Проектирование эффективного урока в режиме дистанционного обучения.
статья

Прокошина Екатерина Юрьевна

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью

разработки эффективных и содержательных уроков по физической культуре в режиме дистанционного обучения. Проведение дистанционных занятий по заданной теме имеет ряд аспектов, которые необходимо учесть, чтобы провести урок максимально эффективно.XXI век является веком информационно – коммуникативной компетенции, веком развития знаний, как производительной силы. Постоянный рост объемов информации, модернизация и усложнение учебных и трудовых процессов, привёли к необходимости получения  качественного образования на всех уровнях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

УДК

Проектирование эффективного урока в режиме

дистанционного обучения в НОЧУ СОШ «Центр образование «Самсон».

Степанова Лариса Никоноровна и Прокошина Екатерина Юрьевна, учитель физической культуры и спорта, Некоммерческое образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования «САМСОН», г. Москва, ejikovna2126@yandex.ru

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью

разработки эффективных и содержательных уроков по физической культуре в режиме дистанционного обучения. Проведение дистанционных занятий по заданной теме имеет ряд аспектов, которые необходимо учесть, чтобы провести урок максимально эффективно.

Abstract: the relevance of the chosen topic is due to the needs of development an effective and meaningful lessons of physical culture in distance learning mode. Conducting distance lessons on a given topic has a number of aspects that must be taken into account in order to conduct a lesson as efficiently as possible.

Ключевые слова: физическая культура, дистанционное обучение, информатизация, технологии, специфика, потенциал, занятия, упражнения, безопасность, подход, онлайн-занятия, сайт, самостоятельный.

Keywords: physical culture, distance learning, informatization, technologies, specificity, potential, classes, exercises, safety, approach, online classes, website, independent.

XXI век является веком информационно – коммуникативной компетенции, веком развития знаний, как производительной силы. Постоянный рост объемов информации, модернизация и усложнение учебных и трудовых процессов, привёли к необходимости получения  качественного образования на всех уровнях. В настоящее время становится актуальным применение технологий дистанционного обучения в системе образования. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» отмечено, что учебное заведение по своему усмотрению устанавливает порядок предоставления учебно-методической поддержки  ученикам, в том числе  способом личных консультаций, проводимых дистанционно с применением информационных технологий, а также определяют соотношение объемов уроков, которые проводятся путем прямого взаимодействия преподавателя с учеником по своему усмотрению, в том числе с использованием электронного и дистанционного обучения[1].

На первый план выходит интерактивная работа учеников с учебными материалами, которые соответствуют основному учебному плану и специально разработаны для общеобразовательного учреждения.

В 2020 году появился фактор, который изменил систему образования во всем мире – пандемия. Введение режима повышенной готовности и, как следствие, массовое закрытие школ, оказалось неожиданным явлением не только для России, но и для всего мира.

Пандемия ускорила информатизацию образовательного процесса подведя к выходу на первый план – дистанционные образовательные технологии. И если система высшего образования уже имела опыт внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс посредством различных платформ, то системы начального и среднего образования осваивали дистанционные технологии в образовательном процессе. 

Специфика каждого предмета различна, но общий принцип задачи учителя остаётся неизменным – это создание надлежащих условий для практического усвоения знаний. Данный принцип непосредственно затрагивает образовательную область «Физическая культура», которая является обязательной частью основного образования.

Учитывая специфику преподавания учебной дисциплины- «Физическая культура», для реализации режима дистанционного обучения возникает необходимость дополнительных исследований и разработок в данной предметной области. Открытое дистанционное обучение, является новой формой предоставления учебной информации, средством получения знаний учащимися, не смотря на возможные проблемы со здоровьем, оно увеличивает творческий и  интеллектуальный потенциал детей, стимулирует их к самостоятельной работе. Это упрощается за счёт самоорганизации и использования новых информационных технологий. В некоторой степени меняется и роль учителя.  Находясь в режиме нововведений и инноваций, он координирует процесс и, в то же время, совершенствует свои знания и практические навыки. Задачей учителя становится выбор таких методов подачи материала, которые позволят каждому ученику проявить свою индивидуальность, свое творчество, активизировать интеллектуальную, кинетическую и познавательную работу. Опыт применения эффективных методик дистанционного образования в области физической культуры  только начинает накапливаться. В наши дни активно внедряются обучающие программы на основе современных мультимедийных средств, которые помогают достичь максимальных результатов в решении образовательных задач дистанционного обучения.

С чего же начинается проектирование эффективного урока по ФК в режиме дистанционного обучения?

Когда в первый раз слышишь фразу: «Уроки физкультуры дистанционно», то  возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение...

Однако, осваивая технологические возможности проектирования урока в режиме дистанционного обучения, становится очевидным не только совместимость урока ФК и дистанционного обучения, но открываются и ряд преимуществ данной формы выполнения работы.

 Стоит отметить, что в условиях дистанционного обучения, именно онлайн-занятия и контроль выполнения домашнего задания посредством записи видео, является одним из самых распространённых и практико-ориентированных методов преподавания физической культуры.

