СЕКРЕТЫ ПАМЯТИ. ЗАПОМИНАНИЕ И ВСПОМИНАНИЕ.
статья

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ КРАСНОВ

С самого детства привыкли мы сетовать на свою память. Невинный порок! «У меня дырявая память» говорится точно так же, как и «У меня слабое зрение» - как о чем-то данном, не зависящем от нас. Плохой памяти нет. Люди различаются не сильной и слабой памятью, а знанием законов памяти и умением использовать их. Между тем, в среднем все дало в том, что мы либо вообще не видим, игнорируем, идем наперекор этим законам, либо чувствуя их интуитивно, пользуемся ими неосознанно, нецеленаправленно и следовательно малоэффективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_pamyati.doc280.5 КБ
Microsoft Office document icon zapominanie_i_vspominanie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснов Владимир Александрович

педагог ФКП ОУ № 262 ФСИН РОССИИ

Кемеровская область – Кузбасс, г. Кемерово

СЕКРЕТЫ ПАМЯТИ

«Причина того, что люди так мало запоминают

                                                              из того, что они читают или слышат в том,

                                                                        что они слишком мало думают сами».

Г. К. Лихтенберг[1]

Аннотация

Современная деловая и политическая жизнь испытывает многие качества человека: его волю, знания и опыт, честность и предприимчивость, психику и физическое здоровье, умение ладить в коллективе. Не меньше требования она предъявляет и к его памяти. Небольшого доверия, наверное заслуживает руководитель, полностью передоверивший работу своей памяти секретарю, записной книжке и перекидному календарю. Вместе с тем похвастаться хорошей памятью сегодня может далеко не каждый.

С самого детства привыкли мы сетовать на свою память. Невинный порок! «У меня дырявая память» говорится точно так же, как и «У меня слабое зрение» - как о чем-то данном, не зависящем от нас. Плохой памяти нет. Люди различаются не сильной и слабой памятью, а знанием законов памяти и умением использовать их. Между тем, в среднем все дало в том, что мы либо вообще не видим, игнорируем, идем наперекор этим законам, либо чувствуя их интуитивно, пользуемся ими неосознанно, нецеленаправленно и следовательно малоэффективно.

Знание и применение законов памяти позволяет не только прочно запоминать, а основанное на них рациональное повторение дает возможность долго удерживать однажды запомненное. И наконец, опирающиеся на законы способы «вспоминания» позволяют быстро воспроизводить информацию.

Ключевые слова: закон, память, осмысление, повторение, запоминание, знание, информация, психология, впечатления, Герман Эббингауз, Эрнст Мейман, Стефан Цвейг.

Законы памяти

1. Закон осмысления, интереса, готовности к запоминанию

Простой, эффективный, основной, а следовательно фундаментальный.

1.1.Осмысление.

Осмысление-это образование ассоциативных связей между вновь поступившей информацией и имеющимися у человека знаниями и проведение сравнительного анализа. После этого мозг человека силой воображения создаёт образ изучаемого объекта, предмета, явления, события. Происходит запоминание нового образа. Формируется новое знание. Это и есть осмысление. Только после осмысления приходит знание вопроса. Хорошо, если представлена картина нового знания (рисунок, таблица, график, мультимедийное изображение) для использования зрительного восприятия. Ещё лучше  использовать учебные пособия и натуральные объекты, которые можно не только увидеть, но и, что называется, «пощупать».  

Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше (прочнее, легче, подробнее) оно сохраняется в памяти. Человек с тренированной памятью делает это интуитивно, не испытывая трудностей или дискомфорта. Пользоваться этим законом - значит максимально приблизить процессы восприятия, запоминания к процессу мышления. Немного тренировки, умелое использование законов памяти и осмысление станет для вас жизненной потребностью.

Сделать запоминание максимально осмысленным помогают простейшие приемы.

1.Взяв в руки книгу, статью, документ, которые вы собираетесь читать, не спешите начинать. Попытайтесь по названию определить, что ней написано. Или точно такое же «прогнозирование» можно применять и по прочтении названия главы или параграфа, первого абзаца и т. д. Если вы чувствуете, что после выдвижения ряде аргументов автор готов сделать свой вывод - не торопитесь читать, попытайтесь сделать его сами. Необходимо выделять смысловые опорные пункты - неделимые (НДМ) законченные «единицы смысла».  При этом на полях можно отмечать: вот первая мысль, вот вторая, вот третья. Можно придумывать каждой мысли название. привязывать к ним зримые образы, связывать их между собой, Этих «единиц смысла» может оказаться совсем немного. Но они помогут понять и запомнить главное.

2.Не скучайте не собраниях - тренируйтесь, слушая выступающих. Что дальше скажет оратор!  Как эта мысль связана с предыдущей! Для поддержания активного внимании полезно иногда «неожиданно для самого себя» задавать себе вопросы: «О чем в данный момент говорит выступающий?  Какую «единицу смысла» он сейчас излагает?» Попробуйте - и вы увидите, что на такие простые вопросы вы не всегда сможете ответить. Значит, вы воспринимаете оратора пассивно, неосмысленно. Главное здесь путем таких упражнений сформировать привычку. Она будет хорошим помощником вашей памяти.

1.2. Интерес

Анатоль Франс писал: - «Что6ы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» [1]. Почему интересное, «аппетитное» всегда запоминается легко. Потому, что мы не тратим на это специальных усилий. Значит надо сделать запоминаемое интересным. Каким образом? В основе формирования интереса всегда лежит - цель. Когда мы видим, что это может понадобиться для будущей работы - читать становится интересно. Мысль в тексте связывается с конкретной практической необходимостью, и таким образом часто, без специальных усилий, запоминается. Поэтому, прежде чем начать чтение (прослушивание, просмотр), надо четко решить для себя: Зачем мне это нужно? Именно по этому поводу английский философ Б. Д. Стюард сказал: «Не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не имеешь в виду применить» [1]. Очевидно, что и глубокое осмысление запоминаемого - неплохой помощник при формировании интереса.

1.3. Готовность к запоминанию

Давно известно, что готовность к выполнению определенного действия (установка) предопределяет восприятие. На восприятие какого материала вы настроились, что вы приготовились увидеть в тексте, то и увидите. На получение какой информации вы настраиваетесь - такую и получите из текста. Но ведь это вам и надо. То же самое относится к установке на время. Два варианта: надолго; на короткое время. Опыт показывает, что не только по прошествии длительного времени, но и сразу после запоминания, первый вариант оказывается предпочтительнее и дает лучшие результаты.

Всегда, приготовившись к интенсивной умственной работе учитывайте свое эмоциональное состояние. Печаль, раздражение, неуверенность, страх – враги памяти. Только положительные эмоции помогут улучшить запоминание, когда они не связаны с запоминаемым материалом.

2.Закон повторения

 Повторение- основа сохранения в памяти всего запомненного. Однако, и повторять нужно тоже уметь! Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909 г.), один из основателей экспериментальной психологии и психологии памяти, посвятил всю свою жизнь изучению процессов, происходящих в памяти человека.   Основным трудом его деятельности, ставшем классическим, можно назвать монографию "О памяти" (1885 г.) [3]. Эббингауз провел огромное количество исследований, он выявил алгоритмы, позволяющие в значительной степени увеличить потенциал нашей памяти. В  частности огромное влияние на усвоение в памяти материала оказывает способность "забывать" полученную информацию. Если говорить простыми словами, то большую часть поступающей к нам информации мы быстро забываем.  В долговременной памяти остается только то, что мы периодически повторяем по определенному алгоритму, или то, что постоянно используем.

Ниже представлен график, на котором изображена кривая линия, названная именем ученого - «Кривая забывания Эббингауза» (рис.1). График демонстрирует то, какой объем новой информации сохраняется в памяти человека с течением времени.

КРИВАЯ ЗАБЫВ.ЭББ.ГРАФ.ОРИГ...jpg

Рис.1 Кривая забывания Эббингауза [3]

Он доказал тот факт, что можно достигать феноменальных результатов в обучении, если правильно использовать свойства (законы) памяти. В результате ученый пришел к выводу, что полиглотами не рождаются, а становятся, и в своих работах доказывает неэффективность обычных методов усвоения информации. На его исследованиях построено множество методов обучения и запоминания информации. Как правило, большая часть нового материала забывается нами уже в течение короткого времени: через 20 минут у нас в памяти остается - 60% материала; через 1 час - 40%;  через 9 часов - 35%; через 1 день - 28%; через 1 неделю - 23%; через 1 месяц - 21%  от пройденного материала.

По сути, если не повторять материал, то через месяц мы теряем 80% знаний. Просто ужасные цифры. Студент, обучающийся в ВУЗе, ежедневно тратит по 8-10 часов на изучение материала, из которого через месяц будет помнить только пятую часть. Другими словами, из пяти дней обучения в неделю четыре проходят впустую, не принося никакого результата, кроме нахождения в процессе. Из 10 месяцев годового обучения результативные только два, восемь месяцев -  простая трата времени. Самое страшное, что все традиционные системы обучения (школы, колледжи, институты) построены без учета влияния кривой забывания. Студенту или ученику приходится прилагать титанические усилия, чтобы удержать в памяти материал.

По методике Эббингауза существует два основных режима повторения, разработанного на основе кривой забывания краткосрочный и долгосрочный.

Краткосрочный режим повторения подойдет вам в том случае, если на запоминание материала у вас есть 40 – 48 часов, а в долгосрочном нет необходимости.

Первый раз повторить надо сразу после  прочтения. Второй раз - через 20 минут после первого повторения.  Третий - через 8 часов после второго повторения. Четвертый - через 24 часа после третьего повторения.

 Долгосрочный режим повторения  более востребован и ему отдают предпочтение. Если на запоминание материала у вас есть больше времени, чем два дня, а информацию вам необходимо помнить очень долго, то вам подойдет долгосрочный режим повторения.  Первый раз повторить надо - сразу после запоминания, в течение 20 мин. Второй раз   - через 7-9 часов. Третий раз - на 2 день. Четвертый  - на 2 неделе. А если пятый? Не раньше, чем – через 1 месяц.

 Конечно, количество повторений для каждого человека индивидуально, в зависимости от способностей и тренированности памяти.  Но повторять информацию «нужно не менее трех раз» [3, Стр.37]. Трехкратное повторение по Эббингаузу – это тот необходимый минимум, без которого вы никак не остановите действие кривой забывания (рис.2). А вот при запоминании бессмысленной информации надо «6 раз прочитать и I5 раз  повторить» [8 , стр.179].  Интересно, что некоторые музыкальные натуры запоминают такую информацию, если произносят ее ритмично. Разведчики-нелегалы, заучивая свою легенду, не только повторяют её не менее 100 – 120 раз, но и регулярно освежают её в памяти. И в  этом нет ничего странного, ведь разведчик рискует своей жизнью, если забудет хоть малейшую деталь своей легенды или не сможет вспомнить её в нужный момент.   

КРИВАЯ ЭБИНГ.с учетом ПОВТОР..jpg

Рис.2 Кривая забывания Эббингауза с учетом повторений [3].

Важен и характер повторения. Правильное повторение материала не только улучшает его сохранение в долгосрочной памяти, но и делает его последующее воспроизведение более простым и легким. Простейший опыт подсказывает- повторение в виде активного пересказа или любого вида воспроизведения -в несколько раз эффективнее, чем повторение в виде дополнительного механического прочтения или просмотра.

 Из законов памяти, в частности, осмысления и усиления первоначального впечатления следует, что повторение должно быть активным. Повторяйте изученный материал как можно активнее. Делайте это осознанно. Любое повторение должно сопровождаться не просто воспроизведением информации, но и её осмыслением. Чтобы активизировать данный процесс и начать осмысленно запоминать информацию, находите или придумывайте жизненные примеры на заданную тему. Эксперты утверждают, что активное и осмысленное повторение «заставляет» работать ассоциативную память и внимание, поэтому процесс запоминания становится более эффективным и качественным. Поэтому, специалисты советуют не переслушивать или перечитывать информацию, а извлекать её из памяти. Если во время извлечения из памяти тех или иных данных у вас возникнут какие-то трудности, то просто загляните в источник, найдите ту информацию, которую вы не можете вспомнить, а затем продолжайте самостоятельно пересказывать материал.    

 Мы слишком часто ленимся, понимая пользу активного повторения, мы заменяем его записью, причем часто - записью пассивной. Необходимо взять себе за правило - записывать только после осмысления. Никогда не записывать без попытки осмыслить и запомнить.     

Существует несколько популярных и эффективных приемов повторения, благодаря которым вы сможете запомнить нужную вам информацию на долгое время. Для долгосрочного режима запоминания характерны следующие способы повторения: пересказ, тестирование,  вопросы и ответы.

Пересказ – отличный способ запоминания материала в том случае,  если перед вами не стоит задача воспроизводить полученную информацию дословно. Во время пересказа активизируется речевое мышление, которое не только положительно влияет на запоминание информации, но и помогает отложить в голове выбранный способ её воспроизведения. Пересказывая кому-то прочитанный материал, вы не только лучше его запомните, но и поделитесь с другими людьми полезной информацией. Если же других людей поблизости нет или вы изучаете те темы, которые смогут понять только разбирающиеся в данной специализации коллеги, то встаньте перед зеркалом и перескажите материал самому себе. Можно включить фантазию и вообразить себя школьным учителем или университетским преподавателем, который готовится к открытому уроку или лекции.

 Эффективность тестирования как способа повторения и запоминания информации доказана многими серьезными исследованиями. Те вопросы, которые попались в тесте, остаются в памяти человека практически навсегда. Помните, что максимальную пользу от тестирования вы получите только в том случае, если сядете за выполнение теста сразу же после ознакомления с новой информацией.

Ответы на вопросы по заданной теме - один из самых простых и действенных способов запомнить ранее изученный материал. Вопросы присутствуют практически в каждом учебнике, но многие люди их просто пропускают и не обращают на них никакого внимания. А зря, ведь данная техника реально помогает систематизировать прочитанную информацию, разложить её по полочкам в голове и запомнить ключевые моменты.

3. Закон объема знаний.

Чем больше знании по определенной теме, тем лучше запоминается асе новое. Каждый, наверное, замечал за собой: берешь в руки книгу, которую читал когда-то давно, а читаешь, как впервые. Значит, в первый раз недоставало опыта и информации. А теперь знания накопились, и вот в процессе чтения образуются связи между накопленными знаниями и новыми – идет осмысление и запоминание.

