Презентация к уроку педагогики по теме: "Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его особенности в условиях разных типов и видов образовательных учреждений"
презентация к уроку

Данная презентация может быть использована при проведении урока педагогики по теме: "Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его особенности в условиях  разных типов и видов образовательных учреждений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_pedagogiki.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его особенности в условиях разных типов и видов образовательных учреждений» Чуваева О.А., преподаватель ОГАПОУ СПК

Слайд 2

План Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности школьников 4 Сущность и движущие силы обучения, его функции 1 Место и задачи обучения в системе непрерывного образования 2 Основные понятия дидактики: образование , обучение, преподавание, учение 3 Структура процесса усвоения знаний, умений, навыков: восприятие, понимание и осмысление, закрепление, применение на практике. Учение и общение. 5

Слайд 3

Сущность и движущие силы обучения , его функции Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности 1

Слайд 4

Сущность обучения можно выразить через следующие признаки современного дидактического процесса :

Слайд 5

Структура учебного процесса – это построение процесса обучения, единство, взаимосвязь и взаимодействие его отдельных компонентов:

Слайд 6

Место и задачи обучения в системе непрерывного образования Непрерывное образование предполагает многоуровневость образовательных программ, которая позволяет учесть в построении образовательной траектории такие существенные характеристики, как встроенность , замещение, дополнение, адаптировать программу к начальному уровню обучающихся 2

Слайд 7

В основе программ непрерывного образования должны лежать такие принципы как: 1) системность 2) модульная структура программ 3 ) компетентностный подход 4) оптимизация аудиторных занятий 5) применение современных образовательных и информационных технологий 6) накопительная система обучения

Слайд 8

Задачи, решение которых необходимо для развития системы непрерывного образования: 1) переход к модульному принципу построения образовательных программ, что позволит обеспечить гибкость и вариативность образования, его личностную направленность, большее соответствие запросам рынка ; 2) широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся, формирующих навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы учащихся;

Слайд 9

3) стимулирование с учетом мирового опыта соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования, развитие механизмов привлечения в профессиональное образование внебюджетных средств, создание условий для инвестиционной привлекательности системы профессионального образования ; 4) обновление материально-технической базы и инфраструктуры образования, более интенсивная его информатизация ; 5) разработка и апробация различных моделей регионального управления профессиональным образованием в связи с возрастанием роли регионов в его развитии; нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития региональных систем образования;

Слайд 10

6) обеспечение инновационного характера профессионального образования за счет интеграции сферы образования, науки и производства; разработки проектов, связанных с развитием различных отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, с обновлением содержания образования и технологий обучения; создания учебно-научно-производственных комплексов, объединений, инновационных парков, бизнес-инкубаторов при каждом успешном вузе с их государственной поддержкой

Слайд 11

Основные понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение Дидактика ( didaktos – поучающий, didasko – изучение (от греческого)) – часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования (теория обучения ) 3

Слайд 12

К основным категориям дидактики относятся: 1) преподавание – упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов , их осознании и практическом применении; 2) учение – процесс, в ходе которого на основе ЗУНов , упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности; 3) обучение – систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей;

Слайд 13

4) образование – результат обучения, система объема ЗУНов полученных в процессе обучения; 5) знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения; 6) умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности;

Слайд 14

7) навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия); 8) учебный предмет – область научных знаний; 9) учебный материал – содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом;

Слайд 15

10) цель обучения – то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия; 11) содержание обучения – система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения; 12) метод обучения – способ достижения цели; 13) средства обучения – предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО); 14) результаты обучения – то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.

Слайд 16

Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности школьников Учебно-познавательная деятельность – деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку 4

Слайд 17

Последовательность осуществления учебной деятельности: 1) Принятие учебной задачи; 2) Анализ задачи, актуализация знаний, необходимых для ее решения; 3) Составление плана решения задачи; 4) Осознание способа решения учебной задачи; 5) Практическое ее осуществление 6) Рефлексия, контроль и оценка

Слайд 18

Структура процесса усвоения знаний, умений, навыков: восприятие, понимание и осмысление, закрепление, применение на практике. Учение и общение В осприятие материала - восприятие знаний, которые были выработаны человечеством и которые педагог передает учащимся, обрабатывая их определенным образом; вместе с тем и материал, который был обработан учителем является отчасти передатчиком его мыслей учащимся 5

Слайд 19

ОСМЫСЛЕНИЕ включает в себя все мыслительные процессы: сравнение — сопоставление и различение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация, переход от конкретного, единичного к общему, отвлеченному, от абстрактного, общего к наглядному, единичному

Слайд 20

ЗАПОМИНАНИЕ - удержание материала в памяти, важнейшее условие последовательного восстановления приобретенных знаний. Успешность запоминания определяется возможностью включения материала в систему осмысленных связей (т.е. связь новых знаний с личным опытом )

Слайд 21

Запоминание, в зависимости от целей деятельности, подразделяется на: - произвольное; - непроизвольное. Способы произвольного запоминания: 1. составление плана с выделением опорных пунктов; 2. представление материала в форме наглядных зрительных образов; 3. соотнесение материала с ранее полученным опытом. Важнейший механизм запоминания - ПОВТОРЕНИЕ, которое служит средством развития высших форм памяти

Слайд 22

ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний достигается с помощью повторительного воспроизведения и свободного воспроизведения, которые активизируют осмысление материала

Слайд 23

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Прочного запечатления учебного материала недостаточно. Подлинное освоение включает в себя умение оперировать усвоенным материалом в соответствии с различными задачами, которые могут встать при использовании приобретенных знаний в теоретических и практических целях