Имя существительное. Лексико-грамматические разряды.
материал

Сидорова Юлия Анатольевна

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushch.pptx331.6 КБ
Файл imya_prilagatelnoe.pptx244.44 КБ
Office presentation icon sinonimy.ppt601 КБ
Файл frazeologizmy.pptx1.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Домашняя работа: Шепот , робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря !.. А.А. Фет

Слайд 2

Двенадцатое мая. Классная работа. Тема: Имя существительное. Лексико-грамматические разряды.

Слайд 3

Слова для справок: собств.-нариц ., одуш .-неодуш ., разряд, род, склонение, число, падеж. Кластер

Слайд 4

Собственные и нарицательные существительные. Нарицательные имена существительные Собственные имена существительные (Д, д ) ождь , (К, к) амыш , (В, в) олк , ( И,и ) лья ( М,м ) уромец , (Б, б)айкал, (Ш, ш ) арик , «(М, м) урзилка », роман « (В, в) ойна и мир », ( Ч,ч ) еловек , (А, а) лександр , (Р, р ) ентген , (С, с) идоров , «(Б, б) ородино », ( О,о ) рел , ( Р,р ) оза , ( З,з ) емля .

Слайд 5

Категория одушевленности -неодушевленности одушевленное неодушевленное В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. И.п. мертвец Р.п. мертвец В.п. мертвец И.п. труп Р.п. труп В.п. труп

Слайд 6

К одушевленным именам существительным относятся: 1) названия некоторых игрушек (кукла, матрешка, марионетка, робот, снеговик), 2) названия умерших людей (мертвец, покойник, утопленник}, 3) названия некоторых карт (валет, дама, король, туз) 4) названия фигур в шахматах (конь, слон, ферзь, король).

Слайд 7

Разряды существительных по значению: имена существительные обозначают совокупность предметов или лиц как единое целое студенчество , старье, листва, молодежь. имена существительные называют предметы и явления. кресло — кресла, носок — носки, дождь — дожди конкретные имена существительные называют действия, признаки, состояния и т. д. смех, белизна, синева, бег, дрожь, глухота отвлеченные (абстрактные) имена существительные обозначают вещество или однородную по составу массу: горох, молоко, песок, масло; сливки, опилки, отруби, щи вещественные собирательные

Слайд 8

Упражнение 67. Распределите имена существительные по графам в зависимости от разряда по значению (конкретные – вещественные – отвлечённые – собирательные). Конкретные существительные разбейте на одушевлённые и неодушевленные, собственные и нарицательные. Студент, сахар, существо, (планета) Юпитер, кукла, волокита, отряд, свежесть, конь , чудовище, вороньё, чучело , щупальце, личинка, нефть, консервы, цемент, человечество, родня, молодость, молодёжь, стадо, алюминий, табун, жалость, детвора, Каракумы, мошкара, героизм, герой, ходьба, дрожжи, мёд, молоко .

Слайд 10

Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения распределяются по родам следующим образом: к м. р. относятся названия лиц мужского пола ( портье, конферансье ), названия животных и птиц ( кенгуру, фламинго ); к ж. р. относятся названия лиц женского пола ( леди, мадам ); к ср. р. относятся неодушевленные существительные ( кашне, метро ).

Слайд 11

Исправьте ошибки, допущенные при согласовании. Капри привлекало. « Юманите » обратился. Вкусный канапе. Изящный кашпо. Свежий безе. Густой вуаль. Красивый тюль. Забавное пони. Мозоль болел. ГЭС начал работать. Полноводное Конго. Страшный цеце. Вкусный иваси.

Слайд 12

Синквейн 1. Существительное 2. 3. 4. 5.

Слайд 13

Домашнее задание Параграф 30 Упр. 87 Задание 1. Имя существительное как часть речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Он в жизнь вбегал рязанским простаком, Голубоглазым, кудреватым, русым, С задорным носом и весёлым вкусом, К усладам жизни солнышком влеком . И. Северянин

Слайд 2

Двадцать первое мая. Классная работа. Тема: «Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды»

Слайд 3

Орфоэпическая разминка Августовский, вишневый, оптовый красивее, прирученный, сливовый, кухонный, мозаичный, украинский, балованный лососевый, безудержный .

Слайд 4

Перепишите слова. Расставьте ударения. Образуйте словосочетания. Красивее, дебелый, экспертный, девичий, конопляный, петельный, ременн (о, ы ) й , сестрин, столярные, таможенный, товарищеский, щавелевый, щипц (о, е)вый, мизерный, феноменальный, маркер( н , ск ) ая линия, звездчатый, оконный, пурпурный, незлобивый, босая, свекольный, хваленый, кухонный, сливовый, вареный, груш(е, о)вый, можжев (е, ё) ловый , зубчатый, губчатый, вишневый.

Слайд 6

Задание 1. Соедините прилагательные с существительными, обозначьте окончания прилагательных, укажите род и число. Крупн … ученый___________ крупн … фирма____________ крупн … открытие____________ современн … мир__________ современн … жизнь_________ современн … общество________

Слайд 8

Разряды прилагательных Качественные Относительные Притяжательные Обозначают качество предметов : цвет ( зелёный , б елый ) размер ( большой , маленький , крупный , длинный ), вес ( тяжёлый , легкий ), черты характера ( добрый , злой , весёлый , прямолинейный ), возраст ( старый , молодой ), вкусовые качества ( сладкий , горький , кислый , вкусный ) Определяют предмет по отношению к другому предмету : материал , из которого сделан предмет ( капроновая лента , шоколадные конфеты , глиняный чайник ); назначение предмета ( обеденный стол , стиральная машина ); местонахождение предмета ( городско й пейза ж , школьный сад ); отношение ко времени ( летний отдых , дневной поезд ) Характеризуют предмет по его принадлежности какому-либо живому существу или другому предмету : пастуший рожок , Мишин портфель , братова куртка , сестрин платок , осиное гнездо , заячьи следы

Слайд 9

Задание 2. Определить разряд прилагательных. Бархатный занавес, бархатный голос, сердечная встреча, сердечная боль, спортивная обувь, спортивная походка , медвежья лапа , медвежья шуба , медвежья услуга.

Слайд 10

Спишите. Определите разряд прилагательных. Лебяжья подушка, лебяжий пух, серебряная ложка, белый гриб, белый платок, старый граммофон, старушечий кашель, пушкинская лирика, свиной жир, телячья отбивная, телячья шкура, баранье жаркое, бараний тулуп, бараний рог, масленый блин, масленые тряпки, медвежий след, медвежья услуга, медвежья шубка, гнедой конь, палевый окрас, кумачовый цвет, бежевое кимоно, надувной матрац, коричневый диван.

Слайд 12

Определите разряд выделенных прилагательных, найдите случаи перехода относительных в качественные, притяжательных в относительные или качественные . Было золотое , но холодное , настоящее весеннее утро. На золотом поясе висели золотые часики. Каштанка подняла вверх свою лисью морду. Глаз у меня кошачий: тебя вижу ночью, как днем, а то и лучше. Нашью себе разных обнов, башмаков, салоп на лисьем меху. Едва войдя в лес, мы тотчас напали на заячий след. Принесу я много разных чудесных трав: кукушкины слезы, петров крест, заячья капуста. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям и героическим поступкам.

Слайд 13

Только не смейте делать на меня бараньих глаз. Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок. Столяр взял под мышку какую-то деревянную штуку. – Виноват, господин капитан, – деревянным голосом ответил Ромашов. Слышен собачий визг. Отвечал Помялов , усмехаясь коротенькой, собачьей улыбкой. Мы шли вниз, к пруду, по широкой береговой аллее. Пучеглазая, с ястребиным носом, с круглым желтым лицом, цыганка родом, вспыльчивая и мстительная, она ни в чем не уступала мужу. Марсианин приблизился к людям, поднял маленькую руку в широком рукаве и сказал тонким, стеклянным, медленным голосом птичье слово. Раскрылась непомерная перспектива сводчатых стеклянных крыш. Раз я был на птичьем базаре. Она пропела что-то птичьим голоском. Возле него стояла высокая, тонкая англичанка с выпуклыми рачьими глазами и большим птичьим носом. Живем в домах каменных. Ну, уж я не знаю! Ты каменная какая-то!

Слайд 14

Графический диктант 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 16

Степени сравнения прилагательных Сравнительная степень Превосходная степень простая составная простая составная Образуется при помощи суффиксов - ее/ - ей , - е , - ш е : сме­лый — смелее/смелей , ши­рокий — шире , ран­ний — раньше Образуется прибавлением к форме положительной степени прилагательного слов более или менее красивый — более / менее красивый ; глубокий — более глубокий Образуется при помощи суффиксов - айш - / - ейш -: высокий — высочайший , редкий — редчайший , новый — новейший Образуется прибавлением к форме положительной степени прилагательного слов самый , наиболее , наименее , а также всех , всего : удачный — самый удачный , наиболее удачный , удачнее всего , удачнее всех

Слайд 17

Задание 3. Образуйте от данных прилагательных простую и составную формы сравнительной и превосходной степени. Запишите по образцу: Образец: красивый – красѝвее – более красивый – красивейший – самый красивый, краси́вее всех. (1) счастливый (2) глубокий

Слайд 19

Полные и краткие формы имен прилагательных Задание 4. Образовать краткую форму прилагательных. Составить словосочетания . Пример: Послушный – мальчик послушен. Терпеливый, удобный, серьезный, спокойный, полезный.

Слайд 20

Задание. Морфологический разбор прилагательного. 1 . ставим в начальную форму; 2. определяем разряд по значению; у качественных прилагательных указываем полную/неполную форму и степень сравнения (простую/сложную); 3. указываем постоянные морфологические признаки: род, число, падеж; 4. определяем синтаксическую роль. Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. (Д. Лихачев)

Слайд 21

Синквейн Прилагательное . . . .

