урок обучение грамоте по теме Буквы о, ё.
план-конспект урока

Ведерникова Елена Вячеславовна

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

 

Цели: закрепить знания учащихся о гласных  звуках и буквах, развивать умения в нахождении «опасных мест», связанных с этими звуками, познакомить детей с новыми произведениями, рассказывающими о маме, формировать позицию школьника.

Задачи:

познакомить  школьников с буквой  ё и её «работой» обозначать звук [о] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;

учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами о-ё.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение грамоте (1 класс по ОС «Гармония»)

Тема: Буквы Оо - ё.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Цели: закрепить знания учащихся о гласных  звуках и буквах, развивать умения в нахождении «опасных мест», связанных с этими звуками, познакомить детей с новыми произведениями, рассказывающими о маме, формировать позицию школьника.

Задачи:

познакомить  школьников с буквой  ё и её «работой» обозначать звук [о] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;

учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами о-ё.

Сценарий  урока.

Психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Надо очень много знать,

Чтоб полезным в жизни стать. (Дети говорят хором)

  1. Речевая разминка.
  1.      1.1.Хоровое чтение алфавита.

-Ребята, давайте начнём наш урок с речевой разминки, с чтения алфавита, но если это будет гласная буква при этом мы будем хлопать в ладоши 1 раз.

              1.2.  Игра  «Полубуковка» (Учитель показывает часть буквы, а  

               дети должны догадаться, какая буква написана)

  1.  Мотивирование к учебной деятельности

      Звук [э].

                –Какая  буква у нас была именинницей вчера? (Е)

                Поприветствуем нашу вчерашюю именинницу. (Дети хлопают в  

                ладоши.)

                Какие рисунки вы нарисовали? (Выходят дети и показывают свои

                работы в тетрадях)

                -Как обозначили первый звук в этих словах? (Ученики,    

                которые вышли к доске находят соответствующие карточки,  

                показывают их, произнося первый звук)

    3.   Новая тема.

     3.1  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в   пробном учебном действии.

Просмотр и работа  по мультимедийному диску «Обучение грамоте»

Посмотрев маленький отрывок с диска, догадайтесь, какая буква у нас сегодня именниница? (Ё)

 - Давайте найдём, где она находится в алфавите.

- Поприветствуем нашу именинницу! (Дети хлопают в ладоши, учитель

открывает кармашек на ленте букв – ё.)

   3.2.  Выявление места и причины затруднения

Наши гости. Узнаем их по схемам. (Учитель вывешивает две схемы, обучающиеся делают предположения, обосновывая свои ответы, как могут звать детей, которые у них в гостях.) (Соня, Сёма)

Физминутка. Игра: «Большая буква». (Все встали, если слово надо

писать с большой буквы, то поднимаем руки вверх, а если с

маленькой, то приседаем. Делается вывод отом, какие слова

пишутся с большой буквы)

 3.3 Построенияе проекта и выхода из затруднения.

- Чему мы будем учиться на уроке?

       3.4. Реализация построенного проекта.

Сопоставление звуков и букв в словах: нос и нёс.

- Как называется та часть лица, которая выделена у Сёмы и Сони? (нос)

- Составьте, пожалуйста, в тетрадях схему слова нос.

- А как это слово превратить в другое слово: нёс?

- Послушайте слова и решите на месте каких звуков значки можно оставить, а на месте каких надо заменить? (Требует замены лишь первый звук)

- Давайте рядом составим схему к слову:  нёс.

- Теперь звуки первого слова обозначим буквами – нос.

- А какие буквы надо заменить, чтобы получилось слово – нёс?

- Нужны ли разные буквы для обозначения одного и того же твёрдого и мягкого звуков?

- Надо ли заменить первую букву? (Нет)

- Нужна ли другая буква на месте последнего звука? (Нет)

- Можно ли и вторую букву оставить без изменения? (Нет, нужна другая буква гласного)

3.5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Деловое  сообщение. О работе гласных букв. (Таблица – наглядное пособие)

3.6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Чтение слогов и слов с о или ё (Страница букваря 14 выносится на доску)

  1.  Перспектива. Подготовительная работа к определению рода слов и к написанию слов – названий предмета безударного гласного в конце слова в именительном падеже.

