Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа

Кудряшова Елена Евгеньевна

Документ включает в себя рабочу программу по биологии в 9 классе и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9_klass.docx68.63 КБ

Предварительный просмотр:

.                                                            

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа №42»

г. Нижнего Новгорода

        РАССМОТРЕНО                         СОГЛАСОВАНО                 УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО учителей           Заместитель директора                    Директор
естественно-научного и                    МАОУ «Школа №42»           МАОУ «Школа №42»
обществоведческого цикла    
Протокол № __                                  
             /Уханова Ф.С./                    /Синяткина Т.Л./
от «__»
августа 2021 г.                                                                                  
Руководитель ШМО                                                                           Приказ №___
                 /Медведева О.Е./                «__» августа 2021 г.             от «__» _______ 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

Наименование учебного предмета: Биология

Класс: 9

Учитель: Кудряшова  Е.Е.

Уровень образования: Основное общее образование

Срок реализации учебной программы: 2021-2022 уч.г.

Количество часов по учебному плану: 68 ч. в год, 2 часа в неделю

Программа составлена на основе:  Программа разработана на основе программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень):  А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – М.: Вентана-Граф, 2019г.

Учебник: Биология : 9 класс : учебник / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – М.: Вентана-Граф, 2019г.


Планируемые  результаты освоения учебного предмета «Биология»

Личностные результаты:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
  • воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
  • понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, готовность и способность принимать ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  • признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
  • критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Метапредметные результаты:

  1. Познавательные УУД— формирование и развитие навыков и умений:
  • владеть основами исследовательской и проектной деятельности - видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность;
  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
  • строить логические рассуждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение;
  1. Регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
  • организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели;
  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  1.  Коммуникативные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
  • строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Предметные результаты:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
  • устанавливать причинно-следственные связи между гибкостью тела человека и строением его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им функцией;
  • сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; выявлять

взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями;

  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде сообщений, рефератов, докладов;
  • классифицировать типы и виды памяти, железы в организме человека;
  • устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции;
  • определять и различать части и органоиды клетки и системы органов организма человека на рисунках и схемах;
  • сравнивать биологические объекты и процессы и делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявлять изменчивость организмов; приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • владеть методами биологической науки — наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;
  • приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;

В сфере трудовой деятельности:

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

4) в сфере физической деятельности:

  • демонстрировать приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
  • владеть приемами рациональной организации труда и отдыха;

в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебного предмета «Биология»

1. Введение Общий обзор организма человека (5 ч.)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.

Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Клетка и её строение. Органоиды клетки.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.

Основные ткани животных и человека, их разновидности.

Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Предметные результаты обучения

 Учащиеся должны уметь:

— объяснять роль наук о человеке в сохранении и поддержании его здоровья;

— называть методы исследования тела человека;

 — описывать процесс становления наук, изучающих тело человека;

 — указывать место человека в системе органического мира;

— называть признаки, доказывающие родство человека и животных;

 — перечислять биологические и социальные факторы  антропогенеза;

— называть основные этапы эволюции человека;

— перечислять характерные черты рас человека;

 — распознавать основные органоиды клетки, называть их функции;

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— описывать химический состав клетки человека;

 — различать на иллюстрациях и микропрепаратах типы ткани человека;

— называть характерные черты типов тканей человека;

— называть основные системы органов и их функции в организме человека;

 — различать на таблицах органы и их системы;

2. Опорно-двигательная система (8 ч.)

Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей.

Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.

Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— описывать роль опорно-двигательной системы в жизни человека;

 — распознавать части опорно-двигательной системы;

 — называть и показывать на демонстрационном материале основные кости скелета;

 — распознавать костную ткань на микропрепаратах и фотографиях;

 — описывать химический состав костей и его изменения в процессе развития организма;

 — различать типы соединения костей;

 — описывать значение различных типов соединения костей;

— называть меры первой помощи при растяжении связок, вывихах, переломах;

 — называть основные свойства мышечной ткани; — описывать особенности строения скелетной мускулатуры;

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

 — различать на таблицах группы скелетных мышц, называть их функции;

 — описывать механизм работы мышц;

 — приводить примеры мер профилактики нарушения осанки и плоскостопия;

— описывать развитие опорно-двигательной системы человека

3. Кровь и кровообращение (9 ч)

Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления.

Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний.

Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения.

Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля.

