занятие по развитию речи
план-конспект занятия

Утягулова Гульфия Рафаилевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 24 «Теремок»

муниципального района Мелеузовский район

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе №7

по развитию речи

«Пересказ сказки К. Ушинского «Ветер и солнце»»

                                                 Составила: учитель-логопед

                                                                                        Утягулова Г.Р.

 

                                             Мелеуз, 2021 г.

Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, физическая культура, социально-коммуникативное развитие

Виды детской деятельности: образовательная, игровая, коммуникативная.

Форма организации: подгрупповая.

Методы обучения: беседа, просмотр презентации, исследования.

Цель: формировать умение пересказывать сказку К. Ушинского «Ветер и солнце»

Задачи:

Образовательные:

-формировать умение пересказывать сказку, отвечать на вопросы, подбирать слова- признаки, синонимы

-уточнить и расширить представление об осени, ее приметах

-совершенствовать приемы рассматривания иллюстраций и соотнесение их с частью сказки, навыки ведения беседы по содержанию

Развивающие:

-развивать связную речь, память, внимание и восприятие;

- координацию речи с движением;

- развитие мыслительных навыков;

- развитие познавательных способностей;

-мелкую моторику рук, артикуляционный аппарат, просодическую сторону речи.

Воспитательные:

-формировать доброжелательность, любовь к природе;

-умение работать в коллективе;

-интерес к новым технологиям в деятельности;

-навыки сотрудничества вовремя ООД, активность, инициативность, самостоятельность.

Оборудование: корзинка с листьями, презентация «Веселый язычок», сюжетные картинки про осень, предметные картинки, портрет К. Ушинского, мультимедийное наглядное пособие по художественной литературе.

Предварительная работа: знакомство с автором К. Ушинским, чтение его рассказов и сказок, беседа об осенних изменениях в природе,

Ход организованной образовательной деятельности.

1.Организационный момент

Дети проходят на ковер встают в круг.

Воспитатель:

Добрый день, добрый час

Как я рада видеть вас!

Собрались ребята в круг

Слева-друг и справа-друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Слушайте скорей загадку

И скажите мне отгадку

Если на деревьях листья пожелтели

Если в край далекий птицы улетели

Если небо хмурится, если дождик льется

Это время года как оно зовется? (осень)

-На какой звук начинается слово осень? (звук О)

-Какой это звук? Почему? (гласный, выдыхаемый воздух не встречает преград, когда мы произносим гласные звуки,  он поется)

2.Сюрпризный момент.

Дети остаются в кругу на ковре.

-Посмотрите, что я нашла в группе (корзинка с листьями). Как много листьев, я предлагаю вам взять листья и поиграть.

Мы листики осенние (машем руками внизу)

На ветках мы сидим (машем руками на верху)

Мы листики осенние (машем руками внизу)

Мы тихо говорим (машем руками наверху)

Кленовый –и-и-и (руки в стороны)

Березовый-о-о-о (руками показываем круг)

Дубовый-у-у-у. (тянем руки вперед)

-Молодцы! Поиграем еще раз, посмотрите на свои листочки, у кого какой листочек, такой и звук вы и поете.

3. Развитие речевого дыхания и голоса.

-А сейчас, я вам предлагаю провести дыхательную гимнастику с этими листочками.  Вам нужно будет показать голосом, как звучат некоторые природные явления:

Подул сильный ветер –у-у-у (машем руками на себя)

Листья пожелтели, задрожали ф-ф-ф (машем кистями рук перед собой)

На землю полетели с-с-с (плавные движения вниз руками)

Зашуршали под ногами ш-ш-ш (машем кистями рук внизу)

-Ребята, положите листочки в корзинку, следующий раз мы еще с ними поиграем.

-Садитесь на стульчики (дети садятся на стульчики)

-Сейчас мы поиграем с язычком.

4. Артикуляционная гимнастики «Сказка про Язычок»

Жил был Язычок. Проснулся он утром рано и выглянул в окошко вот так (Иголочка) дети повторяют за воспитателем. Решил Язычок погулять, но перед прогулкой нужно подкрепится и решил он попить чаю с вареньем, а варенье было такое вкусное и он облизнулся вот так (вкусное варенье) потом Язычок снова выглянул в окошко и посмотрел по сторонам вот так (часики). На небе Язычок увидел солнышко и улыбнулся ему(улыбка). Он увидел качели во дворе и решил на них покататься вот так (Качели). Тут подул сильный ветер и Язычок вернулся домой.

-Молодцы! Ваши язычки потрудились на славу. И теперь вам будет легко рассказывать и беседовать.

