Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Говорюша"
рабочая программа

Пеперова Мария Ивановна

Данная программа представляет серию коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста, имеющего нарушения речи.

Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ns_portala.docx49.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

Протокол № 5

от 28.05.2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

_______________ Ермолаева С.Н.

Приказ от  13.08.2020 г. № 72-од

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности

«Говорюша»

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

                                                                                 Пеперова Мария Ивановна,

учитель-логопед

Пояснительная записка

Направленность программы

Направленность программы социально-гуманитарная: создаются условия для социальной практики ребёнка в его реальной жизни, накопление нравственного и практического опыта.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности  затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

По мнению ученых, связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. А у детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно, творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом, чаще не сформировано.

 Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью, лексико-грамматическими категориями. Специалисты по исследованию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечают, что у детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико-фонетического, лексического и грамматического) и недостаточная сформированность как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные трудности в овладении связной монологической речью.

 У детей с ОНР словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям. В активном словаре детей практически нет синонимов и антонимов, мало обобщающих понятий. Дети испытывают затруднения при словообразовании и словоизменении. Имеют место ошибки в употреблении предлогов: они опускаются, заменяются. Особенно затрудняет детей употребление сложных предлогов. Типичным является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Связная речь характеризуется преобладанием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Наблюдаются сложности в организации, выстраивании в логической последовательности и языковом оформлении собственных высказываний, смысловые пропуски, аграмматизм. При составлении пересказа и рассказа по серии сюжетных картин дети часто не могут сформулировать основную мысль и логически изложить последовательность событий.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью и  востребованностью данной услуги у родителей. Изучение данной программы поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

           Отличительные особенности программы

Содержание данной программы ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, их позитивной социализации и удовлетворение социальных потребностей в интеллектуальном развитии. Отличительная особенность в том, что на занятиях используется образовательная технология, которая направлена на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге – развитие связной речи в целом.

Адресат программы

Возрастная группа: старшая (6-7 лет).

Количество детей – 10 человек.

Объём программы

Программа рассчитана на 1 год. Общее количество занятий, запланированных на весь период обучения для освоения программы – 18 занятий.

Форма организации образовательного процесса: очная, а также допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Виды занятий  

Данная программа представляет серию коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста, имеющего нарушения речи.

Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам.

Срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 учебный год, с сентября 2021 года по май 2022 года. Программа содержит 18 часов.

Режим занятий

Занятия проводятся во второй половине дня два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников - 25 минут. 

Формы организации образовательного процесса:
групповая
индивидуально — групповая
Формы организации занятия:
беседа,
практическое занятие,
презентация,
дидактические игры,
турнир.

ринципы реализации программы1.        Доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность.

2.        Принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;

3.        Принцип опоры на сохранные (интактные) звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых компенсаторных началах;

4.        Поэтапное формирование умственных действий (по П.Я. Гальперину);

5.        Принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л.С.Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

6.        Принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;

7.        Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.

8.        Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных              особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.

9.        Принцип учета эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.

10.        Принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).

Цель: максимально полно скоррегировать нарушения в устной речи воспитанников, в соответствии с уровнем и степенью речевого нарушения: развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, формировать лексико-грамматические категории, развивать связную речь и способствовать накоплению словарного запаса.

Задачи

Образовательные:

  1. Формировать  слуховое внимание и восприятие;

2. Формировать понятия о грамматических категориях языка;

3. Обогащать и активизировать словарный запас;

4. Формировать нравственно – этические нормы поведения.

Развивающие:    

  1. Развивать дыхание, голос и мимические мышцы;.
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать слуховое и зрительное внимание;
  4. Развивать фонематическое восприятие.
  5. Развивать связную речь

  Воспитательные:

  1. Воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
  2. Воспитывать умение слушать друг друга;
  3. Воспитывать самоконтроль за речью.
  4. Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.

Ожидаемые  результаты освоения программы

  • повышение речевой активности;
  •  развитие зрительного внимания и памяти;
  • укрепление произвольного внимания, слухового внимания;
  • совершенствование фонематического восприятия;
  • улучшение в произносительной сфере;
  • расширение активного словарного запаса по лексическим темам раздела;
  • умение сравнивать и обобщать предметы по схожим признакам;
  • осваиваются грамматические конструкции: умение использовать в речи местоимения, предлоги;
  • Развитие связной речи, умение составлять рассказы с зрительной опорой и без.

