Методическая разработка Недели материаловедения
методическая разработка

Голубина Марина Анатольевна

Методическая разработка Недели материаловедения, 2022 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_nedeli_materialovedeniya.docx196.19 КБ

Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕНовый точечный рисунок (2)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель руководителя

по учебной работе

__________/____________

«____»___________2022 г.

Методическая разработка программы проведения

НЕДЕЛИ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

Разработал преподаватель:

Голубина Марина Анатольевна

2022 г.


                 

 Содержание

Аннотация …………………………………………………………..………………  3

Введение ……………………………………………………………….……………  4

Этапы проведения Недели материаловедения в колледже ………..……..……… 6

План мероприятий Недели материаловедения……………………………………  7

Первый день ………………………………………………………………………… 8

Второй день …………………………………………………………………………  9

Третий день …………………………………………………………………………10

Четвертый день ……………………………………………………………………  12

Пятый день ………………………………………………………………………… 13

Заключение ………………………………………………………………………… 14

Список использованной литературы ……………………………………………..  15  


 

Аннотация

              Обучение – это не только работа на занятиях в учебном заведении и выполнение домашних заданий. Обучение может быть интересным и захватывающим, если проводить его в форме разнообразных внеклассных мероприятий. Такой праздник можно создать во время проведения предметной недели. В данной разработке представлена методика проведения предметной недели учебной дисциплины «Материаловедение» для студентов технических направлений подготовки СПО.

             Методическая разработка имеет рекомендательный характер и может быть успешно использована преподавателями во время проведения предметной недели в колледже.


Введение

Современный период развития нашего общества предъявляет высокие требования к подготовке специалистов среднего профессионального образования. Подготовка технических кадров должна соответствовать современным нормам и требованиям. Необходимо, чтобы будущий специалист уверенно ориентировался в обширном круге разнообразных вопросов, был нацелен на непрерывное повышение своих знаний и умений. Повышение качества подготовки специалистов среднего звена требует постоянного совершенствования всей системы обучения, поисков новых организационных форм и методов как аудиторных, так и внеурочных мероприятий.

 Особой формой совместной творческой деятельности педагогического коллектива и обучающихся являются предметные недели, конференции, олимпиады, викторины, конкурсы и другие мероприятия среди студентов.

Проведение Недели учебной дисциплины имеет большое значение для воспитания будущих специалистов среднего звена. Следует отметить, что воспитательная система составлена с учетом реально сложившейся образовательно-воспитательной ситуации, предусматривает и опирается на современные подходы в организации воспитательной работы и широкое использование как классических, так новых, современных и перспективных технологий и методик.

Учебная дисциплина «Материаловедение», в которой изучаются закономерности, определяющие строение и свойства материалов в зависимости от их состава и условий обработки, является одним из основных в цикле общепрофессиональных дисциплин, определяющих подготовку обучающихся технических специальностей средних специальных учебных заведений. В ряду общетехнических дисциплин курс «Материаловедение» изучается одним из первых, чтобы на его базе обеспечить усвоение других общетехнических и специальных курсов.

Неделя учебной дисциплины «Материаловедение» (далее Неделя) – одна из содержательных и эффективных форм работы. Неделя является своеобразным смотром результатов учебной деятельности студента.

 Участниками Недели являются студенты второго курса технических направлений подготовки, преподаватели материаловедения.

Основные цели и задачи Недели:

образовательные:

- обобщение и закрепление знаний         студентов по материаловедению;

- расширение кругозора студента;

- повышение уровня интеллектуального развития

развивающие:

- развитие умения студентов применять полученные знания во внеурочной

  обстановке;

-  развитие умения самостоятельно осуществлять поиск и использование

   информации;

- развитие способности быстро принимать решение в стандартных и    

   нестандартных ситуациях;

- развитие качеств: логики, смекалки, умения аргументировать;

- развитие самостоятельности, творческой активности;

- стимулирование творческого поиска, самостоятельного исследования;

- развитие умений и навыков планирования и организации труда, распределения

   сил и средств

воспитательные:

- воспитание отношения к познанию как к форме получения интеллектуального

  удовольствия;

- воспитание целеустремленности в достижении цели;

- воспитание инициативности, коллективизма;

- воспитание устойчивого интереса к изучению материаловедения;

- формирование устойчивого познавательного интереса.

Неделя проводится по решению цикловой комиссии в соответствии с годовым планом-графиком внеклассных мероприятий.

