Изменения в Программах подготовки водителей в 2022 году.
статья

Карауш Валерий Анатольевич

С 1 сентября 2022 года, в связи с изданием приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2021 г. № 808 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"/ Какие же изменения ждут нас с введением этого приказа, а также какие изменения ждут нас в 2022 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изменения в Программах подготовки водителей в 2022 году.

С 1 сентября 2022 года, в связи с изданием приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2021 г. № 808 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (далее - приказ № 808), приказы Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" от 26 декабря 2013 г. № 1408 и от 12 мая 2015 г. № 486 (далее - соответственно приказ № 1408, приказ № 486) утрачивают силу.

Так как Приказ № 808 вступает в силу с 1 сентября 2022 года, то к указанному сроку организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей транспортных средств, к которым относятся и автошколы, следует актуализировать свои образовательные программы в соответствии с Примерными программами, утвержденными приказом № 808.

В чем отличие новых Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий от действующих в настоящее время.

В связи с изменившейся нормативной правовой базой приказом N 808 были актуализированы 49 ранее действовавших Примерных программ, а также утверждены девять новых Примерных программ переподготовки водителей транспортных средств: с категории "Tb" на категорию "B"; с категории "Tb" на категорию "C"; с категории "Tb" на категорию "D"; с категории "Tb" на подкатегорию "B1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа); с категории "Tb" на подкатегорию "C1"; с категории "Tb" на подкатегорию "D1"; с категории "A" на категорию "B"; с подкатегории "A1" на категорию "B"; с категории "M" на категорию "B".

В Примерные программы, утвержденные приказом № 808, при сохранении действующего правового регулирования включены положения, закрепляющие необходимость изучения автоматизированных систем вождения и особенностей управления транспортным средством с высокой степенью автоматизации.

В Перечень нормативных-правовых актов, в соответствии с которыми разрабатывались новые Примерные программы, вошли профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанными в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 282.

Примерными программами установлено, что последовательность изучения разделов и тем учебных предметов определяется образовательной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств различных категорий, разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и согласованной с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации согласно подпункту "в" пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490.

В Примерных программах, утвержденных приказом № 808, учтены положения, предусматривающие проведение практического экзамена только в условиях реальной дорожной обстановки, в связи со вступлением в силу с 1 апреля 2021 года изменений, внесенных в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097.

При этом не изменились условия реализации Примерных программ, в том числе организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. По прежнему инструктора по вождению должны иметь только высшее образование.

Основные изменения в программах обучения произошли в практической части.

В ныне действующем документе регламентировано, что для получения прав категории «В» кандидатам в водители необходимо пройти 56 часов практического обучения вождению автомобиля, из которых 24 часа на площадке и 32 в городе. Однако с 1 апреля 2021 года учащимся больше не требуется сдавать площадку. В связи с этим, по новым учебным программам 38 часов студенты проведут в городе и всего 18 часов на площадке.

При обучении на категорию «С» общее количество часов практического обучения вождению автомобиля также осталось неизменным и равно 72 часам: 30 часов на площадке и 42 часа в условиях движения по дорогам общего пользования в городе. Но на площадке кандидаты в водители проведут всего 24 часа, а остальных 48 часов будут учиться управлять автомобилем в условиях города.

Программами разрешен выезд на автомагистрали с целью обучения скоростному вождению автомобиля. Напомним, автомагистраль - дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

В программах обучения прописаны дополнительные возможности по переподготовке водителей, желающих открыть новую категорию. Если прежде владельцам прав категорий А, А1 и М (мототехника) при открытии категории B требовалось пройти полный курс теории (134 часа), то теперь он сокращается втрое (до 50 часов) за счет исключения таких тем, как «Оказание первой помощи», «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Психофизиологические основы деятельности водителя». Подобная опция уже внедрялась отдельными автошколами по их инициативе, но не была массовой.

В теорию включили курс «Электронные системы помощи водителю» и изучение особенностей управления автомобилями «с высокой степенью автоматизации», то есть с автопилотом или адаптивным круиз-контролем.

Кроме того, автошколы впервые смогут обучать будущих водителей на автомагистралях. Ранее это было запрещено правилами дорожного движения. При этом выезд на такие автотрассы будет необязательным, поскольку они есть не во всех населенных пунктах.

