Наставник-преподаватель, наставляемый-студент.
проект

Хольшина Марина Александровна

Наставник-преподаватель, наставляемый-студент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 135.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Название: Вмести к успеху каждого студента

Аннотация: в рамках проекта «Наставничество» мне как раз хотелось помочь обучающимся в раскрытии своего личного потенциала, повысить мотивацию к учебе и саморазвитию, формированию ценностных и жизненных ориентиров, и, конечно же, в построении образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, путем вовлечения в различные формы наставничества студентов техникума.

Для меня наставничество было предопределено любовью к своей профессии. Без любви к профессии нельзя, невозможно просто добиваться никаких результатов, их просто не будет или они будут посредственными. Именно любовь и преданность своей профессии предполагает желание передать свои знания тем людям, которые в состоянии, которые достойны того, чтобы, владея полученным багажом знаний и умений, развивать их дальше. Апробирован проект «Наставничество» в выступлениях на методическом совете, в журнале (Дапык С.М. Наставничество в системе отношений «преподаватель-студент»/ С.М. Дапык, М.А. Хольшина. – Текс// Молодой ученый. – 2023. – № 15 (462) – С. 327-329) Сайт преподавателя nsportal.ru Хольшина Марина Александровна

Срок реализации проекта: наставничества «педагог-студент»: 2020 2023 годы.

Описание проблемы: Целью любого учебного заведения является создание условий благоприятных для становления будущего специалиста. Как организовать работу наставника-преподавателя со студентами-наставляемыми в техникуме?

Цель реализации наставничества в форме «педагог - студент» - создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития, выявления и совершенствования способностей и талантов, стимулирования инициативы и творчества обучающихся.

Задачи:

профессиональное, интеллектуальное и творческое развитие обучающихся, мотивированных на постоянное личностное становление;

совершенствование организации самостоятельной работы студентов, обеспечение методической помощи и контроля со стороны наставников;

повышение ответственности студентов за результаты учебной деятельности;

формирование у обучающихся чувства гордости за выбранную специальность, образовательную организацию.

Применяла в своей практике различные методы деятельности, такие как исследовали путем изучения документов (контрольные ведомости, журналы преподавателей, журнал куратора), беседы с куратором, преподавателями, наблюдение, интерактивные, проблемные и анализ практических ситуаций, рефлексия и анализ деятельности подопечного, а также непосредственное наблюдения за студентами во время занятий.

Ожидаемые результаты: самореализация обучающихся в проектной деятельности, учебно-исследовательской, культурно-массовой и трудовой деятельности; индивидуальные достижения в конкурсах профессионального мастерства; мотивация трудоустройства и профессионального роста.

Так сложилось в Кызылском техникуме экономики и права потребительской кооперации, что наставническая работа является неотъемлемой частью деятельности учреждения для создания условий благоприятных для становления будущего специалиста. Одной из задач, стоящих перед преподавателями техникума является развитие наставничества, как модели взаимодействия педагог-студент.

Актуальность данной модели – это необходимость для успешной личной и профессиональной самореализации в современной жизни, выражается в полном раскрытие потенциала личности студента (наставляемого), а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки самоопределения и самореализации обучающихся, вовлечения в различные формы наставничества студентов техникума.

Опыт реализации формы наставничества «педагог-студент» во взаимодействии наставников с наставляемыми студентами в рамках развития профессиональных компетенций студентов специальности 40.02.10 Туризм. Так как я являюсь преподавателем специальных дисциплин и преподаю у группы студентов специальности 40.02.10 «Туризм» и была определена наставником приказом директора техникума по форме «педагог-студент».

Являясь наставником тринадцати обучающихся в профессиональном самоопределении и становлении будущих специалистов в сфере туризма важно создать оптимальные условия для раскрытия потенциальных возможностей сегодняшних студентов.

Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции.

