«Педагогическая компетентность воспитателя как результат самообразования». июль 2023г
статья

Третьяк Елена Борисовна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы13.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическая компетентность воспитателя как результат самообразования».

     Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Педагогов, чьи имена известны каждому, кто хотя бы немного знаком с историей и современностью образования, – Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтессори, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова и др. – объединяет одно важнейшее качество – творческое отношение к делу, стремление делать его как можно лучше.

     Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Нашим воспитанникам в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. А от воспитателя сегодня требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития будет выступать самообразование.

Характер инновационной деятельности педагога зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.

Первая составляющая готовности воспитателя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, обо всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.

     Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы педагог мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения (в данном случае в условиях специального интерната для детей с нарушениями речи). Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим условиям. Все это с успехом используется в подготовке праздников, вечеров и играет важную роль в социализации воспитанников.

Третий компонент готовности педагога к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет воспитатель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики.

     Хочется отметить, что информационно-образовательные продукты, созданные воспитателями на базе информационной компетентности с учетом личностно-деятельностного подхода к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, необыкновенно актуальны сегодня в условиях инклюзивного образования и становятся востребованными.

     Педагог должен знать не только «что делать?», но и «как делать?», работая в информационно-образовательной среде, которой свойственны закономерности формирования интеллектуальных структур и познавательных действий.

     Педагогическими условиями формирования информационной культуры воспитателя является наличие информационно-образовательной среды, учебно-методического обеспечения, стимулирование инновационной активности педагогов, осуществление рефлексии собственной информационной и инновационной деятельности, увеличение доли самообразования в повышении уровня информационной культуры, изучение результативности формирования информационной культуры воспитателя в условиях инновационной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам,...

Психологическая компетентность воспитателя дошкольной образовательной организации

Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, в качестве которого рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных сит...

Педагогическая деятельность воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП "Детский дом"

О педагогической деятельности воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП ""Детский дом...

«Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнёрства с семьёй».

Статья направлена на совершенствование профессионального мастерства классных руководителей в вопросах организации и планирования  деятельности по реализации данной технологии. ...

Самообразование педагога как способ формирования педагогической компетентности

Самообразование педагога как способ формирования педагогической компетентности....

Статья "Педагогическая практика Воспитателя детей дошкольного возраста" (организация педагогической практики студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование)

Статья "Педагогическая практика Воспитателя детей дошкольного возраста" про организацию педагогической практики студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование...