Рабочая тетрадь для лабораторных работ по общеобразовательной учебной дисциплине «Физика»
учебно-методическое пособие
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения лабораторных работ по дисциплине "Физика " студентами 1 курса.Содержание тетради включает правила поведения и и технику безопасности при выполнении лабораторных работ,бланки оформления работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_po_fizike_antoshkina_e.v.docx | 649.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Смоленская академия профессионального образования»
Рабочая тетрадь для лабораторных работ
по общеобразовательной учебной дисциплине «Физика»
____________________________________________________________________
Ф.И.О. студента
____________________________________________________________________
Группа Специальность
Смоленск 2018
Рабочая тетрадь для студентов по общеобразовательной учебной дисциплине «Физика», предназначена для выполнения лабораторных работ
Составитель:Антошкина Е.В. – Смоленск: ОГБПОУ СмолАПО, 2018
Настоящее учебное пособие ориентировано на помощь студентам в выполнении лабораторных работ
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Лабораторная работа | страницы | |
Раздел «Механика» | |||
1. | Исследование движения тела под действием постоянной силы. | 9 | |
2. | Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести | 11 | |
3. | Изучение закона сохранения механической энергии | 13 | |
Раздел «Основы молекулярной физики и термодинамики» | |||
4. | Проверка закона Гей-Люссака | 15 | |
5. | Измерение влажности воздуха | 17 | |
6. | Измерение поверхностного натяжения жидкости. | 19 | |
Раздел «Электродинамика» | |||
7. | Изучение закона Ома для участка цепи | 21 | |
8. | Изучение последовательного и параллельного соединения проводников | 24 | |
9. | Определение удельного сопротивления металлического проводника | 28 | |
10. | Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | 30 | |
11. | Изучение явления электромагнитной индукции. | 32 | |
Раздел «Колебания и волны» | |||
12. | Определение ускорения свободного падения | 35 | |
13. | Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза | 37 | |
Раздел «Оптика» | |||
14. | Изучение изображения предметов в линзе | 39 | |
15. | Определение показателя преломления света | 41 | |
16. | Изучение интерференции и дифракции света | 43 | |
17. | Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки | 46 | |
Раздел «Квантовая оптика» | |||
18. | Наблюдение линейчатого и сплошного спектров испускания | 48 |
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по общеобразовательной учебной дисциплине «Физика» разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Физика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
Содержание рабочей тетради охватывает все предусмотренные программой лабораторные работы, включает правила поведения и технику безопасности при проведении лабораторных работ, справочный материал, бланки для оформления опытов, лист самооценки, критерии оценки выполненной работы, рекомендуемую литературу.
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по общеобразовательной учебной дисциплине «Физика» способствует достижению студентами профильного и профессионально значимого содержания:
-умения постановки цели деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей;
-произведение измерений физических величин и оценка границ погрешностей измерений;
-умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений;
-указание границ применения физических законов.
1.Правила поведения и техника безопасности при проведении лабораторных работ
1.Внимательно изучите содержание и порядок проведения лабораторной работы, а также безопасные приёмы её выполнения.
2. Подготовьте к работе рабочее место, уберите посторонние предметы. Приборы и оборудование разместите так, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
3. Точно выполняйте все указания преподавателя, без его разрешения не приступайте к началу эксперимента.
4. При работе со спиртовкой берегите одежду и волосы от воспламенения, не зажигайте одну спиртовку от другой, не извлекайте горелку с фитилём, не задувайте пламя спиртовки ртом, а гасите его, накрывая специальным колпачком.
5. При нагревании жидкости в пробирке используйте специальные держатели (штативы), отверстие пробирки не направляйте на себя и на своих товарищей.
6. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревайте не выше 60-700С. Не берите их незащищенными руками .
7. Соблюдайте осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросайте, не роняйте и не ударяйте их.
8. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасайтесь и не наклоняйтесь близко к вращающимся и движущимся частям механизмов.
9. При сборке электрической схемы используйте провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегайте пересечения проводов, источник тока подключайте в последнюю очередь. Помните о том, что лабораторное напряжение равно 42 В.
10. Собранную электрическую схему включайте под напряжением только после проверки её преподавателем .
11.Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производите переключений в цепях до отключения источника тока.
12. Наличие напряжения в электрической цепи проверяйте только приборами.
13. Не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.
14. Не оставляйте без надзора не выключенные электрические устройства и приборы.
15. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении запаха горелой изоляции, искрения и т. д. немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом преподавателю.
16. В случае если разбились приборы из стекла, не собирайте их осколки незащищенными руками, а используйте для этой цели щетку и совок.
17. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщите об этом преподавателю и по его указанию покиньте помещение.
18. При получении травмы сообщите об этом преподавателю, который окажет первую помощь, при необходимости отправит в ближайшее лечебное учреждение.
19. По окончании работы отключите источник тока. Разрядите конденсаторы с помощью изолированного проводника и разберите электрическую схему.
20. Разборку установки для нагревания жидкости производите после её остывания.
21. Приведите в порядок рабочее место, сдайте преподавателю приборы, оборудование, материалы и тщательно вымойте руки с мылом.
2.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся, соблюдая требования техники безопасности, выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтировал необходимое оборудование; все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если обучающийся, соблюдая требования техники безопасности, выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтировал необходимое оборудование; все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполнил анализ погрешностей, но допустил некоторые недочеты, не влияющие на результат.
Оценка 3 ставится в том случае, если обучающийся, соблюдая требования техники безопасности, выполнил работу не в полном объеме, нарушая необходимую последовательность проведения опытов и измерений; затруднялся в использовании необходимого оборудования; в отчете выполнил не все записи, допустил ошибки в вычислениях.
Оценка 2 ставится в том случае, если обучающийся выполнил работу частично, и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если обучающийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
3.Рекомендации по обработке результатов измерений
Выполнение лабораторных работ связано с измерением физических величин. Ошибки (погрешности), возникающие при измерениях, объясняются несовершенством методов измерения, измерительных приборов, условиями опыта.