Опыт реализации

При обучении наставляемого использовала следующие формы контактов наставника и наставляемого:

 Прямое – непосредственный контакт с наставляемым, общение с ним не только в учебное время, но и в неформальной обстановке.

 Открытое – двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого.

Формы взаимодействия преподавателя – наставника с наставляемыми студентами.

Этапы деятельности преподавателя - наставника с наставляемыми студентами.

Результаты деятельности

преподавателя - наставника с

наставляемыми студентами.

Участие наставляемых студентов

Преподаватель– неуспевающий студент

Педагогическая и психологическая поддержка обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, адаптации его в студенческом коллективе. Наставник, который работает в тесном контакте с преподавателями-предметниками, психологом.

 Работа была разделена на три этапа: адаптационныйосновной, контрольно-оценочный. 

 По итогам анкетирования и собеседования были выявлены трудности и проблемы обучающихся, был составлен совместный план работы наставника с наставляемым. Проводились индивидуальные беседы и консультации по устранению пробелов в знаниях по предмету. Оказывалась помощь при выполнении домашних заданий по предмету. При опросе создавала специальные ситуации успеха.

Периодически проверяла усвоение материала по темам уроков, на которых студент отсутствовал по той или иной причине. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивала атмосферу благожелательности.

Студенты стали лучше и быстрее справлять с заданиями на занятиях, выполнение домашних заданий. Стали внимательнее и собраннее на занятиях. Участие в конкурсах. Сдача сессии во время и на хорошие оценки.

Ондар Шангыраа за участие в научно-практической конференции «Первые шаги в науки».

Преподаватель–пассивный студент Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции.

Давала возможность проявить инициативу, а самое главное, дала мотивацию к ее проявлению. Провела серию бесед с целью убеждения этих студентов в необходимости более заинтересованно относиться к приобретению знаний на младших курсах (с точки зрения требований будущей специальности).

Психологическое направление подготовки заключается в поддержании

интереса к обучению, желании обучающегося реализовать себя в

познавательной деятельности.

Интересовалась увлечениями учащихся. Поощряла своих учащихся. Смайлики, стикеры с хорошим отзывом о работе. Назначала ответственных за задания, мероприятия использовала разные формы организации уроков (игра, дискуссия)

В ходе консультативной помощи при изучении отдельных дисциплин (задействовано 6 студентов), посредством обратной связи получены отзывы студентов об эффективности проводимых занятий, что позитивно отразилось на качестве знаний студентов (качество знаний повысилось на 4%). Студенты проявляют большую заинтересованность в углубленном изучении дисциплин, участие в конкурсах профессиональной направленности, на практических занятиях проводили экскурсии для студентов, школьников города Кызыл.

Хертек Артыш 1 место во Всероссийском конкурсе молодежного предпринимательства в кооперации «Лучший бизнес-проект».

Хертек Артыш 3 место в конкурсе пресс-релиз на учебно- методические работы.

Преподаватель–одаренный студент

Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над статьями, проектом, подготовка к конференциям, олимпиадам, конкурсам и чемпионатам профессионального мастерства. В общении, с которым наставляемый повышал свой творческий потенциал.

Мотивационный – выявление мотивированных студентов с использованием различной диагностики; имеющих

склонность и желание заниматься и развиваться в выбранном направлении. Для

студентов первых-вторых курсов проводится несколько дополнительных

занятий с целью показать лучшие достижения, разъяснить имеющиеся

возможности.  участвуют в олимпиадах, викторинах, играх и конкурсах, организованных в техникуме. 

Организационно-подготовительный – непосредственная работа со студентами. Эти мероприятия в отличие от внутренних, имеют более глубокую состязательную составляющую и ориентированы на самых успешных студентов.

Для студентов, отобранных к участию в конкурсах, чемпионатах профессионалы, составляется расписание дополнительных занятий, как самостоятельных, так и с педагогом. Занятия проходят во внеурочное время.

Конкурсный – к подготовке к конкурсам, олимпиадам такого уровня привлечены не только преподаватели, но и работодатели. Процесс подготовки включает в себя изучение передовых технологий, последних достижений, отработку технологических операций, повторение теоретических знаний.

Участие студентов учебной группы в олимпиадах и профессиональных конкурсах – важнейший компонент для совершенствования качества подготовки творческого компетентного специалиста для поступления в университет.

Сыгырта Кристина диплом 1 степени за участие в интернет-викторине «Енисей: от истоков до устья»

Брюханцев Вадим диплом 1место в научно-практической конференции «Первые шаги в науке».

Брюханцев Вадим за 1 место республиканского конкурса «Знатоки родного края».

Онергети Айза 2 место в республиканской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы современности».

Ламажай Айлана – 1-е место, Ондар Хая – 3 место в региональном чемпионате по профессиональному мастерству «Профессионалы» 2023: «Профессионалы» по компетенции: «Организация экскурсионных услуг».).

В ходе реализации плана работы по наставничеству «преподаватель-студент» осуществлено следующее:

Сохранность контингента обучающихся. Результатом консультативной работы при подготовке к мероприятиям различного уровня по (13 студентов) стало участие студентов в конкурсах, научно-практических конференциях. В течение реализации проекта приходилось уделять много внимания и посещаемости занятий, и успеваемости студентов, и обучению правилам достойного поведения и общения, и информированию о проводимых в техникуме мероприятиях, и посещению общежития. Предоставила возможность связываться с собой по телефону. Развитие обучающихся «наставником» через экскурсии, посещение лекций ученых Тувы, расширяет кругозор, мотивирует к обучению, помогает самоопределению и участию в научно-исследовательской работе. После посещения очных занятий в техникуме планировала культурно-массовый досуг по г. Кызыл (посещение музтеатра, кинотеатра, посещение музеев, и просто прогулок по историческим местам г. Кызыл). Встреча с работодателями и приглашение на квалификационные экзамены – это мотивация трудоустройства и приглашение на работу (ООО «Вояж» директор – Монгуш Е.Ч.  заведующий Музея филиал истории политических репрессий Тувы – Ооржак Ш.С. У них студенты проходят производственную практику). В этом учебном году так как группа студентов выпускники, мы на консультациях работаем: редактирование формулировок актуальности, цели выпускной квалификационной работы, а также подбор методов работы при составлении индивидуальной курсовой работы, дипломной работой, которое вызывает затруднения; оформление презентации в соответствии с требованиями; составление доклада. Всё это в конечном итоге приводит к повышению академической успеваемости, самостоятельности, самопрезентации студента, преодоление стресса вследствие получения эмоциональной поддержки, формированию положительной мотивации и стремлению к развитию и реализации внутреннего потенциала обучающегося, а также повышение уровня профессиональной компетентности. Результатами успешной наставнической деятельности, на наш взгляд, можно считать повышение интереса наставляемого студента к выбранной профессии, собственные высокие результаты деятельности, демонстрируемые наставляемым, развитые общие и профессиональные компетенции и мотивация трудоустройства. Результаты Вы достигли, будучи наставником? Я считаю да. Студенты поступали в 2020 году в количестве 13 человек и сейчас они выходят на защиту ВКР и заканчивают техникум в этом же количестве 13 человек.  

На сегодняшний день мы можем сказать, что старт реализации программы наставничества дан, но работы в этом направлении очень много, вестись она должна постоянно.

Список литературы

  1. Дапык С.М. Наставничество в системе отношений «преподаватель-студент»/ С.М. Дапык, М.А. Хольшина. – Текс// Молодой ученый. – 2023. – № 15 (462) – С. 327-329
  2. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.
  3. Наставничество в системе образования. Руководителям образовательных учреждений, методистам, наставникам и молодым учителям. – Красноярск: Литера-принт, 2018. – 98 с.