Условия реализации программы

Количество детей в группе 10 человек.

Программа «Говорюша» составлена на 1 год обучения .

Занятия планируется проводить 2 раза в месяц, длительность занятия 20-25 минут.

Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению данной программы

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребенком Программы. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках Программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в ДОУ.

Результативность работы по программе можно отследить, осуществляя  на протяжении всего процесса обучения различные виды и формы контроля.

Вводный(входной) контроль в форме первоначальной диагностики (беседа ,выполнение практического задания по образцу), позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности и , при необходимости, коррекции этого уровня. Проводится на первых занятиях данной программы.

Текущий или промежуточный контроль - проводится после прохождения каждого модуля. Проводится в форме беседы, практической или самостоятельной работы, выставки.

Итоговый контроль - проводится в конце учебного года(май) и позволяет оценить уровень усвоения знаний и способов деятельности, для чего проводится итоговое открытое занятие.

Для итоговой фиксации динамики речевого развития проводится мониторинг с использованием Программно-диагностического комплекса «Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет»; О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда».

  1. ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕСЫ И СЛУХОВОСПРИЯТИЕ

1 – Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных фонетических групп.

2 – Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и определять их последовательность.

3 – Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.

4 – Затрудняется в различении и анализе только нарушенных произношением звуков. Допускает некоторые ошибки. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.

5 – Все фонетические процессы в норме.

  1. ЛЕКСИКА

1 – Для обобщения пользуется главным образом лепетными словами, звукоподражанием. Пассивный словарь значительно превышает активный. В речи преобладают односложные и двусложные слова.

2 – В речи использует искаженные общеупотребительные слова. Называет предметы, действия, некоторые признаки. Пользуется простыми предложениями в элементарных значениях. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой лексики.

3 – Недостаточное развитие активного словаря. Преобладает бытовая лексика. Владеет мало обобщающими понятиями. Испытывает затруднения при подборе синонимов, некоторых антонимов.  Заменяет слова близкие по ситуациям и внешним признакам.

4 – Называет обобщающие понятия. Определяет и называет

местоположение предмета. Допускает ошибки при назывании профессии. Недостаточно полно называет признаки предметов. Использует в речи антонимы, допускает ошибки при употреблении синонимов. Допускает ошибки в употреблении сложных предлогов.

5 – Лексика в норме.

  1. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1 – Не различает грамматические формы.

2 – Смешивает падежные формы. Употребляет числа и рода глаголов при изменении по числам. Предлоги отсутствуют. Речь резко аграмматична.

3 – Затрудняется в образовании глаголов при помощи суффиксов. Много ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании существительных Р.п.; множ. числа. Допускает ошибки при словоизменении и словообразовании. Характерные ошибки в употреблении предлогов.

4 – Наблюдаются незначительные ошибки при согласовании в предложении существительных с числительными и при образовании форм мн. числа прилагательных, т.е. при словообразовании и словоизменении.  Составляет простые, и некоторые формы сложных предложений.

5 – Развитие грамматического строя речи в норме.

  1. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

1 – Ребенок не может составить рассказ. Затрудняется отвечать на вопросы. Если использует помощь взрослого - отвечает, но односложно. Связная речь резко аграмматична.

2 – Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и картин. Повторяет за взрослым рассказ из трёх предложений только при помощи наводящих вопросов. Использует вопросно-ответную форму. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания.

3 – Составляет небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины самостоятельно. Речь часто  не последовательна, носит схематичный характер. Могут наблюдаться пропуски или перемещения смысловых звеньев рассказа. Предложения односложные, лексика лаконичная. Не всегда определяет скрытый смысл рассказа.

4 – Составляет небольшой рассказ по сюжетной картине или о предмете самостоятельно. Речь логична, последовательна. Допускает незначительные лексико–грамматические ошибки при построении предложений.

5 – Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картинке, серии сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер.

  1.  ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА

1 – Плохо ориентируется на плоскости и в пространстве.

2 – Владеет понятиями верх-низ, затрудняется в понятиях право-лево.

3 – Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения и допускает ошибки. Часто допускает ошибки в схеме левой и правой сторон тела.

4 – Допускает незначительные ошибки при перекрёстном определении правой и левой стороны. Знает левую и правую сторону тела, показывает правильно на себе.

5 – Пространственная ориентировка соответствует возрасту.

