Проект "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМУ"
проект

Легостаева Марина Павловна

 Данный проект направлен на расширение представления у детей о временах года. Поскольку у детей дошкольного возраста, в силу их возрастных особенностей,  невозможно сформировать представления сразу обо всех четырех временах года, то целесообразнее делать это поэтапно, поэтому было решено, что проект  «Путешествие в зиму» будет более актуально проводить именно, начиная с зимних месяцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foto_k_proektu.docx387.4 КБ
Файл puteshestvie_v_zimu.docx521.7 КБ

Предварительный просмотр:

F:\фото\ФОТО18-19г\IMG_20190204_112047.jpg

F:\фото\ФОТО18-19г\IMG_20190204_112151.jpg

F:\фото\ФОТО18-19г\IMG_20190204_112258.jpg

F:\фото\ФОТО18-19г\IMG_20190215_105938_HDR.jpgF:\фото\ФОТО18-19г\IMG_20190215_105414.jpg

C:\Users\User\Desktop\фото к проэктам\IMG_20220222_111303.jpg

C:\Users\User\Desktop\фото к проэктам\IMG_20220222_110919.jpg

C:\Users\User\Desktop\фото к проэктам\IMG_20220222_110641.jpg

C:\Users\User\Desktop\фото к проэктам\IMG_20220222_105948.jpg C:\Users\User\Desktop\фото к проэктам\d112d25c-f23b-4e92-86fb-d34b3ee44dca.jpg

C:\Users\User\Desktop\фото к проэктам\IMG_20220222_112344.jpg



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА            

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 44»

141532, Московская область,

тел.8(4962)6-37-303                                                                            Солнечногорский район,                                                                                                                  

mdou44@mail.ru                                           д. Радумля, мкрн. Механического завода № 1    

Исследовательско-творческий проект

«ПУТЕШЕСТВИЕ

 В ЗИМУ»

https://simdou2.crimea-school.ru/sites/default/files/images/stend_dlya_detskogo_sada_zima.jpg    Подготовили воспитатели:

Какушкина М.В.

Легостаева М.П.

декабрь-февраль 2021-2022 год

Пояснительная записка

Актуальность проекта предопределена тем, что  одним из важнейших направлений в работе с детьми, является развитие их познавательной деятельности, что, в свою очередь, способствует расширению, уточнению знаний детей о сезонных изменениях в природе. Совместная деятельность детей, воспитателей, родителей в рамках проекта поможет расширить кругозор детей и взрослых, а также наладить тесное взаимодействие семьи и дошкольных групп МБДОУ№ 44.

          Данный проект направлен на расширение представления у детей о временах года. Поскольку у детей дошкольного возраста, в силу их возрастных особенностей,  невозможно сформировать представления сразу обо всех четырех временах года, то целесообразнее делать это поэтапно, поэтому было решено, что проект  «Путешествие в зиму» будет более актуально проводить именно, начиная с зимних месяцев.

Срок реализации проекта: среднесрочный (три месяца – начало  декабрь, окончание конец февраля).

Цель проекта: разработка и апробация методико-дидактического материала по знакомству детей зимними месяцами, изменениями, происходящими зимой с природой, животными, деревьями.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать и апробировать методико-дидактический  материал по путешествию в зиму;

2. Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов за счет:

- знакомства детей с зимними месяцами и изменениями, происходящими зимой с природой, животными, деревьями;

-наблюдения за природными явлениями;

-проведения опытов со снегом;

3. Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках; воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями).

4. Расширять знания детей о растительном и животном мире, разнообразии погодных явлений и состоянии природы в периоды зимы; вызвать интерес к наблюдениям за окружающей природой с выделением основных признаков зимы, как времени года; учить делать выводы, рассуждать, логически мыслить; воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника; привлечь родителей к созданию зимнего альбома силами родителей.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Планируемые результаты: Дети эмоционально реагируют на мир природы в целом, и происходящие изменения зимой, в частности, активно принимают участие в образовательном процессе. Дошкольники смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, у них активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям.

Данный проект предусматривает интеграцию таких образовательных областей, как

-социально-коммуникативное развитие (игры и упражнения, например, «Путешествие в лес»; «Найди, чьи это следы», «Природа зимой», «Кто живет в лесу зимой», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом» и т.д.);

- познавательное развитие (рассматривание иллюстраций по теме проекта, беседа-рассказ на тему: «Времена года», «Как звери готовятся к зиме», «Перелетные и зимующие птицы». Загадывание загадок о зимних явлениях природы,  обсуждение народных примет и др.);

-  речевое развитие (составление рассказов по предметным картинкам «Явления природы»,  «зима»,  «птицы зимой», «деревья зимой» и т.д., заучивание стихотворений о зиме)

- художественно-эстетическое развитие (слушание детских песен о зиме, А. Вивальди  «Времена года», слушание голосов птиц, слушание голосов диких животных).

- физическое развитие (прогулки на свежем воздухе, подвижные игры в группе, лепка снеговика, крепости и др.).

Проект состоит из трех блоков:

1. «Знакомство с зимними месяцами»

2. «Что мы знаем о зиме»

3. «Зимние забавы»

Оптимальное количество 28 – 32  человека.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

Постановка задач, целей. 

Сообщить родителям о предстоящей работе по теме «Путешествие в зиму».

Подбор познавательной, художественной литературы. 

Составление конспектов занятий, бесед о зиме и изменениях, происходящих зимой с животными, птицами, рыбами. 

Подбор наглядной информации для родителей. 

Проект предполагает не только информационно-развивающий, но и диагностический этап.

В конце осени с родителями проводится анкетирование с целью выявления их совместной организации с детьми досуга в зимнее время, а также выявления знаний, по мнению родителей, о зиме детей. Идентичное анкетирование проводится после цикла занятий с целью отслеживания динамики о продуктивности и эффективности проекта «Путешествие в зиму».

Цель – выявление уровня знаний по теме проекта:

- о зимних месяцах;

- чем характерен каждый месяц;

- о том, что происходит с деревьями зимой;

- о том, что происходит с животными, птицами, рыбами;

- об играх и забавах зимой.

Иными словами, данные критерии выступают диагностическими критериями эффективности проекта.

2 этап. Основной, который  включает в себя:

- упражнения-активизаторы;

- познавательные беседы по темам: «Зимние месяцы»; «Природа зимой»;

«Животные и птицы зимой»; «Рыбы зимой. Деревья зимой» и др.;

-загадки, стихи о зиме;

- коммуникативно - релаксирующие упражнения и подвижные игры.

3 этап. Заключительный

Игры эстафеты на улице.

Повторное диагностическое обследование.

Взаимодействие с родителями - совместная прогулка в парк, лес (дети, родители, воспитатель). Оформление совместно детьми и родителями самодельного альбома о зиме. Материал – принесенные картинки, рисунки и т.п. В паре работают ребенок и родитель.

Роль родителей в реализации проекта. С теоретической и практической точки зрения для более эффективного и продуктивного усвоения детьми информации, содержащейся в проекте, работа должна проводиться  не только с детьми, но и с родителями, а также с воспитателями. Поэтому данный проект «Путешествие в зиму» предполагает активное привлечение ближайшего окружения дошкольника, а  в частности

- нетрадиционные занятия на улице с детьми и родителями (изготовление поделок на тему: «Путешествие в зиму», совместные экскурсии и прогулки в парк, лес);

- оформление совместно детьми и родителями самодельного альбома о зиме;

- игры – эстафеты на улице.