Слайд 22

Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ. 1.У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей. 2. Семёнов – наиболее лучший игрок в нашей команде. 3. Дела в команде шли всё хужее . 4. Воздух в цеху становился всё более жарче. 5. Наш завод оказался более передовым. 6. Чилийский соус острее и горчее китайского. 7. Твои босоножки дешевее . 8. Листья к концу сентября стали желтее. 9. Твой голос звончее моего. 10. Сделай узел послабже . 11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее. 12. Наши игроки не плохее . 13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее . 14. Детские впечатления всегда ярчее . 15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное. 16. Он самый старейший член нашего коллектива. 17. Швабрин был более образованнее Гринёва. 18. От этого Мцыри кажется более таинственнее. 19. Эта задача стала более легче.

Слайд 23

Задание. Распределите имена прилагательные по разрядам . Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк.

Слайд 24

Домашнее задание. Параграф 31. Имя прилагательное ЦКП Задание. Имя прилагательное как часть речи.

Слайд 25

н нн 1) В прилагательных, не имеющих суффиксов: юный, синий; 2) в суффиксах -ан-, - ян -, -ин-: лебедь o лебединый, кожа o кожаный, полотно o полотняный. Искл .: оловянный, деревянный, стеклянный. 1) На стыке производящей основы, оканчивающейся на - н , и суффикса - н -: осень - осенний имя (имени) - именной. Запомните: свиной, бараний, сазаний, обезьяний, фазаний; 2) в суффиксах - онн -, - енн -: Солома - соломенный, сенсация - сенсационный. Искл .: ветреный (но в приставочных образованиях: безветренный, подветренный).

Слайд 26

Задание 1. Образуйте от существительных прилагательные при помощи суффиксов с одним или двумя н: О б р а з е ц: лёд — ледяной, утро — утренний. Глина, серебро, дерево, ветер, песок, торф, сокол, листва, стекло, шерсть, олово, платье, рожь, голубь, муравей, просо, камень, лён, жизнь, трава, болезнь, станция, бритва, ревизия.

Слайд 27

Спишите, вставляя пропущенные буквы н или нн . Обозначьте производящую основу и суффикс, при помощи которого образовано прилагательное. Серебря_ый , глиня_ый , пчели_ый , дискуссио_ый , бараба_ый , дровя_ой , гости_ый , карма_ый , стекля_ый , карти_ый , соломе_ый , кожа_ый , лекарстве_ый , песча_ый , весе_ий , племе_ой , ледя_ой , полотня_ый , време_ый , оловя_ый , клюкве_ый , тума_ый , ветре_ый , бура_ый , змеи_ый , мужестве_ый , багря_ый , кури_ый , бесчисле_ый , платя_ой , лебеди_ый , секцио_ый , сови_ый , письме_ый , стари_ый , стра_ый , лимо_ый , комари_ый , лекцио_ый , торжестве_ый , таинстве_ый , барха_ый , каме_ый , овчи_ый , холсти_ый , действе_ый , масля_ый , фаза_ий , жизне_ый , гума_ый , конституцио_ый , орли_ый , воинстве_ый , веществе_ый , нефтя_ой , соболи_ый , перепели_ый , пусты_ый , пенсио_ый , листве_ый , макаро_ый , авиацио_ый , безветре_ый , болезне_ый , бедстве_ый , бритве_ый , берестя_ой , голуби_ый , воробьи_ый , мгнове_ый , единстве_ый , оппозицио_ый , комиссио_ый , пламе_ый , лошади_ый , телефо_ый , традицио_ый , пшё_ый , хозяйстве_ый , тигри_ый , ерстя_ой , миллио_ый , баше_ый , исти_ый , миграцио_ый , горта_ый , тыкве_ый , редакцио_ый , паути_ый , травя_ой , букве_ый , дистанцио_ый , сенсацио_ый , форме_ый , ястреби_ый , мыши_ый .

Слайд 28

Образуйте прилагательные от следующих слов и запишите их в составе словосочетаний. Выделите суффиксы, объясните их написание. Искусство, оккупация, редакция, множество, буква, эволюция, листва, конституция, жизнь, солома, клятва, утро, клюква, ревизия, экскурсия, иллюстрация, мужество, Отечество, агитация, торжество, обед, дивизия, число, приветствие, художество, ветер.

Слайд 29

Спишите, вставляя пропущенные буквы н или нн . Колчеда_ая руда, сельдя_ая бочка, чека_ая поступь, пря_ый аромат, гости_ый двор, румя_ый мальчик, деревя_ая палка, була_ый конь, барха_ые пески, серебря_ая ложка, тара_ый удар, крупя_ые изделия, горта_ый звук, стекля_ый бокал, нутря_ое сало, исти_ый патриот, безветре_ый день, стари_ый сервиз, лебеди_ый крик, единстве_ый ребёнок, журавли_ый клин, стра_ый поступок, информацио_ый бюллетень, миллио_ый город, листве_ый лес, торжестве_ый марш, искусстве_ый цветок, клюкве_ый морс, соломе_ая шляпа, обеде_ый стол, тума_ый день, дровя_ой склад шерстя_ой костюм, глиня_ый кувшин, си_ие шторы, полотня_ая рубаха, крыси_ый яд, революцио_ый пе­реворот, художестве_ый фильм, оловя_ая ложка, соловьи_ое пение, многочисле_ые причины, бесце_ый дар, недюжи_ые способности, телевизио_ая передача, ди­ва_ая подушка, иностра_ый гражданин, ветре_ый день, со_ый ребёнок, пе_ая волна, дли_ый пояс, язве_ая болезнь, ветре_ый день.

Слайд 30

Спишите, вставляя пропущенные буквы н или нн . Фельето_ый жанр, холсти_ая рубаха, реакцио_ый жестя_ой , одеколо_ый концентрат, кури_ый бульон, миллио_ый трактор, масле_ая каша, платя_ой шкаф, муравьи_ая кислота, ветре_ая погода, ко­жа_ый плащ, мыши_ый хвост, художестве_ый стиль, масля_ое пятно, батальо_ый комиссар, чи_ый взгляд, ветчи_ая колбаса, земля_ой цвет лица, агитацио_ый плакат, оловя_ая ложка, ветря_ой двигатель, станцио_ый смотритель, серебря_ый браслет, пламе_ая речь, лебеди_ый клин, журавли_ый крик, соломе_ая шляпка, торфя_ой брикет, тума_ое утро, ю_ый возраст, полотня_ые занавески, сви_ые отбивные, недюжи_ые способности, сокрове_ое желание, подли_ые сведения, стари_ый сервиз, глиня_ый кувшин, яблоко зеле_о , сельдя_ая бочка, улица пусты_а , безапелляцио_ое суждение, песча_ики , репетицио_ое тестирование, безукоризне_ость исполнения, шестигра_ый предмет, слюдя_ое покрытие, соля_ой раствор, одновреме_ость сосуществования, полушерстя_ое одеяло, лекцио_ая аудитория, толокня_ая каша, фортепиа_ый этюд.

Слайд 31

Вставьте пропущенные буквы. Укажите производящую основу прилагательных. Шабло_ая фраза, тополи_ый пух, разносторо_ий ум, неврасте_ик , хорошая наследстве_ость , моше_ик , двойстве_ость чувсв , обыде_ость , величестве_ый монумент, бесцеремо_ый жест, восьмигра_ик , неугомо_ое хозяйство, двусмысле_ость фразы, внутре_яя энергия, име_ые часы, сезо_ая распродажа, Болезне_ый , петуши_ый , комиссио_ый , ледя_ой , оловя_ый , ветре_ая молодость, подли_ый гуманизм, естестве_ые науки, пря_ый аромат, бараба_ый , орга_ый концерт, травя_ая смесь, деревя_ая игрушка, информацио_ая программа, земля_ой орех, бли_ая мука, макаро_ая фабрика, радиацио_ая угроза, безветре_ая погода, ремесле_ые училища, орли_ый взгляд, миллио_ый посетитель, каме_ый спуск, ветря_ой двигатель, батальо_ый командир, укоризне_ый взгляд, казе_ый счет, огне_ая искра, таинстве_ый остров, берестя_ое панно, анимацио_ый фильм, масля_ые краски, стекля_ая пуговка, таможе_ая пошлина, подли_ый факт, недюжи_ые способности, кожа_ые брюки, были_ый герой, мужестве_ый поступок, име_ые часы, дли_ый стол, перепели_ая охота, серебря_ые ложки, журавли_ое курлыканье, лебеди_ая песня, овчи_ый полу_шубок , се_ой сарай, безымя_ый палец, костя_ые фигурки, шерстя_ой , жизне_ый опыт, време_ое проживание, кожеве_ый цех, водя_ой насос, дровя_ой склад, племе_ой скот, земля_ой пол, пламе_ая речь, кровя_ое давление, льня_ой костюм, гума_ое отношение, карма_ые деньги, глиня_ый кувшин, суко_ая одежда, искусстве_ый алмаз.

