Разработка открытого урока
методическая разработка

Валентина Николаевна Ганина

Популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи направлена на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность и создание молодыми людьми новых предприятий.

Начинающий предприниматель должен обладать, прежде всего, идеей, которую можно характеризовать как предпринимательскую идею, т.е. идею, основанную на инновации, включающую в себя инновационные моменты деятельности.

Наличие идеи, реальной для начала предпринимательской деятельности, – основной фактор, условие производства. Предпринимательская идея – это отражение в сознании предпринимателя присущего потребителю желания иметь тот или иной товар, который будет произведен предпринимателем.

В основе предпринимательской идеи лежит не только идеология предпринимателя, но и, и пожалуй, самое главное – востребованность идеи рынком.

Чтобы начать что-то производить с выгодой для себя, предприниматель должен приложить усилия, чтобы найти и осмыслить именно те потребности, которые в настоящее время нуждаются в удовлетворении.

 Таким образом,   бизнес-идея– это четкое представление о том, как и путем каких конкретных действий предпринимателя потребность потенциального покупателя может быть удовлетворена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_generirovanie_biznes-idei_-_kopia.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональноеобразовательное  учреждение Чувашской Республики «Шумерлинский политехнический техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Методическая разработка урока

по теме:

«Генерирование  бизнес-идеи» на основе  деловой игры

              Преподаватель высшей

квалификационной категории:

Ганина Валентина Николаевна

Шумерля,2022

  Ганина В.Н.   Методическая рекомендация к практическому занятию «Генерирование бизнес-идеи» на основе деловой игры

Методическая разработка ориентирует организацию учебного процесса в направлении применения игрового подхода в обучении, что  создает условия для  формирования у учащимися общих и профессиональных компетенций

Методическая разработка  рекомендуются методистам и  педагогам профессионального образования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

 1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ    

6

1.1.Технологическая карта учебного занятия

6

1.2.Структура  занятия

8

1.3.Ход урока

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18

ЛИТЕРАТУРА

18

Приложение  1

20

Приложение  2

21

Приложение  3

22

Приложение  5

23

Презентация к уроку

ВВЕДЕНИЕ

 Методическое обоснование выбранной темы

Популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи направлена на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность и создание молодыми людьми новых предприятий.

Начинающий предприниматель должен обладать, прежде всего, идеей, которую можно характеризовать как предпринимательскую идею, т.е. идею, основанную на инновации, включающую в себя инновационные моменты деятельности.

Наличие идеи, реальной для начала предпринимательской деятельности, – основной фактор, условие производства. Предпринимательская идея – это отражение в сознании предпринимателя присущего потребителю желания иметь тот или иной товар, который будет произведен предпринимателем.

В основе предпринимательской идеи лежит не только идеология предпринимателя, но и, и пожалуй, самое главное – востребованность идеи рынком.

Чтобы начать что-то производить с выгодой для себя, предприниматель должен приложить усилия, чтобы найти и осмыслить именно те потребности, которые в настоящее время нуждаются в удовлетворении. 

 Таким образом,   бизнес-идея– это четкое представление о том, как и путем каких конкретных действий предпринимателя потребность потенциального покупателя может быть удовлетворена.

 В новых экономических условиях инновационные процессы России требуют    изменения   мировоззрения и менталитета россиян и, в частности, формирования  у каждого   понимания  предпринимательства  как  основной  характеристики  личности, и как вида деятельности.       Работа в условиях рыночной экономики выдвигает перед гражданами Российской Федерации, стремящимися к предпринимательской деятельности, требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса.

 Новый тип мышления  особенно важно  сформировать  у молодежи, которой предстоит  жить и трудиться в обновленной России.  

Данная тема формирует у  обучающихся  умения и навыки  при работе с модулем В конкурсного задания демонстрационного экзамена  компетенции  WS «Предпринимательство».

Методические рекомендации по проведению урока

 В системе профессионального обучения сегодня происходят значительные изменения, связанные с реализацией новых образовательных стандартов на всех уровнях профессиональной подготовки. Их реализация предполагает  использование,  наряду с традиционными, новых педагогических технологий.

