Обобщение педагогического опыта
статья

 Салыгина  Елена   Владимировна

1

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсная работа:

"Всероссийского педагогического конкурса

"Свободное образование"

Федерального агентства «ОБразование РУ»

Номинация:

"Обобщение педагогического опыта"

Разработал:

методист ФКП ОУ №117

Салыгина Е.В.

Развитие систем образования взрослых вызвало необходимость разработки андрагогических принципов обучения, которые существенно отличаются от педагогических. Основное отличие заключается в том, что взрослый обучаемый обладает большим опытом, жизненным и профессиональным, который не должен игнорироваться в образовательном процессе.

Так, основным принципом обучения взрослых является использование опыта профессиональной деятельности в качестве источника знаний о себе и о собственной деятельности. Готовность обучения взрослых определяется потребностью разрешения конкретных проблем, содержащихся в опыте их профессиональной деятельности. С позиций андрагогики, обучение взрослых «особенно мотивировано в том случае, когда возникает дисгармония между опытом человека и его восприятием мира».

Непрерывное образование является для педагога одним из важнейших условий сохранения социально-профессиональной активности на протяжении всей жизни. Однако для того, чтобы педагог мог и хотел продолжать педагогическое образование, осуществлял обучение непрерывно, он должен испытывать в этом потребность. В свою очередь, образовательные потребности формируются в ходе осознания человеком определенного несоответствия собственных знаний и умений, хранящихся в опыте, современным требованиям к профессиональной деятельности. Первый шаг для возникновения образовательных потребностей у педагога – это признание несовершенства собственного опыта и несоответствия его времени. Желание педагога устранить рассогласование между сложившимся опытом и новыми стандартами педагогической деятельности – важный стимул для продолжения профессионального образования и преодоления ощущения его «завершенности».

Формирование готовности и потребности в непрерывном образовании предполагает большую внутреннюю работу педагога по анализу и обобщению личного педагогического опыта с целью определения сильных и слабых мест в своей профессиональной деятельности, выявления направлений для дальнейшего роста.

Постоянное изучение и осмысление педагогом индивидуального опыта является основой для продолжения педагогического образования на протяжении всего периода профессиональной деятельности, в течение всей жизни.

Опыт - итог деятельности, состоявшаяся практика, проявившаяся и реализовавшаяся в разных формах и на разных уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу видеть в нём основу реальных возможностей деятельности, видеть пути её развития, оценку эффективности.

Главными признаками положительного педагогического опыта являются актуальность, новизна, результативность.

        Актуальность определяется важностью, значимостью  опыта для решения имеющихся проблем, его возможностью повлиять на разрешение каких-либо противоречий и трудностей. Чем более широкий круг насущных проблем он помогает устранить, тем выше его актуальность для пользователей.

Новизна опыта всегда относительна: то, что для одних ново, для других может быть традиционным, уже освоенным, используемым. Часто новизна обусловливается известностью опыта, его распространенностью в массовой практике. Имеет смысл говорить о степени новизны, которую можно определить через сравнение опыта с уже имеющимися образцами.

Результативность опыта означает его действенность, возможность добиваться при его использовании полезного эффекта, высокого результата в обучении и воспитании. Результативность опыта характеризуется надежностью (устойчивостью, стабильностью положительных результатов, получаемых в практике) и перспективностью (длительностью сохранения актуальности результатов, их способностью оставаться новыми, не устаревать).

        Обобщить опыт – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых он построен; обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта. Обобщение идёт наиболее успешно, если анализ опирается на конкретные педагогические идеи, практика подкрепляется теорией. Обобщить педагогический опыт - значит вписать его конкретное познавательное  содержание  в  знание более общее,   теоретическое.

        Обобщение опыта должно иметь адресную направленность и предполагать ответы на вопросы: кому, когда,  где, как его использовать. Обобщается опыт как  целостная система, и только потом определяется круг его потребителей, которые могут использовать его.

        Педагогу, описывающему свой опыт необходимо продемонстрировать креативность своего профессионального мышления, умение выделять педагогические проблемы, формулировать на их основе задачи, находить в процессе деятельности способы их решения, оформлять всё это в виде авторских программ,   методик, технологий, несущих в себе оригинальные стратегию и тактику.

        Таким образом, описывая опыт, педагог представляет собственную систему работы, предполагающую:

•      комплекс методических приёмов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;

•      оригинальные взаимосвязанные действия, обеспечивающие эффективное решение образовательных задач;

•      признаки системы работы: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приёма; разносторонность воздействия на обучающихся с одновременной сосредоточенностью на их личностном развитии; оригинальность методики.

          Опыт практической деятельности педагога обладает широким спектром функциональных возможностей, главная из которых - выступать основанием для профессионального совершенствования. В этой связи педагогу надо осознанно относиться к самому процессу формирования индивидуального опыта: рассматривать опыт не как стихийно возникающую «копилку» методических приёмов и техник, а как осмысленный критический анализ и отбор эффективных средств профессиональной деятельности. Эффективность средств оценивается с той позиции, насколько успешно они позволяют преодолевать затруднения, проблемы в деятельности и выходить на уровень решения более сложных профессиональных задач.

Формы обобщения опыта

1. Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы.

Это распространенная форма изучения и обобщения опыта, широко используется во всех образовательных организациях. Посещая открытые занятия опытных педагогов, их коллеги и руководители образовательной организации коллективно обсуждают эти занятия, отмечают действительно передовые направления, выявляют условия, при которых опыт одного педагога становится передовым и может стать достоянием других.

