Современные образовательные технологии на уроках физики
статья

Силантьева Татьяна Петровна

07.03.2022г.

Современные образовательные технологии на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_na_urokah_fiziki.docx42.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

Современные образовательные технологии на уроках физики


Новые требования к изучению дисциплин естественно- научного  цикла пришли с новым 21-м веком и в Российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения преподавателя и студента .

 Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения занятий и т. п. Успех во многом зависит от умения преподавателя донести нужную информацию обучающимся. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные  особенности студентов.

Дисциплина  физика давно отнесена к категории самых сложных. Перед преподавателем ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики и при таком малом количестве отведенных часов.

Среди множества современных педагогических технологий принцип активности студента в процессе обучения был и остается одним из основных.

Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиться хороших результатов. Среди них :

  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Научно-исследовательская и проектная деятельность
  • Интерактивное обучение

В течение ряда лет на своих уроках я использую элементы проблемного обучения.

Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что если есть задача, значит обучающийся ищет способ ее решения. Проблемные задания  могут быть разной степени сложности, но стремление разобраться и устранить их – главный мотиватор.

Традиционное обучение, как правило, обеспечивает студентов системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности.

Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность, формирует познавательный интерес.
Никто и никогда не отменял в педагогике практическую направленность в обучении и воспитании.

Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на занятиях условия для творческой мыслительной работы студентов. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала.


Расширить свою воспитательно-образовательную деятельность, можно применяя в учебной и во внеурочной деятельности 
информационно-коммуникационные технологии.

Компьютерные технологии на уроках физики предполагают:

  • использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;
  • интенсивное использование компьютеров как инструмента повседневной учебной работы студентов и преподавателей;
  • изменение содержания обучения физики;
  • реализация межпредметных связей физики с другими учебными дисциплинами;
  • обучения студентов методом коллективного решения проблем;
  • поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет".

Компьютерные средства обучения способны «откликаться» на действия студента и преподавателя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Совершенно уникальные возможности для взаимообратной связи , интерактивному общению предоставляет Всемирная компьютерная сеть – INTERNET.

Информационные технологии повышают информативность занятий и способствуют  эффективности обучения.  Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

Наличие в учебном заведении компьютеров и подключения к сети Интернет позволяют организовать дистанционное обучение студентов, не имеющих возможности посещать  по различным причинам очные  занятия. В наше время это стало очень актуально ..

Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность обучающихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как получение знаний происходит  в процессе самостоятельной творческой работы.

Для проведения тематического и итогового контроля знаний студентов  мною составлены и используются на занятиях  тематические компьютерные тесты.

К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе занятия, что позволяет сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией. Презентация дает возможность проявить творчество и индивидуальность. Обучающиеся и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроке.

В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний обучающихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук.

Одной из форм моей работы является формирование у студентов исследовательской компетенции. Обучающиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем посредством физики. Изучая проблемы с разных сторон, у них усиливается стремление к получению теоретических знаний  не только в области физики, но и экологии, медицины и др. наук.

Эта работа трудная и кропотливая, но в то же время очень интересная. Вместе с обучающимися мы выбираем тему исследования, я помогаю анализировать полученную информацию, а затем обобщить, выделить главное и исключить второстепенное.

Почти каждый год мы проводим урок-конференцию «Радиация и жизнь».Целью проведения конференции не только раскрытие творческого потенциала студентов, ведение научно-исследовательской работы, но и ответственность за жизнь на Земле.
На протяжении нескольких лет мои ученики принимают участие в городских, краевых и

Мы не должны забывать  о самой страшной техногенной трагедии, произошедшей 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции.

200 тысяч  человек со всего Советского Союза участвовали в ликвидации последствий этой аварии , за что и были названы ликвидаторами.

Молодые ребята , пожарные , 18-20 лет , стоя над разрушенным реактором , гасили пламя разбушевавшегося атома , получая при этом дозы облучения не совместимые с жизнью.

Среди них были уроженцы Мордовии-1, 5тыс. человек, многих уже давно  нет  в живых.

Следует упомянуть и проектную деятельность обучающихся –как новую технологию обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения , как процесса запоминания,  к самостоятельной познавательной деятельности; от неопределённости и размытости перспектив «дружбы» с физикой к серьёзной мотивации деятельности в области физики или инженерных наук.

Проект – самостоятельная творческая работа студента, начиная от идеи  до материального воплощения.

В реализации проектов заинтересованы все: студент занят работой и развитием своего творческого потенциала (применением знаний в новых ситуациях) с перспективой получить несколько оценок и благополучную аттестацию по физике (одного из сложных предметов), преподаватель заинтересован в повышении знаний и интеллекта обучающихся, их занятости творчеством.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне реальности , межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную  и познавательную деятельность студентов.

Используемая литература:

  1. «Обучение деятельности на уроках физики» Е.А. Румбешта, ж. «Физика в школе» №7. 2013
  2. «Экспериментальные задания» В.Ф. Шилов. Ученические мини-проекты).
  3. Intel Обучение для будущего, Москва , 2014.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
  5. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа – № 4, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии на уроках истории и во внеурочной деятельности

Преподователь делится опытом модернизации традиционного обучения и использования современных образовательных приемов и технологий....

статья по теме: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы"

Новый подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования....

Доклад на тему:"Современные образовательные технологии на уроках физической культуры"

Данный доклад служит методической помощью для преподавателей физической культуры....

Духовно - нравственное воспитание в современном образовательном процессе на уроках физики.

Создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности обучающихся – основная цель духовно – нравственного процесса в колледже. Концепция духовно – нравственного в...

Использование современных образовательных технологий на уроках физики.

Журавлева Лидия ВасильевнаПреподаватель физикиГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж» Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, цели образования...

Доклад Применение современных образовательных технологий на уроках физики

Доклад Применение современных образовательных технологий  на уроках физики...

Современная педагогическая технология на уроках физики

p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; }a:link { } Учить проектировать - значит закладывать в учащегося способность прогнозировать события, ставить цели, формировать этапы, достигать эти ...