Установлен также новый срок подачи документов об учебной группе. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, не позднее 10 рабочих дней до начала проведения практического обучения вождению направляет в экзаменационное подразделение почтовым отправлением либо через личный кабинет организации, осуществляющей образовательную деятельность, в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" либо представляет нарочным уполномоченному должностному лицу экзаменационного подразделения под расписку список лиц, проходящих профессиональное обучение в данной организации, осуществляющей образовательную деятельность (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к Приказу МВД России от 19.10.2021 № 764 "Об утверждении Порядка взаимодействия подразделений Госавтоинспекции с организациями, осуществляющими образовательную деятельность и реализующими основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, при проведении экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 26 ноября 2021 года, вступившему в силу с 1 марта 2022 года).

Новые правила сдачи экзаменов в ГИБДД в 2022 году затронут практически все этапы. Главным изменением считается объединение практического испытания. Вместо площадки и города, которые сдавались отдельно вот уже много лет, весь экзамен теперь будет проходить на реальной дороге. Изменения, которые в целом касаются процедуры получения водительских прав:

  • Сотрудник ГИБДД теперь сам заполняет и распечатывает заявление. Будущий водитель только представляет документы и проверяет, а затем подписывает заявление.
  • На права теперь можно сдавать с 16 лет. Для этого потребуется только письменное согласие родителей.
  • Повторная попытка в случае неудачного испытания должна быть осуществлена не ранее, чем через 7 дней после первого экзамена, и не позднее 30 дней после него.
  • После третьего неудачного испытания пересдать разрешается спустя месяц, но не позднее трех месяцев.
  • В автомобиле во время экзамена теперь могут находиться другие ученики, а также сотрудники автошколы или других организаций.
  • Если экзамен проводится в составе учебной группы, то представители автошколы заблаговременно подают заявления для прохождения экзамена выпускниками.

По мнению ГИБДД, изменения сдачи на права в 2022 году с участием посторонних людей поможет сделать его более прозрачным и позволит разобраться при возникновении спорных ситуаций. У экзаменуемого останется возможность отказаться от присутствия третьих лиц в автомобиле. Например, если ему покажется, что они будут отвлекать его.

Изменений сдачи экзамена в ГИБДД в 2022 году для управления мотоциклом, мопедом, квадроциклом и трициклом не будет. Как и прежде, проводиться он будет на закрытых площадках. Для квадроцикла и трицикла теперь будут проверяться умения тормозить и останавливаться на разных скоростях, в том числе для экстренного торможения.

В целом, всем организациям обучающим водителей транспортных средств различных категорий предстоит огромный объём работ, который они должны выполнить до 1 сентября 2022 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа подготовки водителей транспортных средств категории «В»

Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B" составлена на основе примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории...

Программа подготовки водителей транспортных средств категории "В"

Программа подготовки водителей транспортных средств категории "В"...

Презентация по теме "Аттестация педагогических работников. Изменения в порядке аттестации в 2021-2022 учебном году"

Данная презентация предлагается в помощь аттестующимся преподавателям в связи с изменившимися условиями предоставления аттестационных документов в Минобрнауки....

Основы информационной гигиены и информационной безопасности студентов «Пожарно-спасательного колледжа «Санкт-Петербургского центра подготовки спасателей» на дистанционном обучении в в 2022 году

Цифровая гигиена – это свод правил, следуя которым, человек обеспечивает себе информационную безопасность (не анонимность, а защиту) в сети Интернет. Относится к сфере знаний о цифровой безопасн...

Основы Кибер безопасности студентов «ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЦЕНТРА ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ» в 2022/2023 учебном году

В связи с бурным развитием информационных технологий, характерным для последних десятилетий, и обострения информационной войны против России, во время проведения Специальной Военной Операции на Украин...

Научные статья на тему "Вопросы подготовки медицинских кадров: проблемы и решения" в журнале СПО №2, 2022 года, который входит в перечень ВАК

Медицина является одной из важнейших сфер деятельности общества, от уровня развития которой напрямую зависит здоровье и благополучие его граждан. Одной из задач российского здравоохранения является по...