Слайд 32

Упражнение 81. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы н или нн . Обоснуйте ответ. Ю.. ый , ю .. ат , серебря.. ый , авиацио .. ый , дли.. ый , оловя .. ый , пря.. ый , урага .. ый , дискуссио .. ый , лебеди.. ый , ветре.. ый , ветря ..ой, безветре .. ый , осе.. ий , утре.. ий , утре.. ик , стекля.. ый , труже .. ик , сребре .. ик , серебря.. ый , серебря.. ка , бессребре .. ик , семе..ой, ледя ..ой, клюкве.. ый , конопля.. ый , конопля.. ик , воробьи.. ый , соловьи.. ый , стреме..ой, семе..ой, краснознамё .. ый , торжестве.. ый , жизне .. ый , стари.. ый , гости.. ая , гости.. ица , масле.. ый , масле.. ица , ветре.. ица , ва .. ая , пле .. ый , це .. ый , пья .. ый , рья .. ый , румя .. ый , румя ..а, огне.. ый , песча .. ый , ремесле.. ый , второстепе .. ый , пенсио .. ый , глиня .. ый , звери.. ый , потомстве.. ый , драгоце .. ый , бульо .. ый , плоскодо .. ый , полуде.. ый , дикови .. ый , недюжи .. ый , овчи .. ый , инфекцио .. ый , сочувстве .. ый , семистру .. ый , бесчисле .. ый , дружестве.. ый , овся .. ый , единовреме .. ый , муравьи.. ый , маши.. ый , мыши.. ый , сви ..ой, свини ..а, дровя .. ик , нефтя .. ик , мали .. ик , оси.. ик , ряби.. ик , дружи.. ик , моше .. ик , ветре.. ик , сторо .. ик , смышлё .. ый , ко.. ица , подветре .. ый , песча .. ик , путешестве .. ик , влася .. ица , више .. ик , выветре .. ый , куре..ой (атаман).

Слайд 33

Правописание сложных прилагательных 1. Слитно пишутся сложные прилагательные: а) образованные от сложных существительных, пишущихся слит- но: летописный (летопись), краеведческий (краеведение); б) образованные из таких сочетаний слов, в которых одно слово грамматически подчинено другому (связано по способу согласования, управления или примыкания): светловолосый (светлые волосы), чугунолитейный (литьё чугуна), скороспелый (который скоро спеет); в) первая часть которых по происхождению соотносится с наре- чием. Такие прилагательные носят книжный характер и часто являются терминами, обозначая единое, цельное понятие: высокоидейный спектакль, высококвалифицированный специалист, многообещающий студент, труднодоступная вершина (но: студент много обещающий, но не выполняющий своих обязательств; вершина, трудно доступная для альпинистов);

Слайд 34

2. Раздельно пишутся словосочетания: а) состоящие из наречия и прилагательного (или причастия) и указывающие на степень признака, определённое отношение, в котором рассматривается признак: диаметрально противоположный, чисто русский, отчётливо выраженный, социально опасный элемент. б) включающие наречия на - ски : рабски преданный, исторически важный;

Слайд 35

3 . Через дефис пишутся сложные прилагательные: а) образованные от имён существительных, пишущихся через дефис: северо-восточный (северо-восток), контр-адмиральский (контр-адмирал), социал-демократический, иссык-кульский (но при наличии приставки слитно: антисоциалдемократический, прииссыккульский ); б) образованные из сочетаний грамматически равноправных слов (связаны по способу сочинения, между ними можно вставить союз и или но): научно-технический прогресс (научный и технический), беспроцентно-выигрышный вклад (беспроцентный, но выигрышный). П р и м е ч а н и е. Обратите внимание на различие в написании сложных прилагательных: вагоноремонтный завод ( завод по ремонту вагонов), вагонно-паровозный парк ( парк вагонный и паровозный); в) обозначающие оттенки цветов: ярко-синий, лимонно-жёлтый; г) первая часть которых образована от иноязычных слов и оканчивается на - ико : химико-технологический (но: великорусский, великосветский); д ) обозначающие качество с дополнительным оттенком: горько-солёный, почтительно-вежливый; е) части которых обозначают неоднородные признаки: военно-революционный, массово-политический, научно-популярный ,

Слайд 36

Задание. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание. (Снежно)белый, ( пепельно )серый, ( физико )математический, (бесконечно)важный, (прозрачно)нежный, (светло)синий, ( северо ) западный, ( юго )восточный, (чаше)образный, (выпукло)вогнутый, (фабрично)заводской, (обще)известный, (каре) глазый , (лево)бережный, (общественно)полезный, (прямо)пропорциональный, (тёмно)зелёный, (иссиня)чёрный, (горько)терпкий, (идейно)насыщенный, (инженерно)технический, ( плодо )овощной, (технически) непригодный, (безукоризненно)честный, (рабски)преданный, (атлетически)сложенный, (профессионально)непригодный, (чиновничье)бюрократический, ( нью ) йоркский .

Слайд 37

Правописание не с прилагательными 1. Прилагательные с не пишутся слитно: а) если они не употребляются без не: невинный, неугомонный(человек); б) если можно подобрать синоним: неверные (данные) = ложные; в) если в качестве пояснительных слов выступают наречия меры и степени: почти, весьма, довольно, очень и т. д.: крайне неинтересная дискуссия; г) если в качестве пояснительных слов выступают слова самый, такой, какой, так, как, усиливающие новое значение: какой недостойный поступок; д ) если форма сравнительной степени образована от прилагательного с не-: непонятнее (непонятный) всего было... Он становился всё недовольнее (недовольный).

