые ребята?

- Верно, мы с вами еще не учились составлять подобные задачи.

-Так значит, какой вопрос у нас возникает?

-Давайте озвучим цель нашего урока, выстраивая своё предложение таким образом «Будем учиться…»

-Ребята, посмотрите, изображение чего у меня сейчас в руках?

-Верно, давайте представим, что воздушный шар-это мы с вами на уроке. Как вы думаете, что поспособствует нашему «успешному полёту»?, т.е. успешному уроку?

-А что же тогда наоборот сможет замедлить?

-Верно, мы с вами сформулировали цель нашего урока: «Будем учиться составлять задачи, обратные данным», чтобы её достичь, т.е «успешно полететь», как шар, нам нужно внимательно слушать друг друга и продолжать так же активно работать на уроке.

-Давайте же разбираться, как же составлять задачи, обратные данным

-Для этого, давайте вернёмся к нашей задаче. Которую вы уже успели решить.

-О чём говорится в задаче?

-Что нам требуется найти в задаче?

-Что нам поможет решить задачу? (Составляю вместе с детьми краткую запись на доске)

-Какие слова возьмём для составления краткой записи?

-Как мы обозначим их в краткой записи?

- Нам что-то известно о блокноте?

- Как это обозначить в краткой записи?

- А что нам известно о карандаше?

-Как это обозначить в краткой записи?

- Знаем ли мы, сколько рублей стоили блокнот и карандаш?

-Как это обозначить в краткой записи?

- Всё ли мы отметили? Если да, то поднимите зелёный «сигнал».

-Зная, что блокнот стоит 6 рублей, а карандаш – 4 рубля,
что мы можем найти?  
На доске:

hello_html_m32346ac3.png

-С помощью какого действия?

-Почему?

- На что мы будем опираться при решении задачи?

- Запишите решение себе в тетрадь без пояснения.

- Итак, сколько получилось? Кто нам ответит?

-Теперь пишем слово «ответ». Что пишем в ответе? Да, пишем 10 рублей стоили блокнот и карандаш вместе и ставим точку.

-А теперь, возьмите конверт под номером 3 и прочтите вторую задачу.

- Чем задача похожа на предыдущую? Чем отличается от неё?

Давайте так же составим краткую запись к задаче. Настя. Выйди к доске, пожалуйста и запиши краткую запись к данной задаче.
На доске две краткие записи (К первой и второй задаче)

-Молодец, присаживайся. Если вы согласны с краткой записью, которую составила Настя – поднимите зелёный «сигнал».

- Давайте составим схему к данной задаче:
(составление схемы на доске вместе с детьми)

-И так, зная, что блокнот стоил 6 рублей и зная, что Вера заплатила всего 10 рублей, что мы узнаем?

- С помощью какого действия?

- Почему?

-Назовите ответ.

- Прочитайте третью задачу.

-Как изменилось ее условие?

-Юлия, выходи к доске, составь краткую запись к данной задаче.

 
-Что теперь по данной схеме мы можем найти?

- С помощью какого действия?

- Почему?

-Назовите ответ.

-Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? 

-Что одинаково?

- Чем отличаются?

hello_html_m32346ac3.png

- Что известно в задачах 2 и 3?

- А что необходимо узнать?

-Следовательно, как мы можем называть вторую и третью задачи?

-Верно, вторую и третью задачу, в данном случае мы можем назвать задачами, обратными первой.

-Сформулируйте своими словами, что же такое «задача, обратная данным»?

- Задача обратна данной, если известное и неизвестное в ней поменялись местами

-И так, Яна, повтори пожалуйста, что же такое задача, обратная данным?

-Саша, в каком случае задача обратна данной?

Вера купила блокнот за 6 р. И карандаш за 4 р. Сколько рублей стоили блокнот и карандаш вместе?

Называют правила работы в парах.

Ответ: 10 рублей стоили блокнот и карандаш вместе.

Проверяют решение задачи.

Никто не смог выполнить данное задание.
Кто-то смог, но неправильно.

Озвучивают получившиеся задачи.

Мы не смогли составить задачу, обратную данной,
потому что мы не знаем, что это за задачи и как их составлять.

Как составлять задачи, обратные данным?

Что такое «Задачи, обратные данным?»

Формулируют цель урока: «Будем учиться составлять задачи, обратные данным»

Изображение воздушного шара

Наша внимательность, знания и умения решать задачи.

Если мы будем отвлекаться и невнимательно
слушать учителя и одноклассников.

Вера купила блокнот за 6 р. И карандаш за 4 р.
Сколько рублей стоили блокнот и карандаш вместе?

В задаче говорится о блокноте и карандаше.

В задаче требуется найти сколько рублей стоили блокнот и карандаш

вместе.

Краткая запись.

Блокнот и карандаш

Б.
К.

Да, известно, что блокнот Вера купила за 6 р.

Б.- 6 р.

Что Вера купила его за 4 р.

- К. – 4 р.

- Нет, не знаем.

}? р.

Поднимают зелёный «сигнал».

Мы можем найти сколько стоили блокнот и карандаш вместе.

Сложения.

Потому что, чтобы узнать общую стоимость
карандаша и блокнота, необходимо сложить их цены.

На краткую запись и схему.

6+4=10 (р.)

10 рублей.

Ответ: 10 рублей стоили блокнот и карандаш вместе.

На 10 р. Вера купила блокнот и карандаш. Блокнот стоил 6 р. Сколько стоил карандаш?

Похожа на предыдущую тем,
что так же идёт речь о блокноте и карандаше,
и так же известно, что блокнот стоил 6 р.
Отличается тем, что теперь в задаче неизвестно, сколько стоит карандаш, но известно, сколько всего заплатила Вера – 10 р.

Б. – 6 р.         10 р.
К. - ? р.

Поднимают зелёный «сигнал».

Сколько стоил карандаш.

Вычитания.

Чтобы найти цену карндаша,
нужно из общей стоимости покупки вычесть цену блокнота.

Ответ: 4 рубля стоил карандаш.

На 10 р. Вера купила блокнот и карандаш. Карандаш стоил 4 р. Сколько стоил блокнот?

Теперь нам неизвестно сколько стоил блокнот.

Б. - ? р.        10 р.
К. – 4 р.

Сколько стоил блокнот.

Вычитания.

- Чтобы найти цену блокнота,
нужно из общей стоимости покупки вычесть цену карандаша.

- Ответ: 6 рублей стоил блокнот

Они похожи.

Данные, числа.

Действиями:  1) +  2) -   3) - )

То, о чём спрашивается в задаче 1.

Необходимо узнать то, что в задаче 1 известно.

- Задачи, обратные первой.

Это задача, в которой искомое
и заданное поменялись местами

Это задача, в которой искомое и
заданное поменялись местами.

Задача обратна данной, если одно из известных становится неизвестным.

Текст задачи:
Вера купила блокнот за 6 р. И карандаш за 4 р. Сколько рублей стоили блокнот и карандаш вместе?

«Сигнальные карточки»

https://cdn.pixabay.com/photo/2014/07/08/13/20/hot-air-balloon-387044_1280.jpg

Текст задачи:

Вера купила блокнот за 6 р. И карандаш за 4 р. Сколько рублей стоили блокнот и карандаш вместе?

«Сигнальные карточки»

hello_html_m32346ac3.png

Текст задачи:

На 10 р. Вера купила блокнот и карандаш. Блокнот стоил 6 р. Сколько стоил карандаш?

«Сигнальные карточки»

Текст задачи:

На 10 р. Вера купила блокнот и карандаш. Карандаш стоил 4 р. Сколько стоил блокнот?

Затем идут следующие этапы:

 5.Этап. Воспроизведение нового знания.

6.Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7.Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой.

8.Этап. Повторение материала, изученного ранее.

9.Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

В своем фрагменте я показала, как можно создать проблемную ситуация, как найти пути её решения и осуществить введение нового для детей понятия «Задача, обратная данной». (Данный фрагмент составлять примерно на 30 минут, еще 15 мин - это орг. момент, актуализация и закрепление нового знания).