Этапы проведения Недели материаловедения в колледже

Процесс подготовки и проведение Недели материаловедения в колледже проходит в три этапа.

I этап (подготовительный) начинается с составления программы Недели.

С обучающимися и администрацией колледжа обсуждается характер и содержание мероприятия, время и место его проведения.

Продумывается план проведения мероприятий, степень заинтересованности студентов колледжа, предусматриваются дополнительные консультации преподавателей материаловедения.

Составляется программа мероприятий на каждый день Недели с точным указанием сроков и места проведения.

Готовится методический материал для конкурсов, экскурсов, бесед и других мероприятий.

Обучающимся объявляются конкурсы плакатов и кроссвордов: содержание работ, условия и сроки проведения. Непосредственно подготовку студентов к участию в конкурсах проводит преподаватель материаловедения, работая индивидуально или с группами. Преподаватель ставит перед студентами конкретную задачу и добивается ее реализации с помощью тех средств, которыми они владеют. Он помогает составить план содержания и оформления конкурсной работы, контролирует орфографическую и грамматическую правильность текста, логику расположения, возможные варианты художественного оформления и т.д.

Оформляется информационный стенд.

Обсуждение и утверждения состава жюри, а также вопрос о премировании, награждении грамотами лучших команд, участников-победителей и отдельных активных участников.

От того, как будет проведена подготовительная работа, зависит успех Недели материаловедения.

II этап – это непосредственное проведение Недели материаловедения.

При составлении плана мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития студентов. В течение недели проводятся мероприятия по заранее составленному плану.

Обязательным условием проведения Недели является создание атмосферы праздничности, непринужденности. Студенты должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике. Преподаватель объявляет открытие Недели материаловедения в колледже и знакомит с планом мероприятий недели.

III этап – этап подведения итогов Недели, меры поощрения участников мероприятий.

Выпускается информационный бюллетень и сообщается об итогах Недели, каких успехов достигли ее участники, кто из студентов проявил себя наиболее ярко.

Победители и наиболее активные организаторы награждаются почетными грамотами и благодарностями за участие в конкурсах, бонусами.

План мероприятий Недели материаловедения

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

 в ГАПОУ МО ПК «Московия»

Дата

Наименование мероприятия

Ф.И.О. ответственного

Аудитория

Участники

28.11.22

• Просмотр учебного фильма «Доменная печь. Рождение стали»

• Конкурс плакатов «Материаловедение глазами студентов » (прием студенческих работ)

Голубина М.А.

Голубина М.А.

Актовый зал

Каб. 16

гр. 3ОПВ-21, 3ТР-21

все

желающие

29.11.22

 • Выставка учебной литературы по материаловедению    

• Конкурс тематических кроссвордов по материаловедению (прием студенческих работ)

Шепелева О.Г.

Голубина М.А.

библиотека

Каб.16

гр. 3ОПВ-21, 3ТР-21

все

желающие

30.11.22

• Открытое мероприятие: Викторина «Материаловед»

• Выставка стенгазет.

Курганская М.В.

Голубина М.А.

Каб.20

гр. 3ОПВ-21, 3ТР-21

01.12.22

• Открытый урок по материаловедению на тему «Пластические массы»

 • Выставка кроссвордов.

Голубина М.А.

Каб. 16

Гр. 3ОПВ-21

02.12.22

  •  Подведение итогов    

   недели  

  • Награждение

   победителей .

 

Голубина М.А.

Актовый зал

Все участники

Первый день Недели

  1. Просмотр учебного фильма «Доменная печь. Рождение стали».

      Использование метода видеонаглядности создает благоприятные условия для повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса, обеспечивает возможность дать обучающимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах.

      Учебное кино - самое популярное из всех технических средств обучения, может с успехом включаться в урок в тех случаях, когда необходимо: показать явления и процессы, увидеть которые невозможно вообще или без особой техники; представить явления и процессы, протекающие медленно или очень быстро; познакомить с действием сложнейших машин или приборов; включить в урок документальные материалы, хронику событий прошлого и настоящего.

       Роль учебных фильмов в повышении качества образования: на таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны.

       Цель просмотра учебного фильма «Доменная печь. Рождение стали» - пробудить интерес к теме «Стали и чугуны», обобщить и закрепить полученные знания, ориентировать обучающихся, показать место данной темы в курсе «Материаловедения», связь просмотренного учебного материала с другими темами учебной дисциплины.  

       Перед показом фильма преподаватель может только назвать тему фильма, порекомендовать внимательно отнестись к его содержанию. Последующую беседу можно начинать либо с вопросов, заложенных в тексте фильма, в системе его зрительного ряда, либо с оценки фильма, либо со слова преподавателя об учебной теме. Восприятие вступительного фильма не нужно усложнять особыми заданиями, но в дальнейшем, в процессе работы над темой следует напоминать отдельные эпизоды, текст.

  1. Конкурс стенгазет «Материаловедение глазами студентов»

(прием студенческих работ).

Содержательная, эстетически оформленная стенгазета повышает интерес обучающихся к предмету. При определенной направленности стенгазета способствует решению задач воспитывающего обучения.

Цели Конкурса:

 - развитие творческих способностей студентов при оформлении стенгазет,

- стимулирование студентов к углубленному изучению возможностей информационных технологий.

- Формирование информационной и коммуникативной компетентности.

Стенгазета должна отражать заданную тему.

Газета должна быть выполнена в цвете, на бумаге, иметь формат А1.

Возможно выполнение работы с применением компьютерных технологий.

Все стенгазеты должны быть представлены комиссии в определенный срок.

        Воспитательная эффективность стенгазеты во многом определяется содержанием ее материалов, их идейной направленностью, а также способами подачи информации.

Второй день Недели:

2.1. Выставка учебной литературы по материаловедению.

    Актуальные вопросы научно-методического обеспечения системы среднего профессионального образования имеют важное значение для решения задачи его опережающего развития. Это обуславливает ведущую роль задач создания условий для повышения качества среднего профессионального образования, соответствующего потребностям современной социально-экономической ситуации страны, региона, города в целевой программе модернизации среднего профессионального образования.

Одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации ОПОП среднего профессионального образования, является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащенной современной техникой.

Выставка учебной литературы по материаловедению проводится в библиотеке колледжа. Основные цели выставки:

 - презентация новинок учебной литературы и электронных образовательных ресурсов по «Материаловедению»,

- привлечение внимания обучающихся к необходимости использования библиотечной среды,

-   мотивация обучающихся к самостоятельной работе с учебной литературой

Выставка организовывается и проводится заведующей библиотекой и преподавателей материаловедения.

2.2. Конкурс тематических кроссвордов по материаловедению (прием студенческих работ)

     Цели Конкурса:

1. Расширение и применение знаний по учебной дисциплине «Материаловедение»

2. Предоставление возможности студентам проявить себя в творческой деятельности при оформлении кроссвордов.

3. Стимулирование студентов к углубленному изучению возможностей информационных технологий.

4. Формирование информационной и коммуникативной компетентности.

       Кроссворд должен быть выполнен на бумаге, иметь формат А4.

На конкурс предоставляются кроссворды, выполненные вручную. 

Компьютерная верстка желательна.

Объём кроссворда не менее 20 позиций.

        К конкурсу допускаются только собственные работы участников. Запрещено присылать на конкурс работы, автором которых участник не является.

Все кроссворды должны быть представлены комиссии в определенный срок.      

       Представленные на конкурс кроссворды будут выставлены на всеобщее обозрение.

Третий день Недели:

    3.1. Открытое внеклассное мероприятие: Викторина «Материаловед».

    Правильно подобранные и хорошо организованные игры помогают выработать у студентов необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества; способствуют развитию памяти, внимания, мышления и творческого воображения; воспитывают наблюдательность и привычку к самопроверке; учат студентов подчинять свои действия поставленной задаче и доводить начатую работу до конца.

    Использование игровых технологий на занятиях и внеклассных мероприятиях помогает добиться того, чтобы каждый студент работал активно и увлеченно, и может стать отправной точкой для возникновения глубокого познавательного интереса.

    Викторина представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Этот процесс условно расчленяется на такие этапы: демонстрация уже приобретенных начальных знаний; решение логических задач; постановка главной задачи звеньям и выяснение их роли в производстве; создание игровой проблемной ситуации; овладение необходимым теоретическим материалом; решение производственной задачи на основании профессиональных знаний; проверка результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы.

    Благодаря соревновательному характеру викторины активизируется воображение студентов, что помогает им находить решения поставленной задачи. Проведение подобных мероприятий значительно оживляет учебный процесс.

Цели и задачи:

Образовательные:

 - закрепление знаний, умений и навыков, полученных студентами при изучении материаловедения;

-  повышение интереса обучающихся к изучению профессиональных дисциплин

Воспитательные:

 - формирование логического, абстрактного мышления;

-  овладение интеллектуальными умениями и мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией;

-  воспитание организованности, дисциплинированности, умения работать в коллективе.

Развивающие:

 - развитие умений преодолевать трудности при решении поставленных задач;

 - развитие познавательного интереса, коллективизма и взаимопомощи.

 Оборудование:

    - методическая разработка мероприятия

-  мультимедийный проектор, экран

-  презентация с заданиями для всех туров

    -  карточки вопросов

    -  бланки для проведения тестирования

    -  бланки для подсчёта результатов

Структура мероприятия:

  1. Организационный момент, постановка задачи (5 мин.)
  2. Разминка (10 мин.)
  3. Тест (10 мин.)
  4. Викторина определений  (10 мин.)
  5. Кроссворд  (25 мин.)

     6.       Игра со зрителями   (25 мин.)

     7.            Подведение итогов (10 мин.)

В интеллектуальной игре  «Материаловед участвовуют студенты 2 курса специальностей СПО технических направлений подготовки. В борьбе за звание «победителя» участники команд, выполняя разноплановые задания, демонстрируют знания, приобретенные ими при освоении учебной дисциплины «Материаловедение». Викторина прошла в четыре этапа. После разминки в первом туре участники отвечали на вопросы теста, представленного в виде красочной презентации.  Второй тур – викторина определений, а на последнем этапе игры участникам был предложен кроссворд из 20 позиций.

     Предусмотрена также работа со зрителями – студентами первого и второго курса. Отвечая на вопросы различной тематики, они зарабатывают бонусные баллы, которые в конце конкурса передают понравившейся команде. Таким образом, бонусные баллы болельщиков увеличивают общее количество заработанных командами очков.

    3.2. Выставка стенгазет.

         Представленные на конкурс стенгазеты выставлены на всеобщее обозрение, на обсуждение членами жюри.

 Критериями оценок служат:

  • содержательность;
  • дизайн (эстетика, сочетание надписей, цветов, графики);
  • соответствие теме;
  • оригинальность;
  • актуальность;
  • нестандартный подход к изготовлению стенгазеты;
  • соответствие содержания сформулированной теме;
  • образовательная значимость; общее восприятие.

Результаты конкурса будут объявлены в последний день Недели.

Четвертый день Недели:

4.1. Открытый урок по материаловедению на тему «Пластические массы».

       Цели урока:

Образовательные:

   • мотивация обучающихся к изучению материаловедения, как одной из базовых профессиональных учебных дисциплин при освоении специальности СПО технического направления подготовки,

    • изучение строения и классификации пластмасс, 

    • формирование понятия об основных свойствах пластмасс и их преимуществах по сравнению с металлическими конструкционными материалами.

Развивающие:

    • развитие у обучающихся умения связывать уже имеющиеся знания с вновь приобретенными, умения анализировать и выделять главное в изученном материале.

Воспитательные: 

    • воспитание устойчивого интереса к профессиональным техническим дисциплинам.

   •  развитие профессиональной грамотности и кругозора, стремления к творческой, познавательной деятельности

Оборудование:

•   методическая разработка урока,

•   компьютер, проектор,  экран;

   электронные носители с тематической информацией: компьютерная  

    презентация,  вариант тестового задания.

4.2. Выставка кроссвордов.

           Представленные на конкурс кроссворды выставлены на всеобщее обозрение, на обсуждение членами жюри.

 Критерии оценки конкурсных работ: 

- соответствие работы заявленной теме

- оригинальность, красочный, качественный дизайн, гибкость мышления

- информативность

-  уровень технического исполнения, владения специальными средствами

- эстетичность работы

- симметрия кроссворда

- объём кроссворд.

Результаты конкурса будут объявлены в последний день Недели.

Пятый день Недели:

  1. Заключительный этап - подведение итогов Недели материаловедения.

       На протяжении всей Недели для участия в конкурсных мероприятиях, оценивания конкурсных работ, а также определения победителей работает жюри в составе: руководителя структурного подразделения, руководителя учебно-методического отдела, психолога, преподавателя материаловедения.

  5.2. Награждение победителей.

    На заключительном этапе недели жюри на закрытом заседании подводит итоги. Жюри публично объявляет победителей конкурсов, комментирует свои решения. По итогам конкурсов победители награждаются грамотами и благодарностями.

                                                       

                                                                 Заключение.

          Предметные недели проводятся цикловыми комиссиями колледжа ежегодно с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках планирования научно-методической и опытно-экспериментальной работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.

