Статья "Применение информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме-интернате"
статья

Яковлева Алла Ивановна

В статье рассатривается практика применения информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме-интернате, поднимаются вопросы компьютерной грамотности и информационной культуры обучающихся, их социальной и профессиональной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovetskiy_tehnikum-internat.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ

 И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 В ТЕХНИКУМЕ-ИНТЕРНАТЕ

 

Мастерова Е.В., Яковлева А.И.

(г. Советск, Россия)

В ХХI веке в России одной из важнейших задач государственной политики является реализация права инвалидов на получение полноценного профессионального образования. В современном информационном обществе обучающиеся и студенты испытывают на себе значительное влияние компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.

Исследователь Несговорова Г.П. рассматривает информационные технологии как процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления [Несговорова, 2016, с. 92]. Важно подчеркнуть, что с развитием самой вычислительной техники и программного обеспечения к ней информационные технологии все активней используются и в гуманитарных областях знаний.

В ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» реализуются образовательные программы среднего профессионального образования и программы профессионального обучения. В состав учебных планов включены учебные дисциплины, входящие в технический, естественнонаучный, социально-экономический и гуманитарный профили профессионального образования.

Дальнейшая информатизация требует от обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лиц с ОВЗ) не только компьютерной грамотности, но и определенного уровня информационной культуры. Решение данной задачи основано на индивидуальном подходе к студентам с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Эти особенности находят отражение в адаптированных образовательных программах.

В течение пяти лет в Советском техникуме-интернате в учебные планы включены специальные адаптационные дисциплины, такие как: «социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», «психология личности и профессиональное самоопределение», «основы интеллектуального труда», «коммуникативный практикум» и «адаптивные коммуникационные технологии». Подойдем к преподаванию адаптационных учебных дисциплин с позиций метода  междисциплинарного анализа. В современной классификации психология, социология, этика, экономика и др. рассматриваются как гуманитарные науки. Их преподавание основано на использовании информационно-коммуникационных технологий и возможностей сети Интернет. Однако Интернет можно рассматривать не только как неотъемлемую часть информационного пространства, но и как виртуальную реальность, в которую погружается обучающийся. С помощью педагога студент учится осознавать, что и он, и виртуальная реальность становятся объектами, которые изучает психология как наука. Для нее Интернет представляет собой взаимосвязь трех основных потребностей человека: коммуникативной, когнитивной и игровой.

То есть и информация, и информационные технологии, и сам обучающийся как участник этого процесса являются объектами междисциплинарного анализа. В этом анализе на доступном для обучающихся уровне могут участвовать и сами студенты, рассуждая о конфиденциальности информации, об интеллектуальной собственности, о противозаконном распространении ложной информации и о компьютерной этике. И при этом неважно, на каком учебном занятии идет речь об этих актуальных проблемах – на уроках русского языка, основ интеллектуального труда, коммуникативном практикуме или основ информационных технологий.

Реализация образовательных программ как среднего профессионального образования, так и профессионального обучения  должна осуществляться с учетом стремительных изменений, происходящих в информационном обществе. Так, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей по специальности СПО «Социальная работа» необходимо проанализировать и доработать с учетом развития современной социальной теории. Она основана на обязательном анализе существующих форм общественной жизни, на объемном обзоре повседневных событий, на формулировании новых понятий и реалий современной жизни.

Исследователь Несговорова Г.П. относит к ним следующие составляющие:

  1. социальные отношения в информационном обществе (интернетный стиль жизни, информационное поведение, информационную грамотность и культуру, компьютерофобию);

  2. социальные общности, возникающие в информационно-коммуникационном пространстве (экологические, когнитивные, гендерные);

  3. социальные процессы в информационном обществе (глобализация социальных процессов и их столкновение с приватной жизнью, зомбирование общества, информационные войны, компьютерная преступность и т.д.) [Несговорова, 2016, с. 94].

Очевидно, что применение информационных технологий в результате дает двойной эффект: способствует дополнению и углублению содержания рабочих учебных программ, а также развитию смежных дисциплин и межпредметных связей.

Информационные технологии в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ имеют важное значение. Их изучение и применение направлено на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствует минимизации влияния ограничений здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидов на формирование общих и профессиональных компетенций. В конечном результате индивидуальный подход к обучающимся помогает достижению запланированных результатов освоения образовательной программы, социальной и профессиональной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ.

Исследователи Мартынова Е.А. и Романенкова Д.Ф. предлагают следующую классификацию задач индивидуализации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ с помощью информационных и коммуникационных технологий [Мартынова, Романенкова, 2017, с. 37].

Задачи индивидуализации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ с помощью информационных и коммуникационных технологий

Таблица 1.