Хитрое  задание с.15 букваря (дети к каждому слову добавляют слово он или она, определяя род слова, но без введения понятия «род»)

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Работа по выработке осознанности прочитанного (учебник с.15 над текстом «Кто что испёк?»)

         Обучающиеся читают текст, а затем отвечают на вопрос, находящийся в

        заголовке текста. (Повар испёк торт, а мама испекла кекс.)

  1. Работа над связной речью. Разговор с обучающимися о мамах.

- Ребята, вспомните, какая буква у нас сегодня именниница? (Ё)

- Чему учился ёжик? (Читать)  

- На примере какого слова бельчата учили читать ежа? (Мама)

-А как вы думаете, почему обучение чтению начали именно с этого слова?

       6.1. Учитель и дети о Дне матери.  

          День матери в России

          Указом Президента РФ   Б.Н.Ельцина от 30.01.98г. №120  учреждён  

          ежегодный российский праздник – День матери. Праздник отмечается

          в последнее воскресенье ноября.  И хотя этот праздник отмечается

          недавно, но во все времена мама была и остаётся самым  главным  и  

          близким человеком для каждого из нас.

         Российских матерей всегда отличала щедрость души, преданность,

         Самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они

         Бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию,

         нравственности.

       

    6.2. Учитель и дети о подготовке к празднику.

       Учитель:  Мы тоже, дети, с вами готовимся  отмечать День матери  в    

        классе.

- А что мы делаем?   (Учим стихи, песни, нарисовали портреты мам, готовим подарки)  И сейчас одно из стихотворений о маме мы вспомним. (Выходит ученица и наизусть читает стихотворение)

 Мне мама приносит игрушки, конфеты.                                                                  

Но маму люблю я совсем не за это.                                                                                          

Весёлую песню она напевает.                                                                                                              

Нам скучно вдвоем никогда не бывает.                                                                                                

Я ей доверяю свои все секреты,                                                                                                                

Но маму люблю я не только за это.                                                                                              

Люблю свою маму, скажу я вам прямо,                                                                                            

Ну, просто за то, что она моя мама!                                                                       

  • Солнца ярче для меня – МАМА!
  • Мир и счастье для меня – МАМА!
  • Шум ветвей, цветы полей – МАМА!
  • Зов летящих журавлей – МАМА!
  • В роднике чиста вода – МАМА!
  • В небе яркая звезда – МАМА!

      6.3. Игра «Зачеркните лишние буквы и прочтите предложение».

         -Как Вы понимаете прочитанное?

 

       (  Работа в парах)  

       «Лучшеемамыыдругаанеесыщешь»

Учитель: Дорогие мамы, мы поздравляем вас с приближающимся праздником и желаем Вам, чтобы если ваши лица и уставали, то только от улыбок, а руки уставали бы только от букетов цветов.

Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны. Пусть ваш домашний очаг украшают уют, достаток, любовь.

     Физкультминутка.  Физические упражнения под детскую песенку «Из  

       чего наш мир состоит…»

      - Из кого же состоит наш мир? ( Из взрослых и детей)

      -А чем занимаются сверстники ваши? (Ходят в школу)

     

  7. Выделение «опасных мест» в пословице. Лучше мамы друга не сыщешь.

 

  8.    Итог урока.

       8.1  Продолжите предложения:

         Сегодня мы с вами говорили о буквах   ……..  .

          Именниницей сегодня была буква  …..   .

          Я слышу звук  о, мне нужно подумать  писать букву … или …   .

          Если я слышу мягкий согласный звук, то писать гласную бкву  …   .

          Если я слышу твёрдый согласный, то писать гласную буду  …  .

           

         8.2. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

         Я учусь в ….   классе. Школа наша  ….  .  И , если, вам сегодня  было    

         интересно на уроке, вам понравилось, как работали вы, ваши друзья,

         то вы рядом с фотографией  школы  приклеиваете смайлик довольного,

         радостного лица,  если вас урок наш заставил чему-нибудь удивиться,

         то смайлик удивлённого лица, если же вам на уроке скучно, грустно, то  

        вы приклеиваете сответсвующий смайлик.

