Методические указания к выполнению практических работ по учебной дисциплине "Охрана труда и промышленная экология"
материал для подготовки к егэ (гиа)

Хоряк  Татьяна Анатольевна

Методические указания

к практическим занятиям по учебной дисциплине

«Охрана труда и промышленная экология»

 

 

Направление подготовки

 08.00.00 Техника и технологии строительства

ОПОП СПО ППКРС (профессии)

08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukazaniya_po_ohr_tr_i_prom_ekologii.docx65.32 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования ЯНАО

Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»

Методические указания

к практическим занятиям по учебной дисциплине

«Охрана труда и промышленная экология»

Направление подготовки

 08.00.00 Техника и технологии строительства

ОПОП СПО ППКРС (профессии)

08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Салехард

2019

Содержание

1 Пояснительная записка…………………………………………………….

3

2 Инструкция по технике безопасности……………………………………

4

Практическое занятие №1. ……….................................

5

Практическое занятие №2. ……………………........

7

Практическое занятие №3. ………..

9

Практическое занятие №4. …………..

11

Практическое занятие №5. …………………………

15

Учебно-методическое и информационное обеспечение …………………..

18

     

 Приложение А   Справочная таблица……………………………………

19

  1. Пояснительная записка

Методические указания к практическим работам по дисциплине «Охрана труда и промышленная экология»  предназначены для студентов  по направлению 08.00.00. Техника и технологии строительства

ОПОП СПО ППКРС (профессии) 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении практических работ по дисциплине «Охрана труда и промышленная экология».

        Настоящие методические указания содержат практические работы, которые позволят студентам закрепить теорию по наиболее сложным разделам курса и направлены на формирование следующих компетенций: 

ОК-2: организовывает собственную деятельность, определяет методы и способы выполнения профессиональных задач. Оценивает их эффективность и качество;

ОК-3: решает проблемы, оценивает риски и принимает решения в нестандартных ситуациях;

ОК-4: осуществляет поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК-5: использует информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

ОК-8: самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации;

ПК-1.1.:организовывает и проводит работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

ПК-1.2.: осуществляет технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств;

ПК -2.3.: организовывает безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта;

ПК-4.3.: знает правила безопасного использования производственного оборудования.

        В результате выполнения практических работ по учебной дисциплине «Охрана труда» студенты должны:

  • Знать воздействие негативных факторов на человека;
  • Правовые нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
  • уметь применять методы и средства защиты от опасностей технических процессов;
  • обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
  • анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
  • использовать экобиозащитную технику

Описание каждой практической работы содержит: тему, цели работы, порядок выполнения работы, а так же перечень контрольных вопросов, с целью выявить и устранить недочеты в освоении рассматриваемой темы. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.  

2.  Инструкция по технике безопасности

СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • Трогать разъёмы соединительных кабелей.
  • Прислоняться к экрану и тыльной стороне монитора.
  • Включать и выключать ЭВМ без разрешения преподавателя.
  • Прислоняться к проводам и устройствам заземления.
  •        При обнаружении запаха гари немедленно остановить работу, выключить клавиатуру и сообщить преподавателю.

ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ:

  • Убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места.
  • Запрещается работать во влажной одежде (и вообще в верхней одежде) и с влажными руками.
  • На рабочем месте размещается тетрадь и учебные пособия так, чтобы они не мешали работе.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:

  • Работайте 60-80 см на расстоянии от ЭВМ.
  • Строго выполняйте вышеуказанные правила.
  • Следите за исправностью аппаратуры.
  • Немедленно прекратите работу при появлении постороннего звука и немедленно сообщите преподавателю.
  • Пользуйтесь клавиатурой с чистыми руками, правильно нажимайте на клавиши.
  • Никогда не пытайтесь сами устранить неисправность при работе с аппаратурой.
  • Не вставайте со своих мест, когда входит посетитель.

ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ:

  • Отключить ЭВМ, навести порядок на рабочем месте.
  • Сдать рабочее место преподавателю, сообщить обо всех неполадках.

Практическое занятие №1

Тема: «НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИИ»

Цели работы:

  1. Изучить основные документы по охране труда и технике безопасности.
  2. Научиться применять нормативно-законодательные документы в практической части содержания деятельности.

Задание: осуществить выбор нормативных документов по промышленной экологии в соответствии с условиями работы.

Материально-техническое обеспечение:   компьютеры с установленными учебными программами.

Методика выполнения

  1. Включите компьютер, дождитесь окончания загрузки ОС.
  2. Рассмотрите значки, расположенные на рабочем столе.
  3. Разместите значки на рабочем столе, расположив их по своему усмотрению, предварительно зацепив мышкой за значок и перетащив в нужном направлении; для этого наведите указатель мыши на значок объекта и, удерживая левую кнопку мыши, перетащите в нужном направлении и отпустите кнопку.
  4. Выполните обратное действие, выстроив значки автоматически по левому краю Рабочего стола. Выберите из контекстного меню команду Упорядочить значки Автоматически.
  5. Рассмотрите Панель задач. Закройте и откройте Главное меню Windows, используя кнопку Пуск. Перетащите Панель задач, разместив её по вертикали в правой части Рабочего стола. Верните её на место.

Требования к оформлению практической работы

Отчет о выполнении практической работы должен быть выполнен в соответствии с  документом «Оформление письменных работ: Методические указания».

Контрольные вопросы

1. Перечислить типы загрязняющих веществ и загрязнителей с учетом масштабов их распространения.

2. Назвать основные источники загрязнения воздуха.

3. Какое влияние на окружающую среду оказывают вредные вещества.

4. Перечислить основные нормативные правовые акты управления качеством атмосферного воздуха.

5. Перечислить нормативные качества природной среды, лимитирующие выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

6. Рассказать о принципах раздельного нормирования загрязняющих веществ.

