Применение практико-ориентированных заданий при выполнении практических и лабораторных работ, согласно требований ФГОС СПО и профстандартов.
статья

Савельева Татьяна Петровна

Одной из целей преподавателя и мастера производственного обучения становится такая организация занятия, чтобы изучаемый материал был близок к практической жизни, необходимо обсуждение практических вопросов и жизненных ситуаций. Как показывает практика, знакомый и личностно значимый материал, обучающиеся обычно воспринимают как легко усваиваемый. Одним из путей достижения этого результата является реализация практико-ориентированного подхода к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_27.01.22.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

Савельевой Татьяны Петровны

мастера производственного обучения филиала № 1  

на педсовете 27 января 2022 года

по теме: «Применение практико-ориентированных заданий

при выполнении практических и лабораторных работ,

согласно требований ФГОС СПО и профстандартов».

В течение многих лет система образования нашей страны видела свою цель в освоении обучающимися теоретических знаний. Однако сегодня более актуальными становятся не знания сами по себе, а умения их применить.

В этих условиях одной из целей преподавателя и мастера производственного обучения становится такая организация занятия, чтобы изучаемый материал был близок к практической жизни, необходимо обсуждение практических вопросов и жизненных ситуаций. Как показывает практика, знакомый и личностно значимый материал, обучающиеся обычно воспринимают как легко усваиваемый. Одним из путей достижения этого результата является реализация практико-ориентированного подхода к обучению.

В своей работе я использую практико-ориентированные задания:

  • задания из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием элементов профессиональной деятельности.
  • текстовые задания, носящие не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее разрешения средствами профессионального курса.

При составлении практико-ориентированных заданий я ставлю основную цель - «погружение» в решение «жизненной» задачи.

Стараюсь заинтересовать обучающихся, составить интересное задание в проблемной ситуации, показать связь проблемы с повседневной жизнью, найти такую формировку проблемного вопроса, чтобы обучающийся захотел найти ответ.

При помощи практико-ориентированного обучения можно решать и дополнительные цели такие как:

  • Достижение личностных результатов;
  • Достижение метапредметных результатов;
  • развить навык решения задач, с которыми обучающийся встречается в повседневной жизни;
  • мотивировать, развивать умственную деятельность, объяснять связь между дисциплинами.

Все это разрушает стереотип о том, что не все предметы актуальны для того или иного обучающегося;

Хочу привести пример, какие виды практико-ориентированных заданий по их направленности, можно использовать на занятиях учебной и производственной практики и предметах теоретического цикла

  • связанные с жизнью, с практической деятельностью (вычисление времени, скорости, расстояния, метража, составление документа, условия эксплуатации оборудования и пр.)»;
  • задания «житейского содержания (составление своего семейного бюджета, сметы, меню с учетом калорий, вычисление количества воды в чайнике для нужного количества чашек чая, количество ткани на изделие и т.д.)»;
  • задания профориентационной направленности (для мастера-ремонтника – подсчёт площади пола и количества паркетной доски, для швеи – выбор определенного вида шва, подбор игл т ниток в зависимости от толщины ткани, для сварщика – подбор электрода в зависимости от толщины и марки металла и т.п.)».

Особенности практико-ориентированных заданий

  • значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) результата, мотивирующая обучающихся;
  • формулировка условий задания в виде сюжета, ситуации, проблемы, решаемую знаниями различных разделов спецтехнологии, других предметов или жизни;
  • представление информации и данных в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что требует распознавания объектов;
  • указание (явное или неявное) области использования результата решения;
  • нестандартная структура, т.е. неопределённость некоторых компонентов заданий;
  • избыточные, недостающие, противоречивые данные, ведущие к объемной формулировке условия;
  • многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы»;
  • многообразие типов вопросов – с выбором ответа, с кратким ответом (в виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развёрнутым свободным ответом.

При составлении практико-ориентированных заданий я использую следующую структуру:

  1. Название задания.
  2. Личностно-значимый познавательный вопрос профессионально-ролевой сюжет, фабула.
  3. Информация, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистический данные и так далее).
  4. Задания на работу с информацией.

Все практико-ориентированные задания составляю по следующим правилам:

  • соответствовать программе определенного предмета
  • обогащать основные понятия учебного предмета, раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством
  • понятия, термины должны быть доступными для обучающихся, содержание и требование задания должны быть реальны.
  • решаться именно теми способами, какими оно решается в реальной жизни.
  • доступным для обучающимся с учетом их возрастных и психологических особенностей.
  • иметь открытую цепочку последовательных вопросов.

Уважаемые педагоги, я предлагаю Вам:

«Семь шагов» конструирования практико-ориентированного задания

ШАГ 1. Изучив квалификационную характеристику, продумать связь предмета и данной профессии, выбрать тему/темы урока, на котором будет это задание, прояснить для себя его цель и компетентности.

ШАГ 2. Наметить уровень сложности заданий и, в соответствии с этим, определить основной вопрос/вопросы задания.

ШАГ 3. Подобрать источники информации в разных формах: рисунки, графики, таблицы данных, мини тексты, диаграммы и т п.

ШАГ 4. Сформулировать само задание.

ШАГ 5. Определить и указать форму ответа на вопрос задания.

ШАГ 6. Продумать форму, методы и критерии оценивания результатов.

ШАГ 7. Дать заданию название, привлекающее внимание.

Привожу пример использования материалов из учебников для разработки практико-ориентированных заданий

Предмет

Задание в учебнике

Практико-ориентированное задание

Спец технология

Назовите правильную организацию рабочего места

Представьте, что Вы открываете швейный цех, как Вы организуете рабочее место для швеи?

Спец технология

Перечислите бельевые швы

Вы-швея, выполняете пошив постельного белья. Какие швы будете использовать при пошиве наволочки?

Спец технология

Назовите ТУ для подбора отделочных материалов

Вы-швея. Вам необходимо подобрать тесьму для отделки поясного изделия, какими требованиями Вы будете руководствоваться?

Конструирование

Какая формула расчета ткани

Вы собираетесь купить материал на брюки. Рассчитайте количество ткани на брюки согласно своим меркам?

 Материаловедение

Назовите последовательность выполнения ремонта одежды

Представьте, Вы работаете в ателье и принимаете на ремонт верхнюю одежду, в которой износилась подкладочная ткань. В какой последовательности Вы выполните ремонт?

Оборудование

Назовите правильную заправку нити

Вы-швея. При выполнении шва вы обратили внимание на дефект строчки. Вам надо….

Охрана труда

Назовите правила техники безопасности

Вы-швея. При осмотре швейной машины обнаружили нарушение целостности электрического провода. Ваши действия?

Право

Назовите основную документацию при трудоустройстве

Вы пришли устраиваться в швейный цех. Какие документы Вы должны взять для трудоустройства?

Экономика

Какая формула расчета производительности

Представьте, что вы работаете бригадиром на швейном участке. Как Вы рассчитаете производительность труда работников?

Для примера ШАБЛОННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ДЛЯ ФАБУЛЫ

по профессии «швея»:

  1. Вы-швея. Вам необходимо         
  2. Представьте себе, что вы- швея. Вам надо....
  3. Помогите швее сделать....
  4. В обязанности швеи входит... Окажите помощь швее в подсчете количества ткани на изделие, используя...

   5.    Швея – это работник, изготавливающий швейные изделия.

В качестве швеи вы должны... 

Особенности конструирования практико-ориентированных заданий

профориентационной направленности

Профориентационная составляющая в подобных заданиях выражается в моделировании профессиональной деятельности во многих ее формах и вариантах

Главные особенности

  • в формулировании фабулы задания, направленной на ассоциацию себя с представителем той или иной профессии;
  • использовании реальных профессиональных ситуаций и моделировании условий профессиональной деятельности;
  • информационный блок задания также должен включать реальные, использующиеся представителями той или иной профессии данные;
  • форма ответа на вопрос задания также может быть приближена к получаемому продукту в ходе трудовой деятельности на практике.

Итак, можно сделать вывод, что основа практико-ориентированного обучения - деятельностный подход, обучение с целью формирования умений, актуальных в разных областях социальной и профессиональной практики, и понимания возможностей использования этих умений. А так же, использование практико-ориентированного обучения:

  • активизирует интерес к предмету и, следовательно, способствует повышению качества знаний, расширению кругозора;
  • преображает обучающегося из объекта образовательного процесса в активного субъекта, что закрепляет и совершенствует полученные знания, навыки и умения;
  • показывает практическое значение и актуальность получаемых знаний в жизни;
  • при использовании заданий,  связанных с профессиями,  способствует профориентационной работе.

Используемая литература.

  1. Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся.
  2. Гамивка Е.М. Практико-ориентированные задачи.
  3. Дубова М.В. Практико-ориентированная составляющая в проектировании компетентностных задач.
  4. Егупова М.В. Методическая система подготовки учителя к практико- ориентированному обучению.
  5. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико - ориентированного обучения учащихся.
  6. Козак Т.И. Компетентностно-ориентированные задания как средство мониторинга ключевых и предметных компетенций школьника (из опыта работы).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по выполнению практических и лабораторных работ ПМ 04.Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов МДК 04.02. Реконструкция зданий Раздел 2. Проведение мероприятий по оценке технического сост

Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов дневного отделения специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовой и углубленной подготовки).Те...

Инструктивно - методические рекомендации для студентов по подготовке и выполнению ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ дисциплина ОП. 05 Материаловедение ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ

Инструктивно - методические рекомендации   для студентов по подготовке и выполнению  ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ дисциплина  ОП. 05 Материаловедение  ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ...

Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ для специальности 10.02.03 (090305) Информационная безопасность автоматизированных систем: ПМ.02. Применение программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности

Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ для специальности 10.02.03 (090305)   Информационная безопасность автоматизированных систем: ПМ.02. Применение прогр...

Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине "Русский язык"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Русский язык" разработаны на основе Федерального образовательного стандарта и дествующей рабочей программы по специальностям средне...

Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ по учебной дисциплине ОП.03 Материаловедение

Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ по учебной дисциплине ОП.03 Материаловедение.Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса, обучающихся по профе...

Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ по МДК 03.02 Организация транспортировки, приема хранения и отпуска нефтепродуктов

Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ по МДК 03.02 Организация транспортировки, приема хранения и отпуска нефтепродуктов.Учебно-методическое пособие предназначенодля ст...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических и лабораторных работ ОП.03. Метрология, стандартизация и сертификация

Методические указания по выполнению практических работ составлены на основании рабочей программы по дисциплине ОП.03. «Метрология, стандартизация и сертификация» и предназначены для обучаю...