план-конспект уч.занятия использование оперативной техники техника
методическая разработка

Андреева-Стрельченко Елена Витальевна

план-конспект уч.занятия  использование оперативной техники техника

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по учебной дисциплине МДК 01.04 Специальная техника

для обучающихся 4 курса

специальность  ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 1. Использование оперативной техники в борьбе с преступностью.

Вид занятия – урок 1(2ч.)

Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений федерального закона «О полиции».

Задачи занятия:

Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися понятие и назначение специальных технических средств, задачи купса «Специальная техника», структурные элементы.

Воспитательная: Формировать понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, гражданской позиции, проявление к ней устойчивого интереса

Развивающая: Формировать навыки самостоятельной подготовки к занятию Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

1.Специальная техника:учебное пособие/Е.Н. Быстряков, М.В. Савельева, А.Б. Смушкин, Москва 2022

2. Специальная техника Органов внутренних дел /Учебник/Ванчаков Н.Б. , Деренчук А.С.,Зарубин В.Н., Зорин В.В., Сергеев В.В. ,Щербак С.И. – Москва 2022                                                      3. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. К.К. Горяйнов, B.C. Овчинский, Г.К. Синилов. 2016

Междисциплинарные связи: Оперативно-розыскная деятельность

Внутридисциплинарные связи 

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование вопроса (или тестового задания)

1. Понятие специальной техники. 

2. Правовые основы применения специальной техники.

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Рассматриваемые вопросы:

  1. Понятие специальной техники, ее роль в решении оперативно-служебных задач.
  2. Особенности организации применения специальных технических средств.


  1. Понятие специальной техники, ее роль в решении оперативно-служебных задач.

Для успешного достижения своих оперативных задач сфере борьбы с преступностью специальные субъекты (сотрудники ОВД, УИС) должны использовать огромный арсенал технических средств, обобщенно именуемых специальной техникой. Следует отметить, что понятия «специальные технически средства», «специальная техника», «специальные средства» часто встречаются и в юридической литературе и в нормативно-правовых актах. Вместе с тем единого подхода к определению данных понятий на сегодняшний день нет.

С учетом этимологического подхода термин «техника» означает совокупность технических средств. В сочетании с понятием «специальная» (что значит предназначенная для определенного круга действий, конкретной сферы использования, ограниченная определенной сферой) можно констатировать идентичность понятий «специальные технические средства», «специальная техника». Термин «средства» (в одном из своих значений) определяется как приспособления, которые необходимы, чтобы осуществлять какую-либо деятельность.

Но общий терминологический подход к понятиям «специальные средства», «специальная техника», «специальные технические средства» недопустим.

Существует множество определений специальной техники. Например, специальная техника — это система криминалистических и иных технических средств, используемых ОРО в борьбе с преступностью, главным образом негласно, при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) по правилам, регламентируемым специальными нормативными актами1.

«Специальная техника представляет собой совокупность технических средств и научно обоснованных приемов их правомерного использования уполномоченными на то сотрудниками правоохранительных органов в целях предупреждения и раскрытия преступлений, иных правонарушений, розыска преступников, содержания под стражей осужденных, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[1] [2].

С.Н. Леонов, В.Г. Попов используют несколько иной термин «специальные средства правоохранительных органов» и дают следующие определение. Специальные средства правоохранительных органов — это состоящие на вооружении милиции, уголовно-исполнительной системы, таможни, службы судебных приставов, внутренних войск МВД и других силовых правоохранительных структур, применяемые в случаях предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества), которые прямо предназначены для защиты человека от нападения и оказания принудительного физического воздействия на правонарушителя или связанные с ним материальные объекты[3]. Конкретизируя предназначение специальных средств, авторы уточняют ситуации их применения:

- защита личного состава от воздействия огнестрельного и холодного оружия, ударов метательными предметами, палками, металлическими прутами и т.п.;

- отражение нападения правонарушителей, пресечение их неповиновения и ограничение физического сопротивления;

- активное воздействие на правонарушителя путем вызова болезненного раздражения слизистой оболочки глаз и верхних дыхательных путей;

- психофизиологическое воздействие на правонарушителя мощным световым и акустическим импульсами;

- экстренное открывание дверей и разрушение преград; принудительная остановка автотранспортных средств малой и средней грузоподъемности, имеющих пневматические шины.

При формулировании определения специальных технических средств необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, толкование терминов «специальная техника» и «специальные технические средства» в большинстве случаев совпадает[4], а понятия «специальные средства» и «специальная техника» соотносятся как часть и целое, т.е. специальные средства составляют лишь часть специальной техники2, обеспечивающей решение специальных задач — задач предотвращения и расследования преступлений, розыска преступников, содержания под стражей.

Во-вторых, специальные технические средств должны отвечать определенным требованиям: научная обоснованность; надежность; безопасность; малогабаритность (в случае необходимости маскировки как самой техники, так и факта ее функционирования).

В-третьих, выделяются особые субъекты применения, в широком смысле это отдельные структурные подразделения, а в узком — это сотрудники полиции, уголовно-исполнительной системы, таможни, службы судебных приставов, внутренних войск МВД и других силовых правоохранительных структур.

В-четвертых, различаются условия применения специальных технических средств. Специальные технические средства можно подразделить применительно к оперативно-розыскной, следственной и административной деятельности органов внутренних дел.

В оперативно-розыскной деятельности специальная техника применяется для предотвращения и раскрытия преступлений и розыска преступников, причем используется она преимущественно негласно. Для этих целей предназначены специальные технические средства, устройства и приемы под общим наименованием «оперативная техника»1. Применение этой техники регламентируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и специальными нормативными актами. Большую часть данной оперативной техники, реализуемой негласно, составляют «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации». В нормативно-правовой оборот термин «специальные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации» был впервые введен 1995 г. с принятием Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». К сожалению, лишь введен в оборот, но не определен. Также был предложен утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770 перечень[5] [6] видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности (в настоящее время указанное постановление Правительства утратило силу), который называл следующие специальные технические средства.

1. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации.

2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования.

3. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров.

4. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.

5. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.

6. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов.

7. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.

8. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.

9. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.

10. Специальные технические средства для негласной идентификации личности.

В настоящее время действующее постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 214 (в ред. от 8 декабря 2010г) утвердило Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию. Согласно указанному постановлению предложен следующий список специальных средств, который не является исчерпывающим, так как может уточняться Федеральной службой безопасности совместно с Федеральной таможенной службой.

1. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации: системы проводной связи, предназначенные для негласного получения и регистрации акустической информации; радиоаппаратура, предназначенная для негласного получения и регистрации акустической информации.

2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования:

а) фотокамеры, обладающие по крайней мере одним из следующих признаков: закамуфлированные под бытовые предметы; имеющие вынесенный зрачок входа (PIN — HOLE); без визира; с вынесенными органами управления камерой;

б) телевизионные и видеокамеры, обладающие по крайней мере одним из следующих признаков: закамуфлированные под бытовые предметы; имеющие вынесенный зрачок входа (PIN — HOLE); работающие при низкой освещенности объекта (0,01 лк и менее) или при освещенности на приемном элементе 0,0001 лк и менее;

в) комплекс аппаратуры передачи видеоизображения по кабельным, радио и оптическим линиям связи.

3. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров: системы проводной связи, предназначенные для негласного прослушивания телефонных переговоров; радиоаппаратура, предназначенная для негласного прослушивания телефонных переговоров.

4. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.

5. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.

6. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов; переносная малогабаритная рентгеноскопическая и рентгенотелевизионная аппаратура.

7. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов: средства для вскрытия запирающих устройств; переносная малогабаритная рентгеноскопическая и рентгенотелевизионная аппаратура.

8. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.

9. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.

10. Специальные технические средства для негласной идентификации личности; многоканальные регистраторы психофизиологических реакций человека.

Технические средства при расследовании преступлений должны использоваться в ходе уголовного судопроизводства гласно. Методика и приемы применения этих средств разрабатываются криминалистикой. Применение криминалистической техники (иногда употребляется термин «технико-криминалистические средства») регулируется нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), в основном нормами ст. 164, 166, 170, 178, 179, 180, 189, 190, 192, 241, 259 и т.д. По области применения все технико-криминалистические средства можно разделить на три большие группы:

1) средства, используемые при производстве процессуальных действий (оперативная техника следователя и технические средства специалистов);

2) средства исследования криминалистических объектов;

3) средства для решения иных криминалистических задач1.

Криминалистическая техника — это различные технические устройства, приборы и материалы, научные приемы и методы, разрабатываемые криминалистикой и используемые в процессе обнаружения, расследования и предупреждения преступлений.

Так же гласно применяется техника в административной деятельности органов внутренних дел. Технические средства, устройства и приемы их применения разрабатываются или приспосабливаются в зависимости от направления административной деятельности органов внутренних дел и целей их применения. Применение этой техники регулируется, как правило, нормами административного права.

К специальным техническим средствам, применяемым в административной деятельности органов внутренних дел, относятся средства организационной техники, специальные транспортные средства, технические средства охраны, автоматические, телемеханические и иные технические средства регулирования дорожного движения и др.[7] [8]

Следует отметить, что ряд технических средств носит универсальный характер — одни и те же технические средства могут использоваться во всех указанных направлениях деятельности органов внутренних дел. Таким образом, специальные технические средства можно классифицировать применительно к оперативно-розыскной, следственной и административной деятельности органов внутренних дел, но данная классификация носит условный характер.

Возможна и иная классификация, в основание которой положено узкое предназначение специальных технических средств. В соответствии с ней выделяют: инженерно-технические средства охраны и надзора; технические средства связи; специальные средства обеспечения безопасности сотрудников; поисковую технику; оперативную технику; информационную технику и технологии; многофункциональные устройства.