 В последнее время большое внимание уделяется технологиям игрового обучения. Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление, создает комфортную среду обучения воспитания; в игре создаются условия для формирования качеств, связанных с управлением своим эмоциональным состоянием.

Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и  культуры взаимоотношений между  преподавателями и учащимися.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным  путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Игра способствует личностно-ориентированному развитию

 Опыт преподавания спецдисциплин в техникуме показывает, что  обучающиеся, поступающие  из  школы   недостаточно мотивированы к восприятию учебного материала; так как у них  низкий уровень сформированности общих умений и навыков.

 Поэтому теоретический материал в виде лекций  и практических занятий, основанных на решение подобных примеров  не способствует усвоению  материала обучающимися.

 Одним из эффективных способов решения данной проблемы   является   использо- вания игровых технологий в учебном процессе , а это :повышение заинтересованности учащихся к знаниям  , развития мыслительной деятельности, аналитических способностей обучающихся и, как результат, – повышения качества   успеваемости.

  Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики [1].

К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов ее (деятельности – Т.К.) выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности» [

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста» .

В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества» .

 Включая элементы игрового обучения в учебный процесс, необходимо соблюдать основные принципы организации игры:

  • Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учащихся в игру.
  • Принципы развития игровой динамики.
  • Принципы поддержания игровой атмосферы.
  • Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для преподавателя важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт учащихся.
  • Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

     Игровой подход - это подход, связанный с активизацией учебной деятельности за счет эмоциональной компоненты психических функций личности. Учебный процесс организуется в виде игровых ситуаций, дающих возможность стимулировать коллективную учебную деятельность. Игра в этом случае выступает как форма, метод и средство для достижения целей обучения и воспитания. Имеется множество работ педагогических, психологических и методических с теоретическим обоснованием и методикой организации дидактических игр.

  Формула игры: увлечение плюс развитие. Создание такого рода мотивации - мотивации достижения в совместной учебной деятельности - является, пожалуй, основной целью применения игровых форм ведения занятий и собственно игр в системе профессионального обучения.

Деловая игра – это одна из форм практического занятия, предполагающая моделирование, т.е. искусственное создание различных ситуаций, с которыми могут столкнуться обучающиеся в профессиональной деятельности. Она обеспечивает комплексное использование информации, полученной в рамках курса.

Деловая игра   по основам предпринимательской деятельности  направлена на:

- вовлечение   обучающихся в удивительный мир экономики;

- целенаправленное развитие мыслительной способности учащихся;

- развитие интереса к учебной деятельности;

- развитие таких качеств как коллективность, творчество, коммуникабельность, ответственность, инициативность и активность.

При организации деловой игры на уроках экономики необходимо придерживаться следующих положений:

- правила игры должны быть простыми и хорошо отработанными;

- формулировка заданий в игре предельно доступна пониманию учащихся;

- действует принцип «играют все»;

- учёт результатов игры должен быть открытым;

- игра заканчивается на уроке с обязательным получением результатов

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1.Технологическая карта учебного занятия

План занятия   по дисциплине ОП08 «Основы предпринимательской деятельности»

Группа 3БУ по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерскй учёт»

Раздел программы:  Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности

Тема   «Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности»

Тема урока  «Генерирование  бизнес-идеи»

Тип  урока:  : Комбинированный.

Вид занятия: практическая работа  

 Цель занятия: формирование и отработка практических умений и навыков – генерирование бизнес-идеи, необходимых в профессиональной деятельности обучающихся. 

Задачи  

Образовательные:

обеспечить усвоение основных понятий и правил    генерирование бизнес идеи

Развивающие:

-развивать навыки логического мышления, умение работать в команде ,формировать и презентовать информацию

Воспитывающие:

создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии. 

Методы:

наглядные:  видеометод- просмотр презентации

словесные: разъяснение,советы, рекомендации

практические: выполнения задания с частично-поисковыми действиями по генерации идеи и ее оценки

Технологии : игровые технологии – деловая игра

Планируемые результаты урока в соответствии с ФГОС

Формирование общих компетенций:

 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

 ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),

результат выполнения заданий

ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана;

ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков;

ПК 4.7. Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков.

