ВКР
материал

Татьяна Олеговна Данилова

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr._zarubina_t.docx43.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования продуктивного

 чтения…………………………………………………………………….8

  1. Технология продуктивного чтения……………………………...8
  2. Понятие техники чтения…………………………………………..15
  3. Традиционные приемы формирования техники чтения  ……..21

Глава 2. Особенности работы по формированию техники

 чтения в рамках технологии продуктивного чтения.

2.1. Специфические приемы работы по формированию техники

 чтения в рамках технологии продуктивного чтения.

2.2.Обобщение опыта работы по формированию техники чтения в рамках технологии продуктивного чтения………………

Заключение……………………………………………………………….31

Литература………………………………………………………………..32

Введение

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет.  

   Перемены в современном обществе, принятие нового Федерального образовательного стандарта требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования.

    Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» актуальным становится вопрос «Как учить?» или, точнее,  «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы:  «Чему мне нужно научиться?» и  «Как мне этому научиться?»

    Основное правило работы учителя сегодня – не давать ребенку знания в готовом виде. Он сам должен добыть продукт, необходимый для дальнейшего развития. Поэтому сегодня востребовано продуктивное чтение.

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактульной информации ведется переработка   всех видов текстовой информации, что приводит к глубокому пониманию текста. Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно воспринимать текст. Продуктивное чтение - это чтение, которое дает продукт, т.е. результат. Продуктом или результатом является максимум информации и глубина понимания.

Традиционно под техникой чтения понимают навыки и умения чтения, которые обеспечивают перцептивную   переработку письменного текста, перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы – восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями.

Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом “техника  чтения”, принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Все, что относится к технической стороне чтения, конечно, весьма значимо, но оно подчинено все той же смысловой стороне.

Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:

-значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

-содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

-предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

-основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Техническая сторона чтения, техника чтения, охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению.

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту.

Из пяти основных способов чтения: плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов ни один не является продуктивным.  Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

Следующий показатель навыка чтения – это правильность.

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно. Формирование техники чтения в рамках технологии продуктивного чтения имеет свою специфику свои отличительные черты, а значит и методика тоже будет специфической. Содержанием работы мы пытаемся эту специфику выявить и объяснить. Тем сложнее сделать это, что некоторые отличительные тонкости  неопытными учителями не замечаются, не отрабатываются, а потому впоследствии тормозится и процесс формирования продуктивного чтения.

    Актуальность данной проблемы послужила основой для избрания ее в качестве темы «Специфика работы по формированию техники чтения в рамках технологии продуктивного чтения».

Объект: процесс обучения технике чтения в рамках  технологии продуктивного чтения

Предмет: специфические приемы  формирования техники чтения по технологии продуктивного чтения.

Цель: описательно представить специфические  приемы формирования техники чтения в рамках технологии продуктивного чтения.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение  следующих задач.

Задачи:

  1. Описание основных положений технологии продуктивного чтения;
  2. Выявление различий в приемах техники чтения двух методических систем    через сравнительную характеристику первых учебных книг;
  3. Описание специфических  приемов формирования техники чтения в рамках технологии продуктивного чтения.

Дипломная  работа состоит из введения, двух теоретических частей, заключения и списка литературы.

Полученными результатами теоретического исследования в своей работе могут использовать молодые специалисты для глубокого понимания   формирования техники чтения в рамках технологии продуктивного чтения

Глава 1. Теоретические основы формирования  продуктивного чтения

  1. Технология продуктивного чтения.

     Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к взяточничеству, поощряя их, например, шоколадом или чем-то иным, или разрешают играть в компьютерные игры после того, как они прочитают несколько страниц. Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской,  приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке.[20]

     Школьная практика подтверждает, что в досуге младших школьников чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к чтению заметно снижается. Главная проблема заключается в неумении школьников находить в тексте нужную информацию и интерпретировать её. Следовательно, одной из важнейших образовательных задач является обучение пониманию текста.[20]

      Что значит понимать текст? Во-первых, разбираться в событиях, фактах, описанных в нем. Эту текстовую информацию называют фактуальной или фактульной. Во-вторых, в художественном тексте часто бывает необходимо понять информацию, заложенную между строк, – подтекстовую. И, наконец, самое главное – добиться понимания смысла текста, или осознания  концептуальной информации. Это мысли и чувства автора, создающего текст, которыми он хочет поделиться с читателями.

    Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

    Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.[17]

Учащиеся осваивают технологию и во внеурочное  время, работают не  с учебной литературой,  чувствуют себя более расковано и уверенно,  лучше раскрывают свой потенциал. Это затем позитивно отражается   на успехах, которых они достигают на уроках.

      Развивающиеся при этом навыки работы с текстом  являются эффективным «орудием», позволяющим ребёнку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и литературного чтения, окружающего мира и русского языка.

       Хочется отметить, что данная технология отвечает требованиям Федерального образовательного стандарта. В ее основе лежит деятельностный подход в обучении, обеспечивающий формирование функционально грамотной личности и ориентированный на развитие у учащихся ключевых компетенций.  Технология продуктивного чтения  направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

      Безусловно верно то, что включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом способствует как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи.[14, 42]

Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

2. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

3. Постановка целей урока, с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста.

2. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

3. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

4. Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста.

5. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

6. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

2. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

3. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.

4. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

5. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

6. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

7. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

8. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).[17]

    Чем же традиционный урок отличается  от продуктивного чтения?

Традиционный урок:

До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас       узнаем      о писателе и прочитаем…»

Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.

После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.

Продуктивное чтение:

До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.

Задача учителя– сформировать у учеников читательские умения и навыки, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

   Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией. [19]

   Можно заключить, что формирование типа правильной читательской деятельности является сложным процессом, тем более у младших школьников, в котором находят свое выражение знания ребенка, планирование своей деятельности учителем, целеполагание.

Технология направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того,  на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зелёным). Задания на предметный результат обозначены точкой серого цвета. Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой. [1, 77]

Познавательные УУД:

1)  формируем умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.[17]

Современный урок «Литературного чтения» должен быть таким,  чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока у него началось его личностное вхождение в культуру, таковы требования ФГОС.

Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии  продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.[8]

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке. Но освоение данной технологии требует отработки основ техники чтения, без которой невозможно достижение обозначенных  результатов.[20]

1.2. Понятие техники чтения.

   В основе любого речевого умения лежат определенные навыки – действия, которые человек совершает автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает. Процесс чтения базируется на технической стороне, т.е. на навыках которые представляют собой автоматизированные зрительно-речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением, на основе которых происходит узнавание и  понимание письменных знаков и письменного текста в целом и, следовательно, реализация коммуникативного умения чтения. К речевым умениям чтения относят владение различными технологиями извлечения информации из текста, их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. В основе этих умений лежит техника чтения. Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, ясно, что на начальном этапе обучения чтению необходимо сформировать технику чтения.[1,80]

Техника чтения - это совокупность навыков и механизмов звукового и интонационного оформления графических символов языка. Анализируя навык сформированности техники чтения у ребенка, следует выделить его комплексный состав:   уровень напряжённости, степень активность, возбудимость, то есть готовность к включению, отсутствие лишних движений, то есть экономичность, целостность и плавность, определённую скорость протекания действия.

В понятие «техника чтения» вкладывается, во-первых, владение учащимися букво-звуковыми соотношениями: во-вторых, умение объединять воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы) и правильно оформлять их интонационно.[9, 112]

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммутативным, эмоционально устойчивым.

