Курсовая работа на тему: "Особенности развития мотивации учения у младших школьников"
методическая разработка

Кухаренко Анна Евгеньевна

Курсовая работа на тему: "Особенности развития мотивации  учения

младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Курсовая работа

по П.М. 03 классное руководство

Особенности развития мотивации  учения

младших школьников

Автор: Девицкая А.Е., студентка 3 «Б» курса

специальности 44.02.02. Преподавание

 в начальных классах

Руководитель: Гетманова Л.В., преподаватель

 высшей квалификационной категории

г. Каменск-Шахтинский

2021 г.


Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………….

1.1. Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника…………………………………………………………………………

1.2. Понятие мотивации в психолого-педагогической науке…………………

1.3. Методы и приёмы развития мотивации учения младших школьников средствами образовательного процесса………………………………………..

Глава II. ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..……………………………………………… 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….……

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………..………….


ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день проблема развития мотивации учения младших школьников является актуальной и социально значимой. Обучение в школе является обязательным и необходимым условием для полноценной жизни человека. Люди могут усвоить социальный опыт только при наличии желания и собственной активности. Поэтому при поступлении в школу,  для родителей и учителей, работающих с детьми, важно, чтобы дети хотели учиться.

Мотивация и ее развитие - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса.

Развитие мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых школой требований заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Проблемой развития мотивации учения занимались отечественные педагоги: В. А. Сухомлинский, М. А. Данилов, А. Н. Леонтьев. Ими были разработаны общепедагогические положения формирования мотивации учения школьников в качестве неотъемлемого компонента разностороннего развития личности. Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности представлены в работах психологов Л. И. Божович, С.Л. Рубинштейн, К. Левин, Д.К. Маккеланд,

 А. Маслоу. И мне, как будущему учителю начальных классов, особенно важно быть компетентной в вопросах изучения особенностей развития мотивации учения у детей начального звена обучения.

   Поэтому в качестве темы нашего исследования мы определили: «Особенности развития мотивации  учения младших школьников».

Объектом исследования выступает деятельность классного руководителя по формированию положительной мотивации учения младших школьников.

Предметом исследования являются методы и приёмы успешной деятельности классного руководителя по развитию мотивации учения младших школьников средствами образовательного процесса.

В качестве цели исследовательской работы определено изучение особенностей деятельности классного руководителя по развитию мотивации учения младших школьников. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Дать психолого-педагогическую характеристику особенностям личности младшего школьника;

2. Раскрыть понятие мотивации в психолого-педагогической науке;

3. Выявить методы и приёмы развития мотивации учения младших школьников;

4. Описать опыт практической деятельности классного руководителя по развитию мотивации учения младших школьников.

Для эффективного разрешения задач данной работы нами была использована следующая совокупность методов научно-педагогического исследования: теоретический: анализ педагогических идей; эмпирический: изучение педагогического опыта.


Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника

В первом параграфе нашей работы прежде, чем раскрыть особенности работы классного руководителя по развитию мотивации учения младших школьников, рассмотрим психолого-педагогическую характеристику данного возраста.

Общепринято считать, что младшим школьным возрастом является возраст детей от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует  годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Очень сильна направленность ребенка на внешний мир. Факты, события, детали, производят на него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на деталях.

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств; общая недостаточность воли - школьник 7 - 8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретение знаний, связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперед.

В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности.

Младший школьный возраст - это вершина детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. (Н.Ф. Талызина)

Под влиянием новой ведущей деятельности у младших школьников формируется более устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими. Одни из них возникают в процессе обучения и связаны с содержанием и формами учебной деятельности, другие лежат как бы за пределами учебного процесса. Последние, в свою очередь, делятся на социальные мотивы и личные. В них отражается стремление к собственному благополучию.

В младшем школьном возрасте существенно развиваются мотивы поведения, которые также начинают характеризовать личность ученика. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы. В исследованиях психологов выявлено, что его идеалы имеют ряд особенностей. Во-первых, они носят конкретный характер. Идеалами, как и в дошкольном возрасте, становятся главным образом героические личности, о которых ребенок слышал по радио, смотрел в кино, читал в книгах. Идеалы младшего школьника неустойчивы, быстро меняются под влиянием новых, ярких впечатлений. Еще одна особенность, характерная для его идеалов, проявляется в том, что он может поставить перед собой цель подражать героям, но, как правило, подражает лишь внешней стороне их поступков.

