Презентация по дисциплине Экономика организаций на тему "Экономика предприятия"
презентация к уроку

Чернышова Ирина Александровна

Информация к уроку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекция по дисциплине «Экономика предприятия» Тема 2: Организация производства и качество продукции предприятия План 1. Сущность и формы организации производства 2. Сущность и виды производственных процессов 3. Производственный цикл 4. Качество продукции и его показатели 5. Управление качеством продукции 6. Стандартизация сертификация продукции

Слайд 2

1 вопрос. Сущность и формы организации производства Организация производства — система мер, направленных на рацио­нализацию сочетания в пространстве и времени вещественных эле­ментов и людей, занятых в процессе производства . Под организацией производственного процесса понимают методы подбора и сочетания его элементов в пространстве и времени с целью достижения эффективного конечного результата.

Слайд 3

Принципы организации производственного процесса : • специализация , характеризующаяся ограничением номен­клатуры и ростом массовости изготовления одноименной продукции (работ); • непрерывность , предполагающая увеличение времени на­хождения предмета труда в обработке, уменьшение време­ни нахождения его без движения в ожидании возобновле­ния процесса изготовления, сокращение перерывов в ис­пользовании живого труда и средств труда; • пропорциональност ь, требующая относительно равного вы­пуска продукции или объема выполняемых работ за опре­деленный период времени всеми взаимосвязанными под­разделениями предприятия, группами оборудования, ра­бочими местами, а также соответствия фонда времени ра­боты оборудования и рабочих трудоемкости производственной программы; • параллельность , включающая одновременное выполнение отдельных частей производственного процесса, концентрацию технологических операций на рабочем месте и совмещение во времени выполнения основных и вспомогательных опе­раций; • прямоточность , обеспечивающая кратчайшее расстояние дви­жения предметов труда в процессе производства; • ритмичность , предполагающая регулярное повторение про­цесса производства через равные промежутки времени; • гибкость в организации производственного процесса — воз­можность быстрой перестройки на выпуск новой продукции

Слайд 4

К формам организации производства в целом относятся кон­центрация, специализация, кооперирование и комбинирование. Концентрация представляет собой процесс сосредоточения из­готовления продукции на ограниченном числе предприятии и в их производственных подразделениях. Под специализацией понимается сосредоточение на предприя­тии и в его производственных подразделениях выпуска однород­ной, однотипной продукции или выполнения отдельных стадий технологического процесса. Кооперирование предполагает производственные связи предпри­ятий, цехов, участков, совместно участвующих в производстве про­дукции В его основе лежат подетальная и технологическая формы специализации. Комбинирование представляет собой соединение в одном пред­приятии производств, иногда разноотраслевых, но тесно связан­ных между собой.

Слайд 5

2 вопрос. Сущность и виды производственных процессов Операция — часть процесса производства, выполняемая на од­ном рабочем месте одним или несколькими рабочими и состоящая из ряда действии над одним объектом производства (деталью, уз­лом, изделием) Производственный процесс — совокупность взаимосвязанных основ­ных, вспомогательных, обслуживающих и естественных процессов, направленных на изготовление определенной продукции.

Слайд 6

Признаки классификации ВИДЫ производственного процесса 1 Значение и роль в изготовлении продукции Основные Вспомогательные Обслуживающие 2 Характер протекания Простые Синтетические Аналитические 3 Стадии изготовления Заготовительные Обрабатывающие Выпускающие (сборочные) 4 Степень непрерывности Прерывные Непрерывные 5 Степень технической оснащенности Ручные Частично механизированные Комплексно механизированные Автоматизированные 6 Особенности используемого оборудования Аппаратурные (агрегативные) Дискретные

Слайд 7

3 вопрос. Производственный цикл Производственный цикл — календарный период времени с момента запуска сырья и материалов в производство до выхода готовой про­дукции, приемки ее службой технического контроля и сдачи на склад готовой продукции, который измеряется в днях, часах. Тц = Т пз + Т техн + Т естпр + Т транс + Т техн к +Т межопе пролеж + Т межсмпролеж Время протекания процесса Время перерывов в процессе производства производства Производственный цикл

Слайд 8

Производственный цикл включает Время протекания процесса производства, которое называется технологическим циклом, или рабочим периодом, и включает: • затраты времени на подготовительно-заключительные опе­рации (Т пз ); • затраты времени на технологические операции (Т тсхн ); • затраты времени на протекание естественных технологи­ческих процессов (Т естпр ); • затраты времени на транспортировку в процессе производ­ства ( Т тра„с); • затраты времени на технический контроль (Т техн к ); 2. Время перерывов в процессе производства, которое включает: • время межоперационного пролеживания (Т межопе пролеж ); • время межсменного пролеживания (Т межсме , 1пролсж ). Время протекания процесса производства и время перерывов в процессе производства составляют производственный цикл:

Слайд 9

4 вопрос. Качество продукции и его показатели Качество продукции — совокупность свойств продукции, обуслов­ливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребнос­ти в соответствии с ее назначением (ГОСТ 15467—79). Качество продукции формируется на всех этапах ее жизненного цикла. Свойство продукции представляет собой объективную особен­ность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Свойства продукции выражаются показателями качества, т.е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Слайд 10

Виды показателей качества продукции Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации. - Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении, включает подгруппы показателей технологичности и ресурсопотребления. - Природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду, показатели — безопасности и экологичности.

Слайд 11

Показатели функциональной пригодности характеризуют техни­ческую сущность продукции, определяющую ее способность выполнять свои функции в заданных условиях исполь­зования по назначению ( грузоподъемность, вместимость, водонепроницае­мость,, производительность и т.п.) Показатели надежности продукции характеризуют ее способ­ность сохранять во времени в установленных пределах значения всех заданных показателей качества при соблюдении заданных условий применения (безотказности, ремонтопригодности, дол­говечности и др.) Показатели эргономичности продукции характеризуют удобства и комфорт потребления продукции в производственных и бытовых процессах системы «человек—предмет—среда. (гигиенические, антропометрические, психологические психофизические ). Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстети­ческое воздействие на человека и предназначены для оценки эс­тетической ценности, степени соответствия продукции эстетичес­ким запросам тех или иных групп потребителей в конкретных ус­ловиях потребления 2. Функциональные показатели характеризуют свойства, определя­ющие функциональную пригодность продукции удовлетворять за­данные потребности

Слайд 12

3. Показатели конкурентоспособности продукции Цена потребления — важный, но не единственный фактор конкуренции. Сегодня выход на современный мировой уровень определяют потребительские свойства продукции (функциональность, дизайн) и уровень сервиса. На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции является ключевой проблемой развития национальных экономик. Показатель конкурентоспособности продукции выражается отношением качества продукции к цене потребления. Оценка конку­рентоспособности продукции производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией других фирм.

Слайд 13

5 вопрос. Управление качеством Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством Система качества— это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Политика в области качества — это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Слайд 15

«Петля качества» («спираль качества») — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Слайд 16

Стандарты содержат требования к системе качества, которые можно использовать для внешнего обеспечения качества. Модели обеспечения качества , установленные в стандартах, представляют три четко различимые формы требований к системе качества .

Слайд 17

По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества. Обеспечение качества — все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества , а так­же дополнительные виды (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству. Управление качеством — методы и виды деятельности опера­тивного характера, используемые для выполнения требований по качеству . Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах «петли качества» для достиже­ния экономической эффективности. Улучшение качества — мероприятия, проводимые для повышения эффективности и результативности деятельности и процессов с целью получения выгоды как для организации, так и ее потребителей .

Слайд 18

6 вопрос. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ (ПРОЦЕССОВ), УСЛУГ Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: • безопасности продукции, работ, услуг (объектов стандартизации) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; • технической и информационной совместимости , а также взаимозаменяемости продукции; • качества продукции и услуг в соответствии с уровнем раз­вития науки, техники и технологии; • единства измерений ; • экономии всех видов ресурсов ; • безопасности хозяйственных субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; • обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Слайд 19

Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) включает комплекс основополагающих стандартов: • ГОСТ Р 1.0-92 ГСС РФ. Основные положения; • ГОСТ Р 1.2—92 ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов; • ГОСТ Р 1.4—93 ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения; • ГОСТ Р 1.5—92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов; • ГОСТ Р 1.8—95 ГСС РФ. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов; • ГОСТ Р 1.9—95 ГСС РФ. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам; • ГОСТ Р 1.10—95 ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации; • международной (региональной) организацией по стандартиза­ции • общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

Слайд 20

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» в стране стали проводиться работы по сертификации продукции, услуг, работ. Закон возложил на Госстандарт России организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг Сертификация — это процедура, посредством которой третья, уполномоченная сторона дает письменную гарантию, что продук­ция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям . Сертификация продукции — это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Объектами сертификации могут быть продукция производствен­но-технического назначения, товары народного потребления, ус­луги, оказываемые населению и предприятиям, системы качества, иные объекты. Импортные товары также подлежат сертификации, причем преимущественно проводится сертификация у изготовите­ля, предконтрактная сертификация и сертификация систем каче­ства. Сертификация может быть обязательной и добровольной

Слайд 21

Сертификат соответствия — документ, выданный по прави­лам системы сертификации для подтверждения соответствия сер­тифицированной продукции установленным требованиям (Закону «О защите прав потребителей»). Этот документ, основанный на'* правилах системы сертификации, отражает соответствие продук­ции, процесса или услуги конкретному стандарту или другому нор­мативному документу (ИСО/МЭК 2). Орган по сертификации — это орган, проводящий сертифика­цию определенной продукции. Органы по сертификации выдают сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соот­ветствия, а также приостанавливают либо отменяют действие вы­данных ими сертификатов.