Базовым элементом включения человека в современную цивилизацию является чтение.   Основной задачей компетентностного обучения на уроках чтения является не просто овладение предметными знаниями, а умение эффективно применять их на практике как средство, инструмент решения разнообразных жизненных задач.  На  всех  уроках,  не  исключая  и  уроки  чтения,  учитель должен  помочь  ученику  стать человеком,  который  может  работать  в команде,  который  хорошо  ориентируется  в  огромном  потоке  информации,  который  сможет  принимать  самостоятельные  решения,  быть инициативным,  коммуникабельным.   Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. [10, 14]  Что значит учить детей читать?  Каждому учителю хорошо известен ответ на этот вопрос.  Действительно,  все знают,  что ребёнка  надо научить «узнавать в лицо»  буквы,  слитно  «озвучивать»  их  последовательность и «извлекать» из произнесённого смысл.  Первые два компонента составляют так называемую технику чтения, а последний – понимание читаемого. 

Навыки и умения т. ч. связаны с правильным произнесением при чтении вслух или при внутреннем проговаривании, они формируются уже во вводно-фонетическом курсе параллельно с освоением соответствий между графемами и фонемами и овладением умениями в других видах речевой деятельности. Упражнения, направленные на выработку этих умений, строятся на произнесении усложняющихся элементов – букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний (синтагм), предложений, микротекстов. Начиная с уровня слова, озвучивание элементов необходимо сочетать с установлением значения произносимого. Скорость чтения – важнейший показатель техники чтения. Добиться быстрого чтения можно при уменьшении доли громкого чтения уже на начальном этапе обучения.

    В понятие «техника чтения» вкладывается, во-первых, владение учащимися букво-звуковыми соотношениями: во-вторых, умение объединять воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы) и правильно оформлять их интонационно.

В основе формирования техники чтения лежат следующие операции:

Соотнесение зрительного/графического образа речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом;

Соотнесение слухоречедвигательных образов с их значением.

Речевой единицей может быть слово, синтагма или абзац. Р.К.Миньяр-Белоручев выделяет три основных компонента техники чтения:

А. Зрительный образ речевой единицы.

Б. Речедвигательный образ речевой единицы.

В. Значение.

Задачи учителя при формировании техники чтения заключаются в том, чтобы:

Как можно скорее миновать эту промежуточную стадию проговаривания и установить прямое соответствие между графическим образом речевой единицы и ее значением (сознательность чтения);

Последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести ее как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения (беглость).
 Современная начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, развитыми (с учётом возраста) нравственно-эстетическими и гражданскими чувствами. 
 Чтобы воспитать такого читателя, нужно стараться решать следующие задачи: 
- сформировать у обучающихся правильный навык чтения;

- постоянно развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность; - научить работать с учебной и детской книгой;
- обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов.[12, 27]

   Непременное условие продуктивной деятельности человека ХХI века – освоение техники быстрого чтения, овладение оптимальным чтением.

 Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 – 150 слов в минуту.  Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека.

 Приёмы развития оптимальной скорости чтения
- заинтересовать ребёнка (учащиеся закрывают закладкой часть текста и, дойдя до неё, пытаются предположить, что будет дальше, потом сравнивают свои предположения с текстом)
- чёткое произношение скороговорок (вначале проговаривание беззвучное, затем шёпотом, потом только вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром темпе – пять раз и более) (Боря Ире дал редиску, Ира Боре – барбариску и др.)
- чтение перевёртышей (справа налево) (Анна, барабан на!)
- чтение в темпе скороговорки (не более 30 секунд); затем учитель останавливает учеников и предлагает читать медленнее, красиво, выразительно.