Младший школьник только ещё  учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет  действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности младших школьников можно закладывать  умения самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения  цели со своими возможностями.

Понимая, что при обычных способах организации учебного процесса индивидуализация учебной работы весьма затруднена, считается ставить важным следующие вопросы: учитель должен видеть, как велики резервы в учебном процессе, не используемые до сих пор. Вместе с тем, необходимо ответить, что эти резервы не могут быть полностью использованы без опоры на достижения современной техники.

Степень достижения познавательных целей отдельным учеником существенно зависит от того, насколько процесс усвоения строится с учетом всех указанных особенностей каждого учащегося. Представления детей о  том, для чего они учатся в школе, у детей младшего школьного возраста достаточно смутные.  В основном их ответы касаются стандартных заученных фраз: «чтобы уметь читать, писать, считать, чтобы много знать, быть умным». Уточнение этих высказываний часто заводит детей в тупик. Наиболее смышлёные высказывают,  что хотят найти в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу своей отдалённости не может стать серьёзным стимулом к учению.

Часто родителям младших  школьников приходится «стимулировать»  интерес к учебной деятельности методом кнута и  пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об учёбе как о нудном, малоприятном деле, которым приходится заниматься только под угрозой расправы или за очень приличное вознаграждение.

Младший школьный возраст  – начало школьной жизни. Вступая  в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для  него ведущей. На протяжении этого периода  у ребенка развивается теоретическое  мышление; он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую  базу для всего своего последующего обучения. Игра способствует активизации  учебной деятельности младших школьников. Успешная учеба, осознание своих  способностей и умений качественно  выполнять различные задания  приводят к становлению чувства  компетентности – нового аспекта  самосознания, который, наряду с теоретическим  рефлексивным мышлением, можно считать  центральным новообразованием младшего школьного возраста. (М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова с 132)

Таким образом, в первом параграфе нашей работы мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику личности ребёнка младшего школьного возраста и пришли к выводу, что данный возраст является важным этапом жизни растущего человека, во многом определяющим дальнейший ход его развития.

Далее для решения поставленных нами исследовательских задач нам необходимо определиться в понимании понятия «мотивация», её видов, классификации и групп, с точки зрения различных авторитетных психологов, к чему мы и переходим в следующей части курсовой работы.

1.2 Понятие мотивации в психолого-педагогической науке

          Мотивы – побуждения к достижению целей. Под мотивами понимаются конкретные причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки, а также отношение обучающегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов во взаимосвязи выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.

В системе обучения классификация мотивов, предполагает деление по видам, уровням, направленностям и содержанию.

1. По видам деятельности:

  • социальные и познавательные;
  • внешние и внутренние;
  • осознанные и неосознанные;
  • реальные и мнимые;
  • самообразующие и побудительные.

2. По уровням

  • широкие социальные мотивы (ответственность, понимание социальной значимости учения; стремление личности через обучение найти роль в обществе, утвердить свой социальный статус);
  • узкие социальные (или позитивные) мотивы (получить признание окружающих, получить достойное вознаграждение за свой труд);
  • мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими (одноклассники, родители, учителя), утверждение своей роли и позиции в группе);
  • широкие познавательные мотивы (удовлетворение от самого процесса обучения и его результатов; учебная деятельность является ведущей ролью в  жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста);
  • учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);
  • мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

3. По направленности и содержанию:

  • социальные (социально-ценностные);
  • познавательные;
  • профессионально-ценностные;
  • эстетические;
  • коммуникационные;
  • статусно-позитивные;
  • традиционно-исторические.

           При традиционном обучении, у обучающихся формируется две группы побуждающих мотивов:

  1. Непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у ребенка за счёт педагогического мастерства учителя, формируя интерес к данному предмету. Эти внешние факторы отражают скорее заинтересованность, но не мотивацию познавательного плана.
  2. Перспективно побуждающие мотивы. Так, например, учитель объясняет школьнику, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить следующий раздел, либо у школьников формируется мотив к обучению, поскольку впереди контрольная работа, или нужно отлично написать самостоятельную работу, чтобы получать высший балл. В этом случае познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой познавательной деятельности.

Анализируя научные исследования можно сделать вывод, что в качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. При этом за всеми перечисленными причинами равно стоят потребности личности во всём их многообразии.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе.

В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребёнок хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребёнок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, его особенно значительные успехи отмечают сладким пирогом или подарком, в зависимости от семейных традиций. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пассивны. Они проявляют интерес чаще всего к наиболее лёгким, не основным дисциплинам, иногда – только к одной, скажем, к физкультуре или музыке. Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками – русский язык и математика, - редко вызывают познавательный интерес. Но и эти интересы менее содержательны, чем у хорошо успевающих детей. Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегчённой учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям.

На уроках русского языка и даже математики их привлекает процесс выписывания слов, переписывания с книги, а не содержание упражнений, правил или математических примеров. Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной материала, сменой конкретных видов работы, наглядной стороной обучения и игровыми элементами урока.

Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), всё же ориентирует ребёнка на качество и результативность учебных действий независимо от внешней оценки, тем самым, способствуя формированию саморегуляции. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, - наиболее ценный мотив, её следует отличать от престижной мотивации.

Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время в мотивации достижения отчётливо проявляется вторая тенденция – мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечёт за собой низкая отметка, недовольства учителя, наказания родителей. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придаёт учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих младших школьников третьего и четвёртого класса отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

К третьему и четвёртому классу у неуспевающих детей возникает особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учёбе мотивы, позволяющие утвердиться в другой области – в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжёлых переживаний.

Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от первого к четвёртому классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.

Для формирования полноценной  мотивации учения младших школьников, важно обеспечить ряд условий. Обогащение содержания личностно ориентированным интересным материалом. Утверждение гуманного отношения ко всем ученикам -  способным, отстающим, безразличным; удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников; организовать интересное общение детей между собой; обогащать мышление чувствами; развивать любознательность; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив; воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Таким образом, во втором параграфе нашей работы мы рассмотрели понятие мотивации в психолого-педагогической науке. Виды, классификацию и группы мотивации учения.

Далее для решения поставленных нами исследовательских задач нам необходимо определить методы и приёмы развития мотивации учения младших школьников средствами образовательного процесса, к чему мы и переходим в следующей главе.

1.3. Методы и приёмы развития мотивации учения младших школьников средствами образовательного процесса

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловливается тем, что для значительной части школьников предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и из-за отсутствия интереса к его достижению.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Мотивация учебной деятельности должна соответствовать её цели и содержанию. Из определения учебной деятельности следует, что это должны быть мотивы приобретения обобщённых способов действий по приобретению знаний, умений.

 Обучение с первого класса должно быть направлено не только на формирование у учащихся базовых знаний и умений, но и положительных мотивов учения. Эффективность учебного процесса прямым образом зависит от того, какие мотивы учащихся являются смыслообразующими.

Существует достаточно много методов развития мотивации учения младших школьников.

К эмоциональным методам мотивации можно отнести: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.

К познавательным методам мотивации относят: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

Волевые методы мотивации представляют собой: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.

К социальным методам мотивации можно отнести: развитие желания быть полезным отечеству, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованности в результатах коллективной работы, взаимопроверка.

Приемов формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности через содержание учебного материала также существует огромное количество. Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке.

1) Прием «Привлекательная цель»

Перед учащимися формулируется простая, понятная и привлекательная для них цель, достижение которой заставляют их волей-неволей выполнять и то учебное действие, которое планирует учитель. Необходимо найти привлекательную цель в сфере непосредственных интересов младших школьников. Не всегда необходимо находить привлекательную цель и произносить ее вслух. Это только один из возможных приемов входа в урок.

2) Прием «Посмотри на мир чужими глазами».

Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Можно предложить ученикам быть в роли цифры, буквы или даже капельки воды. Их это заинтересует и они с удовольствием займут предложенную им роль.

3)Прием «Мозговой штурм»

Проводится на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей.

С целью формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности полезно через преднамеренно допущенные ошибки при выполнении какого-либо задания вызвать реакцию младших школьников на ошибку, выяснить причины и определить последующие действия.

4)Прием «Лови ошибку!»

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Можно указывать на «опасные места» с помощью интонации или жеста.

2. Ученик получает текст или разбор решения задачи со специально допущенными ошибками. Задания могут быть приготовлены и другими учениками.

Большую роль при формировании мотивации младших школьников к учебной деятельности может сыграть прерывание и незавершённость учебной деятельности через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности. С этой целью можно предложить следующие методические приемы.

5)Прием «Открытые проблемы»

 Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать уточняющие вопросы. Вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них - повторение уже известного материала. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

6)Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Перед изучением учебного текста учащимся формулируется целевая установка: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их количество и содержание.

«Тонкие вопросы» требуют простого, однозначного ответа. «Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

7)Прием «Ромашка вопросов»

Ромашка состоит из шести лепестков, на каждом из которых сформулирован вопрос. Данные вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Можно предложить учащимся сформулировать самостоятельно вопросы разного уровня сложности или ответить на имеющиеся. При ответе на вопросы учащиеся анализируют и интерпретируют информацию, строят гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности, а также стимулируют мотивацию к учебной деятельности. Вопросы могут быть следующих видов: простыми, уточняющими, интерпретационными (объясняющими), творческими, оценочными, практическими.

8)Прием «Синквейн»

Использование данного приема дает возможность проверить усвоение основных моментов изученного материала; творчески переработать ключевые понятия темы, способствует умственной активности учащихся, поддерживает высокий уровень познавательного интереса и содействует формированию учебной мотивации. Правила написания син-квейна:

1 строка - тема (одно существительное);

2 строка - описание предмета (два прилагательных);

3 строка - описание действия предмета (три глагола);

4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

9)Прием «Идеальное задание»

Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется. Младшим школьникам предлагается выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

10) Прием «Отсроченная отгадка»

 В начале урока учитель сообщает удивительный факт или загадывает загадку, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод: для становления положительной устойчивой мотивации учитель использует не один прием, а как можно больше путей и методов, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации учения младшего школьника. В комплексе все указанные приемы и методы – достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников. А теперь преступим к рассмотрению опыта практической деятельности классного руководителя по развитию мотивации учения младших школьников.

Глава II. ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В практической части нашей работы мы представим опыт, представленный в статье под названием «Повышение мотивации учения учащихся младших классов» учителя начальных классов муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 117  г. Москвы Мельничук Светлана Юрьевна.

Нами были рассмотрены приёмы и методы деятельности по развитию мотивации учения, используемые учителем на уроках. Как показывают наблюдения, если специальная работа по воспитанию внутренней мотивации не ведется, то у детей с неустойчивым отношением к учению развивается безразличие, равнодушие к учебе.

Светлана Юрьевна строит из понимания того, что для гармоничного развития школьника в начальной школе должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться. В своих педагогических взглядах, педагог ориентировался на документы ФГОС для начальной школы, которые подчёркивают, что именно личность и индивидуальность человека являются результатом образовательного процесса. Светлана Юрьевна считает, что учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения учащегося в такой вид деятельности, который становится желанным, приносящим удовлетворение от участия в нем.

Трудно не согласиться, что характер мотивации учения и особенности личности являются показателями нового качества образования. Таким образом, развитие мотивации в учебно-познавательной деятельности становится одним из актуальных направлений педагогической деятельности.

Мы выделили цель работы Светланы Юрьевны, которая заключается в формировании внутренних мотивов учения (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения.

Ориентируясь на цель, можно выделить следующие задачи:

1) Организовать учебную деятельность таким образом, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.

2) Активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время.

3) Наблюдать за изменениями в структуре мотивов, стараясь повысить объем внутренней мотивации.

В своей работе педагог ориентировался на младший школьный возраст, который достаточно благоприятен для того, чтобы заложить основу умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем. Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение знаний. Учебный процесс должен быть построен так, чтобы учащийся видел свое продвижение вперед. Работу по формированию внутренних мотивов начинаю с исследования мотивации путем наблюдения, анкетирования, бесед с учащимися и родителями.

Для формирования внутренних мотивов педагог использует такие приемы и методы:

1. создание условий для возникновения проблемных ситуаций;

2. частично-поисковый и исследовательский прием;

3. подбор интересного дидактического материала с использованием ИКТ;

4. подача учебного материала через сказочных персонажей;

5. использование театрализованной наглядности;

6. создание ситуации успеха через выполнение заданий;

7. соотнесение учебного материала с жизненной ситуацией;

8. разнообразие форм обучения и воспитания: уроки-путешествия, интеллектуальные игры, творческие работы, проектная деятельность, игровые программы, выставки, экскурсии.

Анализируя работу Светланы Юрьевны, мы можем сказать, что развитие учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый, целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков- викторин, уроков-исследований, уроков-игр, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, внеклассную работу. Основной же формой организации учебного процесса в начальных классах, обеспечивающей развитие мотивации учащихся, учитель выявляет комбинированный или смешанный урок. Составляющими компонентами такого урока являются дифференцированные задания, которые позволяют на каждом этапе урока создавать ситуацию успеха и развивать учебно - познавательную мотивацию учащихся. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приемов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

  1. Организационный момент – позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. Необычное начало урока через использование музыкальных фрагментов, юмористические минутки помогают обеспечить психологическую готовность, эмоциональный настрой учащихся к уроку.
  2. Этап проверки домашнего задания – можно использовать прием «Лови ошибку»: дети решают учебную задачу, в условие которой заранее внесены ошибки, выясняют причины ошибок и определяют дальнейшие действия.
  3. Актуализация знаний – на этом этапе урока, с целью формирования у учащихся положительного мотива, предложенные задания должны соответствовать способностям ученика: задания по карточкам – помощницам - предлагается детям, которые ранее не справились с работой; задания по заданному алгоритму- предлагается детям, которые были незнакомы с работой такого вида; а учащимся, выполнявшим подобную работу и успешно справившимся с ней, предлагается задание – самостоятельно найти решение интересной проблемы. Можно предложить такие приемы: «Шифровка» - тема урока предлагается в зашифрованном виде или в схеме задания, дети разгадывают и сами формулируют тему урока; «Базовые вопросы» - вопросы по теме урока, отвечая на которые, ученики обнаруживают «область незнания» и намечают дальнейший план работы.
  4. Изучение нового материала – можно использовать прием «проб и ошибок». С новым материалом дети знакомятся с помощью карточек с заданиями, демонстрационных наглядных пособий, работают по заданному алгоритму, составляют схемы, опорные конспекты.
  5. Первичное закрепление материала – можно предложить развивающее задание на основе учебного материала. На этом этапе урока используется эмоциональная разгрузка, смена задания по желанию ребенка, помощь класса, «подсказка» (учебник). Ученик преодолевает трудности, закрепляет успех, появляется желание вновь получить положительные результаты.
  6. Применение полученных знаний – учащиеся сами выбирают объем заданий и степень трудности: часть заданий – это простейшие действия по образцу; другая часть заданий –это самостоятельное выполнение стандартных операций, умение сопоставлять, классифицировать; остальные задания – на умение применить знания в новой ситуации, решение нестандартных задач. Ситуация успеха на этом этапе обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс интересным и привлекательным для учащегося.
  7. Обобщение и систематизация полученных знаний – на этом этапе учащимся можно предложить поработать в группах, парах. Ребята ищут решения проблемно-поисковых заданий, выполняют задания творческого характера. При организации групповой работы создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли; дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями; ребенок начинает понимать свою значимость; вырабатываются навыки общения; ребенок учится оценивать свою работу и работу своих сверстников.

Особое место Светлана Юрьевна отводит игровым ситуациям на различных этапах урока. Наиболее ценным в работе учителя, мы считаем прием формирования мотивации в обучении, а именно с помощью дидактической игры, которая повышает интерес к учебной деятельности, работоспособность, развивает творчество, самостоятельность. Пример такой игры-«Гости». Проводить лучше при проверке и закреплении знаний. Игра занимает немного времени, но показывает, как у ребенка усвоен материал.

Наряду с дидактическими играми, занимательными заданиями педагог развивает и сохраняет учебную мотивацию с помощью загадок, ребусов, красочной наглядности, любимых сказочных героев. Поддерживает постоянный интереса к предмету обеспечивает  через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала. Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить, что тоже оказывает значительную роль в формировании положительной мотивации в процессе учебы. Развитию мотивации способствует организация внеурочной деятельности: интеллектуальные игры, праздники, конкурсы, конференции, привлечение учащихся в различные кружки и спортивные секции. Одним из наиболее продуктивных методов развития мотивации младших школьников является метод исследовательских проектов. Мотивацией к работе над проектами являются: личный интерес учащихся, самореализация, создание ситуации успеха. Лучшие работы представляются на научно-исследовательских конкурсах и конференциях. Поддержать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность позволяет «Портфолио учащегося», где фиксируются накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.