Общее время занятий может быть распределено на всю неделю, при сохранении самой структуры урока физической культуры. Например:

2 урока ФК – 90 минут, 2 дня по 20 мин. и 5 дней по 10 минут;

3 урока ФК – 135 минут, 3 дня по 30 минут и 4 дня по 10– 15 минут.

Урочное время распределяется на 7 дней, 3 (2) из которых – 15 (10) минут теории и 15 (10) минут практики, остальные 5 дней – 10–15-минутные практические занятия.

Для выполнения нормативов ВФСК ГТО, приоритетными являются такие необходимые гимнастические упражнения, как наклоны вперед, поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, приседания. Для утренней гимнастики рекомендуются комплексы суставной гимнастики, упражнения для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки.

Для физкультминуток и физкульт пауз рекомендуются танцевальные упражнения, а также комплексы упражнений для мышц глаз, т.к. при дистанционном уроке ведётся активная работа с компьютером, что приводит к повышенной зрительной нагрузке.

Практические занятия можно выполнять в форме Табата, Just Dance и другие, под  контролем учителя или самостоятельно,  предоставив фото- или видеоотчет по завершении занятия.

Самостоятельный блок занятий можно реализовать в форме письменного анализа энергозатрат и рациона питания за день.

Необходимо предлагать ежедневные домашние задания, в которых будет присутствовать самостоятельная творческая составляющая, например придумать несколько упражнений на выбранную группу мышц в домашних условиях, используя предметы домашней утвари в качестве спортивного инвентаря. На стадии контроля выполненного задания, можно предложить ученику защитить свою идею занятий физическими упражнениями с различными предметами (бутылка с водой, веник, полотенце, швабра и т.д.).

Для осуществления контроля задания, ученик записывает процесс  выполнения упражнений на видео и отправляет отчёт учителю.

Проектная деятельность направлена на развитие теоретических знаний и прикладных умений в области ФК. Темы проектов могут быть разнообразными, составленными на основе межпредметной интеграции.  

Кейс-технологии призваны формировать навыки в определенных ситуациях. Кейсами могут выступать: задания на выполнение комплекса физических упражнений, подбором спортивного инвентаря, ситуации с разграничением физической нагрузки, исследование готовности учащегося к выполнению физических нагрузок.

Дискуссионные клубы – это организации групп учащихся по интересам. Для дискуссий используются темы из области изучения физической культуры. Сообщества готовят выступления исходя из предложенных учителем тем. Руководитель определяет время доклада, количество докладчиков, примерную структуру дискуссии (вопросы, которые необходимо раскрыть).

Организация видеоконкурсов. Темы для видеоконкурсов могут быть самые разные, например: «Самая спортивная семья», «Самое безопасное и грамотное место для занятий физической культурой», «Комплекс утренней гимнастики», «Тренировка с диванной подушкой» и т.д.

Реализация урока в режиме дистанционного обучения позволяет личностно ориентировать и дифференцировать обучение по физической культуре. Для проверки теоретической части можно использовать: тестирование, анкетирование, онлайн-беседы, эссе, сообщения, презентации, рефераты, конкурсные проекты.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому для того чтобы организовать эффективный урок при дистанционном обучении необходимо предоставить теоретический материал в доступной и наглядной форме. Эффективно решать эту проблему позволяет использование электронных презентаций.

 Объяснения техники выполнения многих упражнений, биографии спортсменов, раскрытие теоретических аспектов различных направлений  могут быть представлены ученикам с использованием различных видов наглядности. Использование на уроке наглядных средств обучения не только облегчает усвоение материала, но и способствуют формированию у детей образного мышления. В результате воздействия одновременно, на  зрительный и слуховой каналы восприятия, использование электронных презентаций позволяет значительно повысить производительность обучения. Наличие иллюстрированного материала является обязательным условием электронной презентации. Кроме того, когда понятия и абстрактные положения подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами, тогда они легче доходят до сознания учащихся и потому, для их раскрытия, используются различные виды иллюстрированного материала. Поэтому в учебных презентациях, текстовая информация сводится к минимуму, заменяется схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, фрагментами касающихся физической культуры и спорта. Электронные презентации делают материал более приемлемым и доступным учащимся, оказывают непосредственное влияние на мотивацию школьников. 

Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока может быть использована, как средство самообучения и самостоятельной работы.

Другой формой проверки теоретической части предмета предлагается использование тестирующих программ. Неограниченно большое количество разделов и вопросов в содержании компьютерных тестов, позволяет варьировать их под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования.

Правила техники безопасности при занятиях физической культурой на дистанционном обучении.

Правила техники безопасности, обязательны к исполнению и направлены на предотвращение травмоопасных ситуаций в процессе занятия.

Для безопасных занятий физическими упражнениями, необходимо выделить для ребёнка хорошо освещённое, хорошо проветриваемое место, площадью не менее трёх метров.

Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по ФК, занимаются по адаптированным программам занятий.

До начала занятий:

Следует переодеться в спортивную форму и обувь. Обувь должна быть лёгкой и иметь нескользящую подошву. Необходимо снять украшения, предметы, представляющие опасность: браслеты, кольца, ремни и т.п.

