Статья "Модернизация образовательных программ в техникуме в связи с участием обучающихся в движении WORDLSKILLS"
статья

Стёпина Светлана Николаевна

В статье рассмотрены вопросы совершенствования образовательных программ ГБПОУ «СПЭТ» в соответствии с требованиями стандартов WorldSkills.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stepinavolostnova.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

Модернизация образовательных программ в техникуме в
связи с участием обучающихся в движении WORDLSKILLS

Степина Светлана Николаевна, преподаватель

Волостнова Ирина Ивановна, зав. отделом УМР

В статье рассмотрены вопросы совершенствования образовательных программ ГБПОУ «СПЭТ» в соответствии с требованиями стандартов WorldSkills.

Кардинальные изменения, происходящие в экономике страны, внедрение в производство инновационных технологий, смена приоритетов на федеральном и региональных рынках труда обусловили рост требований к профессиональным компетенциям работников. Проблему обеспечения качества подготовки носителей рабочих профессий мировым стандартам предполагается решать за счет модернизации системы СПО, в частности, внедрения международных стандартов WorldSkills (далее – WS), введения новых ФГОС СПО, разработанных с учетом требований профессиональных стандартов и стандартов компетенций WS [1].

Сегодня международное движение WS - это эффективный инструмент подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и потребностями новых высокотехнологичных производств. Союз «Молодые профессионалы» проводит национальные чемпионаты по наиболее востребованным направлениям профессионального мастерства (компетенциям) среди обучающихся образовательных учреждений различного уровня.

Соревнования WS постоянно повышают планку, создают новые вызовы, формируют качественно новые требования к компетенциям рабочих кадров.

В связи с этим, учреждения системы среднего профессионального образования должны модернизировать свою образовательную деятельность, прежде всего, повышать качество практико-ориентированной подготовки студентов. Эта модернизация должна находить прямое отражение в образовательных программах профессиональных образовательных учреждений СПО.

В ГБПОУ «СПЭТ» деятельность по обновлению образовательных программ проводится по меньшей мере ежегодно, в соответствии с п.18 ст. II «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (утв. приказом Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. N 464). Работа по внедрению в программы техникума стандартов WS начата сравнительно недавно, но о об эффективности этой деятельности уже сейчас можно судить по результатам участия наших ребят в чемпионатах различного уровня (Таблица 1).

Таблица 1. Достижения обучающихся ГБПОУ «СПЭТ» в 2019 году

Компетенция

1

место

2

место

3

место

Участников от ГБПОУ «СПЭТ»

IV региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) Сахалинской области – 2019 (01-05.03.2019)

Электромонтаж

ν

2

Графический дизайн

ν

ν

2

Рекрутер

ν

ν

ν

6

V региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) Сахалинской области – 2019 (02-06.12.2019)

Рекрутер

ν

ν

ν

6

Сетевое и системное администрирование

ν

ν

ν

5

Электромонтаж

ν

ν

2

Графический дизайн

ν

2

Документационное обеспечение управления и архивоведение

ν

ν

3

Деятельность по актуализации образовательных программ ГБПОУ «СПЭТ» в части внедрения требований стандартов WS строится, в целом, на тех же принципах, что и с учетом требований профессиональных стандартов[1].

Анализ требуемых результатов освоения образовательной программы производится на основе изучения Технических стандартов WS. Под стандартами WS понимается комплект документов, включающий в себя: Техническое Описание (Technical Description), Тестовое задание (Test Project), Критерии оценки, Инфраструктурный лист (Infrastructure List), План соревновательной площадки с оборудованием (Layout), Требования по технике безопасности (Health & Safety). Разработчикам программы необходимо определить наименование соответствующего стандарта WS (компетенции), соотнести требования данного стандарта с соответствующим(и) профессиональным и образовательным стандартами по специальности (профессии) (Таблица 2).