Обеспечение: иллюстрации, художественная литература, тематические альбомы, картинки, цветные карандаши, альбомы, гуашь, цветная бумага, цветной, белый картон, ножницы, клей. 

План занятий по проекту

Блок  1. «Знакомство с зимними месяцами»

Месяц декабрь.

Цель: знакомство с месяцами зимы.

Задачи:

1. Развивать воображение, мышление, речь за счет знакомства детей с зимними месяцами.

В данной части предусмотрено общее знакомство детей дошкольного возраста с месяцами зимы.

Занятие проходит в интерактивной форме

Занятие 1.

Приветствие ребят: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с месяцами зимы. Знаете ли Вы, какие месяцы считают зимними?» (Обозначение темы занятия и цели).

Цель: Знакомство с зимними месяцами: декабрь.

Игра активатор  «Ой, ты зимушка зима!»

Дети бегают по кругу/хаотично под слова: Ой, ты зимушка зима! До чего ты холодна!» на слове «холодна» приседают и обнимают себя ручками

Работа с картинками месяцы зимы - Зимние месяцы (перечисление)

Обзор картинок, связанных с декабрем месяцем

Спасибо Вам детки, за занятие! Вы все молодцы! Скажите, пожалуйста, какой месяц мы с вами сегодня узнали?

Упражнение «Найти зиму!» Дети бегают, Как только воспитатель говорит, пришла зима, каждый ребенок ищет себе картинку с зимой и садится рядом с ней.

Занятие 2.

Приветствие ребят: «Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы познакомились с зимними месяцами, и месяцем декабрем, а сегодня подробнее поговорим о втором месяце зимы – январе.

Цель: Знакомство с зимними месяцами - январь

Игра активатор « Зайцы и волк»

Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила:         

- Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.

- Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Работа с картинками про январь

Зимние месяцы (перечисление)

Обзор картинок, связанных с январем  месяцем

Загадки:

Начинает календарь

Месяц с именем ... (январь)

Дети в санках на горе,

Все на горке в … (январе)

Спасибо Вам детки, за занятие! Вы все молодцы! Скажите, пожалуйста, какой месяц мы с вами сегодня узнали?

Занятие 3.

Приветствие ребят: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с последним месяцем зимы - февралем»

Цель: Знакомство с зимними месяцами – февраль

Игра активатор  «Через ручеек».

Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег, не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.  

Правила:

Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

Перебираться можно только по сигналу.

Работа с картинками про февраль.

Зимние месяцы (перечисление)

Обзор картинок, связанных с февралем  месяцем

Загадки:

После брата Января

Будет очередь моя.

В помощь мне спешат два друга:

Снежная метель и вьюга.

Снег пушистый по земле

Гонит ветер в ...

(феврале)

По ночам скрипит мороз,

Днём немножко щиплет нос.

День прибавился заметно,

Ну, так что ж за месяц это?

(февраль)

         Спасибо Вам детки, за занятие! Вы все молодцы! Скажите, пожалуйста, какой месяц мы с вами сегодня узнали?

Занятие 4.

Приветствие ребят: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами повторим все месяцы зимы.

Цель: закрепление знаний о месяцах зимы.

Игра активатор  «Найди себе пару».

Описание: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».

Правила:

Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.

Каждый раз играющие должны иметь пару.

Альбом с изображением зимних пейзажей.

Дидактическая игра «Придумай предложение».

Альбом «Зима»

Спасибо Вам детки, за занятие! Вы все молодцы! Скажите, пожалуйста, какие месяцы мы с вами узнали?

Упражнение «Найти зиму!» Дети бегают, Как только воспитатель говорит, пришла зима, каждый ребенок ищет себе картинку с зимой и садится рядом с ней

На протяжении месяца воспитатель активно взаимодействует с родителями и воспитателями:

  1. Предложить родителям найти картинки, фотографии, рисунки с изображением зимующих птиц, животных, рыб, деревьев и принести их в детский сад.
  2. Мастер класс для воспитателей по изготовлению зимнего букета – веточки от деревьев обмазывают клеем и опускают в шарики от пенопласта.

Веточки помещаются в красивую вазу.

Блок  2. «Что мы знаем о зиме»

Месяц январь. 

Цель: познакомить детей с тем, что происходит зимой с природой, с птицами, рыбами и животными, с деревьями.

Задачи:

  1. Закрепление полученных знаний о зимних месяцах.
  2. Развивать воображение, мышление, речь за счет изучения  изменений, происходящих  зимой с природой, животными, деревьями;
  3. Расширять знания детей о растительном и животном мире, разнообразии погодных явлений и состоянии природы в периоды зимы; вызвать интерес к наблюдениям за окружающей природой с выделением основных признаков зимы, как времени года; учить делать выводы, рассуждать, логически мыслить.

Занятие проходит в интерактивной форме.

Занятие 5.

Приветствие ребят: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вспомним с какими месяцами зимы мы с вами познакомились?»

Цель: повторение зимних месяцев

Игра активатор  «Снежки»

дети играют в самодельные снежки из поролона. Делятся на две команды стоят друг напротив друга. Проиграла та команда, на чьей стороне больше снежков.

Беседа

«Зимние месяцы» Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов, полночь года. Январь – вершина зимы, месяц ярких звёзд, белых троп. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны.

Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.

- Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы.

Декабрь – студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным.

Январь – сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части.

Февраль - называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.

Издавна народ придумал пословицы и поговорки о зимних месяцах.

Декабрь

Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.

Глаз снегом тешит да ухо морозом колет.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Студен месяц, на всю зиму студит землю.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

Январь

Январь-новому году начало, зиме – середка.

Январю-батюшке – морозы.

Январь – к весне поворот.

Январь трещит – лед на реке впросинь красит.

Февраль

Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.

В январе морозы, в феврале метели.

Вьюги да метели под февраль полетели.

Февраль зиму выдувает.

-Ребята, послушайте ещё и загадки про зимние месяцы.

Дни его — всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду — упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль).

Молодцы! Всё правильно разгадали.

Спасибо Вам детки, за занятие! Вы все молодцы! Скажите, пожалуйста, какие зимние месяцы мы с вами узнали?

Упражнение «Найти зиму!» Дети бегают, Как только воспитатель говорит, пришла зима, каждый ребенок ищет себе картинку с зимой и садится рядом с ней

Занятие 6.

Приветствие ребят: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнаем, что происходит зимой с природой?»

Цель:  Познакомить детей с тем, что происходит зимой с природой

Игра активатор «Попади в корзину».  Дети должны попасть в корзинку снежками. Выиграла та команда, в чьей корзине больше снежков.          

Беседа

«Природа зимой»

В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Не успеет ещё день разгуляться, как уже наступают вечерние сумерки. Холода и морозы покрывают прочным льдом озёра и реки. Идёт снег. Медленно кружась, падают крупные звездчатые снежинки. Всё темное исчезает, опушается белым. Час от часу всё белее и белее становится в природе. Снег, как белой простынёй, покрыл сады, поля, леса, засыпал ямы, неровности земли, наметал сугробы. Стало заметно просторнее, чище, радостнее.

В январе длиннее и светлее становятся дни. Вначале прибавка дня совершенно незаметна, очень мала, но и такая прибавка делает день длиннее. Солнце повернуло на лето, и день ото дня оно будет подниматься всё выше и дольше задерживаться в небе, а само небо становится синее. В январе сказочно-красиво в лесу! Как алмазная россыпь искрится, переливается на солнце снег. Словно в хрустальном убранстве стоят белоствольные березы. На зелёных лапах елей нависла снежная кухта (кухта- лежащий на ветках снег), в белых кружевах вековые сосны и другие деревья. Раздолье для лыжника-любителя природы. В радость ему побродить по просторным зимним чащам. В лесу тишина, словно в полусне.

В феврале днём начинает слегка пригревать солнце. Оттаивают с южной стороны стволы деревьев. А на крышах появляются сосульки, в оттепели снег покрывается сверху ледяной корочкой - настом. Это месяц контрастов. В феврале идёт борьба между зимой и весной. Морозы в середине февраля – последнее усилие зимы перед надвигающейся весной. Но тем не менее день ото дня становится светлее, небосвод всё чаще озаряется солнцем, ярким, но ещё бессильным давать тепло. Дни всё длиннее, яснее. В лесу также всё белым-бело. Блестит и сверкает на солнце снег. В блёстках инея, запушённый, дремлет притихший лес. Ярко блестит зелёный бархат игольчатой хвои, отливают белизной ажурные, кудрявые берёзы. Кругом пышные причудливые сугробы.

-Ребята, красивая природа зимой?

-Послушайте пословицы и приметы о зиме.

Зима лето строит. По зиме ложится лето.

Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

Зимнее тепло – летний холод.

Шумит зимой лес – ожидай оттепели.

Зима спросит, что лето припасло.

Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.

Ну, а теперь отгадайте загадки про зимушку - зиму.

• Скатерть бела

Весь свет одела. (Снег)

• Есть один такой цветок.

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок — и нет цветка. (Снежинка)

• Морковка белая

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело

И морковку съело. (Сосулька)

• Старик у ворот

Тепло уволок.

Сам не бежит

И стоять не велит. (Мороз)

• Хоть сама — и снег, и лёд,

А уходит — слёзы льёт. (Зима)

Спасибо Вам детки, за занятие! Вы все молодцы! Скажите, пожалуйста, что происходит с природой зимой?

Занятие 7.

Приветствие ребят: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнаем о том, что  происходит зимой с птицами и животными

Цель: Познакомить детей с тем, что происходит зимой с птицами и животными

Игра активатор  «Снежки» (закрепление правил игры)

Дети играют в самодельные снежки из поролона. Делятся на две команды стоят друг напротив друга. Проиграла та команда, на чьей стороне больше снежков.

             Беседа

 «Животные и птицы зимой»
Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Лишь попискивание синичек да стук дятла оживляют лес. В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.

Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись. Камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоёй. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.

Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодруствующие обитатели леса.

В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц, поползней, пищух и самых маленьких птичек – желтоголовых корольков. Все они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.

А такие животные, как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.
Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют: в них холодно.

Отгадаем загадки:

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает

За собой все следы заметает? (Лиса)

В клубок свернётся,

Взять не даётся. (Ёж)

По веткам скачет,

Да не птица.

Рыжая,

Да не лисица. (Белка)

Быстрый прыжок,

Тёплый пушок,

Красный глазок. (Заяц)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)


-Ребята, я вам приготовила ещё одно задание.
Отгадайте, чьи это следы. (ребятам даются карточки с изображением следов животных, через некоторое время карточки с правильным ответом.

Игра «Чьи это следы»

Спасибо Вам детки, за занятие! Вы все молодцы! Скажите, пожалуйста, что происходит зимой с животными и птицами?

Занятие 8.

Приветствие ребят: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами о том, что происходит зимой с рыбами, птицами и деревьями.

Цель: Познакомить детей с тем, что происходит зимой с рыбами, птицами и деревьями.

Игра активатор «Попади в корзину» (закрепление правил игры).

 Дети должны попасть в корзинку снежками. Выиграла та команда, в чьей корзине больше снежков.           

Беседа

«Рыбы зимой»

Зимой происходят изменения и в жизни рыб. Рыба собирается на глубоких местах. Одни виды зимуют на дне водоёма, другие покрываются защитным слоем слизи и зарываются в ил на всю долгую зиму – это карась и линь. Менее подвижными становятся хищные рыбы: окуни, судаки, щуки. Ерши собираются в стаи и охотно набрасываются на мотыля. Только вот усачу-налиму зима не страшна: чем холоднее, тем лучше. Он оживился, поднялся из глубины своих «летовок» и пошёл на отмель метать икру. До миллиона икринок мечет крупный налим, но половина погибает.
Случается, в середины зимы на некоторых озёрах из-за недостатка кислорода начинается замор рыбы. Чтобы его предотвратить, надо устраивать проруби и не давать им потом замерзать.

           Беседа

         «Деревья зимой»
Деревья, также как и многие животные, можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором, так как через морозобойные трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гниение.

Игра «Кто живет в лесу зимой» - дидактическая

Спасибо Вам детки, за занятие! Вы все молодцы! Скажите, пожалуйста, что происходит зимой с рыбами, птицами и деревьями?

Блок 3. «Зимние забавы»

Месяц февраль.

Цель: расширение представлений о зиме.

Задачи:

  1. Закрепление полученных знаний о зимних месяцах.
  2. Развивать воображение, мышление, речь за счет наблюдения за свойствами снега и  сосулек, лепки снеговика и крепости.
  3. Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках; воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями).
  4. воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника; привлечь родителей к созданию зимнего альбома силами родителей.

Занятие проходит в интерактивной форме.

Занятие 9.

Приветствие ребят: «Здравствуйте, ребята! Мы с вами уже много знаем о том, какие есть месяцы зимы…назовите, пожалуйста….

- Что происходит зимой с деревьями….. назовите, пожалуйста….

- Что происходит зимой с птицами и рыбами и животными…. назовите, пожалуйста….

Цель: познакомить детей ближе с зимой, играми, развивать умение наблюдать за красотой зимы.

Занятия проводятся на улице

Игра активатор  

Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Описание игры. Дети встают в круг. С помощью считалки выбирается ведущий, который встает с колокольчиком посередине круга.

Дети идут по кругу и приговаривают слова:

Гори, гори ясно,        

Чтобы не погасло,

Глянь на небо,

Птички летят.

Колокольчики звенят.

После этих слов

дети останавливаются,

и те, между кем

будет ведущий

с колокольчиком,

на слова «Раз, два,

три беги», бегут по

кругу в разные стороны.

Кто вперед

возмет колокольчик,

тот и будет водящим.

Игра повторяется 2 – 3 раза.

Детям загадывается загадка:

Меня не растили.

 Из снега слепили.

 Вместо носа ловко

 Вставили морковку.

 Глаза – угольки.

 Руки – сучки.

 Холодная, большая,

 Кто я такая?    (снежная баба)  

Лепим снежную бабу и обливаем ее заранее приготовленной цветной водой (гуашь смешанная с водой)

Спасибо Вам детки, за занятие! Вы все молодцы! Скажите, пожалуйста, что происходит со снегом, если его полить цветной водой?

Занятие 10.

Приветствие ребят: «Здравствуйте, ребята! Нас с вами ждет очередное увлекательное занятие. Вы готовы?»

Игра активатор  

Психогимнастика «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок).

Он превратился в толстый ком (останавливаются и «рисуют» двумя руками ком).

И станет ком снеговиком («Рисуют» снеговика из трех разного размера кругов).

Его улыбка так светла! (изображают улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла!(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу).

Но солнце припечет слегка – (медленно приседают)

Увы – (пожимают плечами)

И нет снеговика. (разводят руки в стороны)

Ведущий: В январе, как правило, крепчают морозы, зимние вечера длинные, и чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки, многие из которых и сейчас ваши мамы читают вам. Ребята, какие русские народные сказки вы знаете?       

Раскрашивание картинок на тему: «Зима».

Опыты со снегом. У каждого ребенка по ведерку снега стоят на столе. Пока дети раскрашивают картинки, они   снег не трогают. Потом, когда снег немного подтает, то необходимо обратить на это внимание детей.

На фон включен  подбор музыка детских песен о зиме

Спасибо Вам детки, за занятие! Вы все молодцы! Скажите, пожалуйста, что происходит со снегом, когда он попадает в тепло?

Занятие 11.

Приветствие ребят: «Здравствуйте, ребята! Нас с вами ждет очередное увлекательное занятие. Вы готовы?»

Цель: развитие физической активности на свежем воздухе.

Игра активатор  

Подвижная игра «Гори, гори ясно» (закрепление правил игры)

Описание игры. Дети встают в круг. С помощью считалки выбирается ведущий, который встает с колокольчиком посередине круга.

Дети идут по кругу и приговаривают слова:

Гори, гори ясно,                

Чтобы не погасло,

Глянь на небо,

Птички летят.

Колокольчики звенят.

После этих слов

дети останавливаются,

и те, между кем

будет ведущий

с колокольчиком,

на слова «Раз, два,

три беги», бегут по

кругу в разные стороны.

Кто вперед

возьмет колокольчик,

тот и будет водящим.

Игра повторяется 2 – 3 раза.

Занятие проводится на улице.

Воспитатель: Начинаем зимний праздник:

Будут игры, будет смех,

И веселые забавы

Приготовлены для всех.

Хороша красой своею

Наша Зимушка-зима.

Встретить её сегодня

Собралась вся детвора.

Выходят команды детей «Снежинка» и «Льдинка».
Команды приветствуют друг друга.

Команда «Снежинка»:
Мы вам желаем от души,
Чтоб результаты ваши были хороши!
Команда «Льдинка»:
Все у нас готово,
Все у нас в порядке,
Потому что по утрам,
Делаем зарядку.

Проводится с детьми веселая зарядка.
Воспитатель: Все дышите!
Не дышите!
Все в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимите.
Превосходно!
Опустите!
Наклонитесь, разогнитесь!
Встаньте прямо,
Улыбнитесь!


Проводятся
игры-эстафеты (соревнуются команды):
1 эстафета. «Попади в цель».
У каждого ребенка в руке снежный комочек. Участникам необходимо попасть комочком в цель (бросить его в обруч). Оценивается общее число попаданий в каждой команде.

2 эстафета. «Быстрая езда».

Проехать на санках с флажками между кеглей как можно быстрее, не задевая их. В каждой команде дети делятся на пары: один ребенок сидит в санках, другой его везет.
3 эстафета. «Бег змейкой».
Каждой команде необходимо пробежать змейкой между кеглями как можно быстрее, не задев их.
Спасибо Вам детки, за занятие! Вы все молодцы! Скажите, пожалуйста, чем можно заняться с родителями зимой, во что поиграть?

Занятие 12.

Приветствие ребят: «Здравствуйте, ребята! Нас с вами ждет очередное увлекательное занятие. Вы готовы?»

Игра активатор  (закрепление правил игры)

Психогимнастика «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок).

Он превратился в толстый ком (останавливаются и «рисуют» двумя руками ком).

И станет ком снеговиком («Рисуют» снеговика из трех разного размера кругов).

Его улыбка так светла! (изображают улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла! (показываю глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу).

Но солнце припечет слегка – (медленно приседают)

Увы – (пожимают плечами)

И нет снеговика. (разводят руки в стороны)

Ведущий: В январе как правило крепчают морозы, зимние вечера длинные, и чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки, многие из которых и сейчас ваши мамы читают вам. Ребята, какие русские народные сказки вы знаете?

            Занятие на улице.

Продолжение эстафеты

4 эстафета. «Построй башню».
Собрать в обруч кубики определенного цвета и построить из них башню. Кубики спрятаны на участке детского сада. Их необходимо найти как можно быстрее. Одна команда собирает синие кубики, другая красные кубики и строит из них башни. Оценивается время и красота постройки.

5 эстафета. «Кто быстрее донесет комочек».
Эстафета со снежными комочками: донести на лопатках комочки снежные в определенное место и что - нибудь из них построить.
У первых детей в команде в руке лопатка со снежным комом. Необходимо как можно быстрее добежать до линии финиша и положить туда снежный комок. У линии старта передают эстафету следующему касанием руки.

6 эстафета. "Прыжки".
Каждая команда по сигналу начинает прыгать через снежные комочки, разложенные вряд. Выигрывает команда, которая раньше закончит, не разрушив снежные комки.

7 эстафета "Флажки".
Собрать разноцветные флажки с горки.
Каждой команде нужно собрать флажки определенного цвета.
Выигрывает команда, которая раньше другой соберет флажки.


8 эстафета «Снежный ком».
Каждая команда сообща должна скатать снежный ком. По сигналу воспитателя дети начинают скатывать снежные шары. Затем обе команды прикатывают шары по сигналу к финишу. Оценивается размер шаров у каждой команды.


9 эстафета «Катание снежных комов».
Каждой команде дается по одному хорошо скатанному снежному кому. Команды выстраиваются вряд и по сигналу воспитателя перекатывают друг другу снежный ком. Выигрывает команда, которая быстрее перекатит ком.

Рефлексия в группе.

Спасибо Вам детки, за занятие! Вы все молодцы! Мы с вами много узнали за три месяца.

Давайте немного повторим:

Скажите, пожалуйста,

- какие зимние месяцы вы знаете?

- что происходит зимой с рыбами, птицами и деревьями?

- как можно играть со снегом?

Любой день февраля. Взаимодействие с родителями

Совместная прогулка в парк, лес (дети, родители, воспитатель)

Оформление совместно детьми и родителями самодельного альбома о зиме. Материал – принесенные картинки, рисунки и т.п. В паре работают ребенок и родитель.

Описание проведения проекта

 Проект «Путешествие в зиму»  был апробирован в группе детей среднего дошкольного возраста в период с декабря  2021  по февраль 2022 г.

В ходе диагностики до проведения проекта и после него были выявлены следующие результаты.

