Практическая работа по естествознанию. Тема «Почва. Состав почвы»
методическая разработка

Практическая работа по естествознанию.    Тема  «Почва. Состав почвы»

 

Цель работы: знакомство с почвой, её слоями, составом, основным свойством.

.

Оборудование: почва, стакан, вода, коллекция типы почв.

Все опыты были проведены с соблюдение правил противопожарной безопасности.

 

Почва - это верхний рыхлый плодородный слой Земли. Его главное свойство - плодородие - обеспечивается содержанием гумуса, или перегноя. В зависимости от количества органических и неорганических веществ выделяют разные виды почв различной плодородия.

 -Из чего состоит почва? (Грунт состоит из песка, глины, гумуса (перегноя), воды, воздуха.)

- Какие живые существа обитают в почве? (Жуки и их личинки, дождевые черви, бактерии, крупные животные, которые живут в норах.)

Количество этих составных частей почвы неодинакова ( как и сочетание белой и ржаной муки в разных количествах обеспечивает изготовление нескольких сортов хлеба). Итак, на Земле существует много различных видов почв.

- Как называются самые плодородные почвы на Земле? (Черноземы. В них содержание гумуса составляет 20%, то есть 1/5 часть таких почв - перегной!)

Компонент предоставляет черноземам темной окраски и высокого плодородия? (Гумус.)

Краткая характеристика некоторых видов почв

Песчаные почвы

Компонент в них преобладает? (Песок. В такие почвы быстро и легко проникает вода, просочившись, она создает условия для проникновения в почву воздуха.)

- Какие культуры целесообразно выращивать на легких песчаных почвах? (Корнеплоды и картофель.)

Глинистые грунты

- Почему они имеют такое название? (В них содержится большое количество глины.)

После намокания глина склеивает составные части почвы, и они становится плотным, такую почву трудно обрабатывать - копать, пахать.

После дождя глинистые почвы долго высыхают, вода, которая содержится в них, препятствует проникновению в почву воздуха.

Подзолистые почвы

Их название происходит от слова «зола» - продукт сгорания твердого топлива. Зола серого цвета, в подзолистых почвах есть слой серого цвета.

- О каком плодородие - высокую или низкую - говорится при наличии слоя такого цвета? (Плодородие низкое, гумуса в них немного - 1-3%.)

Каштановые почвы

Каштановые почвы получили такое название из-за  коричневый цвет.

- Что можно сказать об их плодородие? (их темный цвет свидетельствует о наличии большого количества гумуса, значит,  они плодородные.)

Использование каштановых почв затрудняет сухой климат, в котором они существуют.

Солончаковые почвы

- Почему они получили такое название? В этих почвах повышенное содержание солей, и земледелие на них невозможно, на них могут расти только некоторые виды растений - курай, полынь.

Состав почв.

Опыт 1. Материалы и оборудование: стакан с почвой, стакан с водой.

Я взяла стакан с водой, бросила туда комочек почвы и начала наблюдать. Из почвы появились пузырьки, значит, земля содержит воздух. Итак, в почве есть кислород. Воздух легче воды и поэтому всплывает на поверхность.

Опыт 2. Материалы и оборудование: фильтрованная бумага, почва, стакан.

Взяла фильтрованную бумагу, на нее насыпала немного земли и придавила её к бумаге. Потом, оставшуюся почву, высыпала в стакан и заметила, что бумага стала чуть-чуть влажная. Значит, в почве присутствует влага.

Опыт 3. Материалы и оборудование: железная ложка, почва, свеча, стекло.

Взяла немного почвы, положила в железную ложку и нагрела её над огнем. Затем поднесла над ложкой с нагретой почвой стекло. Оно стало влажным, т.е. появились капельки. Значит, в почве есть вода.

Опыт 4. Материалы и оборудование: те же.

Продолжаем нагревать землю в течение 3-5 минут, от нее пошел едкий дым, образовался резкий неприятный запах в кабинете. Значит, в почве есть перегной, который образовался из остатков растений и животных. Он придает почве черный цвет.

Опыт 5. Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка.

В стакан с водой добавляю почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т.д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина. Вывод: в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.

Опыт 6. Материалы и оборудование: стакан с почвой и водой, пипетка, стекло, свеча.

В стакан с почвой налила воды и поставила на некоторое время отстояться. Затем, несколько капель этой воды поместила на стекло и подержала над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле образовался белый налет. Это соли – основа плодородия почвы. Значит, в почве есть соли.

Вывод: в почве содержится воздух, вода,  песок, глина, соли, перегной (останки растений и животных).

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

База данных MS Access Практические работы (методические указания по проведению практических работ для специальностей юридического профиля)

Методическое пособие предназначено для студентов СПО юридического профиля, содержит восемь лабораторно - практических работ. Каждая практическая работа содержит теоретический материал, указания для вы...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

Практическая работа №1 по выполнению практической работы по дисциплине "Программирование для автоматизированного оборудования"

Порядок расчета координат опорных точек при обработки деталей на токарных станках с ЧПУ...

Механический состав почв

Почвовведение. Механический состав почв....

Состав почвы

Почвовведение. Состав почвы....

Разработка урока по учебной практике по теме «Состав почвы и её свойства» (урок-исследование)

Разработка занятия учебной практики по теме "Состав почвы с учебнор - опытного участка филиала колледжа и её свойства". (урок-исследование)СПО, профессия 35.01.13. «Тракторист &nd...