Таблица 2. Связь образовательной программы, профессионального стандарта и соответствующего стандарта WS

Наименование образовательной программы по ФГОС СПО

Наименование выбранного профессионального стандарта (одного или нескольких)

Наименование компетенции (одной или нескольких) WorldSkills

Уровень квалификации

На основе структуры требований к компетенциям WSR (раздел «Описание компетенций» документа «Техническое описание») определяется перечень компетенций, после чего их формулировки адаптируются под «формат», принятый во ФГОС СПО.

На наш взгляд, такой подход к организации научно-методической работы по модернизации образовательных программ с учетом перспективного участия наших обучающихся в движении союза WS позволит решить ряд важнейших задач повышения качества среднего профессионального образования. Весомую роль играет также установление эффективных форм сотрудничества с социальными партнерами (работодателями, представителями региональной и муниципальной власти, делового сообщества, учеными и политиками, а также другими образовательными организациями), формирование основ инновационно-образовательного кластера. Ведь профессиональное сообщество и крупные работодатели требуют от преподавателей и мастеров производственного обучения готовности организовать на уровне современных стандартов вхождение в трудовую деятельность новой генерации высокопрофессиональных кадров.

Список источников:

  1. Захаров, Н.Т., Протодъяконова Г. Ю. Модернизация системы среднего профессионального образования через движение «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» [Текст]  - Серия «Вестника СВФУ» № 4 (12) 2018, С. 32-37
  2. Каминскене, О.М. Особенности внедрения ФГОС СПО по ТОП-50. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/04/06/osobennosti-vnedreniya-fgos-spo-po-top-50.
  3. Модернизация содержания образовательного процесса в колледже в соответствии в ФГОС, с учетом профессиональных стандартов и требований работодателей [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.tpk-tver.ru/novosti/item/1569-modernizatsiya-soderzhaniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-kolledzhe-v-sootvetstvii-s-fgos-s-uchetom-professionalnykh-standartov-i-trebovanij-rabotodatelej.html.
  4. Методические рекомендации по совершенствованию среднего профессионального образования по результатам проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям / Организационно-методическое сопровождение внедрения ФГОС по ТОП-50  [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://top-50.gapm.ru/portfolio-items/mr_spo_chempionship/ 
  5. Современные образовательные технологии в среднем профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО/ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://courses-edu.ru/distancionnye-kursy/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-srednem-professionalnom-obrazovanii-v-usloviyah-realizacii-fgos-spo-72.


[1] Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» для занятий с воспитанниками летнего лагеря МБУДОД ЦВР "Радуга"

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся в условиях нахождения в летнем лагере детей МБУДОД ЦВР «Радуга». Программа раз...

Образовательная программа объединения «МОИ ПРАВА, МОИ ОБЯЗАННОСТИ», направление: «изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся начальной и средней школы, разработана в рамках Федерального закона № 196-ФЗ о...

1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ: динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся

1.Результаты освоения обучающимися образовательных программ, качество знаний учащихся по итогам внутришкольного контроля (справка от завуча)2. Результаты освоения обучающимися образовательных пр...

Формирование мотивации педагогов Хабаровского торгово-экономического техникума к участию в конкурсном движении через работу творческой группы «Исследовательская деятельность преподавателей и студентов»

Участие в различных конкурсах позволяет педагогам проявить себя, развить свои таланты, а также получить определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности. Однако, к...

Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение. Конспект занятия "Упражнение змейка" с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3

В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение на примере занятия "Упражнение змейка" с использованием автотре...

Удостоверение о повышении квали-фикации ГБПОУ Республика Карелия «Петрозаводский лесотехнический техникум» «Практика и методика реализации образовательных программ СПО с учетом компетенции Ворлдскиллс «Вальщик леса» 76 ч дата выдачи 23.09.2021 г

Удостоверение о повышении квалификации  ГБПОУ Республика Карелия «Петрозаводский лесотехнический техникум» «Практика и методика реализации образовательных программ СПО с учетом ...