Таким образом, применяется понятие специальной техники как совокупности технических устройств и предметов (а в отдельных случаях способов, приемов, методов их эффективного применения) специальными субъектами в целях предупреждения и раскрытия преступлений, иных правонарушений, розыска преступников, содержания под стражей осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

[1] См.: Оперативно-розыскная деятельность: учебник. 2-е изд., дои и перераб. / под ред.К.К. Горяйнова, В.С. Обнинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М„ 2004. С. 392.

[2] См.: Епифанов С. С., Клепов С.Н., Попов В.В., Иванов А.А. Специальная техника правоохранительной деятельности (теоретические, правовые и организационные аспекты).Курс лекций. Вологда: Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2007.С. 8.

[3] См.: Леонов С.Н., Попов В.Г. Специальная техника правоохранительных органов. Курслекций. Томск: Кузбасский институт ФСИН России, Томский филиал, 2010. С. 9.

[4] Совпадение отсутствует, если рассматривать термин «специальная техника» с учетомрасширенного подхода, не только как собственно технические средства, различныеприборы и приспособления, но и определенные (специальные) знания, способы, приемыих эффективного применения. Анализ научной литературы показывает, что такой подходлежит в основе подавляющего большинства существующих определений специальнойтехники. И в этом случае понятие «специальная техника» шире понятия «специальныетехнические средства». 9 “ Хотя существует и иная точка зрения. Например, отдельные авторы указывают, чтонаряду с понятием «специальная техника» в литературе и на практике применяетсяведомственный термин «специальные средства» для обозначения различных группсредств индивидуальной защиты, активной обороны, обеспечения проведенияспециальных операций. Причем существует тенденция относить специальные средствак одному из видов (групп, классов) специальной техники. Вопрос отнесения специальныхсредств к разряду либо специальной техники, либо самостоятельного ее вида в настоящеевремя является дискуссионным, требующим научной проработки. См.: Епифанов С.С.,Кленов С.Н., Попов В.В., Иванов А.А. Специальная техника правоохранительнойдеятельности (теоретические, правовые и организационные аспекты). Курс лекций. С. 11.

[5] С термином «оперативная техника» в криминалистическом научном оборотеиспользуется понятия «оперативная техника следователя», которая представляетсобой достаточно большой технический инструментарий, применяемый следователемоперативно — без специальных технических навыков в полевых условиях. Прирасследовании преступлений технические средства следователем используютсягласно и применяются для собирания и исследования доказательств. Специальнаятехника «выросла» из криминалистической (которая на ранних этапах своего развитияименовалась иногда «уголовной», иногда «оперативной») техники, средства и методыкоторой перерабатывались с учетом их использования в охране общественного порядка,уголовно-исполнительной, административной и оперативно-розыскной деятельности.

[6] Перечень нельзя рассматривать как достаточный для регулирования правовыхотношений, связанных с их оборотом. Кроме того, отсутствуют критерии специальныхтехнических средств, на основе которых можно негласно получить информацию о частнойжизни, а также их отнесения к предметам, изъятым из свободного гражданского оборотаили ограниченным в таком обороте.

[7] Более подробно см.: Савельева М.В., Смушкин А.Б. Криминалистика. М.: Дашков и К°,2009. С. 19-22.

[8] См.: Специальная техника органов внутренних дел: учебник для образовательныхучреждений МВД России / под ред. д-ра юрид. наук, проф., генерал-майора милицииВ.Л. Попова. М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. С. 6-7.

  1. Особенности организации применения специальных технических средств.

Организация применения специальных технических средств направлена на создание оптимальных условий эффективного их использования.

К организационным основам применения специальных технических средств относятся вопросы:

- определения круга необходимых технических средств;

- определения круга субъектов, уполномоченных на применение технических средств;

- условий правомерности применения технических средств;

- взаимодействия;

- контроля и надзора.

При выборе технических средств необходимо руководствоваться рядом рекомендаций. В первую очередь необходимо определить, какую цель будет преследовать использование технического средства и необходимо ли для достижения данной цели использовать специальные технические средства. Следующим вопросом будет являться определение конкретного технического средства или группы технических средств, необходимых и достаточных для решения поставленных задач. Техническое средство должно быть в соответствии с нормативными актами Правительства РФ и соответствующего министерства или ведомства поставлено на вооружение данной структуры при использовании ряда оперативных специальных технических средств (например, средств негласного наблюдения), необходимо получить судебное разрешение на производство подобных оперативно-розыскных мероприятий.

Требования (принципы), предъявляемые к применению специальных технических средств, представляют собой основополагающие условия допустимости использования специальных технических средств в практической правоохранительной деятельности. К таким принципам относятся: законность, безопасность использования, целесообразность и эффективность, применение техники уполномоченными лицами, активность и наступательность. Для отдельных видов технических средств можно отметить также такие требования, как скрытность (конспиративность) ношения и использования.

