Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Основы материаловедения» 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
рабочая программа

Таухетдинов Руслан Ильфирович

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op_03osn.materialovedeniya.docx44.48 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № ___

к образовательной программе 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)), утверждённой приказом директора   № 50 от 29.01.2016г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.03 «Основы материаловедения»

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

____________________________________________________________________

(профессия, специальность)

Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся  покрытым электродом    Сварщик ручной  дуговой сварки плавящимся покрытым  электродам – Газосварщик

__________________________________________________________________________________________________________________

(Квалификация)

очная

____________________________________________________________________

(форма обучения)

                                                     Нижневартовск  

2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии  15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», утверждённого приказом Министерства образования и науки от 29.01.2016 года, № 50

Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины обязательной части   общеобразовательного цикла очной формы обучения по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» в 2  семестре.

Составитель программы: Таухетдинов Руслан Ильфирович

                             

Должность: __мастер производственного обучения____

Рассмотрена на заседании МО __________________________

«____» от ___________20___ г.

Протокол № _____

Руководитель: ________/________

Рекомендована к утверждению

 на заседании МС

«____» ___________20___ г.

Протокол № ____

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03  «Основы материаловедения»

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен  уметь: 

- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.

Знать:

- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);

- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

- механические испытания образцов материалов;

ПК и ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часов, в том числе:

аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 53часов;

внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 38 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

80

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

20

в том числе:

     лабораторные занятия (если предусмотрено)

-

     практические занятия (если предусмотрено)

33

     контрольные работы (если предусмотрено)

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

Итоговая аттестация в форме   

Экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОП.04 «Основы материаловедения»

                                                                                наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

1

2

3

Тема 1.

История развития материаловедения в России

Содержание учебного материала (указывается перечень дидактических единиц темы)

Уровень освоения

53

1

Лекции

2

2

Практические занятия

2

Информационные (лекционные) занятия 

1

1. Введение: История развития материаловедения в России.

1

Практические занятия

1

1.Вклад русских учёных в развитие материаловедения (реферат).

1

Тема 2.

Строение и свойства металлов

Информационные (лекционные) занятия

5

1.Понятие о металлах и сплавах

1

2. Кристаллизация металлов

1

3. Физические и химические свойства металлов.

1

4. Механические свойства металлов

1

5. Технологические  свойства металлов. Эксплуатационные свойства металлов.

1

Практические занятия

5

1.Составить таблицу «Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов и сплавов»

1

2.Составить таблицу «Определение ударной вязкости металлов и сплавов»

2

3.Составить таблицу свойств металлов

2

Тема 3.    

Методы изучения структуры металлов

Информационные (лекционные) занятия

4

1. Макроскопический анализ (макроанализ)

2

2.Микроскопический анализ (микроанализ)

2

Практические занятия

8

1.«Определение твердости металлов и сплавов по Бринеллю»

2

2.«Микроструктурный анализ металлов и сплавов»

2

3.Определение твёрдости

2

4.Испытания на усталость. Определение ударной вязкости

2

Тема 4

Железоуглеродистые сплавы

Информационные (лекционные) занятия

2

1.Выплавка чугуна и стали

1

2.Понятие о способах получения отливок из литейных сплавов

1

Практические занятия

6

1.Составить таблицу «Исследование влияния скорости охлаждения на свойства стали»

2

2.Контрольная работа по теме «Строение и свойства металлов»

2

3. Продукция чёрной металлургии

2

Тема 5

Чугуны

Информационные (лекционные) занятия

3

1.Белый и серый чугун

1

2.Высокопрочный чугун. Ковкий чугун

1

3.Чугуны со специальными свойствами

1

Практические занятия

6

1.Классификация чугунов (составить таблицу)

2

2.Составить таблицу «Сопоставительная характеристика цветных металлов»

2

2.Контрольная работа

2

Тема 6

Классификация стали

Информационные (лекционные) занятия

2

1.Общие сведения о сталях

1

2.Влияние углерода и постоянных примесей на свойства углеродистых сталей

1

Практические занятия

2

1.Классификация сталей по химическому составу и по назначению

1

2.Классификация сталей по качеству и степени раскисления

1

Тема 7  

Углеродистые и легированные стали

Информационные (лекционные) занятия

3

1.Стали углеродистые обыкновенного качества

1

2.Стали углеродистые качественные конструкционные

1

3.Легированные конструкционные стали. Инструментальные стали.

1

Практические занятия

3

1.Маркировка углеродистых сталей

1

2. Маркировка легированных сталей

1

3.Контрольная работа по теме

1

Тема 8  Основы термической обработки

Информационные (лекционные) занятия

2

1.Теория термической обработки

1

2.Отжиг. Нормализация. Закалка. Отпуск и старение стали.

1

Экзамен

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовить сообщение по теме: «История развития материаловедения в России».
  2. Подготовить реферат: «Стали»
  3. Подготовить реферат: «Чугуны»
  4. Подготовить доклад: «Механические свойства металлов»
  5. Подготовка и проработка конспектов
  6. Выполнение домашних заданий  
  7. Самостоятельная работа с учебной литературой и интернет-источниками.
  8. Подготовка тестов по темам.
  9. Подготовка кроссвордов по темам.
  10. Составление таблиц.

11.Составление схем.

12.Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников

13.Подготовка к ответам на контрольные вопросы, к зачетам по темам 14.Подготовка опорного конспекта по темам                                                                     15.Подготовка сообщений

16.  Подготовка рефератов по темам: «Тугоплавкие и благородные металлы и сплавы», «Основы технологии термической обработки цветных металлов и сплавов».

17. Подготовка рефератов по темам: «Методы защиты металлов от коррозии», «Методы термической обработки сталей».

18. Подготовка рефератов по темам: «Влияние легирования на свойства железоуглеродистых сплавов», «Стали с особыми свойствами и их применение в промышленности».

19.

27

Всего:

27 часов

                        

. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации учебной дисциплины «Основы материаловедения» имеется учебный кабинет теоретических основ сварки и резки металлов; лаборатория.

Оборудование учебного кабинета:  

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- электронная библиотека.

        

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным обеспечением,

- интерактивная доска.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- электронная библиотека;

- компьютер с лицензионным обеспечением.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:  

1.Стуканов В.А. Материаловедение. Уч. п.-М.: Инфра-М (СПО), 2018

2.Рыбьев И.А. Строительное материаловедение.Ч.1.-М.: Юрайт, 2017

3.Рыбьев И.А. Строительное материаловедение.Ч.2.-М.: Юрайт, 2017

4.Фетисов  Г.П. Материаловедение и технология материалов.- М.: Инфра-М, 2019

5.Красовский П.С. Строительное материаловедение.-М.: Форум, 2019

6.Сироткин О.С. Основы современного материаловедения.-М.: Инфра-М, 2015

Дополнительные  источники:

  1. Соколова Е.Н Материаловедение (металлообработка): раб. тетрадь: учеб. пособие для нач. проф. образования. - М: ИЦ «Академия», 2013. - 96 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ,  а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные занятия)

Основные показатели оценки результата

Умения:

- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

Перечисляет и характеризует основные свойства материалов.

Называет классификации материалов по различным признакам

Называет наименования, маркировку материалов

Перечисляет свойства обрабатываемого материала

Сообщает основные сведения о металлах и сплавах

Выполняет  механические испытания образцов материалов в модельной ситуации

Использует физико-химические методы исследования металлов в модельной ситуации

Пользуется справочными таблицами для определения свойств материалов

Выбирает материалы для осуществления профессиональной деятельности в модельной ситуации

Воспроизводит правила применения охлаждающих и смазывающих материалов

- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности

Знания:

- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс,полиэтилена, полипропилена и т.д.);

- правила применения  охлаждающих и смазывающих материалов;

- механические испытания образцов материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие для самостоятельной подготовки по учебной дисциплине «Основы материаловедения». Профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).

Учебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки сварщиков по основам материаловедения, свариваемости сталей, видам и маркировке электродов и сварочной проволоке....

Фонд оценочных средств по учебной практике для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Паспорт фонда оценочных средств по УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ№ п/пПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОДУЛИКод контролируемой компетенции (или ее части)Наименованиеоценочного средства ПМ.01. Подготовительно-сварочные р...

Методическая разработка урока учебной практики по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Методическая разработка урока учебной практики по профессии 15.01.05 "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))" разработчик мастер производственного обучения Барышев В....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной практики ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Рабочая программа учебной практики ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка)плавящимся покрытым электродом разработана на основе ФГОС СПО по профессии15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизиро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной практики ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Рабочая программа  учебной практики ПМ.02. Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (нап...