  1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА

1 – Объём артикуляционных движений ограничен. Мимика бедна (не может наморщить лоб, подмигнуть глазом и т.д.). Наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата, таких как неправильный прикус (открытый передний, прогения, прогнатия, отсутствие передних зубов, лишние зубы и т.д.), укороченная подъязычная уздечка и т.д.

2 – Неполный объём артикуляционных движений, смазанность. Неточное выполнение статических артикуляционных упражнений. Недостаточная переключаемость артикуляционных укладов. Могут наблюдаться синкинезии (содружественные движения нижней челюсти), незначительный тремор кончика языка.

3 – Статические упражнения выполняет близко к норме, при выполнении динамических испытывает некоторые затруднения и неточности.

4 – Выполняет почти все упражнения, не хватает точности движений, динамичности и переключаемости.

5 – Строение и подвижность органов артикуляции в норме, без особенностей.

  1.  МЕЛКАЯ МОТОРИКА

1 – Мелкая моторика ограничена. С трудом выполняет статические пробы. Наблюдается наличие гиперкинезов, тремора.

2 – Испытывает затруднения при выполнении динамических проб. Тонус вялый, сила кисти недостаточна.

3 – Выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения при выполнении ассиметричных движений обеими руками.

4 – Почти точно выполняет все пробы и движения, не хватает точности и переключаемости. Затруднения при шнуровании, ориентировке в  ассиметричных  движениях.

5 – Мелкая моторика соответствует возрастным нормам.

  1.  СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

1 – Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов.

2 – Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов разной  слоговой структуры. А именно перестановки и замены звуков и слогов; повторение слогов; добавление лишних.

3 – Допускает ошибки (перестановки слогов) при передаче звуконаполняемости слов сложной слоговой структуры.

4 – Незначительные ошибки произношения слов (смазанность) в виду сложной слоговой структуры.

5 – Слоговая структура в норме.

Оценочные баллы:

1 – очень низкий

2 – низкий

3 – средний

4 – выше среднего

5 –высокий

Средние баллы и фамилии обследованных детей заносятся в таблицу

Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие проводится в форме познавательной деятельности во второй половине дня два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 6-7 лет - 25 минут.

Учебный план

Название раздела

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

1

Фонематические процессы        

2

Звуки вокруг нас.

Упражнения: «Минутка тишины», «Угадай, что звучит», «Жмурки с колокольчиком».

Бардышева н. С., с.22, №4

2

Лексическая сторона речи

2

Беседа

Методика с выбором картинки

И. В. Баранников, л. А. Варковицкая

3

Грамматический строй речи

2

Упражнение в согласовании числит-х с сущ-ми. Согласование числит-х от 1 до 5 и слова «много» с сущ-ми. Использование уменьшит-ласкат. формы сущ-го.

Лылова, с.14, №6

4

Связная речь

2

Беседа, перессказ по опорным картинкам с вопросами.

 Гомзяк, с.16, №3

5

Пространственная ориентировка

2

Методика «Коробка форм. (С. Д. Забрамная)

Методика «построение фигур из палочек» (С. Д. Забрамная)

Методика «Ориентировка на себе и относительно себя» Л. Б. Осипова)

6

Артикуляционная моторика

2

Артикуляционная гимнастика

Речь и моторика / Ткаченко Т.А. – М.:Эксмо, 2007. – 224с.: лл.

7

Мелкая моторика

2

Пальчиковые игры

Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук./ Худ. Е.Смирнов. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 72с., илл. (Серия «Домашняя школа)

8

Слоговая структура

2

Развлечение, досуг

Итого

18

Содержание учебного плана

Раздел 1. Фонематические процессы – 2 часа.

Развитие фонематических процессов – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов речи может быть возможная только при опережающем формировании фонематического восприятия.  Работа  по формированию  фонематических процессов включает в себя:

- развитие умения услышать звук  и выделить его среди других звуков, слогов, слов;

- развитие умения делить слова на звуки;

- развитие умения объединить

Можно выделить следующие этапы формирования фонематических процессов:

  1. Узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса.
  2. Различение слов, близких по своему звуковому составу.
  3. Формирование и развитие фонематического восприятия
  4. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Раздела 2. Лексическая сторона речи – 2 часа

Целью обучения лексической стороне речи является овладение материалом для осуществления устно- речевого общения, т. е. прямыми средствами передачи понятий, мысли в целом.  В процессе реализации данного раздела изучаются следующие темы: «Фрукты», «Овощи», «Сад-огород», «Деревья», «Ягоды», «Зима», «Новый год», «Одежда», «Обувь», «Продукты питания», «Дикие животные», «Весна», «Домашние животные», «Мебель», «День здоровья», «Домашние птицы», «Цветы», «Ура! Лето!».

