РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
статья
Педагогам необходимо изменить стереотипный взгляд на ребёнка как на субъект педагогического процесса. В ребёнке должно развиваться в гармонии и биологическое и социальное. Только в этом случае не будет ухудшаться здоровье ребёнка и сможет успешно осуществляться педагогический процесс.
Будет ли школьная атмосфера комфортной для ученика, зависит только от учителя, от его компетенции в вопросах физического , психического и социального здоровья подрастающего поколения. Активная позиция учителя помогает добиться успеха в этом наиважнейшем вопросе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
С.Е. Кубан
СПбГБПОУ Педагогический колледж №4
Как много споров ведётся о нём, как много теорий и методик создаются для его сохранения и преумножения.
Ещё великий Уильям Шекспир говорил, что «оно дороже золота», а советский писатель Михаил Шолохов отмечал, что оно «всему голова». Выдающийся русский деятель Виссарион Белинский утверждал, что без него «невозможно и счастье».
Что же это за ценность, о которой так много споров возникало и во времена смелых рыцарей, и сегодня в век умудрённых знаниями просвещённых мужей?
Несомненно, это здоровье человека. Как верно гласит народная мудрость: «Здоровье за деньги не купишь». Потерять его просто, а вот восстановить и сохранить очень трудно, а нарушенное в детском возрасте зачастую уже невозможно.
Так что же такое здоровье? В толковом словаре русского языка даётся такое определение здоровья: «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма». Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности.
Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается сегодня как одна из главных целей в большинстве документов, отражающих российскую государственную политику.
Для ребёнка школьного возраста от 6 до 17 лет одним из факторов, влияющих на сохранение и укрепление его здоровья , является школа. Поэтому очень важно организовать обучение и воспитание таким образом, чтобы школа способствовала укреплению и сохранению психического и физиологического здоровья детей.
В конвенции Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», подчёркивается, что одной из задач модернизации в области образования является здоровье школьников: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги…»
Интересная, насыщенная и увлекательная школьная жизнь является важнейшим условием формирования здорового образа жизни.
Педагогам сегодня необходимо продолжать активно разрабатывать:
- новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, которые обеспечат формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
- рекомендации родителям по организации здорового питания, спортивных занятий, медицинского обслуживания всех членов семьи.
Проблема оздоровления детей, из медицинской, переросла в большую социальную проблему. И сегодня это приоритетное направление государственной политики.
В рамках новых стандартов успешно вводятся здоровьесохраняющие технологии, способствующие сохранению того уровня здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу.
Младший школьник в большинстве своём теряет здоровье за годы обучения. По материалам «Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения», 95 % опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятёрку своих потребностных запросов.
Что конкретно определяет ФГОС с точки зрения сохранения здоровья младших школьников?
В п. 1пп. 8 ФГОС говорится: «В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется : … укрепление физического и духовного здоровья обучающихся».
А в «Портрете выпускника начальной школы» особо выделяется, что выпускник начальной школы выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для сохранения здоровья младшего школьника нужно не так много, - неравнодушие со стороны взрослых, окружающих его: родителей, педагогов, администрации.
Если за четыре года начальной школы мы не сумеем помочь ребёнку, то нарушения соматического здоровья у учащихся в дальнейшем приведут к отклонениям в психическом здоровье (нарушению формирования межличностных отношений, особенности поведенческих реакций в виде агрессивности, конфликтности в средней школе, а в старшем звене именно эта группа детей даёт отклонения в социальном здоровье).
Верный путь сохранения детского здоровья – это формирование баланса между образовательной средой в школе и физиологическими процессами детского организма.
Педагогам необходимо изменить стереотипный взгляд на ребёнка как на субъект педагогического процесса. В ребёнке должно развиваться в гармонии и биологическое и социальное. Только в этом случае не будет ухудшаться здоровье ребёнка и сможет успешно осуществляться педагогический процесс.
Будет ли школьная атмосфера комфортной для ученика, зависит только от учителя, от его компетенции в вопросах физического , психического и социального здоровья подрастающего поколения. Активная позиция учителя помогает добиться успеха в этом наиважнейшем вопросе.
Работа учителя по сохранению здоровья классного коллектива должна проводиться по следующим направлениям:
1) рациональная организация учебного процесса
- проведение нестандартных уроков (игра, путешествие, конкурс и т.п.)
- проведение зарядки перед началом уроков
- соблюдение режима работы и отдыха на занятиях (физкультурные паузы)
- использование разных видов деятельности на уроке
2) сохранение психологического здоровья детей
- позитивное общение между участниками образовательного процесса (доброжелательный тон учителя создаёт положительные условия для правильного развития психической активности ребёнка, находясь в состоянии душевного комфорта и защищённости, ребёнок с удовольствием работает на уроке)
- использование релаксирующих упражнений (музыкальное сопровождение)
- привлечение к сотрудничеству специалистов (логопеда, психолога)
- укрепление межличностных отношений через КТД
3) организация физкультурно-оздоровительной работы
- физкультурные паузы на уроках
- организация дней здоровья в школе
- подвижные игры на переменах
- работа спортивных кружков и секций
- личный пример учителя (участие в походах, соревнованиях совместно с детьми и родителями)
4) профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья
- регулярные медицинские осмотры специалистами (согласно графику )
- соблюдение режима дня
- ведение дневника здоровья ( совместно с родителями)
5) просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями
- уроки здоровья
- тематические классные часы
- родительские собрания
- анкетирование
Родители, как правило, считают, что хорошее здоровье – необходимый фактор как хорошей учёбы ребёнка, так и его дальнейшей полноценной жизнедеятельности. Поэтому необходимо сообща разработать план совместной деятельности учителя и родителей, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей.
Для успешного контролирования процесса воспитания ценностного отношения к своему здоровью у младших школьников необходимо выделить компоненты ценностного отношения к здоровью.
Мотивационный компонент направлен на формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни, осознание ценности своего здоровья, его приоритета в организации своей жизнедеятельности.
Обеспечить сознательное триединое взаимодействие всех участников процесса: дети-родители-учитель.
Познавательный компонент направлен на получение младшими школьниками знаний о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни; о важности для здоровья человека двигательной активности, правильного питания, соблюдения режима дня, режима труда и отдыха; знания своего организма, способах и методах сохранения, укрепления, изменения своего здоровья.
Деятельностный компонент содействует формированию устойчивого поведения, направленного на совершенствование собственного здоровья.
Эмоционально- волевой компонент способствует воспитанию волевых качеств личности младшего школьника (силы воли, выдержки, выносливости, терпения, трудолюбия) и проявлению положительных эмоций, переживаний, благодаря которым у детей закрепляется желание вести здоровый образ жизни, ценить своё здоровье.
Эстетический компонент позволяет сформировать у младших школьников осознание красоты человеческого тела, эталона здоровья, способствующего развитию у детей потребности получать наслаждение от занятий физическими упражнениями, игрой, хореографией.
Рефлексивный компонент направлен на определение степени освоения младшими школьниками норм и правил здорового образа жизни, способов самосохранения своего здоровья доступными средствами. Он заключается в самоанализе, самооценке, саморегуляции деятельности, направленной на сохранение и улучшение своего здоровья.
Демографическое развитие России с конца ХХ века и по настоящее время можно охарактеризовать как критическое. Во многом это связано с тем, что забота о собственном здоровье не является ценностью в рамках менталитета существенной части населения России.
Научить детей заботиться о своём здоровье, управлять им, совершенствовать его – важная задача, стоящая перед российской школой. И начинать решать её необходимо как можно раньше.
Литература:
1. Абрамова И. В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Самара , 2008.
2. Комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников/ Д. А. Коляда, Т.Н. Коровина, С. В. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. Поляков О. В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе/ Москва, Корифей , 2009.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://standart.edu.ru
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-342651-1414342325.jpg)
Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий с целью создания благоприятного микроклимата в детском коллективе и повышения стрессоустойчивости младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"
В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-364751-1455990186.png)
Использование воспитательных технологий для формирования в детском коллективе мотивации на успех и победу в спорте (Телевных Е. А.)
Использование воспитательных технологий для формирования в детском коллективе мотивации на успех и победу в спорте (Телевных Е. А.)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990401-1514411811.jpg)
Роль туризма в формировании здорового образа жизни
Спортивный туризм - более широкое понятие, чем просто один из видов спорта. Это общественное движение, одной из важнейших целей которого является формирование здорового образа жизни человека и обществ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/26/picture-1097058-1545810315.jpg)
Консультация для родителей Тема: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей»
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353446-1385307784.jpg)
"Творческий тимбилдинг, как эффективный инструмент формирования детского коллектива
Выступление на педагогическом совете "Творческий тимбилдинг, как эффективный инструмент формирования детского коллектива"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353446-1385307784.jpg)
Презентация «Творческий тимбилдинг, как эффективный инструмент формирования детского коллектива».
Презентация....
роль семьи в формировании здорового образа жизни
основы здорового ораза жизни...