Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии 19601 "Швея" среди обучающихся "Лучший по профессии"
методическая разработка

Бычкова Ирина Викторовна

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии "Швея", реализующих основную программу профессионального обучения сроком два месяца. При подготовке и проведении конкурса достигается индивидуализация профессионального воспитания обучающегося в соответствии с его способностями, возможностями, перспективами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное казённое профессиональное  образовательное учреждение № 46

Федеральной службы исполнения наказаний

Методическая разработка
конкурса профессионального мастерства

по профессии19601 «Швея»

среди обучающихся

 «Лучший по профессии»

        Составитель: Бычкова Ирина Викторовна,

                                                                    мастер производственного обучения,

                                                                    первой  квалификационной категории

                                                                    филиала №1

                                           

2021 г.

              Рассмотрено

методической комиссией
филиала № 1 ФКП образовательного учреждения № 46.
Протокол от «16» декабря 2021 г.№ ф1/12

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
ФКП образовательного
учреждения № 46
_______С.Н. Елистратова
«___» __________ 2021 г.

                   

Рецензент: Журкина Ирина Александровна, мастер производственного обучения, председатель методической комиссии филиала № 1
ФКП образовательного учреждения № 46

Аннотация

       Конкурс профессионального мастерства – это одна из наиболее прогрессивных форм внеурочной работы, которая проводится в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популяризации профессии.

     Сегодня трудно переоценить роль конкурсного движения в сфере профессионального образования. Система конкурсного движения выполняет несколько важных задач: выявляет одаренных обучающихся, создает условия для обмена опытом, стимулирует личностный и профессиональный рост.

       Методическая разработка может быть полезна мастерам производственного обучения учреждений профессионального образования ФСИН России, осуществляющим подготовку по профессии «Швея», аналогично можно проводить конкурс профессионального мастерства  для обучающихся и по другим профессиям.

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………. 2

Введение ………………………………………………………………....... 4

Основная часть…………………………………………………………….  5 - 16

1. Положение о конкурсе                        …………………………............. 6 -7

2.  Задания на теоретический тур           …………………………………. 7 - 12

3.  Сценарий конкурса……………………………………...……………..  15 - 16

Заключение………………………………………………………………..   17

Список литературы……………………………………………………….   17

Приложения ………………………………………………………………   18 - 19

Введение

           Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии «Швея», реализующих основную программу профессионального обучения сроком два месяца. Методическая цель разработки: повышение компетентности педагога по вопросу учебной мотивации обучающихся.

          Конкурс – это соревнование на  выполнение производственного задания более качественно и в соответствии с требуемой нормой времени, что благотворно влияет на подготовку квалифицированных кадров, способствует формированию опыта творческой деятельности обучающихся.

         При подготовке и проведении конкурса достигается индивидуализация профессионального воспитания обучающегося в соответствии  с его интересами, способностями, возможностями, перспективами.

       Основными стимулами участия в конкурсах профессионального мастерства являются возможность достижения повышенного уровня профессиональной квалификации, общественное признание и поощрение. Многолетняя практика организации и проведения конкурсов в процессе профессионального обучения доказала их дидактическую эффективность.

        Конкурс профессионального мастерства - это еще и увлекательное соревнование среди обучающихся, существенно повышающее  качество обучения и приближающее его к практической деятельности.

        Конкурсы профессионального мастерства как итог, завершающий этап изучения курса программы учебной и производственной практик доказывают свою высокую эффективность.

        Актуальность и практическая значимость конкурса  в образовательных учреждениях ФСИН России определяется еще и тем фактором, что внешние (социальные) мотивы к учению у обучающихся  не работают, и на первый план выходит познавательный интерес. Мастер производственного обучения в такой ситуации является главным человеком, который оказывает влияние на формирование учебной мотивации своих обучающихся.

               Данная методическая разработка поможет мастерам производственного обучения, преподавателям  в определении подходов в эффективной организации процесса обучения, повышения активной самостоятельной деятельности, формирования более прочных умений и навыков, направленных на освоение и развитие мышления, памяти обучающихся.

Основная часть

Методическое обоснование темы

          Актуальность проведения данного конкурса обусловлена мотивацией  на самостоятельную, познавательную деятельность обучающихся.  Проверить усвоение пройденного материала, закрепить полученные ранее знания.  Развить у обучающихся навыки внимания, памяти, технического мышления, умение применять  свои возможности и знания в решении поставленных  задач.