Раздел 3. Грамматический строй речи – 2 часа

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. В старшей группе на занятиях продолжается совершенствование навыков словоизменения и словообразования, пересказ и рассказывание. Формируются грамматические формы: падежные формы имён существительных ед. и мн. Числа, изменение имён прилагательных. Усваивается употребление предлогов.

Раздел 4.  Связная речь – 2 часа

Последовательность работы над связной речью:

  1. Воспитание понимания связной речи;
  2. Воспитание диалогической связной речи;
  3. Воспитание монологической связной речи;
  4. Работа над пересказом;
  5. Работа над составлением рассказа-описания;
  6. Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
  7. Работа над составлением рассказа по одной картинке;
  8. Работа над самостоятельным рассказом.

Раздел 5. Пространственная ориентировка – 2 часа

Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимется на новый, качественно более высокий уровень – расширяются и углубляются пространственные понятия.

Работа состоит из следующих этапов:

  1. Обучение ориентировки в схеме собственного тела.
  2. Обучение ориентировки в пространстве.
  3. Обучение восприятия пространственных отношений между предметами.
  4. Обучение ориентировке в плоскости.

Раздел 6. Артикуляционная моторика– 2 часа

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады достигается систематическим выполнением артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика проводится на каждом занятии по 3-5 минут.

Раздел 7. Мелкая моторика– 2 часа

Правильно подобранные методы и приёмы обучения способствуют развитию мелкой моторики. К ним относятся: пальчиковые игры, дидактические игры (лего, пазл), использование рисования и штриховки на занятиях,

Раздел 8. Слоговая структура– 2 часа

Календарный учебный график

Название месяца

Тема занятия

Содержание, форма проведения

Оборудование (материал, атрибуты, игры)

Дата проведения

Отметка о выполнении

сентябрь

1. Мониторинг

Беседа, упражнения

 Диагностический материал

2. «Фрукты»

  1. Рассматривание фруктов. 2.Назвать цвет фруктов по образцу.
  2. Соединить линиями фрукты с фигурами соответствующей формы.
  3. Игра «Жадина»
  4. Игра «Какой сок? Какое варенье?».
  5. Упражнения «Поварёнок», «Расскажи-ка», «Из чего – какой?».
  6. Артикуляционная гимнастика.

Презентация «Фрукты», картинный материал, муляжи, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»

   

октябрь

1. «Овощи»

1. Рассматривание овощей. 2.Назвать цвет овощей по образцу.

3.Соединить линиями овощи с фигурами соответствующей формы.

4.Игра «Жадина»

5.Игра «Какой сок? Какая запеканка?».

6.Упражнения «Поварёнок», «Расскажи-ка», «Из чего – какой?».

развитие мелкой моторики.

Презентация «Сад – огород», картинный материал, муляжи овощей, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»

2. «Сад-огород»

1. Артикуляционная сказка.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Лексико-грамматические упражнения: «Отгадай загадку,  нарисуй отгадку»,  «Четвёртый лишний», «Помоги Незнайке», «Расскажи-ка», «Послушай, запомни, назови».

Презентация «Сад – огород», картинный материал, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»

     

     ноябрь

1.»Деревья»

1. Рассмотреть деревья, познакомить с названиями.

2. Упражнения «С какого дерева плод?», «Скажи наоборот», «Закончи предложения нужными словами», «С какого дерева лист, веточка?», «Что происходит с листьями?», «Считай и называй», «Лабиринты».

3. Развитие мелкой моторики.

Презентация «Деревья»,

картинный материал, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»

2. «Ягоды»

1. Рассмотреть деревья, познакомить с названиями ягод.

2. Лексико-грамматические упражнения: «Ягодка лесная, ягодка садовая», «скажи наоборот», «Назови правильно», «Помоги Тане», «Четвёртый лишний».

3. Развитие связной речи «Расскажи-ка»

Презентация «Ягоды»,

картинный материал, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»

   декабрь

1. «Зима»

1. Рассмотреть картинки и напомнить названия времён года. Уточнить последовательность их смены. Рассказать, какие изменения произошли в природе.

2.Упражнения «Скажи наоборот», «Зимние забавы», «Подбирай, называй, запоминай», «Помоги Тане», «Назови ласково», «Считай и называй», «Лабиринт».

