Мастер-класс как эффективная форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования
материал

Главной и основной целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации, и их очень много. Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Именно в дополнительном образовании детей можно использовать эту технологии более широко. Радость от познания, от приобретения новых навыков и умений, полученных на мастер-классах, может быть перенесена в реальную жизнь.

В докладе рассмотрены этапы проведения мастер-класса на конкретном примере деятельности педагога, преимущества и особенности технологии. Презентация иллюстрирует ключевые точки доклада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад23.83 КБ
Файл Презентация1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс как эффективная форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Согласно ст.75 273-ФЗ, главной и основной целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации, и их очень много. Невозможно навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, однако можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого.

Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня, и это понятно, ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: «как добиться запланированного результата?»

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Одной из популярных и эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма технологии как мастер-класс.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Именно в дополнительном образовании детей можно использовать эту технологии более широко. Радость от познания, от приобретения новых навыков и умений, полученных на мастер-классах, может быть перенесена в реальную жизнь. Эта технология интересна тем, что помогает преодолеть консерватизм и рутину, которая у студийцев уменьшает мотивацию к познанию нового информационного материала. На мастер-классах дети не ограничены рамками, здесь присутствует свобода творчества и деятельности, педагог старается задействовать участников в процесс, и все его задания и действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что им мешает в саморазвитии и старается создать такую атмосферу, чтобы участники проявили себя как творцы. Такими проявлениями и отличается мастер-класс от других технологий. Как правило, в процессе мастер-класса ученикам предоставляется возможность познакомиться с какой-либо новой технологией, приемами работ, новыми методиками или авторскими разработками.

В процессе демонстрации мастером тех или иных приемов работ он обязательно их комментирует и отвечает на вопросы обучающихся. В заключение педагог может дать оценку сделанной работы, полезные рекомендации и советы по практическому применению полученных навыков.

Какие цели и задачи ставятся при проведении мастер-классов? Это передача знаний, умений и опыта, формирование рефлексии собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса, формирование индивидуального стиля творческой деятельности, популяризация ручного труда, создание ситуации успеха.

При проведении мастер-классов в студии «Стальная пластика» я обязательно представляю слушателям тему предстоящего занятия, его цель и задачи, кратко освещаю его содержание. Затем знакомлю с технологической картой и демонстрирую готовые авторские изделия либо элементы изделий, изготовленных по той технологии, которую предстоит нам выполнить в ходе занятия. Также даю сведения обучающимся об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для изготовления данного изделия, знакомлю с техникой безопасности при работе с ними. И затем идёт практическая часть занятия. Участники мастер-класса под моим руководством из заранее подготовленных материалов или заготовок выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части. В процессе проведения мастер-класса происходит постоянный контакт, осуществляется практический индивидуальный подход к каждому участнику, обеспечивая передачу опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов. Все обучающиеся активно участвуют в заданиях, я комментирую и отвечаю на все их вопросы, создаю атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества, что обеспечивает комфорт и непринужденность в общении и работе. Также во время занятия есть возможность для импровизации и проявления ребятами способности самостоятельно и нестандартно мыслить, предлагать свои варианты выполнения изделий.

Таким образом, можно выделить важнейшие положительные стороны мастер- класса:

  • Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
  • Создание условий для включения всех в активную деятельность.
  • Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как педагога, так и участников мастер-класса.
  • Формы, методы, технологии работы участникам предлагаются, а не навязываются.
  • Знания, полученные в процессе практической деятельности, ценнее знаний, полученных теоретически, а также такие знания лучше и крепче усваиваются.

По отзывам и по нашим наблюдениям большинство обучающихся качественно усваивают мастер-классы, ребята говорят, что они научились чему-то новому, отмечают, что им нравится атмосфера в студии. Как показывает практика, на мастер-классах обучающиеся получают практический опыт, который недоступен в обычной жизни, убеждаются в том, что правильное последовательное выполнение простых действий способствует решению трудных задач и созданию сложных изделий.