7. Выполнить  разделение на группы загрязняющих веществ.

Практическое занятие №2

Тема: «Обучение персонала безопасным методам работы в условиях производства»

Цель работы: развитие умений и навыков по выполнению практических заданий в безопасных условиях производства.

Основной теоретический материал

  1. Изучить обязательные формы производственно-технологического обучения и повышения квалификации.
  2. Организация технологического процесса и рабочих мест в соответствии с безопасностью технологического процесса.
  3. Изучить надзор и контроль за охраной труда на производстве.
  4. Перечислить организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в условиях современного производства.
  5. Произвести расчет постоянно-действующих производственных факторов.
  6. Вычертить опасные зоны выполняемых работ.

Требования к оформлению практической работы

Расчетные задания должны быть выполнены в рабочей тетради №1

Тесты

  1. Какова периодичность обучения и проверка знаний по безопасности труда?

  1. Не реже 1 раза в год
  2. Не реже 1 раза в 3 года
  3. Не реже 1 раза в 5 лет
  4. Не реже 1 раза в 6 лет

  1. Какая служба осуществляет государственный надзор  за выполнением СанПиН?
  1. Федеральная инспекция труда
  2. Техническая инспекция труда профсоюза работников народного образования и науки
  3. Роспотребнадзор
  4. Министерство образования РФ

  1. В какой комиссии проходит проверку знаний лицо, ответственное за электрохозяйство?
  1. В комиссии энергоснабжающей организации
  2. В комиссии, создаваемой органами Энергонадзора
  3. В комиссии вышестоящей организации
  4. В комиссии образовательного учреждения

  1. Вынужденный (профессиональный) риск это:
  1. Источник опасности
  2. Объект опасности
  3. Вероятность получить повреждение здоровью
  4. Необходимость выполнять профессиональные функции в условиях действия
  5. источников опасности

  1. Какой объем должна предусматривать программа обучения всех работников учреждения по безопасности труда?
  1. Не менее 20 часов
  2. Не менее 15 часов
  3. Не менее 10 часов
  4. Решает руководитель

  1. Может ли быть в составе комиссии по расследованию несчастного случая преподаватель физкультуры, если несчастный случай произошел с обучающимся на его уроке?
  1. Может, если преподаватель является уполномоченным по охране труда от СТК
  2. Не может как заинтересованное лицо
  3. Может, если обучающиеся были ознакомлены с правилами безопасности на уроке

  1. При какой численности людей в учреждении должна быть, кроме схемы эвакуации, разработана инструкция, определяющая действие персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации при пожаре и по которой не реже 1 раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников?
  1. 50 человек и более
  2. При любой численности
  3. 15 человек и более
  4. 30 человек и более

  1. При одновременном  нахождении на этаже скольких человек должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы эвакуации людей в случае пожара, знаки пожарной безопасности, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре?
  1. Более 5 человек
  2. Более 10 человек
  3. Более 20 человек
  4. Более 30 человек

  1. Инструкция по охране труда при работе на оборудовании  включают  разделы:
  1. Общие положения. Меры безопасности перед началом работы. Меры безопасности во время работы
    Меры безопасности после окончания работы
  2. Общие положения. Меры безопасности перед началом работы. Меры безопасности во время работы
    Меры безопасности после окончания работы. Ответственность
  3. Общие положения. Меры безопасности перед началом работы. Меры безопасности во время работы
    Действия в аварийных ситуациях. Меры безопасности после окончания работы. Ответственность
  4. Общие положения. Меры безопасности перед началом работы. Меры безопасности во время работы
    Действия в аварийных ситуациях. Запрещается. Меры безопасности после окончания работы. Ответственность

  1. Физические перегрузки в течение смены (рабочего дня)  это:
  1. Биологические факторы
  2. Физические факторы
  3. Факторы трудового процесса
  4. Химические факторы

  1. Кому бесплатно выдается  специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты?
  1. Неэлектротехническому персоналу
  2. Работникам, работа, которых связана с воздействием ВОПФ и загрязнением
  3. Всем работникам
  4. Определяет руководитель

  1. Работы с повышенной опасностью оформляются:
  1. Распоряжением директора
  2. Наряд-допуском, в соответствии с перечнем работ, утвержденных приказом руководителя  
  3. Письменным заявлением руководителя работ
  4. Договором подряда на выполнение работ

  1. Первичный инструктаж на рабочем месте проводит:
  1. Директор
  2. Непосредственный руководитель (руководитель структурного подразделения)
  3. Завуч
  4. Заместитель директора по  АХЧ

  1. Какой вид инструктажа с учащимися должен быть проведен перед походом или экскурсией?
  1. Внеплановый
  2. Повторный
  3. Первичный
  4. Целевой

  1. Какую группу допуска по электробезопасности должен иметь мастер производственного обучения?
  1. Первую
  2. Вторую
  3. Третью
  4. Четвертую

  1. Первичный инструктаж на рабочем месте проводит:
  1. Директор
  2. Непосредственный руководитель (руководитель структурного подразделения)
  3. Завуч
  4. Зам. АХЧ 

  1. Кто проводит первичный инструктаж на рабочем месте и повторный с работниками учреждения?
  1. Руководитель учреждения
  2. Завуч
  3. Специалист
  4. Непосредственный руководитель подразделения

  1. Кто осуществляет контроль за соблюдением требований ОТ на последней ступени многоуровнего контроля?
  1. Заместители руководителя
  2. Непосредственные руководители
  3. Комиссия по охране труда
  4. Комиссия, назначенная приказом руководителя

  1. Кто несет ответственность за безопасность обучающихся на лабораторном занятии по химии?
  1. Преподаватель химии
  2. Обучающийся, если он был проинструктирован и расписался в журнале инструктажей
  3. Лаборант
  4. Определяет руководитель учреждения в приказе

  1. Повторный инструктаж с работниками проводится:
  1. 1 раз в полгода
  2. 1 раз в год
  3. 1 раз в два года
  4. 1 раз в два года

  1. Запись проведения внепланового инструктажа с работниками заносится:
  1. В ведомость
  2. В журнал регистрации инструктажа на рабочем месте
  3. В журнал вводного инструктажа
  4. В журнал регистрации внепланового инструктажа

  1. . Какова периодичность пересмотра инструкций по охране труда?
  1. Не реже 1 раза в 5 лет для всех видов работ и профессий
  2. Не реже 1 раза в 5 лет, а для работников профессий или видам работ, с повышенными требованиями безопасности, не реже 1 раза в 3 года
  3. Не реже 1 раза в 3 года для всех видов работ и профессий
  4. Не реже 1 раза в 3 года, а для работников профессий или видам работ, с повышенными требованиями безопасности – не реже 1 раза в год

  1. Первичный инструктаж на рабочем месте проводит:
  1. Директор
  2. Непосредственный руководитель (руководитель структурного подразделения)
  3. Завуч
  4. Зам. АХЧ

  1. Объем программы обучения всех работников учреждения по безопасности труда должен составлять:
  1. Не менее 20 часов
  2. Не менее 15 часов
  3. Не менее 10 часов
  4. Определяет руководитель

Практическое занятие №3

Тема: «Порядок составления рецензии. Этапы составления рецензии. Составление тезисов доклада. Требования к материалам, предоставляемым к печати»

Цель работы: развитие умений, навыков, профессиональных компетенций в вопросах организации  научно-исследовательской работы

( далее – НИР). 

Задание

  1. Используя поисковые системы интернета подобрать материалы научных работ и написать рецензию к выбранной научной работе

Основной теоретический материал

Рецензия (отзыв о научной работе) - это работа, в которой критически оценивают основные положения и результаты рецензируемого исследования. Особое внимание обращают на актуальность его теоретических положений, целесообразность и оригинальность принятых методов исследования, новизну и достоверность полученных результатов, их практическую полезность.

При составлении рецензии обычно придерживаются такой последовательности: обоснование необходимости (актуальность) темы исследования; оценка идейного и научного содержания (основная часть рецензии), языка, стиля; последовательность изложения результатов исследования; оценка иллюстративного материала, объема исследований и рукописи изложения (рекомендации о сокращении или дополнении); общие выводы; итоговая оценка исследования.

Критика рецензента должна быть принципиальной, научно обоснованной, взыскательной, но вместе с тем и доброжелательной, способствующей улучшению исследования.

Доклад или сообщение содержат краткое изложение основных научных положений автора, их практическое значение, выводы и предложения. Продолжительность доклада 10...20 мин, аргументация должна быть краткой и четкой. Необходимо выделять основную идею доклада, не нужно детализировать отдельные его положения.

Не рекомендуется доклад (сообщение) читать перед аудиторией, его используют лишь для справок, чтения цитат. Эмоциональность, убежденность докладчика, его умение полемизировать обеспечивает контакт с аудиторией, внимание слушателей. Главным в научном докладе является содержание и научная аргументация.

Выразительность и доходчивость речи при изложении доклада в большой мере зависит от темпа, громкости и интонации. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям. Докладчику необходимо следить за правильностью литературного произношения, употреблять слова в соответствии с их смыслом.

Отвечать на вопросы следует кратко, по существу, проявлять скромность в оценке своих научных результатов, выдержанность и тактичность даже в случае резких выступлений оппонентов. Самокритичность и уважительное отношение к деловой товарищеской критике - важное условие устранения недостатков в исследовании.

В ряде случаев по докладу составляют тезисы, в которых кратко (1-2 страницы) излагают главную идею, основу доклада и необходимую аргументацию. Научный работник должен уметь выступать с кратким и четким докладом, вести научную

дискуссию, убедительно аргументировать свои научные положения. Это умение вырабатывается систематической настойчивой работой над рефератами, докладами и выступлениями перед научными коллективами.

К научным печатным работам относятся монографии, брошюры, статьи.

Монография - научное произведение, в котором изложен итог всестороннего исследования определенной темы или проблемы, выполненной одним или несколькими авторами.

В статье излагаются результаты, полученные по конкретному вопросу, имеющему определенное научное и практическое значение.

 Статью публикуют в научных журналах или сборниках. Ее объем не должен превышать 8-10 машинописных страниц или не более 0,5 печатных листа (1 печатный лист равен 16 машинописным страницам); графический или другой иллюстративный материал допускается в минимальном количестве, т.е. не более 2-3 рисунков.

Подготовку материалов исследования к печати необходимо проводить в такой последовательности.

Составляют план-проспект и систематизируют материал исследования, при этом строго придерживаются положения о том, что второстепенные сведения или опубликованные ранее не следует помещать в подготавливаемые издания. Затем располагают подобранный материал по главам и параграфам.

Излагают материал в научном стиле, для которого характерны ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм; строгое соблюдение научной терминологии, позволяющей в возможно краткой и экономной форме давать четкие определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов и явлений. Последовательное изложение принятой теоретической позиции, логичность, глубокая взаимосвязь теоретических положений, выразительность речи - характерные черты научного стиля.

Все цитаты приводят по первоисточникам с указанием подлинных авторов цитат и источников.

Поля на странице должны быть такие, как и при оформлении дипломной работы. После того как рукопись составлена, уточняют ее содержание, одновременно осуществляя тщательное редактирование. На этом этапе сокращают второстепенный или добавляют необходимый материал, определяют место в рукописи таблиц и рисунков.

При литературном редактировании работают над улучшением научного стиля произведения; перерабатывают отдельные части, формулировки фраз в целях достижения четкого изложения, проверяют орфографию и пунктуацию, устраняют архаизм, речевые штампы. Избегают частого повторения одних и тех же слов, заменяя их синонимами. Осуществляя техническое редактирование, определяют в рукописи абзацы,  проверяют правильность написания терминов, символов; значков, шифров, особенно в математических, химических и других формулах. Одновременно с этим определяют размеры иллюстраций и таблиц, правильность их оформления. После этого окончательно перепечатывают рукопись. Все символы в формулах поясняют текстом, расположенным непосредственно под формулой. Не допускается обозначение разных величин одинаковыми буквами.

Иллюстрации должны быть ясными, четкими. Чертежи (рисунки) должны удовлетворять требованиям государственных стандартов. Подписи должны легко читаться при заданном уменьшении.

Таблицы создают наибольшие удобства при чтении текста. Помещая их в текст, автор должен четко уяснить себе, как она будет выглядеть в напечатанной книге. Не рекомендуется составлять таблицы с большим количеством граф, так как это затрудняет размещение их в тексте.

Статья направляется в редакционную коллегию научного журнала или научно-технического сборника, а монография - в научное специализированное издательство. Все материалы, рекомендуемые к печати, представляют в двух экземплярах.

Требования к отчету по практической работе:

После выполнения работы необходимо чисто и аккуратно оформить выполненное задание, согласно требованиям к письменным работам. После этого письменно  ответить на контрольные вопросы.

Работа засчитывается после устного ответа на контрольные вопросы и вопросы по лекции, а также после выполнения задания  практической работы и самостоятельной внеаудиторной работы студента соответствующих данной теме.

Контрольные вопросы и задания даны в конце практической работы.

Контрольные вопросы
  1. Как публикуют работы, содержащие новые научные результаты и конкретные предложения, имеющие важное теоретическое и практическое значение?
  2. Какие издания относятся к научным?
  3. С какой целью пишутся статьи?

Практическое занятие №4

Тема: «Несчастные случаи на производстве»

Цель работы: развитие умений и навыков в составлении и оформлении документов по расследованию несчастных случаев.

Порядок выполнения работы

1. Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2. Записать коротко предложенные задания.

Практическая работа состоит из 3-х заданий по составлению актов несчастных случаев Н-1, Н-2, произвольной формы.

Чтобы оформить документы необходимо использовать типовые формы, которые приведены в приложениях (Приложения А, Б, В, ). В приложениях также представлены заполненные образцы этих документов.

Оформление документов производится в редакторе Microsoft Word с соблюдением всех отступов и интервалов. Все выполненные задания должны быть распечатаны и представлены преподавателю для проверки в установленные сроки.

Задание 1

Оформить по месту и времени происшествия: на территории предприятия и вне ее (при выполнении задания администрации, при следовании на работу и с работы на транспорте предприятия и на общественном транспорте) от 01.03.20__. Ф.И.О.  водителя Мисик  Сергей Петрович. Для примера используйте приложение А.

Задание 2

Оформить акт по исходу несчастного случая: приступил к работе, установлена инвалидность первой, второй, третьей группы; смертельный случай, групповой случай, когда пострадало два и более человека на основе данных задания № 1 и образца приложения Б.

Приказ № 65к от 05.03.20__ «О расследовании несчастного случая» водителя ООО «Салехардский рыбозавод» С.П. Мисик с 06.03.20__ по 15.03.20__ продолжительностью 10 календарных дней на основании объяснительной свидетелей № 5655 от 01.03.20__  и заявления водителя С.П. Мисик.

Проставить визу согласования начальника отдела кадров О.А. Сергеевой и отметку об ознакомлении с приказом Мисик.

Задание 3

Оформить акт по оформлению бытового несчастного случая на основе предложенных образцов в приложениях В и Г.

В соответствии с Распоряжением Министра от 04.03.20__ № 115 «Об усилении противопожарной безопасности и усилении охраны в период праздничных дней» составить приказ № 245 от 06.03.20__ изданный директором ООО «Салехардский рыбозавод» «Ямалрыба» г. Салехард В.В. Пшенцовым.

В распорядительной части выделить 4 пункта:

1. Об организации уборки территории предприятия.

2. О проверке состояния электропроводки ограждения движущихся частей и механизмов, пешеходные дорожки, доступ кислот, щелочей.

3. О предоставлении в секретариат генерального директора списка сотрудников, пребывание которых необходимо на территории предприятия в праздничные дни.

4. Контроль за исполнением возлагается на главного инженера предприятия П.Р. Копотилова.

Каждый пункт рассмотреть по схеме «Кому?», «Что нужно сделать?», «До какого срока?».

Например, к п.1 Заведующему складом О.Н. Никитину организовать уборку территории до 13.03.20__.

Проставить визу главного инженера

Поставить отметку об исполнителе. Исполнителем является Соловьева, телефон 302-34-56

Приложение А

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ

Генеральному директору

ООО «Салехардский рыбозавод»

В.В. Пшенцовц

Водителя  С.П. Мисик

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу расследовать несчастный случай произошедший со мной в праздничные дни на территории предприятия «Ямалрыба» 08 марта 2013 года.

(подпись) С.П. Мисик

09.03.2013

                                                                                                 Приложение Б

ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ

ООО «Салехардский рыбозавод»

ПРИКАЗ

10.03.2013 №  68

О расследовании несчастного случая

ПРИКАЗЫВАЮ:

Провести служебное расследование несчастного случая с С.П. Мисик в период с 10.03.2013 года по 19.03.2012 года и предоставить материалы расследования в срок до 20.03.2013 года.

Основание: заявление № 20 от 09.03.2013г.

Генеральный директор                   _________ В.В. Пшенцов

Заместитель директора по кадрам ________ С.М. Павлова

Юрисконсульт                                 ________ С.К. Игнатьев

Главный инженер                     __________ В.К. Коптяев

С приказом ознакомлена 10.03.2013г. _______ С.М. Ракитина

                                                             

Приложение В

Извещение о групповом несчастном случае (тяжело несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом)

1.Наименование организации, вид деятельности;

2. Ф.И.О. работодателя;

3.Дата, время, место, вид выполняемой работы, краткое описание места происшествия и обстоятельств, при которых произошел несчастный случай;

4. Число пострадавших,  в том числе погибших;

5. Фамилии, инициалы, должность, возраст,  в том числе отдельно указывается для  погибших;

6. Характер и тяжесть повреждений здоровья полученных пострадавшими, для погибших указывается отдельно;

7. Фамилия, инициалы лица, передавшего извещение, дата и время передачи извещения;

8. Фамилия, инициалы лица, принявшего извещение, дата и время получения извещения.

Передается в течение суток после происшествия несчастного случая в органы и организации указанные в трудовом кодексе Р.Ф., по телефону, факсом, телеграфом и другими имеющимися средствами связи в том числе Интернет.

При передаче извещения отмеченные сведения указываются и кодируются в соответствии с установленной  классификацией.

Приложение Г

УТВЕРЖДАЮ

Подпись, фамилия, инициалы

работодателя (его представителя)

«___» _____________ 200__

Печать

АКТ №___

О несчастном случае на производстве

1.Дата и время несчастного случая;

2. Организация, работником которой является пострадавший;

3.Организация, направившая работника;

4. Лица, проводившие расследование несчастного случая;

5. Сведения о пострадавшем (Ф,И,О, возраст, должность);

6. Сведение о проведение инструктажей и обучения по охране труда:

«Вводный инструктаж» (число. месяц, год);

«Инструктаж на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый, целевой) по профессии или виду работы при выполнении которой произошел несчастный случай _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стажировка «___» _________________ 200__;

Обучение по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай  с «__»_____ 200 по «___» ___________ 200;

Проверка знаний по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай (число, месяц, год, № протокола);

  1. Краткая характеристика места (объекта), где произошел несчастный случай, оборудование, использование которого привело к несчастному случаю;

8.Обстоятельства несчастного случая (события, действия других лиц;

8.1. Вид происшествия;

8.2. Характер, полученных повреждений и орган подвергшийся повреждению, медицинское заключение о тяжести повреждения здоровья;

8.3. Нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

8.4. Очевидцы несчастного случая;

9. Причины несчастного случая;

10. Лица допустившие нарушения требований охраны труда

Организация, работодатель, работники которой являются данные лица;

11. Мероприятия по устранению причин несчастного случая, сроки

Подпись лиц, проводивших                                                        

расследование несчастного случая

подписи:

Практическое занятие №5

Тема: «Производственное освещение»

Цель работы: выработать  навыки оценки основных характеристик светового потока.

Основной теоретический материал

Связь человека с внешней средой. Правильно спроектированное производственное освещение улучшает условия длительной работы. устраняет напряжение глаз, снижает утомление, повышает безопасность труда, способствует повышению производительности труда и качества выпускаемой продукции.

Естественное освещение- освещение помещений прямым или отраженным светом небосвода. Искусственное освещение применяется в часы суток, когда естественный свет недостаточен, или в помещениях,  где он отсутствует.

Комбинированное освещение состоит из общего и местного освещения от светильников, концентрирующих световой поток непосредственно на рабочих местах.

Производственное освещение должно отвечать гигиеническим требованиям. Обеспечивающим достаточный уровень освещенности, спектральный состав, создаваемый источниками искусственного света, который должен приближаться к солнечному,  как наиболее благоприятному для человека, достаточно равномерное распределение освещенности в помещении во избежание частой переадаптации и утомления зрения, отсутствие прямой и отраженной блескости, вызывающее ухудшение видимости, отсутствие пульсации освещенности, т.е. колебание освещенности вызываемое резким изменения напряжения в сети и приводящего к утомлению зрения.

Профилактика неблагоприятных последствий, вызванных дефецитом УФ излучений, осуществляется с помощью облучательных установок длительного действия, которые сооружаются вместе с рабочим освещением, или кратковременного действия – в специальных фотариях.

В целях защиты от избытка УФ излучения применяют различные защитные кремы, спецодежду, изготовленную из специальных тканей, хорошо отражающих и поглащающих излучение. Для защиты глаз в производственных помещениях используют очки с защитными стеклами.

Ответить на вопросы:

  1. Что такое аварийное освещение и какую освещенность оно должно обеспечивать?
  2. Перечислить какими показателями гигиенических требований должно отвечать производственное освещение?
  3. Назовите средства и способы защиты от УФ?

Практическое занятие №6

Тема: «Организация пожарной охраны на предприятии»

Цель работы: выработать  навыки оценки основных характеристик пожара и взрыва. Определиться четко с помощью каких средств происходит тушение пожара.

Основной теоретический материал

Пожар  - неконтролируемое горение вне специального очага, наносящего материальный ущерб.

Взрыв – быстрое превращение вещества (взрывное горение), сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов, способных производить работу.

Разновидности пожаров на промышленных предприятиях. Причины возникновения пожаров. Самые распространенные источники зажигания на промышленных предприятиях являются:

  • Искры при коротких замыканиях;
  • Теплота, выделяющаяся при перегрузках электрических сетей, машин и аппаратов, больших переходных сопротивлениях;
  • Теплота, выделяющаяся при трении во время скольжения подшипников, дисков ременных передач, а так же при выходе газов под высоким давлением и с большой скоростью через малые отверстия и щели;
  • Искры, образующиеся при ударах металлических деталей друг о друга, о камень ( например удары лопастей вентиляторов о кожух попадание посторонних металлических предметов о дробилки, жернова мельниц);
  • Теплота, выделяющаяся при химическом взаимодействии некоторых веществ и материалов (например щелочных металлов с водой, окислителей со сгораемыми веществами), а так же при самовозгорании с органических веществ (например ветоши, применяемой при изготовлении бумаги) при попадании на них растительных и животных масел, искровые разряды статического электричества.

Вероятность возникновения пожара (взрыва) не пожаровзрывоопасном объекте определяют на этапах его проектирования, строительства и эксплуатации.

        Пожарная безопасность объекта обеспечивается с помощью систем предотвращения пожара и противопожарной защиты, включающих в себя организационно-технические мероприятия.

        Системы пожарной безопасности характеризуются уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, а так же экономическими критериями эффективности этих систем.

        При возникновении пожара на окружающую среду и человека воздействуют пламя, ударная волна, обрушение оборудования, коммуникаций, конструкций зданий и сооружений, повышенная температура окружающей среды и предметов, токсичность продуктов горения, дым, пониженная концентрация кислорода, образование при взрыве и пожаре и выход из поврежденных аппаратов,  содержащихся в них вредных веществ.

        Кроме того, на людей и окружающую среду воздействуют осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций, радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок, электрический ток, возникающий в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов, опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара, огнетушащие вещества.

        Пожароопасные свойства веществ. Пожарная безопасность электроустановок.  Средства и способы пожаротушения.

        Ответить на вопросы:

  1. Дать определение пожара и взрыва.
  2. Перечислить самые распространенные источники зажигания на промышленном предприятии.
  3. Назвать факторы, влияющие на окружающую среду и человека при возникновении пожара.
  4. Как классифицируются строительные материалы по степени воздействия на человека при горении.
  5. Какие стадии процесса горения твердых веществ принято выделять при анализе горения.

        Подготовить рефераты на тему:

  1. Температура самовоспламенения и от чего она зависит?
  2. Классы подразделения  взрывоопасных зон?
  3. Классы подразделения пожароопасных зон?
  4. Способы и приемы прекращения горения.
  5. Наиболее распространенные огнетушащие средства.
  6. Средства тушения пожара на электроустановках.

     

Практическое занятие №7

Тема: «Промышленная экология»

Цель работы: развитие умений и навыков по выполнению практических заданий по очистке воздуха от газов с учетом протекания физико-химических процессов.

Основной теоретический материал

  1. Изучить основные источники загрязнения воздуха.
  2. Какое влияние на окружающую среду оказывают частицы, взвешенные в воздухе.
  3. Изучить надзор и контроль за охраной труда на производстве.
  4. Перечислить основные технические мероприятия по ограничению уровня загрязнения воздуха.
  5. Провести классификацию пылеулавливающего оборудования.
  6. Перечислить основные методы очистки воздуха от газов с учетом протекания физико-химических процессов
  7. Вычертить схему установки для огневого обезвреживания технологических и вентиляционных выбросов.
  8. Вычертить схему классификации пылеулавливающего оборудования.
  9. Вычертить схему анализа проблем загрязнения воздуха.
  10. Вычертить схему классификации предельно допустимых концентраций в воздухе.

Требования к оформлению практической работы

Расчетные задания должны быть выполнены в рабочей тетради №1

Тесты

  1. Периодичность визуального осмотра зданий и сооружений учреждения составляет:
  1. Раз в четверть
  2. Раз в полугодие
  3. Два раза в год (весной и осенью)
  4. Перед началом нового учебного года

  1. За чей счет проводятся медицинские осмотры работников, работающих во вредных и опасных условиях труда?
  1. За счет работников
  2. За счет Фонда социального страхования
  3. За счет средств работодателя
  4. За счет Фонда медицинского страхования

  1. Оценка и учет профессиональных рисков это:
  1. Метод управления охраной труда
  2. Принцип управления охраной труда
  3. Функция системы управления охраной труда
  4. Форма работы в системе управления охраной труда

  1. Периодические медицинские осмотры работников, занятых на работах с ОВПФ проводятся с целью:
  1. Предупреждения и распространения инфекционных заболеваний
  2. Выявления общего заболевания
  3. Профпригодности работника к выполняемой работе
  4. Выявления первичных признаков профессионального заболевания

  1. Система защиты подразделяется:
  1. На знаки безопасности, СИЗ и средства коллективной защиты
  2. На организационные, организационно-технические виды защиты и технические средства защиты
  3. На методы защиты и формы защиты
  4. На искусственную и естественную

  1. Нормативным актом ССБТ классификации опасных и вредных производственных факторов   является:
  1. ГОСТ 12.0.004-90 Организация обучения безопасности  труда. Общие положения
  2. ГОСТ 12.1.016-79 Методика измерения концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны
  3. ТК РФ
  4. Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической  оценке факторов рабочей среды и трудового процесса»

  1. Специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ, выдаваемые работающим с ВОПФ отражаются:
  1. В личной карточке учета СИЗ, должностной инструкции, приказе руководителя и приложении к колдоговору
  2. В приказе руководителя.
  3. В коллективном договоре
  4. В журнале выдачи

  1. Вынужденный (профессиональный) риск это:
  1. Источник опасности
  2. Объект опасности
  3. Вероятность получить повреждение здоровью
  4. Необходимость выполнять профессиональные функции в условиях действия источников опасности

  1. Правовая защита прав работников на безопасные условия труда это:
  1. Коллективный договор и соглашение по охране труда.
  2. Гарантии государства и действия СТК  и органов государственного контроля и надзора
  3. Трудовой договор и действия совета трудового коллектива
  4. Локально-распорядительные документы и действия комитета (комиссии) по охране труда

  1. Рабочее место признается не аттестованным:
  1. Класс условий труда - 3
  2. Класс условий труда - 4
  3. Класс условий труда – 3.1
  4. Работники не обеспечены СИЗ

  1. Тяжелые работы – это:
  1. Работы, отражающие преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, выполнение которых связано с вовлечением более чем двух третей мышечной массы человека
  2. Работы, отражающие преимущественную нагрузку на опорно-двигательный
  3. аппарат и функциональные системы организма, выполнение которых связано с вовлечением одной трети мышечной массы человека
  4. Работы, отражающие  нагрузку на функциональные системы организма, выполнение которых связано с тяжестью и напряженностью труда
  5. Напряженность труда с воздействием вредных и опасных факторов

  1. Какой вид инструктажа с учащимися должен быть проведен перед походом или экскурсией?
  1. Внеплановый
  2. Повторный
  3. Первичный
  4. Целевой
  1. Вентиляция бывает:
  1. Естественная и механическая.
  2. Искусственная и вытяжная
  3. Приточная и местная
  4. Технологическая и общая
  1. В течение какого времени работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал о нарушении своего права?
  1. В течение одного месяца
  2. В течение двух месяцев
  3. В течение трех месяцев
  4. В течение двух недель
  1. К факторам трудового процесса относится:
  1. Локальная вибрация
  2. Подъем и перемещение груза вручную
  3. Химические вещества
  4. Биологические токсины      
  1. На каких видах работ работник должен обеспечиваться СИЗ?    
  1. На работах с ВОПФ и на работах с особо температурными условиями или связанными с загрязнением
  2. На работах  с высоким классом профессионального риска  
  3. На работах с ограничением труда женщин и подростков
  4. На работах с повышенной опасностью  
  1. По природе действия ВОПФ разделяются на:
  1. Физические, химические, биологические, психофизиологические
  2. Чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренноопасные, малоопасные
  3. Оптимальные, допустимые, вредные, опасные

  1.  Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте заносятся:
  1. В карту аттестации рабочего мест
  2. В протокол инструментальных замеров
  3. В ведомость аттестации рабочих мест
  4. В сводную ведомость

Практическая работа №8

Тема: «Обращение с отходами производства и потребления»

Цель работы: развитие умений и навыков по выполнению практических заданий связанных с  обращением отходами производства и потребления.

Основной теоретический материал

  1. Какие отходы производства и потребления называют опасными.
  2. Как понимать следующие термины и определения: обращение с отходами, размещение, захоронение, использование и обезвреживание отходов.
  3. Какие основные характеристики вредных и опасных отходов.
  4. Каковы основные свойства отходов, повышающие их экологическую опасность.
  5. Какова структурная схема обращения с отходами производства и потребления.
  6. Перечислить основные свойства твердых отходов, затрудняющие технологические процессы обращения с отходами.
  7. Назвать основные принципы разделения отходов.
  8. Какой порядок принят для сертификации (паспортизации) отходов.
  9. Перечислить основные работы по анализу состава образцов отходов.
  10. Какие производства относятся к малоотходным.

Требования к оформлению практической работы

Расчетные задания должны быть выполнены в рабочей тетради №1

  1. Изобразить структурную схему обращения с отходами производства и потребления.
  2. Вычертить классификацию отходов по агрегатному состоянию.
  3. Изобразить структуру характеристик отходов, необходимых для классификации их в качестве вторичных материальных ресурсов.
  4. Оформить порядок сертификации (паспортизации) отходов.
  5. Схема проведения работ по анализу обращения (проб) отходов.
  6. Примерный перечень работ по анализу состава образцов отходов.
  7. Основные показатели физического состояния отходов, принимаемые вол внимание при сертификации.
  8. Описать формы организации производства по переработке отходов.
  9. Описать виды отходов, подвергающиеся компостированию.
  10. Классификация конструкций анаэробных реакторов.

Практическая работа №9

Тема: «Санитарно-защитные зоны предприятий»

Цель работы: развитие умений и навыков по выполнению практических заданий связанных с  требованиями, предъявляемыми к санитарно-защитным зонам.

Основной теоретический материал

При определении санитарно-защитной зоны (СЗЗ используются следующие термины и определения. Санитарно-защитная зона – территория между границами промышленной площадки, складов открытого и закрытого хранения материалов и реагентов, предприятий сельского хозяйства с учетом перспективы их расширения для:

  • Обеспечения требуемых гигиенических норм;
  • Создания архитектурно-эстетического барьера между промышленной и жилой застройкой;
  • Организации дополнительных озелененных площадей;
  • Предельно-допустимый выброс;
  • Предельно-допустимая концентрация;
  • Максимальная разовая предельно допустимая концентрация;
  • Предельно-допустимая среднесуточная концентрация;
  • Зона ограниченного землепользования;
  • Объект экологически опасный;
  • Режим ограниченной хозяйственной деятельности;
  • Зоны с нормативно определенными повышенными требованиями к качеству окружающей среды;
  • Сброс и выброс;
  • Источники загрязнения атмосферы.

Вредные вещества (выбросы) классифицируются:

  • По организации отвода и контроля;
  • По режиму осуществления;
  • По сфере образования;
  • По признакам очистки;
  • По температуре;
  • По химическому составу.

Организованный промышленный выброс – это выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды, трубы.

Неорганизованный промышленный выброс – это выброс, поступающий в атмосферу в виде направленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы оборудования по отсосу газа в местах загрузки, выгрузки и хранения продукта.

Требования к оформлению практической работы

Расчетные задания должны быть выполнены в рабочей тетради №1

Произвести расчет СЗЗ предприятия  по воздействию вредных факторов на окружающую среду. Какие исходные данные необходимы для расчета СЗЗ?

        Ответить на вопросы:

  1. Что называется санитарно-защитной зоной?
  2. Чем характеризуется режим ограниченной хозяйственной деятельности?
  3. Какая зона является зоной с нормативно-определенными повышенными требованиями к качеству окружающей среды?
  4. Как классифицируются источники загрязнения?
  5. Как классифицируются вредные выбросы?
  6. Какие физико-географические условия района расположения предприятия необходимо учитывать при проектировании СЗЗ?

Практическая работа №10

Тема: «Техника безопасности при обслуживании технологического оборудования»

Цель работы: развитие умений и навыков по выполнению практических заданий связанных с  требованиями, предъявляемыми к обслуживанию технологического оборудования.

Основной теоретический материал

1.Опасные зоны оборудования;

2. Коллективные средства защиты;

3. Оградительные средства защиты;

4.Предохранительные средства защиты;

5.Блокировочные средства защиты;

6. Сигнализирующие средства  защиты об опасности;

7. Системы дистанционного управления;

8. Специальные виды защиты;

9. Средства индивидуальной защиты.

Требования к оформлению практической работы 

Расчетные задания должны быть выполнены в рабочей тетради №1

  1. Изобразить и описать схему для определения опасной зоны при работе на технологическом оборудовании (монтаж установочных плит);
  2. Зарисовать знаки безопасности при работе на технологическом оборудовании (запрещающий, предупреждающий, предписывающий знак, указательный);
  3. Описать обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах;
  4. Зарисовать схему строповки груза;
  5. Какова схема опасной зоны при работе крана;
  6. Алгоритм требований правил дорожного движения при эксплуатации автомобильного транспорта.

Ответить на вопросы:

  1. Дать определение опасной зоны;
  2. Рассказать о видах средств коллективной защиты по назначению;
  3. Рассказать о видах средств коллективной защиты по принципу действия;
  4. Назвать виды блокировочных устройств и дать им краткую характеристику;
  5. Назвать сигнальные цвета и рассказать, в каких случаях они применяются;
  6. Перечислить основные мероприятия, которые должны выполняться для безопасности грузоподъемных кранов;
  7. Перечислить основные требования к грузоподъемной техники

Практическая работа №11

Тема: «Производственный шум и вибрации»

Цель работы: развитие умений и навыков по выполнению практических заданий связанных с  требованиями, предъявляемыми к предотвращению шума и вибраций.

Основной теоретический материал:

  1. Основные понятия акустики

     2.  Термины и определения;

  1. Распределение шума;
  2. Действие шума на человека и окружающую сред
  3. Методы оценки и измерения шумового загрязнения;
  4. Источники шума и их шумовые характеристики;
  5. Нормирование и общие методы снижения шума;
  6. Вибрации. Влияние вибрации на человека и окружающую среду;
  7. Причины и источники вибрации. Условия и методы измерения вибрации

 Требования к оформлению практической работы 

Расчетные задания должны быть выполнены в рабочей тетради №1

  1. Изучить звуковые колебания частиц упругой среды;
  2. Схематично изобразить звуковые волны и звуковое давление;
  3. Выполнить рисунок взаимодействия звуковой волны с преградой;
  4. Иллюстрация образования диффузности звукового поля;
  5. Изобразить кривые равной громкости;
  6. Изучить строение органа слуха;
  7. Изучить нормирование и общие методы снижения шума;
  8. Изобразить схему экранирования звука естественными преградами;
  9. Вычертить технологические погрешности подшипников.

Ответить на вопросы:

  1. Перечислить основные показатели, характеризующие свойства преграды на пути распространения звуковой волны;
  2. Дать объяснения кривым равной громкости;
  3. Каковы единицы измерения уровня шума;
  4. Дать объяснения действия шума на человека;
  5. С помощью каких характеристик источника шума проводится их оценка;
  6. На какие классы подразделяются шумомеры;
  7. Назвать основные методы снижения шума. Как они реализуются на практике;
  8. Как классифицируются звукопоглащающие материалы;
  9. Каков порядок нормирования шума
  1. Рассказать о делении вибрации по способу возбуждения. С помощью каких характеристик оцениваются вибрации;
  2. Как влияют инфразвуковые вибрации на человека;
  3. С помощью чего и как измеряются вибрации;
  4. Перечислить причины и источники вибрации  механического происхождения;
  5. Перечислить технологические погрешности подшипников, влияющие на вибрации.

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Медведев Т.В., Новиков С.Г. Охрана труда и промышленная экология: Учебник для студ. ср. проф. образования – М: Издательский центр «Академия», 2006. – 416с.
  2. Медведев Т.В., Инженерная экология: Учебник – М Гардарики, 2002 – 80 с.
  3. Долин П.А.. Основы техники безопасности в электроустановках.  – М: Энергоатомиздат, 2008.
  4. Бретшнайдер Б., Охрана воздушного бассейна от загрязнений: Учебник для нач. проф. Образования. – М.:  ОИЦ Академия», 2007. – 272 с.
  5. Кукин А.П., Лапин В.Л., Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: Учеб. Пособие. – М «Высшая школа», 2001. – 336 с.

Дополнительные источники:

  1. Очистка природных и сточных вод Справочник, М – «Высшая школа»: 1994. – 208 с.
  2. Пожароопасные вещества и материалы и средства их тушения, Справочник, под редакцией Баратова А.Н., Корольченко А.Я.,  М – Радио и связь,  1990. – 30 шт.
  3. Электронный учебник «Охрана труда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических указаний по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета" для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Они содержат учебные цели и задачи, перечень образовательных результ...

Методические указания к выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07 "Электронная техника"

Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.07 "Электронная техника". Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине: «Охрана труда»

для специальности:220703 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»...

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.02 Общая картография для студентов II курса специальности 21.02.08 Прикладная геодезия

Методические указания по выполнению практических работ направлены на получение навыков умений: выполнять картометрические определения на картах, определять элементы математической основы топографическ...

методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине Метрология и стандартизация

Методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине Метрология и стандартизация...

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ МДК 02.02 Управление ремонтом промышленного оборудования и контроль за ним

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПМ.02  Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудованияМДК 02.02 Управление ремонтом промышленного оборудования и контроль з...