Презентация «Зима»,

картинный материал, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».

2. «Новый год»

1. Рассматривание картинного материала по теме «Новый год».

2. Артикуляционная сказка «Зима».

3. Лексико-грамматические упражнения: «Какая ёлочка?», «Нарядим ёлочку», «Подарки от Деда Мороза».

4. Дыхательная гимнастика.

5.  Развитие связной речи.

Презентация «Новый год», картинный материал, Д/И «Зажги гирлянду».

     январь

1. «Одежда»

1. Рассмотреть картинки по теме. Познакомить с названиями предметов одежды. Закрепить обобщающее понятие «одежда».

2. Упражнения  «Поможем Тане и Ване одеться», «Жадина», «Поможем маме»,  «Четвёртый лишний», «Из чего – какой?», «Назови и дорисуй», « Помоги Белоснежке».

3. Развитие связной речи «Расскажи-ка».

Презентация «Одежда»,

картинный материал, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», кукольная одежда.

2. «Обувь»

1. Рассмотреть картинки. Познакомить с названиями различных видов обуви. Закрепить обобщающее понятие «обувь».

2. Упражнения: «Покажи детали обуви», «Помоги разобраться», «Скажи наоборот», «Дорисуй и назови», «Четвёртый лишний», «Кто без чего?», «Помоги коту».

3. Развитие связной речи «Расскажи-ка».

Презентация «Обувь»,

картинный материал, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».

    февраль

1. «Продукты питания»

1. Рассмотреть картинки. Познакомить с названиями различных видов обуви. Закрепить обобщающее понятие «продукты питания». Познакомить с названиями разделов продуктового магазина.

2. Упражнения: «Жадина», «Помоги повару», «Подбирай, запоминай, называй», «Рассмотри и назови», «Скажи наоборот», «Поварёнок»,  «Четвёртый лишний».

Презентация «продукты питания»,

картинный материал, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», муляжи продуктов.

2. «Дикие животные»»

1. Артикуляционная сказка «животные».

2. Рассматривание картинного материала. Знакомство с названиями диких животных нашего леса. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные».

3. Лексико – грамматические упражнения: «Угадай-ка», «Подбирай, называй, запоминай»,  «Скажи наоборот», «Кто с кем?», «Назови ласково»,  «»Прятки»,  «Нелепицы».

4. Развитие мелкой моторики.

Презентация «дикие животные»,

картинный материал, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», фигуры животных.

     

      март

1. «Домашние животные»

1. Артикуляционная сказка.

2. Рассмотреть картинки, назвать животных и их детёнышей, рассказать, какую пользу они приносят человеку. Закрепить обобщающее понятие «домашние животные».

3. Лексико-грамматические упражнения: «Что у кого?», «Назови ласково», «Кто как голос подаёт?», «Подбирай, называй, запоминай», «Что забыл нарисовать художник?», «Скажи одним словом», «Считай и называй».

4. Развитие мелкой моторики «Портрет на память».

5. Развитие связной речи «Расскажи-ка»

Презентация «домашние животные»,

картинный материал, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», фигуры животных

2. «Весна»

1. Рассмотреть картинки и напомнить названия времён года. Уточнить последовательность их смены. Рассказать, какие изменения произошли в природе.

2. Лексико-грамматические упражнения: «Подбирай, называй, запоминай», «Скажи наоборот», «Увидели, не увидели», «Назови ласково»,  «Нелепицы».

3. развитие мелкой моторики «Прятки».

Презентация «весна»,

картинный материал, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».

     апрель

1. «Мебель»

1. Рассмотреть картинки, вспомнить названия предметов мебели, части мебели. Познакомить с многозначными словами.

2. Лексико-грамматические упражнения: «Рассмотри и назови», «Что без чего?», «Из чего - какой?», «Назови ласково», «Скажи одним словом», «Скажи наоборот», «Считай и называй».

3. Развитие связной речи «Расскажи-ка».

Презентация «мебель»,

картинный материал, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», кукольная мебель.

2. «Домашние птицы»

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Развитие фонематических процессов.

3. Рассмотреть картинный материал по теме. Познакомить с названиями  домашних птиц. Рассказать, какую пользу они приносят.

4. Лексико-грамматические упражнения: «Назови правильно», «Кто какой голос подаёт?», «Скажи наоборот»,  «Считай и называй», «Назови ласково», «Кто лишний?».

5. Развитие связной речи: «Расскажи-ка», «Продолжи рассказ».