2. Педагогические советы.

Перед их проведением ведется большая подготовительная работа:

- посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов,

- изучается литература,

- подготавливается выставка, отражающая педагогический опыт,

- готовятся основные доклады и содоклады.

На совете, собрании, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации по использованию передового опыта.

3. Педагогические консультации.

Бывают устные и письменные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консультация проводится опытными педагогами для начинающих, малоопытных преподавателей.

4. Творческий отчёт, в процессе которого проходит: демонстрация фрагментов опыта – занятий разных типов: педагогической технологии. Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта. Коллективный анализ отчета, просмотренного под руководством методиста; изучение методических материалов и деловой документации.

5. Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой работе и показ на обучающихся или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации обучения.

6. Конкурсы профессионального мастерства – это «замечательный педагогический праздник — праздник общения, профессионального и личностного роста, праздник педагогического единения, расширяющий образовательное пространство и открывающий простор для педагогической мысли» (Е. Пахомова, член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России»).

7. Описание опыта. Оно предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

8. Комплексное изучение коллегами достижений одного педагога.

Этапы работы педагога над обобщением своего опыта

Для того чтобы представить свой опыт работы, педагогу нужно выстроить собственную систему обобщения, описания, трансляции опыта.

1 Определение цели обобщения опыта.

2 Выбор темы.

3 Ознакомление с литературой по избранной теме.

4 Планирование работы по избранной теме.

5 Сбор и обработка материала. Систематизация накопленных фактов из опыта.

6 Анализ и обработка материала.

7 Соответствующее литературное оформление.

Памятка обобщения передового педагогического опыта

(рекомендации педагогам ОУ).

        Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

        Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т.д.

        Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее и конкретнее.

        Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы. Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно".

        Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нём не показано, как растут навыки и учения у обучающихся.

        Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений.

Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

        Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы,  список литературы и т.д.)

        Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества  образования и профессионализма, связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности педагога и обучающихся.

Примерная схема описания опыта

        Прежде чем приступить к описанию педагогического опыта  необходимо уточнить полученные данные и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и при необходимости дополнить его, провести практическую проверку полученных результатов. Задача описания опыта - показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.

        Описание опыта - процесс трудоёмкий и весьма длительный. Педагогу зачастую проще рассказать о своём опыте, провести открытое занятие, мастер-класс.

        Описание опыта собственной педагогической деятельности остаётся одним из самых трудных для педагогов умений, что подтверждается как анализом представляемых на конкурсы материалов, так и результатами собеседования с педагогами.

        Из всех видов обобщения педагогического опыта - рассказ, показ, описание - наибольшее затруднение у педагогов-практиков вызывает описание своего педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению. Описание - наиболее высокий, аналитический уровень обобщения.

        Практика показывает, что наиболее часто встречающимися ошибками при описании опыта являются:

        описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе, поэтому описание педагога не несёт новизны. Такой опыт является актуальным для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах; мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора;

Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее компоненты

методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём педагога; поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами и картинками.

         демонстрируется актуальность темы, и раскрываются противоречия, на разрешение которых направлен данный опыт;

         показывается, какие конкретно цели поставил перед собой педагог;

         как эти цели соответствуют деятельности педагога, специфике содержания уроков (занятий);

         описывается деятельность обучающихся (методы работы);

         описывается и оценивается оснащение уроков (занятий);

         дается характеристика условий, в которых формировался опыт;

         идет описание самого опыта: суть идеи, факторы, обеспечивающие успех, приемы, методы и формы работы;

         дается описание результатов;

         показываются трудности, ошибки, негативные моменты (если были);

         очерчиваются границы использования опыта;

         раскрывается ценность опыта для других;

         формулируются вопросы, не получившие решения в данном опыте.

Задачи методических служб:

выявить сильные и слабые стороны деятельности педагога;

 помочь педагогу осмыслить свой опыт;

 организовать работу педагога по обобщению опыта;

 научить самоанализу работы.

Примерный перечень материалов для оформления папки

 по общению педагогического опыта

• Общие сведения о педагоге (образование, стаж, категория, курсы повышения квалификации).

• Фотография педагога.

• Представление педагога (готовит администрация ОУ).

• Описание опыта работы:

обоснование выбора методической проблемы (темы);

изученность проблемы в педагогической науке;

пути, методы и средства, предлагаемые педагогом для решения проблемы;

достигнутые результаты по данной проблеме.

• Содержание публикаций по данной теме.

• Фотографии кабинета, стендов, мероприятий и т.д.

• Программа или план самообразовательной работы (по методической теме).

• Разработки авторских курсов.

• Тематический план уроков (занятий).

• Конспекты занятий.

•  Сценарии мероприятий, конкурсов.

9• Тексты своих лекций, выступлений, докладов, рефератов…

• Работы обучающихся (письменные работы, выпускные квалификационные работы…).

• Данные о достижениях обучающихся.

•  Поощрения, награды (грамоты, дипломы, благодарности, и т.п.).

• Рецензия на педагогический опыт (руководитель методической службы, методист, и другие специалисты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)

Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем  ТОГБПОУ  "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой об...

Обобщение педагогического опыта на тему " Развитие творческих способностей детей на занятиях технологии"

Данная программа рассматривается как система мероприятий воспитательного, социально-психологического и обучающего характера....

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.

Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения

«Исследовательская деятельность как метод проблемного обучения». Опыт моей работы представлен с целью теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения исследовательской деяте...

обобщение педагогического опыта

методический материал...