Какова практическая польза этого закона. Перед чтение вспомните все, что вам уже известно по данной теме, полистайте справочники, загляните в википедию. Это активизирует восприятие текста. В результате, для запоминания может оказаться достаточным прочесть его всего один раз.

4.Закон объёма информации

Подобно тому, как сухая ткань не срезу впитывает влагу, мозг противится восприятию слишком большого количества новой информации. Память очень чувствительна к перегрузкам такого рода. Помните! Если вы хотите запомнить что-то совершенно новое, учитывайте, что при единовременном восприятии память способна удержать в среднем 7объектов (от 5 до 9). Не важно, будут ли это отдельные слова, предметы, цифры или мысли.

5.Закон интерференции памяти.

Интерференция – физическое явление - наложение одной волны на другую. Интерференция памяти  это закономерность памяти, суть которой заключается в том, что похожие воспоминания со временем начинают смешиваться в нашей голове. Чем больше воспоминания похожи между собой, тем тяжелее человеку достоверно их припомнить. Сходные воспоминания влияют друг на друга особым образом. Всякое последующее запоминание сходной информации тормозит предыдущее. Запоминанию новой сходной (подобной) информации препятствует старая информация, а припоминанию старой (подобной) информации препятствуют новые знания.  Как это работает? Приведем примеры из жизни.

1. У вас есть банковская карточка, которой вы пользуетесь уже три года. За это

время у вас не возникало никаких проблем с тем, чтобы вспомнить пин-код к этой карте. Когда же срок действия вашей карты истек, банк выдал вам другую карту с совершенно другим пин-кодом. После получения новой карты вы какое-то время, пользуясь услугами банкомата, будете вспоминать старый пин-код. Вам придется прилагать сознательное усилие, чтобы вспомнить о том, что у вас теперь новая карта и новый пин-код. Но через некоторое время у вас изменится привычка: вы начнете автоматически использовать новый пин-код, а старый пин-код сначала будете с трудом вспоминать, а затем и вовсе его забудете. 

2. Запомните 5 букв и сразу воспроизведите их. Вероятно, это не вызовет у вас затруднений. Попробуйте после такого запоминания произвести несложную умственную работу - перемножьте, например, два трехзначных числа. Вспоминая теперь 5 букв, вы получите результат похуже. А если, запомнив, их попробуете запомнить 5 других, то первые 5 наверняка запомнятся ещё хуже. Связанные с аналогичной ситуацией сходные воспоминания накладываются друг на друга и мешают объективному восприятию реальности.

 Отсюда ясно: лучший способ забыть только что заученное - сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Поэтому,  любая информация - чтобы быть запомненой - должна отстояться. Чтобы побороть негативное действие кривой забывания и свести к минимуму интерференцию, следует разнести во времени запоминание схожей между собой информации. Если вы готовитесь к экзамену, то заучиваете информацию в таком порядке, чтобы друг за другом следовали те вопросы, которые не имеют между собой никакого сходства. Если вам необходимо изучить большое количество важных документов, то расположите их в таком порядке, чтобы каждый последующий документ чем-то отличался от предыдущего.

 Если вы хотите, чтобы ваш собеседник забыл о чем-то, то перегрузите его большим количеством однотипной информации. Сначала попросите человека поделиться с вами его точкой зрения, а затем подробно обсудите с собеседником самые мелкие и незначительные детали. Человек должен настолько проникнуться заданной темой, чтобы его память попала под влияние интерференции и он не смог четко вспомнить то, о чем ему следует забыть. Собеседник начнет путаться в собственных воспоминаниях.

Если же кто-то во время беседы хочет вспомнить что-то невыгодное для вас, то просто начните ему подсказывать. Близкие к правильным,  но не соответствующие истине подсказки,  создадут в голове вашего собеседника интерференцию и будут препятствовать  припоминанию.  Данную тактику часто используют те адвокаты, которые во время судебного заседания хотят запутать свидетеля.

 Исходя из этого, становятся понятными забытые школьные рекомендации: не учить физику после математики, литературу после истории, стихи учить перед сном и т.п.  Однако в виде специальной тренировки можно все-таки попробовать читать, например, поочередно разные книги по одному предмету: минуту - одну, минуту - другую. А потом попытаться вспомнить, что было в одной, а что в - другой.

5. «Эффект края»

«Эффект края» - что это такое?  «Эффект края» - это закономерность памяти, суть которой заключается в том, что человеку проще всего запомнить начало и конец изучаемого материала. Сомневаетесь, что данное утверждение соответствует истине? Тогда давайте проведем небольшой эксперимент! Без предварительной подготовки,  как можно быстрее прочитайте следующие слова:  дверь, часы; стол; автомобиль; квартира; яблоко; картина; книга; астероид; утка; дерево; жирафа. Теперь проверьте себя: сверните или закройте эту страницу и попытайтесь вспомнить как можно больше слов, которые вы только что прочитали. Большинство людей обязательно вспоминают такие слова, как «дверь» и «жирафа». Находящиеся же в середине списка слова вспомнить намного сложнее. 

«Эффект края» отлично работает не только со словами из списков. Если перед сном вы попытаетесь проанализировать все те события, которые происходили с вами на протяжении дня, то сразу же вспомните утро или вечер. Те же события, которые происходили с вами днем, вспомнить будет немного труднее. Именно «эффект края» заставляет студентов мечтать о том, чтобы на экзамене им попался первый билет, а разведчиков – испытывать трудности во время заучивания хронологической середины их легенды. При помощи «эффекта края» можно не только «обмануть» кривую забывания, но и скрыть свой интерес к той теме, которая вас интересует больше всего. Начните разговор с какой-нибудь отвлеченной темы, которая не представляет для вас особого интереса. В середине разговора задайте интересующий вас вопрос или сообщите то, ради чего вы и начали эту беседу. Закончить разговор нужно обсуждением какой-нибудь нейтральной и не вызывающей негативных эмоций темы.

«Эффект края» срабатывает лишь в том случае, если вы в середине разговора обсуждаете ту тему, которая не является болезненной для вашего собеседника. Если вы видите, что ваши вопросы вызывают у человека дискомфорт и неприятные эмоции, то попытайтесь донести свои мысли и узнать интересующую вас информацию каким-то другим способ.

5.Закон одновременных впечатлений.

Представления, возникающие одновременно, имеют свойство вызывать друг друга - по ассоциации. Поэтому, например обстановка вызывает воспоминания о событиях происходивших в ней. Рекомендуется, если вам трудно вспомнить что-либо, надо вызвать в памяти максимум одновременных (смежных) впечатлений.

Допустим, вы забыли, что говорилось на совещании, которое состоялось месяц назад. Постарайтесь вызвать памяти образ кабинета, где оно происходило. Представьте лица выступающих и слушателей. Вспомните, какая стояла погода за окном, как вы себя чувствовали, о чем думали и т. п. Эти ассоциации не подведут вас: «содержание совещания все всплывет». Поэтому и запоминая что-либо, полезно фиксировать внимание на обстановке, связывать запоминаемое со всем происходящим вокруг.  Разнообразны способы применения этого закона в борьбе с «бытовой» забывчивостью. Здесь можно импровизировать сколько угодно.

Вы постоянно уносите домой ключ от кабинета, хотя полагается его сдавать перед концом рабочего дня, когда вы твердите себе: «Не забыть-бы сдать ключ!», представьте как можно ярче, этот ключ вырос до размеров человеческого роста и стоит у последней двери вашего учреждения. С большой степенью вероятности можно сказать, что, забыв-таки сдать ключ, у последней двери вы увидите его.

Вы неделями носите в кармане письмо, забывая опустить его в почтовый ящик.  Ничего нет проще избавится от него. Вы собирались выходить из дома и в очередной раз с раздражением нащупали в кармане неотправленное письмо. Представьте теперь вашего адресата в том пункте пути ив работу, где есть почтовый ящик. Пускай он стоит на автобусной остановке или не дает вам пройти в метро. Вообразите себе такую картину ярко, образно, в деталях. И вид автобусной остановки ассоциативно вызовет представление об адресате. Немного потренировав фантазию, вы найдете такой способ весьма практичным.

6.Закон последовательных впечатлений.

Представления, возникающие друг за другом, вызывают при воспоминании следующие за собой (но не предыдущие). Поэтому легко, к примеру, произнести алфавит в привычном порядке и трудно наоборот. Всегда ли мы учитываем это. Предположим, вы должны запомнить что-то целиком и близко к тексту. Никогда не учите отдельными кусками, только целиком. К сожалению,- опросите друзей - это знают единицы. Эрнст Мейман - выдающийся немецкий психолог, замечательный знаток человеческой памяти - писал об этом еще в начале прошлого века «При прерывистом заучивании образуются многочисленные ассоциации, которые  в последствии, ….должны мешать;  когда после  окончания каждого  отдела  переходят к  началу его, то конец отдела ассоциируется с началом, вместо того, чтобы ассoциироваться с продолжением.» [8, стр.158].

В  погоне за быстрым результатом  мы  повторяем несколько раз один кусок, пока не запомнится, - за ним следующий и т. д.  Как хочется скорее увидеть хотя бы часть уже сделанной работы!  В результате,  конец каждого куска - по закону последовательных впечатлений - связывается не с началом следующего, а с началом его же самого  «…так как,  в этом случае,  первые строки не имеют никакой связи с предыдущими, заученными отдельно; а места, занимаемые отдельными частями, постоянно передвигаются.  Например, вначале каждая первая строка отдельно выученной части занимает «первое место»,  Когда же она присоединяется к целому, она получает другое место. Такие  ассоциации, мешающие впоследствии воспроизведению, приходится  искусственно уничтожать, заучивая переходы отдельно» [8, стр.158].  