Принцип законности включает в себя применение только тех средств, которые были приняты к использованию (поставлены на вооружение), применение их только уполномоченными лицами и в точном соответствии с требованиями закона.

Безопасность применения специальных технических средств означает, что при умелом и правильном применении специального технического средства оно не должно нести опасности для жизни и здоровья использующего данное средство сотрудника, лица, в отношении которого данное средство применяется, и окружающих. Даже использование специальных средств и нелетального оружия направлено не на умышленное причинение вреда, а на сдерживание, ограничение объекта.

Требования эффективности и целесообразности непосредственно связаны друг с другом. Целесообразность применения конкретного специального технического средства обусловливается сочетанием надежности, эффективности и экономичности данного средства, а также научной и практической обоснованностью его применения. То есть с помощью выбранного технического средства должна иметься возможность неоднократного получения необходимого результата при соразмерных финансовых, временных и организационных затратах.

Требования активности и наступательности призывают к систематическому применению специальных технических средств для выполнения задач, поставленных правоохранительным органам, на основе прогнозирования преступного поведения и предварительного планирования применения специальной техники.

Что касается субъектов, уполномоченных на применение специальной техники, то необходимо отметить, что в зависимости от вида специальной техники применять ее могут либо уполномоченные сотрудники, не обладающие специальными знаниями и навыками (бронежилет и иные средства индивидуальной защиты) при осуществлении ими деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступлений, либо специалисты, чьими основными служебными обязанностями и является эффективное применение специальных технических средств (например, оперативные специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации). Как правило, специалисты объединены в определенные структурные подразделения — инженерно- технические, оперативно-технические и иные. Организуют и контролируют применение специальных технических средств руководители соответствующих структурных подразделений и начальники соответствующих учреждений. Следует также отметить судебный контроль, осуществляемый при обжаловании действий и решений органов, применяющих специальные технические средства.

Необходимо подчеркнуть, что для наиболее эффективного достижения поставленных целей необходимо оптимально организованное взаимодействие различных подразделений правоохранительных органов, а также взаимодействие соответствующих специализированных подразделений этих органов. Нам представляется, что при использовании специальных технических средств возможно взаимодействие в следующих формах: информационный обмен; предоставление информации, полученной в ходе производства мероприятий с использованием технических средств; совместное планирование применения технических средств; совместное участие в производстве специальных операций и проведении мероприятий, требующих использования специальных технических средств; использование специальных технических средств в рамках следственно-оперативной группы; выполнение отдельных поручений следователя; обобщение практики использования технических средств.

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ – выставление оценок

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ –подготовить рассматриваемые вопросы для обсуждения.

Преподаватель ___________________Е.В. Андреева

подпись ио фамилия

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

___________________________

ГБПОУ Юридический коллеж

от 31.08.2023г. протокол № 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по учебной дисциплине МДК 01.04 Специальная техника

для обучающихся 4 курса

специальность  ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 1. Специальная техника.

Вид занятия – урок 2(2ч.)

Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности

Задачи занятия:

Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися темы основы правового регулирования применения специальных технических средств

Воспитательная: Формировать понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, гражданской позиции, проявление к ней устойчивого интереса

Развивающая: Формировать навыки определения допустимости применения специальной техники

 Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

  1. Специальная техника:учебное пособие/Е.Н. Быстряков, М.В. Савельева, А.Б. Смушкин, Москва 2022г.

Междисциплинарные связи: Оперативно-розыскная деятельность

Внутридисциплинарные связи 

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование вопроса (или тестового задания)

1. Понятие специальной техники, ее роль в решении оперативно-служебных задач. 

2. Особенностит организации применения специальных технических средств.

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Рассматриваемые вопросы:

  1. Классификация и виды специальной техники ОВД.
  2. Правовая и организационная основы применения специальной техники ОВД.
  1. Классификация и виды специальной техники ОВД,

Специальную технику в зависимости от вида деятельности, в которых ее используют, можно разделить на оперативную, криминалистическую и технику, применяемую в административной деятельности.

В чем принципиальные различия между группами технических средств?

Основное отличие заключается в регламентирующих документах и целях применения. См. табл. ниже.

 

Класс спецтехники

Основные регламентирующие нормативные акты

Цель применения

Форма применения

Оперативная техника

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», ведомственные нормативные акты

Пресечение и раскрытие преступлений, выявление лиц, их совершивших

Преимущественно негласно

Криминалистическая техника

Уголовно-процессуальный кодекс

Для сбора и исследования доказательств

Гласно

Техника, применяемая в административной деятельности

Административное законодательство, ведомственные нормативные акты

Для предупреждения, выявления, фиксации административных правонарушений

Гласно

Что понимается под оперативно-розыскной деятельностью?

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — это вид деятельности осуществляемой оперативными аппаратами и должностными лицами ОВД в пределах своей компетенции гласно и негласно на основе законов и подзаконных нормативных актов путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности, общества и государства от преступных посягательств.

Что такое оперативно-розыскное мероприятие?

Оперативно-розыскное мероприятие (ОРМ) — это система (комплекс) приемов, направленных на получение, документирование, реализацию оперативно-розыскной информации (материалов) для обеспечения решения задач ОРД.

Что понимается под оперативно-техническим мероприятием?

Оперативно-техническое мероприятие (ОТМ) — мероприятие, проводимое негласно оперативно-техническими и оперативно-поисковыми подразделениями или специально подготовленными оперативными работниками других служб с использованием специальной или иной техники, материалов и веществ, не причиняющих вреда жизни, здоровью личности и окружающей среде.

Как классифицируется специальная техника по назначению и конструктивным особенностям?

Учитывая специфичность и конструктивные особенности технических средств ОВД, их можно условно разделить на 1) технические средства общего назначения, 2) технические средства, специально сконструированные для нужд ОВД, 3) технические средства, специально приспособленные для нужд ОВД

Что представляют собой технические средства общего назначения?

Это технические средства, применяемые в быту и на производстве. В их конструкции не отражена специфика правоохранительной деятельности. Это, например, радиостанции, диктофоны, мегафоны и пр. Главное, чтобы тактико-технические характеристики таких средств позволяли решать задачи милиции.

Что представляют собой технические средства специально сконструированные?

Это техника, специально разработанная и изготовленная для нужд ОВД, в ее конструкции отражена специфика их задач и условий работы. Например, специально изготовленный прибор видения в темноте, может иметь инфракрасный осветитель, позволяющий оперативно превращать его в мощный фонарь для ослепления правонарушителей.

Что представляют собой технические средства специально приспособленные?

Это техника общего назначения, конструктивно доработанная для решения специфических задач ОВД.

Что понимается под методами применения специальной техники?

Это совокупность приемов, тактико-технических операций, обеспечивающих быстрое и полное достижение поставленных целей в условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий.

Какой принцип наиболее важен при применении специальной техники?

Принцип соблюдения законности, который реализуется в двух группах нормативно-правовых актов:

— законах, содержащих нормы различных отраслей права;

— подзаконных нормативных актах (как правило, внутриведомственных), содержащих нормы, непосредственно регулирующие порядок использования специальной техники.

  1. Правовая и организационная основа применения специальной техники.

Законодательство о применении специальных технических средств

Безусловно, главной правовой основой регулирования любых отношений является Конституция (Основной закон) Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ закрепляет права граждан на частную жизнь, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ ограничение прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений возможно только на основании судебного решения.

В части 1 ст. 24 Конституции РФ закреплено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Существенная же часть сферы задач применения специальной техники лежит именно в области негласного получения и обработки информации.

Непосредственно связаны с применением спецтехники и установленные ст. 24 Конституции РФ неприкосновенность жилища и запрет на проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Для практики применения спецсредств большое значение имеет и закрепленное в ст. 31 Конституции РФ право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Безусловно, имеют отношение к применению специальных технических средств и принципы равноправия, равенства всех перед законом и судом, закрепленные в Основном законе.

Далее хотелось бы отметить роль кодифицированных нормативных актов в регламентации использования специальной техники.

Отдельные аспекты использования в рамках уголовного судопроизводства материалов, полученных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (в том числе и с использованием специальной техники), закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе (ст. 89 УПК РФ)1. В иных нормах УПК РФ речь идет об использовании технических средств в ходе производства следственных действий, однако указанные технические средства относятся преимущественно к криминалистической технике, а не к специальной.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)[1] [2] имеет для регламентации применения специальной техники двоякое значение. С одной стороны, КоАП РФ предусматривает ответственность за ряд действий в рассматриваемой сфере. Так, ст. 20.23 КоАП РФ закрепляет ответственность за нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; ст. 20.24 предусматривает ответственность за незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности. С другой стороны, ст. 26.2 и 26.8 КоАП РФ определяют возможность и порядок использования показаний специальных технических средств в процессе доказывания административного правонарушения. Часть 1 ст. 26.8 КоАП РФ при этом под специальными техническими средствами понимает измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Кроме того, п. 4 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ в качестве повода для возбуждения дела об административном правонарушении называет фиксацию административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Уголовный кодекс РФ (УК РФ)1 закрепляет ответственность за ряд действий, связанных с нарушением правил или условий использования специальных технических средств. Так, ст. 138.1 УК РФ предусматривает ответственность за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. При наличии определенных обстоятельств сотрудники правоохранительных органов, использовавшие специальные технические средства получения информации или проникновения в помещение, могут быть также привлечены к ответственности за совершенные с использованием своего служебного положения: нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139). Кроме того, с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, может быть произведено незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну. Ответственность за подобные деяния предусмотрена п. «в» ч. 2 ст. 283.1 УК РФ.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ)2 в ст. 83 закрепляет право администрации исправительных учреждений использовать

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014).

