Способен ли компьютер заменить учителя?
статья

Хазбиева Лилия Ильгизовна

Данная статья была представлена на межвузовской научно-практической конференции старшеклассников, студентов и аспирантов «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ИХ РАЗРЕШЕНИИ» в г. Москва

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoben_li_kompyuter_zamenit_uchitelya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

СПОСОБЕН ЛИ КОМПЬЮТЕР ЗАМЕНИТЬ УЧИТЕЛЯ?

Современный мир – эпоха развития всевозможных технических средств, время компьютерных технологий. Практически во все сферы нашей жизни проникли достижения, являющиеся результатом научно-технического прогресса. Это и всевозможные станки и механизмы, различное производственно-техническое оборудование, средства связи, мобильные средства передвижения. Техника заметно облегчает наш быт, хотя совсем недавно применение ее в повседневной жизни казалось практически невозможным. Техника проникла даже в такую «исконно человеческую» область деятельности, как образование.

Все более актуальным становится в наши дни вопрос об использовании достижений научно-технического прогресса в образовательном процессе. Безусловно, технические средства использовались в ходе занятий и раньше (взять, к примеру, проекторы), однако своего апогея внедрение техники достигло с появлением у широкого круга пользователей возможности приобрести персональный компьютер. Относительно недавно школы были укомплектованы компьютерными средствами обучения.

Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, дают возможность решать почти все дидактические задачи. Компьютеры выдают информацию, проверяют уровень ее усвоения, формируют теоретические знания и практические умения, открывают доступ к различным электронным ресурсам и т.д. [3, с.332] Персональные компьютеры могут быть использованы по всем учебным предметам и на всех уровнях образования. ПК способны определять стандартные ошибки и предлагать тренировочные упражнения для их устранения [4, с.237].

Сравнительно небольшой срок эксплуатации компьютерных  средств, безусловно, оправдывает то большое количество проблем, возникающих в связи с их использованием. Среди прочего можно упомянуть, к примеру, слабую (в техническом плане) подготовленность учителей, недостаточное количество персональных компьютеров (учащиеся вынуждены заниматься по 3-4 человека за одним монитором), а при достаточном их количестве проблемой является слишком быстро устаревающее программное обеспечение. Кроме недостатков, связанных непосредственно с персональным компьютером, следует также отметить отсутствие в школах необходимых сопутствующих материалов: обучающих программ, тестов и иных электронных ресурсов. Не все школы имеют возможность использовать в процессе обучения ресурсы сети интернет. Таким образом, наличие в школе компьютерного класса еще не говорит о том, что компьютерные технологии успешно и продуктивно используются учащимися и учителями: как правило, школы используют персональные компьютеры лишь для оформления документации, а ученики в свободное от уроков время приходят в класс для того, чтобы поиграть.

Все вышеперечисленное в большей степени относится к сельским школам, где очень остро стоит вопрос о правильном и эффективном использовании имеющихся средств. Однако и в школах, успешно использующих компьютерные, мультимедийные технологии, имеются свои специфические проблемные вопросы. Одной из важнейших проблем в высокотехнологичных, развитых с точки зрения технической оснащенности школах является так называемое «пресыщение» компьютерными технологиями. Практически каждый урок, каждое внеклассное занятие и даже задание на дом в подобных школах связаны с работой на компьютере.

Как выглядит со стороны подобный урок? Учитель, используя компьютерную презентацию, знакомит учащихся с новым материалом. Ученики, рассмотрев тему, выполняют на компьютерах задания, нацеленные на проверку их знаний. На дом школьники получают вполне специфические задания: найти ответ на какой-либо вопрос в интернете, составить по найденному материалу свою презентацию (или проверочный тест), ответить на вопросы, подготовленные учителем в электронной форме. Общение учителя и ученика в процессе обучения сводится к минимуму.

Большинство исследователей отмечают, что именно этого и требует от нас информатизация, технологизация общества; что общество живет техническими достижениями, к использованию которых следует стремиться во всех областях. Да, несомненно, технический прогресс «работает» во благо населения, его плоды позволяют нам осуществлять такую деятельность, которая раньше казалась невозможной. Но на любую ситуацию можно взглянуть с обратной стороны.

К примеру, вопрос, поднятый в данной статье – способен ли компьютер заменить учителя? Пытаясь повсеместно внедрить компьютерные технологии, стремясь к максимальной наглядности при демонстрации материала и к большей объективности при проверке знаний, не переусердствовали ли мы? Ведь ни одно, даже самое совершенное техническое устройство, ни одна машина не смогут заменить человеческую теплоту, внимание и заботу.

Учитель – одна из наиболее благородных профессий. Труд учителя во все времена пользовался большим уважением. И связано это вовсе не с тем, что учитель много знает и рассказывает (хотя и это немаловажно). Авторитет учителя во многом зависит от его умения найти «общий язык» с учащимися, от его желания понять каждого своего ученика, от его способности прочувствовать ребенка.

В наше время учащиеся черпают информацию не только и не столько из учебников, хрестоматий и иных подобных пособий – главным источником знаний являются СМИ, телевидение, интернет. Ни одному учителю не под силу контролировать весь поток информации, поступающий к ученику. Кроме того, большинство учителей, привыкших использовать в своей работе традиционные методы и средства, просто не успевают следить за всем объемом сведений, которые перемещаются в информационном пространстве. Нередко можно столкнуться с такой ситуацией, когда ученик знакомится с определенными материалами раньше своего учителя; или с такой ситуацией, когда учитель оперирует старой, привычной информацией, а ученик уже в курсе произошедших в обществе изменений. Следовательно, предоставление определенного уровня знаний в настоящее время уже не является основной функцией учителя. Конечно, нельзя полностью отказаться от образовательной функции учителя – учитель разъясняет материал, подготавливает учащихся к восприятию новых знаний, способствует формированию необходимых в дальнейшей жизни умений и навыков. Однако следует отметить, что передача знаний все же постепенно отходит на второй план, предоставляя учителю большую свободу в процессе воспитательной работы.

Воспитывать - это в значительной степени означает строить систему взаимоотношений между людьми. В современной педагогике начинает преобладать подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности в соответствии с выбранным идеалом, а как к созданию условий для саморазвития личности. Способен ли компьютер или любая другая, самая грамотная в техническом плане машина воспитать в ребенке отношение к окружающему миру? Способен ли технический прибор научить живое существо понимать, чувствовать, сопереживать? Ответ на этот вопрос свыше ста лет назад хорошо сформулировал К. Д. Ушинский: "Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать "характер" [5, - с. 64]. Качество человека может создаваться, изменяться или транслироваться только лишь человеком – носителем этого качества, поэтому так важна роль учителя, воздействующего педагогическими средствами на ученика, оказывающего непосредственное влияние на формирование его как личности, гражданина, будущего профессионала. [2, с.70]. Жизненные ценности принимаются личностью только через совместную с другими людьми деятельность. Только во взаимодействии с педагогом знание школьника о ценностях может быть преобразовано в реально действующие мотивы поведения [1, с.47]. Только человек может воспитать человека. Ученику важно знать, что думает по тому или иному вопросу учитель, как он оценивает различные события, происходящие в повседневной жизни. Ребенок, приходя на урок, “заряжается” от учителя: только заинтересованный блеск в глазах педагога способен подтолкнуть ученика к активной деятельности в процессе усвоения предмета.

Компьютер – лишь средство передачи определенного объема информации. Эмоционально окрасить эти сведения, дать им соответствующую, правильную оценку по принципу “что такое хорошо и что такое плохо” может лишь учитель. Ни одна машина не посмотрит с упреком, если ученик расшалился; ни один прибор не заметит, что ребенок пришел на занятие в подавленном состоятии и в данный момент не в состоянии заниматься; никакая положительная оценка, поставленная автоматом, не сравнится с теплыми словами наставника.

Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на огромное количество достоинств, присущих компьютеру, он не способен полностью заменить учителя в образовательном процессе. Технические средства обучения являются лишь дополнительным, вспомогательным средством в ходе занятия, а основное значение, как и прежде, придается словам учителя. Урок не может основываться только на работе с техническими средствами – для нормального развития учащимся необходимо общение, как с преподавателем, так и между собой. Только в общении, в отношении к оружающему миру можно воспитать полноценную, здоровую личность.

Литература:

1.Корсакова Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения//Педагогика. №10. 2009

2.Мозгарев Л.В., Панасюк В.П. Учитель и качество образования//Педагогика. №1. 2007

3.Педагогика: учеб./под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432с.

4.Педагогика: учебное пособие/под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 430с.

5.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Где, когда и на какое время бумага может заменить текстиль?

Бума́га (предположительно от итал. bambagia, либо тат. бумуг — хлопок)– это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон (древесная целлюлоза, древесна...

Первые компьютеры. Когда и кем был сделан самый первый компьютер

Первые компьютеры. Когда и кем был сделан самый первый компьютер.Когда появились первые компьютеры? Дать ответ на этот вопрос не так просто, поскольку нет одной единственно правильной классификации эл...

Индивидуальный проект Тема: Строительная смета по замене полов многоэтажного здания. Качество и ценовая политика

Студенческая жизнь богата разнообразными событиями. Часть жизни ребят проходит в стенах колледжа– это, примерно, 1190 часов в году (до 6-7 часов в день). На переменах большинство учащихся время провод...

"Знакомство с компьютером и клавиатурой. Внешние устройства, подключаемые к компьютеру"

Данное методическое пособие, включающее в себя материалы проведения занятия и презентацию занятия, предназначено для преподавателей и слушателей отделений повышения квалификации медиков среднего звена...

Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров

Презентация "Архитектура компьютера. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компью...

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Тестирование программного обеспечения.

Лекция и презентация по теме: Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Тестирование программного обеспечения....

План открытого урока : «Основные понятия, разновидности и характеристики персональных компьютеров и серверов. Программное обеспечение компьютера»

Тема открытого урока: «Основные понятия, разновидности и характеристики персональных компьютеров и серверов. Программное обеспечение компьютера»Цели урока:Образовательная - ввести пон...