Как знакома нам печальная фигура школьника, который, уныло повторяя одно и то же четверостишье, не в силах перейти к следующему! Стыковка строф для него превратилась в отдельную трудную задачу. «Самая поразительная особенность заучивания целиком состоит в том, что чувство уверенности в знании наизусть наступает лишь в самом конце» [8, стр.157].  

7.Закон усиления первоначального впечатления.

Чем больше первое впечатление запоминаемого, чем ярче образ, чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее. Отсюда задача: чтобы запомнить - всеми средствами усиливайте первоначальное впечатление от запоминаемого. Правда, возможно это, «только благодаря вечной тайне всякого совершенства: тайне сосредоточенности», как писал Стефан Цвейг [7, стр.8]. Основа этого - повышенное внимание. Что же касается первоначального впечатления, практически усилить его можно двумя способами:

1.Рационально. При рациональном усилении, старайтесь направлять информацию по нескольким каналам: записать то, что надо запомнить, нарисовать, проговорить, пропеть наконец, и т. п.  Очень полезно обсудить, «проспорить» запоминание, особенно с лицом, придерживающимся противоположного мнения.

Сколько неудобств доставляет нам не запомненное при знакомстве имя! Вроде бы познакомился, вроде бы и имя запомнил. А решил обратиться через полчаса к новому знакомому - имя вылетело из головы. И переспрашивать уже поздно. А подчиненные? Многих ли начальник помнит по именам? Между тем Перикл знал имена всех своих граждан, а Наполеон, как гласит легенда, - всех своих солдат. А впрочем, легенда ли? Итак, как же запомнить имя? Услышав имя, надо усилить, первое впечатление от него. Повторить имя вслух: «Извините, я правильно расслышал?» (никто не обидится: внимание к имени не наказуемо). Повторять в разговоре и при прощании. Сразу после знакомства воспроизвести его начертание - хотя бы пальцем в воздухе. Вспомнить этимологию имени, какие аналоги соответствуют ему в других языках. Представить, в честь кого могли назвать этого человека. Связать звучание имени с наружностью нового знакомого, и т. п. и имя запомнится надолго.

Особенно полезно применять рациональное усиление для запоминания несловесной информации - действий, образов, рисунков. Кто из нас не возвращался домой с полдороги, терзаемый мыслью о не выключенном утюге, будучи все-таки почти уверенным в том, что он выключен, часами не искал очки, сунутые второпях в самое неожиданное место? Почему мы не запоминаем такие простейшие действия? А потому, что они автоматические. Мы не фиксируем на них своего внимания. Между тем достаточно усилить впечатление от такого действия - и оно запомнится. Достаточно сказать себе, лучше вслух: «Утюг, газ, свет выключил. Дверь закрыл. Очки положил на шкаф». Если это превратится в привычку, вы навсегда будете избавлены от мучительных воспоминаний. Или, допустим, вам надо запомнить впечатление от интерьера, пейзажа, картины, внешности человека. Обычно в памяти сохраняются лишь самые общие черты. Однако, если вслух описать запоминаемый объект, то запомнится на порядок больше деталей и подробностей.

2.Эмоционально. Любая эмоция, связанная с запоминаемым, является сильнейшим катализатором работы памяти. Нередко сильные эмоциональные впечатления мы помним гораздо дольше и прочнее, чем «впечатления ума». «О, память сердца! Ты сильней рассудка  памяти печальной», - писал Константин Батюшков[2, стр.319].

При эмоциональном усилении первоначального впечатления надо стараться вызвать максимум эмоций, связанных с запоминаемой информацией. Однако, если эмоция не связана с запоминаемым материалом, то улучшить запоминание может только положительная эмоция  Особенно легко вызывать эмоции при запоминании, используя закон осмысления. Допустим, вы прочитали ряд аргументов автора и, опередив его, сами сделали вывод. Если ваш вывод не совпал с авторским, то у вас, наверное, возникнут эмоции удивления, разочарования, раздражения, злости. Они усилят запоминание. А если нет? Вы испытаете удовлетворение, радость.

Поэтому - дружите со своей памятью, уважайте её законы и она не останется у вас в долгу.

Список использованной литературы

1. www.dic.academic.ru «Сводная энциклопедия афоризмов».

2. Батюшков К. Н. Сочинения в двух томах. Т.2: Из записных книжек; Письма.  Сост., подгот. текста, коммент. А. Л. Зорина. - М.:  Худож. лит., 1989. - 719 с. Тираж 102 000 экз.

3. Герман Эббингауз (1850-1909 г.) монография "О памяти" (1885 г.).

4. Лурия А.Р.«Маленькая книжка о большой памяти» Романтическое эссе.

5. Мюллер Станислав «Вспомни всё: секреты суперпамяти». Книга-тренажер.  ООО Издательство «Питер», 2010

6. Роджер Смит «История наук о человеке» (1997 г.). Издательский центр «Академия». Москва. 2008 г.

7.Стефан Цвейг, «Мендель-букинист», новеллы. Государственное издательство художественной литературы. Москва. 1959 год.

8. Эрнст Мейман.  ЭКОНОМИЯ И ТЕХНИКА ПАМЯТИ.  Экспериментальные  исследования о запечатлении и запоминании. Перевод с 3-го значительно дополненного немецкого издания приват-доцента  Московского Университета Н. Самсонова, МОСКВА. Книгоиздательство – «КОСМОС» 1913 г.



Предварительный просмотр:

Краснов Владимир Александрович

педагог ФКП ОУ № 262 ФСИН РОССИИ

Кемеровская область – Кузбасс, г. Кемерово

ЗАПОМИНАНИЕ И ВСПОМИНАНИЕ

Аннотация

Ключевые слова: закон, память, осмысление, повторение, запоминание, знание, информация, психология, впечатления, Герман Эббингауз, Эрнст Мейман, Стефан Цвейг.

1.Способы запоминания.

Из законов памяти следует, что существует три основных способа запоминания: рациональный; механический; мнемотехнический.

Рациональный способ - основан на установлении логических, «смысловых» связей внутри запоминаемого материала, а также между ним и уже накопленными знаниями. Это наиболее эффективный способ. Помните: осмысленный материал, заученный рационально, запоминается лучше всего.

Механический способ - тот, который мы называем «зубрежкой». Он самый неэффективный, но, бывает, становится необходимым. Ориентируйтесь здесь на законы повторения и усиления первоначального впечатления. Не завидуйте тем, кто быстро запоминает и быстро воспроизводит. Это люди с «короткой» памятью. Чаще всего они и забывают быстро. А вот кто медленно запоминает и не всегда быстро вспоминает, тот и помнит дольше. Помните, что слишком крепкая механическая память зачастую мешает гибкости мышления. Это явление описано и в художественной, и в научной литературе: Якоб Мендель - из новеллы С.Цвейга «Мендель-букинист» [4]. Шерешевский С.В. - из произведения советского нейропсихолога А. Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти»[3] обладали незаурядной механической памятью. Но она была врагом гибкости и оперативности их ума.

 Мнемотехнический - способ опосредованного запоминания. То, что необходимо запомнить, по определенным правилам или ассоциативно переводится в другую знаковую систему, в иные образы, которые запоминаются легче. Но как правило, для запоминания только той информации, которая не поддается логической организации.

Мнемотехнические приемы позволяют не механически запоминать бессвязные ряды слов, числа и даты, помогают в запоминании иностранных слов, терминов, правил, определений и т. п. Во владении в совершенстве мнемотехникой - секрет успеха всех тех, кто, выступая, сражает наше воображение демонстрацией резервов человеческой памяти. Пример, дающий некоторое представление о мнемотехнике.

 Как запомнить, каким днем недели является любой день текущего 2020 года. Для этого необязателен календарь. Достаточно запомнить 12 цифр. Каждая из них - первое воскресенье соответствующего месяца – 5 2 1 5 3 7 5 2 6 4 1 6. Календарь на 2020 год готов. Какой день, например, 8 марта 2020года? Третья цифра в ряду -1. Это первое воскресенье марта. Значит. 8 марта – второе воскресенье. Чтобы прочно удержать в памяти эти 12 цифр, можно воспользоваться другим мнемотехническим приемом. Заменим цифры на буквы: I-р (раз).2-д. 3-т. 4-ч. 5-п. 6-ш. 7-с. Тогда календарь будет выглядеть как набор согласных букв: ПДРПТСПДШЧРШ. Осталось «осмыслить» этот ряд, вставив между согласными буквами гласные: «ПОДАРИ-ПЯТЬ-СУП-ДАША-ЧУР-ЕШ».  А это уже запомнить не представляет труда. На первый взгляд сложно и непрактично. Но человек, достаточно поднаторевший в этом, найдет немало эффективных способов практического применение подобных приемов.

 2.Способы воспроизведения запомненного,  «вспоминания».

Нельзя не вспомнить здесь замечательные слова Стефана Цвейга о памяти «она упряма и своенравна и вместе с тем необычайно надежна. Она увлекает на дно события и лица, прочитанное и пережитое и ничего не возвращает из этой темной пучины без принуждения, по одному лишь требованию воли. Но стоит мне натолкнуться на самый ничтожный намек, на открытку с видом, знакомый почерк на конверте или пожелтевшую газету, и забытое тотчас вынырнет из сумрачных глубин живо и отчетливо? словно рыба, пойманная на удочку» [4, стр. 2]. Почему так трудно бывает извлечь необходимое из этой пучины. Как знакомо это раздражение (французское «Пресквю»), ну вот оно на кончике языка крутится - а никак не вспомнишь! Но и здесь на помощь придут способы  «вспоминания» логически связанные с законами памяти.

Всегда старайтесь оживить первое впечатление. Вызывайте максимум впечатлений, возникших одновременно или перед запоминанием. Всякий, наверное, замечал: идешь по комнате, приходит в голову мысль и тут же ускользает. И вспомнить не удается. Но стоит вернуться и повторить маршрут - и смежные впечатления   вызовут потерянную мысль. Лучше оживить первое впечатление, чем получить новое. Если забытое не вспоминается, не беритесь сразу за справочники, книги, записи. Максимум напряжения! Это и есть тренировка памяти. Используйте простую закономерность: сходная информация хранится в вашей памяти где-то рядом. Вы не можете вспомнить, в каком городе, к примеру, находится тот или иной завод? Переберите в памяти несколько предприятий, о которых вы точно знаете, где они находятся. Не исключено, забытый город «всплывет» сам.

Провоцируйте себя на воспоминание. Вы не можете вспомнить, как зовут вашего знакомого. Медленно переберите в уме весь алфавит. Может, на нужной букве память сема выдаст забытое имя. Вы не уверены, что достаточно подробно вспомнили описание технического устройства. Задавайте себе вопросы: каковы его принцип действия, КПД, рабочие параметры? Наверняка вспомните что-нибудь еще.

Можно и обмануть себя. Ну ладно, не вспоминается - и не надо. И заняться другим делом. А память-то работает. Глядишь, через несколько минут - «само» всплыло! А если перепробованы все способы, е результата нет. Только тогда обращайтесь к подсказке. И чем дольше мучились, тем сильнее эмоции при этом: досада, злость, удивление - да как же я мог забыть!? И уж теперь-то вы долго не забудете то, что безрезультатно вспоминали. Старайтесь развить в себе способность к удержанию зрительных и слуховых впечатлений. Тренируйтесь периодически.

Для тренировки зрительной памяти - увидев лицо, пейзаж, интерьер, попробуйте сразу, закрыв глаза, удержать впечатление максимально долго. Нарисуйте увиденное по памяти и сравните с действительностью в конце дня, перед сном представьте себе зрительно весь прошедший день, Попробуйте проделать то же самое я обратном порядке - с вечера до утра.

Вызывайте в памяти представления знакомых вещей, интерьеров, лиц, написания слов. «Рассматривайте при этом их детали. Это не всегда легко: опишите детально лицо вашего близкого друга - какого цвета у него глаза, форма носа, лба, подбородка. Далеко не каждый сможет вспомнить, арабские или римские цифры изображены на его наручных часах. Память хранит лишь общие представления.

 Для тренировки слуховой памяти различайте голоса. Рисуйте в воображении образ человеке, которому принадлежит слышимый вами голос. Пытайтесь по шагам представить человека. Каковы его возраст, телосложение, пол, черты характера.  Проверьте, если есть возможность. Немного упорства -и очень скоро вы будете удивлять знакомых.

Повторяйте услышанные, например по радио, предложения, фразы - сразу, вслед за диктором, максимально точно. Вечером воспроизводите мысленно все слуховые впечатления дня - в прямой и обратной последовательности.

Список использованной литературы.

1. Батюшков К. Н. Сочинения в двух томах. Т.2: Из записных книжек; Письма. / Сост., подгот. текста, коммент. А. Л. Зорина. — М.: Худож. лит., 1989. — 719 с. Тираж 102 000 экз.

2. Герман Эббингауз (1850-1909 г.) монография "О памяти" (1885 г.).

3. Лурия А.Р.«Маленькая книжка о большой памяти» Романтическое эссе

4.Стефан Цвейг, «Мендель-букинист», новеллы. Государственное издательство художественной литературы. Москва. 1959 год.

5. Эрнст Мейман.  ЭКОНОМИЯ И ТЕХНИКА ПАМЯТИ.  Экспериментальные  исследования о запечатлении и запоминании. Перевод с 3-го значительно дополненного немецкого издания приват-доцента  Московского Университета Н. Самсонова, МОСКВА. Книгоиздательство – «КОСМОС» 1913 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Секреты хозяйки кабинета"

Пригодится для работы не только психологам, но и воспитателям, учителям начальных классов, родителям....

Роль родителей в учебной деятельности. Секреты для родителей учащихся 3 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)

Роль родителей в учебной деятельности. Секреты для родителей учащихся 3 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)...

Психологический тренинг для педагогов "Секрет счастья"

Тренинг для педагогов. Развивает коммуникативную компетентность, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе и формирует самопринятие и понимание себя....

Секрет успеха

К слову о профессиональном выборе, успешности в професии....

ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА «Доверие и сплоченность – секрет дружной группы»

Тренинг сплочения относится  к категории тренингов командообразования. Данный тренинг подходит, практически к каждому коллективу, вне зависимости от того, командная форма взаимодействия или нет, ...

Большие кулинарные секреты. Карвинг.

Презентация работы студентки на инженерно-технических чтениях....