2

“ Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 03.02.2014).

аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных с обязательным уведомлением об использовании подобной техники лиц, отбывающих наказание. Статья 84 УИК РФ закрепляет основы проведения оперативно-розыскной деятельности в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Основания применения спецсредств в отношении осужденных регламентированы ст. 86 УИК РФ. Право контроля телефонных переговоров осужденных персоналом исправительных учреждений (нам представляется, что в том числе и контроля с использованием специальной техники) закреплено в ч. 5 ст. 92 УИК РФ.

В сфере регулирования применения специальных технических средств действует значительное количество федеральных законов.

Основную роль в правовой регламентации играет Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон «Об ОРД»)[3]. В Законе предусмотрен конкретный перечень оперативнорозыскных мероприятий, специфика применения специальной техники при производстве оперативно-розыскных мероприятий. Закон указывает на возможность использования при производстве оперативно-розыскных мероприятий информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств. При этом указанные технические средства не должны наносить ущерб жизни и здоровью людей или причинять вред окружающей среде.

Закон «Об ОРД» определяет также общий порядок использования специальных технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи.

Пунктом 5 ст. 6 Закона запрещено проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Правовые основы ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, разработки, производства, реализации и приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, также изложены в ст. 6 указанного Закона.

Согласно рассматриваемому Закону перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

На проведение оперативных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий и соответственно с использованием определенных видов специальной техники Закон «Об ОРД» требует получение судебного разрешения.

Основы использования специальных средств в учреждениях, исполняющих наказание, закреплены в Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»1. Нормы данного закона предоставляют учреждениям, исполняющим наказания, право осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним (п. 1 ст. 14), применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие (п. 12 ст. 14). Аналогичные права предоставлены и специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию при выполнении возложенных на них задач. Главой 5 указанного нормативного акта регламентировано применение физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

В отношении лиц, содержащихся под стражей, применение специальных средств регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»2. Этот же закон предусматривает и контроль администрации учреждения над телефонными переговорами со-

1 Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ред. от 02.04.2014).

2

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. от 03.02.2014).

держащихся под стражей. В целях охраны обвиняемых и подозреваемых и контроля за ними может использоваться аудио- и видеотехника. В местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном законом (в том числе и с использованием специальных технических средств). Для обеспечения права на личную безопасность подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, могут применяться меры и технические средства, предусмотренные Федеральном законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Применение специальных средств сотрудниками полиции в ходе исполнения ими своих профессиональных обязанностей предусмотрено Федеральным законом «О полиции»[4]. Статья 11 Закона декларирует необходимость использования современных достижений науки и техники, современных информационных технологий и информационных систем. На основании п. 33 ч. 1 ст. 13 Закона сотрудники полиции имеют право использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное. Глава 5 этого закона закрепляет право на применение специальных средств (ст. 18), порядок применения (ст. 19), условия применения спецсредств (ст. 21), запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств (ст. 22). Статья 25 указанного закона определяет право сотрудника полиции на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Согласно ч. 3 ст. 48 рассматриваемого закона обеспечение полиции оружием, боеприпасами, специальными средствами, продовольствием и вещевым имуществом осуществляется по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Нормы иных видов материально-технического обеспечения полиции устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Законодатель также определил условия и порядок применения специальной техники и специальных средств военнослужащими внутренних войск. Указанные нормы закреплены в Законе «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»1.

Сотрудники ФСБ России применяют специальные средства на основании Закона «О федеральной службе безопасности»2.

Применение специальных средств и оружия сотрудниками органов государственной охраны закреплено в главе 5 Закона «О государственной охране»3.

Начальствующий состав органов федеральной фельдъегерской связи имеет право применять специальные средства на основании Федерального закона «О Федеральной фельдъегерской связи»4. Этим же нормативным актом определено использование для обеспечения гарантированной сохранности и оперативности при доставке корреспонденции специальных технических средства защиты и связи. При этом частью 2 ст. 11 указанного закона определено, что используемые органами Федеральной фельдъегерской связи технические средства защиты, связи и методы их применения не должны представлять угрозу для жизни и здоровья людей, а также причинять ущерб окружающей среде.

Существенное внимание применению специальных средств уделено и в Законе «О Государственной границе Российской Федерации»5.

Применение специальных средств судебными приставами закреплено в Законе «О судебных приставах»6 (ст. 15).

Специальные средства, используемые ведомственной охраной, и порядок их применения закреплены в Законе «О ведомственной охране»7.

1 Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013).

2

“ Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ред. от 21.12.2013).

3

Федеральный закон » от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране (ред. от 25.11.2013).

4 Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О Федеральной фельдъегерской связи» (в ред. от 02.07.2013)

J Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 07.06.2013).

6 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (ред. от 12.03.2014).

у

Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (ред. от 27.06.2011).

