Развитие социального взаимодействия
статья

Байчурина Алёна Андреевна

Сегодня, как никогда, возникла потребность в новом типе социальных связей и человеческих отношений, которые характеризуются не подавлением, враждой и соперничеством, а сотрудничеством, согласием и доверием. Усилилось противоречие между потребностью членов общества во взаимодействии на демократических принципах, в творческом сотрудничестве и конфронтацией, проявляющейся во всех сферах реальных отношений людей.

В многообразии человеческих связей самым распространенным является взаимодействие человека с людьми разного возраста, а самым распространенным в обществе — разновозрастные объединения. Это семья, производственные и учебные объединения.

Разновозрастные группы учащихся могут действовать в школе и ее микрорайоне, на базе Домов творчества подростков и молодежи. Различаются разновозрастные группы и по своей структуре: кружки, сводные отряды или органы самоуправления. По уровню организованности выделяются группы свободного общения, стихийные и специально созданные; по длительности существования — временные и относительно постоянные.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [3, с.243]. Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия - это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием. Общаясь с друзьями, коллегами по работе, родственниками, человек постоянно осуществляет социальные взаимодействия, которые еще разнообразнее по формам проявления, чем социальные действия.

Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Такие ожидания могут носить эпизодический и неопределенный характер в случае кратковременного взаимодействия, скажем, при одном-единственном свидании, случайной и неповторяющейся встрече, но могут быть и устойчивыми при часто повторяющемся или ролевом взаимодействии.

Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым или даже постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия, взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию достаточно упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Так, вступая во взаимодействие с коллегами по работе, руководителями, членами семьи, мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера взаимодействий и даже к прерыванию общения.

Социологи различают два самых общих типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество (иногда называемое конкуренцией). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействия на основе соперничества включают в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям. Очевидно, что эти типы взаимодействий полярны, они сопровождаются противоположными чувствами, установками и ориентациями у взаимодействующих индивидов, Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто проявляются чувства благодарности, потребности в общении, желания уступить, то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, озлобления, ненависти или зависти. В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды отношений между людьми.

Группы сверстников оказывают влияние на формирование личности учащихся и их успеваемость. [2, с.457 - 458]

Социальное взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Взаимодействие школьников разных классов развивается успешно, если устанавливаются постоянные взаимосвязи между ними не только при подготовке дел в содружестве, но и в решении повседневных вопросов, в проведении текущей работы.

В качестве мотивов побуждающих учащегося к социальному взаимодействию мы выделяем: стремление к взаимодействию и к контактам со сверстниками и взрослыми; стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, совершенствовать их; стремление к обмену опытом; стремление оказывать и принимать помощь; стремление к выработке общего с другими людьми решения, понимания и объяснения различных явлений. [1, с. 334]

Необходимость выделения когнитивного компонента социального взаимодействия учащегося обусловлена тем, что успешность осуществления учащимся социального взаимодействия зависит, прежде всего, от полноты и глубины знаний об окружающей действительности, о системе социальных взаимоотношений конкретной общности и эффективных способах осуществления социального взаимодействия. Раскрытие содержания когнитивного компонента социального взаимодействия учащегося базируется на идеях: 1) ролевой концепции в социальном взаимодействии (Ж.Пиаже); 2) развития с точки зрения с точки зрения включения учащегося в различные типы социальных отношений (Л.Колберг); 3) социального развития личности, прежде всего как процесса развития морального сознания, усвоения норм и правил социальной жизни; взаимного детерминизма (А.Бандура); 4) формирование умений социального взаимодействия в процессе обучения и воспитания, в общении, проявления умений социального взаимодействия в ситуациях самообразования и сотрудничества, на основе потребности и инициативе (Н.Ф.Голованова).

Наряду со знаниями о социуме человек должен обладать и знаниями о способах, средствах общения и социального взаимодействия посредством различных коммуникаций. Эти знания выступают в сознании личности как отражение социальной реальности. Представляя собой упорядоченную систему, они создают почву для осуществления эффективного социального взаимодействия.

Смысл социального взаимодействия раскрывается при условии включенности личностей в некоторую общую деятельность, осуществляя которую они преследуют определенные цели, совместно выполняют действия.[1, с.334 - 335].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sotsialnogo_vzaimodeystviya.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня, как никогда, возникла потребность в новом типе социальных связей и человеческих отношений, которые характеризуются не подавлением, враждой и соперничеством, а сотрудничеством, согласием и доверием. Усилилось противоречие между потребностью членов общества во взаимодействии на демократических принципах, в творческом сотрудничестве и конфронтацией, проявляющейся во всех сферах реальных отношений людей.

В многообразии человеческих связей самым распространенным является взаимодействие человека с людьми разного возраста, а самым распространенным в обществе — разновозрастные объединения. Это семья, производственные и учебные объединения.

