«Педагогические методы и приемы формирования личности воспитанников»
статья

Вяльдина Людмила Михайловна

Педагогические методы и приемы формирования личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_ped.sovete.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогические методы и приемы формирования личности воспитанников»

                                                                                     

                                                                                      «Личность- результат процесса

            воспитания и самовоспитания».

                                                                                    «Личностью не рождаются,

                                                                                      а становятся».

А.Н.Леонтьев.

       В обыденной речи мы часто употребляем такое понятие, как личность: личность  профессионала, личность ученика, творческая личность и т.п. Что же такое личность?

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик. которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

С т р у к т у р а    л и ч н о с т и:

  1. Способности – индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие успехи в различных видах деятельности.
  2. Темперамент – качества, от которых зависят реакции человека на других людей.
  3. Характер – качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.
  4. Воля – качества, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.
  5. Эмоции и мотивация – переживания и побуждения к деятельности.

        Для детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с интеллектуальной недостаточностью) характерно общее недоразвитие личности. Поскольку взаимодействие ребенка - олигофрена с окружающей средой изменено в силу интеллектуальной неполноценности, его личность формируется в своеобразных условиях.

        Для учеников характерно слабое развитие волевых качеств. Эти дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить её отдельной цели, не всегда могут сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий, возникающих по ходу той или иной работы. Также Свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления необдуманные действия, неумение противостоять воле другого человека.  В отдельных случаях некоторые дети проявляют значительную настойчивость и целеустремленность в решении поставленных задач, прибегают даже к элементарным хитростям и уловкам, стремясь добиться желаемого результата, большей частью связанного с удовлетворением житейских потребностей.

        Близка к проблеме воли проблема эмоций. Для одних детей с интеллектуальной недостаточностью свойственны импульсивные проявления злобы, обиды, радости, а для других характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Эти дети оказываются как бы безразличными к воздействующим на них раздражителей. Однако и тем, и другим свойственна эмоциональная незрелость, нестабильность чувств.

        Также для у/о учеников характерны незрелость мотивационно - потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности. недостаточность социальных потребностей (немногословность рассказов: поставленная учителем задача вызывает у школьников определенный мотив деятельности, который побуждает их к высказыванию. Но мотив этот нестоек, быстро исчерпывается, что приводит к прекращению рассказывания ) . Самооценка и уровень притязаний часто бывают не вполне адекватными. Многие дети переоценивают свои возможности. Они уверены , что им посильны различные довольно сложные задания (так они бывают довольны своими поделками, рисунками. Школьники не замечают допущенных ошибок и претендуют на высокие оценки) .                                                                          

        Тем не менее при адекватном воспитании , при правильном подборе методов и приемов обучения у учащихся с нарушением интеллекта можно выработать правильные социальные установки и личностное отношение к своей деятельности, что так важно для успешного обучения и адаптации в жизни.

        Метод – это способ организации деятельности учащихся.

        Приём – это часть метода

        Следует отметить, что один и тот же приём может входить в разные методы.

Приёмы

Методы

  • Постановка вопросов в логической последовательности, активизирующих уч-ся.
  • Раскрытие неточных и ошибочных ответов.
  • Подведение уч-ся к правильным выводам и обобщениям

1.Беседа

  • Объяснения уч-ся, что, как и зачем нужно делать.
  • Проверка выполнения действий.

2.Приучение

  • Участие в коллективных делах ( планирование,

исполнение, оценка).

3.Упражнение

  • Сравнение (предупреждение ошибок в работе)
  • Оценка детей самих себя.

4.Самоконтроль

  • Создание ситуации успеха.
  • Вовремя оказанная помощь.
  • Предупреждение о возможной ошибке.
  • Поощрения( похвала, благодарность учителя, награждение)
  • Наказание ( отрицательная оценка, осуждения действий и поступков)
  • Создание эмоционального фона.

5.Стимулирование и

   мотивация

  • Создание простейших проблемных ситуаций

6.Проблемно -                                                              

   поисковые                  

  • Слово учителя, суждения уч-ся.
  • Сообщение и обсуждение информации.

7.Убеждения

  • Создание занимательных ситуаций
  • Использование игр

8.Игровые

        

   

        Для метода беседы характерны приёмы постановки вопросов в логической последовательности, активизирующих учащихся, раскрытие приемов неточных и  ошибочных ответов, подведение к правильным выводам.

        Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. Приучение - это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности. Методика требует объяснять  учащимся, что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий. Упражнение - многократное повторение и совершенствование способов действий. Упражнение опирается на приучение, реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности. Приучение и упражнение эффективны, если опираются на положительные мотивы деятельности и в свою очередь формируют их.

        Самоконтроль состоит в сравнении выполняемых действий и их результатов, в предупреждении ошибок. На самоконтроль значительное влияние оказывает самооценка – субъективная оценка ребенком своих действий, поступков, качеств личности. Самооценка формируется под влиянием оценки контактирующих со школьниками людей, и прежде всего учителя.

        Зная особенности каждого ученика, учитель может находить приёмы стимулирующие усилия ребенка. Вовремя оказанная помощь, сделанное предупреждение о возможной ошибке,  похвала учителя, благодарность, награждение  помогают поддерживать активность ребенка, воспитывают настойчивость, оказывают влияние на мотивацию учебной деятельности. Большое значение для школьников имеет оценка содержащаяся в словах учителя, которыми он сопровождает отметку   В словах, оценивающих ответ ученика, учитель выражает своё отношение. Дети реагируют на тон, которым с ними говорят. Школьник не обидится на плохую отметку, если она будет поставлена с огорчением, с сожалением. Ребенок может даже остаться равнодушным к пятёрке, если этой отметке не порадуется учитель, члены семьи. Только учитель своим огорчением, своей радостью может воспитать у него правильное отношение к отметке. Отметкой учитель поощряет усилия учащегося, а не окрашенная чувством учителя, не будет тем стимулом, на который она рассчитана. Наказания могут применяться только за конкретные проступки, совершаемые учеником сознательно. Важно разработать единую систему мер поощрений и наказаний в целях обеспечения общности воспитательных воздействий на учащихся. 

        Проблемно –поисковый метод обучения не может содержать задач такой трудности, как это имеет место в массовой школе. Проблемная ситуация должна быть интересной, вызывать у учащихся желание разобраться, найти выход из создавшегося положения, а главное, дети должны чувствовать , что решение им посильно.

        Метод убеждения обращен к сознанию личности .Основные приёмы это слово учителя , суждения учащихся, сообщение, обсуждение информации. Слово авторитетного учителя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства школьников.

        Игра как метод обучения влияет на всестороннее развитие личности. Использование игр позволяет заинтересовать учеников, вызвать положительные эмоции .

        Большое значение имеет сочетание разных методов . В специальной коррекционной школе это будет зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины, подготовленности учащихся, но и состава класса. Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями школьников, требует поиск различных сочетаний методов для успешного формирования личности учеников.

        Уроки вносят в формирование личности существенный  вклад. Можно выделить несколько условий организации учебного процесса, которые будут положительно влиять

на воспитание личности школьника. Это своего рода памятка для учителя :

  • Деятельность ребенка должна быть успешной. Не предлагайте ему участие в деятельности, с которой сегодня он справиться не может. В этом случае помогите ему так, чтобы ученику казалось, что он справился с работой. Если вы неуверенны, что ответ на вопрос, выполнение задания у доски данным ребенком будет успешным, не ставьте его в неудобное положение перед другими. Предоставьте ему возможность выполнить задание письменно или вместе с вами.
  • Предоставляйте каждому возможность высказать своё мнение. Никогда с ходу не оценивайте ответ ребенка формальными эмоциональными репликами ( «Не думал», «Не знаешь» , «Не стараешься»). Говорите всегда по существу: « Это твоё мнение, давай послушаем других…»; «Вот это у тебя получилось хорошо, давай разберёмся, почему возникли ошибки…»
  • Старайтесь приводить положительные примеры из жизни детей, никогда не обсуждайте при всех его отрицательные поступки одноклассников: это тема индивидуальной беседы с ребенком . Помните , что после «суда» сверстников ребенок не перевоспитается, не изменится сразу- его действия станут проявляться скрытно, более осторожно и , возможно более изощренно.
  • Не торопитесь на устных уроках ставить отметки. Никогда не ставьте отметки за творческие работы – в данном случае лучше применять словесную оценку: «Молодец», «Мне очень понравилась твоя работа ». Это очень важно по двум причинам: во- первых, он тоже старался, но уровень развития его способностей к творчеству не столь высок; во – вторых, критерии оценки его творческих работ не слишком объективны. Внушайте детям ,  что творческие работы должны выполняться не ради отметки, а ради удовольствия. Старайтесь оценивать отметками только знание конкретных фактов, событий: ответы на вопросы, рассказ.

Подведем итог: в образовательном процессе 2 главные фигуры - ученик и учитель. От их правильного взаимодействия будет зависеть не только конкретны результат обучения, но и воспитательный эффект развития личности школьника.

Используемая литература:

  1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной  школе: Пособие  для учителя и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред . В.В. Воронковой – М.: Школа –Пресс, 1994. – 416с.

2.  Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учебн.  заведений . В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.-М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 576с.

3.Информация из интернета: « Изменяется ли личность ребенка под          

     влиянием окружающего мира?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение индивидуальной траектории развития личности воспитанника ОУ.

Одним из приоритетных направлений обновления современного образования является индивидуальная траектория образования и развития личности обучающегося, воспитанника (выдержка из ФГОС)....

Педагогическая деятельность воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП "Детский дом"

О педагогической деятельности воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП ""Детский дом...

Статья для участия в V Фестивале передового педагогического опыта учителей «Современные методы и приемы обучения»

В статье рассматривается актуальность социокультурного компонента при обучении иностранному языку обучающихся в системе среднего профессионального образования. Авторы предлагают возможное содержание...

Презентация. Методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков, их соответствие особенностям возрастной группы

Презентация к уроку.Дисциплина:  02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование.Тема урока: "Цель  и задачи певческой деят...

Личность. Определения личности. Формирование личности. Теории личности.

Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как...