Презентация «домашние птицы»,

картинный материал, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», фигурки домашних птиц.

     

        май

1. «Цветы»»

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Рассмотреть картинный материал по теме. Познакомить с названиями цветов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «Цветы».

4. Лексико-грамматические упражнения: «Назови ласково»,  «Путешествие пчелы».

5. Развитие связной речи: «Букет для мамы», «Расскажи-ка».

Презентация «Цветы»,

картинный материал, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».

2. «Ура, лето»

1. Рассмотреть картинки и напомнить названия времён года. Уточнить последовательность их смены. Рассказать, какие изменения произошли в природе.

2. Лексико-грамматические упражнения: «Скажи одним словом», «Подбирай слова», «Стань художником».

3. Развитие связной речи «Расскажи-ка».

Презентация «Лето»,

картинный материал, Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».

Методическое обеспечение программы

  1. Дидактический материал по формированию связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов различной сложности; тексты для пересказа; тексты для составления рассказов с использованием мнемотехники);
  2. Дидактический материал для развития памяти, внимания и мыслительной деятельности.
  3. Картотеки:
  • Пальчиковых гимнастик;
  • Логоритмических игр;
  • Дыхательных гимнастик.
  1. Дидактический материал для развития мелкой моторики:
  • Шнуровки, деревянные пазлы;
  • Пирамидки, матрёшки;
  • Мозаика;
  • Игры – головоломки и т.д.
  1.  Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий: игры, лото и т.д.
  2. Дидактический материал по развитию дыхания: (дыхательные тренажёры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, . и т.д.)
  3. Дидактический материал по развитию фонематического восприятия (звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики, волчки и т.д.)

Мониторинг освоения программы

Ф. И.

ребёнка

Фонематические процессы

Лексика

Грамматический строй

Связная

речь

Пространств.

ориентировка

Артикул.

моторика

Мелкая моторика

Слоговая структура

Уровень

Начало года

Конец года

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

           Средний балл

Итого

Список литературы:

Справочная литература 

  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Академический проект, 2004. – 408с.
  2.  Справочник логопеда/ Поваляева М.А. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 445с.:ил. – (Справочник).
  3. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / автор составитель Л.Н.Зуева, Е.Е.Шевцова. – М.:АСТ: Астрель, 2005. – 398с. – (Библиотека логопеда)
  4.  Справочник дошкольного логопеда/ Т.В.Пятница,  Т.В.Солоухина – Башинская. –тРостов н/Д: Феникс, 2009, - 479с.: ил. + CD. (Библиотека логопеда)

Методическая литература

  1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера,2008. – 64с. (Библиотека журнала «Логопед»)
  2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 – 144с.
  3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова.-2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 96с. – (Библиотека логопеда-практика)
  4. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 560С.
  5. Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».

Литература для диагностики, обследования        

  1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б.Иншакова. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 279с.  – (коррекционная педагогика)
  2. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2006. – 95с.
  3. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста \О.А. Безрукова, О.Н.Каленкова; - М.: Русская Речь, 2014. – 70с.
  4. Картинный материал для обследования слоговой структуры слов

Литература по развитию мелкой моторики

  1. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук./ Худ. Е.Смирнов. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 72с., илл. (Серия «Домашняя школа)
  2. Речь и моторика / Ткаченко Т.А. – М.:Эксмо, 2007. – 224с.: лл.
  3. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 64с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).
  4. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Точки, линии, фигуры. Тетрадь по формированию графических навыков у дошкольников. – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ДО по футболу Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»

Рабочая программа ДО по футболу. Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА»

Предмет робототехники  это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.Возникнув на основе кибернетики и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Поваренок» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-культурной направленности «Поваренок»

Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры здоровья и охраны жизнедеятельности. По функциональному назначению- учебно-познавательная, по форме реализации- кр...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"

Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...

Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Говорюша»

Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности«Говорюша»...

Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Город мастеров» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ЗАНЯТИЙ по компетенции «Технологии моды»

Рабочая программа по компетенции «Технологии моды»  является учебно-познавательной; по форме организации –групповой; по времени реализации – краткосрочной. Основывается на...

Рабочая программа практического курса занятий по компетенции «Управление железнодорожным транспортом». Приложение 3 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Профориентационная смена «Город мастеров»

Рабочая программа по компетенции «Управление железнодорожнымтранспортом» (далее – программа) является учебно-познавательной; по формеорганизации – групповой; по времени реализа...