Таким образом, мастер-класс – универсальная технология, носящая в большинстве случаев практический характер, что способствует качественному и быстрому усвоению информации и формированию навыков. Отсутствие соревновательного характера деятельности позволяет работать в собственном темпе, что способствует становлению позитивной атмосферы в коллективе и общему понижению фактора тревожности и учебного стресса. Как следствие, накопительный эффект занятий с такой формой проведения повышает мотивацию к познавательной и творческой деятельности. А это значит, что у человека появляется стремление к самосовершенствованию, самообразованию и самоактуализации, что в дальнейшем будет условием успешного становления как профессионала и личности в целом.

Преимущества мастер-класса вполне очевидны и они явно прослеживаются в ходе проведения:

  • Во-первых, идея занятий в форме мастер-классов изначально направлена на результативность работы его «учеников», а значит, практико- и компетентностно-ориентирована. Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
  • Во-вторых, мастер-класс - одна из интерактивных форм взаимодействия педагога и обучающихся, что выгодно отличает ее от многих репродуктивных форм обучения. Мастер-класс – это двусторонний процесс. Непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому слушателю – главное отличие мастер-класса.
  • В-третьих, мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности педагога-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной деятельности.
  • В-четвертых, более свободное и неформальное общение между обучающимися позволяет обмениваться опытом между собой, совместно решать некоторые задачи, дает возможность выступить в роли мастера для менее опытных членов студии.
  • В-пятых, мастер-класс – это возможность ознакомиться с авторской методикой или оригинальным методом под руководством самого мастера.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс как эффективная форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования Александров Петр Андреевич, педагог дополнительного образования Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение « Российский колледж традиционной культуры»

Слайд 2

Основная цель дополнительного образования формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья

Слайд 5

Мастер-класс Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия

Слайд 8

Проведение мастер-класса

Слайд 10

Положительные стороны мастер- класса Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями. Создание условий для включения всех в активную деятельность. Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как педагога, так и участников мастер-класса. Формы, методы, технологии работы участникам предлагаются, а не навязываются. Знания, полученные в процессе практической деятельности, ценнее знаний, полученных теоретически, а также такие знания лучше и крепче усваиваются.

Слайд 12

Преимущества мастер-класса направлен на результативность работы обучающихся, а значит, практико - и компетентностно-ориентирован одна из интерактивных форм взаимодействия педагога и обучающихся с непрерывным контактом, практическим индивидуальным подходом к каждому слушателю предполагает использование эмпирических (практических) методов

Слайд 13

Преимущества мастер-класса позволяет обучающимися обмениваться опытом между собой, совместно решать некоторые задачи, дает возможность выступить в роли мастера возможность ознакомиться с авторской методикой или оригинальным методом под руководством самого мастера

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.

Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п...

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях студии костюма

Цель программы, по которой я работаю, звучит так:•         Развитие способности к творческому самовыражению и самореализации личности ребенка через знаком...

Развитие творческих способностей учащихся и приобретение навыков импровизации на уроках фортепиано

Цель статьи - показать методы работы на уроках фортепиано, развивающие у ребёнка навыки импровизации и сочинительства на начальном этапе обучения....

Статья на тему: "Теневой театр как средство развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования".

Всякий театр - тайна, а теневой, самый древний и поэтичный. В этой статье можно узнать об особенностях создания теневого театра для детей в доп. образовании. А также чем полезен теневой театр для ребе...

Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника в дополнительном образовании

Проанализировав сущностные характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условиях дополнительного образования следует с...

Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных...

Методическая разработка на тему: «Система упражнений для развития творческих способностей учащихся, обучающихся французскому языку как второму иностранному."

Целью данной работы является становление личности, усвоившей коммуникативные приёмы и ценности толерантного сознания, умеющей реализовывать их в деятельности. Изучение предмета с точки зрения коммуник...