Курсы повышения квалификации
консультация

Чтение лекций для воспитателей старших и подготовительных групп "Преемственность школы и детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_shkoly_i_dou.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность школы и ДОУ 


Школа и детский сад-два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности, т.е. от развития умственных способностей ребенку. Неподготовленность ребенка влечет за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому ДОУ должно обеспечивать базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, способствовать дальнейшему личностному становлению. 
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. 
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. 
Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются: 
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; 
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; 
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; 
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; 
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; 
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей. 
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности. 
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач: 
На дошкольной ступени: 
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; 
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; 
• развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; 
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; 
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста). 
На ступени начальной школы осуществляется: 
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности 
• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; 
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; 
• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств; 
• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания. 
Работая социальным педагогом в ДОУ, преемственность между детским садом и школой я осуществляю по следующим направлениям: 
1. Работа с детьми: 
• экскурсии в школу (посещение школьного музея, библиотеки)-2раза в год; 
•знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы-1 раз в год; 
• выставки рисунков и поделок-1-2 раза в год; 
•совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников - в теч.года; 
•посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы)- в теч.года; 
2. Взаимодействие педагогов: 
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) 
• семинары, мастер- классы 
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы 
•проведение диагностики по определению готовности детей к школе 
•взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы 
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе 
• педагогические и психологические наблюдения 
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями: 
3. Сотрудничество с родителями: 
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; 
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; 
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов; 
• консультации с педагогами ДОУ и школы; 
• встречи родителей с будущими учителями; 
• дни открытых дверей; 
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; 
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); 
На основе выделенных направлений, мною был составлен совместный план работы ДОУ и школ №7 и №17, по реализации преемственности, где отображены основные мероприятия, определены сроки и ответственные. 
ФГТ оградили нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать. 
Задача ФГОС - научить ребёнка учиться 
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться. 
На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. 
Если мы обратимся к портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности. 
Портрет выпускника ДОУ 
Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения, имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Овладевший необходимыми умениями и навыками. 

Портрет выпускника начальной школы 
Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни, любознательный, активно познающий мир. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любящий свой народ, свой край, свою Родину. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. 
С целью обеспечения качественного дошкольного и начального общего образования, мы должны умело подойти к реализации   ФГОС ДО и НОО. Вместе с тем, нужно понимать, что введение в действие   ФГОС является сложным и многоплановым процессом. 
Можно надеяться, что  проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет совместно нами решена (педагогами ДОУ и школы), а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения. 
Список литературы 
1. Нормативно – правовые документы: 
- Закон «Об образовании», 
2. Статьи: 
- журнал «Обруч» №1, 1997г 
1. Р.Стеркина, «Поговорим о преемственности», 
2. Е.Сербина «Преемственность: так в чем проблема?» 
Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №2, 2003 г: 
- О.П. Миронова «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсы повышения квалификации и переподготовки

Сканы документов, по курсам повышения квалификации и переподготовки...

Курсы повышения квалификации и переподготовки

Сканы документов, по курсам повышения квалификации и переподготовки...

Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...

Зачетная работа по курсам повышения квалификации по теме ВБ "Психология управления". Статья (с практической частью) на тему "Техника разрешения конфликтов"

Конфликты сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Часто люди, связанные узами совместной деловой активности, сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, он дезорганизует л...