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»1 устанавливает условия применения специальных средств частными охранниками.

Также право на применение специальных средств имеют сотрудники подразделения охраны психиатрического стационара. Данные нормы закреплены в Законе «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением»[5] [6].

Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[7] запрещает требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

Закон «О связи»[8] уделяет особое внимание тайне связи, с одной стороны, и взаимодействию операторов связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, — с другой.

Применение специальных технических средств в целях борьбы с терроризмом в ходе проведения контртеррористической операции регламентировано Федеральным законом «О противодействии терроризму»[9].

Основы применения специальной техники и спецсредств в целях защиты участников судопроизводства закреплены в Законе «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»[10] и Законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[11].

Согласно п. 2-5 ч. 1 ст. 12 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»1 разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации; деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежат обязательному лицензированию.

Среди подзаконных нормативных актов, регулирующих рассматриваемую сферу, в первую очередь следует отметить указы Президента РФ.

1 сентября 1995 г. был принят Указ Президента «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»2. Основное направление регулирования данного указа — особенности проведения контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Активизацию и усиление досмотровых мероприятий на транспортных узлах (вокзалах, портах и т. д.) с использованием специальных технических средств предусматривает Указ Президента РФ «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»3.

В сфере обеспечения конкретных органов специальными техническими средствами действует Указ Президента РФ «Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)»4.

1 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 02.07.2013).

2

Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств».

3

Указ Президента РФ от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»

4 Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 318 «Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)» (ред. от 30.09.2011).

Организация укрепления и развития материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск, их централизованное обеспечение боевой, специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами; осуществление функции государственного заказчика государственного оборонного заказа, кроме отнесенных к компетенции Рособоронпостав- ки функций по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, за исключением специальной техники и материальных средств, номенклатуру которых утверждает Министр внутренних дел Российской Федерации Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, отнесены к компетенции Министерства внутренних дел1.

Указом Президента «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации»[12] [13] определено, что обеспечение в установленном порядке специальной связью объектов государственной охраны и других лиц; обеспечение объектов государственной охраны средствами звукоусиления, оповещения и иными техническими средствами; приобретение без лицензирования и использование специальных технических средств; определение порядка обеспечения органов государственной охраны средствами связи, специальными техническими средствами, видеотехнической аппаратурой, системами коллективного телевизионного приема, информационно-техническими средствами, бытовой техникой и предметами бытового назначения, а также порядок организации эксплуатационно-технического обслуживания указанных средств, защиты информации во время их эксплуатации; оборудования охраняемых объектов средствами охранной сигнализации, видеонаблюдения, оперативно-технического контроля, другими техническими средствами усиления охраны относится к полномочиям ФСО России.

Схожие полномочия в отношении технических средств органов наркоконтроля закреплены за Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России)[14].

Лицензирование деятельности не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности физических и юридических лиц (далее — неуполномоченные лица), связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввозом в Российскую Федерацию и вывозом за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также сертификацию, регистрацию и учет таких специальных технических средств; выявление и пресечение случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования специальных и иных технических средств, разработанных, приспособленных, запрограммированных для негласного получения информации, неуполномоченными лицами; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в области разработки, производства, закупки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также координацию работы оперативных подразделений этих органов по выявлению нарушений неуполномоченными лицами установленного порядка разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, возложены Указом Президента РФ1 на Федеральную службу безопасности.

Существенный объем нормативного регулирования оборота и применения специальных средств содержится в нормативных актах Правительства Российской Федерации.

Лицензирование деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, закреплено в Положении, утвержденном постановлением Правительства[15] [16].

Постановлением Правительства РФ утверждены Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию1. Данный список предусматривает 10 основных видов подобных технических средств, дифференцируя их по целям применения: специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации; специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования; специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров; специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи; специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений; специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов, переносная малогабаритная рентгеноскопическая и рентгенотелевизионная аппаратура; специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов; специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов; специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи; специальные технические средства для негласной идентификации личности, многоканальные регистраторы психофизиологических реакций человека.

Типы специальных средств, поставленных на вооружение отдельных органов и подразделений, определены конкретными постановлениями правительства.

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности закреплен постановлением Правительства РФ № 770[17] [18].

Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня оружия, бронемашин и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации»1 и «Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, и правил их применения» определяют специальные средства, состоящие на вооружении указанных органов и учреждений2.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, и Правил применения специальных средств при защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории и обеспечении собственной безопасности системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации»3 регламентирует, соответственно порядок применения специальных средств указанными органами и войсками и типы применяемых средств.

Спецсредства ведомственной охраны рассматривают: Постановление Правительства РФ «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной»4, Постановление Правительства РФ «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехноло-

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 2001 г. № 6 «Об утверждении Перечня оружия, бронемашин и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

2

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 731 «Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, и правил их применения» определяют специальные средства, состоящие на вооружении указанных органов и учреждений.

2

Постановление Правительства РФ от 24 июня 1998 г. № 634 «Об утверждении Перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, и Правил применения специальных средств при защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории и обеспечении собственной безопасности системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации».

4 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. № 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной» (ред. от 11.02.2003).

гичной промышленной продукции «Ростехнологии»1, Постановление Правительства РФ «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом1[19] [20] и другие аналогичные постановления правительства.

Правила приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание, утверждены Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание»[21].

В частной детективной и охранной деятельности используется Перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию[22], а также постановлением Правительства РФ № 587[23] [24].

Особенности применения специальных средств в рамках обеспечения безопасности участников судопроизводства закреплены в Постановлении Правительства РФ № 630s.

С учетом того что специальные технические средства в большинстве своем ограничены в гражданском обороте или вообще изъяты из оборота, незаконно используемые средства подлежат конфискации.

В целях рационального использования конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных, на территории Российской Федерации согласно постановлению Правительства РФ «О передаче конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по их использованию» (вместе с «Правилами передачи федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам и учета ими конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации», «Перечнем передаваемых в безвозмездное пользование федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам, наделенным соответствующими полномочиями, конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации») они подлежат передаче федеральным органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по их использованию1.

  • [1] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 20 апреля 2014 г.)
  • [2] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 20 апреля 2014 г.)
  • [3] Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскнойдеятельности» (ред. от 21.12.2013).
  • [4] Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (ред. от 03.02.2014).
  • [5] Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельностив Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013).
  • [6] Федеральный закон от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрическихбольниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением».
  • [7] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационныхтехнологиях и о защите информации» (ред. от 28.12.2013).
  • [8] Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (ред. от 02.04.2014).
  • [9] J Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред.от 02.11.2013).
  • [10] Федеральный закон от 20 августа 2004 т. № 119-ФЗ «О государственной защитепотерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (ред.от 03.02.2014).
  • [11] у Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей,должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ред. от 03.02.2014).
  • [12] Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. УказомПрезидента РФ от 1 марта 2011 г. № 248) (ред. от 25.12.2013).
  • [13] Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 (ред. от 21.12.2013) «ВопросыФедеральной службы охраны Российской Федерации»
  • [14] Указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 «Вопросы Федеральной службыРоссийской Федерации но контролю за оборотом наркотиков» (ред. от 21.12.2013).
  • [15] Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки,производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в РоссийскуюФедерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных техническихсредств, предназначенных для негласного получения информации» (ред. от 30.12.2000).
  • [16] Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 287 «Об утвержденииПоложения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализациии приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенныхдля негласного получения информации».
  • [17] Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 214 «Об утверждении Положенияо ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальныхтехнических средств, предназначенных для негласного получения информации, и спискавидов специальных технических средств, предназначенных для негласного полученияинформации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию» (ред. от 08.12.2010).
  • [18] Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770 «Об утверждении Положенияо лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченныхна осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой,производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерациюи вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных,приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации,и Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных,приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессеосуществления оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 15.07.2002).
  • [19] Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2010 г. № 894 «О специальных средствахи огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной Государственнойкорпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичнойпромышленной продукции «Ростехнологии» (ред. от 04.09.2012).
  • [20] Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 333 «О специальных средствахи огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной Государственнойкорпорации по атомной энергии „Росатом"» (ред. от 04.09.2012).
  • [21] Постановлением Правительства РФ от 26 января 2000 г. № 73 «Об утвержденииПравил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств,используемых работниками ведомственной охраны федеральных органов исполнительнойвласти, имеющих право на ее создание».
  • [22] Постановление Правительства РФ от 23 июня 2011 г. № 498 «О некоторых вопросахосуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (ред.от 21.11.2011).
  • [23] J Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частнойдетективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (ред. от 27.12.2012).
  • [24] Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. №630 «Об утвержденииПравил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелейи иных участников уголовного судопроизводства» (ред. от 16.02.2013).

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ – выставление оценок

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ –подготовить рассматриваемые вопросы для обсуждения.

Преподаватель ___________________Е.В. Андреева

подпись ио фамилия

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

___________________________

ГБПОУ Юридический коллеж

от 31.08.2023г. протокол № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА. ХИРУРГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.

ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА. ХИРУРГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ,ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО  ПЕЦИАЛЬНОСТИ34.02.01 Сестринское дело...

План-конспект "Техника приемов борьбы в партере и стойке"

Данный план-конспект раскрывает и описывает технику приемов борьбы в партере и стойке, которая необходима для совершенствования технических качеств во время подготовки дзюдоистов в СДЮШ....

план-конспект тема оперативная техника

план-конспект тема оперативная техника...

План конспект дистанционного занятия по дисциплине "Специальная техника ОВД" по теме «Анализ построения интегрированных систем безопасности( ИСБ)»

Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися темы поиск...