Опишем их для наглядности в таблице 1

Таблица 1 «Диагностика сформированности знаний

о зиме до и после проведения занятий»

По мнению родителей

До проведения занятий

После проведения занятий

Сформированы знания о зимних месяцах

6  человек

28 человека

Знания о том, чем характерен каждый месяц

3 человек

26 человек

Знания о том, что происходит с деревьями

2 человека

23 человека

Знают о том, что происходит с птицами, рыбами, животными

0 человек

30 человек

Диагностика детей показала, что

До проведения занятий

После проведения занятий

назвать зимние месяцы могут только

3 человек

30 человек

могут назвать, чем характерен каждый месяц

3 человек

28 человек

знают о том, что происходит с деревьями

8 человек

27 человек

знают, что медведь впадает в спячку, а некоторые птицы улетают на юг

4 человек

29  человек

зимние игры и забавы

дети знают, что зимой можно гулять, кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки и т.д.

дети знают, что зимой можно гулять, кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки, а также можно проводить опыты со снегом, делать самим книги и плакаты, раскрашивать цветной водой зимние фигуры.

Рис. 1 «Знания детей о зиме, по мнению родителей»

Рис. 2 «Знания детей о зиме, выявленные в ходе диагностики»

Таким образом, мы видим, что данный проект является результативным, потому, что

- до проведения проекта:

  1. Родители:

- большинство родителей считают, что их дети поверхностно знают зимние месяцы (из 30 человек только 6 сказали, что у их детей полная информация о зимних месяцах);

- большинство родителей считают, что их дети плохо  знают о том, чем характерен каждый месяц (из 30 человек только 3 сказали, что у их детей сформированы знания о том, что происходит с птицами, рыбами, деревьями и природой зимой);

- большинство родителей считают, что их дети знают только о том, что происходит с деревьями зимой – их покрывает снегом (из 30 человек только 2 сказали, что их могут составить связный рассказ о том, что сначала опадают листья, а потом деревья стоят голые и их покрывает снегом);

- большинство родителей считают, что у их детей нет полной информации о том, что происходит с животными, птицами, рыбами (из 30 человек ни один родитель не сообщил, что их дети знают о том, что происходит с птицами, рыбами, животными);

- большинство родителей считают, что с детьми зимой можно гулять, кататься на санках, лепить снеговика.

  1. Дети:

до проведения проекта:

- назвать зимние месяцы могут только 3 детей из 30;

- могут назвать, чем характерен каждый месяц только 3 детей из 30;

- знают о том, что происходит с деревьями только 8 человек из 30;

- знают, что медведь впадает в спячку, а некоторые птицы улетают на юг 4 детей из 30, что происходит с рыбами,  дети не знают вообще;

- дети знают, что зимой можно гулять, кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки и т.д.

- после проведения занятий по проекту:

  1. Родители:

- родители замечают, что их дети стали хорошо ориентироваться в  зимних месяцах (из 30 человек 28 сказали, что у их детей полная информация о зимних месяцах);

- большинство родителей замечают, что у их детей увеличился объем знаний о том, чем характерен каждый месяц (из 30 человек 26 сказали, что у их детей сформированы знания о том, что происходит с птицами, рыбами, деревьями и природой зимой);

- большинство родителей отмечают то, что их дети теперь знают даже  о том, что происходит с деревьями зимой – они тоже, как будто впадают в спячку и часто можно услышать скрип деревьев, что свидетельствует о том, что на деревьях появляются трещины от резкой смены дневной и ночной температуры (из 30 человек 23 сказали, что их могут составить связный рассказ о том, что сначала опадают листья, а потом деревья стоят голые и их покрывает снегом, ч о деревья тоже как будто впадают в спячку и т.д.);

- большинство родителей отмечают, что у их детей увеличился объем  информации о том, что происходит с животными, птицами, рыбами (все 30 человек отметили, что их дети стали лучше ориентироваться в том, что происходит с птицами (перелетные улетают, а остальные остаются зимовать и их нужно кормить, делая для них кормушки и насыпая туда корм), рыбами (рыба собирается на глубоких местах, хищные рыбы становятся более медлительными, некоторые рыбы погибают из-за недостатка кислорода),  животными (кабаны разрывают снег, отыскивая желуди,  зайцы, волки, лоси не впадают в спячку, а находятся в бодрствовании);

- родители отмечают, что они узнали много о зимних забавах и играх, например, опыты со снегом, оформление самодельных плакатов, альбомов о зиме, прогулки наблюдения, раскрашивание зимних фигур.

  1. Дети:

- могут назвать все зимние месяцы (30 из 30);

- могут назвать, чем характерен каждый месяц 28 детей из 30;

- знают о том, что происходит с деревьями 27 человек из 30;

- знают о том, что происходит с птицами (перелетные улетают, а остальные остаются зимовать и их нужно кормить, делая для них кормушки и насыпая туда корм), рыбами (рыба собирается на глубоких местах, хищные рыбы становятся более медлительными, некоторые рыбы погибают из-за недостатка кислорода),  животными (кабаны разрывают снег, отыскивая желуди,  зайцы, волки, лоси не впадают в спячку, а находятся в бодрствовании) – 29 детей из 30;

- дети знают, что зимой можно гулять, кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки, а также можно проводить опыты со снегом, делать самим книги и плакаты, раскрашивать цветной водой зимние фигуры.

        

Заключение

Проект «Путешествие в зиму» был создан с целью расширения представлений у детей среднего дошкольного возраста о зиме и ее явлениях. Проект предполагает проведение диагностического этапа, 12 взаимосвязанных занятий с детьми, занятия совместно с детьми и родителями, мастер класс для воспитателей.

Проект состоит из трех блоков:

1. «Знакомство с зимними месяцами» - декабрь месяц.

2. «Что мы знаем о зиме» - январь месяц.

3. «Зимние забавы» - февраль месяц.

Оптимальное количество 28 – 32  человека.

Данный проект предусматривает интеграцию таких образовательных областей, как социально-коммуникативное развитие,  познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Все занятие проходят в интерактивной форме, упор делается на игре, поскольку она выступает ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

Проект «Путешествие в зиму»  был апробирован в группе  детей среднего дошкольного возраста в период с декабря  2021 по февраль 2022 г.

По результатам диагностики: бесед, наблюдения, анализа анкетирования была отслежена положительная динамика по теме проекта. Было выделено, что проект выступает эффективным средством знакомства детей с зимними месяцами, и с изменениями, происходящими зимой с природой, животными, деревьями, а также способствует развитию кругозора, речи, мышления, наблюдательности, творческого потенциала у детей дошкольного возраста и стимулирует активное общение родителей с детьми в игровой форме.

Список используемой литературы:

  1. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе; Детство-Пресс, 2010.
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Воспитатель ДОУ, №11, 2012; Сфера, 2012.
  5. Воспитатель ДОУ, №12, 2012; Сфера, 2012.
  6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999
  7. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ; Сфера, 2006.
  8. Елжова Н. В. Практикум для воспитателей ДОУ; Феникс, 2011.
  9. Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 1989.
  10. Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
  11. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ; Сфера, 2012.
  12. Майер А. А., Давыдова О. И. Основная образовательная программа дошкольного образования. Конструирование и реализация в ДОУ; Детство-Пресс, 2011.
  13. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ; Детство-Пресс, 2012.

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению зимнего букета

Цель: научиться делать зимние букеты.

Оборудование: веточки от деревьев, кустов; клей ПВА; пенопласт; белая краска.

Участники: воспитатели.

Описание проведение мастер-класса.

Работа проводится в круге за столами. Берем веточку, которая предварительно красится в белый цвет, и обмазываем ее клеем. Потом сразу же на клей накладываем пенопласт (главное чтобы вся ветка была заполнена пенопластом). Данная задача выполняется со всеми ветками.

Оптимальное количество веток – 7 – 9 шт.

После того, как веточки высохли и вы убедились, что пенопласт с них не осыпается их можно ставить в вазу. Ваза выбирается по желанию (возможен вариант росписи обычной банки из под кофе)

Консультация для воспитателей
«Организация и планирование прогулок в зимний период»

          Консультирование проходит в форме беседы с воспитателями.

Цель: закрепление знаний об организации и планировании прогулок в зимний период.

Участники: воспитатели.

Содержание беседы:

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки. В течение года прогулки проводятся ежедневно.

В зимний период прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов, при соответствующем санитарным нормам температурном режиме и силе ветра. При несоответствующих погодных условиях прогулка может быть сокращена, либо отменена вообще. 

В целях охраны жизни и здоровья детей, воспитатель должен перед прогулкой осмотреть участок. В холодное время года помощник помогает воспитателю заменять у детей промокшие варежки, пораньше заводить в помещение тех, кто замерз и т.д.

Планируя целевую прогулку за пределы детского сада, воспитатель и помощник воспитателя должны хорошо знать маршрут и учитывать длительность пребывания детей на улице.

Структура прогулки выглядит следующим образом:

1. Наблюдение; 

2. Трудовая деятельность; 

3. Подвижные игры

4. Индивидуальная работа; 

5. Самостоятельная деятельность детей (игровая и двигательная)

6. Спортивные упражнения;

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Последовательность их проведения варьируется в зависимости от: 

-предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры); 

- от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей); 

- от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.); 

- от познавательных интересов детей. 

В течение всего года обязательно проводится и вечерняя прогулка, на вечерней прогулке снимаются два структурных компонента: наблюдение и трудовые действия.

Обязательно ставятся и вносятся в план цели таких структурных компонентов прогулки как: наблюдение (за живой и неживой природой), трудовая деятельность, подвижная игра.

Наблюдения (рекомендуется указывать в планах объект или тему наблюдения, цель проведения наблюдения): 

- наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);

- наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);

- наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за транспортом и т.д.).

Трудовая деятельность. Планируется труд на участке, необходимо указывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).

Подвижные игры. Рекомендуется проводить две - три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Т.о. план должен включать игры 

- малоподвижные; 

- игры средней активности; 

- игры с высокой двигательной активностью. 

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр (в течение месяца может разучиваться одна игра, а на неделю планируется одна игра, но уже знакомая детям).

Кроме этого могут быть организованы игры: 

- игры-эстафеты 

- сюжетные подвижные игры 

- игры с элементами спорта 

- народные игры 

- хороводные 

- спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя). Инструктор по ФК разрабатывает перспективное планирование подвижных игр для всех возрастных групп; с начинающими воспитателями проводит консультации по планированию и методике проведения подвижных игр на прогулке. Необходимо иметь картотеку считалок и подвижных игр для детей 3-7 лет. 

Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.
Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.

Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, санки, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, вожжи, султанчики, флажки, кегли, лыжи, клюшки, оборудование для экспериментов, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

При оформлении территории детского сада большое значение придаётся безопасности, целесообразности, красочности, а также эстетичности построек. Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Педагоги украшают веранды гирляндами, мелкими мягкими игрушками, флажками разнообразной конфигурации, упаковками от новогодних подарков, на ветки деревьев прикрепляют вертушки, султанчики, снежинки, шумовые инструменты из бросового материала. Снежные постройки воспитатели украшают орнаментом из разноцветных льдинок, новогодних гирлянд, тканью, используют бросовый материал, т.к. он практичен и смотрится ярче. Всё это способствует развитию художественно-эстетического вкуса у детей. 

В то же время, чтобы разнообразить движения детей на прогулке на каждом групповом участке необходимы следующие группы снежных фигур: 

Первая группа – фигуры для закрепления навыков равновесия. 

Вторая группа – фигуры для прыжков, перешагивания.

Третья группа – фигуры для упражнений в метании.

Четвёртая группа – фигуры для подлезания.

И горки для скатывания.

Большое значение придаётся профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок для скатывания придерживаемся следующих требований:

В 1 младшей группе – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки 50-60 см с бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол.

Во 2 младшей группе – высота 80-90см.

В средней группе – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же. 

В старших и подготовительных группах – высота 1-1,2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.

Ещё одно важное направление – это работа с родителями. В родительских уголках ДОУ на информационных стендах размещаем консультации следующего содержания: «Прогулки зимой», «Схема, как одеть ребенка при разных температурных режимах», «Как одеть ребенка, чтобы он не замерз, или откуда берутся простуды», «Прогулки во время и после болезней», «Подвижные игры всей семьёй», «Чем занять ребёнка на прогулке?». К воспитателям часто обращаются с просьбой не брать ребёнка на прогулку, т.к. он приболел. Задача педагога грамотно и доступно объяснить родителям важность прогулок и проветривания помещения в отсутствие детей. 

«Организация совместной детско-родительской зимней прогулки в парк»

          Цель:

Поддержание здорового образа жизни детей в зимний период на свежем воздухе.

Задачи:

Закрепить знания детей о зиме, названия деревьев, умение узнавать дерево по стволу зимой.

- Способствовать укреплению здоровья детей.

- Развивать координацию движений детей, ловкость, смелость, умение объединяться в команду и действовать сообща.

Оборудование: лопаты, формочки.

Участники: воспитатель, дети, родители.

         Описание:

Родители приглашаются на прогулку заранее. Выбирается день прогулки.

По желанию можно выбрать прогулку либо в парк, либо в лес.

Изучение стволов деревьев, обсуждение их сходств и различий.

Воспитатель: Ребята, деревьям холодно, давайте их укроем снегом, как будто одеялом!

Дети вместе с родителями помогают деревьям спрятаться в снегу.

Воспитатель: Ребята, мы помогли дереву укутаться в пушистый белый снежок, теперь оно не замёрзнет.

Совместное наблюдение: Рассматриваем зелёные иголочки (хвоя). Еловая веточка-лапа. Сравнить её с веточкой берёзы. Отметить, что берёза на зиму сбросила листву, а ель, как была в иголочках, так и стоит. Зимой и летом одним цветом. Объяснить, что в морозные дни деревья и кустарники могут замёрзнуть, нужно утеплять снегом ствол у основания.

Совместная двигательная активность детей и родителей.
Воспитатель расставляет фигурки в виде змейки и, выстроясь цепочкой, команда детей и команда взрослых, должны пробежать между фигурками, стараясь не задеть их.

Возвращение в ДОУ

Музыкальное занятие для детей и родителей

«Путешествие на зимнюю поляну»

Направление: «Художественно-эстетическое и познавательно-речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: музыка, физическое развитие, здоровье, безопасность, художественное творчество, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы

Виды детской деятельности: музыкальная, двигательно-игровая, продуктивная, коммуникативная

Тема: «Путешествие на зимнюю поляну»

Цель: Помочь родителям в развитии музыкальных и творческих способностей своих детей, показать способы игрового общения

Задачи:

• Ритмично двигаться под музыку, в соответствии с содержанием текста песни, ритмично выполнять движения, заканчивать их с окончанием музыки, узнавать музыку, называть, передавать в движении её характер, содержание

• Петь легко, естественным голосом, подпевать отдельные слоги, слова, не отставать и не опережать друг друга, развивать тембровое восприятие, различать высокое и низкое звучание

• Ритмично выполнять движения с предметами

• Взаимодействовать со взрослыми, проявлять интерес к совместной деятельности

Участники: воспитатель, дети, родители

Оборудование: кокошники лошадок, вожжи, пластмассовые елки, снежинки на палочках, «сугроб», музыкальные инструменты: (колокольчики, бубны, погремушки, восковые мелки, листы бумаги, кокошник зайчика, «снежки»

Музыкальный ряд: р. н. плясовая, «Лошадка» муз. Е. Тиличеевой, «Зайчик» Старокодомского, «Снежные хлопья» П. И. Чайковского, «Зима»,                 Р. Вагнера «Счастье», «Ах вы сени», русская народная плясовая, «Пляска с погремушками», «Веселые путешественники».

Ход занятия:

Дети с родителями заходят в зал под веселую музыку (р. н. плясовая)

Их встречает музыкальный руководитель:

«Родители – здравствуйте! Дети, здравствуйте».

Все поют приветствие в разных регистрах со звучащими жестами.

Муз. руководитель: «Ребята, смотрите, снег везде!

На деревьях и дорожках

На ступеньках и окошках

Все белым-бело!

Снегом белым замело.

Мы наденем шубки, шапки

И поедем на лошадке».

- Ребята, родители, вы хотите поехать на лошадке в зимний лес на полянку?

Дети, родители: - «Да»!

Дети и родители «одеваются»: (делают движения, как будто надевают шапочки и рукавички, садятся на «лошадку» - детям дают кокошники лошадок, надевают «вожжи» (цветные ленточки). и едут под песню «Прокати, лошадка нас» муз. В. Агафонникова, или

«Лошадка» муз. Е. Тиличеевой, выполняя движения в соответствии с текстом песни:

Цок-цок, летит лошадка

по дорожке снежной. (бегут по дорожке)

«Динь-динь», колокольчик

Подпевает нежно. (родители звенят колокольчиками)

Вот сугробы на пути

Здесь лошадке не пройти (останавливаются)

Чтобы сделать нам дорожку

Покопаем мы немножко. (имитируют уборку снега лопатками)

Ох, устали мы копать,

Дорожку надо протоптать. (Топают по дорожке)

На дорожке дети встречают «Зайчика» - педагога в костюме зайчика

Мамы: «Мы слышим какие-то звуки (прислушиваются). – Кто это? »

Родители:

Кто там ходит за кустом, заяц или кошка?

Если кошка, пусть,

Если заяц – не боюсь!

Если волк с медведем – дальше не поедем.

Звучит музыка «Зайчик» Старокодомского.

Дети: - Это зайчик скачет!

Зайчик здоровается с детьми и мамами:

«Здравствуйте, мамы и ребятишки! Девчонки и мальчишки! По дорожке я скакал и сугроб здесь увидал.

Мы к сугробу подойдем и посмотрим что же в нём»?

Зайчик достает из сугроба снежинки на палочках.

- «Дети, а вы умеете с ними играть? Подуем на снежинки» Все кладут снежинки на ладошки:

«Большая снежинка лежит на ладошке, на эту снежинку подуем немножко!

Подуем тихонько, снежинка лежит,

Подуем сильнее, снежинка летит»

Упражнение на развитие дыхания: сильный и слабый выдох. (2-3 раза)

Зайчик:

«Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится… »

Зайчик (вглядываясь вдаль) : «Вот и пенечки, сядем, отдохнем».

Родители: «Сыплет, сыплет снег охапками на поля зима,

До бровей накрылись шапками во дворах дома.

Ночью вьюга куролесила, снег стучал в стекло,

А сейчас, гляди, как весело и белым – бело!

(С. Я. Маршак)

Слушание музыки «Снежные хлопья» П. И. Чайковского (запись)

Муз. руководитель: Музыка звучала по-разному: то тихо, то резко, громко.

Когда музыка звучала тихо, она рассказывала, как падали на землю маленькие снежинки, а если резко – это закружила вьюга. Мы покажем, как тихо падают снежинки: плавные движения рук снизу вверх, а когда метет вьюга, то будем качать руками над головой.

Дети еще раз слушают музыку и выполняют движения.

Муз. руководитель: «Зимой стоят морозы трескучие, дует ледяной ветер, вокруг домов, деревьев гуляет вьюга. Это она замела дорожки и сделала большой сугроб».

(Упражнение на различение высоты звуков в пределах октавы) :

За окном бушует вьюга

У-у-у (2 раза)

Дети качают руками, громко произносят «У» на высоком звучании.

Потихонечку крадется

У-у-у (2 раза) Шлепают по коленкам, тихо произнося «У» на низком звучании.

Кружит вьюга, воет вьюга

У-у-у (2 раза) Дети качают руками, громко произносят «У» на высоком звучании.

Не ходите в лес гулять, с собою унесу

У-у-у Грозят пальчиком. Шлепают по коленкам. Произносят «У» на низком звучании.

Муз. руководитель: «Зима не всегда бывает коварной и злой. Когда светит солнышко, то снежок сверкает. Зима становится доброй, веселой. Споем про это песню.

Дети, мамы, зайчик поют песню «Зима» муз.

«Зайчик, маленький пушок,

Лапкой трогает снежок

Да-да, да-да-да.

Это зимушка-зима

Много снега принесла

Да-да, да-да-да (хлопают)

Мы слепим из снега снежки и поиграем. Играют в снежки. Дети и мамы перебрасываются снежками. Вот как нам весело зимой играть!

Зайчик: «Зимушка замела в лесу все тропинки. Что же нам теперь делать? Как из леса выбраться»? (Ответы детей) .

Зайчик: «Пойдемте дети, нарисуем зимние дорожки, чтобы нам не заблудиться в лесу! » Дети с мамами садятся за столики и рисуют восковыми мелками на длинных полосах бумаги дорожки. «Вот молодцы! Теперь мы по дорожкам пойдем и что-то интересное найдем! Рисуют под музыку Р. Вагнера «Счастье». Дорожки выкладываются на ковре, соединяются в одну тропинку. Мамы с детьми идут по дорожке.

Зайчик подходит к сугробу и говорит: «В сугробе еще что-то лежит». Дети и мамы отгадывают по звучанию музыкальный инструмент (бубен, колокольчик, погремушка). Зайчик достает из сугроба музыкальные инструменты, раздает всем участникам.

Музыкально-шумовой оркестр «Ах вы сени», русская народная плясовая

Зайчик: «Вижу, вижу, в сугробе еще что-то лежит». Достает корзиночку. «Что это? »

Дети, мамы: «Корзинка».

Зайчик: «А в ней веселые игрушки… »

Все: - Погремушки.

«Пляска с погремушками» .Музыка и слова В. Антоновой

Зайчик: «Вот какой волшебный сугроб попался нам на пути, но пора возвращаться домой. Сядем в поезд и поедем в детский сад».

Звучит музыка «Веселые путешественники». Дети возвращаются в группу.

Оформление совместно с родителями и детьми самодельного  альбома о зиме

Направление: «Художественно-эстетическое и познавательно-речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: музыка, художественное творчество, коммуникация, социализация.

Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, продуктивная, коммуникативная.

