ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья

Бабкина Светлана Ивановна

Интерактивное обучение (прямой перевод термина «интерактивный» взаимодействующий) – современный способ обучения, который заключается во взаимодействии всех участников учебного процесса: преподавателя и студентов. Сегодня такой способ обучения широко применяется повсеместно: в школах, в СПО, в вузах, на курсах и тренингах, потому что эта методика эффективна не только с точки зрения получения знаний, но также и со стороны формирования личностных навыков, развития характера обучающихся. Важно, что интерактивные методы обучения можно применять практически для всех видов обучения: при личных встречах в группах, в интернете, по телефонной связи. Хорошие результаты можно получить, если интерактивно изучать иностранные языки. В частности, интерактивные методы обучения английскому языку значительно эффективнее, чем стандартные классические занятия. Во время проведения интерактивного занятия преподаватель и обучающиеся находятся в равных условиях, на одном уровне. На подобных занятиях преподаватель не преподает материал, а становится активных участником дискуссии, направляет ее в нужное русло. Любые интерактивные формы проведения занятий полезны для человека, потому как учат высказывать свои мнение и отстаивать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_babkina_s.i.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Бабкина С. И.

ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Интерактивное обучение (прямой перевод термина «интерактивный» взаимодействующий) – современный способ обучения, который заключается во взаимодействии всех участников учебного процесса: преподавателя и студентов. Сегодня такой способ обучения широко применяется повсеместно: в школах, в СПО, в вузах, на курсах и тренингах, потому что эта методика эффективна не только с точки зрения получения знаний, но также и со стороны формирования личностных навыков, развития характера обучающихся. Важно, что интерактивные методы обучения можно применять практически для всех видов обучения: при личных встречах в группах, в интернете, по телефонной связи. Хорошие результаты можно получить, если интерактивно изучать иностранные языки. В частности, интерактивные методы обучения английскому языку значительно эффективнее, чем стандартные классические занятия. Во время проведения интерактивного занятия преподаватель и обучающиеся находятся в равных условиях, на одном уровне. На подобных занятиях преподаватель не преподает материал, а становится активных участником дискуссии, направляет ее в нужное русло. Любые интерактивные формы проведения занятий полезны для человека, потому как учат высказывать свои мнение и отстаивать свою точку зрения.  [1,9].  

Интерактивные методы обучения языку помогают обучающимся не только обмениваться информацией, но и также получать практические навыки общения на изучаемом языке, учат формулировать свои мысли, быстро реагировать и отвечать на реплики собеседника. На подобных занятиях преподаватель является уже не просто ведущим, а помощником, который может быстро подсказать нужное слово, исправить ошибку. Интерактивные методы обучения английскому значительно ускоряют процесс изучения иностранного языка.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - студент выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - студент выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Преподаватель и студент являются равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели. [5, 46]. Существуют разные формы и технологии интерактивного обучения:

 1) Работа в парах.

2) Работа в малых группах.

3) Аквариум.

4) Мозговой штурм.

5) Ролевая (деловая) игра.

6) Дискуссия.

7) Дебаты.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый преподаватель может самостоятельно выбирать формы работы с группой. Часто используется на занятиях работа в парах, когда обучающиеся учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Технология Аквариум заключается в том, что несколько студентов разыгрывают ситуацию в кругу, а остальные наблюдают и анализируют. Интерактивное творчество преподавателя и обучающихся безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента. [2, 47].

Каковы основные характеристики интерактивное обучение? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. [4,135].

Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

В процессе обучения можно выделить как минимум содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность обучающихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и обучающихся) стороны. Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций. Так, первой стороне соответствуют концепции содержательного обобщения учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др. Процессуальной стороне - концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др. Мотивационной - концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр. Организационной - идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, “погружения” в учебный предмет, концентрированного обучения и др. Все эти концепции в свою очередь обеспечиваются технологиями. Например, концепции проблемного обучения соответствуют такие его технологии: проблемно-диалоговое обучение; проблемно-задачное; проблемно-алгоритмическое; проблемно-контекстное; проблемно-модельное; проблемно-модульное; проблемно-компьютерное обучение. [5,159].

Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. Игра предоставляет педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру обучающихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств студента.

Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. [3, 26].

В структуре процесса обучения с применением ТИО можно выделить четыре основных этапа: 

1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Преподаватель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со студентами главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.

2. Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Преподаватель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Обучающиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с преподавателем, обсуждают между собой содержание и процесс игры.

3. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Преподаватель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.

4. Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Преподаватель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову. Применение ТИО позволяет преподавателю соединить деятельность каждого студента, связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.

Таким образом, использование интерактивных форм преподавания иностранного языка показывает, что применение их дает возможность привить обучающимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность обучающихся; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию изучения иностранного языка у обучающихся, поддерживает внутреннюю мотивацию обучения. Интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность студентов при обучении иностранному языку. И на вопрос «стоит ли прибегать к интерактивным формам обучения на уроках иностранного языка?» можно смело и утвердительно ответить, что «стоит», так как изучение иностранного языка должно привести обучающегося к овладению речевыми умениями (понимании речи на слух, разговору, чтению и письму), реализующими коммуникативную сущность языка. Я считаю, что позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.

Список используемой литературы

1. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 1

2. Егорова Л.М. Нетрадиционные формы урока – один из способов повышения интереса к предмету // ИЯШ 1991 № 3. - С 46 – 48

3. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обучения: Учеб. пособие для учителей / Д. Н. Кавтарадзе. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т : Флинта, 1998. - 191 с. 

4. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погружённое в общение: М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997. - 224 с

5. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Ред. Леонтьев А.А. М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация" Использование ИКТ на уроках иностранного языка"

презентация" Использование ИКТ на уроках иностранного языка" содержит :преимущества компьютерного обучения, решаемые проблемы на уроках с ИКТ,особенности Мультимедийных средств, формы работы с компьют...

Нетрадиционные формы уроков с использованием ИКТ при обучении иностранному языку

Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурн...

Самоанализ урока иностранного языка. Тема урока «Правила использования легкового автомобильного транспорта»

Данный урок был направлен на развитие устно-речевых умений на основе ранее изученных лексических единиц, а также на закрепление грамматического навыка. По типологии уроков иностранного языка данный ур...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данной статье рассматриваются вопросы формирования политической толерантности учащихся через использование СМИ, а именно газет, на уроках английского языка. Рассматриваются  определенные взгляд...

использование видеофильмов на уроках иностранного языка

Видеоматериалы предоставляют большие возможности для изучения языка, так как соединяют несколько компонентов, например аудирование и зрительное восприятие, которое обеспечивает контекст.   ...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...