классный час: «Мы выбираем толерантность»
классный час

Карпова Оксана Алексеевна

Познакомить учащихся с понятием «толерантность» и основными относящимися к нему категориями: терпимость, милосердие, сострадание, принятие, признание, способность к сопереживанию, прощение и др., расширить представление о толерантной личности, усвоить черты толерантной и интолерантной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vybiraem_tolerantnost.docx194.02 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час: «Мы выбираем толерантность»

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научить-жить на земле, как люди»

Б.Шоу

Цели:

-познакомить учащихся с понятием «толерантность» и основными относящимися к нему категориями: терпимость, милосердие, сострадание, принятие, признание, способность к сопереживанию, прощение и др., расширить представление о толерантной личности, усвоить черты толерантной и интолерантной личности;

-показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми;

-формирование толерантного отношения учащихся, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.
Задачи:

-развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;

-сформировать представление о том, что толерантность как качество личности считается необходимым для адаптации к новым неожиданным условиям;

-научить находить в людях и в самом себе, то что помогает людям быть толерантными;

-развивать речь и умение мыслить, через тренинговые упражнения;

-воспитывать уважительное отношение к друг другу;

-воспитывать чувство толерантности к окружающим людям
Форма проведения.
Работа по группам с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами, тренинговыми упражнениями, беседа - тренинг
Наглядность и оборудование.

1. Презентация «Мы выбираем толерантность».

2. Эпиграф: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научить-жить на земле, как люди».

Б.Шоу

3.Бумажные квадраты трёх цветов для игры - тренинга «Белая ворона».

4. По одному листу тетради в клетку на стол, ручки для изображения эмблемы «доброты»; бумага с клеевым краем для ситуационных задач; фломастеры, карточки из цветного картона в виде следа для упражнения в «Жемчужина в раковине», «В добрый путь»

Ход классного часа.

I. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие)
сл. 1 Преподаватель:

- Здравствуйте! -

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Давайте и мы на капельку радостней, добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем сделать это? Что для этого нужно. Сегодня мы поговорим именно об этом.

- Тема нашего сегодняшнего классного часа «Мы выбираем толерантность». сл. 2 Эпиграфом к нашему занятию я взяла слова известного драматурга Б.Шоу. Давайте прочитаем их.

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научить-жить на земле, как люди».

Как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «Толерантность». В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели.

И сегодня наше мероприятие пройдет виде тренинговых упражнений и разбора ситуационных задач.

Тренинговые упражнения.

сл. 3 Упражнение «Знакомство».
Преподаватель: А теперь давайте необычно познакомимся. Для этого все по очереди встанем. Называем своё имя и по первой букве своего имени даём себе характеристику. Меня зовут Валентина Леонидовна, первая буква моего имени В, я –ВЕЛИКОДУШНАЯ(далее ребята называют свои имена и дают себе характеристику).

Андрей, Александр, Анатолий, Алексей – активный, артистичный

Вика, Виталий -весёлый, внимательный, вежливый, влиятельный

Григорий- гениальный, говорливый, грустный

Игорь –интересный, искренний, интеллектуальный, изумительный

Сергей, Соня – сговорчивый, серьёзный, сентиментальный

Михаил – мужественный, миролюбивый, мудрый

Надежда, Николай, Никита – нежная, напористый, неисправимый, начитанный


- Очень приятно познакомиться.

Вывод: обратите внимание: какие мы все разные!
Преподаватель:
-Если посмотреть друг на друга, то мы увидим, что мы различаемся по каким - то признакам.

сл. 4 Упражнение «Давайте пофантазируем…» (Анализ ситуаций)
-Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
-Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
-Хорошо или плохо, что мы все разные?
-Как жить в мире, где столько разных людей?
-Значит можно сделать вывод: Различия дополняют и обогащают общество, чтобы жить в мире, где столько разных людей.

Преподаватель: А всегда ли нам хорошо и уютно вместе?

К сожалению, в жизни часто встречаются такие ситуации, когда человек бывает отвергнут окружающими, он остаётся один, его считают «белой вороной», все его «задевают», никто его не понимает. Знакома вам такая ситуация? А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что чувствует человек в такой ситуации?

 

сл.5 Игра- тренинг: «Белая ворона».

Попросим ребят стать спиной в круг спиной к центру.

Прикрепить каждому листочек бумаги разных цветов и только один белый.

Все поворачиваются лицом друг к другу и начинают искать других, похожих на себя.

После того, как все группы сформировались, подходим и берём за руку одинокого «белого». Спрашиваем его, что он чувствует:

Что ты почувствовал, когда понял, что ты один и нет такой группы?

Попадал ли ты в жизни в подобную ситуацию?

Похожее ли ты испытывал чувство в той ситуации?

Спрашиваем ребят из других групп:

Каковы были ваши ощущения, когда вы нашли похожих и сформировали группу?

Что вы чувствуете по отношению к одинокому участнику?

Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

- Теперь, я надеюсь, вы понимаете, что чувствуют отвергнутые обществом люди. Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?

Ответы учащихся (речь идёт о толерантности)

- Чтобы стать толерантным человеком, нужно научиться понимать чувства других людей, ставить себя на место того, кто отвергнут, кто остался один, кому плохо. Помните, что все люди имеют одинаковое  право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения и оскорблений. Несмотря на все наши различия (вспомнить ст. Конституции), мы принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребёнок, неповторим и значим. По этому поводу есть замечательное стихотворение, которое называется «Молитва о встрече». сл. 6

Читает учащийся:

Я пришёл в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришёл в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

Преподаватель: Вот это первое, что мы отнесём к толерантности.

 

- А вы знаете, почему слово «толерантность» получило такое название?

Учащийся рассказывает историю слова. сл. 7

-На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талерайн Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Нополеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам

Преподаватель: Как видите, Талерайн Перигор умел быть толерантным человеком. А вы, ребята, всегда проявляете толерантность, умеете ли быть терпимыми к своим ребятам в группе, близким, к людям другой национальности.

Ответы учащихся

Преподаватель: Да, к сожалению, не всегда. Но нужно учиться этому.

Конечно, все аспекты проявления толерантности мы не сможем обсудить на сегодняшнем занятии.  Мы рассмотрим только некоторые ситуации.

Преподаватель: Далее наш классный час я хотела бы продолжить разговором о вечном, о любви.
Преподаватель читает сказку. (Организуется работа в группах) (листочки и ручки на столах)
сл. 8 Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
сл. 9 - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю отпущенную Богом жизнь.
сл. 10 Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
сл. 11 Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… сл. 12 Пришла и видит: стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, -
сл. 13 одну зовут Радость, сл. 14 другую – Удача, сл. 15 третью – Красота, сл. 16 четвертую – Печаль, сл. 17  пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…
сл. 18 Преподаватель: (обращение к учащимся). Задумайтесь и вы…Напишите на листе имя той девушки, которую выбрали вы. Поднимите листы и покажите всем свой выбор. А теперь узнаем, совпал ли он с выбором девушки по имени Любовь.
сл. 19 Преподаватель: (окончание сказки). Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Преподаватель: (обращение к учащимся). Почему Любовь выбрала девушку Доброту.
Учащиеся предлагают варианты ответов на вопрос, высказывают собственную точку зрения.

сл. 20 Буквенный анализ понятия «Толерантность».
Преподаватель:
-Давайте попробуем определить, что означает понятие толерантность, путем проведения буквенного анализа данного слова:
Т- терпение.
О- ответственность.
Л- любовь.
Е- единство.
Р- радость.
А- активность.
Н- надежность
Т- товарищество.
Н- нравственность
О- общение.
С- сострадание, сотрудничество, справедливость.
Т- терпимость.
Ь

сл. 21-23
 ПреподавательИгра «Дополни». (на экране – текст с пропущенными словами)
Учащиеся заканчивают предложение «Быть толерантным – это значит …», выделяют ключевые слова.

быть терпимым к окружающим;

уважать людей, их мнения, религию;

принимать других такими, какие они есть;

понимать многообразие культур нашего мира.

сл. 24 Работа учащихся по группам

Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности. 

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

сл. 25 Преподаватель: делает общий вывод: не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интотолерантных людей. В современном мире нет примеров толерантного общества. У человечества не выработался иммунитет против интолерантности. Человек совершает в жизни разные поступки. Важно, есть ли в нас стремление к толерантным отношениям, желание полноценно реализовать свои способности, опираясь на устойчивые жизненные позиции, ценности и идеалы.
Преподаватель: 
(обращение к учащимся). Почему так актуальна толерантность в наше время? (Ответ на этот вопрос дает ученик, который предварительно работал с материалами СМИ. Он приводит примеры и делает выводы)

потому, что мы часто слышим такие слова как «беженец», «жертва насилия», «экстремизм», «конфликт», «агрессия»;

потому, что в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм антиобщественного поведения;

потому, что продолжает расти подростковая преступность;

потому, что растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка

Преподаватель: Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
- Подумайте, всегда ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Понять непохожих на нас людей. (ответы).
-А всегда ли можем сказать комплименты в адрес другого человека, если мы обижены на него, или извиниться, если обидели сами?(ответы)

сл. 26 Упражнение – релаксатор Давайте учиться говоритьхорошие слова друг другу (комплименты)

«Я хороший, ты хороший»

- Я предлагаю вам встать в круг друг за другом. Приколите чистый лист бумаги, который лежит рядом с вами, на спину впереди стоящему ученику. Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем. Например: Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравится, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим.
-Пусть все снимут свои листы бумаги и прочитают, что там написано. Как здорово о вас думают ваши товарищи! Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь.

сл. 27 -Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
-В первую очередь толерантность проявляется дома, в учебном коллективе, на работе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся интолерантными. У каждого человека есть право выбора. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.


Рефлексия:
Тренинговые упражнения:

«Жемчужина в раковине», « В добрый путь».
Преподаватель:
сл. 28-29 -Отыщите в себе то, что является достоинством и помогает жить в мире с окружающими людьми: (подсказки на экране) радость, понимание, терпение, уступчивость, умение прощать, умение дружить, отзывчивость, честность, правдивость. Запишите на листочках. Напишите на карточках из цветного картона в виде следа. Это то, что помогает вам общаться, понимать и принимать других людей, помогает вам быть толерантным человеком. Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь».
(пока наклеивают) Преподаватель: вы  живете среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих вас людях. Проверяйте свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делайте все для того, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо.

Хочу закончить наше занятие китайской притчей.

сл. 30 Название притчи «Ладная семья».
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. сл. 31 И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров. сл. 32 Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. сл. 33 Прибыл он в село, и душа его возродилась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что – то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. сл. 34 Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь;
Прощение;
Терпение.
сл. 35 И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? – Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Преподаватель:
- Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? (Любовь, прощение, терпение…) Наш класс– это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей классе всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Не было ни ссор, ни обид, ни конфликтов.

сл. 36 Есть замечательные слова писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».

- Одним словом «Мы выбираем- Толерантность», а это путь к сильному, дружному, сплоченному коллективу.
сл. 37 Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я выбираю жизнь"

Методическая разработка классного часа  «Я выбираю  жизнь!» позволяет учащимся ознакомиться с правилами здорового образа жизни, дает информацию о вреде алкоголя, курения, наркоти...

Классный час на тему: "Толерантность - дорога к миру"

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толера...

Классный час "Мир, добро, толерантность"

Проживая в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабел...

Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....

Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....

Классный час "Я выбираю здоровый образ жизни"

Классный час "Я выбираю здоровый образ жизни" проводился в рамках фестиваля здоровья...

Сценарий классного часа "Мы выбираем жизнь"

Представлен краткий сценарий проведения классного часа для обучающихся  на первом курсе техникума. Цель: пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде, актуализация ведения здорового образ...