Для повышения степени точности, полученных результатов, необходимо проводить всегда несколько измерений, а потом найти среднее арифметическое.
Обозначим через х – измеренные физические величины. Расчет погрешностей измерения можно осуществлять двумя методами.
3.1. Метод среднего арифметического
- Производят измерение искомой величины несколько раз и находят
среднее арифметическое результатов этих измерений:
- Находят абсолютную погрешность каждого измерения:
.
Определяют среднее арифметическое этих погрешностей
и принимают его за абсолютную погрешность измерений. Абсолютную погрешность округляют до одной значащей цифры (Δх ≈ 0,17 = 0,2;
Δу ≈ 0.012 = 0,01). Численное значение хср округляют так, чтобы его последняя цифра оказалась в том же разряде, что и цифра погрешности (х = 10,332 ≈ 10,3; у = 1,846 ≈ 1,85).
- Находят относительную погрешность измерений δ:
Как правило, относительную погрешность округляют до целого значения.
3.2. Метод сравнения с табличным значением
Если существует табличное значение, определяемой в ходе лабораторной работы величины, то полученные результаты сравниваются с табличным значением.
- Производится несколько измерений физической величины и определяется
среднее значение.
.
- Абсолютная погрешность измерений вычисляется по формуле:
- Относительная погрешность находится по формуле: .
Лабораторные работы по разделу «Механика»
Лабораторная работа №1. Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Цель работы:___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оборудование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1.Дайте определение механическому движению.
2. Назовите виды движений.
3. Какое движение называют равноускоренным?
4. Дайте определение ускорению. Запишите формулу.
5. Запишите уравнение равноускоренного движения.
6. Чему равно ускорение свободного падения?
7. Запишите уравнение движения по вертикали.
Ход работы.
1.Соберите установку, изображенную на рисунке.
2. Отметьте на желобе начальное положение шарика, а также его конечное положение - верхний торец металлического цилиндра.
3. Измеряйте расстояние между верхней и нижней отметками на желобе (путь, пройденный шариком). S = _______ м.
4. Включив секундомер, отпустите шарик без толчка и заметьте время t до его удара о цилиндр. = _________с.
5.Повторите опыт 3 раза. Во время каждого опыта пускайте шарик из того же начального положения, а также следите за тем, чтобы верхний торец цилиндра находился на соответствующей отметке.
6. Измерьте время движения шарика = ______c, = ______c.
7. Вычислите ускорение а, с которым он скатывается, по формуле: .
8. Найдите среднее значение ускорения. .
9.Определите абсолютную погрешность каждого измерения
10. Определите среднее арифметическое этих погрешностей
11.Найдите относительную погрешность измерений
12. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Таблица измерений и вычислений
№ | S, м | t, c | а, м/с2 | аср, м/с2 | Δа, м/с2 | Δаср, м/с2 | δ, % |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 |
Вычисления:
Вывод.
В результате проведенных опытов мы экспериментально доказали, что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Эксперимент |
Могу помочь другим | |
Выполнил без затруднений | |
Испытывал затруднения |
Лабораторная работа №2. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести
Цель работы:___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оборудование:__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1.Дайте определение динамики.
2.Дайте определение равнодействующих сил.
3. Сформулируйте первый закон Ньютона.
4. Сформулируйте второй закон Ньютона
5. Сформулируйте третий закон Ньютона.
6. Какие две силы действуют на конический маятник?
7. Равнодействующая этих сил сообщает маятнику…?
8. Дайте определение центростремительному ускорению. Запишите формулу.
Ход работы.
1.Определите массу шарика.
2.Шарик, подвешенный на нити, закрепите в лапке штатива.
3.Вычертите на листе бумаги окружность радиусом 20 см.
4.Штатив с маятником расположите так, чтобы продолжение нити проходило через центр окружности.
5. Взяв нить пальцами у точки подвеса, приведите маятник во вращательное движение над листом бумаги так, чтобы шарик описывал такую же окружность, как и начерченная на бумаге.
6. Измерьте время 20 полных оборотов маятника. t 1= _________с.
7.Опыт повторите 3 раза. t2 = ______c, t3 = ______c.
8. Найдите среднее значение времени. .
9. Рассчитайте период обращения маятника по формуле: T = tср./N
10. Рассчитайте значение центростремительного ускорения: а1 = 4π2 R/ T2
11. Определите высоту маятника. Для этого измерьте расстояние по вертикали от центра шарика до точки подвеса. h = ___________м.
12. Рассчитайте значение ускорения по формуле: а2 = g R/ h.
13. Оттяните горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измерьте модуль равнодействующей силы, которая равна силе упругости при растяжении пружины.
14. Используя второй закон Ньютона, рассчитайте значение центростремительного ускорения: а3 = F/m.
15. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
16. Сделайте вывод по данным результатов опытов, сравнив а1, а2, а3.
Таблица измерений и вычислений
№ | N | R, м | h, м | m, кг | t, с | t ср., с | Т, с | F, Н | а1, м/с2 | а2, м/с2 | а3, м/с2 |
Вычисления.
Вывод: В ходе выполнения лабораторной работы я определил __________________________
___________________________________и выяснил, что ________________________________
______________________________.Следовательно ____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Эксперимент |
Могу помочь другим | |
Выполнил без затруднений | |
Испытывал затруднения |
Лабораторная работа №3. Изучение закона сохранения механической энергии.
Цель работы: ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1.Дайте определение потенциальной энергии.
2. Дайте определение кинетической энергии.
3. Чему равна потенциальная энергия упругой деформации.
4. Сформулируйте закон сохранения механической энергии.
Ход работы.
1. Соберите установку, изображенную на рисунке.
2. Измерьте массу груза m = _________________кг.
3. Измерьте по шкале линейки координату указателя пружины при отсутствии на ней груза.
= __________м
3. Подвесьте к динамометру груз и , приподняв его рукой, верните пружину в нерастянутое состояние . Отпустите груз и заметьте по шкале положение указателя, соответствующее максимальному удлинению пружины м.
4.Вычислите удлинение пружины под действием груза. =
5. Повторите опыт 5 раз. Вычислите среднее значение удлинения
=
6. Изменение длины пружины соответствует изменению высоты грузов, поэтому .
7. Вычислите изменение потенциальной энергии груза .
8. Вычислите изменение энергии пружины . При этом жесткость пружины динамометра k = 40
9. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
10. Сравните изменение энергии груза и пружины и сделайте вывод о сохранении полной механической энергии системы груз-пружина.
Таблица измерений и вычислений
№ | m,кг | ,м | ,м | |||
Вычисления.
Вывод: в ходе выполнения лабораторной работы я определил _________________________
_______________________________________________________________________________.Сравнивая данные значения, я получил____________________________________________
Следовательно ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Эксперимент |
Могу помочь другим | |
Выполнил без затруднений | |
Испытывал затруднения |
Лабораторные работы по разделу
«Основы молекулярной физики и термодинамики»
Лабораторная работа №4. Проверка закона Гей-Люссака.
Цель работы: ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1.Определение идеального газа.
2.Запишите уравнение состояния идеального газа.
3. Дайте определение изопроцессам.
4. Охарактеризуйте изохорный, изотермический и изобарный процессы.
Ход работы.
1.Подготовьте стакан с водой комнатной температуры и сосуд с горячей водой.
2.Измерьте длину стеклянной трубки и температуру воды в цилиндрическом сосуде с горячей водой. = __________________, = _________________________
3.Стеклянная трубка открытым концом вверх помещается на 3-5 мин в цилиндрический сосуд с горячей водой.
4.Открытый конец стеклянной трубки, находящийся в горячей воде, замазывают пластилином.
5.После этого трубку вынимают из сосуда с горячей водой, и замазанный конец быстро опускают в стакан с водой комнатной температуры. Подождите несколько минут, пока трубка остынет до комнатной температуры .
6.Измерьте воды в стакане. = __________________
7.Аккуратно выньте пластилин. Вода в трубке поднимется. Опускайте трубку в стакане до тех пор, когда уровни воды в стакане и трубке станут равны.
8.Измерьте длину столбика воздуха в трубке. = _______________________
9.Вычислите отношения объемов для двух состояний .
10.Переведите значения температур в кельвины.________________,=______________
11.Вычислите отношения абсолютных температур =________________________________
12.Погрешность измерения длины =1мм, погрешность измерения температуры 1K. Вычислите относительную погрешность определения отношения длин столбиков воздуха по формуле .
13.Вычислите относительную погрешность определения отношения температур +
14. Вычислите абсолютные погрешности определения отношений этих величин ,
15. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Таблица измерений и вычислений
,мм | оС | ,мм | ,К | ||||||||
Вычисления.
Вывод: В результате проведенных опытов мы экспериментально доказали, что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Эксперимент |
Могу помочь другим | |
Выполнил без затруднений | |
Испытывал затруднения |
Лабораторная работа № 5. Измерение влажности воздуха
Цель работы: ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
- Дайте определение влажности воздуха.
- Дайте определение относительной влажности воздуха.
- Запишите формулу относительной влажности воздуха.
- Какие приборы используют для определения относительной влажности воздуха. Принцип работы.
Ход работы.
1. Измерьте температуру воздуха в аудитории: tсух = ________________________
2.Проверить наличие воды в стаканчике психрометра и при необходимости долить ее.
3. Подержите влажный термометр некоторое время в воздухе. Как только понижение температуры прекратится, запишите его показания: ________________________
4. Найдите разность температур «сухого» и «влажного» термометров:
= __________________________________________________
5.Определите с помощью психрометрической таблицы относительной влажности:
φ% =_______________
6. По таблице «Давление и плотность насыщенного водяного пара при различных температурах» определяем плотность насыщенного водяного пара (ρ0) при данной температуре воздуха и относительной влажности. ρ0 = ____________________
7. Определить абсолютную влажность воздуха по формуле
8. Найдите в колонке плотности значение, наиболее близко совпадающее со значением ρa, и определите значение точки росы = _________
9. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Таблица измерений и вычислений
tсух , оС | tвл, оС | Δt, оС | ϕ, % | ρ0, кг/м3 | ρа, кг/м3 | , оС |
Вычисления.
Вывод: В ходе выполнения лабораторной работы я определил __________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дополнительные задания.
1.Разность показаний сухого и влажного термометров равна 5°С. Относительная влажность воздуха 58%. Чему равны показания сухого и влажного термометра.
2. Влажность воздуха равна 78%, а показание сухого термометра равно 12 °С. Какую температуру показывает влажный термометр?
3. Разность в показаниях сухого и влажного термометров равна 4 °С. Относительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометра?
4. На улице идет холодный осенний дождь. В каком случае быстрее высохнет белье, развешенное на кухне: когда форточка открыта, или когда закрыта? Почему?
Лист самооценки
Уровень освоения | Эксперимент | Дополнительное задание |
Могу помочь другим | ||
Выполнил без затруднений | ||
Испытывал затруднения |
Лабораторная работа № 6. Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Цель работы:___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оборудование:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1. Что такое поверхностное натяжение?
2. Как определить коэффициент поверхностного натяжения жидкости?
3. Какие факторы влияют на значение коэффициента поверхностного натяжения?
4. Как направлены силы поверхностного натяжения по отношению к поверхности жидкости и по отношению к линии, ограничивающей поверхность жидкости?
5. Условия равновесия фаз и влияние на них кривизны поверхности раздела.
6. Как влияет температура на поверхностное натяжение?
7.При какой температуре коэффициент поверхностного натяжения равен нулю?
Ход работы.
1.Измерьте внутренний диаметр d наконечника шприца. d = ________________________. Для измерения можно воспользоваться остро отточенным карандашом. Вдвинув карандаш в наконечник до упора, пометьте границу соприкосновения наконечника с карандашом. Диаметр карандаша на уровне этой границы можно принять за внутренний диаметр наконечника и измерить его с помощью штангенциркуля или микрометра.
2. Наберите в шприц 1 мл воды.
3. Подставьте под шприц сосуд для сбора воды и, плавно нажимая на поршень шприца, добейтесь медленного отрывания капель. Подсчитайте количество капель в 1 мл. =_______
4. Вычислите поверхностное натяжение по формуле .
5. Наберите в шприц 2 мл воды. Подсчитайте количество капель в 2 мл. =________
6. Вычислите поверхностное натяжение по формуле
7. Наберите в шприц 3 мл воды. Подсчитайте количество капель в 3 мл. =________
8. Вычислите поверхностное натяжение по формуле
9. Найдите среднее значение поверхностного натяжения
10.Сравните полученный результат с табличным значением поверхностного натяжения с учетом температуры.
11. Определите относительную погрешность методом оценки результатов измерений
12. Аналогичным образом определите коэффициент поверхностного натяжения масла (пользоваться отдельным шприцем и посудой!).________,=________,=_______
13. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Таблица измерений и вычислений
№ | ,кг | d, м | , Н/м | Н/м | таб, Н/м | % | ,кг | , Н/м | Н/м | таб, Н/м | % | ||
Вычисления
Вывод: В ходе выполнения лабораторной работы я определил __________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Эксперимент |
Могу помочь другим | |
Выполнил без затруднений | |
Испытывал затруднения |
Лабораторные работы по разделу «Электродинамика»
Лабораторная работа № 7. Изучение закона Ома для участка цепи.
Цель работы:___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оборудование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1.Что такое электрический ток?
2.Какой ток называют постоянным?
3. Дайте определение силы тока. Как обозначается? По какой формуле находится?
4. Каким прибором измеряется сила тока? Как он включается в электрическую цепь?
5. Дайте определение напряжения. Как обозначается? По какой формуле находится?
6. Каким прибором измеряется напряжение? Как он включается в электрическую цепь?
7. Дайте определение сопротивления. Как обозначается? По какой формуле находится?
8.Сформулируйте закон Ома для участка цепи. Запишите формулу.
9. Как найти сопротивление проводника и напряжение из закона Ома для участка цепи?
10.Как определить цену деления шкалы прибора?
Ход работы.
Определите цену деления приборов. CA = ___________, Cv = ___________.
Соберите электрическую цепь по схеме.
Опыт1. Исследование зависимости силы тока от напряжения на данном участке цепи.
1. Для выполнения данного опыта возьмите резистор сопротивление 2 Ома. Включите ток.
2. При помощи реостата доведите напряжение на зажимах проволочного резистора до 1 В. Измерьте силу тока = ______________
3. Доведите напряжение на зажимах резистора до 2 В. Измерьте силу тока = ____________.
4. Доведите напряжение на зажимах резистора до 3 В. Измерьте силу тока = ____________.
5. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Таблица измерений и вычислений
U,В | |||
I,А |
6. По данным опытов постройте график зависимости силы тока от сопротивления.
Вывод: в ходе выполнения эксперимента я определил ________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Опыт 2. Исследование зависимости силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на его концах.
1.Включите в цепь по той же схеме проволочный резистор сопротивлением 1 Ом.
2. При помощи реостата установите на концах участка напряжение 2 В.
3. Измерьте при этом силу тока = ______________.
4. Включите в цепь проволочный резистор сопротивлением 2 Ом.
5. Измерьте силу тока = ______________.
6. Включите в цепь проволочный резистор сопротивлением 3 Ом
7. Измерьте силу тока = ______________.
8. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Таблица измерений и вычислений
R,Ом | |||
I,А |
9. По данным опытов постройте график зависимости силы тока от сопротивления.
Вывод: в ходе выполнения эксперимента я определил _________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Общий вывод: В результате проведенных опытов мы экспериментально установили, что_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Опыт1 | Опыт2 |
Могу помочь другим | ||
Выполнил без затруднений | ||
Испытывал затруднения |
Лабораторная работа № 8. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Цель работы: ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1.Какие способы соединения проводников в электрической цепи вам известны?
2. Какое соединение проводников называют последовательным?
3. Какие законы последовательного соединения проводников вам известны?
4.Какое соединение проводников называют параллельным?
5. Какие законы параллельного соединения проводников вам известны?
Ход работы.
Опыт 1. Изучение законов последовательного соединения проводников.
1.Соберите электрическую цепь по схеме (вольтметр не подключайте).
2. С помощью реостата установите стрелку амперметра на определенное деление. Снимите показания амперметра (Iобщ). Iобщ=______________________.
3. Не изменяя положения ползунка реостата, измерьте силу тока между резисторами (I1) и между резистором и реостатом (I2). I1=______________, I2 =___________________.
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Измерьте вольтметром напряжение на участке, состоящем из двух резисторов (Uобщ) и напряжение на концах каждого резистора (U1, U2). Uобщ= ___________, U1 = __________, U2=_____________.
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. Используя закон Ома (I = U / R → R = U / I), определите полное сопротивление участка (Rобщ ) состоящем из двух последовательно соединенных резисторов с сопротивлениями R1 и R2. R1 = U1 / I1 , R2 = U2 / I2, R = R1 + R2
Вывод:_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6.Вычислите относительную погрешность определения сопротивления:
7.Вычислите абсолютную погрешность определения сопротивления:
8. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Таблица измерений и вычислений
№ | I (А) | U (В) | R (Ом) | ||||||
I1 | I2 | Iобщ | U1 | U2 | Uобщ | R1 | R2 | Rобщ | |
Вычисления.
Вывод: В результате проведенных опытов мы экспериментально установили, что__________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 2. Изучение законов последовательного соединения проводников.
1. Соберите электрическую цепь по схеме.
2. С помощью реостата установите стрелку вольтметра на определенное деление шкалы. Снимите показания вольтметра (Uобщ). Uобщ =____________________________.