Материально – техническое оснащение:

-  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

- раздаточный материал

1.2.Структура занятия

           Этапы

 Время

Работа преподавателя

Работа

студентов

1. Вводная часть

-организационная часть

-мотивация к учебной деятельности .

 целевая установка занятия

-изложение нового материала

5 мин.

10 мин.

20 мин

 Приветствие студентов

 Проверка готовности группы к урок, фиксация отсутствующих.

.

Вступительное слово преподавателя. Формирование мотивационного компонента.. Нацеливание на самостоятельную формулировку темы урока

сообщение темы урока,

её обоснование.

- изучение  основных понятий, терминов, фактов, явлений, процессов и т.д., которые будут положены в основу нового материала;

-  организация действий обучающихся по ее принятию

  Доклад старосты группы.

Ответы на кроссворд

просмотр презентации. ответы на вопросы

2. Основная часть занятия

Методические указания к проведению практического задания

 Самостоятельная работа студентов (деловая игра)

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений

5 мин

25 мин

 

- инструктаж к выполнению практического задания

-контроль за ходом выполнением практического задания;

-при необходимости – оказание помощи студентам

-постановка вопросов, предложение заданий, направленных на обобщающую деятельность

Работа в группах

(командах) на основе  разработанных методических рекомендаций по выполнению практического задания с четким описание хода работы.

Защита бизнес-идеи

Оценка бизнес-идеи жюри (обучающиеся) и членами команд

3.Заключительная часть:

-рефлексия

-подведение итогов занятия

-домашнее задание

10 мин.

-проведение рефлексии через постановку вопросов.

-подведение итогов, выставление оценок.

-сообщение домашнего задания, источников информации для его подготовки.

  - Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

- оценка жюри команд.

- Осмысление домашнего задания

1.3.Ход урока:

Студенты сидят по группам (в группе 5 участников), на столах лежат карточки с цифрами  от 1 до 5  

1. Вступительная часть 

1.1. Организационный момент:  

Добрый день. Я рада приветствовать всех вас. Староста, определите готовность группы к уроку. Спасибо.

1.2. Мотивация к учебной деятельности:

Преподаватель:   Прежде, чем мы приступим к уроку, давайте вспомним основные понятия, связанные с бизнес- планированием в предпринимательской деятельности, используя кроссворд (слайде 2), Макеты кроссвордов лежат у  каждого  студента на столе

 Преподаватель; Приступаем к отгадыванию кроссворда.

  Внимание Вопрос 1 по горизонтали  

  • инициативный человек, который берет на себя ответственность и риск за дела на предприятии? (предприниматель) Слайд 3

Вопрос 2 по вертикали

  • идея и действия по ее реализации с целью создания продукта, услуги или другого полезного результата? Слайд 4

 Вопрос 3 по вертикали  

  • часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции? (прибыль) Слайд 5    

Вопрос 4 по горизонтали

  • физическое или юридическое лицо, осуществляющее оплату деньгами и являющееся приобретателем товара или услуги.)(покупатель) Слайд 6

Вопрос 5 по вертикали

  • -компания, производящая товар аналогичный продукции, выпускаемой предприятием, и/или реализующая его на целевом рынке  (Конкурент -) Слайд 7

Вопрос 6 по горизонтали

Денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени (доход) Слайд 8

Вопрос 7 по горизонтали

Инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение дохода и развитие собственного дела.(бизнес). Слайд 9

 Вопрос 8 по вертикали Преподаватель мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты (идея) Слайд 10

 Вопрос 9 по горизонтали Преподаватель:"продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена" (товар) слайд 11

Преподаватель.У Вас должен получиться кроссворд. представленный на слайде 12

Преподаватель. Уважаемые студенты, что лежит в  основе любого бизнес-плана  (подсказка-это словосочетание из кроссворда ) бизнес-идея.

Сообщение темы урока, её обоснование

.Преподаватель :   Тема   урока    Генерирование бизнес-идеи ,

Преподаватель : В основе любого плана лежит бизнес-идея - общее представление о том, чем следует заняться.