Музыкальный ряд: «БЕЛЫЕ СНЕЖИНКИ» (Слова И. Шаферан Музыка Г. Гладков), П. И. Чайковского «Зима» и др.              

Цель: Помочь родителям в развитии творческих способностей своих детей, показать способы игрового общения во время совместной деятельности

Задачи:        

- Взаимодействовать с взрослыми, проявлять интерес к совместной деятельности

- Научить способам продуктивного общения родителей с детьми

Участники: воспитатель, дети, родители

Оборудование: фотографии совместных зимних прогулок, вырезки из журналов, картинки, рисунки по теме «зима», клей, карандаши, краски, кисточки, баночки «непроливайка», мини альбомы для рисования.

Воспитатель: Здравствуйте! Мы с Вами уже много знаем о зиме. Сегодня мы будем делать удивительные альбомы по теме: «Путешествие в зиму!»

Ваш альбом будет состоять из нескольких частей, которые вы будете выбирать по желанию.

Например, первый лист оформляется в зависимости от вашего желания, но там должно быть указано название альбома «Путешествие в зиму». На втором листе могут располагаться животные зимой или деревья зимой и т.д.

Я вам обозначу желаемое наполнение страниц, а остальное все на ваше усмотрение.

  1. животные зимой
  2. деревья зимой
  3. зимняя одежда
  4. зимние забавы
  5. птицы зимой
  6. стихи о зиме
  7. загадки о зиме
  8. совместные прогулки зимой

Далее все приступают к работе, а воспитатель занимает направляющую позицию.

Обратная связь: В заключении между детьми и родителями происходит обсуждение мыслей, впечатлений. Совместное фото на память.

Анкета для родителей по теме «Путешествие в зиму»

(заполняется в начале цикла занятий и по его окончанию)

Уважаемые родители!

С целью выявления сформированности знаний о зиме у ваших детей, а также отслеживания динамики до и после проведения цикла задач предлагаем Вам заполнить анкету. Для того чтобы результаты были максимально достоверными, просьба честно отвечать на поставленные вопросы.

  1. Занимались ли Вы когда либо с детьми целенаправленным формированием знаний о зиме?__________________________________________
  2. Если да, то, что конкретно вы предпринимали?__________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Опишите конкретно, что, по вашему мнению, знает ваш ребенок, например, может перечислить зимние месяцы и т.д.________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Знает ли ваш ребенок, чем характерен каждый месяц? Перечислите его приблизительные ответы____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Знает ли ваш ребенок, о том, что происходит с деревьями? Перечислите его приблизительные ответы________________________________

__________________________________________________________________

  1. Знает ли ваш ребенок, что происходит с птицами, рыбами, животными?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Перечислите зимние игры и забавы, которые вы активной используете во время прогулки, досуга дома?_____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за участие!

Круглый стол для родителей

(проводится перед началом цикла задач)

Цель собрания: познакомить родителей с направлением работы проекта.

Участники: воспитатель, родители.

Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые родители!

С декабря мы с детьми начинаем цикл занятий по следующей теме: «Путешествие в зиму»

В процессе формирования знаний о зиме мы будем решать следующие задачи:

  1. Закреплять элементарные представления зиме и зимних месяцах.
  2. Закреплять представления о зимних природных явлениях:  холодно, идет снег, на улице лед, скользко.
  3. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой и т.д.
  4. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.).
  5. Продолжать учить рисовать красками, используя кисть; выполнять аппликации.  
  6. Развивать мелкую моторику рук, умения воспроизводить движения в соответствии с текстом.
  7. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Мы предлагаем Вам дома почитать детям рассказы, стихи, сказки по теме, в том числе С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», Т. Эльчин «Зимняя песенка», О.Высотская «На санках», «Холодно», Л. Воронкова «Снег идет», р. н. сказка «Снегурушка и лиса». Послушайте произведения П. Чайковского «Зима», «Зимнее утро».  

Дидактическая  игра «Кукла идет на прогулку».

Скажите ребенку, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем кукле одеться, на улице холодно». Предложите ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки, шарф. Затем  поочередно берите каждую вещь, показывайте  ее ребенку, медленно приговаривая: «Одеваем курточку, проденем руки в рукава, застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот, ботиночки надели на ножки! Надеваем шапку на голову. Вот так, шапку надели! Кукла собралась на прогулку, может идти гулять».

 Также можно поиграть в игры: «Кто что делает?» (птицы летают, звери бегают), лото «Дикие животные» (белка, заяц, медведь, лиса), «Угадай, кто кричит?»

Рассмотрите в книгах или журналах картинки "Зима", «Что делают люди зимой», « Как живут домашние животные и  дикие звери зимой».  Покажите детям иллюстрации с изображением зимних игр: дети катаются на лыжах, санках, коньках, играют в снежки.

Упражнение на координацию речи и движения «Синичка»

Скачет шустрая синица,          (прыгать   на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.         (кружиться)

Вот присела на минутку,        (присесть)

Почесала клювом грудку,      (почесать пальчиками груд)ь

И с дорожки — на плетень,   (бег на месте)

Тири-тири, тень-тень-тень.   (сидя, взмахивать  кистями рук)

Демонстрация – рисунок  «Снег идет».

Покажите малышу, как можно нарисовать снег в ночном небе. Для этого вам понадобится лист бумаги серого или синего цвета. Белой гуашью кисточкой способом примакивания нарисуйте снег по всей плоскости листа. Внизу  можно нарисовать сугробы. Спросите, какого цвета снежинки? Сколько их? Чем рисовали?

Демонстрация изготовления аппликации «Сыплет, сыплет снег охапками…», 

Возьмите тонкую белую бумагу, покажите ребёнку, как оторвать от неё маленький кусочек и скатать из него комочек.

Скажите, что это и будет снег. Попросите ребёнка сделать много хлопьев снега: порвать бумагу на кусочки и скатать из них комочки. Затем налейте немного клея в блюдечко и покажите малышу, как приклеить бумажный комочек: обмакните его в клей и приложите к картинке. Попросите ребёнка самостоятельно приклеить все остальные хлопья снега.

Подведение итогов занятия.

Обратная связь от родителей – ответ на вопросы:

- какие ощущения возникают во время работы с материалом?

- что больше всего понравилось?

- что вызвало трудности?

- что для Вас является новым?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новгородское дело». Зима 1570 г.

Одна из важнейших задач любой власти – поддержка своего авторитета в глазах граждан. В странах с разными общественно-политическими системами это происходит по-разному. Некоторые правители провод...

Конспект урока во 2 классе по теме "Зима"

В данном материале представлен подробный конспект урока во 2 классе по теме "Зима". Урок ведется в игровой диалоговой форме с использованием тематической лексики....

Правила безопасного поведения на водоемах зимой

Правила безопасного поведения на водоемах зимой....

Сценарий мероприятия "В гости к зимующим птицам"

Организация помощи птицам зимой. Задачи: 1. Расширить и пополнить знания етей о зимующих в наших краях птицах; 2. Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с различными источниками информаци...

Сценарий проводов русской зимы

Данный сценарий можно использовать для проведения праздника широкой масленицы для детей всех возрастных категорий....

Сценарий "Проводы русской зимы"

Сценарий "Проводы русской зимы"...

Как зимой помочь птицам

урок для 1 класса по системе "Школа России"...