Разновозрастные группы учащихся могут действовать в школе и ее микрорайоне, на базе Домов творчества подростков и молодежи. Различаются разновозрастные группы и по своей структуре: кружки, сводные отряды или органы самоуправления. По уровню организованности выделяются группы свободного общения, стихийные и специально созданные; по длительности существования — временные и относительно постоянные.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [3, с.243]. Это означает, что каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия - это звенья в неразрывной цепи, называемой взаимодействием. Общаясь с друзьями, коллегами по работе, родственниками, человек постоянно осуществляет социальные взаимодействия, которые еще разнообразнее по формам проявления, чем социальные действия.

Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Такие ожидания могут носить эпизодический и неопределенный характер в случае кратковременного взаимодействия, скажем, при одном-единственном свидании, случайной и неповторяющейся встрече, но могут быть и устойчивыми при часто повторяющемся или ролевом взаимодействии.

Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым или даже постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия, взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию достаточно упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Так, вступая во взаимодействие с коллегами по работе, руководителями, членами семьи, мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера взаимодействий и даже к прерыванию общения.

Социологи различают два самых общих типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество (иногда называемое конкуренцией). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Взаимодействия на основе соперничества включают в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям. Очевидно, что эти типы взаимодействий полярны, они сопровождаются противоположными чувствами, установками и ориентациями у взаимодействующих индивидов, Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто проявляются чувства благодарности, потребности в общении, желания уступить, то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, озлобления, ненависти или зависти. В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды отношений между людьми.

Группы сверстников оказывают влияние на формирование личности учащихся и их успеваемость. [2, с.457 - 458]

Социальное взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Взаимодействие школьников разных классов развивается успешно, если устанавливаются постоянные взаимосвязи между ними не только при подготовке дел в содружестве, но и в решении повседневных вопросов, в проведении текущей работы.

В качестве мотивов побуждающих учащегося к социальному взаимодействию мы выделяем: стремление к взаимодействию и к контактам со сверстниками и взрослыми; стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, совершенствовать их; стремление к обмену опытом; стремление оказывать и принимать помощь; стремление к выработке общего с другими людьми решения, понимания и объяснения различных явлений. [1, с. 334]

Необходимость выделения когнитивного компонента социального взаимодействия учащегося обусловлена тем, что успешность осуществления учащимся социального взаимодействия зависит, прежде всего, от полноты и глубины знаний об окружающей действительности, о системе социальных взаимоотношений конкретной общности и эффективных способах осуществления социального взаимодействия. Раскрытие содержания когнитивного компонента социального взаимодействия учащегося базируется на идеях: 1) ролевой концепции в социальном взаимодействии (Ж.Пиаже); 2) развития с точки зрения с точки зрения включения учащегося в различные типы социальных отношений (Л.Колберг); 3) социального развития личности, прежде всего как процесса развития морального сознания, усвоения норм и правил социальной жизни; взаимного детерминизма (А.Бандура); 4) формирование умений социального взаимодействия в процессе обучения и воспитания, в общении, проявления умений социального взаимодействия в ситуациях самообразования и сотрудничества, на основе потребности и инициативе (Н.Ф.Голованова).

Наряду со знаниями о социуме человек должен обладать и знаниями о способах, средствах общения и социального взаимодействия посредством различных коммуникаций. Эти знания выступают в сознании личности как отражение социальной реальности. Представляя собой упорядоченную систему, они создают почву для осуществления эффективного социального взаимодействия.

Смысл социального взаимодействия раскрывается при условии включенности личностей в некоторую общую деятельность, осуществляя которую они преследуют определенные цели, совместно выполняют действия.[1, с.334 - 335].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития группового взаимодействия для студентов

Данная программа представляет собой системный взгляд на проблему развития группового взаимодействия, атмосферы доверия и взаимоуважения....

Профессионально-значимые качества мастера производственного обучения, их роль в развитии дидактического взаимодействия

Мастер производственного обучения - это особая фигура в инженерно-педагогическом коллективе професионального образовательного учреждения, чьи задачи и служебные обязанности многообразны и сложны. Маст...

Консультация для учителей начальных классов и воспитателей. Тема:«Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия и коррекцию недостатков чтения»

В данной консультации подобраны различные упражнения, которые направлены на развитие межполушарного взаимодействия. Могут быть использованы в работе как учителей начальных классов в коррекционной школ...

"Упражнения для развития межполушарного взаимодействия".

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают...

Проект из опыта работы "«Развитие сетевого взаимодействия ДОУ  с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»

Основная идея проекта:• Построение инновационной модели организации образовательного процесса, основанной на сетевом взаимодействии участников педагогического процесса.• Повышение внимания к...

Развитие социального предпринимательства и социальных инициатив

Социально ориентированное предпринимательство в России приобретает все большую популярность.Современные реалии в экономике и обществе, связанные с влиянием и последствиями, вызванными пандемией COVID-...

Развитие межполушарного взаимодействия как средство повышения успеваемости младших школьников

Работа посвящена проблеме развития межполушарного взаимодействия у младших школьников. Тема является актуальной для педагогов, так как от уровня развития межполушарных связей ребенка может завесить: с...