          Продуманная Неделя материаловедения дает прекрасную возможность показать учебную дисциплину не с академической, уже вполне приевшейся обучающимся, стороны. Задача перед организаторами стоит не из легких — «сломать» стандарт восприятия, показать студентам известную учебную дисциплину с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся. Нетрадиционные уроки по предмету, коллективные творческие дела, различные внеклассные мероприятия являются основными видами мероприятий предметной недели, а формы проведения могут быть различными. Такие аудиторные и внеаудиторные мероприятия дают возможность обучающимся в игровой обстановке использовать полученные в ходе учебных занятий знания, умения и навыки, и, возможно, это послужит толчком для формирования нового отношения к учебе как к чему-то ценностному, необходимому, востребованному не только на уроке, но и вне его.

           Мероприятия Недели материаловедения способствуют совершенствованию профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий; вовлечению обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышению их интереса к учебной дисциплине; выявлению студентов, обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению материаловедения; а также формированию банка педагогических технологий для развития обучающихся.

Опыт проведения Недели материаловедения в колледже показывает, что общая непринужденная психологически подготовленная атмосфера способствует проявлению индивидуальных возможностей всех студентов с различными уровнями подготовки.

Предложенные методические рекомендации по проведению Недели материаловедения не есть обязательное, безоговорочное руководство к действию. Творческие группы преподавателей колледжа, участвующие в разработке и проведении предметных недель, одним из основных принципов своей деятельности должны считать неповторимость, привлекательность каждого подобного мероприятия.

Данная методическая разработка составлена преподавателем для проведения Недели материаловедения на базе ГАПОУ МО «ПК «Московия».

Список использованной литературы:

  1. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. учебное пособие для студ. сред. проф. заведений. / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. – Ростов н/Д: Феникс. – 2004. – 384 с.
  2. Новиков, А.М. Методология игровой деятельности / А.М. Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 48 с.
  3. Фролов, И.Н., Егоров, А.И. Методология применения современных технических средств обучения: Учебно-методическое пособие / И.Н. Фролов, А.И. Егоров. – М.: Академия Естествознания, 2008. – 43 с.
  4. Шуть, Н.Н. Волшебные ключи игромастера. – СПб.: Образовательные проекты, 2008. – 176 с.
  5. Коджаспирова, Г.М., Петров, К. В. Технические средства обучения и методика их использования / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 198 с.
  6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров - М: ACADEMA, 2003. - 272 с.
  7. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш.и средн. учеб. заведений / [С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.] под.ред. С.А.Смирнова. - 6-е изд., перераб.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 512с.
  8. Трайнев, В.А., Трайнев, И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 280с.
  9. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. - М.: Агентство «Социальный проект», 2007. - 32с.
  10. Ануфриева Н.В. Книга – связь времен и культур / Н.В. Ануфриева // Библиотеки – молодёжи: информ. – аналит. вестник. Вып. 2 – М.: Рос. гос. б-ка для молодёжи, 2009.
  11. Вяткина В.В. Организация книжных выставок – это наука и искусство / В.В. Вяткина // Школьная библиотека. – 2003.
  12. Организация и проведении предметной недели: Методические рекомендации / сост. Н Т. А. Палагута, В. Конькова. – 2-е изд. доп. и испр. – Курск: ОБПОУ «КАТК», 2017. – 19 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Неделя психологии в школе"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая разработка «Неделя психологии в школе»...

Методическая разработка Неделя цикловой комиссии специальности "Парикмахерское искусство"

Методическая разработка Неделя цикловой комиссии специальности "Парикмахерское искусство"...

Методическая разработка недели по професскии "Мастер общестроительных работ"

В данной работе приведен перечень заданий к конкурсу профессионального мастерства по двум направлениям: каменные работы, электросварочные работы....

Методическая разработка "Неделя профессионального мастерства"

разработка для проведения недели профмастерства...

Методическая разработка "Неделя математических и естественнонаучных дисциплин"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Неделя математических и естественнонаучных дисциплин"...

Методическая разработка «Неделя математических и естественно-научных дисциплин для обучающихся 1-2 курсов»

Методическое пособие представляет собой разработку внеклассных мероприятий «Неделя математических и естественнонаучных дисциплин». Особое внимание уделено межпредметным связям.Представленн...

Методическая разработка «Неделя математических и естественно- научных дисциплин для обучающихся 1-2 курсов»

Методическое  пособие  представляет  собой  разработку  внеклассных  мероприятий «Неделя  математических  и  естественнонаучных  дисциплин»...