Информационные технологии при обучении вождению автомобиля
методическая разработка

Верютин  Сергей Егорович
Информационные технологии, используемые при обучении вождения автомобиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_5.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Информационные технологии при обучении вождению автомобиля».

Верютин Сергей Егорович

мастер производственной практики по вождению

                                                         МБУ ДО «ЦТТ и ПО»

                                                                                           

Обеспечение безопасности дорожного движения  - одна из важнейших задач, поставленных президентом Российской Федерации.  Достижение этих задач невозможно без применения информационно-коммуникационных технологий. Одним из главных направлений этой работы являются совершенствование существующей системы подготовки кандидатов в водители и ее адаптация к современным условиям дорожного движения. Автомобильный транспорт в нашей стране получает всеобщее развитие. Вместе с ростом темпов производства автомобилей непрерывно совершенствуется их конструкция.

Аварийность на дорогах, связанная с автомобильным транспортом, в последнее время приобрела особую остроту в связи с появлением большого количества автотранспорта на дорогах. Перед автошколами стоят задачи, повысить качество подготовки водителей, научить их безаварийной работе на автомобиле. Будущий водитель должен изучить материальную часть правила эксплуатации автомобилей днем и ночью, в различных дорожных условиях.

Главная задача мастера обеспечить подготовку   молодых квалифицированных кадров, обладающих глубокими знаниями и мастерством, способных успешно осваивать новую технику и технологию. Он непосредственно отвечает за организацию, содержание и качество профессионального образования, в соответствии с требованиями учебных планов и программ, развитие у учащихся, умений творчески принимать полученные знания, обеспечивать соблюдения ими правил и норм. В процессе производственного обучения мастер формирует у курсантов профессиональные знания, умения и навыки. Мастер обеспечивает  соблюдение дисциплины и безопасности дорожного движения.  

Каждый руководитель учебной организации преподаватель, мастер профессионального обучения вождения автомобиля должен помнить, что главным в обучения является привитие ему прочных навыков по вождению автомобиля и его технического обслуживания.

Качественно подготовить водителей автомобилей, можно только в том случае, если все участвующие в процессе обучения владеют педагогическим мастерством. Это мастерство слагается из твердых знаний преподавателя предмета и хорошей методической подготовки. Обучение вождению подчиняется основному принципу – учить тому, что необходимо учителю в самостоятельной работе. Главное внимание обращают на развитие курсантом твердых практических навыков вождения автомобиля в сложных условиях, в городе, ночью. В процессе обучения курсантов всесторонне развивается решительность, смелость и инициатива, прививается любовь к автомобилю, уверенность в его высоких качествах, чувство личной ответственности за сохранность автомобиля и перевозимых грузов или людей, за готовность автомобиля к использованию по назначению. Курсантам постоянно прививают чувство уважения к водителям других автомобилей и всех других транспортных средств, чувство уважения к пешеходам, проявление предусмотрительности к отношению к ним, неукоснительное признание их прав.  Обучения вождению проводят путем индивидуальной отработке определенных программой практических упражнений. Каждое упражнение разбивают на несколько задач, которые, в свою очередь представляют собой группу однородных приемов вождения. Объем, содержание и условия выполнения упражнений являются обязательными для всех курсантов. Упрощение условий упражнения и послабления при выводе оценок курсантом следует рассматривать как нарушение требований программы, наносящие ущерб подготовке квалифицированных водителей.

Организация обучения вождению в каждом училище возлагается на одного человека - старшего мастера профессионального обучения. Он планирует занятие, подбирает место для маршрутов для их проведения, организует методическую работу и лично проводит занятия с мастерами, контролирует их работу, отвечает за оборудование и содержание автодрома.

Обучению вождения проводят на автодроме или маршрутах, которые должны быть согласованы с местными органами Госавтоинспекции.

Использование информационных технологий на занятиях по вождению автомобиля влияет на формирование у курсантов  информационной культуры, а также на повышение эффективности подготовки будущих высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, приобщению студентов к использованию новейших достижений научно-технического прогресса в последующей профессиональной деятельности.