        Участие в конкурсе дает обучающимся:

  • возможность осмыслить, проанализировать и сравнить собственную деятельность с деятельностью других конкурсантов;
  • активизирует рефлексию обучающихся, способствует осознанию ими затруднений, проблем в выполнении заданий и поиску средств их преодоления;
  • возможность реализовать свои профессиональные качества в реальной производственной деятельности;
  • возможность совершенствовать учебный процесс.

          В процессе конкурса, обучающиеся не только слушают и повторяют виды учебной  деятельности, но и развивают чувство соперничества. Все задания подобраны исходя из пройденного материала по теме «Виды швов». Использование приёма работы с технической документацией позволяет обучающимся справляться с производственными ситуациями, и благотворно влияют на адаптацию на рабочих местах ЦТАО.

         

           

Методические рекомендации по проведению урока

          Содержание конкурсного материала активизирует творческие возможности обучающихся и занимает важное место при освоении данной профессии.

          Для проведения конкурса разрабатываются условия проведения конкурса, в которых прописываются этапы конкурса и задания для выявления уровня  знаний и сформированности практических умений и навыков выполнения трудовых приёмов  при выполнении соединительных швов, критерии оценки, состав жюри.  Для определения победителей конкурса в течение урока контролируют и оценивают работу обучающихся члены жюри, оформляют протокол. Победителями конкурса становятся обучающиеся, набравшие максимальное количество баллов. При равенстве показателей предпочтение отдается участнику, имеющему лучшую оценку выполнения практического задания.

         

         В разработке представлены:

- Положение о конкурсе

- задания теоретической части;

- критерия оценивания теоретической части;

- задания практической части;

- критерия оценивания практической части;

- протокол конкурса.

- Сценарий конкурса.

ПОЛОЖЕНИЕ

О проведении конкурса профессионального мастерства

«Лучший по профессии» по профессии «Швея»

   

 1. Цели и задачи конкурса:

  • повышение качества профессионального обучения;
  • способствовать воспитанию культуры труда, творческому отношению к труду;
  • развитие памяти, мышления, деловых качеств;
  • пропаганда рабочих профессий;
  • совершенствование форм, методов и средств организации учебной практики в Учреждении;
  • повышение профессионального мастерства обучающихся;
  • выявление и поощрение лучших обучающихся по профессии;
  • повышение значимости и престижа профессионального образования;

 2.   Место проведения конкурса 

ФКП образовательное учреждение № 46, филиал № 1,

мастерская производственного обучения по профессии «Швея» № 13.

3.   Содержание и условия проведения конкурса

Участники конкурса: обучающиеся группы № 1.Ш.П2.22/3

Конкурс профессионального мастерства включает в себя два этапа:

1. этап – проверка теоретических знаний по программе обучения;

2. этап – практическая часть.  Конкурсанты выполнят изделие «Прихватка»

Участникам конкурса запрещается:

3.1.Консультироваться и пользоваться чьей- либо помощью при выполнении заданий , кроме эскизов прихваток, технологической карты и алгоритма  выполнения прихваток (приложения 1-3);

3.2.Покидать рабочее место без разрешения мастера производственного обучения.

4. Хронометраж  конкурса.

  1. Организационный момент (5 мин.)
  2. Теоретический конкурс (15 минут)
  3. Практический конкурс (60 минут)
  4. Подведение итогов (10 минут)
  5. Награждение победителей.

5.Состав жюри.

Председатель жюри: Шитова М.Ю. – заведующий филиалом  № 1 ФКП образовательное учреждение № 46

Члены жюри:

1. Перова С.Г. – начальник технического отдела  ФКУ ИК -1

2. Петрова М.В. –преподаватель филиала № 1

3. Морозова С.А. – мастер производственного обучения филиала № 1

4. Бычкова И.В. – мастер производственного обучения филиала № 1

6. Награждение:  награждение победителей и участников грамотами, призами.

Проверка теоретических знаний

      Теоретическая часть включает тестовую проверку знаний обучающихся по выполнению машинных и ручных работ. Задание соответствуют требованиям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Минтруда России от 03.07.2002 № 47 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 46, раздел «Швейное производство».

     Время выполнения тестовой проверки знаний – 15 минут. Оценка проводится по бальной системе: каждый правильный ответ – 1 балл. Согласно критериям оценки баллы  заменяются отметками: «5»; «4»; «3».

Тестовые задания конкурса профессионального мастерства

 «Лучший по профессии» по профессии «Швея»

Участник №____

Выбери правильный ответ (ы) и подчеркни  его (их):

1. Из предложенного перечня выберите стежок временного назначения:

а) косой вымёточный

б) подшивочный

в) косой обмёточный

2. Из предложенного перечня выберите стежок постоянного назначения:

а) петлеобразный стачной

б) прямой стачной

в) прямой намёточный

3. Из предложенного перечня выберите соединительные швы:

а) стачной

б) в подгибку

в) окантовочный

г) обтачной

4.  Устройство шпульного колпачка. На рисунке проставить цифры названий соответствующих частей шпульного колпачка:

1. корпус шпульного колпачка;

2. установочный палец;

3. прорезь;

4. пластинчатая пружина;

5. регулировочный винт;

6. защёлка

2

5. «Петли снизу материала» в машинной строчке. Указать причину возникновения.

 а) излишнее натяжение обоих ниток

 б) слабое натяжение верхней нити

 в) сильное натяжение нижней нити

 г) недостаточное натяжение обоих ниток

6. Укажите три причины возникновения пропусков стежков в машинной строчке.

 а) неправильно установлена игла

 б) игла слишком тонка для выбранной нитки

 в) большое натяжение нижней нитки

 г) тупая и изогнутая игла

        

7. Подчеркнуть виды оборудования для влажно-тепловой обработки:

  а) пресс

  б) универсальная стачивающая машина

  в) утюг

8. Для выполнения накладного шва:

а) одну деталь накладывают на другую

б) детали складывают изнаночными сторонами внутрь

в) детали складывают лицевыми сторонами внутрь

9. Укажите правильный ответ.

 Ширина настрочного шва:

а) 0,5 см

б) 0,2 см

в) 1 см

10. По рисунку определите вид шва:

а) накладной                           в) обтачной

б) расстрочной

11. Соотнесите названия шва  и его ширины

Название
в


Шир
на шва

1. Стач
ой

А) 5 – 7 мм

2. Обтачной

Б) 1 – 2 мм

3. Ширина канта

В) 10 мм

1-в

2- а

3-б

допишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова

12. А) Для безопасности при ручных работах с иглой необходимо надевать    _______________________________.

Б) При работе с утюгом  под ногами должен лежать     _____________________ ________________________.

В) Перед началом работы за электрической швейной машиной надо проверить______________________.

13. А) При стачивании швов в начале и в конце строчек  выполняют                        _____________________________.

Б)  Номера машинных игл должны соответствовать толщине     ________________________.

В) Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают   нитками в цвет                                                                   _____________________________.

14. При заправке в швейной машине нижней нитки используют основные детали  ___________________ ____________________.

Эталоны ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

а,б

а

1,2,3,4,5,6

б,в

а,б,г

а
в

а

а,б

б

11. 1-в   ; 2-а     ; 3- б .

12. А) Для безопасности при ручных работах с иглой необходимо надевать    __напёрсток________________.

Б) При работе с утюгом  под ногами должен лежать     ___резиновый коврик_____.

В) Перед началом работы за электрической швейной машиной надо проверить ____заземление________.

13. А) При стачивании швов в начале и в конце строчек  выполняют   ____закрепку__________.

Б)  Номера машинных игл должны соответствовать толщине        ___материала_____.

В) Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают   нитками в цвет  __пуговиц______ .                                                        

14. При заправке в швейной машине нижней нитки используют основные детали

_шпульный колпачёк_ ___шпулька_.

Критерии оценки теоретической части конкурса

28 – 26 баллов    -  «5»

25 - 20 балла  -   « 4»

19 – 14 баллов  - « 3»

13  правильных ответов (менее 50 %) -  «2»

Практическое задание (изготовление прихватки)

Время выполнения: 60 минут

Оборудование: - универсальные швейные машины

                           - утюг

Инструменты: ножницы, мел; линейки.

Материалы:  детали кроя прихватки, нитки.

Спецодежда: фартук, косынка.

Основные требования к участникам конкурса:

- каждый участник конкурса должен обладать знаниями основ технологии и навыками работы на швейном оборудовании;

- каждый участник подготавливает рабочее место, выбирает необходимое оборудование, инструменты, материалы.

Оценка практического задания проводится по бальной системе – максимально - 35 балов.

Основными критериями оценки являются:

- качественное изготовление прихватки;

- творческое отношение к оформлению изделия;

- соблюдение технических условий и времени, отведённого на пошив;

- правильное и рациональное выполнение трудовых приёмов;

- соблюдение норм и правил безопасности труда;

Критерии оценки практического задания

№ п/п

Наименование операции

Кол-во

баллов

Наименование отклонений

Максимальное количество штрафных баллов

1

Организация рабочего места.

5

Нарушение в организации рабочего места

3

2

Соблюдение техники безопасности и охраны труда.

5

Нарушение безопасных условий труда

3

3

Соблюдение ширины настрачивания (0,2 см),

5

Отклонение от ширины шва

3

4

Качество строчки

5

Некачественная (неровная) строчка

3

5

Соблюдение технологической последовательности обработки

5

Нарушение технологической последовательности

3

6

Качество выполнения операций влажно-тепловой обработки

5

Неправильное ВТО

3

7

Время изготовления – 1 час

5

Не уложились по времени

3 балла

Оценочная таблица практической части

       

ФИО участника

организация рабочего места (5б)

Соблюдение правил ТБ (5 б)

Качество выполнения задания

Время изготовления

(5 б)

баллы

Соблюдение ширины настрачивания (0,2 см),

(5б)

Качество строчки (5б)

Соблюдение технологической последовательности (5б) обработки

Качество выполнения операций ВТО (5 б)

ПРОТОКОЛ

результатов конкурса профессионального мастерства, среди обучающихся

филиала № 1 ФКП образовательного учреждения № 46

по профессии 19601 «Швея»

«___» ____________2021 г

Конкурсная комиссия в составе:

Председателя______________________________________________________

                       ______________________________________________________

Членов комиссии:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

рассмотрела конкурсные работы участников и подвела итоги Конкурса:

№ п/п

Ф.И.О.

обучающегося

Этапы конкурса

Общее

количество

баллов

Место

Теоретическая

часть

Практическая часть

Председатель конкурсной комиссии:__________________________________

Члены комиссии:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ

результатов конкурса профессионального мастерства

«Лучший по профессии», среди обучающихся

филиала № 1 ФКП образовательного учреждения № 46

по профессии 19601 «Швея»

«___» ________2021 г

№ п/п

Ф.И.О.

обучающегося

Мероприятие

Результат

Конкурс профессионального мастерства  теоретическая часть

Конкурс профессионального мастерства  практическая часть – выполнение практических работ

1

2

3

4

5

6

7

8

Мастер производственного обучения __________________________

Сценарий конкурса профессионального мастерства

«Лучший по профессии»

1. Открытие конкурса:

Ведущий:

 Уважаемые гости, участники,  я рада приветствовать Вас сегодня здесь в   учебно-производственной мастерской по профессии «Швея»  филиала №.1, где пройдёт  конкурс  профессионального мастерства «Лучший по профессии».

Название это говорит о том, что     каждому участнику будет предоставлена  возможность показать свои знания, умения,  практические навыки, которыми они овладели за такой короткий период  времени обучения данной профессии.  Конкурсанты  продемонстрируют также и  свои творческие способности.  Всё это  является целью конкурса.

Ведущий представляет участников конкурса.   (Конкурсанты занимают свои места)

Для объективного судейства у нас присутствуют члены жюри. Позвольте  вам их представить.

Конкурс будет состоять из двух этапов:

1. этап – проверка теоретических знаний по программе обучения;

2. этап – практическая часть.  Конкурсанты выполнят заданное изделие;

2.  Проверка теоретических знаний в виде тестирования.

Ведущий объявляет  первый этап   -  

Проверка теоретических знаний. Конкурсантам  нужно будет выполнить  тестовые задания. В тесте 14  вопросов по МДК.02.01 «Технология обработки текстильных изделий». За каждый правильный ответ  присваивается   2 балла. На выполнение  теста отводится  15  минут, но  чтобы снять напряжение перед соревнованием, проведем разминку:

Звучит вопрос, вам следует хором ответить  ДА или НЕТ

  • Швейная машина имеет рукав? (да)
  • Лапка – это деталь швейной машины, которая прижимает ткань?    (да)
  • Устройство для наматывания нижней нити  - нитепритягиватель? (нет)
  • Рычаг обратного хода служит для выполнения закрепки? (да).
  • Долевая нить – это нить основы? (да)
  • Шерсть - это волокно животного происхождения? (да)
  • Запошивочный шов –  это краевой шов? (нет)

Молодцы! Удачи вам при выполнении теста.

II. Выполнение практического задания.

Ведущий объявляет третий этап конкурса – Выполнение практического задания. На практический этап выделяется – 1 час. 

Прихватка прошла долгую эволюцию в доме человека и имеет свою длинную историю.

Женщины всегда старались украшать повседневные предметы домашнего обихода, подчиняя общему стилю, отдавая дань моде или собственному вкусу и мастерству.

Красивые, практичные, стильные... Шить их одно удовольствие!

Конкурсантом  нужно  сшить прихватку,  соблюдая все  технические требования и проявляя творческий подход.

Оцениваться этот этап будет по следующим критериям:

  • Правильная организация рабочего места;
  • Соблюдение правил  техники безопасности;
  • Правильность выполнения последовательности пошива;
  • Аккуратность и креативность при  выполнении  изделия;
  • Время выполнения практического задания;

Конкурсанты приступают к выполнению практического задания.

Выдаёт нитки, ножницы, крой изделия. При выполнении работы можно использовать алгоритм пошива прихватки.

По окончании выполнения практического задания, конкурсанты подписывают работу и сдают членам жюри для оценивания.

4. Анализ выполнения практического задания:

Ведущий:

По завершению последнего этапа конкурса члены жюри удаляются для подведения итогов конкурса.  

5. Подведение итогов конкурса:

Ведущий:

Жюри готово огласить результаты конкурса. Слово  предоставляется  председателю  жюри!

Подведение итогов конкурса.  Победителем конкурса  «Лучший по профессии» становится участник, набравший максимальное количество баллов.

Награждение победителей и участников грамотами, призами.

Заключение

           Конкурса профессионального мастерства. Что даёт данное мероприятие? Повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков у обучающихся. Конкурс содействует  активизации познавательной и практической деятельности, готовности воспроизводить усвоенные знания, демонстрировать способы и приёмы деятельности, популяризации профессии.

           Такая форма проведения мероприятия  не только повышает активность обучающихся, уровень успешности, но и создаёт эмоциональное благополучие.

          Выполненная в рамках программы методическая разработка может быть использована в практической деятельности мастерами производственного обучения, ведущими обучение по профессии «Оператор швейного оборудования», «Швея», «Портной».

           

Список литературы

1.   Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: Учебное пособие./ – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007. -336с.

2. Скакун, В.А. Методика производственного обучения [Текст] /В.А. Скакун - М.: АПО, 1992. -204с.

3.Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды.- М.: Академия, 2001.- 184 с.

4.Суворова О.В. Швейное оборудование.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.-352 с.

5.Сакулин Б.С., Амирова Э.К., Сакулина О.В. Конструирование мужской и женской одежды.- М.: Академия, 2001.-304 с.

  1. Материалы сайтов:
  2. http://abc.vvsu.ru/Books/osn_proect_kost_pr/page0004.asp
  3. http://www.giftjap.info/
  4. http://www.dublirin.com.ua/we_sew_varezka.html
  5. http://www.livemaster.ru/catalogue/dlya-doma-i-interera/kuhnya/prihvatki&v=0&sort=2?from=60
  6. http://www.acapod.ru/1108.html#ixzz10N27tObX

Приложение 1                        

                                                                                        

Приложение 2

Алгоритм обработки прихватки.

1.  Проверка деталей кроя.

2.  Настрачивание аппликации шириной шва 0,2 см.

3.  Заготовка вешалки шириной 0,5 см в готовом виде.

3. Обтачивание верхней детали  нижней  шириной шва 0,7 см.

4.  Качественное соединение вешалки с изделием.

5. Настрачивание шириной шва 0,2 см.

6.  Чистка изделия.

Приложение 3

Технологическая карта

№п/п

Этапы

Оборудование,инструменты и приспособления

1

Настрачивание аппликации на верхней детали изделия. Ширина шва 0,1-0,2  см от срезов,

Булавки английские, мел, линейки, ножницы, швейная машина.

2

Соединение деталей верха, синтепона и нижней от среза обтачным швом шириной шва 0,7 см.

Швейная машина, ножницы, нитки под цвет основной ткани.

3

Вывернуть на лицевую сторону через не стачанный участок и расправить углы.

Колышек.

4

Обработать вешалку, ширина в готовом виде 0,5 см.

Швейная машина, ножницы, нитки под цвет основной ткани.

5

Настрочить шириной шва 0,2 см не стачанный участок (закрыть строчкой) и все стороны прихватки.

Швейная машина, ножницы. Нитки под цвет основной ткани.

4

Окончательная отделка изделия. Прихватка должны иметь товарный вид (чистка).

Ножницы, утюг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР. КОНДИТЕР»

Конкурс проводится между учащимися 1 и 2 курсов (2 группы), из каждой  группы по 3 человека....

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии «Повар»

Данная методическая разработка содержит материалы проведения внутриучилищного конкурса профессионального мастерства  тема: «Поваров умелые руки могут чудо сотворить!» среди учащихся 1 курса, обуч...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии "Токарь-универсал"

Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся,  направлена на совершенствование качества профессионально...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии "Токарь-универсал"

Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся,  направлена на совершенствование качества профессионально...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии повар, кондитер

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии повар, кондитер предназначена для преподавателей и мастеров производственного обучения...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся,  направлена на совершенствование качества профессионально...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся,  направлена на совершенствование качества профессионально...