Презентация к занятию по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"
презентация к уроку

Крекшина Наталья Александровна

Презентация предназначена для проведения учебных занятий по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika.pptx967.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Риторика как наука Риторика в Древней Греции и Древнем Риме Крекшина Н.А ., методист ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

Слайд 2

Понятие риторики Риторикой называют ораторское искусство, искусство убеждать с помощью слов. Его синоним – красноречие. «Красноречие – это служанка убеждения», - сказал Коракс , который еще в 5 в. до н.э. открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (к сожалению, не дошедший до нас) учебник риторики. Итак, риторика – искусство. Но она никогда не была только искусством. Она была и наукой, и недаром «отец риторики» Квинтиллиан (35-96 г. до н.э.) называл ее «искусство хорошо говорить» и «наука хорошо говорить».

Слайд 3

Части риторики

Слайд 4

Родина риторики Р одиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.

Слайд 5

Риторика в Древней Греции Общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом, а также на празднествах, дружеских встречах, поминах, которые бывали достаточно многолюдны. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. Появляются платные учителя– софисты (от греч. - Мудрость, искусство), которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для граждан.

Слайд 6

Обязанности оратора Найти что сказать; Найденное расположить по порядку; Придать ему словесную форму; Утвердить се это в памяти; Произнести.

Слайд 7

Великие ораторы Античная эпоха дала миру великих ораторов – Перикла (490-322 до н.э.), Сократа (469-399 до н.э.), Платона (427-347 до н.э.). В эту эпоху возникла и наука риторика.

Слайд 8

Риторика в Древней Греции Само это слово восходит к греческому « рютор /ритор"» (оратор), откуда и « риторейа » – «искусство подготовки и произнесения публичной речи». Написание «риторика» появляется в России уже у Аввакума . В Греции было множество блестящих ораторов: Лисий, Исократ , Демосфен и др. У них были не менее даровитые ученики, ибо умение общаться передавалось от учителей к ученику. В сер. 5 в до н.э появилась практика записи лучших речей. Впервые стали записывать речи софисты. Софисты – древнегреческие философы, которые известны, прежде всего, тем, что полагали, будто доказать можно все, что угодно, главное – выбрать правильные средства доказательства . Они первыми решились поставить под сомнение то, что другие принимали на веру, блестяще и остроумно отвечая на любые поставленные вопрос, доказывая, что любая истина относительна. Главным в их учении была теория убеждения. Для них риторика – искусство убеждения.

Слайд 9

Сократ выступил против теории относительности софистов. Для него истина абсолютна, божественна, выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Основной задачей общения он считал поиск истины. Диалогическая форма ораторства (сократовский диалог) позволяла ему задавать вопросы и получать на них ответы. Так возникло искусство спора – эристика, или поиск истины.

Слайд 10

Платон развивал ораторскую традицию Сократа. Но оратор, по мнению Платона, не может овладеть искусством красноречия, не познав истины. То есть оратор должен показывать не готовый результат, а процесс его нахождения, проводя слушателей по тому пути, который прошел сам. Этот особый путь поиска истины получил название диалектика. Свои идеи он развил в работах – « Горгий », «Софист» и др.

Слайд 11

Особый этап риторики связан с именем Аристотеля, философа, логика, оратора. Он обобщил опыт античной риторики и создал традицию европейского ораторского искусства в работах : «Поэтика», «Риторика» . Он связал риторику с причинно-следственной логикой. Это так называемые риторические доказательства – оратор должен опираться на логику, но при этом не забывать о ценностной (этической) и психологической стороне убеждения. Также он разработал правила для слушающих.

Слайд 12

Риторика в Древнем Риме Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло расцвета во времена могущества Римской республики. Уважение к ораторскому слову было в Риме древним и традиционным. Считалось , что как на войне римлянин служит своему отечеству с оружием в руках, так в мирное время он служит ему речами в сенате и народном собрании. " Достойный муж, искусный в речах", - таким был идеал римского оратора. Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Марка Туллия Цицерона (106 – 43 гг. до н.э.).

Слайд 13

Впервые Цицерон выступил на форуме с критикой римского правителя Суллы, после чего ему пришлось надолго покинуть Рим. Вернувшись, он приобрел славу своими яркими политическими речами в сенате, стал сенатором, а затем и консулом республики. В год консульства Цицерона был раскрыт заговор Катилины - дерзкая и широко задуманная попытка государственного переворота. Цицерон, наделенный чрезвычайными полномочиями, при поддержке сената и ликовании народа изгнал из Рима Катилину и казнил его сообщников. После этого народ прославлял Цицерона как второго основателя Рима, а сенат наградил его почетным титулом "отец отечества". Суть своей риторической системы Цицерон изложил в трех трактатах: «Об ораторе», «Брут» и «Оратор». Все эти произведения объединяет общая идея необходимости для оратора глубоких знаний и высокой культуры.

Слайд 14

Теория красноречия в России В России вплоть до 17 века развивалось в основном церковное красноречие. К ак наука риторика стала развиваться в 17 веке. Первой риторикой была переводная книга немецкого гуманиста Ф. Меланхтона . В эпоху Петра I наиболее видным преподавателем риторики был Феофан Прокопович.

Слайд 15

Феофан Прокопович знаменитый проповедник и государственный деятель. Феофан приобрел громадную начитанность в сочинениях богословских и философских, а также в древне-классической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы, но не пожелал остаться в Риме в 1704 г . возвратился в Киев. Здесь, снова обратившись в православие, он стал преподавать в академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью изложения.

Слайд 16

Интересный факт В 2021 году Государственный институт русского языка имени Пушкина провел интересный опрос в социальных сетях. Респонденты выбирали из списка известных персон тех, чья речь им нравится боль. Оказалось, что в числе самых привлекательных ораторов выделилось шесть популярных личностей . Среди лидеров опроса - Николай Цискаридзе, Алена Долецкая , Дмитрий Быков, Екатерина Шульман, Леонид Парфенов и Даня Милохин . Их речь опрошенные признали образцовой, привлекательной и современной.

Слайд 17

Задание на вторую полупару ПИСЬМЕННО: Проанализируйте собственную речь. Опишите, какие коммуникативные качества ей присущи. Обоснуйте свою точку зрения (ОБЪЕМ – 1-1.5 ЛИСТА)

Слайд 18

ПРИМЕР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Костюм Древней Греции

Материал по дисциплине МДК.01.01 Процесс создания моделей одежды, подбор декоративных элементов...

Применение видеорядов при обучении студентов на примере изучения темы "Мифы и герои Древней Греции и Рима"

Разработка раскрывает теоретические и практические аспекты использования видеорядов, раскрывающих широкие возможности, особенно при проведении внеаудиторных мероприятий....

Презентация к уроку: «Классическая и эллинистическая философия Древней Греции: стоики, киники, скептики, эпикурейцы».

Презентация это наглядное представление материала урокаЦелью  урока является рассмотрение классического и эллинистического этапов греческой философии, знакомство с воззрениями Сократа, Платона и ...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ города Москвы Серовой Т.А. по дисциплине "Основы философии" на тему: "Философия Древнего Рима"

Презентация по дисциплине "Основы философии" на тему "Философия Древнего Рима" может использоваться на занятиях философией в колледжах, а также школах на уроках МХК....

Презентация к уроку по истории Древней Греции

Предназначена для 10-11 классов школ или сдудентов СПО.В презентации представлены карты, иллюстаривный материал, основны даты, термины и исторические личности, связанные с историей Древней Греции.През...

Презентация на тему "Риторика как наука Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"

Презентация на тему "Риторика как наукаРиторика в Древней Греции и Древнем Риме"...