Повышение уровня информационной культуры будущих специалистов возможно при использовании ИКТ на базе всех дисциплин. Для этого необходимо внедрение компьютеров по обучению курсантов   во всех направлениях. Уровень развития информационной культуры курсантов,  необходимой для успешной деятельности специалиста в информационном обществе, зависит от уровня информационной культуры мастера  по производственному  обучению    вождения  автомобиля.

Современное информационно-мобильное общество заинтересовано в подготовке компетентных, грамотных, профессиональных специалистов, способных быстро овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, в короткое время адаптировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменением содержания труда.

Использование компьютерных средств позволяет получить информацию не только от мастера по  производственному  обучению  вождения  автомобиля, но и с помощью обучающих программ, которые помогут кандидатам в водители освоить следующие знания, умения и навыки:

Задачами основ безопасности дорожного движения являются: охрана здоровья, жизни и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Педагогические наблюдения показывают, что обучение управлению ТС происходит не только тогда, когда  курсант  осуществляет активные действия (управляет), но тогда, когда ему предоставлена возможность увидеть результаты своих действий со «стороны». В реальной учебной езде мастер  по производственному  обучению  вождения  автомобиля никогда не доводит развития событий на дороге до критического состояния – он прерывает действия ученика, принимая управление на себя. По этой причине в реальной практике дорожного движения достаточно часто возникают ситуации, о которых недавно прошедший обучение водитель скажет: «а мы этого не проходили». Но ведь в современных условиях дорожного движения нужно знать и уметь все 5, даже то, что не проходили. Технология виртуального управления ТС позволяет шагнуть  за горизонт дозволенного  и безопасно научиться действовать в экстремальных ситуациях. В связи с этим, основополагающим принципом обучающих программ АОК является анализ результатов заездов и работа над ошибками – наиболее результативная форма обучения.

Информационная компетентность мастера по  производственному  обучению   вождения  автомобиля является неотъемлемой частью педагогического такта и мастерства в информационном пространстве современного общества.

Использование ИКТ в виде индивидуальной камеры с картой памяти для каждого кандидата в водители позволяет проанализировать любое практическое занятие, обсудить с мастером производственного обучения все допущенные ошибки в выполнении упражнений на закрытой учебной площадке, проанализировать время выполнения этих упражнений, а также допустимые и недопустимые ошибки в различных дорожно-транспортных ситуациях. Это позволяет усовершенствовать учебный процесс, глубже освоить материал, проанализировать эмоциональное состояние кандидатов в водители.

Использование ИКТ при подготовке водителей эффективно в процессе формирования профессионально - значимых качеств курсанта таких как: профессиональная мобильность, профессиональная компетентность и профессиональная самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прикладной практико-ориентированный проект "Использование методики обучения вождению автомобиля категории «В» с учетом формирования профессиональных и общих компетенций"

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с образовательными пр...

Реферат: "Организация обучения вождению автомобилей"

Цель производственного обучения является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в области определенной профессии.Производственное обучение обуславливает высокие требования к мастер...

Основные принципы обучения вождению автомобиля

В основе всякого обучения лежат дидактические принципы: связь теории с практикой, наглядность, сознательность, систематичность и последовательность, доступность, прочность усвоения знаний, умений и на...

Тема выступления: "Информационные технологии в обучении. Применение информационных технологий на уроках биологии."

Содержание 1. Педагогические цели использования ИТ 2. Методические возможности средств ИТ 3. Классификация педагогических программных средств 4. Использование информационных технологий на урока...

Статья на тему "Информационные технологии при обучении вождению автомобиля".

Статья на тему "Информационные технологии при обучении вождению автомобиля"....

Статья на тему "Информационные технологии при обучении вождению автомобиля".

Статья на тему "Информационные технологии при обучении вождению автомобиля"....

План-конспект практического занятия по обучению вождению автомобиля категории «С»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ №17: «Вождение по учебным маршрутам с малой интенсивностью движения.»Практическое вождение по маршруту с малой интенсивностью движения №2, с разбором, используя видеозапи...