3.Не изменяя положения ползунка реостата, измерьте напряжение на первом (U1) и втором резисторе (U2). U1=____________________, U2=___________________________.
Вывод:__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4.Измерьте поочередно амперметром силу электрического тока в общей цепи (Iобщ) и силу тока в первом (I1 ) и во втором резисторе (I2). Iобщ=______________, I1=________________,
I2=____________________.
Вывод:__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. Используя закон Ома (I = U / R → R = U / I), определите полное сопротивление участка (Rобщ ) состоящем из двух параллельно соединенных резисторов с сопротивлениями R1 и R2.
R1 = U1 / I1, R2 = U2 / I2,
Вывод:_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6.Вычислите относительную погрешность определения сопротивления:
7.Вычислите абсолютную погрешность определения сопротивления:
8. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Таблица измерений и вычислений
№ | I (А) | U (В) | R (Ом) | ||||||
I1 | I2 | Iобщ | U1 | U2 | Uобщ | R1 | R2 | Rобщ | |
Вычисления.
Вывод: В результате проведенных опытов мы экспериментально установили, что_________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общий вывод: В ходе выполнения лабораторной работы, я определил __________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Опыт 1 | Опыт 2 |
Могу помочь другим | ||
Выполнил без затруднений | ||
Испытывал затруднения |
Лабораторная работа № 9. Определение удельного сопротивления металлического проводника
Цель работы:___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оборудование:__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1.Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
2.Дайте определение понятию сопротивление проводника.
3.От чего зависит сопротивление проводника?
4. Запишите формулу сопротивления проводника.
5. Дайте определение понятию удельное сопротивление проводника.
6. От чего зависит удельное сопротивление проводника?
Ход работы.
1.Определите цену деления приборов. Цена деления амперметра: А. Цена деления вольтметра: В.
2. Измерьте длину проволоки l. l =___________.
3. Измерьте диаметр проволоки d с помощью штангенциркуля. d =_____________
4. Рассчитайте площадь поперечного сечения проволоки по формуле: S = π·d2 /4
5. Соберите электрическую цепь по схеме.
6.Измерьте значение силы тока в цепи и напряжения на концах проводника. I1=______, U1=____________.
7. Измените силу тока и произвести измерения. I2=__________, U2=________________.
8. Повторите опыт в третий раз, вновь изменив силу тока. I3=__________, U3=____________________,
9. Рассчитайте с помощью закона Ома для участка цепи сопротивление проводника для трех случаев:
10. Определите удельное сопротивление проводника для трех случаев по формуле: =
11. Определить среднее значение удельного сопротивления проводника.
12. Сравните результат опыта с табличным значением удельного сопротивления =___________________.
13. Вычислите абсолютную погрешность
14. Определите относительную погрешность:100%
15. Результаты всех измерений и вычислений занесите в таблицу.
Таблица измерений и вычислений
№ | l,м | d,м | S,м2 | I,А | U,В | R,Ом | Омм | , Омм | , Омм | , Омм | % |
Вычисления
Вывод: В ходе выполнения лабораторной работы, я определил _________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Эксперимент |
Могу помочь другим | |
Выполнил без затруднений | |
Испытывал затруднения |
Лабораторная работа № 10. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Цель работы: ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1. Какие силы принято называть сторонними?
2. Какую функцию они выполняют в источнике тока?
3. Какую силу называют электродвижущей?
4. Как вычислить ЭДС источника тока через закон Ома для полной цепи?
5. Как определить среднее значение RСР. и ЕСР.?
Ход работы.
1.Определить цену деления амперметра и вольтметра. CA = ___________, Cv = ___________.
2. Соберите электрическую цепь по схеме.
4.Изменяя величину внешнего сопротивления реостатом, получить 3 различных значения силы тока и напряжения во внешней цепи.
5. Вычислите 3 значения внутреннего сопротивления по формуле.,,
6. Вычислите 3 значения ЭДС источника электрической энергии по формуле ,
,.
7.Вычислите среднее значение внутреннего сопротивления источника
8. Вычислите среднее значение ЭДС источника электрической энергии
9. Вычислите абсолютную погрешность каждого измерения
10. Определить среднее арифметическое этих погрешностей
11. Вычислите относительную погрешность измерений δ:
12.Вычислите абсолютную погрешность каждого измерения
13.Определить среднее арифметическое этих погрешностей. 14.Вычислите относительную погрешность измерений δ:
15. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Таблица измерений и вычислений
№ | I, А | U, В | r, Ом | Е, В | rСР, Ом | Еср, В | δ R, % | δ E , % |
Вычисления.
Вывод: В ходе выполнения лабораторной работы, я определил _________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Эксперимент |
Могу помочь другим | |
Выполнил без затруднений | |
Испытывал затруднения |
Лабораторная работа № 11. Изучение явления электромагнитной индукции.
Цель работы: ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1.В чем суть явления электромагнитной индукции?
2. Кто открыл явление электромагнитной индукции?
3. Как рассчитать ЭДС индукции?
4.Сформулируйте правило Ленца.
5. План применения правила Ленца.
Ход работы.
Опыт 1. Выяснение условий возникновения индукционного тока.
1.Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра.
2.Наблюдая за показаниями миллиамперметра, отметьте, возникал ли индукционный ток, если:
А) в неподвижную катушку вводить магнит
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Б) магнит разместить внутри катушки, оставляя неподвижным
Вывод:_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
В) из неподвижной катушки выводить магнит
Вывод:_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3.Выясните, как изменялся магнитный поток Ф, пронизывающий катушку в каждом случае. Сделайте вывод о том, при каком условии в катушке возникал индукционный ток.
Вывод: В результате выполнения экспериментов я установил, что _______________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Опыт 2. Изучение направления индукционного тока.
1.О направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра.
2. Проверьте, одинаковым ли будет направление индукционного тока, если:
А) вводить в катушку и удалять магнит северным полюсом
,
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Б) вводить магнит в катушку магнит северным полюсом и южным полюсом
,
Вывод:_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3.Выясните, что изменялось в каждом случае. Сделайте вывод о том, от чего зависит направление индукционного тока.
