Некоторые аспекты специфики воспитания юных пианистов-концертмейстеров»
материал

Палеева Ольга Леонидовна

В данном методическом сообщении я хотела бы обратить внимание на работу  по приобретению навыков в обучению концертмейстерству среди наиболее подготовленных обучающихся фортепианного отделения. В конце сообщения дам ссылки на выступления моих учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_do_dshi.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДО  ДШИ №7

Методическое сообщение

«Некоторые аспекты специфики воспитания

юных  пианистов-концертмейстеров»

Выполнила -Палеева О.Л.,

преподаватель по классу фортепиано,

концертмейстер

г. Курск  2023г

Введение.

"Умению аккомпанировать - надо учить,

как некоей самостоятельной задаче.

Мы должны открыть нашему ученику

путь к музицированию."

Баренбойм Л.А.

   В данном методическом сообщении я хотела бы обратить внимание на работу  по приобретению навыков в обучению концертмейстерству среди наиболее подготовленных обучающихся фортепианного отделения. В конце сообщения дам ссылки на выступления моих учеников.

    Концертмейстер — это уникальный, универсальный музыкант. Он знает специфику работы с инструменталистами, вокалистами, хором, бегло читает с листа, транспонирует, во время концертного выступления, часто спасает ситуацию, благодаря способности быстро реагировать на непредвиденные обстоятельства. Концертмейстер играет далеко не «подчиненную» роль. Он – артист, активно участвующий в создании звукового образа, наряду с солистом. Ансамбль ученика-пианиста с другим учащимся-инструменталистом прекрасное средство приобщения учащихся к живому музицированию.           Концертмейстерские навыки могут пригодиться музыканту-любителю в дальнейшей повседневной жизни. Пианист, в совершенстве овладевший навыками аккомпанемента, может стать профессиональным концертмейстером, без которого невозможна концертная деятельность солиста-инструменталиста. И одной из задач детской музыкальной школы является развитие практического навыка аккомпанирования, как наиболее часто встречающегося вида музицирования в быту, в возможной будущей профессиональной деятельности. Работа солиста с концертмейстером активизирует и совершенствует исполнительский слух музыкантов год от года Хорошо при этом слушать тембры разных инструментов хотя бы в записи. Такие рабочие моменты уже готовят тембровый, ладовый слух юного пианиста, пробуждают  у него более чуткое отношение к динамике, регистрам, ладу и способствуют развитию концертмейстерских навыков.

      Слушая свое исполнение по отношению к другому участнику ансамбля и наоборот – другого исполнителя по отношению к себе, легче научиться объективно оценивать слухом свою игру. Маленький пианист-концертмейстер должен понять, что его качественный и умелый аккомпанемент не просто важен, он необходим, чтобы вместе с иллюстратором донести до слушателя музыкальный, образный замысел произведения, мысли композитора, ведь все это приобщает ребенка к миру прекрасного.

       Многие выдающиеся композиторы-пианисты являлись талантливыми аккомпаниаторами. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Ф.Шуберта с В.Фогелем, М.Мусоргского с М.Леоновой, С.Рахманинова с Ф.Шаляпиным. Известны слова Ф.Шаляпина об его аккомпанементе: «Когда Рахманинов садится за фортепиано, надо говорить, что не я пою, а мы поем». Концертмейстерской деятельностью занимались братья Николай и Антон Рубинштейн, Ф.Блуменфельд, В.Сафонов. Великие советские пианисты К.Игумнов, А.Гольденвейзер, Г.Нейгауз, Г.Гинзбург, С.Рихтер, М.Ростропович, Л.Н.Оборин выступали на концертной эстраде не только в роли солистов, но и в роли превосходных аккомпаниаторов. 

   Давайте немного поговорим об истории концертмейстерства. Французское слово accompagnement образовано от глагола accompagner - «сопровождать». Сопровождение подразумевает опору мелодии - ритмическую и гармоническую, отсюда понятно, с какой огромной нагрузкой должен успешно справиться аккомпаниатор, чтобы достичь художественного единения всех компонентов, раскрыть художественное содержание исполняемого произведения.

     Искусству аккомпанемента посвящено немало работ. Еще в XVI веке итальянец Джозеффо Царлино советовал аккомпаниаторам: «Пусть каждый стремится сопровождать каждое слово певца так, чтобы там, где оно содержит резкость, суровость, жесткость, горе и тому подобное, была соответствующая гармония, т. е. звучащая более сурово, жестко, но не оскорбляющая слух. И точно так же, когда слова певца выражают жалобу, боль, вздохи, слезы, пусть и звучание гармоний аккомпанемента будет полно печали. Ежели слова солиста рассказывают о радости, счастьи, то и гармонии, и ритм, и штрихи сопровождения должны эти чувства ясно выражать» .По мнению великого французского композитора и клавесиниста Франсуа Куперена, «аккомпанемент является фундаментом солиста. На аккомпаниаторе лежит вся тяжесть здания, а также заметил, что нет ничего приятнее, чем быть хорошим аккомпаниатором и ничто не сближает так с другими музыкантами, как совместное исполнение разнообразных сочинений». Куперена поддерживал  Ф.Э. Бах, который подчеркивал, что аккомпаниатор имеет много шансов выдвинуться и привлечь к себе внимание понимающего слушателя тем, что, играя совершенно спокойно, выкажет твердость и благородную простоту исполнения, не затмевая блеска солиста. Ничто не ускользнет от внимания  понимающего слушателя, в его душе мелодия и гармония всегда неразрывны.

   Специфика аккомпанирования заключается в том, что аккомпанирующий подчиняет свою игру художественным задачам и вкусу партнера. Шкала звучания фортепианной партии, некоторые ритмические моменты, выразительность штрихов, педали, - все должно быть приведено в соответствие с реальным исполнением солиста. Однако плох аккомпанемент, являющийся тенью солирующей партии. «Пианист, играющий партию сопровождения, не имеет права быть пассивным, — утверждал замечательный мастер камерного ансамбля Анатолий Доливо, — если он не сознает степени своей ответственности, отказывается от проявления своей художественной индивидуальности или у него душа «короткая», он не может участвовать в «сотворении» песни, романса или арии. Чем сильнее индивидуальность пианиста, тем лучше певцу, ибо сознание, что рядом его надежный, чуткий друг, придает ему силы».

В «Музыкальной энциклопедии» находим такое определение роли аккомпанемента: «В инструментальной и вокальной музыке 19-20 веков аккомпанемент часто выполняет новые выразительные функции: «договаривает» невысказанное солистом, подчеркивает и углубляет психологическое и драматическое содержание музыки, создает иллюстративный и изобразительный фон. Нередко из простого сопровождения он превращается в равноценную партию ансамбля....».Умение из сложного текста выбрать основное, не теряя при этом содержания музыки; идти вперед, если даже ошибся,-еще один необходимый для концертмейстера навык. При работе в классе можно облегчить трудные места, однако на сцене нужно создать полноценную звучность аккомпанемента, направленную на раскрытие художественного образа исполняемого музыкального произведения. Непростая задача - играть аккомпанемент и при этом ясно «видеть-слышать» партию солиста. Особенно важно, чтобы пианист знал специфические особенности солирующего инструмента. Творчество как исполнителя, так и концертмейстера опирается на знания и навыки, полученные в процессе обучения. Удовольствие от процесса совместного музицирования – залог интереса к музыкальному искусству и к музыкальным занятиям. Можно с уверенностью утверждать, что творческое музицирование активизирует весь процесс обучения, стимулируя желание и возможность   свободного оперирования музыкальным материалом. 

В итоге обучения в младших и средних классах предполагаются навыки и умения учащегося:

- у ученика развит ладовый, тембровый, гармонический, исполнительский слух, он умеет подобрать по слуху несложный аккомпанемент;

- может самостоятельно определить темп, общий характер пьесы, обозначить фразы, динамику и регистры;

- он обучен основным правилам использования педали и самостоятельно разбирается в том, какие звуки следует соединять, а какие-нет;

- у него развит навык охвата в поле зрения трех нотных строчек - партии аккомпанемента и партии инструменталиста (скрипача);

- он умеет слышать себя не как солиста, а как часть общего целого музыкального воплощения исполняемого произведения.

Выбранный к работе репертуар должен учитывать возможности предполагаемого партнера по ансамблю (ученика или иллюстратора), пианистическую подготовку юного концертмейстера,стимулировать его эмоциональное увлечение и творческое воображение.

Эти требования вполне применимы к обучающимся в средних классах школ искусств, только они должны быть готовы полностью к занятиям концетмейстерством.

Ссылки:https://disk.yandex.ru/i/usWdSvpum3gIkQ

(2018г– конкурс  юных    композиторов:

          партия скрипки-Болдинова Софья, она же написала произведение

           партия фортепиано- Петрищева Алина)

            https://disk.yandex.ru/i/IFCt7DVsqF9CdA

            https://disk.yandex.ru/i/XKWT4C1O20G2Lg

(2020г – отчет фортепианного отделения в нашей школе

Ансамбль скрипачей «Прима», партия фортепиано-Александрова Виктория) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Некоторые аспекты работы концертмейстера в ансамбле»

Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмеря...

Методическое сообщение - Некоторые аспекты работы с подготовительным хором

В моей хоровой практике работе с начинающими хористами уделяется особое внимание. В первый год обучения у них формируются базовые знания об исполнительском искусстве и закладываются практические навык...

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Материал представляет собой  тезисы  обучающейся  1 курса  БУ СПО Нижневартовский строительный колледж Савич В.О.  по вышеобозначенной  проблеме.Тезисы проверены программ...

Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе

Методическая работа «Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе» посвящена рассмотрению вопросов начального развития гармонического мышления и анализа на I курсе МВМУ, отдель...

Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе

Методическая работа «Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе» посвящена рассмотрению вопросов начального развития гармонического мышления и анализа на I курсе МВМУ, отдель...

Некоторые аспекты исследовательской работы студентов в Муромском медицинском колледже

Важной составляющей современных образовательных технологий является самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Исследовательская деятельность студентов  нашего колледжа на дисциплинах специа...

"Некоторые аспекты работы над музыкальным произведение в процессе подготовки к публичному высткплению!

Исполнение музыкального произведения перед слушателями является логическим завершением работы над музыкальным произведением. На качество исполнения программы оказывают влияние различные факторы – музы...