Программа ГОЛ " Страна Олимпия"
рабочая программа

Соо Ирина Владимировна

Рабочая программа Городского Оздоровительного Лагеря "Страна Олимпия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gol_strana_olimpiya.docx886.75 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

городского оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием

детей и подростков

«Страна Олимпия»

Автор программы:

Соо Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СШ №39, I квалификационная категория, E-mail:nikiforovakrsn@gmail.com (начальник лагеря)

г.Норильск ,2020г.

Паспорт программы

Программа

городского оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием

детей и подростков

«Страна Олимпия» на базе МБОУ «СШ № 43»

                

Направленность программы - комплексная: направлена на

- социально-личностное,

- духовно-нравственное,

- спортивно-оздоровительное,

- научно-интеллектуальное,

- художественно-эстетическое

- экологическое развитие воспитанников.

Возраст участников программы:  7-14 лет

Срок реализации программы: 05.07.2021г.-02.08.2021г.

Дата открытия ГОЛ  –  5 июля 2021 года.

Дата закрытия ГОЛ – 2 августа 2021года.

Продолжительность смены – 21 день.

Время начала работы лагеря – 8ч.30 мин.

Время окончания работы лагеря – 18.ч.00мин.

Пояснительная записка

Актуальность программы

         Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.  

        Отдых детей и их оздоровление организовывается с учетом эпидемиологической ситуации.  С учетом погодных условий будет организовываться максимальное проведение мероприятий с участием детей на открытом воздухе. Массовые , межотрядные мероприятия  исключаются.

         Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека, а особенно детского организма. Понятие здоровья   в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического, интеллектуального и эмоционального  благополучия. В воспитательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

       Состояние здоровья ребенка может стать причиной его отставания в интеллектуальном развитии. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии всего общества. Нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости детей вызывают серьезные опасения. Так только 30 % детей поступивших в школу является практически здоровыми, а с возрастом и этот показатель уменьшается. В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни.

     Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в летних оздоровительных лагерях?!

     Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

     Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но  очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.       Именно поэтому, данная программа ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет  ребёнку реализоваться в период летних каникул.

     Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

     Психологи утверждают,  что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие  способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительных успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

        Данная программа  является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления, заложенных в Образовательную программу школы:

  • духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
  • формирование здорового и безопасного образа жизни.

     Основной состав лагеря - это обучающиеся ОУ в возрасте 7-14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей и из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

     Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.

Цель:

реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой, т.е. создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых     детей, их оздоровление и творческое развитие.

Задачи:

-  организовать систему оздоровительных мероприятий;

-  способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;

-  раскрыть творческий потенциал детей;

-  развить различные формы общения в разновозрастных группах;

-  расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнка

    с  учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;

-  организация среды, предоставляющей ребенку возможность

    для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

- формирование у ребят навыков общения и толерантности;

- формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;

- воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое    мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.

Принципы реализуемой программы

        Программа  городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «СШ №43»  осуществляется на основе следующих духовно-нравственных  принципов:

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Направление работы по формированию здорового и безопасного образа жизни строится  с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Правила внутреннего распорядка

1. Посещение лагеря ежедневно обязательно для каждого ученика.

2. О причине отсутствия сообщать воспитателю.

3. Без разрешения воспитателя нельзя покидать территорию лагеря.

4. По территории лагеря ходи спокойно.

5. Имей сменную обувь.

6. Имей головной убор.

7. Выполняй требования воспитателя.

8. Активно участвуй в делах лагеря, отряда.

9. Вноси свои предложения в улучшение жизни лагеря.

    10. Уважительно относись к товарищам, воспитателям, обслуживающему персоналу. 

Условия реализации программы

       Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

  1. Организационный модуль

               Формы работы:

  • планирование;
  • подготовка к лагерной смене;
  • оформление лагеря;
  • подготовка материальной базы;
  • распределение обязанностей;
  • подготовка к сдаче приемной комиссии;
  • организация питания в школьном оздоровительном лагере.

  1. Физкультурно - оздоровительный модуль

                    Формы работы:

  • утренняя зарядка;
  • встречи с медицинским работником;
  • влажная уборка, проветривание;
  • беседы о вредных привычках; беседа по ТБ;
  • организация питания воспитанников;
  • спортивные праздники;
  • конкурс рисунков «Дети-цветы жизни», «Огонь- друг или враг», «Мы любим рисовать», «Мои любимые сказки»;
  • спортивный праздник;
  • работа спортивной секции;
  • подвижные игры на свежем воздухе;
  • цикл мероприятий по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на водоемах в летний период.

3. Творческий модуль

         Формы работы:

  • коллективно-творческая деятельность;
  • участие в мероприятиях;
  • работа кружков
  • конкурсы;
  • викторины.

4.Нравственно-экологический модуль

                  Формы работы:

  • экскурсии в природу;
  • экологический КВН;
  • библиотечные часы;
  • викторины, конкурсы;

Организация кружковой деятельности

     Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов и творческих способностей детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

  • изучение интересов детей;
  • презентация кружков в начале смены;
  • ознакомление детей с режимом работы кружков;
  • самоопределение детей и запись их в кружки;
  • деятельность ребят в кружках;
  • текущее отражение результатов деятельности детей;
  • подведение итогов работы кружков в конце смены.

Организация трудовой деятельности

     Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Цель:  подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.

Задачи:

  1. Освоение социально – трудовых ролей.
  2. Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.
  3. Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
  4. Формирование умений и навыков самообслуживания.

Направления

Режим работы

городского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Страна Олимпия»

   Элементы режима дня    

               Пребывание детей              

с 8.30 до 18 часов

Прием детей, осмотр, термометрия

8.30-8.50

Сбор детей, зарядка    

8.50 - 9.05

  Утренняя линейка        

9.05 - 9.15

  Завтрак                

9.15 - 10.00

  Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций  

10.00 - 12.00

  Оздоровительные        

процедуры, прогулка                

12.00 - 13.00

  Обед                    

13.00 - 14.00

  Свободное время        

14.00 - 14.30

  Дневной сон            

14.30 - 15.30

  Полдник                

16.00 - 16.30

  Работа по плану отрядов,

работа кружков и секций, прогулка  

16.30 - 18.00

  Уход домой              

18.00

Критерии эффективности программы:

        Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Прогнозируемые результаты

Программа летнего школьного оздоровительного лагеря основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, в котором сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности  школьника и  заключается в становлении личностных характеристик ребенка, а именно:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Условия реализации программы

Материально-технические условия предусматривают:

  •  спортивный зал;
  • столовая;
  • игровая площадка;
  • спортивная площадка;
  • кабинеты;
  • ТСО;
  • художественные средства, игры настольные и др.;
  • хозяйственный инвентарь;
  • аудиотека, фонограммы;
  • канцелярские принадлежности;
  • компьютер с выходом в Интернет, принтер, мультимедийный проектор;

 В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом летнего лагеря проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников.

Законы жизни «Страны Олимпии»

В мероприятиях, проводимых в оздоровительном лагере, принимают участие все дети. Каждый день в лагере подчинён определённой идее, с помощью которой организуется деятельность ребёнка. Правила игры определяются законами лагерной жизни и основными направлениями деятельности школьников.

●Закон главной тропы: нельзя нарушать правила дорожного движения, уходить одному с территории лагеря, всегда и везде вместе с отрядом.

 

●Закон чистоты: соблюдай чистоту во всём и везде, будь опрятным.

 

●Закон единого плеча: поддерживаем друг друга, не обижаем младших, уважаем старших.

 

●Закон здорового духа: начинаем день с утренней зарядки, соревнуемся в честной борьбе, заботимся о своём здоровье.

 

●Закон колокольчика: будь весел, принимай участие в праздниках, конкурсах, твори и выдумывай.

 

●Закон зелёного друга: береги природу, не обижай братьев меньших.

 

●Закон мудрой совы: читай каждый день и будешь умней.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты