образование лиц с овз
презентация к уроку

Образоование лиц с ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образование лиц с ОВЗ74.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОВЗ

Слайд 2

ВОЗМОЖНОСТИ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ Детям с ОВЗ при получении образования в образовательной организации при условии совместного обучения с другими нормативно развивающимися обучающимися рекомендуется инклюзия с различной степенью включенности в образовательный процесс. Показаниями для инклюзивного обучения детей с ОВЗ являются возможности и ограничения ребенка: степень выраженности дефекта, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.

Слайд 3

ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В соответствии со ст. 17 Закона РФ «Об образовании в РФ» образование может быть получено: 1. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Семейное образование и самообразование осуществляется в заочной форме обучения, с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 2. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Слайд 4

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность возможно реализация следующих форм обучения: очная, очно-заочная, заочная. В соответствии с п. 4 ст. 79 закона РФ «Об образовании в РФ» образование обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзия), так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Обучение детей с ОВЗ в отдельных образовательных организациях осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам. Данные образовательные организации создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.

Слайд 5

Дети с ОВЗ могут обучаться в отдельном классе/группе для детей с ОВЗ или совместно с нормативно развивающимися обучающимися в образовательной организации. При обучении детей с ОВЗ в отдельном классе/группе или совместном обучении с нормативно развивающимися сверстниками в образовательной организации разрабатывается адаптированная образовательная программа отдельным документом, также с учетом патологии детей с ОВЗ, но как согласованная часть образовательной программы образовательной организации , в структуру которой входят: основная образовательная программа образовательной организации и адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ.

Слайд 6

Инклюзия с полной степенью включенности в образовательный процесс рекомендуется при очной форме обучения: детям с соматическими заболеваниями, если уровень их психофизического и речевого развития соответствует возрастной норме и позволяет обучаться совместно со здоровыми сверстниками по общеобразовательной программе; обучающимся по адаптированным образовательным программам: имеющим снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии; имеющим остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии; имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития; имеющим задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития; обучающимся с незначительной интеллектуальной недостаточностью в степени легкой умственной отсталости без сопутствующих отклонений в развитии; обучающимся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, ринолалия , моторная алалия, афазия).

Слайд 7

При полной включенности рекомендуется включение не более 1-2 детей с ОВЗ в группу или класс образовательной организации. При этом необходимо обеспечить создание специальных образовательных условий и ППМС-сопровождение ребенка с ОВЗ (либо по месту обучения/воспитания, либо, в базовой школе или группе кратковременного пребывания/комбинированной/компенсирующей/оздоровительной направленности ДОО , либо на логопедических пунктах, в ППМС-центрах или учреждениях социального обслуживания и здравоохранения.

Слайд 8

Инклюзия с частичной и эпизодической степенью включенности рекомендуются при очно-заочной форме обучения. При частичной включенности в рекомендациях необходимо отразить степень включенности ребенка с ОВЗ в классно-урочную, внеурочную и внеклассную деятельность; режим занятий и консультаций, коррекционные мероприятия, дополнительное специальное оборудование, потребность в сопровождении ( тьютор ), срок повторного обращения к специалистам ПМПК, дополнительная помощь специалистов вне образовательной организации.

Слайд 9

Эпизодическая включенность рекомендуется: детям с выраженными нарушениями поведения и показаниями для индивидуального обучения на дому; детям с выраженными интеллектуальной недостаточностью и поведенческими нарушениями, проходящим реабилитацию в учреждениях системы социального обслуживания населения. По рекомендации ПМПК данная категория детей в сопровождении родителей/законных представителей эпизодически объединяется с нормативно развивающимися детьми из образовательных организаций на определенный промежуток времени (в специально организованные походы, праздники, конкурсы, экскурсионные и культурно-развлекательные мероприятия, кружки и секции. Дополнительно возможно включение данной категории детей на некоторые комбинированные уроки (урок-экскурсия, урок-викторина и др.).