5.Игра «Осеннее поле»

-Сейчас я вам предлагаю, подойти к столу там нас ждут картинки (дети подходят к столу на ковре). Ой, мне  не кажется наш ветер, который мы изображали,  перепутал все картинки, помогите мне найти картинки, которые относятся к осени.

(дети выбирают нужную картинку и обосновывают свой выбор)

 Дети:

- осенью солнце светит, но не греет;

-часто идут дожди;

-перелетные птицы улетают в теплые края;

-люди одевают теплую одежду;

- Спасибо, ребята, что помогли найти нужные картинки.

6.Дидактическая игра "Скажи по-другому"

Цель игры: образование относительных прилагательных с помощью различных суффиксов.

-У меня были картинки, куда же ветер их унес. Ах, вот они,  на верхней полке. Я уверена, что сейчас без труд, вы скажите,  какая может быть погода.

Если идет дождь, то погода какая... (дождливая)

Если на улице холодно… (холодная)

Если на улице осень…(осенняя)

Если на улице туман…(туманная)

Если на улице ветер…(ветреная)

Если светит солнце …(солнечная)

Воспитатель: Вы справились. Безошибочно назвали все слова-признаки. Приглашаю вас сесть на стульчики.
- послушайте загадки и отгадайте?

По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)


Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (Солнце)


7. Прослушивание сказки К. Ушинского "Ветер и солнце"
Воспитатель:

-Про ветер и солнце есть не только загадки, но и сказки.

  Сегодня, я предлагаю, послушать сказку К. Ушинского «Ветер и солнце»).

  - Прежде чем слушать сказку, я хотела бы узнать, как вы понимаете некоторые слова, которые встретятся в сказке, и могут показаться вам странными.
               Дидактическая игра: «Скажи по- другому»
Гневаться: злиться, сердиться, возмущаться.

Помериться силами: посоревноваться.
Свирепел:  сердился,  злился.
Проклинал: ругал, говорил что-то обидное.

Кроткое:  скромное, милое, спокойное.


Прослушивание сказки. (на проекторе)

-Сейчас мы свами выполним задание, послушайте его.

-Задание всем понятно?  Выберем картинку, показываем ее на экране, рассказываем часть сказки и проверяем правильность выбора на ноутбуке. (дети по очереди выходят к экрану выбирают последовательно сюжет сказки и рассказывают свою часть сказки). Но, надеюсь,  вы не позабудете и вспомните те « странные» старинные слова и обязательно их скажете в своем пересказе.

1 сюжет –спор ветра и солнца

2 сюжет-как ветер гневался на путника, старался сорвать с него плащ

3 сюжет-солнце выглянуло из-за туч и обогрело путника

4 сюжет- лаской и добротой можно сделать гораздо больше

8. Повторное прослушивание.

-Сейчас мы еще раз прослушаем сказку. Слушайте внимательно. После этого, я уверена, найдется кто-то, кто захочет и сможет рассказать  нам эту сказку полностью.

(один ребенок пересказывает сказку опираясь на картинки)

Вывод: лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

9. Итог организованной образовательной деятельности.

Ребята, перед вами на мольберте солнце и тучка. Мне хотелось бы, чтобы вы при помощи смайликов высказали свое мнение о нашей сегодняшней беседе, об играх со словами и звуками, о том, как вы рассказывали сказку.  Если вам понравилось поставьте смайлик на солнышко, а если нет -то на тучку.



Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад № 24 «Теремок»

Муниципального района Мелеузовский район

Республика Башкортостан




 Непосредственная образовательная деятельность

по обучению грамоте

«Фрукты и овощи»

в подготовительной логопедической

группе №10




                                                                         Учитель – логопед:  Утягулова Г.Р.

Мелеуз, 2019 год

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

-формировать умение называть гласные звуки, различие между буквой и звуком

-формировать умение детей преобразовывать имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа.

-закрепить знания о пользе овощей  и фруктов

Коррекционно-развивающие:

- отрабатывать у детей навык правильного использования падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа

-углублять знания детей по теме гласные звуки и буквы, полезные овощи и фрукты

-развивать память, описывая фрукты и овощи

-развивать внимание, мышление через дидактические игры

-развивать дыхание , артикуляционный аппарат, мелкую мускулатуру рук

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать усердие, терпение при выполнении заданий

-доброжелательное отношение друг к другу


Оборудование: картинки с изображением овощей и фруктов, гласные буквы, схема предложений, слоги

                                               Ход НОД.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. Встаем около своих мест.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Справа друг и слева друг

Улыбнемся всем вокруг.

Для начала выполним массаж:

  1. Гладим себя по голове до плеч проговаривая «Я хороший(ая)»
  2. Одеваем шапочку
  3. Массажируем ушки
  4. Гладим щечки
  5. Капает дождик

Молодцы! Садитесь на свои места.

Развитие артикуляционной моторики.

-А сейчас мы разомнем наши губки и язычок.

Артикуляционная гимнастика.

«Часики»

Тик-так, тик-так

Ходят часики- вот так.

«Качели»

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

«Вкусное варенье»

На губу варенье село

Нужно нам язык поднять

Чтобы капельку слизать.

-Молодцы! Продолжим!

Этот звук всегда поется

Этот звук как песня льется

Звук свободно ты лети

Нет преграды на пути!

-О каких звуках я сейчас прочитала стихотворение? (гласные)

-Назовите их. (А, О, И, У, Ы, Э)

-Сколько всего гласных звуков? (6)

А теперь еще игра

Подарю вам звуки я

Вы верните мне слова

Ты подумай милый друг

Чтобы был вначале звук.

(Дети называют слова с заданным звуком)

-Скажите, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим и пишем, звук слышим и произносим)

- Прочитаем слоги из гласных букв:

АУ ИУ ОУ

АИ ИО ОА

УА ОИ УО

-Молодцы!

-Давайте отдохнем!

Дыхательная гимнастика:

 Каждый гласный звук поем и выполняем движение.

Звук «А».

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Звук «О».

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Звук «У».

И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Звук «Э».

И. п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.

Звук «И».

И. п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.

Звук «Ы».

И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

- Давайте посмотрим на картинки. (Фрукты и овощи)

-Назовите что вы видите?  

-Скажите ребята, фрукты и овощи, это полезные продукты? Почему?

- А сейчас, разделите каждое слово на слоги?

Прохлопывают каждое слово называя сколько слогов.

Яб-ло-ко, а-пель-син, о-гу-рец, лук, тык-ва, гру-ша.

-Молодцы!

-Ребята, скажите мне каким бывает яблоко, апельсин, огурец, лук, груша.

-Давайте составим предложения с этими словами по схеме.

(на доске схемы предложений)

____________.

____________  _____________.

____________  _____________  ____________.

-Молодцы!

      -Скажите какой сок получится из фруктов и овощей?

Сок из яблок- яблочный сок

Сок из груши- грушевый сок

Сок из моркови- морковный сок

Сок из апельсина-апельсиновый сок

Сок из лимона- лимонный сок

Сок из томата- томатный сок

Как вы думаете эти соки будут полезными?

Физминутка

Теперь немного отдохнем

Физминутку проведем

Все сейчас тихонько встали

Дружно руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево

Тихо сели вновь за дело.

Пальчиковая гимнастика

Ушки-рожки-колечко

Стол-стул

Шагаем по столу двумя пальцами всеми пальцами.

Давайте поиграем в игру «Один –много»

- я буду, говорить вам один предмет, а вы, когда много.

Яблоко-яблоки

Груша-груши

Тыква-тыквы

Огурец-огурцы

Помидор-помидоры

Апельсин-апельсины

Лимон-лимоны.

Отгадываем ребус: лук, тыква.

-Молодцы

Итог НОД

Сегодня мы с вами вспомнили   гласные звуки, вспомнили овощи и фрукты. Чтобы вы были здоровы,  провели много различных упражнений , кушайте побольше овощей и фруктов. Будьте здоровы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС" для детей 6-7 лет...

Конспект занятия по развитию речи «Признаки весны»

Конспект занятия по развитию речи«Признаки весны»Цели: закрепление знаний о четырех временах года, их последовательности, утонить признаки весны, развитие кругозора, обогащение словарного запаса, разв...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: "Путешествие в сказку".

Очень много сказано о роли сказок в развитии маленьких детей. Самые главные жизненные истины, основы заложены в русских народных сказках. Простым, доступным для детей языком народная мудрость пом...

Конспект занятия по развитию речи «День Земли» для 2-ой младшей группы

Конспект занятия по развитию речи«День Земли» для 2-ой младшей группыЦели:1. Углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.2. Воспитывать ст...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке»Цели: «Учить составлять описательный рассказ»Задачи:Образовател...

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «БЕСЕДА ОБ ИСТОРИИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«БЕСЕДА ОБ ИСТОРИИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИВоспитатель: Байбара Тамара Викторовна.Программные задачи:а) Дать детям элементарные знания по истории возникнов...