- многократное чтение с определёнными заданиями. После того как новый рассказ прочитан и осмыслен  детьми,  предлагается начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого чтения. Увеличение количества прочитанного текста вызывает положительные эмоции ученика. [15, 61]
 В практике часто используется и такой приём: указывается слово, до которого дети должны дочитать, и поднять руку. Чтобы проконтролировать чтение, задаются вопросы по содержанию прочитанного. 
Работая над развитием оптимальной скорости чтения, хороших результатов можно добиться, лишь внедряя систематические упражнения и проблемно – поисковый стиль мышления. Важно творчески использовать различные приёмы, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.
- жужжащее чтение.  Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. 
- ежеурочные пятиминутки чтения.  На каждом уроке (математики, рус.  яз. и т.д.) 
- успевай следить за учителем!» Учитель громко читает текст, варьируя скоростью чтения, школьники следят и стараются успеть читать за ним про себя. Проверка: внезапная остановка чтения учителем. 
- чтение вслух «по цепочке» 
- чтение перед сном (учителю следует спросить, что перед сном вместе с родителями читал вчера ребёнок)
- упражнение «Голова и хвост» (учитель или ученик начинает читать предложение, обучающиеся быстро находят его и дочитывают все вместе)[16, 28]
В работе по совершенствованию техники чтения можно использовать памятку «Учись читать правильно»
1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова.
3. При чтении будь внимательным к каждому слову.
4. Старайся понять, о чём читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и про себя.

  Работая над формированием навыка оптимального чтения, нельзя забывать работу над выразительностью чтения. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие обучающихся, способствует повышению культуры устной речи, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства.  Поэтому часто при чтении художественных произведений используют живое слово актёра (в грамзаписи).
В работе над формированием умения читать выразительно, можно использовать памятку «Как подготовиться к выразительному чтению» 
1. Читай текст внимательно.
2. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживание героев, автора.
3. Определи своё отношение к событиям.
4. Мысленно представь себе их.
5. Продумай и выбери интонационные средства – тон, темп чтения, пометь паузы, поставь логические ударения.
6. Прочитай текст для себя вслух.
7. Прочитай текст выразительно. 
Использование на уроках перечисленных упражнений, приёмов помогают учителю сделать урок интересным, активизировать познавательную деятельность обучающихся, привить им любовь к процессу и урокам чтения. [2, 55]
 В наш век научно – технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема отсутствия читательского интереса у сегодняшних учеников знакома многим. 
 Для поддержания интереса к чтению можно оформить в кабинете стенд «Замок читателей». В этом замке у каждого из учеников своя башня.  «Строить» её можно из «кирпичей», каждый из которых прочитанная книга. Прочитал книгу – закрасил «кирпич», написал на нём автора и название. Хорошо видно башни тех, кто много читает.

 Пути формирования умения читать
1. Ведение читательских дневников.
2. Проверка техники чтения.
3. Тесное сотрудничество с библиотекой для развития читательского интереса (библиотечные уроки).
4. На лето предлагать список книг для чтения.
5. Сочинения «Самая интересная, интересная книга».
6.  Можно оформить уголки чтения (план устного рассказа о книге, план рассказа о писателе, план письменного отзыва о прочитанной книге).
7. Ведение календаря замечательных дат, связанного с творчеством детских писателей.

 Активных читателей надо поощрять, чтобы образцом для подражания в детском коллективе стал читающий, думающий ученик. В начале года можно объявить конкурс «Лучший читатель», в конце года подвести итоги.[3, 30]

 Таким образом, психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более двухсот факторов. Главным же фактором является умение бегло читать.  От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят успехи в учении на протяжении всех школьных лет.

1.3. Традиционные приемы формирования техники чтения

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".

К. Д. Ушинский.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов изучающего чтения.

 Использование этих приемов предусматривается и в рамках технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанной профессором Н.Н. Светловской.

 Творческие задания для обучающихся. Задания должны быть направлены на выявление эмоционального отношения детей к литературному произведению, осмысление школьниками содержания текста, развитие у них воображения и т. д.[6, 31]

Упражнения, развивающие гибкость и скорость  чтения про себя и вслух

«Игра в прятки»

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

Чтение со счетом слов

Памятка:

1) плотно сожми губы и зубы;
2) читай только глазами;
3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

Чтение под звуковой ориентир

На магнитофон начитывается текст с определенной скоростью. Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучивать текст синхронно с магнитофоном. Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребенка рукой означает – читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. При этом скорость звучания «звукового ориентира» постепенно возрастает. Если в классе нет магнитофона, можно использовать игровое упражнение «Догони». Дети читают отрывок текста хором, вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать».

Упражнения на развития навыка осознанного чтения

 Логические упражнения

1) Что общего в этих словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2) Назови одним словом.

Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна.

3) Какое слово лишнее?

Красивый, синий, красный, желтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.

4) Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.

Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксер.
Молоко, нерест, тарелка.

6) Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти  слов в скобках существует такая же связь. Найди четвертое слово.

а) Песня – композитор, самолет – … (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель).
б) Школа – обучение, больница – … (доктор, ученик, лечение, больной).
в) Нож – сталь, стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть).

7) Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул. Диван. Коза, овца, стол.
Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

 Игры по составлению слов

1) Найди слово в слове.

гроза                                 газета                             кустарник
шутка                               поднос                           шоколадка
часовщик                         щепка                             ярмарка

2) Закончи предложение.

По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр.

3) Шарады.

Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдется без труда.

(Картина).

С буквой К живу в лесу.
С буквой Ч овец пасу.

(Кабан – чабан).

4) Найди название животных среди строк.

Насос сосет речную воду, 
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой, 
Здесь хорошо бродить одной.[7, 72]

 Упражнения на формирование навыка правильного чтения

1) Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).

2) Повтори, что сказал учитель:

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

3) Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишья, предложения, текста).

4) Чтения слов, отличающихся одной буквой.

Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска.

5) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое;  кукла, мама, папа, лапа, ложка.

6) Чтение «перевертышей».

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

Упражнения на развитие выразительности чтения

1) Чтение предложений с разной интонацией.

2) Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания.

3) Словарь настроений.

В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение).

 Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.

Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.[7,73]

Приемы прерывания чтения обучающихся:

рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;

"включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?..";

формулировка максимально «свернутого», "сжатого" вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?".

 Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными. Комментарий не должен превращаться в беседу.

Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями.[12, 27]

Использование антиципации

 Использование цветных геометрических моделей жанров и тематики литературных произведений (цвет геометрической жанровой модели символизирует тематику произведения:

  • коричневый — о животных;                           треугольник – стих-е
  • желтый — о детях;                                           круг - сказка
  • зеленый — о природе;                                     прямоугольник - рассказ
  • красный — о Родине;                                       квадрат - УНТ
  • голубой — о приключениях, о фантастике;  ромб - басня

например, зеленый треугольник обозначает стихотворение о природе, коричневый круг — сказку о животных и т.д.).

Работа с буквами ,символами, шифрами, схемами:

*восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.

Ба…ов, Уш...нский, Паус...овский, Биан...и, ...сеева, ...ысоцкая.

(Житков)

*Исключение иностранных букв:

QМАRЛSЬWЧFИGКN - ЗVВZЕЗJSДQА

(«Мальчик- звезда»)

О И М Р Ц

(Мориц)

Б И А Н К И

Ж И Т К О В

(Бажов)

*Чтение имени автора с зашифрованными буквами:

1ИК2ЛАЙ (Николай

1ИК2ЛАЕ2ИЧ Николаевич

12С23 Носов)

*Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные. 

«ПРНЦСС Н ГРШН»

(«Принцесса на горошине»)

*В данном упражнении слова предопределяются аналогичным образом, но по согласным:

Е Е И Е У Ы А Ы

(«Бременские музыканты»)

 Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку.

Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки

(Михалков –фамилия поэта, другие – прозаики)

Выделение фамилии автора из данного перечня по нескольким признакам одновременно.

И.А. Крылов, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский

(Крылов – баснописец)

Определение названия произведения путем продолжения цепочки, разбросанным морфемам:

З В Л

(времена года)

продолжите цепочку и определите название произведения

(Осень).

*По разбросанным по доске морфемам слов ученики определяют тему урока:

уч пол иц ы ие ов скрип

(«Скрипучие половицы»)

 Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад.

*В названии произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка одно слово.

Первая часть этого слова является приставкой в слове приуральский.

Вторая часть — буква в русском языке всегда ударная.

Последняя часть — слово мышь, написанное с грубой орфографической ошибкой.

(«Приёмыш»)[13,73]

   Можно сделать следующие выводы, что овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение - один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Необходима систематическая и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения. Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы. Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон - смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы, И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших. 

Глава 2. Особенности работы по формированию техники

 чтения в рамках технологии продуктивного чтения.

2.1. Специфические приемы работы по формированию техники

 чтения в рамках технологии продуктивного чтения.

Методические приемы организации продуктивного чтения.

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Задай вопрос

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

Составь задание

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

Кубик Блума

О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.[16, 28]

Аналитик

Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

Драмогерменевтика

Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика»  или  «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.

Пометки на полях

Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.

Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 60% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.[1, 78]

Виды работ над текстом: 

1.Чтение произведения и определение его жанра.

2.Чтение и пометка непонятных слов.

3.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

4.Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.

5.Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

6.Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.

7.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

 8.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

9.Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).

10.Чтение, деление текста на части.

11.Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.

12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

13.Чтение текста и сбор пословицы из слов.

14.Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

15.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).[11, 75]

Итак,  использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.

2.2.Обобщение опыта работы по формированию техники чтения в рамках технологии продуктивного чтения

В ходе теоретического анализа педагогической и методической литературы нами были описаны сущность и содержание понятия "техника чтения", педагогические условия его развития, особенности развития навыка у учащихся начальной школы.

Главной задачей опытно-экспериментальной работы была задача выявить эффективность применения различных методов и приёмов развития техники чтения учащихся начальных классов, диагностика навыка чтения на различных этапах его формирования.

В ходе теоретического анализа педагогической и научно - методической литературы были выявлены  упражнения, способствующие развитию техники чтения на уроках в начальной школе.

Экспериментальные исследования проводились на базе МОУ Вознесенской СОШ в 1 экспериментальном классе на протяжении учебного года 2015-2016.

Опытно- экспериментальная работа проходила в несколько этапов:

1 этап - констатирующий эксперимент (диагностика уровня развития навыка чтения - скорости, правильности, выразительности, осознанности, способа чтения; диагностика индивидуально - психологических особенностей учащихся и читательского кругозора);

2 этап - формирующий эксперимент(реализация  упражнений, направленных на развитие техники чтения) ;

3 этап - анализ результатов опытно-экспериментальной работы,

На первом этапе исследования применялась методика Г. Айзенка по изучению индивидуально-психологических черт личности, наблюдения за учащимися (приложение 1). В выборе средств диагностики мы руководствовались теорией методики обучения чтению профессора Светловской Н.Н. Согласно этой теории работа по формированию правильной читательской деятельности, читательской самостоятельности начинается с диагностики психологического портрета класса, определения среднего уровня скорости чтения, качества чтения и читательского кругозора детей[23].

Для определения скорости и качества чтения были использованы замеры, которые проводились с помощью текстов для проверки техники чтения учащихся из методического пособия В.Г. Горецкого, Л.И. Тикуновой (приложение 2). При проведении экспериментального отслеживания техники чтения соблюдались условия, характерные для любого мониторинга: системность и продолжительность во времени, сравнимость, объективность, комфортность.

Велось отслеживание по направлениям: темп чтения, правильность, выразительность, осмысленность.

Перед проведением замеров была изучена методическая литература и выявлены следующие требования, предъявляемые к технике чтения учащихся начальной школы: к чтению учащихся начальной школы предъявляются следующие требования:

- "1-й класс. Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

- 2-й класс. Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

- 3-й класс. Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами "про себя" и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

- 4-й класс. Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста"[24].

Существуют ориентировочные нормы по темпу чтения[25,32].

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

класс

1 полугодие

2 полугодие

1

20-25 слов

30-35 слов

2

45-50 слов

55-60 слов

3

65-70 слов

75-80 слов

4

85-90 слов

95-100 слов

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

класс

1 полугодие

2 полугодие

1

30-35 слов

40-50 слов

2

55-60 слов

65-70 слов

3

75-80 слов

85-90 слов

4

95-105 слов

110-120 слов

При проверке темпа чтения учитываются все слова, даже слова состоящие из одной буквы. Учителю не следует ставить оценку только за темп чтения. Оценка ставится по комплексу, в который входят понимание, правильность, выразительность.

Анализ процедуры оценки смысловой стороны чтения позволяет сделать вывод о том, что эта процедура носит субъективный характер, так как зависит от выбранного метода диагностики и опыта исследователя. Стандартизированные процедуры оценки смысловой и технической сторон навыка чтения авторами не представлены.[44]

Для определения читательского кругозора проводилось анкетирование детей (приложение 3).

По методике Г. Айзенка было выявлено, что большинство детей 1  класса являются флегматиками и меланхолики. Многие дети имеют высокий уровень тревожности. Они медлительны, нерешительны, имеют невысокую скорость чтения. Холерики и сангвиники в классе тоже есть, но их мало. Скорость чтения этих детей выше.

Тип темперамента учащихся 1 класса

И.

Темперамент

Темп чтения

1. Даяна

флегматик

15 слов

2. Жанна

сангвиник

20 слов

3. Инкар

сангвиник

28 сл

4. Ира

флегматик

20 сл

5. Мади

меланхолик

25 сл

6. Асанали

флегматик

15 сл

7. Настя

сангвиник

40 сл

Учителю при работе с детьми и оценке навыка чтения важно знать к какому типу темперамента относится тот или иной ребёнок. "Не следует ставить оценки только за темп чтения, следует указывать как читает ребёнок: в норме, выше нормы или ниже нормы, но при этом необходимо учитывать тип нервной системы ребёнка"[13 ,33].

Изменить скорость речи ребёнка очень трудно, а порой и небезопасно для его психики. Воздействовать на таких ребят необходимо , соблюдая такт. Кропотливая и длительная индивидуальная работа позволяет добиться значительных сдвигов в нормализации техники чтения"[40].

Конечно, тип темперамента ребёнка не изменить, но повысить технику чтения, используя  упражнения возможно.

Наблюдения за учащимися 1  класса показал, что у большинства из них существует ряд проблем:

-прочитывание слов с ошибками; - мал объём слуховых и зрительных восприятий; - недостаточно сформирована устойчивость внимания; - словарный запас у учащихся снижен и как следствие плохо развита речь; - слабо развит артикуляционный аппарат; - низкий уровень развития мышления и памяти; - узкий читательский кругозор.

Исходя из этих данных, были выявлены следующие направления в работе с учащимися экспериментального класса:

1) Повышение скорости и одновременно качества чтения.

2) Развитие речи, памяти и внимания учащихся.

3) Расширение читательского кругозора.

Для работы по выбранным направлениям были использованы творческие упражнения - это зрительные диктанты. Разработанные профессором И.Т. Федоренко, буквенные и цифровые таблицы А.Т. Степанищева, упражнения по совершенствованию техники чтения системы Зайцева В.Н..Упражнения на развитие речевого дыхания. Проводилась артикуляционная гимнастика и различные упражнения. Велось систематическое отслеживание техники чтения учащихся.

Отслеживание техники чтения помогает учителю разделить класс на группы детей, читающих в одном темпе, для проведения в дальнейшем индивидуальной и групповой работы.

Традиционно важно выделить три такие группы: дети, темп чтения которых превышает нормативные требования первого полугодия; дети, темп чтения которых соответствует нормативным требования первого полугодия; дети, которые не выполняют требования программы.

Заключение

Цель работы: описать специфические  приемы формирования техники чтения в рамках технологии продуктивного чтения.

Проведя анализ теоретической литературы можно сделать следующие выводы: используя  на уроках литературного чтения описанные  выше виды работы над текстом способны влиять  на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.

  Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке. Но освоение данной технологии требует отработки основ техники чтения, без которой невозможно достижение обозначенных  результатов.

Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более двухсот факторов. Главным же фактором является умение бегло читать.  От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят успехи в учении на протяжении всех школьных лет.

Литература

  1. Бессчастная Е. И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников.// Начальная школа. — 2000, № 9 с.76–80
  2. Голушко Н.И. Приёмы обучения чтению// Начальная школа: журнал. – 2010. – №8. – с. 54-56.
  3. Гусарова  Л. А. Нескучное чтение: формирование умения читать// Начальная школа.-2009.-№7.-с. 30.
  4. Калинина И. Л. Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы// Начальная школа.-2009.-№2.-с.10.
  5. Климанова Л. Ф. Обучение чтению в начальных классах.// Начальная школа. — 1999, № 9 с.30–38
  6. Коробейникова В. Н. О некоторых приемах обучения чтению// Начальная школа.-2007.-№11.- с.31.
  7. Крылова И.К. Упражнения для формирования навыка чтения.// Начальная школа: журнал. – 2011. – №8. – с. 72-73.
  8. Куликова И. Читать меньше, чтобы читать больше (развитие техники чтения в 1-3 классах).-ВКН.: папка 2.-№5.
  9. Курганов С.Ю. Как учат читать в школе диалога культур// Школьные технологии.-2002.-№2.-с.112.
  10. Маланов С.В. Технолого-педагогические условия обучения детей чтению// Начальная школа + до и после.-2006.-№4.-с.14.
  11. Миронова Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников.// Начальная школа: журнал. – 2011. – №8. – с. 74-75.
  12. Мисаренко Г.Г. Технические навыки чтения и технология их формирования в период первоначального обучения//Начальная школа + до и после.-2011.-№8.-с.27.
  13. Музыка Л.А.  Интерес к чтению: как его пробудить?// Начальная школа: журнал. – 2007. – №6. – с. 72-74.
  14. Опыт реализации технологии правильного типа читательской деятельности в 3 классе//Начальная школа + до и после.-2011.-№6-с.42.
  15. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов// начальная школа.-2006.-№2.-с. 61.
  16. Рудыка Т.Г. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста//Начальная школа.-2007.-№11.-с.28.
  17. ФГОС НОО. Программа «Литературное чтение». Кубасова О. В. Литературное чтение. // Изд-во «Ассоциация 21 век», 2011.
  18. Барыкина Т. С.

        http://festival.1september.ru/articles/500614/  Дата обращения: 10.12.2014

  1.  Мокерова С.В. https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0CDgQFjAE&url=http%3A%2F%2Fkueda12009.narod.ru%2FDswMedia%2Ftexnologiyaproduktivnogochteniyamokerovasv.doc&ei=UXZbVOXJI4LcaPPwgZAE&usg=AFQjCNECkBocAr1d1sVkCg24eNz4B9W_Fw&bvm=bv.78677474,d.ZWU&cad=rjt
  2. Судникова А. А. Технология продуктивного чтения  как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников[электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCEQFjAB&url=http%3A%2F%2Fwiki.tgl.net.ru%2Fimages%2Fe%2Fec%2FSudnikova.doc&ei=UXZbVOXJI4LcaPPwgZAE&usg=AFQjCNFJxZhrj6Vq3ajVYcbE_xJXSOkWGg&bvm=bv.78677474,d.ZWU&cad=rjt. Дата обращения: 06.11.2014.
  3.  http://doshkolnuk.com/formirovanie-texnik  Дата обращения: 10.12.2014

22. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)