Вывод: В результате выполнения экспериментов я установил, что _______________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Опыт3. Изучение величины индукционного тока.
1.Приближайте магнит к неподвижной катушке медленно, отмечая, на сколько делений N1 отклоняется стрелка миллиамперметра. N1= __________,
2. Приближайте магнит к неподвижной катушке с большей скоростью, отмечая, на сколько делений N2 отклоняется стрелка миллиамперметра. N2=_____________
3. Приближайте магнит к катушке северным полюсом. Отметьте, на сколько делений N1 отклоняется стрелка миллиамперметра. N1=_____________
4.К северному полюсу дугообразного магнита приставьте северный полюс полосового магнита. Выясните, на сколько делений N2 отклоняется стрелка миллиамперметра при приближении одновременно двух магнитов.
N2=_____________
5.Выясните, как изменялся магнитный поток в каждом случае. Сделайте вывод, от чего зависит величина индукционного тока.
Вывод: В результате выполнения экспериментов я установил, что _______________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Опыт 1 | Опыт 2 | Опыт 3 |
Могу помочь другим | |||
Выполнил без затруднений | |||
Испытывал затруднения |
Раздел «Колебания и волны»
Лабораторная работа № 12. Определение ускорения свободного падения.
Цель работы: ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1.Дайте определение математического маятника.
2. Как определить период колебаний маятника.
3. Формула периода колебаний математического маятника.
4. От чего зависит период колебаний математического маятника?
5. По какой формуле определить ускорение свободного падения?
Ход работы.
1.Установите на краю стола штатив. У его верхнего конца укрепите при помощи муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 3—5 см от пола.
2. Измерить лентой длину l маятника.
3. Отклоните шарик на небольшой угол и отпустите.
4. По секундомеру определить время t, за которое маятник совершит n=50 полных колебаний. =___________
5. Вычислить период полного колебания маятника:
6. Опыт повторить 3 раза, уменьшая длину маятника . Определить время, за которое маятник совершит n=50 полных колебаний.=_________, =___________, =___________
7. Используя формулу периода колебаний математического маятника, вычислить ускорение свободного падения.
8. Сравнить результат опыта с табличным значением ускорения свободного падения для данной географической широты.______________
9.Определить среднее значение gср.
10. Найдите абсолютную погрешность измерений
11.Определите относительную погрешность
12.Результат измерений и вычислений записать в таблицу.
Таблица измерений и вычислений
№ | n | l,м | t,с | Т,с | gср, | δ,% | ||
Вычисления
Вывод: В ходе выполнения лабораторной работы, я определил _________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Эксперимент |
Могу помочь другим | |
Выполнил без затруднений | |
Испытывал затруднения |
Лабораторная работа № 13. Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза
Цель работы: ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1.Что называют пружинным маятником?
2. Каковы основные характеристики колебательного движения?
3. Какова связь между периодом и частотой колебаний?
4.Как рассчитать период, если известно время и число колебаний?
5. Какие результаты предполагается получить в результате выполнения работы?
Ход работы.
1.Подвесьте к штативу пружину, а к ней – один груз.
2.Отведите груз вниз от положения равновесия на 2 см и отпустите.
3.Измерьте промежуток времени t, за который происходят 30 полных колебаний. =___________
4. Повторите опыт, добавив еще один груз . Измерьте промежуток времени t, за который происходят 30 полных колебаний.=_________
5. Повторите опыт, добавив третий груз. Измерьте промежуток времени t, за который происходят 30 полных колебаний.=___________
6.Найдите период T колебаний.
7.Найдите частоту ν колебаний.
8. Определить среднее значение периода колебаний
9. Определить среднее значение частоты колебаний
10.Вычислите абсолютную погрешность каждого измерения
11.Определить среднее арифметическое этих погрешностей
12.Вычислите относительную погрешность измерений δ:
13. Вычислите абсолютную погрешность каждого измерения
14.Определить среднее арифметическое этих погрешностей
15.Вычислите относительную погрешность измерений δ:
16. Результат измерений и вычислений записать в таблицу.
Таблица измерений и вычислений
№ | n | t,с | Т,с | ν ,Гц | ,с | ,Гц | ,% | % |
Вычисления
17. Сделайте вывод о том, как зависит период колебаний от массы груза.
Вывод: В результате выполнения лабораторной работы я установил,_____________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Эксперимент |
Могу помочь другим | |
Выполнил без затруднений | |
Испытывал затруднения |
Раздел « Оптика».
Лабораторная работа № 14. Изучение изображения предметов в линзе
Цель работы: ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1.Дайте определение понятию линза.
2. Какие линзы называют тонкими?
3.Какие виды тонких линз существуют.
4. Рассмотрите построение изображения в собирающей линзе.
5. Рассмотрите построение изображения в рассеивающей линзе.
6.Дайте определение понятиям: оптический центр линзы, главная оптическая ось, главный фокус линзы, фокальная плоскость.
7.Запишите формулу тонкой линзы.
8. Запишите формулу оптической силы линзы.
9. Запишите формулу линейного увеличения линзы.
Ход работы.
1.Поставить источник света и экран по краям стола, между ними поместить линзу.
лампа d f экран
2. Перемещая линзу, получите на экране чёткое уменьшенное изображение нити накаливания лампы.
3. Измерьте расстояния от лампы до линзы d и от линзы до экрана f. d =__________, f=___________
4. Повторите опыт с получением чёткого увеличенного изображения.
5. Измерьте расстояния от лампы до линзы d и от линзы до экрана f. d =__________, f=___________
6. Рассчитайте оптическую силу линзы по формуле:
7. Рассчитайте фокусное расстояние линзы: .
8. Результаты всех измерений и вычислений занесите в таблицу.
