Конспект занятия по ЕН.01.Математика
методическая разработка

Конспект занятия по дисциплине ЕН.01.Математика по теме "Элементы комбинаторики" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_elementy_kombinatoriki.docx82.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дисциплина

ЕН.01. Математика

Преподаватель

Степкина Светлана Сергеевна

Группа

21-09, 22-09, 23-09

Учебник

Дискретная математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/М.С. Спирина  изд. «Академия»  

Тема урока

Тема 2.1. Элементы комбинаторики

Тип урока

Комбинированный урок

Форма урока

Урок-практикум.

Цели урока

Цель урока: изучить основные комбинаторные конфигурации, научиться решать комбинаторные задачи.

Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал.

Задачи урока

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с  правилами  суммы и произведения, методом перебора для решения комбинаторных задач, формировать навыки их  применения  при решении профессиональных задач;

Развивающая: развивать математическое мышление и логическую речь учащихся; мотивацию  к познанию социокультурной среды;

Воспитательная: формировать навыки самоконтроля, воспитывать  чувство ответственности за качество и результата выполняемой работы, вырабатывать партнерские отношения.

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.

Технология

Сотрудничества, ИКТ

Формы организации урока

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование

Доска, компьютер, проектор, экран, раздаточные материалы

Ход занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1.Орг. момент

- Здравствуй Уважаемые студенты, сегодня у нас открытое занятие, открываем тетради, записываем число

Готовят всё необходимое к занятию

2. Активизация познавательной деятельности

- Я приготовила для сегодняшнего дня занятия презентацию, но я не могу воспользоваться  компьютером, так как установлен пароль, а я в нем забыла две последних цифры. Что делать? Подскажите, какая пара цифр может подойти?

Предлагают пары цифр

- Сколько же пар мне нужно набрать, чтобы пароль точно подошёл?

Предлагают варианты

- Как называются наборы чисел, которые мы составляем?

Предлагают варианты

- Сегодня на уроке мы познакомимся с разделом математики, который поможет ответить нам на все эти вопросы. Предположите, как называется этот раздел?

Комбинаторика

Комбинаторика - это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.

Записывают определение в тетради

Так как при изучении нового материала студенты часто задают вопросы: "А зачем она нужна?", "Может ли она чем-то помочь в реальной жизни и профессии?"

Поэтому для начала предлагаю поиграть в игру "Верите ли вы, что..." (Приложение №1)

Верите ли вы, что:

В начале урока

да/нет

В конце урока

да/нет

… вы решаете комбинаторные задачи ежедневно

… вы будете применять комбинаторику в своей профессии

… комбинаторика применяется во всех профессиях

Я выслушала ваше мнение и в конце урока мы вернемся к этим вопросам.

Заполняют графу карточки «В начале урока»

3. Актуализация опорных знаний

Для того чтобы перейти к новому материалу нам нужно вспомнить опорные моменты:

  1. Дайте определение факториала числа n?
  2. Вычислите: 7! =
  3. Вычислите:  =

Произведение первых n чисел.

1×2×3×4×5×6×7 = 5040

= 4×5×6×7 = 840

4.Объяснение нового материала

Историческая справка: Первые упоминания  о вопросах близких к комбинаторным, встречаются в китайских рукописях 12-13 вв до н.э. В древней Греции изучали фигуры, которые можно было составить из частей квадрата, разрезанного особым образом.  Позже  появились такие игры как нарды, карты, шашки, шахматы и т.д. В каждой из этих игр приходилось рассматривать различные сочетания фигур, и выигрывал тот, кто их лучше изучил, знал выигрышные комбинации и умел избегать проигрышных. Не только игры давали пищу для комбинаторных размышлений математиков. Еще с давних пор дипломаты, стремясь к тайне переписки, изобретали сложные шифры, а секретные службы других государств пытались эти шифры разгадать. Стали применять шифры, основанные на комбинаторных принципах, например, на различных перестановках букв с использованием ключевых слов и т. д.   Многие ученые проводили исследования по комбинаторике. И только в  1666 г. была опубликована работа Готфрида Вильгельма Лейбница «Об искусстве комбинаторики». С этого момента комбинаторику рассматривают как самостоятельный раздел математики.

Новый материал: Скажите, а вам приходится делать выбор, подсчитывать способы? В каких ситуациях?

Утром выбирая завтрак, одежду, маршрут движения и т.д.

Проведём небольшой эксперимент, вы можете представить себя, когда пришли в буфет. В меню предложено на выбор 3 первых блюда, 4 вторых, 2 салата и 3 напитка. А теперь ответьте на вопрос: сколько различных вариантов обеда, состоящего из первого, второго, салата и напитка, можно составить?

Записывают условие

Записывают решение: 3×4×2×3 = 72

Для решения этой задачи мы использовали Правило произведения.  Пусть требуется выполнить последовательно k действий. Если первое действие можно выполнить n1 способами, второе действие n2 способами, третье – n3 способами и так до k-го действия, которое можно выполнить nk  способами, то все k действий вместе могут быть выполнены:

14 способами.

Записывают правило

Чтобы выбрать обед, нужно встать в очередь, а в столовой 7 человек, сколькими способами может сформироваться очередь?

Предлагают варианты

Чтобы решить эту задачу мы будем использовать формулу перестановок.

 Определение: Перестановками из n элементов называются соединения, которые состоят из одних и тех же n элементов и отличаются одно от другого только порядком их расположения.

Записывают определение и формулу:

 

Записывают решение:

 = 4032

После обеда к вам в спортивный зал пришли 8 ребят, которые изъявили желание быть капитаном и судьёй на ближайших соревнованиях. Сколькими способами вы можете выбрать капитана и судью?

Предлагают варианты

Чтобы решить данную задачу мы будем использовать формулу размещений.

Определение: Размещениями из m элементов по n в комбинаторике называются такие соединения, которые состоят из n элементов и отличаются одно от другого либо самими элементами, либо порядком их расположения.

Записывают определение и формулу:

 

 Записывают решение:

 =  = 7×8= 56

Чтобы принять участие в соревнованиях «Весёлые старты» необходимо сформировать команду из 5 учеников. Сколькими способами это можно сделать, если на участие есть 7 претендентов?

Предлагают варианты

Чтобы решить данную задачу мы будем использовать формулу сочетаний.

Определение: Сочетанием из m элементов по n в каждом называются соединения, которые состоят из n элементов, и которые отличаются по крайней мере одним элементом.

Записывают определение и формулу:

 

Записывают решение:

 =  =  = 21

Для систематизации полученной информации сделаем следующую схему, которую будем использовать в качестве шпаргалки: (Приложение №2)

Делают схему в тетради

5.Закрепление изученного материала

Для закрепления изученного материала решим следующие задачи:

Записывают решение:

1. В классе учится 16 мальчиков и 10 девочек. Сколькими способами можно назначить двух дежурных?

 = = =

= 25×13 = 325

2. Сколько трехзначных четных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, если цифры могут повторяться?

6×7×4= 168

3. В классе десять предметов и пять уроков в день. Сколькими способами можно составить расписание на один день?

 = 6×7×8×9×10 =

4. Сколькими способами можно выбрать 4 делегата на конференцию, если в группе 14 человек?

5. Сколькими способами может быть занят пьедестал, среди 9 участников соревнований?

6. Подведение итогов занятия

Сегодня на уроке мы изучили:

  • Понятие комбинаторики;
  • Правило произведения;
  • Формулу перестановок;
  • Формулу размещений;
  • Формулу сочетаний.
  • Области применения комбинаторики:
  • учебные заведения (составление расписаний), сфера общественного питания (составление меню)
  • лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв), география (раскраска карт)
  • спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками)
  • производство (распределение нескольких видов работ между рабочими)
  • агротехника (размещение посевов на нескольких полях)
  • азартные игры (подсчёт частоты выигрышей)
  • химия (анализ возможных связей между химическими элементами)
  • экономика (анализ вариантов купли-продажи акций)
  • криптография (разработка методов шифрования)
  • доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки)

7.Рефлексия

Вернемся к игре, которую мы начали в начале урока:

Заполните графу «в конце урока» и сравните свои ответы. Какой вывод мы можем сделать?

8.Домашнее задание

Дома составьте три комбинаторные задачи по тематике физической культуры и спорта.

Приложение №1

"Верите ли вы, что..."

Верите ли вы, что:

В начале урока

да/нет

В конце урока

да/нет

… вы решаете комбинаторные задачи ежедневно

… вы будете применять комбинаторику в своей профессии

… комбинаторика применяется во всех профессиях

Приложение №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе: «С математикой –в космический полёт»

Обучающие задачи: • Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.• Упражнять в счё...

Конспект занятия по математике «Вычисление объемов конуса и усеченного конуса с помощью определенного интеграла»

Занятие предназначено для студентов колледжей, обучающихся по направлениям: "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров", а также для учащихся "Колледжа кулинарного мастерства" п...

Конспект занятия по математике «Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла»

Занятие по математике предназначено для студентов колледжей, обучающихся по направлениям подготовки: "технология продовольственных продуктов и потребительских товаров", а также учащихся "Колледжа кули...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС."Путишествие в страну математики"

Цель:1.Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги, упорядочении полосок по длине. 2.Закрепить умение быстро находить геометрически...

Конспект занятия по математике средняя группа

ЗАДАЧИ:Обучающие:Закреплять умение двигаться в заданном направлении.Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5),...

Конспект занятия по математике для детей старшей группы «Занимательная математика»

Конспект занятия по математикедля детей старшей группы«Занимательная математика»подготовила воспитательБайбара Е.Н. г. Троицк2017 г.Программное содержание:Продолжать учить понимать от...

Конспект занятия по математике для детей старшей группы «Царство математики»

Конспект занятия по математикедля детей старшей группы«Царство математики»подготовила воспитательБайбара Е.Н. г. Троицк2020г.Программное содержание:Продолжать учить понимать отношения...