Преподаватель, что же такое бизнес-идея

Обучающейся  :Бизнес-идея — это способ заработать деньги в обмен на товары и услуги. А бизнес-возможность — это такое состояние внешней среды, которое позволяет реализовать бизнес-идею. Другими словами, бизнес-возможность — это бизнес-идея, прошедшая проверку на практике. Сильная бизнес-идея отвечает трем требованиям: краткость, специфичность, уникальность.

 (слайд 13.14)

Изложение нового материала

  Преподаватель Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит незанятую нишу на рынке, является оригинальной. Она должна соответствовать следующим требованиям:
- покупатель должен нуждаться в вашем товаре или услуге, если покупателю товар не нужен – бизнеса нет;
- покупатели должны быть готовы заплатить вашу цену товара;
- необходимо считаться с тем, что люди резко не меняют своих привычек, поэтому успешная бизнес-идея не должна быть «излишне» оригинальной.

Слайд 15.16

Преподаватель : Правила выбора идей для бизнеса.

Обучающейся:  Первое правило: Идей должно быть много. Наличие множества идей дает понимание, что каждая из них не уникальна, одна перспективнее другой, малобюджетнее – это все позволяет организовать сравнение данных идей в пользу предпочтительной.

Обучающейся: Правило второе: Идея должна быть из сферы деятельности понятной для инициатора бизнеса. Заниматься проектами из сфер, в которых у предпринимателя нет компетенций, не стоит – шансы на успех снижаются в разы.

Обучающейся: Правило третье: Идея должна быть интересной. На старте бизнеса предприниматель обычно посвящает все свое время проекту – рабочее и свободное. Поэтому неинтересный проект не сможет обеспечивать моральное удовлетворение предпринимателю.

Обучающейся: Правило четвертое: Идея должна быть сформирована в одно-два предложения. Слишком сложные и долгие объяснения скрывают за собой слабую и непроработанную идею.)Слайд 17

Преподаватель :  Источники идей для бизнеса. Слайд 18

 Обучающейся:Сам придумал

Преподаваель:Самый сложный и неоднозначно результативный вариант источника идеи, но который может привести к фантастически успешным проектам. Часто идеи инновационны, что на старте деятельности предпринимателя скорее «минус», чем «плюс». Сталкиваясь с традиционными проблемами запуска проекта, приходится решать и дополнительные вопросы, в связи с инновационностью идеи – создание нового рынка, преодоление консерватизма потребителей и т. д. Пример: В 1963 году Эрмел Фрейз изобрел и запатентовал открывалку жестяной банки.

Обучающейся:Увидел и реализовал локально Это самый распространенный способ получения идеи и самый надежный. Плюсом данного способа является уже проверенность идеи на практике. Главное – соответствие идеи географическим и социально-экономическим факторам Вашего бизнесе. Найти идеи можно в путешествии, на выставках или просто в СМИ. Пример: В Интернете можно найти много бизнес-идей и бизнес-планов.

Обучающейся: Кто-то предложил В эпоху развития предпринимательства источниками идеи предпринимательства может быть все активное население – знакомые, друзья, родственники, коллеги, с которыми Вы можете обсудить предложения о реализации совместного проекта. «Плюс» данного источника в том, что у Вас уже есть партнер, который горит данной идеей и готов разделить с Вами риски проекта.

  Преподаватель:Источники возникновения бизнес-идей  Слайд 19

 Обучающейся: Дефицит   (Если на рынке существует дефицит, а Вы сможете придумать способ его преодолеть – Вы гарантировано сможете заработать. Ищите и Вы найдете. Единственное ограничение: Вы не одни, и, очень скоро, рынок может быть наполнен предложением.

Обучающейся: Изменения во всем: законы, демография, мода, предпочтения. (Главное – отслеживать изменения и придумывать, как на них можно построить бизнес. Например, всплеск рождаемости в России позволил развиться многим бизнесам, связанным с детьми – детские магазины, школы развития, частные детские сады).