Первая помощь при кровотечениях различного типа.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— называть существенные признаки внутренней среды организма человека; — различать форменные элементы крови;

— описывать механизм свертывания крови;

 — описывать принцип иммунной реакции;

— распознавать антиген и антитело;

— описывать принцип обозначения групп крови;

 — описывать принцип подбора донора и реципиента при переливании крови;

 — описывать строение сердца человека, распознавать его части на иллюстративном материале;

— описывать работу сердца;

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

 — называть круги кровообращения человека;

— распознавать артериальную и венозную кровь;

 — описывать движение крови и лимфы;

 — описывать способы регуляции работы сердца и движения крови по сосудам в организме человека;

— называть основные заболевания сердечно-сосудистой системы;

 — описывать приемы первой помощи при крово течениях;

4. Дыхательная система (5ч)

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний.

Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика.

Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— описывать роль дыхания в процессах жизнедеятельности человека;

— распознавать органы дыхательной системы, легочное и тканевое дыхание;

 — описывать строение легких, процессы газообмена в легких и тканях, механизм дыхательных движений;

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

 — раскрывать суть принципов регуляции дыхания в организме человека;

 — перечислять основные заболевания органов дыхания и меры их предупреждения;

— называть меры оказания первой помощи при поражении органов дыхания;

5. Пищеварительная система (6 ч.)

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.

Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении.

Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы.

Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение.

Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Особенности Уральской кухни и ее роль в организации рационального питания для местных жителей. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— перечислять основные питательные вещества пищи;

 — называть значение питания в жизни человека;

 — различать питание и пищеварение;

— описывать общий принцип пищеварения;

— различать органы пищеварительной системы;

— описывать строение зубов и их роль в обработке пищи, процесс пищеварения в ротовой полости, желудке, кишечнике;

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

 — различать процессы пищеварения и всасывания питательных веществ;

— описывать принципы регуляции пищеварения в организме человека;

 — называть основные заболевания органов пищеварения и меры их профилактики;

6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)

Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.

Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— называть существенные признаки обмена веществ и превращения энергии в организме человека; — описывать нормы питания, роль витаминов в организме человека, причины гиповитаминозов и гипервитаминозов;

7. Мочевыделительная система (2 ч)

Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек.

Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста.

Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— называть значение выделительной системы для организма человека;

— распознавать органы выделительной системы на таблицах и моделях;

— описывать процесс мочеобразования;

— называть основные заболевания мочевыделительной системы и меры их профилактики;

 — обосновывать необходимость соблюдения питьевого режима;

Метаредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— описывать строение кожи, суть процесса термо регуляции;

 — обосновывать значение закаливания;

— называть меры первой помощи при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах;

— описывать гигиенические требования ухода за кожей;

8. Кожа (4 ч.)

Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи.

Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-  работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

- уметь работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СО, периодические издания, ресурсы Интернета);

 проводить анализ и обработку информации.

 - овладеть  интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

9. Эндокринная система (2 ч)

Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

- овладеть  учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СО, периодические издания, ресурсы Интернета);

- проводить анализ и обработку информации.

10. Нервная система (5 ч)

Значение нервной системы, её строение и функции. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.

Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

11. Органы чувств. Анализаторы (5ч)

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.

Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов.

Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт.

Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации.

Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

 — различать органы чувств и анализаторы; — описывать роль анализаторов в жизни человека;

— описывать общий план строения анализатора, строение органов зрения, слуха и равновесия;

 — распознавать рецепторы и их вспомогательный аппарат;

 — называть причины нарушения зрения и слуха;

 — перечислять меры профилактики нарушений зрения и слуха;

 — описывать строение органов осязания, обоняния, вкуса;

12. Поведение и психика (5ч)

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения.

Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты.

Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека – глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле.

Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.

Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей.

Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение.

Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации.

Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям.

Личность и её особенности. Выбор профессии.

Человек и его место в биосфере.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— описывать особенности поведения и психики человека, рефлекторный характер высшей нервной деятельности;

— различать врожденные и приобретенные, условные и безусловные рефлексы;

 — описывать закономерности работы головного мозга человека, роль биологических ритмов, сна и бодрствования;

Метаредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

 — называть характерные черты познавательных процессов человека;

 — объяснять природу эмоций, воли, внимания и процессов запоминания информации;

 — описывать психологические особенности личности;.

13. Индивидуальное развитие организма (5 ч.)

Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система. Мужская половая система.

Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания.

Планирование семьи. Охрана материнства и детства.

Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным.

Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— раскрывать суть процессов размножения и развития человека;

— распознавать органы половой системы человека, называть их функции;

— перечислять наследственные и врожденные заболевания, болезни, передающиеся половым путем;

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

 — описывать основные этапы внутриутробного развития человека;

 — называть факторы, оказывающие влияние на внутриутробное развитие;

 — перечислять и описывать возрастные этапы развития человека;

14. Биосфера и человек (2ч.)

Человек – часть живой природы. Влияние абиотических факторов на человека. Роль биотических факторов на человека. Влияние хозяйственной деятельности на человека. Место человека в биосфере.

Глобальное антропогенное влияние. История отношения человека и биосферы. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение гидросферы. Воздействие на почвы. Радиоактивное загрязнение биосферы. Влияние человека на флору и фауну. Охрана природы.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

— называть приемы рациональной организации труда и отдыха;

— описывать нормы личной гигиены, профилактики распространенных заболеваний;

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

 — приводить примеры негативного действия наркогенных веществ на организм человека;

— доказывать, что человек является частью биосферы

Обобщение знаний по пройденному курсу (1).

Итоговый контроль и тестирование

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология»

Выпускник научится:

- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

·знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

·анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

·описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

·знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем урока

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактически

Организм человека. Общий обзор. (5 часов)

1.

Биологическая и социальная природа человека. Наука об организме.  

1

2

Место человека в живой природе. Структура тела человека.

1

3

Клетка: Строение, химический состав и жизнедеятельность

Л/Р № 1. Действие фермента каталазы на пероксид водорода.

1

4

Ткани. Л/Р № 2. Клетки и ткани под микроскопом.

1

5

Системы органов в организме. Уровни организации

1

Регуляторные системы организма (6 часов)

6

Общие принципы регуляции жизнедеятельности организма. Гуморальная регуляция. Роль гормонов в обмене веществ, росте, и развитии организма

2

7.

Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная регуляция.

8.

Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция.

1

9.

Спинной мозг.

1

10.

Головной мозг.

1

Органы чувств. Анализаторы.  (4 часов)

11.

Как действуют органы чувств и анализаторы.

1

12.

Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз.

1

13.

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1

14.

Органы осязания, обоняния и вкуса.

1

Опорно-двигательная система (7 часов)

15.

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

1

16.

Скелет головы и туловища.

2

17.

Скелет конечностей.

2

18.

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

19.

Мышцы. Работа мышц.

2

20.

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

1

Кровь. Кровообращение (6 часов)

21.

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав.

1

22.

Иммунитет.

1

23.

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

24.

Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам.

2

25.

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

1

26.

Первая помощь при кровотечениях.

1

Дыхательная система (5 часов)

27.

Значение дыхания. Органы дыхания.

1

28.

Строение легких. Газообмен в тканях и легких.

1

29.

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

1

30.

Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания.

1

31.

Первая помощь при повреждении органов дыхания.

1

Пищеварительная система (5 часов)

32.

Значение пищи и ее состав.

1

33.

Органы пищеварения.

1

34.

Зубы. Пищеварение в ротовой полости и желудке.

1

35.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

36.

Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

1

Обмен веществ и энергии. (3 часа)

37.

Обменные процессы в организме.

1

38.

Нормы питания.

1

39.

Витамины.

1

Мочевыделительная система (2 часа)

40.

Строение и функции почек

1

41.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1

Кожа (3 часа)

42

Покровы тела. Кожа. Значение и строение кожи.

1

43.

Нарушение кожных покровов и заболевания кожи.

1

44.

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе.

1

Поведение и психика (5 часов)

45

Общие представления о поведении и психике человека. Формы поведения.

1

46

Закономерности работы головного мозга.

1

47

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

48

Особенности ВНД человека. Познавательные процессы.

1

49

Воля и эмоции. Внимание.

1

Индивидуальное развитие человека (4 часа)

50.

Половая система человека.

1

51.

Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

1

52.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

53.

Психологические особенности личности.

1

                              Здоровье и охрана здоровья человека. (2 часа)

54.

Здоровье и образ жизни. Работоспособность.

55.

О вреде наркотических веществ.

Биосфера и человек (3 часа)

66.

Человек – часть живой природы.

1

67.

Глобальное антропогенное влияние.

1

68.

Итоговое повторение за курс 9 класса

1

Итого 68 часов

Учебно – методическое обеспечение

  1. Учебник  Биология 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.А.Г.Драгомилов,  Р.Д.Маш  .Вентана-Граф,  2019г       

Программой предусмотрено выполнение 5 лабораторных работ и 13 практических работ.

Лабораторные работы:

1.Клетки и ткани под микроскопом.

2.Строение костной ткани. Исследование свойств кости.

3.Сравнение крови человека с кровью лягушки.

4.Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.5

5.Действие ферментов слюны на крахмал.

Практические работы:

1.Получение мигательного рефлекса и условий, взывающих торможение

2.Определение гибкости позвоночника. Определение нарушения осанки и плоскостопия.

3.Кислородное голодание

4.Измерение пульса на лучевой артерии . 5.Функциональная

сердечно- сосудистая проба

6.Измерение объема грудной клетки.

7.Выявление загрязнения воздуха в помещении

8.Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки

9.Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки

10.Штриховое раздражение кожи.

11.Принцип работы хрусталика. Обнаружение слепого пятна.

12.Определение остроты слуха.

13.Приобретенные формы поведения.

Программой предусмотрено проведение проверочных работ по темам:

  1. Организм человека. Общий обзор.
  2. Опорно-двигательная система.
  3. Кровь и кровообращение.
  4. Дыхание.
  5. Пищеварение.
  6. Обмен веществ. Кожа.
  7. Нервная система.
  8. Органы чувств.
  9. Поведение и психика.

Итоговое тестирование.

Итоговый контроль в конце года и промежуточная контрольная работа.

При проведении занятий будут использованы разнообразные формы контроля: устный опрос, решение практических задач, самостоятельные работы, тестирование, умение распознавать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты; задания на дом с последующим обсуждением их решений на уроке, творческие задания и др. Все лабораторные и практические работы могут оцениваться по усмотрению учителя.

В течение учебного года предусмотрен полугодовой и промежуточный контроль.

Оценка   «5» ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
  3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка   «4» ставится в случае:

  1. Знания всего изученного программного материала.
  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
  3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка   «3» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
  2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
  3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка    «2» ставится в случае:

  1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
  2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
  3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка    «1» ставится в случае:

         1.          Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка   "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка   "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

 Оценка   "3" ставится, если ученик:

  1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
  2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
  3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка   "2" ставится, если ученик:

  1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
  2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
  3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

   Оценка    «1» ставится в случае:

         1.          Нет ответа.

Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ       ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка   «5» ставится, если ученик:

  1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
  2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка   «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
  2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка   «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет не менее половины работы.
  2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
  3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка   «2» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
  2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
  3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

         Оценка    «1» ставится в случае:

         1.          Нет ответа.

Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем   уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях  учеников.

Оценка тестовых работ

Для перевода баллов в традиционную школьную отметку используется следующая шкала:

Отметка «5»:выполнено 80-100%

Отметка «4»: выполнено 60-79%

Отметка «3»: выполнено 40-59%

Отметка «2»: выполнено менее 40%

Отметка «1»: не приступил к выполнению.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка   «5» ставится, если:

  1. Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности проведения опытов, измерений.
  2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
  3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
  4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка   «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
  2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка   «3» ставится, если ученик:

  1. 1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
  2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
  3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
  4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка   "2" ставится, если ученик:

  1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
  2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

    Оценка    «1» ставится в случае:

  1. Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка   «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
  2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
  3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка    "4" ставится, если ученик:

  1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
  2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
  3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.


Оценка   "3" ставится, если ученик:

  1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
  3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка   «2» ставится, если ученик:

  1. Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
  2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
  3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Оценка    «1» ставится в случае:

         1.          Нет ответа.

Примечание.   Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

 Грубыми считаются  ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений   , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
  • неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
  • неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
  • неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
  • нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой  1 - 3 из этих признаков второстепенными;
  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;  
  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
  • ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной литературой;

-        неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочётами являются:

  • нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
  • арифметические ошибки в вычислениях;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
  • орфографические и пунктационные ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 11 класс( уровень стандарта)

                     11 КЛАСС – уровень стандарт (35ч.) Раздел 1 Размножение и развитие организмов (4 ч)Способы размножения организмо...

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов

Рабочая программа по биологии для 6-9 классов  составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-с...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5 класс

Данная программа составлена на основании авторской программы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы программа М: Вентана- Граф, 2012 г.) 5-6 классы 34 часа 1...

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

                Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Курс продолжает изучен...

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС...