КОНСПЕКТЫ НОД "Общение и культура поведения"
план-конспект занятия

БОБРЫШЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Общение и культура поведения детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_nod_obshchenie_i_kultura_povedeniya.docx61.59 КБ

Предварительный просмотр:

Общение и культура поведения

Занятие № 1

Тема: Давайте говорить друг другу комплименты!

Цель: учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях; закрепить умение говорить друг другу комплименты; учить детей радоваться самим, когда они делают другим приятное.

Ход занятия

-        Ребята, послушайте рассказ Я. Тайц «Кубик на кубик».

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша.

 -Дай башню!

-        Не дам!

-Дай хоть кубик!

-        Один кубичек возьми.

Миша протянул руку - и хватъ нижний кубик! И вмиг - трах-тара-рах - вся Машина башня раз-ва-ли-лась.

-        Этот маленький рассказ вы знаете еще с младшего возраста, но сегодня давайте попробуем разыграть его в лицах, да притом по-разному. Ведь такая ситуация часто встречается у нас в детском саду и надо как-то уметь ее исправлять. Как вы думаете, какие слова сказала Мише Маша, когда башня развалилась? (Она сказала, что Мишка плохой, злой, что она никогда с ним не будет играть, что расскажет маме и бабушке про него и т. д.)

  • Как вы думаете, что ответит Миша на такие Машины слова? (Он скажет, что играть с Машкой неинтересно, что игрушки у нее плохие, что с ней дружить не хочет, и хорошо, что башня развалилась.)
  • Ребята, как вы думаете, смогут ли дружить дети, когда говорят друг другу столько обидных слов? (Нет, не смогут, их дружба может никогда не склеиться...)
  • Ребята, как вы думаете, Миша и Маша навсегда поссорились? Или через какое-то время они захотят играть вместе? (Конечно же, захотят. По одному играть очень скучно, но обида может им обоим навредить...)
  • Так что же делать в таких ситуациях? А вот что! Давайте с вами представим картину всю наоборот. Как будто дети очень хорошо друг к другу относятся, не любят ссориться, но у них все равно случилась такая же ситуация. Что бы сказал Миша? (Он сказал бы, что не хотел разрушать башню, ему просто понравился нижний кубик, и он не подумал, что все рухнет. Пусть Маша не расстраивается, он быстро все исправит.)
  • Что бы ответила Маша? (Ничего страшного, всякое бывает. Она сейчас быстро поможет Мише построить башню снова, еще лучше прежней.)
  • Ребята, вот видите, любую ситуацию можно исправить, только надо научиться видеть друг в друге только хорошие качества и постараться не обращать внимания на плохие. Если в человеке видеть всегда хорошие качества, он будет стремиться быть таким. Поэтому давайте поучимся говорить друг другу хорошие, приятные, добрые слова.

Игра «Комплименты»

Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе...» По кругу каждый ребенок говорит соседу комплимент, называет хорошие качества характера или внешние отличительные признаки, стараются, чтобы комплименты не повторялись, были разными. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты. В упражнении ребенок видит свои положительные стороны, чувствует, что он принимаем и ценим другими детьми.

-        Ребята, как приятно говорить друг другу хорошие слова, после не захочешь ссориться с друзьями, обижаться. Часто бывает, что ваши друзья не приходят в детский сад: кто-то болеет, кто-то уехал к бабушке, кто-то отправился на прием к врачу и т. д. И так грустно бывает без друга. Давайте представим, что вы не видели целый день своего друга, а на следующий день его встретили и сказали ему: «Этот день без тебя...»

Дети поворачиваются лицом друг к другу, выбрав своего друга, и говорят:

(Этот день без тебя был неинтересным, потому что ты здорово играешь с мячом.

Этот день без тебя был грустным, потому что ты самый веселый на свете.

Этот день без тебя был долгим, потому что я люблю тебя и очень скучал по тебе.) и т.д.

- Какие замечательные комплименты вы научились говорить друзьям, в них столько любви, дружбы, привязанности. Есть комплименты, которые отмечают черты вашего характера, ваши внутренние качества. Есть комплименты, которые отмечают вашу внешность. Можно придумать много комплиментов. «У тебя красивые глаза». «У тебя модная прическа». «У тебя нежный голос». «Тебе очень к лицу твое новое платье». Комплименты можно говорить не только своим друзьям, но и всем людям, которых ты любишь, которым хочешь сказать что-то приятное и порадовать их.

  • Какие комплименты можно сказать маме? (Мама, у тебя красивые волосы. Мама, какая ты красивая, когда улыбаешься. Мама, ты такая рукодельница! И т.д.)
  • Какие комплименты можно сказать папе? (Папа, ты самый сильный папа на свете. Папа, ты здорово играешь в теннис. Папа, ты очень трудолюбивый. И т.д.)
  • Какие комплименты можно сказать воспитательнице? (Мария Ивановна, вы очень добрая. Мария Ивановна, какое у вас красивое платье. И т.д.)
  • Молодцы! Вы уже научились говорить комплименты, но надо помнить самое главное: комплимент будет приятен человеку только тогда, когда ты говоришь его искренне, от чистого сердца.

-        Посмотрите на карточки и подумайте, какие слова говорят герои друг другу.

На карточках изображены: мальчик и девочка; тетя и дядя; дедушка и бабушка; цветок и шмель; курица и цыпленок; бычок и травка, солнышко и тучка, береза и дуб; зайчик и белочка; кукла и мишка и т.д.

Дети разбиваются по парам, придумывают варианты комплиментов.

Занятие № 2

Тема: Волшебные слова

Цель: воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним; формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее; формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

Ход занятия

- Ребята, когда вы пришли сегодня в детский сад, как вы приветствовали друг друга? (Привет, доброе утро, как я рад тебя видеть и др.)

Стук в дверь. Приходит Буратино.

Буратино. Здравствуйте, ребята! (Проходит к детям, дети здороваются.) Ой, ребята, сколько у вас разных игрушек, коробочек, кукол! А вот и карандаши, и краски, и пластилин есть. Вот это да! И что? Играть со всем этим разрешают?

Дети. Да, разрешают.

Буратино. Везет же вам, ребята! Как здорово, когда всего много и всем можно играть, рисовать, лепить, строить. А Мальвина такая вредная, мне ничего не дает. Я у нее краски хотел взять, а она мне их не дает.

Воспитатель. Буратино, а как ты думаешь, почему Мальвина не захотела тебе краски дать?

Буратино. Ой, ну что тут думать-то! Она, наверное, думает, что я носом буду рисовать. Но нет, не дождется, я-то теперь знаю, что носом рисовать нельзя.

Воспитатель. Ах, Буратино, Буратино! Дело тут совсем в другом! Скажи нам с ребятами, как ты краски у Мальвины просил?

Буратино. Как? Да очень просто! Я ей говорю: «Дай, я хочу рисовать».

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, правильно Буратино краски просил?

Дети. Нет, неправильно.

Буратино. Как это неправильно? Все я правильно просил. Я всегда так прошу. Да! А однажды я даже плакал и громко кричал: «Дайте мне краски! Я хочу!»

Воспитатель. Да, Буратино, что-то ты не то делаешь. Ребята, вы видите, в какой затруднительной ситуации оказался Буратино? Давайте ему поможем. Садись, Буратино, с нами. Сейчас ребята тебе помогут. Сиди, Буратино, тихо, слушай внимательно, не вертись.

(Дети садятся в круг, Буратино вместе с ними.)

Воспитатель. Ребята, вспомните, с каким рассказом В. Осеевой мы познакомились недавно?

Дети. С рассказом «Волшебное слово».

Буратино. А что это за слово такое? А разве есть такое? Дети. Да.

Воспитатель. Ребята, о каком слове идет речь в рассказе? Дети. О слове «пожалуйста».

Воспитатель. Вспомните, как это слово нужно говорить? Дети. Тихим голосом и глядя прямо в глаза.

Буратино. Так просто! И после этого слова Мальвина даст мне краски?

Дети. Конечно, даст.

Буратино. Ой, ребята, как вы мне помогли. Я это слово теперь всегда буду говорить только Мальвине.

Воспитатель. Подожди, Буратино, мы что-то тебя не поняли. Ты что же, слово «пожалуйста» будешь говорить только Мальвине?

Буратино. Да. А кому же еще его говорить? Только ей одной. Но зато она мне все свои игрушки давать будет.

Воспитатель. Эх, Буратино, Буратино! Ничего-то ты не понял. Ребята, подскажите Буратино, кому еще можно говорить «пожалуйста».

Дети. Маме, папе, друзьям, бабушке, воспитателям и т.д., всем людям, кому захочешь.

Воспитатель. А теперь давайте потренируемся. Представим следующие ситуации. Максим, ты пришел вечером домой из детского сада и тебе так хочется, чтобы мама прочитала тебе сказку. Как ты маму попросишь? Максим. Мамочка, прочти мне, пожалуйста, сказку. Воспитатель. Саша, ты прибежал к бабушке на кухню, а бабушка печет пирожки. Тебе так захотелось пирожка. Как ты попросишь? Саша. Бабуля, угости меня, пожалуйста, пирожком. Воспитатель. Автобус перед остановкой качнуло, и Оля нечаянно наступила на ногу впереди стоящей женщине. Оля, как ты извинишься? Оля. Простите меня, пожалуйста.

Воспитатель. Буратино, теперь-то ты понял, что слово «пожалуйста» нужно говорить всем, а не только Мальвине? И слова «здравствуй», «спасибо» нужно тоже говорить всем, а не только Мальвине. Буратино. А для чего говорят «спасибо»?

Воспитатель. Садись, Буратино, ты получишь ответ на свой вопрос, когда послушаешь рассказ В. А. Сухомлинского «Для чего говорят «спасибо»?»

По лесной дороге гили двое - дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

-        Спасибо тебе, ручей! - сказал дедушка. Мальчик усмехнулся.

-Вы зачем сказали ручью «спасибо»?' — спросил он дедушку.

-Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

-        Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы - люди. Знаешь ли ты, для чего люди говорят «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово. Кого оно возвышает? Для кого существует?

Мальчик задумался. Времени у него было много, путь через лес был долгий.

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель. А теперь, ребята, вместе с Буратино немного отдохнем.

Физкультминутка.

Воспитатель. Ребята, волшебных слов очень много. Давайте поиграем в игру. Я бросаю мяч каждому из вас, а вы мне в ответ называете какое-нибудь волшебное слово. (Спасибо, благодарю, будьте добры, будьте любезны, доброе утро, добрый день, спокойной ночи,- прошу прощения, пожалуйста, до свидания, извините, здравствуйте.)

Воспитатель. Вот видишь, Буратино, как много волшебных слов. Ты их запомнил?

Буратино. Да, очень много. Да ведь можно запутаться, когда какое слово нужно говорить.

Воспитатель. Для этого мы потренируемся. Слушай, Буратино, внимательно. Мы ложимся спать. Что скажет Вова? Мы сели завтракать. Что после скажет Оля? К нам пришли гости. Что скажет им Дима? Нам сделали подарок. Что после завтрака скажет Оксана? Вот видишь, Буратино, как много различных ситуаций в жизни, когда необходимо пользоваться волшебными словами. А теперь поиграем.