Наименование задач индивидуализации обучения

Содержание задач индивидуализации обучения

1. Компенсаторные задачи

  • возмещение (компенсация) недостатка естественных функций организма;
  • оптимизация процесса получения информации; создание условий для усвоения знаний и формирования компетенций

2. Коррекционные задачи

  • повышение возможностей коррекционно-образовательного процесса в таких направлениях, как диагностика и мониторинг развития знаний, умений;
  • формирование компетенций обучающихся; обогащение их жизненного опыта; восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций

3. Дидактические задачи

  • максимальная реализация интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
  • создание условий для применения современных стратегий обучения и контроля знаний, в том числе дистанционных образовательных технологий

4. Коммуникативные задачи

  • выступление технологий в качестве посредников в процессе общения;
  • индивидуальный характер коммуникаций для лиц с ОВЗ и инвалидов: использование шрифта Брайля, тактильного общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, равно как и печатных материалов, аудиосредств, обычного языка, чтецов, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступные информационно-коммуникационные технологии

Особое значение при инклюзивном обучении лиц с ОВЗ и инвалидов по адаптированным программам имеют материально-технические условия формирования компетенций, связанных с использованием учебной информации. Специфика состоит в том, что работа с информацией, а зачастую и весь процесс приема - передачи необходимой учебной информации должен осуществляться с использованием специальных технических и программных средств, которые реализуют преобразование информации в индивидуальный формат, доступный для восприятия обучающимися с ОВЗ и инвалидами, имеющими сенсорные и двигательные нарушения.

В контексте образования, в каком-то смысле, все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым.

В качестве примера представляем методы, приемы и формы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Советском техникуме – интернате на основе использования информационных технологий.

Таблица 2

Методы, приемы и формы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Словесные

Наглядные

Практические

Метод демонстраций:

  • демонстрация презентаций;
  • демонстрация фильмов

Метод

иллюстраций:

  • иллюстрация слайдов;
  • иллюстрация презентаций

Использование интернет-ресурсов в качестве иллюстраций и демонстраций

  • комментирование и проговаривание слайдов;
  • обсуждение фильмов;
  • обсуждение фильма;
  • рассказ по слайдам, презентациям и интерактивной доске

Упражнения:

(под упражнениями имеется ввиду повторное, то есть многократное выполнение умственного и практического действия с целью запоминания изучаемого материала или овладениями практических навыков).

Упражнения применяются на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей конкретного материала, изучаемой темы:

  • устные упражнения;
  • письменные упражнения;
  • практические работы.

Как показывает практика, систематическое использование информационных технологий позволяет добиться конкретных результатов:

  1. оптимизировать процесс получения необходимой информации инвалидами и лицами с ОВЗ;

  2. создавать обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ специальные условия для усвоения знаний и формирования компетенций, как общих, так и профессиональных;

  3. компенсировать недостатки естественных функций организма;
  4. реализовывать интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся;

  5. использовать информационные технологии  в качестве посредников в процессе общения и т.д.

Получаемые знания и умения дают возможность обучающимся с ОВЗ и инвалидам работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям; со специальными техническими и программными средствами, позволяющими компенсировать физические ограничения в восприятии информации; уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера, самостоятельно использовать внешние носители информации для хранения и обмена данными; осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами; работать в локальных и глобальных компьютерных сетях, использовать сетевые средства поиска и обмена информацией; осуществлять поиск информации в сети Интернет и преобразовывать ее в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом индивидуальных физических ограничений.

Использование адаптивных информационных и коммуникационных технологий позволяет «подстраивать» процесс образования инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональной образовательной организации под их индивидуальные особенности, преодолевать когнитивные и коммуникативные барьеры, овладевать запланированными общими и профессиональными компетенциями федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности СПО наравне со всеми, выстраивая основу эффективного индивидуального информационного пространства не только в учебной,  профессиональной, но и повседневной общественной и личной деятельности.

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Адаптивные информационные и коммуникационные технологии индивидуализации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в профессиональных образовательных организациях. // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 36-39.
  3. Несговорова Г.П. Информационные технологии в гуманитарных исследованиях и гуманитарном образовании. – http//iis.nsk.su>files/articles/sbor… nesgovorova_gum.pdf
  4. Организационно-педагогические условия профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья /Метод. рекомендации. – М.^ 2015 г.
  5. Психологическая и социальная реабилитация обучающихся с умственной отсталостью в процессе профессионального обучения. /метод. пособие. – М.: 2018г.
  6. Соколов Н.Д., Зорина М.А. Информационные технологии в гуманитарных исследованиях // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 20(40). URL: https://sibac.info/journal/student/40/119677 (дата обращения: 19.04.2019).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа на тему: «Информационные технологии в процессе обучения музыке»

В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных и коммуникационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование....

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)»

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)»В данной работе рассмотрены методология созда...

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина...

Практика разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с использованием сетевых форм взаимодействия на базе мастерских по направлению «Информационные и коммуникационные технологии»

Аннотация: опыт взаимодействия с сетевыми партнерами в рамках дополнительного образования техникума по направлению ИКТ; перспективы развития сетевого взаимодействия с образовательными организациями ра...

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ), в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ), в процессе обучения предмету и в воспитательной работе...

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании

Информационно-коммуникационные технологии и электронноеобучение в профессиональном образовании...