Обучающейся: Доступ к ресурсам (Если у Вас есть доступ к сырьевой базе, технологиям, помещениям, Вы можете построить свой бизнес на использовании этого ресурса).

Обучающейся: Новые знания (Это новые продукты и технологии. Реализация традиционной идеи может быть привлекательной возможностью при предложении товара или услуги, которые есть на рынке, в новом уникальном или инновационном формате или с новыми дополнительными характеристиками).

Преподаватель: Направление бизнес-идеи Слайд  20.

Обучающейся::  Совершенно новое, испытанное старое,недавно зародившееся Преподаватель.:Алгоритм поиска идей слайд  21

Обучающейся: обзор рынка, генерация идеи, систематизация идеи, фильтрация или деструкция идеи, выбор БИЗНЕС-ИДЕИ

Преподаватель общая характеристика методов генерации идей  слайд 22

Обучающейся:  Скорость ( максимально возможное число идей) и обсуждение (новый взгляд на проблему)

Обучающейся: Фантазирование    (принимать желаемое за действительное

визуализация   (Требует размышления о проблеме    с точки зрения образов).

Обучающейся:Контрольные списки      (уменьшить.заменить)  и аналогия

Преподаватель     различают следующие способы генерирования  бизнес-идеи

Обучающейся: Мозговой штурм слайд 23

Преподаватель Мозговой штурм представлен следующими этапами

  • Подготовительный – формулировка проблемы.выбор ведущего.
  • Генерация идей – 1-5 мин)

каждый из участников придумывает как можно больше идей, руководствуясь следующими правилам (

принимаются все, даже безумные и фантастические идеи, без какой-либо критики;

идеи можно комбинировать, улучшать, дополнять.

  • Оценка идей – на этом этапе они сортируются и критикуются, самые живучие прорабатываются дальше, остальные – отбрасываются.

Обучающейся: Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) —метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики.  слайд 24

Преподаватель Как это делается?

Нарисуйте (или напишите) образ проблемы в центре. На ветках, которые от него будут отходить – записывайте свои идеи. Включайте ассоциативное мышление, постепенно разворачивайте каждую ветку на более мелкие – это позволит вам детально проработать каждую новую мысль. Используйте рисунки, делайте карту разноцветной – для большей наглядности и задействования образного мышления.

Преподаватель (Synectics) - метод коллективной творческой деятельности, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников

  1. Прямые аналогии – самые очевидные сходства с исследуемым объектом. Обычно ищутся в других технических или природных объектах. Например, крыло у птицы и самолета.
  2. Субъективные аналогии – в этом случае креативщик перевоплощается в исследуемый объект, он должен «прочувствовать», каково это – быть им, оценить все те аспекты, которые недоступны обычному логическому подходу.
  3. Символические аналогии – предусматривает использование метафор и необычных определений обычных вещей, поиск парадоксов и конфликтов в устоявшихся стереотипах. Так, автомобиль можно определить как «легкопередвигающаяся тяжесть».
  4. Фантастические аналогии – предмет обсуждения и возможности синектиков мысленно лишаются любых преград со стороны физических законов. Допускается все, даже использование волшебной палочки. Это позволяет снять ментальные блоки и полностью раскрепостить творческий потенциал. слайд  25

Обучающейся: SCAMPER  - 7 S  

Преподаватель:SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых слов, стимулирующих креативное мышление:

  1. Substitue (Замещать) – разбейте проблему на компоненты и отдельные процессы и подумайте, чем можно заменить каждый из них.
  2. Combine (Комбинировать) – объединяйте части проблемы между собой и внешними предметами (или идеями), чтобы создать нечто новое.
  3. Adapt (Адаптировать) – поразмыслите, как можно по другому использовать уже имеющиеся ресурсы и возможности для решения проблемы.
  4. Modify/Magnify (Модифицировать/Увеличивать) – ищите, как можно видоизменить и улучшить существующие идеи или процессы, как можно поменять их интенсивность или значимость.
  5. Puttootheruses (Найти другое применение) – подумайте, для каких еще целей можно применить вашу идею.
  6. Eliminate (Устранить) – упрощайте проблему, разделяйте ее на части и отбрасывайте то, чем можно пожертвовать.
  7. Rearrange (Переставлять, изменять порядок) – что будет, если нарушить последовательность в вашей задаче? Перевернуть ее с ног на голову или перетасовать ключевые блоки?слайд 26

Преподаватель: Метод фокальных объектов (Случайность и ассоциативное мышление) слайд 27

Обучающейся: Морфологический анализ (создать условия, расширяющие область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта. слайд 28  

Преподаватель Он построен на разбиении объекта на составные элементы, для которых указываются различные варианты исполнения. Все это заносится в таблицу, а затем проводится поиск новых комбинаций, которые подчас рождают совершенно неожиданные идеи.

Обучающейся: Метод Уолта-Диснея

Преподаватель :Как это делается?

Посмотрите на проблему с трех разных точек зрения. Последовательно перевоплощайтесь в каждую из ролей:

  1. Мечтатель – придумывайте самые безумные идеи и не ограничивайте себя ни в чем. Подумайте, каким могло бы быть идеальное решение идеальными методами.
  2. Реалист – в этой роли вы рассматриваете замыслы Мечтателя с точки зрения текущих возможностей. Как можно воплотить идею в неидеальном мире. Ищите конкретные пути, в возможности реализации которых уверены.
  3. Критик – пришло время искать все изъяны в вашем плане. Анализируйте свои идеи, выявляйте слабые места и ошибки.слайд 29

Обучающейся : Метод шести шляп   ( Продвинутая версия классического мозгового штурма. Она имеет игровую форму, позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие.) слайд  30

  Преподаватель:    Как это делается?   Слайд 31

Каждый участник попеременно «одевает» одну из шляп, т.е. обдумывает проблему под одним из 6 углов:

  1. Синяя шляпа – ее примеряет только  один участник – модератор. Он формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги.
  2. Белая шляпа – отвечает за аналитическое осмысление проблемы. Участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию.
  3. Красная шляпа – дает возможность высказать эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам ее решения, а также позволяет включить интуицию.
  4. Черная шляпа – предполагает пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу. Участники обсуждают ее негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения.
  5. Желтая шляпа – отвечает за оптимистическую сторону проблемы. Необходимо найти выгоду (даже если она неочевидная), выявить скрытые полезные ресурсы и возможности.
  6. Зеленая шляпа – в этом режиме предполагается собственно генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения задачи.

Преподаватель сейчас мы с Вами попробуем придумать бизнес-идею в сфере бытового обслуживания населения  слайд 32

Преподаватель: Любая идея должна быть   экономически обоснована  Экономическое обоснование – это совокупность экономических показателей и маркетинговых шагов, дающих представление о жизнеспособности предложенной бизнес-идеи .Слайд 33

2.Основная часть 

Методические указания к проведению самостоятельной работы

Преподаватель Уважаемые студенты», вам предоставляется возможность создать свою бизнес-идею , используя любой способ генерирования бизнес-идеи, из предложенных отраслей экономики, и доказать ее целесообразность. Желаю успехов в вашем новом деле!

Преподаватель :Распределение учащихся на команды  по следующему принципу: ,в зависимости, кто-какую выбрал карточку с  цифрой.

Преподаватель :Представители команд приглашаются за конвертами с заданием,

ВАМ НУЖНО:

1.Определиться с названием команды, исходя из представленной отрасли экономики

2.Провести экономическое обоснование бизнес-идеи по следующим параметрам;

  • Уникальность моего продукта
  • Портрет потребителя
  • Кто мои конкуренты
  • Как я буду продвигать свой товар на рынке
  • Какие риски возможны при реализации бизнес-идеи

Преподаватель :

Критерии оценки за задание  являются :

  • новизна,
  • творческая составляющая,
  • практическая применимость,
  • социальная значимость
  • командный дух
  • тайм-менеджмент, 3 минуты

максимальный балл   за задание  - 5 баллов

На выполнение 25 минут

 Самостоятельная работа студентов

Работа студентов.