Психогимнастика «Два друга». Мальчики обыгрывают ситуацию без слов, выражая свои чувства и эмоции мимикой, жестами.

Жили-были два друга. Настало лето, и им пришлось расстаться. Дима остался в городе, а Максим уехал отдыхать. Скучно без друга! Прошел целый месяц... И вдруг Дима видит: из автобуса выходит его друг. Как же они обрадовались!..

Воспитатель. Мы разыграли эту ситуацию без слов, а теперь попробуем словами выражать свою радость при встрече.

Дети предлагают разные варианты ответов.

Воспитатель. Вот видишь, Буратино, как много ситуаций, когда волшебные слова нам необходимы. Чем больше человек знает волшебных слов, тем он добрее, честнее, вежливее, приятнее в общении.

Буратино. Ой, ребята, я совсем забыл. Я хотел рассказать вам одну историю, которая приключилась в театре. Слушайте.

Однажды Мальвина подарила куклам Маше и Даше по воздушному шару (синий и зеленый). Маша (из-за ширмы появляется веселая кукла) была так рада, взяла шар и убежала.

Буратино. Ребята, что забыла сделать Маша? Дети. Поблагодарить Мальвину, сказать «спасибо». Буратино. Да, ребята, обязательно надо благодарить тех, кто сделал тебе что-то доброе.

А вот и Даша (Появляется грустная кукла.) Ей Мальвина тоже подарила шар, но Даша расстроилась, даже рот скривила. Вот-вот заплачет. Она позавидовала Маше, что у нее зеленый шар.

Буратино. Ребята, что самое главное забыла сделать Даша?

Дети. Поблагодарить Мальвину за подарок.

Воспитатель. Да, ребята, не надо забывать говорить слова благодарности. Есть одна хорошая пословица: «Ласковое слово не трудно молвить». Давайте ее выучим. И ты, Буратино, учи. И самое главное, волшебные слова надо говорить приветливо, с нежностью, только тогда эти слова будут волшебными.

Буратино. Ребята, как вы мне помогли! Я хочу подарить вам подарки.

Дарит детям разноцветные фломастеры. Дети благодарят.

Воспитатель. Сегодня мы с вами говорили много волшебных слов. А сейчас давайте запишем их. У нас в группе есть дерево. Мы сейчас запишем волшебные слова и прикрепим на наше дерево, и оно станет волшебным. Если кто забудет волшебные слова, дерево подскажет.

После окончания работы Буратино благодарит детей за помощь, прощается с ними, уходит в театр.

Занятие № 3

Тема: Наше настроение

Цель: развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

Ход занятия

- Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро? Воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце яркое и лучистое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро? (ответы детей)

  • Настроение - это то, на какое эмоциональное состояние вы настроены. Оно может быть радостное, солнечное, когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг. И тогда настроение похоже на... (Воспитатель показывает схему «солнце».)
  • А может быть настроение очень грустное, хмурое, на глаза сами собой, словно капельки дождя, набегают слезы. И похоже такое настроение на... (Воспитатель показывает схему «дождь».)

А иногда настроение бывает не очень радостное и не очень грустное, а так с серединки на половинку. Спокойное. Смеяться не хочется и слезы лить тоже. А хочется посидеть спокойно, подумать о чем-то своем, тихо поиграть, почитать или порисовать. И похоже это настроение на... (Воспитатель показывает схему «солнце из-за тучки».)

-        Ребята, почувствуйте свое настроение. Какое оно: веселое, очень грустное или с серединки на половинку? Нарисуйте каждый свое настроение.

Дети рисуют по выбору: «солнце», «солнце из-за тучки», «тучка с дождем».

-        Ребята, а теперь мы с вами поиграем в игру «Угадай, какое настроение».

Воспитатель читает ситуацию, дети показывают настроение мимикой,

жестами.

-        С каким настроением ты ...

  • встречаешь маму;
  • идешь по парку;
  • гладишь кошку;
  • упал в лужу;
  • рисуешь в альбоме;
  • идешь к зубному врачу;
  • разговариваешь с другом;
  • смотришь на свое испачканное платье;
  • читаешь книгу;
  • танцуешь на празднике;
  • любуешься природой;
  • мажешь зеленкой разбитую коленку;
  • покупаешь мороженое?

-        Ребята, наше настроение постоянно меняется в зависимости от радостных или грустных событий. Давайте посмотрим, как менялось настроение у героев сказок. Когда я прочитаю грустный литературный отрывок, выпотопаете ногами, когда радостный - похлопаете руками.

Литературные загадки

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица...

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»)

Свадьбу тотчас учинили.

И с невестою своей

Обвенчался Елисей.

И никто с начала мира

Не видал такого пира.

Я там был, мед-пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

(А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)

«...Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась - нет лягушачьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала - не нашла, и говорит Ивану-царевичу: «Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного».

(Русская народная сказка «Царевна лягушка»)

«...Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит: «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду».

Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.

И стали они жить дружно, в любви и согласии.»

(Русская народная сказка «Царевна лягушка»)

«...Иванушка говорит:

- Сестрица Аленушка, мочи нет: напьюсь я из копытца.

-Не пей, братец, козленочком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком... Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек.

Залилась Аленушка слезами, села под стожок - плачет, а козленочек возле нее скачет.»

(Русская народная сказка

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«...Собрали народ, пошли нареку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была.

А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.»

(Русская народная сказка

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Воспитатель предлагает детям пиктограммы: радость, грусть, обида, злость, удивление, страх, печаль, равнодушие, пренебрежение и т.д. Дети слушают стихи, поднимают соответствующую пиктограмму.

Ты можешь плакать

Двадцать дней

И двадцать пять ночей,

Пока из горьких слез твоих

Не побежит ручей...

Ты можешь плакать

Много лет,

Пока не станешь стар и сед,

Но слезы не спасут от бед

И не помогут горю.

А если это ясно,

То не реви напрасно.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Ножками топочут,

Весело хохочут.

Поссорились чашка и блюдце,

Сейчас они разобьются.

Скоро в кухне на полке

Будут лежать осколки.

И ты не ссорься напрасно:

Это очень опасно.

Мне не нравится болеть.

Если так случится,

Будут горло тебе греть,

В ноги класть горчицу.

Врач придет к тебе домой,

Выпишет лекарство.

Не хочу болеть зимой,

Кашлять и сморкаться.

Тихо-тихо-тихо-тихо,

В наши двери входит Тихон.

Не аукать, не кричать,

А баюкать и качать.

Тихон песенку поет,

Сны ребятам раздает.

- Вот какое разное может быть у нас настроение. Хотите, чтобы у всех людей, которые нас окружают, было радостное настроение? Все зависит от нас самих. Есть несколько правил, которые нам помогут:

Старайся сам быть доброжелательным к людям.

Будь всегда веселым, не плачь по пустякам, не капризничай.

Не ссорься, старайся помогать друзьям, уступай.

Пословицы и поговорки, в которых встречаются эмоциональные проявления настроения человека

Бояться несчастья - и счастья не будет

Сердце веселится - и лицо цветет

Весело поется - весело и прядется

Всякая ссора красна мировою

Гнев - плохой советчик

Кончил дело - гуляй смело

С людьми браниться - никуда не годится

Горе, не горе - лишь бы не было боле.

Слезами горю не поможешь

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Занятие № 4

Тема: Как понять друг друга.

Цель: учить детей понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, походке, телодвижениям, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения.

Ход занятия

-        Ребята, представьте себе, что все вы из разных стран: Франции, Англии, Испании, Германии и разговариваете на разных языках. Как вы сможете понять друг друга? (предположения детей)

  • Какие интересные ваши предложения! Оказывается, общаться можно и без слов. Выражение лица без слов рассказывает нам о чувствах и настроении человека. Этот язык лица называется мимикой.
  • Ребята, возьмите карточки, где Нарисованы дети, беседующие друг с другом. Попробуйте по мимике их лица догадаться, какая сложилась ситуация. О чем говорят дети? Почему у ребят такое выражение лица? (дети высказывают свои предположения)
  • Как вы догадались, что дети ссорятся?
  • Как вы догадались, что дети обиделись?
  • Как вы догадались, что дети испугались?
  • Как вы догадались, что дети рады друг другу? (Дети рассматривают несколько вариантов.)
  • А теперь давайте оживим эти ситуации.

Два ребенка выбирают карточку, вживаются в образ, третий ребенок отгадывает, какую ситуацию они выбрали: «ссору», «дружбу», «беседу», «испуг» и т. д. и дает обоснование своим предположениям. (Например: 1. Мне кажется, дети ссорятся, потому что мимика лица выражает злость, они кричат друг на друга, говорят неприятные слова и т.д. 2. Мне кажется, что дети рады друг другу. Наверное, они друзья, улыбаются, их глаза веселые, радостные, они говорят слова приветствия, рассказывают друг другу интересные истории и т. д.)

  • Ребята, а теперь посмотрите на меня и догадайтесь по мимике и жестам, что я вам хочу сказать. (Воспитатель прикладывает палец к своим губам.) Что означает этот жест? (Тихо, молчите, не разговаривайте.)
  • А теперь догадайтесь. (Воспитатель машет ладонью к себе.) Что означает этот жест? (Если смотришь на одного - «иди сюда!», если на всех - «идите сюда, ко мне!»)

Воспитатель обнимает всех детей.

  • Что означает этот жест? (Вы все мне очень нравитесь, я рада вас видеть, я вас всех люблю...)
  • Оказывается, понимать друг друга можно по движениям лица, рук, тела, с помощью жестов. Многие жесты вам знакомы. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Покажи жесты и мимику»:

Ай-ай-ай, нехорошо!

Какие красивые облака!

Ура! Мне купили шоколадку!

Опять меня ребята не приняли в игру!

Мама, иди скорее сюда, я нашел ящерицу!

Ой, какой кислый лимон! и т.д.

- Молодцы, ребята, вы научились отгадывать чувства и мысли по мимике и жестам. Вот так же, без слов произошла одна встреча.

Встреча

Встретились Бяка и Бука.

Никто не издал ни звука.

Никто не подал и знака –

Молчали Бука и Бяка.

И Бука думал со скукой:

«Что он так смотрит - букой?»

А Бяка думал: «Однако

Какой он ужасный бяка...»

(Б. Заходер)

  • Ребята, давайте поиграем в Бяку и Буку. (Дети изображают Бяку и Буку.)
  • А теперь давайте представим, что мы с вами лягушки из стихотворения Н. Орлова «Лягушачье счастье».

На полянке алеют цветочки,

На болоте - зеленые кочки,

А на кочках лягушки сидят

И в свое отраженье глядят:

«Ах, какие же мы красивые,

Ах, какие же мы счастливые,

Что в болоте родном живем

И комариков дружно жуем».

  • Ребята, покажите, как лягушки квакали. Если лягушки были счастливые, какие интонации в их голосе прослушивались? (дети демонстрируют)
  • Молодцы! И в общении между людьми помогают интонации. В интонации отражаются чувства, отношение к окружающему. Интонация - это как, каким голосом, с каким выражением говорит человек. Очень важно, что мы говорим, но еще важнее, как мы говорим. Послушайте, как можно по-разному сказать слово «Здравствуйте». (Воспитатель интонационно меняет оттенки голоса: зло, приветливо, раздражительно, ласково, доброжелательно и т. д.)

- Дети, а какая интонация вам больше всего понравилась? (ответы детей) - А теперь, ребята, придумайте небольшой рассказ по картинкам и по настроению, жестам, мимике догадайтесь, с какой интонацией говорят герои и о чем они разговаривают. Воспитатель предлагает серию картинок из журнала «Веселые картинки». Дети придумывают рассказы, обсуждают, какие больше всего понравились. - Ребята, сегодня мы с вами научились понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям. Вы сами высказывали свое мнение и говорили, что приятно смотреть на лица, которые выражают доброжелательность. Приятно воспринимать жесты ласковые и дружелюбные. Приятно слышать в голосе мягкие и радостные интонации. Приятно общаться с человеком, который любит людей и улыбается всем. Такой человек всегда красивый. Не забывайте об этом!

Занятие № 5

Тема: Учимся играть и работать дружно

Цель: учить умению контролировать свое поведение; совершенствовать себя как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем.

Ход занятия

  • Ребята, вы любите играть? (Да.)
  • А как вам больше нравится играть: одному или с друзьями? (ответы детей)

-        Почему лучше с друзьями? (Одному скучно.)

-        Когда играют несколько детей, можно придумать долгую и интересную игру, распределить много ролей, развернуть сюжет. Вдвоем интереснеерисовать, отгадывать загадки, ребусы, лабиринты, побегать и т.д. Ребята, акогда вы играете с друзьями, никогда не ссоритесь? (Ссоримся.)

  • А хотите научиться играть вдвоем дружно, без ссор? (Хотим.)
  • Вот мы сейчас и будем тренироваться играть дружно. Дети, рассаживайтесь за столами по два человека.

На каждом столе - рисунки, один набор карандашей. На рисунке - две варежки.

-        Каждый из вас разукрашивает одну варежку, но узоры на варежках должны быть одинаковыми.

Когда работа закончена, воспитатель опрашивает каждую пару.

-        Кто из вас придумал этот узор? С чем вы оба соглашались? О чем думали по-разному? Понравилось вам вместе рисовать? А теперь поменяйтесь парами.

Дети меняются парами.

-        Надо выполнить вдвоем следующее задание. Внимательно рассмотрите два рисунка. Они очень похожи, но все-таки чем-то отличаются. Найдите 10 различий. Эти различия вам надо найти вместе.

Дети выполняют задание.

-        Ребята, как легче искать различия: по одному или по двое? Вы не ссорились? Молодцы, вы умеете играть и работать дружно. Но, к сожалению, это не всегда бывает. Послушайте, как играли Маша и Петя в рассказе «Лабиринт».

Однажды Маша и Петя захотели поиграть в лабиринт. Взяли они машины, расставили их в гаражи... Поехали!

Вскоре встретились на узкой дорожке Машина и Петина машины. «А, ну-ка, дай я проеду!» - потребовал Петя. «Еще чего! Это ты уходи с дороги!» - ответила Маша. «Ах, так!» - разозлился Петя, схватил Машину машину и сбросил с дороги. «Ну, и не буду играть с тобой», - сказала Маша, надула губы, отвернулась, по щекам ее потекли слезы.

Так и не получилась у ребят игра «лабиринт».

  • Ребята, как вы думаете, почему у Маши и Пети не получилась игра? (ответы детей)
  • Давайте посоветуем ребятам, что надо делать, чтобы научиться играть без ссор и обид, (предложения детей)
  • Ребята, а давайте из ваших советов мы составим правила, напишем их и прикрепим к доске.

Дети соглашаются, начинают формулировать правила.

-        Как вы думаете, если вы вместе одновременно будете говорить, не слушая друг друга, можно о чем-то договориться?

-Нет.

  • Вот так и в игре. Значит, первое правило: «Говори по очереди, не перебивай друг друга».
  • Ребята, а вам нравится, когда в игре кто-то один командует, не слушает мнения других детей?

-Нет.

-        Значит, второе правило: «Когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «Вы согласны?» «А как вы думаете?» Считайся с мнением друзей».

Третье правило: «Делись игрушками, не жадничай». Четвертое правило: «Надо уступать друг другу, не проявлять упрямство, гордость».

-        А теперь давайте попробуем работать вместе, используя наши правила.

Задание:

-        Подумайте и нарисуйте, что на свете желтого цвета. Вы рисуете вдвоем на одном листе. Чтобы легче было выполнять это задание, повернитесь друг к другу. Если ты знаешь ответ, шепни соседу. Когда вы согласны друг с другом, кивните головами. А если нет, то уточните мнение друг друга.

После выполнения задания воспитатель беседует с детьми.

-        Ребята, интересно было работать вместе? О каких правилах вы помнили, когда рисовали? Какие чувства у вас возникли? Какое правило оказалось самым трудным для вас? А теперь работа усложняется. В следующем задании на листе нарисована незаконченная линия. Обсудите вместе, в какую фигуру ее можно превратить. Это задание потребует предварительного обсуждения всех вариантов. Не забывать о правилах!

Дети приступают к выполнению задания, затем обсуждают.

-        Кто из вас придумал этот рисунок? С чем вы согласились? Думали ли по-другому? Что каждому из вас понравилось в этом задании? Ребята, вам понравилось работать вместе? И мне очень понравилось наблюдать завами, когда вы дружно работали вместе, не ссорились, уступали друг другу, старались понять друг друга. Так поступают настоящие друзья. А теперь

поиграем в словесную игру «Закончи предложение». Мой друг... Мне нравится в моем друге ... Я желаю своему другу...

-        Ребята, выполняя разные задания, каждый из вас чему-то научился. Подумайте, чему вы сегодня научились, (ответы детей)

-        А теперь, ребята, поблагодарите друг друга за работу вместе и постарайтесь помнить всегда наши правила, когда будете играть и работать вместе.

Занятие № 6

Тема: Как вести себя в цирке?

Цель: закрепить знания о поведении в общественных местах (театре, кино и т. п.); объяснить правила поведения в цирке: до начала

представления, во время представления, в антракте; сформировать понимание того, что основной принцип поведения в театре, цирке, кино и в любом общественном месте - это вести себя скромно, не привлекать к себе излишнего внимания окружающих, никому не причинять беспокойства, не мешать; закрепить навыки невербального поведения: негромкость речи, скромность в поведении, умение выразить одобрение с помощью аплодисментов, сдержанность в выражении чувств, отсутствие резких движений, недопустимость шалостей в зале, громких криков.

Ход занятия

  • Ребята, Воронеж - город, богатый культурными ценностями. В нашем городе можно сходить в кино, театр, музей, художественную выставку, цирк, кукольный театр и т.д. Но в каждом общественном месте существуют определенные правила поведения. Вот мы с вами и закрепим эти очень важные правила, когда отправимся все вместе в цирк. Кто желает, присоединяйтесь к нам. Сначала нам нужно взять билеты. Где мы покупаем билеты? (В кассе.)
  • Я буду кассиром, а вы будете покупать у меня билеты в цирк. Вы можете выбрать номер ряда. Например, ты, Оля, хочешь сидеть в третьем ряду. Что ты мне скажешь? Как ты обратишься к кассиру? Каждый из вас должен подойти к кассе, попросить у кассира билет и расплатиться.

Все покупают билеты.

  • Билеты у нас в руках. Что указано в билете? (Время начала представления, номер ряда, номер места.)
  • А можно немножко опоздать? (Нет.)
  • Почему? (Потому что в темноте трудно найти свое место и будешь мешать зрителям.)
  • Теперь подходим к цирку. Двери широко распахнуты. В дверях стоит билетер.

-        Ваши билеты. Проходите, пожалуйста. Раздевайтесь побыстрее. Дети имитируют движения.

  • А номерок кто забыл взять? Зачем в гардеробе дают номерок? Можно ли его терять? (ответы детей)
  • Что нужно сказать гардеробщице, когда она подала номерок? (Спасибо.)
  • Вот мы и в цирке. Входим в огромное помещение. Как называется это место? (Фойе.)
  • Что интересного можно увидеть в фойе? (Много людей, на стенах интересные фотографии артистов, афиши, рекламы, аквариумы с рыбками, клетки с птицами, фото студию, продают цветы, мелкие игрушки, надувные шары, буфет.)
  • Прозвенел звонок, и мы должны занять свои места в зале. Для чего звенит звонок? (Предупреждает зрителей, что скоро начнется представление.)
  • Заходим и видим необычный зал - круглый. Как называется сцена в цирке? (Арена.)
  • Чем зал в цирке необычен? (Высокий, круглый, ступеньки высокие, загородки, канаты, опилки на арене и т. д., а вверху - купол цирка.)
  • Ребята, под куполом цирка много разных канатов. Для чего они? (Для страховки артистов, для выступления гимнастов, акробатов и т. д.)
  • А кто вам больше всего нравится в цирке? (Клоуны, воздушные гимнасты, птицы, звери.)
  • А как называется артист, который обучает собак, львов, медведей, голубей? (Дрессировщик.)
  • А как называется артист, который виртуозно подкидывает и ловит разные предметы? (Жонглер.)
  • А как называется артист, который показывает чудеса? (Фокусник.)
  • Идет веселое представление на арене цирка, и вдруг во время номера раздается чей-то голос: «Бабушка, я пить хочу, дай мне водички!» Или раздается скрипучий шелест фольги от шоколада или шуршание пакетов из-под хрустящих чипсов. Ребята, как вы думаете, допустимо это во время представления? (Нет.)
  • Почему? (Мешает артистам выступать, мешаем зрителям смотреть, сами пропускаем интересное, надо терпеть, попить и поесть можно в антракте.)
  • Что запрещается делать во время представления? (Громко говорить, вставать с места, ходить, кормить животных, вертеться, выбегать на арену, чавкать, шуршать фантиками, бросать фантики и обертки от мороженого под кресло и т. д.)
  • А что же можно делать во время представления? (Смотреть, улыбаться, смеяться, радоваться и обязательно аплодировать.)
  • Зачем артистам аплодируют? (Это знак благодарности, восхищения, преклонения перед талантом.)
  • Вот и закончилась первая часть представления, объявили антракт. Кто-то сразу сорвался с места и, не дослушав артиста, побежал занимать место в буфете. Кто-то начал громко разговаривать и кричать. Кто-то стал.

кататься по перилам широкой лестницы. Кто-то побежал по фойе и чуть не сбил продавца шарами. Вот так по-разному ведут себя дети в антракте. А что же можно делать в антракте? (Походить по фойе, размяться после долгого сидения, сходить спокойно в буфет, в туалет. Если желаешь - сфотографироваться на память с клоуном и зверями, купить какую-нибудь игрушку на память, съесть мороженое и т. д. Не спешить, не бегать. В цирк ходят отдохнуть, развлечься, посмеяться, порадоваться, а не для того, чтобы бегать, есть в буфете и во время представления и т. д.)

- Дети, когда пойдете в цирк или театр, не забудьте эти простые правила.

Занятие № 7

Тема: Приятного аппетита!

Цель: дать представление детям о питании как необходимом условии жизнедеятельности человека; закрепить знание этикета во время еды за столом.

Ход занятия

Под песенку «Про Красную Шапочку» в группу входит Красная Шапочка, идет, собирает цветы. Через некоторое время появляется Серый Волк и осторожно крадется за ней. Волк повязывает обеденную салфетку на шею, в руках - сервировочные вилка и ложка. Красная Шапочка садится на пенек, Волк тихо присаживается рядом, облизывается... Волк. Здравствуй, Красная Шапочка! Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк! Волк. Уж не к бабушке ли ты идешь? Уж не пирожки ли несешь?   -" Красная Шапочка. Господин Волк, вот уже сколько лет, а вы всё об одном и том же спрашиваете: «Куда идешь? Что несешь?» У Вас всегда мысли только об одном, как наполнить свой ненасытный желудок. Ходите -целый день по лесу со столовыми приборами, всё кого-то хотите съесть! Стыдно! Вы совсем отстали от новых научных открытий. Посмотрите, сколько разнообразных вкусных, полезных продуктов нас окружает. Почитайте энциклопедию «О вкусной И здоровой пище». (Предлагает Волку рассмотреть энциклопедию. Волк открывает книгу и удивляется.)

Волк. Ух ты! Вот это да! Вот это еда! Вот здорово! Теперь я буду перестраиваться. Тьфу! (Убирает вилку и ложку.) Не хочу больше трех поросят ловить, да Петушка - Золотого гребешка. Не буду больше за Красной Шапочкой и бабушкой охотиться. Я теперь буду питаться грамотно, буду выполнять рекомендации врачей и кулинаров.

Красная Шапочка. Правильно, господин Волк, читайте энциклопедию, и Вам не захочется, поверьте, охотиться за нами, сказочными героями. И запомните, господин Волк, мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Правильно питаться - это значит выполнять два условия: умеренность и разнообразие.

Волк. Ребята, а что такое «умеренность»?

Дети. Это значит, что очень вредно переедать, так как желудок не успевает все переваривать.

Волк. Что значит «разнообразие»?

Дети. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и делают его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи - фрукты и овощи - содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

Волк. Вот здорово! Я сейчас все это буду пробовать. (Садится за стол, начинает все подряд хватать лапами, чавкать и т. д.)

Красная Шапочка. Господин Волк! Ну, Вы совсем одичали в своем лесу. Прекратите так бескультурно вести себя за столом. На вас же дети смотрят.

Волк. Ребята, вы меня извините, что я себя бескультурно веду за столом. Но я не умею вести себя культурно. Научите меня, пожалуйста.

Воспитатель. Уважаемый Волк! Наши ребята обязательно научат Вас культуре поведения за столом. Но этих правил очень много, и мы расскажем Вам о них и подарим схемы, чтобы Вы лучше все запомнили.

Дети показывают схематическое изображение и по очереди рассказывают.

Дети. Когда тебя приглашают к столу, не спеши занять место первым. Принято, чтобы за стол сначала садились старшие, а среди детей -девочки. Будет очень любезно, если Вы, Волк, отодвинете стул для Красной Шапочки. За красивым столом и сидеть надо красиво. Вот так, прямо, не слишком близко к столу и не слишком далеко от него, чуть наклоняясь во время еды. Нельзя разваливаться на стуле и нависать над тарелкой. Не нужно класть локти на стол - это некрасиво и может помешать соседям. Салфетку следует развернуть и положить на колени. Руки и рот вытирать бумажными салфетками. Необходимо вести себя так, чтобы не портить аппетита окружающим: не размазывать еду по тарелке, не катать хлебных

шариков, не говорить, что не любишь такую «гадость», и не рассказывать «неаппетитных» историй. Нельзя за столом причесываться, чистить ногти и ковырять в зубах. За столом неприлично шептаться с соседом. Нужно стараться не чавкать, не сопеть. Не надо дуть на стол, облизывать пальцы и обгладывать кости. Столовые приборы служат только для еды, поэтому не следует размахивать ими, рассказывая что-либо. Следи за тем, чтобы вокруг твоей тарелки не было крошек, корок, клякс от варенья и соуса. После еды тарелка должна быть чистой. Не ешь слишком быстро, не бери в рот сразу много еды и не говори с полным ртом. Когда кушанье съедено, ложку и вилку с ножом нужно положить на тарелку.

Волк. Теперь я все знаю о культуре поведения за столом. Не стыдно в гости ходить и к себе друзей в гости пригласить.

Воспитатель. Только когда будешь приглашать к себе гостей, смотри, Волк, будь терпеливым, чтобы с тобой не произошла вот такая история. Ребята, помогите рассказать историю, добавляя слова по смыслу.

Пирог

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе... (позвал.)

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый... (пирог.)

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости... (не идут.)

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек... (откусил.)

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту... (съел.)

Когда же гости подошли,

То даже крошки... (не нашли.)

Д. Хармс

Волк. Спасибо, ребята, я буду стараться делать все правильно. Как вы думаете, у меня получится? Я смогу стать культурным?

Дети. Конечно же, Волк! Когда у кого-то есть большое желание, всегда все получится.

(Волк с Красной Шапочкой прощаются с детьми.)

Занятие № 8

Тема: Правила на всю жизнь

Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивых поступках, чтобы в будущем их не повторять; формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стойкость перед искушениями, критическое отношение к своему «я», умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.

Ход занятия

  • Вы скоро расстанетесь с детским садом и будете ходить в школу, но надолго останутся в вашей памяти друзья, игрушки, вы будете помнить, как мы вас воспитывали, учили правилам, по которым нужно жить.
  • Какие вы запомнили правила? (ответы детей)
  • Чтобы вы их лучше запомнили, давайте повесим чудесные листья с правилами на дерево и вместе прочитаем вслух. (Воспитатель с детьми развешивают листья.)

Правила

Будь щедрым!

Будь бережливым!

Будь трудолюбивым!

Будь аккуратным!

Люби животных и растения!

Будь любознательным и наблюдательным!

Помогай маленьким и слабым!

Уважай взрослых!

Не обижай людей!

Будь вежливым и гостеприимным!

Будь смелым!

Будь честным!

Слушай старших!

-        Это у нас необыкновенный дуб. Это дуб мудрости. Посмотрите еще раз внимательно на него и запомните эти правила на всю жизнь.

Кто запомнит, тот будет умным, а кто запомнит и будет выполнять, тот будет мудрым.

Правила нужны нам не только в детском саду, но они пригодятся вам в школе, в институте, когда вы будете взрослыми. Когда сами будете мамами и папами, вы научите этим правилам своих детей.

  • Ребята, а были в вашей жизни случаи, когда вы знали эти правила, но не выполняли их?
  • Делали вы что-нибудь плохое, заранее зная, что это нехорошо?
  • А потом вам было стыдно?
  • Кто наберется смелости и сможет рассказать всем какой-нибудь случай из своей жизни? (рассказы детей из личного опыта)
  • Какие вы молодцы, что не испугались признаться вслух, для этого нужен мужественный характер.
  • А сейчас найдите удобное место и приготовитесь к психогимнастике.

Психогимнастика «Выйди к свету»

Представь, что ты попал в холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Но впереди нет хода. Ты идешь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой-то свет. Это луч солнца проник сквозь тяжелое подземелье. Ты быстро побежал, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Теплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

  • Ребята, что вы чувствовали в темном подземелье? (ответы детей)
  • Такие чувства испытывает любой человек, когда кривит душой, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, страшно.
  • А какие чувства вы испытали, когда вышли на свет? (ответы детей)
  • Такие чувства испытывает человек, когда живет по мудрым законам жизни. Радость, облегчение, успокоение живет в его душе, когда он признается в своих ошибках.

Сейчас вы услышите отрывок из сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда».

I отрывок

Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они обнаружили не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принес его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал ее камнями и не хотел поверить, что Нищенка - его мать.

(Воспитатель демонстрирует рисунки.)

  • Кому понравился мальчик-звезда? Почему?
  • Кому понравилась нищенка?

-        Подарите свои сердечки тому герою, который вам нравится. (Дети дарят бумажные розовые сердечки героям сказки.)(Воспитатель молча анализирует ситуацию, смотрит, какие дети какому герою подарили свои сердечки. Затем выставляет две вазочки с конфетами и кусочками хлеба.)

-        Ребята, а герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Возьмите себе тот гостинец, который сами захотите, но только у того героя, который вам очень нравится. Мальчик-звезда угощает вас конфетами. А у бедной нищенки нет денег, но она хочет угостить вас хлебом.

(Дети самостоятельно берут себе гостинец, воспитатель анализирует обстановку и делает вывод, совпало ли мнение детей, когда они дарили сердечко тому, кто нравится, и когда брали гостинец у того, кто нравится. Ситуация может быть разной. Если все дети сделали свой выбор в первом и втором случае одинаково, то они не покривили душой, но могут и покривить, поэтому и разные варианты последующей беседы.)

1        вариант

-        Ребята, ведь вы же свои сердечки подарили нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды? Понятно, вы еще дети и очень хочется конфет, трудно не поддаться соблазну. Но все равно надо учиться терпеть и не поддаваться, сохранять искренние чувства.

2        вариант

-        Какие вы, ребята, молодцы! Ведь конфеты вкуснее хлеба, но вы все выбрали хлеб нищенки и поступили честно, не покривили душой, у вас есть сила воли.

(Чтение II отрывка сказки О.Уайльда «Мальчик звезда».)

II отрывок Но после того, как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда вдруг превратился в чудовище. Тогда он понял, что поступил плохо, и три года искал по свету свою мать... Много злоключений испытал он, пока опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Неожиданно нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

-        Ребята, а теперь вам нравится мальчик-звезда? (ответы детей) У нас было условие, что гостинец можно брать у того, кто тебе очень нравится. Теперь вы, если хотите, возьмите конфеты у мальчика-звезды.

(Дети угощаются.)

-        Ребята, вы еще дошкольники и поступать правильно надо еще учиться. Говорить слова легко, а делать дело сложно. Но у вас чуткие, честные, добрые сердца. И старайтесь, чтобы мудрые правила жизни навсегда остались с вами. И тогда вы будете хорошими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "О культуре поведения в учебном заведении"

Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики...

Культура поведения и формирование навыков поведения за столом воспитанников

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ КУЛЬТУРЫ И НАВЫКОВ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМЧтобы воспитать культуру поведения и формировать навыки поведения за столом у дошкольника мы рекомендуем родителям воспитанников, обратить вним...

Беседа "Умеешь ли ты общаться? (о культуре поведения)"

Беседа направлена на формирование этической культуры школьников...

Консультация для родителей «ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ».

В детском саду маленькому ребёнку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима, с самообслуживанием и гигиеническими требованиями. Он должен освоить необходимый порядок действий и их характе...

Приемы нравственного воспитания студентов Формирование навыков культуры поведения и здорового образа жизни

Творчество предполагает самостоятельность в освоении и созидании ценностей образования, основанное на индивидуальности и оригинальности личности.По мнению В.А. Сластенина, организация образовательного...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для воспитанников 6 класса «Основы этикета и культура поведения».

Цель: создание условий, обеспечивающих формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения суворовцев, развитие их культурного уровня при специально организованной деятельности....

План- конспект занятия в разновозрастной группе (10-13 лет) тема: «Культура поведения в школе и в общественных местах»

Мероприятие воспитательного и просветительского характера . Подходит для детей среднего школьного возраста. Рекомендовано и для учреждений с временным пребыванием  детей 10-13 лет( санаториев, ла...