Как показывает опыт педагога, использование данных приемов оказывает положительное влияние на развитие познавательной, личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемые на уроках и во внеурочной деятельности благоприятные моменты способствуют развитию учебной мотивации.

Верное суждение педагог описал в статье, что мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Анализируя опыт работы учителя начальных классов Мельничук Светланы Юрьевны, мы пришли к выводу, что мотивация является важным компонентом учебной деятельности: через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету, осознается его значимость для развития личности; формируя положительную мотивацию можно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей курсовой работе мы рассмотрели особенности развития мотивации учения младших школьников.

Так, в первом параграфе нами была представлена психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника. Мы пришли к заключению, что данный возраст является важным этапом жизни растущего человека, во многом определяющим дальнейший ход его развития. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости и деградации личности.

Кроме того, в своей работе мы описали специфические особенности мотивации как важного психического познавательного процесса.  Изучив различные мнения психологов и педагогов, мы пришли к пониманию, что мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру и различным видам деятельности. На протяжении этого периода  у ребенка развивается теоретическое  мышление; он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую  базу для всего своего последующего обучения.

Поэтому для решения поставленных нами исследовательских задач, мы определили методы и приёмы развития мотивации учения младших школьников средствами образовательного процесса. Исходя из результатов третьего параграфа, можно сказать, что для становления положительной устойчивой мотивации учитель использует не один метод или прием, а как можно больше путей в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации учения младшего школьника. Основными группами методов мы выделили: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные. Приемов формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности также существует огромное количество: «Привлекательная цель», «Посмотри на мир чужими глазами», «Мозговой штурм», «Лови ошибку!», «Открытые проблемы», «Тонкие и толстые вопросы», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Идеальное задание» и «Отсроченная отгадка».  В комплексе все указанные приемы и методы – достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.

В практической части нашей работы мы представили опыт, из статьи под названием «Повышение мотивации учения учащихся младших классов» учителя начальных классов Мельничук Светланы Юрьевны.

Опыт работы учителя и результаты его применения убедили нас в том, что мотивация является важным компонентом учебной деятельности: через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету, осознается его значимость для развития личности; формируя положительную мотивацию можно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

В своих педагогических взглядах, педагог ориентировался на документы ФГОС для начальной школы. Для формирования внутренних мотивов Светлана Юрьевна использует такие приемы и методы как: проблемные ситуации, частично-поисковый и исследовательский прием, интересный дидактический материал с использованием ИКТ, театрализованная наглядность, ситуации успеха через выполнение заданий, соотнесение учебного материала с жизненной ситуацией, уроки-путешествия, интеллектуальные игры, творческие работы, проектная деятельность и др..

Основной же формой организации учебного процесса в начальных классах, обеспечивающей развитие мотивации учащихся, учитель выявляет комбинированный или смешанный урок. Составляющими компонентами такого урока являются дифференцированные задания, которые позволяют на каждом этапе урока создавать ситуацию успеха и развивать учебно - познавательную мотивацию учащихся. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приемов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Таким образом, нами были решены все поставленные задачи и достигнута цель курсовой работы.

Дальнейшее изучение данной проблемы мы осуществим в ходе написания выпускной квалификационной работы. Кроме того, нам предстоит провести и проанализировать результаты собственного опытно-экспериментального исследования по развитию мотивации учения младших школьников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочной деятельности

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...

курсовая работа по теме: "Экологическое образование через воспитание трудолюбия младших школьников"

В Данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы по теме трудового и экологического воспитания младших школьников. Даётся теоретическое обоснование проблемы  воспитания трудол...

Интеграция как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников

В последние годы в России отмечается рост осознанного интереса к повышению качества образования. Именно поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка учебной мотивации на осно...

Психолого-педагогические основы развития мотивации учения

Материал предназначен для педагогов ОУ...

Развитие лингвистической компетенции у младших школьников средствами современных образовательных технологий

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция выступает как инте...

Интерактивная доска как средство повышения мотивации познавательной деятельности младших школьников

Материал полезен при разработке воспитательных мероприятий и внеурочных занятий...

курсовая работа на тему "Особенности представлений о конкретизации мер времени у младших школьников с нарушением интеллекта"

На сегодняшний день повышение качества специального образования является одной из важных проблем Российского образования. Одной из первых задач обучения детей с нарушениями интеллекта является обеспеч...