Слайд 10

П .5 ст. 41 закона «Об образовании»: при реализации очно-заочной формы обучения возможно использование дистанционных технологий (по заявлению родителей/законных представителей). При рекомендации индивидуального обучения ребенка с ОВЗ на дому необходимо информировать родителей о том, что в соответствии с законом РФ «Об образовании в РФ» основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей ). П . 3 ст. 44 закона РФ «Об образовании в РФ »: родители/законные представители имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Слайд 11

ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ Обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья). Создание климата психологического комфорта (доброжелательность, педагогический такт при оценивании, поощрение дружелюбия к ребенку со стороны детей и т.д.). Предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, творческие задания, красочный иллюстративный материал, занимательная форма изложения учебного материала и т.д.). Введение достаточной продолжительности перемен: не менее 10 минут между уроками и 20 минут после третьего урока, проведение динамического часа. Особое оформление классных комнат, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности обучающихся с ОВЗ (не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию; своевременно менять материал, утративший эстетический вид). Соблюдение норм СанПиНа 2.4.4.3048-13 (для ДОО); норм СанПиНа 2.4.2.2821 - 10 (температурный, световой режимы; соответствие мебели росту). Организация бесплатного двухразового питания в соответствии с п. 7 ст. 79 Закона РФ «Об образовании в РФ».

Слайд 12

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ Для детей с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации совместно с нормативно развивающимися сверстниками или в отдельной группе/классе необходимо разработать индивидуальный образовательный маршрут ( ИОМ ), который является своего рода механизмом реализации адаптированной образовательной программы. ИОМ – это документ, который отражает специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Порядок разработки и корректировки ИОМ может быть определен локальным нормативным актом - Положением об ИОМ, который позволит рационализировать работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры ИОМ, порядка его разработки, реализации и корректировки. Организационно-педагогические условия проектирования ИОМ: • наличие в образовательной организации службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОМ. В качестве такой структуры в ОУ выступает ПМПк ; • желание ребенка обучаться инклюзивно; • согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка инклюзивно.

Слайд 13

Структура ИОМ представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Обучение • учебный план (инвариантная и вариативная части); • рабочие программы, • расписание занятий. Коррекционно-развивающая работа • со специалистами сопровождения • коррекционно-развивающие программы, разработанные исходя из индивидуально-типологических особенностей, особенностей психофизического развития и специфики нарушений ребенка с ОВЗ; • система отслеживания динамики развития ребенка по каждому выбранному направлению коррекционно-развивающей работы. Социализация • внеклассная и внеурочная деятельность; • мероприятия, направленные на социализацию ребенка. Данные разделы, в совокупности, позволяют обеспечить психолого-педагогическое сопровождение с ребенком с ОВЗ по различным направлениям

Слайд 14

Основные этапы разработки и реализации ИОМ 1. Выявление и анализ проблем развития ребенка с ОВЗ (на уровне школьного ПМПк ) специалистами сопровождения (диагностика основным педагогом и специалистами сопровождения). Определение возможности инклюзии конкретного ребенка (из заключения ПМПК). 2. Предварительное определение вида и объема необходимой помощи (образовательной, психолого-педагогической, медицинской), исходя из имеющихся или привлеченных ресурсов. 3. Обсуждение результатов на заседание ПМПк . 4. Проведение предварительной работы, направленной на подготовку к инклюзии: с ребенком и его родителями; с родителями, обучающимися и педагогами массовой школы. 5. Организация мероприятий по адаптации ребенка. 6. Организация образовательного процесса (составление адаптированной образовательной программы). 7. Организация психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ. разработка коррекционных программ в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребенка. 8. Обсуждение на заседании ПМПк . Проектирование ИОМ, утверждение. 9. Реализация ИОМ (систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии). 10. Мониторинг реализации ИОМ (отслеживание динамики развития ребенка, оценка результатов обучения и социализации).

Слайд 15

СУЩНОСТЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Коррекционно-развивающее обучение — это обучение, направленное на исправление каких-либо отклонений в развитии ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, то есть развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном учебном материале. В соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения речь идет не только о достижении предметных результатов, но и о развитии у учащихся высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления). Особенно это важно в отношении детей с ОВЗ. В данном случае учитель обращает больше внимания не столько на количество заданий , а на качество работы каждого ученика; как была задействована в учебном процессе система анализаторов; как менялся вид деятельности; была ли создана ситуация, при которой он самостоятельно обрабатывал учебную информацию, и включала ли эта ситуация элементы проблемного, познавательного аспекта, стимулирующих детей к активной мыслительной деятельности и т.п.

Слайд 16

Целью коррекционно-развивающего обучения является создание условий , способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала. Направляющая и регулирующая роль в процессе обучения принадлежит общедидактическим принципам : наглядности, сознательности, систематичности и пр . НО (!)Особое значение при организации обучения детей с ОВЗ имеет принцип коррекционной направленности . При его реализации учитель должен проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только осваивали учебный материал, но и постепенно исправляли недостатки психического развития. Методы обучения, используемые учителем в ходе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, могут быть реализованы на основе принципов коррекционно-развивающего обучения.

Слайд 17

ПАКЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ: Пакет специальных условий для организации образовательного процесса для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных организациях Пакет специальных условий для организации образовательного процесса для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных организациях Пакет специальных условий для организации образовательного процесса для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных организациях Пакет специальных условий включения детей с РАС в общеобразовательных организациях

Слайд 18

ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения (уроков) таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Речь идет не об усложнении программы, но о разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, а в данном случае — развитие механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации. На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребенку. Задача педагога заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия.

Слайд 19

Принцип продуктивной обработки информации вытекает из принципа динамичности восприятия . Он заключается в следующем: педагог должен организовать обучение таким образом, чтобы у обучающихся развивался навык переноса способов обработки информации, и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. В ходе обучения необходимо выработать у ребенка способность самостоятельного адекватного реагирования.

Слайд 20

Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого педагог включает в содержание урока специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логичности мышления и пр. При этом учитель должен отличать словесные, наглядные и практические методы обучения от методов коррекции недостатков психических функций. Для исправления недостатков памяти, внимания, мышления и пр. существуют специальные приемы, которые и должны включаться в содержание каждого урока.

Слайд 21

Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Надо создать такие условия, при которых он хотел бы это сделать, а для этого принципиально важно давать ребенку творческие, проблемные, но посильные задания. Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующая этой деятельности оценка, социальная значимость его учебного поведения и т.п.

Слайд 22

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ I Динамичность восприятия а) задания по степени нарастающей трудности; б) включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный характер: дети слушают и отвечают (беседа), слушают и смотрят (рассказ педагога), читают и думают (С.Р. с учебником), пишут, играют. в ) разнообразные типы структур уроков для смены видов деятельности учащихся. II Продуктивная обработка информации / а ) задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; б) дозированная поэтапная помощь педагога; в) перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание. III Развитие и коррекция высших психических функций а ) включение в обучение специальных упражнений по коррекции высших психических функций; б) задания с опорой на несколько анализаторов. IV Мотивация к обучению а ) постановка законченных инструкций; б) включение в обучение интерактива ; в) создание условий для достижения, а не получения оценки; г) проблемные задания, познавательные вопросы; д) призы, поощрения, развернутая словесная оценка .

Слайд 23

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Специальная организация работы . Учет работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ . Использование дополнительных вспомогательных приемов и средств.

Слайд 24

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Одна из них, предложенная М.Н . Скаткиным и И.Я . Лернером . Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся. В ней выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; частично поисковый (эвристический); проблемное изложение; исследовательский; проектный.

Слайд 25

Другая, классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским . Эта классификация представлена тремя группами методов: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, трудовые действия и д.р .); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3.10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования.

Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатель 10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования...

2.6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

2.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельст...

3. 10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующи...

3.14 Награды, поощрение органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

Благодарность Министрества образования и науки Республики Тыва за реализацию государственной политики в области добровольчества среди обучающихся и студентов учреждений среднего профессионального обра...

2.6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровня ...

3.10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельс...

3.14.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования14.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующ...