Методическое объединение
материал

Методическое объединение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Инновационная стратегия в контексте

интенсификации учебной деятельности

Выступил: педагог-организатор

Сарбаш Елена Николаевна

2020 г

Закон социального прогресса в условиях стремительно развивающейся научно-технической революции предъявляет высокие требования и к тем, кто учит, и к тем, кто учится. Ибо, для того чтобы современное российское общество уверенно двигалось вперёд, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской ответственности.

Современные условия жизни и развитие «информационного общества» ставят перед образованием новые задачи: не только дать обучающемуся определённую сумму знаний, но развить его личность, его познавательные и созидательные способности. Прогресс всего общества в целом и успех каждой отдельной личности зависит от того, насколько готов человек к решению различных проблем; насколько он умеет работать с современными источниками информации; насколько он способен жить в поликультурном мире; насколько он готов постоянно совершенствовать своё образование и своё саморазвитие. И главное – обладает ли он необходимым уровнем коммуникативной культуры, который бы обеспечил развитие информационной, социально-политической, академической составляющих образованности в современном понимании. Очевидно, что область формирования и применения коммуникативной компетенции не остаётся неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. В этой связи назрела необходимость обновления методик и внедрения инновационных программ в образовательный процесс. Идея введения инновационного обучения обусловлена самой учебной деятельностью, в которой предпочтение отдавалось традиционно-информационному обучению. Но, начав вводить элементы инновационного обучения, а затем активно использовать их на занятиях, можно прийти к выводу, что само преподавание в системе нового подхода превращается из средства передачи информации в процесс радостного осмысления учения.

Дополнительная образовательная программа составлена с учётом важнейших инновационных принципов, помогающих сформировать у обучающихся экологическую культуру, повысить творческую, научно-исследовательскую, общественно-полезную и социальную активность обучающихся.

  1. Смыслообразующий принцип.

Этот принцип предусматривает развивать обучающихся в такой системе образования, где всегда есть шанс преуспеть, стать полезным, где есть траектория свободы, есть выбор для самореализации, а значит, есть свободная и ответственная система для развития личности.

  1. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.

Инновационная парадигма обучения ориентируется на дифференциацию обучения, использование индивидуальных нормативов, программ развития, усиление положительных мотивов учения, активизацию творчества.

  1. Принцип открытости, уважения и доверия.

Очень важно рассматривать ориентацию на личность с точки зрения идеи уважения к ребёнку, организации в общении с ним партнёрства, сотрудничества, диалога. Развитие становится эффективным в том случае, когда обучение вызывает положительные эмоции, если ребёнок чувствует, что к нему относятся с симпатией и вниманием, определяющими его желание и потребность к учению.

  1. Принцип диалогической природы познавательной деятельности.

Учитель новой эры хорошо понимает, что самосознание и педагогов, и учеников может расти только в диалоговой рефлексии. Только гармония рефлексов и спонтанности могут создать поле творчества современного преподавателя, а поскольку инновационное образование ориентировано в творчество, необходимо создать наличие определённых условий для него, а прежде всего, диалоговое культурное пространство.

  1. Принцип культуросообразности.

Этот принцип включает в себя формирование у обучаемых неискажённых представлений об истории и культуре соизучаемых народов; стимул для ознакомления с ключевыми культуроведческими понятиями «наследие культуры», «культурное сообщество», «языковая культура»; приемлемость с точки зрения возрастных особенностей, когнитивных и коммуникативных возможностей обучаемых.

  1. Принцип наличия личностно-ориентированных задач.

Необходимо изменение позиции преподавателя к личности обучающегося и к себе самому, поскольку преподаватель выступает не только как носитель знаний, но как помощник становления и развития личности обучающегося. Вследствие чего изменяется сам характер управления учебной ситуацией; утверждается позиция демократических взаимодействий, сотрудничества, помощи, внимания к личностной инициативе, к росту его личности. (Из концепции В.Я. Ляудис (142).



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Инновационные образовательные

технологии в профессиональном образовании

Выступил: педагог-организатор

Сарбаш Елена Николаевна

2019 г.

  В качестве возможной образовательной технологии для проверки степени сформированности общих и профессиональных компетенций на занятиях по терапии у будущих медицинских сестер, можно использовать успешно зарекомендовавший себя метод «кейс-стади».

  Метод «кейс-стади» - это неигровой имитационный активный метод обучения. Цель обучения с помощью кейс-методов заключается в формировании специалиста, который правильно анализирует производственную ситуацию. В процессе группового обсуждения обучающиеся должны сформулировать сестринские вмешательства для решения проблем пациента. В медицинском образовании метод «кейс-стади» применяется под названием «ситуационная клиническая задача».

Задача преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала, а обучающиеся должны выявить возникшие у пациента проблемы, поставить краткосрочные, долгосрочные цели, составить план сестринского ухода с мотивацией каждого действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь обучающимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.

Кейс содержит проблемы, понятные обучающемуся. Кейс рассматривает конкретную ситуацию, отражающую жалобы пациента, анамнез заболевания, анамнез жизни, данные субъективного, объективного обследования, данные лабораторных, инструментальных методов исследования. В рамках работы над кейсом обучающийся (группа обучающихся) изучает следующие ключевые моменты для решения задачи:

- этиологию заболевания (причины, факторы риска);

- клиническую картину заболевания (симптомы, синдромы);

- утвержденные стандарты по диагностике и лечению данной патологии.

В случае если работа над кейсом будет не индивидуальной, а групповой, то это позволит достичь образовательных целей занятия (применять знания на практике, приобретать навыки использования методов, максимально активизировать работу всех обучающихся, вовлечь их в процесс анализа ситуации и принятия решений).

При групповой работе группа делится на подгруппы, состоящие из 2- 3 человек. Каждая команда выбирает себе руководителя (модератора). Роль модератора состоит в организации работы подгруппы, распределении вопросов между участниками и в принятии окончательного решения. После решения задачи модератор делает доклад в пределах 8-10 минут о результатах работы своей подгруппы.

Учебные цели, поставленные в групповой работе над кейсом, связаны c формированием общих и профессиональных компетенций: организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК 3); осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5); работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6); осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействие с участниками лечебного процесса (ПК.2.2) применять медикаментозные средства в соответствии с правилами его использования (ПК. 2.4)

Метод «кейс-стади» решает следующие задачи:

1. Стимулирует мотивацию учения.

2. Повышает познавательный интерес.

3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность, самокритичность, инициативность, нестандартность мышления.

4. Развивает творческие способности.

5. Вырабатывает у обучающихся такие качества как сочувствие, сопереживание, необходимые будущему медицинскому работнику.

6. Формирует убеждения.

7. Формирует навыки исследовательской деятельности.

При проведении занятий есть возможность создать такой процесс обучения, при котором каждый обучающийся не просто усвоил бы поток информации, а научился самостоятельно находить правильные решения поставленных ситуационных клинических задач.

Метод решения проблем. Вместо того чтобы «транслировать» обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.

Умение решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если обучающиеся овладеют умениями/компетенцией решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать, многократно возрастет, а кроме того, они приобретут компетенцию, которая пригодится им в течение всей жизни.

Важность данной компетенции для работодателей обусловлена тем, что:

- большинство современных предприятий заинтересованы в кадрах, способных принимать на себя ответственность и работать самостоятельно. Чтобы сделать это, людям необходимо умение выявлять проблемы и предлагать решения, т.е. как раз то, что является основой ключевого умения решать проблемы; умение решать проблемы является ключевым аспектом управления качеством – концепция непрерывного совершенствования основана, в первую очередь, на способности людей анализировать свою деятельность, искать проблемы и находить способы совершенствоваться; решение проблем не есть прерогатива деятельности отдельного работника – коллектив также должен уметь совместно решать проблемы.

Проблемы обычно решаются в группах из 4–6 человек. В ходе решения проблемы обучающиеся:

- углубляют свои знания по конкретному вопросу;

- развивают умения решать проблемы, применяя

принципы и процедуры (теорию);

- развивают социальные и коммуникативные умения

Как правило, деятельность групп по решению

проблем охватывает семь этапов:

1) выяснение содержания/значения понятий и терминов;

2) определение проблемы;

3) анализ проблемы и ее последствий, т.е. разбиение ее на составные элементы/части, рубрики

или задачи;

4) ранжирование по важности выделенных элементов/задач и установление связи между ними;

5) формулирование задачи;

6) поиск дополнительной информации;

7) отчет перед группой с описанием выбранного метода решения и его обоснование.

Обсуждение. Эта техника позволяет совместно создавать знание, формировать идеи и мнения об изучаемом предмете для получения новой информации или нахождения решения проблемы.

Наиболее эффективно проводить обсуждение в группах, содержащих не более шести человек.

Подобно группе «краткого обсуждения», в группе обсуждения нужен лидер и человек, ведущий протокол. Особое внимание необходимо уделять четкой формулировке обсуждаемого вопроса.

В отличие от группы «краткого обсуждения» в данном случае в результате обсуждения должен быть получен более глубокий ответ или найдено

решение сложной проблемы, следовательно, обсуждение требует более длительного времени. При принятии решения об использовании данного вида деятельности следует обратить внимание на следующее:

- является ли проблема или вопрос действительно

важным для группы? (как правило, к значимым

проблемам/вопросам относятся вопросы межличностных отношений, деятельности предприятия, социальные вопросы и т.д.);

- соответствует ли предлагаемая проблема особенностям данной группы обучающихся? (здесь следует учитывать такие факторы, как возраст, пол,

уровень образования, опыт и подготовка обучающихся);

- будет ли предлагаемая проблема способствовать

развитию творческого мышления?

- имеется ли достаточно времени для эффективного обсуждения вопроса? (если времени недостаточно, то нельзя выдвинуть настоящие решения и

у группы сформируется чувство разочарования из-за

того, что они ничего не достигли).

Эффективное обсуждение требует тщательной

подготовки, может быть, даже большей, чем при других учебных стратегиях.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Мотивация к учению – основное условие успешного обучения

Выступил: педагог-организатор

Сарбаш Елена Николаевна

2019 г.

Мотив (от фр. motif – побудительная причина, повод к какому-либо действию). Это внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека

Мотивация - совокупность побуждений к деятельности, это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей.

Мотивирующие факторы - это идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности, за которыми стоят потребности личности во всем их многообразии (от базовых, жизненных, биологических до высших, социальных), они могут быть внешними и внутренними.

Внутренние факторы, мотивирующие обучение:

1. Удовлетворение от самого процесса учебы

2. Прямой результат деятельности

3. Стремление к успеху

4. Понимание необходимости знаний для жизни

5. Учение как возможность общения

Внешние факторы, мотивирующие обучение:

Хорошие отметки

Престиж, лидерство

Материальное вознаграждение

Избегание наказания

Задолженности

Эти факторы могут быть положительными (мотивы успеха, достижение) и отрицательными (мотивы избегания, защиты, неуспеха). Очевидно, внешние положительные МФ более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если они по силе равны.

Люди, мотивированные на успех: в деятельности обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склоны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, а нереалистично высокие – отклоняют, то есть рискуют расчетливо. В случае чередования успехов и неудач – склонны к переоцениванию своих неудач.

Для сильных обучающихся характерна внутренняя мотивация: они имеют потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Учебные мотивы слабых студентов в основном внешние, ситуативного характера: избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т.п.

Раздел V. ФГОС СПО по специальностям подготовки –Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы гласит: выпускник должен:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Таким образом, формирование общих и профессиональных компетенций, как конечных результатов профессионального обучения, напрямую связано с развитием мотивации к профессиональной деятельности.

Кроме того, в настоящее время при проведении экспертизы и самооценки педагогической деятельности преподавателя с целью аттестации целый раздел посвящен оценке компетентности преподавателя в области мотивации учебной деятельности.

Учитывая важность и актуальность данной темы в системе качественной подготовки специалистов, нами был запланирован и проведен ряд мероприятий, который завершился педагогическим советом на тему: «Мотивация учения - основное условие успешного обучения».
Цель педсовета: через активные формы деятельности преподавателей представить и систематизировать возможные пути формирования мотивационной сферы профессионального обучения.

Задачи педсовета:

1. Обобщить теоретические положения по теме «Мотивация учения», определить ее значение в подготовке современного специалиста.

2. Обобщить практический опыт преподавателей колледжа по формированию мотивационной сферы учения студентов.

3. Разработать структурную схему «Мотивационная сфера студента».

Педсовет проходил в активной форме, преподаватели произвольно были поделены на 5 групп согласно 5 компонентам схемы «Мотивационная сфера учения». Каждой группе было дано задание.

Мотивационная сфера учения определяется следующими понятиями:

Задания для 1 группы
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий преподавателя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – смысл учения.

 В  задачу вашей группы входит:

Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование смысла учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные вами утверждения написать на лист ватмана.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

Задание для II группы:
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий преподавателя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – мотив учения.

Задание для III группы:
Уважаемые коллеги!  Предлагаем вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий преподавателя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – постановка целей.

Задание для IV группы:
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий преподавателя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоциональный настрой.

Задание для V группы:
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий преподавателя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – интерес к учению.

Положительное отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными (а зачастую и определяющими) факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения, так как эти мотивы связаны с конечными целями профессионального обучения.

Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков. В обратном же направлении компенсаторный механизм не срабатывает. То есть никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие или низкую учебную мотивацию и, таким образом, не может привести к высокой успешности учебной деятельности.

Три «кита» учебной мотивации

1.Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний - «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» - ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность. Они дают обучающемуся замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

2. Ощущение свободы выбора («Мы не пешки, у нас есть выбор!») - чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем больше будет интерес к учебному процессу и тем выше собственная инициатива и активность обучающихся.

3. Ощущение успешности (компетентности) - «У меня это получается, я понял, я умею!». Это важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Обучающийся хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Именно поэтому преподавателю надо дать почувствовать себя успешным каждому студенту. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой!!!

В рамках подготовки к педсовету нами были опрошены студенты 1,4 курсов (1 курса – на базе 9 классов и на базе 11 классов образования). 
Использовались тест-опросник по мотивации успеха и боязни неудачи и методика изучения факторов привлекательности профессии.

Результаты исследования:

-71% первокурсников назвали причиной поступления в наш колледж интерес к избранной профессии;

- 89% обучающихся мотивированы на успех, лишь 11% на неудачу

-однако приблизительно 85 % студентов имеют высокий уровень неустойчивости нервной системы, сложности с эмоциональным контролем, особенно в ситуации стресса, (к которой можно отнести даже ответ на занятии) экстернальной направленности, то есть нуждаются в помощи и поддержке извне.

Результаты работы в группах преподавателей

Анализ работы преподавателей в группах на педсовете и данных анкетирования обучающихся показал:

1. Большинство преподавателей (все 5 групп) и студентов (81%) большое значение придают созданию у обучающихся ситуации успеха на занятиях.

2. В 4-х группах из 5 преподавателями важной в формировании мотивации отмечена совместная со студентами работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.

3. В 3-х группах из 5 важным признаны создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии, а также оценка деятельности студента не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения и стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

4. В группе «Мотив учения» преподавателями было отмечено дополнительно: учет возрастных особенностей обучающихся; использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; нестандартная форма проведения занятий; эмоциональная речь преподавателя; использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности; вера преподавателя в возможности обучающегося.

Решение педсовета:

1. В соответствии с требованиями ФГОС СПО и актуальностью темы мотивации в обучении обобщить теоретический материал, имеющийся у большинства преподавателей позитивный практический опыт по применению наиболее эффективных форм работы с обучающимися, а также данные анкетирования обучающихся колледжа – подготовить методические рекомендации для преподавателей по формированию мотивационной сферы учения студентов.

2. При переходе образовательного процесса на ФГОС СПО взять за основу в практической деятельности каждого преподавателя выработанную схему формирования мотивационной сферы обучающихся.

Литература

  1. Агапитова, М.А. Мотивация как одна из составляющих в формировании личности студента // Методист.- 2008.- №4.- С.46-47.
  2. Вишневская, Н.В. Мотивация самовоспитания и развития морально-этических норм при подготовке медицинских сестер. //Методист.- 2010.- №7.- С.57-58.
  3. Григорович, С.С. Особенности мотивационно-ценностной сферы у студентов колледжа и вуза. // СПО.- 2009.- №3.- С.41-43.
  4. Емельяненко, Л.М. Формирование у студентов-медиков мотивационной готовности к профессиональной деятельности. // СПО.- 2011.- №2.-С.35-38.
  5. Кравченко, Н.Е. Формирование познавательных потребностей обучаемых. // Специалист.- 2010.- №1.- С.27-28.
  6. Лобашев, В.Д. Мотивации в профессиональном обучении.// Методист.- 2009.- №6.- С.33-38.
  7. Мирсаетова А.А. мотивация достижения успеха личности: психологический аспект. // СПО.- 2010.- №5.-С.56-59.
  8. Мухаметзянова Ф. Г. Мотивация учебной деятельности школьников. // Методист.- 2007.- №5.- С.53-56.
  9. Нагаева, С.Н. Мотивация проектной деятельности при формировании профессиональной компетентности. // Специалист.- 2010.- №11.- С.26-27.
  10. Павлова, Л.А. Мотивация обучающихся как совершенствования качества профильного обучения. //СПО.- 2010.- №1.- С.7-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Методические рекомендации по организации работы методических объединений

Методические рекомендации адресованы  руководителям структурных подразделений, руководителям методических объединений педагогических работников, методистам. Они адаптированы к деятельности опреде...

Конференция "Методическое и информационное сопровождение деятельности федеральных учебно-методических объединений СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО"

Конференция "Методическое и информационное сопровождение деятельности федеральных учебно-методических объединений СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО&qu...