Таблица измерений и вычислений
Вид изображения | d, м | f, м | D, дптр | F, м |
Уменьшенное | ||||
Увеличенное |
Вычисления
Вывод: В ходе выполнения лабораторной работы, я определил _________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Эксперимент |
Могу помочь другим | |
Выполнил без затруднений | |
Испытывал затруднения |
Лабораторная работа № 15.Определение показателя преломления света.
Цель работы: ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1.Понятие луча. Закон прямолинейного распространения света.
2. Дайте определение понятию отражение света.
3.Сформулируйте законы отражения света
4. Дайте определение понятию преломление света.
5. Сформулируйте законы преломления света.
6. От чего зависит показатель преломления вещества?
7. Абсолютный показатель преломления среды. Его физический смысл. Значение показателя преломления стекла.
8. В чём заключается явление полного отражения света на границе раздела двух сред?
Ход работы.
1.Положите стеклянную пластинку на середину листа картона и обведите карандашом ее границы.
2. С одной стороны стеклянной пластинки вколоть две иглы так, чтобы одна из них расположилась на верхней грани пластинки, а вторая произвольно, но так, чтобы прямая, проходящая через эти иглы не совпадала с перпендикуляром к верхней грани.
3. Поднять картон на уровень глаз и, глядя через стекло, вколоть третью иглу в нижнюю грань контура стеклянной пластинки так, чтобы она закрыла собой изображение двух первых игл (смотри рисунок).
4. Стекло и иглы снять с листа, места проколов обозначить точками 1, 2 и 3. Через точки 1,2 и 3 провести прямые линии до пересечения с контурами стекла. Через точку 2 провести перпендикуляр к границе раздела двух сред: воздух – стекло.
5. Измерить угол падения и угол преломления.=_______, =_______. Значения синусов этих углов определить по таблице, округлив до сотых. =______ ,=_______
6. Опыт повторить еще два раз, меняя каждый раз угол падения луча =_______,=______, =____________, =________________
=_____________, =________, =____________, =________________
7. Для каждого опыта вычислить показатель преломления по формуле
8. Определить среднее значение показателя преломления стекла
9. Сравните результат опыта с табличным значением показателя преломления стекла. =_____________
10.Вычислите абсолютную погрешность,
11. Определите относительную погрешность:100%
12. Результаты всех измерений и вычислений занесите в таблицу.
Таблица измерений и вычислений
№ | n | |||||
Вычисления
Вывод: В результате выполнения лабораторной работы я установил,_____________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Эксперимент |
Могу помочь другим | |
Выполнил без затруднений | |
Испытывал затруднения |
Лабораторная работа № 16. Изучение интерференции и дифракции света.
Цель работы:___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оборудование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1. Дайте определение понятию интерференция волн.
2.Какие волны называют когерентными?
3. Запишите условие максимума.
4. Запишите условие минимума.
5. Дайте определение понятию интерференция света.
6. Дайте определение понятию дифракция.
7.Охарактеризуйте условие проявления дифракции.
Ход работы.
Опыт 1.
1. Опустите проволочное кольцо в мыльный раствор. На проволочном кольце получается мыльная плёнка.
2. Расположите её вертикально. Опишите ваши наблюдения: ___________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Объясните наблюдаемые явления.__________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Освещаем мыльную пленку белым светом. Опишите ваши наблюдения: ________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Объясните наблюдаемые явления. __________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Опыт 2.
1. С помощью стеклянной трубки выдуйте мыльный пузырь и внимательно рассмотрите его.
Опишите ваши наблюдения: _______________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Ответьте на вопросы:
1.Почему мыльные пузыри имеют радужную окраску?_________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2.Какую форму имеют радужные полосы?____________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3.Почему окраска пузыря все время меняется?________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Опыт 3.
1.Рассмотрите внимательно под разными углами поверхность компакт-диска (на которую производится запись).
2. Опишите ваши наблюдения: _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Объясните наблюдаемые явления. __________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Опыт 4.
1. Сдвигаем ползунок штангенциркуля до образования между губками щели шириной 0,5 мм.
2. Приставляем скошенную часть губок вплотную к глазу (располагая щель вертикально).
3. Сквозь эту щель смотрим на вертикально расположенную нить горящей лампы. Наблюдаем по обе стороны от нити параллельные ей радужные полоски. Изменяем ширину щели в пределах 0,05 – 0,8 мм. При переходе к более узким щелям полосы раздвигаются, становятся шире и образуют различимые спектры. При наблюдении через самую широкую щель полосы очень узки и располагаются близко одна к другой.
4. Зарисуйте в тетрадь увиденную картину.
5. Объясните наблюдаемые явления. ________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Опыт 5.
1. Посмотрите сквозь капроновую ткань на нить горящей лампы. Поворачивая ткань вокруг оси, добейтесь четкой дифракционной картины в виде двух скрещенных под прямым углом дифракционных полос.
2. Зарисуйте наблюдаемый дифракционный крест.
Объясните наблюдаемые явления. __________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Вывод: В результате выполнения лабораторной работы я установил,_____________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Опыт1 | Опыт 2 | Опыт 3 | Опыт 4 | Опыт 5 |
Могу помочь другим | |||||
Выполнил без затруднений | |||||
Испытывал затруднения |
Лабораторная работа № 17. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
Цель работы:___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оборудование:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1. Что такое дифракция?
2. В каких конкретных явлениях она проявляется?
3. Как формулируется принцип Гюйгенса-Френеля?
4. Что такое главные максимумы? Как они возникают?
5. Что такое дифракционные минимумы? Какова их природа?
6. Что такое дифракционная решетка? Как она изготавливается?
7.Как записать и объяснить формулу главных максимумов (формулу дифракционной решетки)?
8. Какая картина наблюдается на экране при освещении решетки белым светом, светом ртутной лампы?
9. Каков порядок следования цветов в дифракционных спектрах?
Ход работы.
1. Соберите установку, изображенную на рисунке.
2. Приблизив глаз к дифракционной решётке, направьте прибор на источник света так, чтобы были видны по обе стороны от щели на щитке дифракционные спектры 1-го и 2-го порядков.
3.Замерьте расстояние b - от щитка до дифракционной решётке. b =___________
4.Определить расстояние от нулевого деления «0» шкалы экрана до середины фиолетовой полосы, как в левую сторону «ал», так и в правую «ап». ал1=_________, ап1=_______________
5. Для спектров первого порядка и вычислить среднее значение «аср.ф» . аср.ф1= (ал1 + ап1 ) / 2
6. Опыт повторить со спектром второго порядка. ал2=_________, ап2=_______________
7. Определить для него аср.ф2. аср.ф2= (ал2 + ап2 ) / 2
8. Вычислить длину волны фиолетового света, длину волны красного света (для 1го и 2 го порядков) по формуле: λф=
9. Определить расстояние от нулевого деления «0» шкалы экрана до середины красной полосы, как в левую сторону «ал», так и в правую «ап». ал2=_________, ап2=_______________
10. Для спектров первого порядка и вычислить среднее значение «аср.кр» . аср.кр1= (ал1 + ап1 ) / 2
11. Опыт повторить со спектром второго порядка. ал2=_________, ап2=_______________
12. Определить для него аср.кр2. аср.кр2= (ал2 + ап2 ) / 2
13. Вычислить длину волны фиолетового света, длину волны красного света (для 1го и 2 го порядков) по формуле: λкр=
14. Сравните результат опыта с табличным значением длины волны фиолетового света =________________, =_____________
15. Вычислите абсолютную погрешность, .
16. Определите относительную погрешность:100%, 100%,
17. Результаты всех измерений и вычислений занесите в таблицу.
Таблица измерений и вычислений
№ | к | b,мм | Видимые границы спектра фиолетового света | Видимые границы спектра красного света | , мм | мм | ||||||
ал, мм | ап, мм | аср.ф, мм | ал, мм | ап, мм | аср.кр, мм | |||||||
1 | ||||||||||||
2 |
Вычисления
Вывод: В результате выполнения лабораторной работы я установил,_____________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Эксперимент |
Могу помочь другим | |
Выполнил без затруднений | |
Испытывал затруднения |
Раздел «Квантовая оптика»
Лабораторная работа № 18. Наблюдение линейчатого и сплошного спектров испускания.
Цель работы:___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Оборудование:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для подготовки к выполнению лабораторной работы.
1.Спектр – это…..
2. Какие виды спектров вы знаете?
3. Что называется спектром излучения?
4. Какой спектр называют линейчатым?
5. Как получить линейчатый спектр?
6. Какой спектр называют сплошным?
7. Как получить сплошной спектр?
8.Чем отличаются сплошные спектры различных веществ при одинаковых температурах?
Ход работы.
1. Включите спектральную трубку с водородом.
2. Проведите наблюдение линейчатого спектра водорода с помощью плоскопараллельной пластинки: через грани, образующие угол 60° и угол 45°. Запишите последовательность цветов видимых спектральных линий.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Укажите отличие линейчатых спектров в этих двух случаях.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Повторите наблюдения линейчатых спектров для гелия. Проведите наблюдение линейчатого спектра гелия с помощью плоскопараллельной пластинки: через грани, образующие угол 60° и угол 45°. Запишите последовательность цветов видимых спектральных линий.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. Укажите отличие линейчатых спектров в этих двух случаях.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6. Проведите наблюдение линейчатого спектра неона с помощью плоскопараллельной пластинки: через грани, образующие угол 60° и угол 45°. Запишите последовательность цветов видимых спектральных линий.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
7. Укажите отличие линейчатых спектров в этих двух случаях.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
8. Расположите спектроскоп горизонтально перед глазом. Наблюдайте сплошной спектр испускания нити электрической лампы.
9. Зарисуйте наблюдаемый спектр.
Дайте характеристику данного спектра.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
10. Направьте спектроскоп на светящуюся люминесцентную лампу, висящую на потолке, и рассмотрите ее спектр.
11. Зарисуйте наблюдаемый спектр.
Дайте характеристику данного спектра.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Вывод: В ходе выполнения лабораторной работы, я определил _________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Лист самооценки
Уровень освоения | Опыт1 | Опыт 2 | Опыт 3 | Опыт 4 | Опыт 5 |
Могу помочь другим | |||||
Выполнил без затруднений | |||||
Испытывал затруднения |
Литература
- Дмитриева В. Ф. Физика. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. 2012
- Физика 10 класс под редакцией А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. «Просвещение» 2011
- Физика 11 класс под редакцией А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. «Просвещение» 2011
- Физика, 10 класс, Тетрадь для лабораторных работ, Парфентьева Н.А., Просвещение 2012.
- Физика, 10 класс, Тетрадь для лабораторных работ, Парфентьева Н.А., Просвещение 2012.
- Физика. Тетрадь для лабораторных работ. 10 класс. Касьянов В.А., Коровин В.А. Дрофа 2012
- Физика. Тетрадь для лабораторных работ. 11 класс. Касьянов В.А., Коровин В.А. Дрофа 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» Специальности: 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров; 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.Программа отвечает современным требо...
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике
Тетрадь для выполнения оабораторных работ по физике для студентов 1 курса....
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА». Специальность: 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
laquo;Физика» - обязательная дисциплина в цикле математических и общих естественно - научных дисциплин. Данная дисциплина предназначена для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» для специальности СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Физика». 61.1. Общая характеристика учебной дисциплины «Физика». 61.2. Область применения и место учебной дисциплины в учебном ...
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике для групп Р-9-18,28,М-9-18
Рабочая тетрадь в помощь студентам для выполнения лабораторных работ по физике...
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по общеобразовательной учебной дисциплине "Экономика"
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Экономика» может быть использована преподавателями в процессе организации аудиторной и внеаудиторной с...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Физика ОДБ.02 ФИЗИКА Профессии: 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов
Рабочая программа для профессии судостроитель - судоремонтник металлических судов, обязательная учебная аудиторная нагрузка обучающегося - 224 часа....