         

   

Информационный план-проспект урока

Описание

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Класс

1 класс

Тема

Буквы Оо - ё.

Образовательная программа, автор

ОС «Гармония»

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

24 урок основного периода обучения грамоте

Универсальные учебные действия

Личностные

Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи   и сопережевания.

Регулятивные

Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы  в результате совместной работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа с звуковыми схемами слов).

Коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре.

Определение ценностных основ, цели и задач урока

Цель: закрепить знания учащихся о гласных  звуках и буквах, развивать умения в нахождении «опасных мест», связанных с этими звуками, познакомить детей с новыми произведениями, рассказывающими о маме, формировать позицию школьника.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить  школьников с буквой  ё и её «работой» обозначать звук [о] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;

2. Развивающие: развивать умение обучающихся правильно читать слова с звуком [о],  применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами о-ё.

3. Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к мамам.

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке сопоставимыми психолого-педагогической характеристики класса

Основной дидактический метод:

Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения

 

Представление структуры урока и     информации     о     расходе времени на различных его этапах

Сценарий  урока

  1. Психологический настрой на урок с речевой разминкой (2 мин.)
  2. Мотивирование к учебной деятельности ( 5 мин.)
  3. Новая тема.(12 мин.)
  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном   учебном действии

    3.2.  Выявление места и причины  

             затруднения

    Физкультминутка (1 мин.)

              3.3. Построенияе проекта и выхода из  

            затруднения  

        3.4. Реализация построенного проекта.

 4.    Работа на перспективу.(3 мин.)

       5.    Включение в систему знаний и    

        повторение. (3 мин)

       6.    Работа над связной речью. Разговор

              с    обучающимися о мамах. (9 мин)

    6.1. Учитель и дети о Дне матери.  

   6.2. Учитель и дети о подготовке к    

            празднику.

  1.  Игра «Зачеркните лишние буквы  и

 прочтите предложение».

Физкультминутка (2 мин)

  1.   Выделение «опасных мест» в пословице:  

     Лучше мамы друга не сыщешь. (3 мин)

       8.   Итог урока. (5 мин.)

       8.1  Продолжите предложения.

              8.2. Рефлексия учебной деятельности на  

                     уроке.

Описание               применяемых

образовательных      технологий,

обоснование

их использования

  • информационно-коммуникативная (работа с дисковыми носителями)
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности (в данном случае направлена на понимание прочитанного)
  • здоровьесберегающая (использование физкультминуток)  

Указание   отобранных   средств обучения,      обоснование      их применения

Технические средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийные диски «Кирилла и Мефодия» для 1 класса по обучению грамоте

 На своих уроках и во внеурочное время при работе с детьми широко применяю следующие технологии: технологию формирования типа правильной читательской деятельности, игровую,  проектную,  исследовательскую, технологию коллективно – творческих дел, критического мышления,   информационно-коммуникативную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква О"

Обучение грамоте в подготовительной группе,знакомство со звуком и буквой "О"...

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Слова-действия" ПНШ

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" помогает в игровой форме доступно познакомить детей с темой "Слова-действия"...

Урок по обучению грамоте 1 класс по теме : "Знакомство с буквой "ф".

В материале представлена разработка открытого занятия по  предмету Обучение грамоте по теме: "Знакомство с буквой "ф" 1 класс....

Методические рекомендации к разработке технологической карты урока обучения грамоте (чтению)

I. ИнструкцияОткройте ФГОС НОО на стр. 1. Прочитайте названия разделов документа.Найдите раздел, посвящённый требованиям к результатам освоения основной образовательной программы НОО....

II. Методические рекомендации к разработке технологической карты урока обучения грамоте (письму)

Инструкция к подготовки к разработке техкарты урока:Задайте вопросы учителю класса на консультации.Оформите результаты в письменном виде.Методические рекомендации: идя на консультацию к учителю, сдел...

Обучение грамоте. Тема урока: Звуки [д], [д]. Буквы "Д,д"

Технологическая карта урока обучения грамоте....

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы Г, г Звуки [г], [г ,]» (УМК " Школа России" 1 класс)

Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Г, г  и звуками [г], [ г ,]. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Учить строить графическую модель сло...