Слайд 38

2. Прилагательные с не пишутся раздельно: а) если противопоставляются однородные члены: не богатый, а бедный (но: небольшой, но дружный хор); б) если при них имеются отрицательные частицы далеко не, вовсе не, отнюдь не: отнюдь не богатый, вовсе не бедный; в) если при них имеется слово или сочетание, начинающееся с ни: никому (ни для кого) не интересный; г) если они являются относительными или притяжательными: не панельный (дом), не мамина (сумка); д ) если выражение представляет собой риторический вопрос: Разве не яркое свидетельство?; е) если они обозначают цветовые качества или вкусовые ощуще - ния : не белая бумага, не кислое яблоко; ж) если одновременно отрицаются два признака: не пасмурный и не ясный день; з ) если отрицание логически подчеркнуто: истины не новые.

Слайд 39

3. С к р а т к и м и п р и л а г а т е л ь н ы м и не пишется обычно по тем же правилам, что и с полными, но есть небольшая группа кратких прилагательных, с которыми не всегда пишется раздельно. Это краткие прилагательные, которые: а) в полной форме не употребляются: не рад, не горазд; б) в полной форме в качестве сказуемого в литературном языке не употребляются: не готов, не виноват, не нужен, не согласен, не расположен; в) не соотносятся по значению с полными: не должен, не спосо - бен , не волен, не властен, не намерен, не страшен. Ср.: должен (обязан: должен что-то сделать) и должный (подобающий: ответить должным образом).

Слайд 40

Раскройте скобки. Объясните правописание. (Не)безынтересный материал; (не)респектабельный человек; (не)преходящие духовные ценности; ничуть (не)сентиментален; (не)худший вариант; (не)полный перечень; (не)расположен к дискуссии; разве это (не)приемлемое решение?; вовсе (не)плохая акварель; (не)приспособленный человек; отнюдь (не)справедливое постановление; (не)знакомый мне ландшафт; (не)ведомая растительность; (не)высок и (не)мал ростом; (не)фиолетовая краска; это было (не)понятнее всего; (не)виноват в происшедшем; был земляк (не)стар, (не)молод; очень (не)выгодный контракт; (не)бескомпромиссная затея; (не)знакомая, но весёлая компания; (не)лицеприятный разговор; (не)южные катакомбы; (не)готов к апелляции; (не) иссякаемый источник; ни сколько (не)интересное сообщение; (не)деликатный ответ; (не)продолжительные переговоры; (не)уклюжий человек; вторая часть ещё (не)интереснее, чем первая; он становился всё (не)довольнее; оказаться в (не)лучшем положении; содержался (не)строже прочих; (не)годен к употреблению; (не) отличимы ни по вкусу, ни по запаху; (не)корректный вопрос.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синонимы и антонимы. Их употребление в речи.

Слайд 2

Закончи предложение Лексика – это … словарный состав языка Способность слова называть предметы, их признаки, действия и т.д. является его … толковых словарях Лексическое значение слова – это… одно лексическое значение Лексическое значение слова разъясняется в… многозначными Однозначными называют слова, имеющие… номинативной функцией Слова, имеющие несколько лексических значений, называют … соотнесенность слова с определенным понятием, явлением действительности и т.д.

Слайд 3

Домашнее задание Упражнение 51. СВЕЖИЙ ТИХИЙ

Слайд 4

«Синонимы, антонимы и их употребление» Тридцатое ноября. Классная работа.

Слайд 5

Синонимы Синонимы – слова, близкие или одинаковые по значению, относящиеся к одной части речи, но различные по своему звучанию.

Слайд 7

Синонимы 1. Языковые – схожесть значений проявляется в изолированном виде. 2. Полные (абсолютные ) – полностью совпадают по своим значениям и характерной сочетаемости( лингвистика — языкознание , бегемот — гиппопотам ). 3 . Контекстуальные – схожесть значений проявляется только в контексте.

Слайд 8

Синонимы Частичные (относительные ) – слова, которые частично совпадают по значению и употреблению. семантические (идеографические, смысловые), которые совпадают в стилистической окраске, но обнаруживают семантические различия. Ср.: луна и месяц (различаются формой); черта и линия (различаются конфигурацией); стилистические, которые, напротив, обнаруживают семантическое тождество, но обладают стилистическими отличиями: выгнать — изгнать — прогнать. Среди них велико число однокоренных слов; семантико-стилистические, которые, обладая сходными значениями, обнаруживают отличия в смысловом и стилевом аспектах: есть — кушать — жрать ; смотреть — уставиться — таращиться.

Слайд 9

Синонимы Синонимический ряд (или гнездо ) - группа слов, состоящая из нескольких синонимов. На первое место в синонимическом ряду обычно ставится определяющее по значению и стилистически нейтральное слово – доминанта. Легкий – простой, нетрудный, элементарный, пустяковый, нехитрый, плевый. Градация - расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.

Слайд 10

«Кто самый зоркий?» Укажите градационные ряды, определите, по возрастающей или убывающей значимости расположены синонимы. 1. Бывает труд ненужый, суетливый, нетерпеливый, раздраженный, мешающий другим и обращающий на себя внимание. Такой труд гораздо хуже праздности. Настоящий труд всегда тихий, равномерный, незаметный. (Л.Толстой).

Слайд 11

Слова данного ряда расположить по степени убывания признака: Огромный, гигантский, большой, крохотный, маленький. Расположите слова по возрастающей степени признака. Безобразный, невзрачный, некрасивый, непривлекательный, уродливый.

Слайд 12

Выпишите из предложений синонимы, располагая их по принципу градации . Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.

Слайд 13

Учебник. Упражнение 56. Определите тип синонимического ряда. 1. Скрытый, замкнутый. 2. Сторожить, караулить, охранять, блюсти. 3. Скульптор, ваятель.

Слайд 14

Выделите в синонимических рядах доминанту. 1. Башка, котелок, черепок, голова. 2. Весьма, очень, крайне сильно. 3. Определение, дефиниция. 4. Худощавый, тощий, сухой, поджарый. 5. Вечное перо, авторучка, самописка. 6. Болезнь, недуг, заболевание, недомогание, нездоровье, немощь, хворь. 7. Варьировать, модифицировать, видоизменять.

Слайд 15

Антонимы Антонимы – слова, противоположные по значению и относящиеся к одной и той же части речи. По структуре антонимы делятся на две основные группы: 1. однокоренные антонимы: удача — неудача; деятельный — бездеятельный; приходить — уходить и др.; 2) разнокоренные антонимы: нищета — роскошь; активный — пассивный; обвинять — защищать и др.

Слайд 16

Антонимы Языковые - регулярно воспроизводятся в речи и закреплены в словарном составе (день – ночь, бедный – богатый). Контекстуальные – это слова, которые вступают в антонимические отношения только в определённом контексте: Пой лучше щеглом, чем соловьём. Антитеза – стилистический оборот, в котором противопоставляются контрастные понятия.

Слайд 17

Антонимы Подберите к словам первой группы антонимы из второй группы. Объясни свой выбор. 1. Больше, истина, оправдывать, полдень, вредный, прямой, рассвет, ругать, смело, тыл. 2. Закат, кривой, ложь, меньше, осуждать, полезный, полночь, робко, фронт, хвалить.

Слайд 18

Антонимы Упражнение 62. Укажите, какой семантический признак служит основой противопоставления слов в парах: 1) качество, 2) количество, 3) время, 4) характер/направление действия, 5) место. Бледный — румяный, появление — исчезновение, кверху — книзу, исток — устье, весна — осень, брать — отдавать, наказывать — поощрять, прискакать — ускакать, мало — немало, замедлять — ускорять, законный — незаконный.

Слайд 19

1. Четвёртое лишнее. 1)Невежественный, небрежный, непросвещённый, необразованный. 2) Сжатый, компактный, плотный, недостаточный. 3) Компрометировать, осуждать, пятнать, порочить. 4) Лаконичный, краткий, отвлечённый, сухой.

Слайд 20

Инструкция . Расположите слова по возрастающей степени признака. 1. Колоссальный, большой, огромный, исполинский, громадный, гигантский. 2. Тревога, беспокойство, волнение. 3. Катастрофа, беда, несчастье, бедствие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопросы - Раздел науки о языке, который изучает слово и его лексическое значение - Словарный запас человека - Слова, сходные по лексическому значению, но отличающиеся оттенками лексического значения или стилистической окраской - Слова противоположного значения - Синоним слову «благоухание» - Синонимы, расположенные по возрастанию признака - Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению - Антоним к слову «противник» - Контраст - Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре

Слайд 2

Отгадай загадку 1. На него бросают слова и деньги, когда их не ценят; он обычно бывает в голове у легкомысленных людей; его советуют искать в поле; он обычно свистит в ушах при быстрой езде . 2. Это не цветы, но они вянут, если говорят глупости; не дрова, но могут гореть; не ладони, но ими можно хлопать; их иногда даже развешивают доверчивые граждане .

Слайд 3

Четырнадцатое декабря. Классная работа. « Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи».

Слайд 4

Задание 1. Вспомним признаки фразеологизмов. Определите, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами. Докажите, что остальные выделенные сочетания свободные. Распределите в два столбика. 1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2 . Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 3. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку. Фразеологизмы Свободные словосочетания

Слайд 5

Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Назовите признаки фразеологизмов. Работали все; он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться. Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; ни зги не видно.

Слайд 6

Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов. О каком признаке фразеологизмов идет речь? ( Заяц, кот, козел) наплакал; ( медвежья, собачья, волчья) услуга; открыть ( Африку, Америку, Австралию) ; биться головой об ( пол, стенку, дверь ).

Слайд 7

Особенности фразеологизмов: Сложны по составу Семантически неделимы Постоянство состава Непроницаемость структуры Устойчивость грамматической формы компонентов Закрепленный порядок слов

Слайд 8

Фразеологизмы. Термин фразеология происходит от греческого phrasis - « выражение» и logos – «слово», «учение». М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их « фразесами », « идиотизмами », «российскими пословиями ». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология.

