РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВУ 10 КЛАСС
методическая разработка

Ефимов Владимир Геннадьевич

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВУ 10 КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_pravu_10_kl._efimov_v.g.docx220.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Шелаболихинского района Алтайского края

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

МБОУ «Новообинцевская СОШ»

Протокол № 14  от  29.08.2022г.

УТВЕРЖДЕНО

  Приказ №  102/1  от  30.08.2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету  Право

Ступень обучения: средняя  школа, 10 класс

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Составил Ефимов Владимир Геннадьевич

с. Новообинцево,

2022 г.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа и тематическое планирование разработано на основе  рабочей программы Калуцкая, Е. К. Право 10—11 классы, учебно-методическое пособие / Е. К. Калуцкая. — М. : Дрофа, 2017, Положение о рабочей программе  учебного предмета, курса  МБОУ «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа», календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год

В 10 классе в 2022-2023 учебном году предусмотрено 34 часов на изучение материала.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса  право в 10 классе являются:

1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);  2)  гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4)  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10)  осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 11)  основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; 12)  ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные универсальные учебные действия: — самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

— постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

— выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; — сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия: 

— обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация противоречия в информационных источниках;

— использование различных модельно-схематических средств для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; — критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;

— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.

 Коммуникативные универсальные учебные действия: 

— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

— способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);

 — способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

— возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты :

 — классификация государства по их признакам, функциям и формам;

 — выявление элементов системы права и дифференциация источников права;

 — характеристика нормативно-правового акта как основы законодательства;

— различение видов социальных и правовых норм, выявление особенностей правовых норм как вида социальных норм;

— различение субъектов и объектов правоотношений;

 — дифференциация правоспособности и дееспособности;

— оценка возможных последствий правомерного и неправомерного поведения человека, умение делать соответствующие выводы;

— оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;

 — характеристика Конституции Российской Федерации как основного закона государства, определяющего государственное устройство Российской Федерации;  

 — осознанное содействие соблюдению Конституции Российской Федерации, уважение прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;

— способность указывать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком;

— умение устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации;

— знание элементов системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации; — выявление особенностей судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации;

— описание законодательного процесса как целостного государственного механизма; — характеристика избирательного процесса в Российской Федерации;

— способность объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации; — умение характеризовать и классифицировать права человека;

— объяснение основных идей международных документов, направленных на защиту прав человека;

— характеристика гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, налогового права как ведущих отраслей российского права;

— умение характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

— способность иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;

— возможность иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;

— умение иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности; — характеристика прав и обязанностей членов семьи;

— способность объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;

— характеристика трудовых правоотношений и дифференциация участников этих правоотношений;

— умение раскрывать содержание трудового договора;

— разъяснение на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

 — способность иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;

 — умение различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;

— дифференциация видов административных наказаний;

 — дифференциация видов преступлений и наказания за них;

 — выявление специфики уголовной ответственности несовершеннолетних;

 — способность различать права и обязанности налогоплательщика;

 — умение анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;

— способность различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;

— умение высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;

— способность различать виды юридических профессий;

 — различение предмета и методов правового регулирования;

— выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и государства; — различение прав и обязанностей, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права;

— выявление особенностей референдума;

— различение основных принципов международного гуманитарного права;

— характеристика основных категорий обязательственного права;

— способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;

— умение выявлять способы защиты гражданских прав;

— определение ответственности родителей по воспитанию своих детей;  

 — различение рабочего времени и времени отдыха, умение разрешать трудовые споры правовыми способами; — способность описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;

— соотнесение налоговых правонарушений и ответственности за их совершение;

— применение правовых знаний для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

Содержание

Теория государства и права Признаки государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Внутренние и внешние функции государства. Законность и правопорядок. Признаки права. Функции права. Система права. Понятие, структура и виды правовых норм. Предмет и метод правового регулирования. Право в системе социального регулирования. Источники права. Нормативно-правовой акт. Реализация права и ее формы. Толкование права: понятие, виды и способы. Правоотношения: понятие, структура. Юридические факты. Объекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правомерное поведение. Правонарушение: понятие и виды. Юридический состав правонарушения. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания. Правовые системы современности. Правовая система России. Правовые семьи.

Конституционное право Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства РФ. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Избирательное право. Принципы избирательного права в демократическом государстве. Типы избирательных систем. Избирательный процесс. Федеративное устройство. Система органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации. Законодательный процесс в РФ. Правительство Российской Федерации. Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Понятие, система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Система органов местного самоуправления.

 Права человека Правовой статус человека и гражданина. Гражданство в Российской Федерации. Классификация прав человека: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. Международные договоры о защите прав человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Основные принципы международного гуманитарного права.

тематическое планирование

№ п\п

Тема раздела, урока

Дата

Кол-во часов

Введение. Роль и значение права (1 ч)

Тема 1. Теория государства и права (16 ч)

1

 Государство, его признаки и сущность.

2

2

Форма государства

2

3

Функции государства и государственный механизм.

2

4

Верховенство правового закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

2

  5

Понятие права. Функции права. Система права.

2

6

  Право в системе социального регулирования.

2

7

Источники права

2

8

Правовые системы современности

2

Тема 2. Конституционное право (8 ч)

9

Конституция Российской Федерации: общая характеристика

2

10

Основы конституционного строя Российской Федерации

2

11

Избирательное право

1

12

Избирательные системы и избирательный процесс

1

 13

Федеративное устройство

 

1

14

Президент Российской Федерации

 

1

Тема 3. Права человека (9 ч)

15

Правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации. Гражданство в РФ.

1

16

Права, свободы, обязанности человека и гражданина

1

17

Гражданские (личные) права

1

18

Политические права

1

19

Экономические, социальные и культурные права.

1

20

Право на благоприятную окружающую среду

1

21

Права ребенка.

1

22

Нарушения прав человека

1

23

Защита прав человека в мирное время

1


Литература

Учебник А.Ф. Никитин , Т.И. Никитина  «Право»10,11 кл. Москва « Просвеще-

ние » 2021г. : учебно-методическое пособие / Е. К. Калуцкая. —

М. : Дрофа, 2017

Лист внесения изменений

Дата непроведённого урока

Тема  непроведённого урока

Способ восстановления

Дата проведения

Учитель,

подпись

Администратор,подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Правила и безопасность дорожного движения"

Представлена рабочая программа дисциплины "Правила и безопасность дорожного движения". Программой предусмотрено 54 часа аудиторных занятий...

рабочая программа дисциплины Правила и безопасность дорожного движения.

1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 1.1 Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготов...

Рабочая программа "Основы права"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  Компьютерные системы и комплексы...

Рабочая программа по праву

Рабочая программа по праву на 2017/2018 учебный год...

Рабочая программа "Трудовое право"

1.1. Область применения рабочей программыРабочая  программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности ...

Рабочая программа УД Право

Рабочая программа ОУД.10 "Право" предназначена для изучения права в профессиональных образовательных организациях СПО....

Рабочая программа для 3 класса по русскому языку программа "Школа России"

Предлагаю рабочую программу для педагогов, работающих в 3 классе по программе "Школа России"....