Наука как форма общественного сознания
презентация к уроку

Уланова Галина Николаевна

 

Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – накопление и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе картины мира». При этом наука является основной формой человеческого познания. Она не только вырабатывает и систематизирует новые знания о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Очень важна ее роль и как социального института в решении глобальных проблем на Земле, например экологии, изменении климата, освоении космического пространства.

Наука как форма общественного сознания - это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.

 Отличительными признаками науки являются:

 - строгая структурированность то есть, наличие  устойчивых связей  и отношений между элементами внутри системы, иными словами организованность 

 -непрерывное самообновление

Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала обозначается в методологии термином "прогрессизм" и считается важным показателем научности. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое научное оборудование

 - выявление глубинных, сущностных связей и отношений Объективного мира  то есть формулирование законов науки, в которых фиксируются эти связи и отношения, а также создание научных теории;

 - общезначимость научного знания; научные знания пригодны для всех людей; язык науки  однозначно фиксирующий термины, что способствует объединению людей

- строгая доказательность и обоснованность результатов, достоверность выводов; Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Его непосредственная цель — это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами

  Функции науки:

- Мировоззренческая функция: на каждом историческом этапе развития человеческого общества наука формирует определенную картину мира и тем самым определяет мировоззрение человека.

- Гносеологическая функция науки направлена на выявление сущности и закономерности функционирования и развития природных и социальных явлений.

- Интегративная функция науки заключается в объединении отдельных достоверных знаний о мире в целостную непротиворечивую систему.

  - Методологическая функция: наука создает различные методы и способы исследовательской деятельности.

 - Прогностическая функция: на основе выявленных закономерностей изученных явлений наука способна объяснить перспективные тенденции развития природы и общества.

 - Функция науки как социальной силы: на современном этапе развития человеческого общества научные достижения все чаще используются при разработке программ социального и экономического развития.

- Функция науки как непосредственной производительной силы, современная наука непосредственно связана с практикой, целью научных достижений является их практическая реализация; одновременно, практическая жизнь человека все более оказывается связанной и зависимой от научных достижений и открытий.

6СЛАЙД классификаций наук

Существуют несколько классификаций наук. В зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

- о природе – естественные; К основным наукам о природе относят астрономию, физику, химию, географию, биологию, геологию, экологию.

- об обществе – гуманитарные и социальные; К группе общественных наук относятся следующие дисциплины: социология; психология; педагогика; политология; культурология; филология; лингвистика; экономика; юриспруденция; история; социальная география; этнография; антропология.

- о познании, мышлении – логика, носеология, эпистемологияи др.

В классификаторе высшего профессионального образования выделены науки:

- естественные и математика (физика, химия, биология, география, почвоведение, гидрометеорология, экология и др.);

- гуманитарные и социально-экономические (философия, история, политология, экономика, статистика, филология, юриспруденция и др.);

- технические (строительство, металлургия, горное дело, геодезия, и др.);

- сельскохозяйственные (агрономия, лесное хозяйство, рыболовство, зоотехния и др.).

На основе связи науки с практикой выделяют фундаментальные или теоретические науки и прикладные. Вторые направлены на решение конкретных производственных, технических и социальных проблем.

 

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод,  что отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennaya_nauka_kak_sfera_obshchestvennogo_soznaniya.pptx908.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уланова Галина Н Современная наука как сфера общественного сознания как специфическое знание и деятельность человека

Слайд 2

Наука это сфера человеческой деятельности, функция которой – накопление и теоретическая систематизация знаний о действительности

Слайд 3

наука как форма общественного сознания это отражение реальности и рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.

Слайд 4

отличительные признаки науки – строгая структурированность – непрерывное самообновление – строгая доказательность и обоснованность результатов, достоверность выводов – общезначимость научного знания

Слайд 5

функции науки Мировозренческая Интегративная Гносеологическая Методологическая функция Прогностическая функция Функция науки как непосредственной производительной силы Функция науки как социальной силы

Слайд 6

Классификации наук о природе-естественное об обществе-гуманитарные и социальные о познании-мышлении-логики

Слайд 7

В классификаторе высшего профессионального образования выделены науки естественные и математика гуманитарные и социально-экономические технические сельскохозяйственные

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Презентацию подготовили Уланова Галина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению курсовой работы по МДК.03.01 Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции для студентов очной формы обучения по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по МДК.03.01. Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции. Методичес...

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания с помощью активных формых и методов обучения

Будущие специалисты общественного питания должны закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, должны владеть теоретическими знаниями и профессиональными компетенциями....

Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ по теме «Супы» по дисциплине «Технология продукции общественного питания» по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ( для студентов очной и заочной формы о

Методические указания разработаны для выполнения лабораторно-практических работ по теме, содержат краткие теоретические основы,  ситуационные задачи, образец  технологической карты и титульн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению контрольной работы ОП.02: Физиология питания для студентов заочной формы обучения Организация обслуживания в общественном питании

Основной задачей  дисциплины «Физиология питания» является приобретение студентами современных знаний в области анатомо-физиологических и биохимических основ пищеварения человека, рег...

Презентация лекций: «Геодезия как наука», «Форма и размеры земли», «Системы координат, применяемые в геодезии», «Ориентирование линий. Прямая и обратная геодезические задачи»

Представлен демонстрационный материал по темам лекций: Предмет инженерной геодезии. Форма и размеры Земли.  Системы координат, применяемые в геодезии. Системы высот. Углы орие...

Проблема личности в ретроспективе общественных наук

Бинарное учебное занятие по учебным дисциплинам ОУД.11 Обществознание и ОГСЭ.02 Психология общения ...

Неделя общественных наук (Психологический тренинг «Soft skills)

7 февраля в Луганском колледже технологий торговых процессов и кулинарного мастерства в рамках предметной Недели общественных наук прошел психологический тренинг «Soft skills. Гибкие навыки...