Слайд 9

Фразеологизмы. Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Теория фразеологизмов была заложена в начале ХХ века. В России её стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов .

Слайд 10

Происхождение фразеологизмов. А) Большинство фразеологических оборотов имеют исконно русское происхождение, возникли в результате метафорического переосмысления свободных словосочетаний: сматывать удочки, в мутной воде рыбу ловить, месить грязь, тертый калач. Б) Почти каждое ремесло, профессия оставили свой след во фразеологии: тянуть лямку (надолго затягивать какое-то дело, из речи бурлаков), стричь под одну гребенку (из речи парикмахеров), в час по чайной ложке (очень долго – из речи медиков). В) Пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора: в ногах правды нет, отложить в долгий ящик. Г) Крылатые слова и выражения из античной мифологии: ахиллесова пята, дамоклов меч, авгиевы конюшни. Д) Фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка: не от мира сего, притча во языцех, на сон грядущий. Ж) Из научной и художественной литературы: счастливые часов не наблюдают, на деревню дедушке, человек в футляре.

Слайд 11

История Мифология, религия Профессия Литература, фольклор Наука Иноязычного происхождения Учебник. Упражнение 63.

Слайд 12

История Мифология, религия Профессия Литература, фольклор Наука Иноязычного происхождения на (во) всю Ивановскую, казанская сирота Манна небесная, блудный сын, посыпать пеплом голову, яблоко раздора, ахиллесова пята, нить Ариадны , дамоклов меч, авгиевы конюшни, Троянский конь бить баклуши, тянуть канитель, разделать под орех, играть первую скрипку, на ловца и зверь и бежит, доводить до белого каления, сойти со сцены блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами Привести к общему знаменателю звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости Альма матэр , ставить точки над и, потерпеть фиаско

Слайд 13

фразеологизмы Их значение Как корова языком слизала Наиболее уязвимое место у кого-либо Козел отпущения Придавать чему-нибудь незначительному большое значение Сжечь корабли Нить Ариадны Хоть трава не расти Заполните таблицу

Слайд 14

Задание. Объясните значение фразеологических единиц (п.1). Подберите к ним антонимические пары (п.2). Рукой подать. Ни шатко ни валко. Во весь дух. Семи пядей во лбу. Водой не разлить. Олух царя небесного. Как кошка с собакой. У черта на куличиках. Черепашьим шагом. Семимильными шагами.

Слайд 15

Подберите к данным фразеологизмам синонимические пары. Тертый калач – Мурашки по спине ползают – Мороз по коже пробирает – От корки до корки – Только пятки засверкали – Хоть волком вой – Провести на мякине – Тьма кромешная – Слова для справок: и след простыл, мурашки пошли по коже, ни зги не видно, от доски до доски, стреляный воробей, мороз по коже пошел, обвести вокруг пальца, хоть караул кричи.

Слайд 16

Задание. Укажите и исправьте речевые ошибки при употреблении фразеологизмов. Нехорошо выносить мусор из избы. Все у них было шито-крыто белыми нитками так, что комар носа не просунет. Он не из робкой десятки. Это была последняя капля которая, переполнила бочку с порохом. От такого известия у нас прямо глаза полезли на затылок. 1. Искажение смысла На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню . 2. Неправильное толкование Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь. 3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых) Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего ( пропущ . оставляют ) 4. Смешение двух фразеологизмов У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками) 5.Искажение лексического состава (замена слов) Не мудрствуя долго (надо "... лукаво") Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов.

Слайд 17

Задание. Укажите и исправьте речевые ошибки при употреблении фразеологизмов. Нехорошо выносить мусор из избы. Все у них было шито-крыто белыми нитками так, что комар носа не просунет. Он не из робкой десятки. Это была последняя капля которая, переполнила бочку с порохом. От такого известия у нас прямо глаза полезли на затылок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексико-грамматический тест.

Данный тест состоит из 140 вопросов (70 лексических, 70 грамматических), позволяющих проверить знания в области лексики и грамматики у студентов 1-4 курсов СПО и НПО и определить уровень владения мате...

Итоговая лексико-грамматическая работа 5 класс

Итоговая лексико-грамматическая работа 5 класс...

Методическая разработка по теме «Проблемы современного общества. Наркомания» Лексико-грамматические упражнения» по дисциплине Иностранный язык (английский)

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного с...

Методическая разработка по теме «СПИД» Лексико-грамматические упражнения» по дисциплине Иностранный язык (английский)

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного с...

Методическая разработка по теме: «Курение и алкоголизм. Их влияние на организм человека» Лексико-грамматические упражнения

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного с...

Методическая разработка по теме «Описание характера и личностных качеств людей». Лексико-грамматические упражнения

Основными целями данной разработки являются: • ознакомление студентов с терминологией по теме «Описание характера и личностных качеств людей»; • развитие навыков понимания англоязычной речи на слу...