Преподаватель :В качестве жюри приглашаются студенты , кто выбрал цифру 5

Защита проектов. Оценка жюри

Возможные вопросы, задаваемые студентами  в ходе защиты:  

Какие шаги могут обосновать Вашу идею??  Будет ли достаточно потребителей вашего товара и услуги в нашей в местности?  Расскажите о социальной значимости проекта. Какова его практическая значимость? Есть ли конкуренты у Вашей компании?

Возможно ли расширение вашего бизнеса и выход за пределы города, области?

  1. Заключительная часть

Преподаватель: Пока подводят оценки жюри.

  1. Рефлексия  Ответим на вопросы:

 Вы попробовали себя в роли генератора идеи ! И как вам эта роль?  Хорошо.  Какие трудности возникли у вас в ходе ответа на задание?  В каких  шляпах наиболее  комфортно вы себя чувствовали?  Какие новые знания , вы получили на занятии?

Ответы студентов….и команд в целом.

  1. Подведение итогов  Выступление  жюри   по оценке команд.

 Преподаватель: Я хотела бы вас всех оценить на «отлично» т.к. считаю, что вы сегодня  все справились с поставленной задачей. Ваши, бизнес-идеи  креативные,специфичные и уникальные, которые еще раз доказали  свою практическую значимость, а метод генерирование шесть шляп помог Вам  это сделать.

  Преподаватель:.  Обычное мышление говорит нам: «Я могу предвидеть будущее, поэтому я к нему готовлюсь!». Это противоречит тактическому искусству предпринимателя в вас, так как конечная цель уже задана и определяется через определённый узкий набор значений. Ведь мир (и сферы бизнеса) вокруг меняется, и ваше спланированное поведение становится неактуальным. Единственное, что постоянно в мире бизнеса – это перемены. Поэтому предприниматель должен думать: «Если я могу создавать будущее, то мне не надо его предсказывать!» Когда человек начинает тренировать свое мышление, не имея еще собственного бизнеса или вступив уже на этот путь, он работает над поиском предпринимательской идеи. И это очень полезно Не ждите возможностей, а создавайте их сами. 

 Участие в   движение WS по компетенции «Предпринимательство»., поможет Вам реализовать свои бизнес-идеи.    ссылка на сайт WS https://worldskills.ru/

Преподаватель: На столах у Вас лежат  смайлики : , красные, желтые и зеленые. Вы, с помощью этих смайликов настроения покажите свое отношение к сегодняшнему уроку:

-зеленый смайлик   - урок понравился, было интересно.

-желтый смайлик - мне было все равно.

-красный смайлик -. урок не понравился

3.3.Домашнее задание : Описать целевую аудиторию Вашей бизнес идеи

Преподаватель : Всем спасибо за продуктивную работу. До свидания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной методической разработки  является рассмотрение одного из видов игровых технологий – деловой игры, используемой в работе на занятиях.

Ценность деловой игры состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется данной конкретной ситуацией.

Новое мышление и взаимопонимание не приходят вдруг, они вырабатываются практикой. Эту практику можно получать в реальных условиях, не опасаясь реальных потерь. Такой практикой является деловая игра – игра, где разыгрываются ситуации, где сталкиваются интересы, где разрешаются конфликты и где в итоге все получают свой выигрыш – приобретенный опыт.

 

ЛИТЕРАТУРА

Печатные издания

  1. Беспалов М. В.  Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России: Учебное пособие НИЦ ИНФРА-М, 2017. 230 с.
  2. Герасимова О. О. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие РИПО 2015.  270 с.
  3. Горфинкель, В. Я. Инновационное предпринимательство: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Я. Горфинкель, Т. Г. Попадюк; под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 523 с.
  4. Кузьмина, Е. Е. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для СПО — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 417 с.
  5. Морозов, Г. Б. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для СПО — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 420 с. 

Интернет-ресурсы

  1. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  2. http://www.firo.ru/ Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО»
  3. www.ipbr.org. Сайт «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов в России»
  4. http://www.edu-all.ru/ Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам

Приложение  1.

  Кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы в презентации

 Приложение 2.

Карточки задания на деловую  игру  «Генерирование бизнес идеи»

 Задание

1.Определиться с названием команды, исходя из разработанной  бизнес-идеи в отрасли экономики

2.Провести экономическое обоснование бизнес-идеи по следующим параметрам;

  • Уникальность моего продукта
  • Портрет потребителя
  • Кто мои конкуренты
  • Как я буду продвигать свой товар на рынке
  • Какие риски возможны при реализации бизнес-идеи

1) Что я произвожу:

— товар (продукт) или услугу,

— какого назначения,

— где (в каком/их регионе/ах) я буду реализовывать мой потенциальный продукт (услугу),

— насколько широко мой потенциальный продукт (услуга) распространен в том регионе, в котором я намерен его реализовать.

2) В чём уникальность моего продукта (услуги)?

Если в первом пункте всё достаточно понятно, то при формулировании уникальности часто возникает некий стопор. А, между тем, чёткое понимание отличия того, что именно ваш бизнес-проект будет выпускать в качестве конечного продукта и почему (или чем) он лучше, чем у десятка уже производящих аналогичные товары (услуги) фирм, позволит вам максимально быстро «раскрутить» бизнес-идею: правильно сформулировать рекламный слоган и максимально быстро привлечь как можно больше клиентов. Правильно начатая рекламная компания, во-первых, сэкономит немало финансовых ресурсов на другие организационные мероприятия, во-вторых, позволит быстро создать оборотный капитал (чем большее количество клиентов будет с первых дней вашей деятельности, тем больший финансовый поток будет создан), в-третьих, сделает ваш бренд узнаваемым с первых же шагов, создаст репутацию, что тоже послужит хорошим активом при последующем поиске инвесторов, etc.

3) Кто мои клиенты – потребители продукта или услуги?

Нужно достаточно ясно понимать кто будет ли вашим потребителем: «средний класс» населения, малообеспеченные граждане или ВИП-пользователи. Так устроен наш сегодняшний мир, что в нём есть и малообеспеченные люди, готовые заплатить за булку ржаного хлеба условно только 20 рублей, и те, кто покупают один круассан к чаю за 150 рублей. При этом вы должны понимать, что затраты на производство ржаной буханки и круассана тоже различаются. В понимании этой разницы и кроется ваша состоятельность как собственника бизнеса (конечно, это не единственное, но одно из важных).

4) Конкуренты – тоже один из важных факторов, которым почему-то пренебрегают начинающие предприниматели, думая, что с их продуктом всё будет как у Цезаря — veni, vidi, vici – пришёл, увидел, победил. Недооценивать тех, кто уже не один год работает в данной сфере вредно и опасно для нового бизнес-проекта: у них уже есть узнаваемое имя, клиентская база, пройден этап до точки безубыточности, а, значит, основная инвестиционная составляющая уже приносит отдачу – то, что вам только предстоит в будущем!

5) Маркетинговый план – план продвижения вашего продукта (услуги) должен быть детально продуман, потому что большую долю первоначальной инвестиции будет составлять именно рекламная кампания. В п.2 мы рассмотрели, почему это важно. При разработке бизнес-плана расходы на первоначальный маркетинг и маркетинг при уже действующем производственном процессе будут просчитаны, но направления должны быть спланированы уже на текущем этапе.

 Приложение 3.

Отрасли экономики

  1. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
  2. ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
  3. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ,
  4.  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  5. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Приложение  4  

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ   ДЛЯ ЖЮРИ:_____________________________________________________

Критерии оценки

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

5 команда

творческая составляющая,

практическая применимость,

социальная значимость

командный дух

тайм-менеджмент, 3 минуты

Итого

максимальный балл   за задание  - 5 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

Разработка открытого урока по дисциплине МДК0.201. «Организация движения на железнодорожном транспорте.» Тема: Разработка графика движения поездов

Тип урока: комбинированный урок с элементами деловой игры Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, с элементами проблемного обучения и деловой игры Цель занятия: расширить область ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...

Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»

Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения  по программе  «Технология штукатурных работ »,  составлена для мастеров производственного обучения...