Во время занятий:

Нужно следовать инструкциям и рекомендациям учителя по технике безопасности при выполнении упражнений на дому. Занятия следует начинать с разминки и оканчивать заминкой.  Не следует выполнять прыжки, вращения, подскоки и другие сложно-координационные травмоопасные действия вблизи мебели, бытового оборудования, на неровной, нестабильной, скользкой поверхности, во избежание ушибов и травм.

Во время выполнения упражнений следует соблюдать дистанцию, избегать падений, столкновений с мебелью, бытовыми приборами и т.п., для чего необходимо проверить недосягаемость всех предметов до ученика перед началом занятия.

Для предотвращения ударов о  мебель и бытовые приборы, а также для профилактики травмоопасных ситуаций необходимо убрать все мелкие предметы с пола. Также следуют строго соблюдать технику исполнения упражнения. В случае ухудшении самочувствия во время занятия, следует немедленно прекратить выполнение упражнения и сообщить о своём состоянии учителю.

После окончания занятий

Следует помыть руки с мылом и теплой водой, умыть лицо (по возможности принять теплый душ). Переодеться в домашнюю одежду и обувь.

Для проведения занятий в дистанционном формате существуют специальные платформы, например: Zoom или Moodle.  Также проводя онлайн-занятия можно использовать видеохостинг YouTube, где представлена огромная база видеороликов с примерами упражнений по ФК.

Для самостоятельной работы учеников можно использовать такие сайты, как «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа». Некоторые задания выполняются в электронном виде и затем высылаются учителю в личном сообщении. Возможно оформление работы в виде текстового документа и размещение в разделе «Файлы». Как и на уроке, существует возможность того, что не все учащиеся смогут дать ответы, на поставленные вопросы, но в «Группе», дети могут прочитать варианты ответов других учеников и устранить непонимания. На форуме, где выкладываются ссылки, теоретический материал, задаются вопросы, организуется дискуссия и т.д. Во время работы можно использовать учебные презентации, кроссворды, ребусы, мультимедиа и т.п.

Дистанционные задания по физкультуре

Использование возможностей дистанционного обучения в работе педагога, повышает эффективность образовательного процесса, позволяет вывести процесс взаимодействия учителя и ученика на новый уровень и освоить новые формы урока.

Отличительными особенностями урока в режиме дистанционного обучения являются:

1.Увеличение возможности удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей школьников;

2.Условное ограничение тематики дистанционного урока;    

3. Открытие новых граней учебного предмета учениками, поиск новых путей решения поставленной задачи исходя из предложенных учителем схем.

4.Индивидуальный подход. Ученик сам выбирает время, место работы, имеет возможность привлечь дополнительный материал по теме. Если ребенок стесняется высказываться в открытую (как стесняется высказаться при классе), он может выразить свою мысль в личном сообщении учителю.

5. Число учащихся и их вклад в работу ничем не ограничивается.

6.Для использования в работе этой социальной сети нужно только подключение к Интернету.

Таким образом, при проектировании эффективного урока физкультуры в режиме дистанционного обучения совмещаются физическая и умственная работа школьника, развиваются интеллектуальные и творческие способности, расширяется общий кругозор. Благодаря самостоятельной работе при дистанционном образовании идет овладение знаниями, навыками, приобретаются самостоятельность в принятии решений, формируется ответственность, готовность к профессиональному росту и творческий подход к деятельности, развивается критическое мышление и усердие.

                                         ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

2.Иванова Т.Н., Жукова И.В. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16).

3.Лебедева М.Б. Образовательные технологии: терминология и содержание // Ярославский педагогический вестник. 2011. №1. С. 17-21.

4. Методические рекомендации по реализации программы учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях в условиях использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / сост.: Б.В. Беглов, И.В. Новикова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2020. – 19 с.

5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 416 с.

6.Применение дистанционных образовательных технологий по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту»// Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 3

7. Портал электронного обучения КФУ [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/open (дата обращения: 04.01.2021).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО АДРЕСА ДЛЯ РЕЖИМА АДРЕСАЦИИ

Научиться определять эффективный и физический адрес для режимов адресации....

Программа занятий мини-футболом в режиме дистанционного обучения

Тематическое планирование по кружковой работе "мини-футбол". Тема занятия  и ресурс -видео инструкция....

Кружок "Шахматы" в режиме дистанционного обучения

календарно-тематическое планирование в режиме самоизоляции, дистанционное обучение по шахматам, с сылками на качественные уроки...

Эффективные средства для экономии времени и ресурсов учителя в дистанционном обучении

Цель при дистанционном обучении: выявить основные трудности и проблемы, с которыми столкнулись учителя при переходе на дистанционный обучения. В этом году ученики оказались в ситуации, когда контроля ...

Задание к уроку по грамматике (дистанционное обучение)

Настоящее Простое и Настоящее Продолженное...

Лекция " Мокрый фасад" по МДК 01.01 Проектирование зданий и сооружений для дистанционного обучения на платформе Moodle

Эта лекция начинается с диктанта на повторение  предыдцщих тем. То есть вначале студент пишет диктант, а уже затем знакомится с новым материалом, который проиллюстрирован  яркими понят...