Рукодитель Методического объединения
материал


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в медицинском колледже, позволяющие сохранять и укреплять здоровье обучающихся

Сахипова

Гульнара Адыевна.

Свыше мне дана профессия моя…

Нет профессии более доброй и вечной
Чем беречь человеческой жизни тепло
Даже белый халат вам ложится на плечи
Королевскою мантией, белым крылом.

С давних пор, со времен античных
А быть может намного раньше
Были люди, что счастьем личным
Заплатили за жизни наши…

Основными направлениями являлись следующие рубрики:

  • «Мы, за здоровый образ жизни»;
  • «Здоровая экология - это будущее наших детей»;
  • «Молодёжь-взгляд в будущее»;
  • «Натуральные продукты для укрепления организма»;
  • «Красивый человек – здоровый человек»;
  • «В здоровом теле здоровый дух».

Проблема сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни во все времена была одной из ключевых проблем человечества. Несмотря на усилия государственных структур, направленные на сохранение здоровья, уровень здоровья населения в России падает. Особенно актуальна данная проблема в студенческом возрасте, так как здоровье обучающихся определяется особенностями этого периода их жизни. Студенческая среда относится к ситуациям повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок. Поэтому пропаганда здорового образа жизни среди молодежи – одна из основных задач оздоровления жизни нашего общества.

Приоритетной задачей любого учебного заведения является вооружение студентов всесторонней и исчерпывающей информацией о здоровом образе жизни.

В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.

Формирование здоровьесберегающего пространства начинается с первых дней обучения в колледже на занятиях и во внеаудиторной работе, где у студентов формируется ответственное отношение к своему здоровью.

Разработанные в нашем колледже «здоровьесберегающие технологии» реализуются следующим образом:

согласно ФГОС, обучающийся в ходе освоения профессионального модуля или дисциплины должен: иметь практический опыт, уметь, знать и, кроме того, в результате изучения дисциплины или профессионального модуля освоить общие компетенции, включающие в себя способность - Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

На занятиях преподаватели обучают здоровьесбережению разными формами и методами и предлагают освоить компетенцию ОК13 через подготовку памяток, буклетов, пресс-релизов, листовок; выпуск санитарных бюллетеней; проведение лекций-бесед с пациентами или их родственниками; подготовку и защиту презентаций, докладов, сообщений, рефератов; защиту курсовой работы.

  • в колледже организовано студенческое научное общество, члены которого принимают участие в городских конкурсах проектов, в региональных и Всероссийских смотрах-конкурсах исследовательских работ обучающихся;
  • классные руководители проводят тематические классные часы о здоровом образе жизни, о борьбе с курением с использованием видеоматериалов, презентаций, подготовленных совместно с обучающимися, например: «Как правильно готовиться и сдавать экзамены», «Безопасность на водных объектах в летний период», «Скажи наркотикам «НЕТ», «Современная молодежная мода и здоровье», «Профилактика профессиональных заболеваний», «Курить или не курить?»;
  • в колледже проводятся декады, недели или Дни отказа от курения.
  • для обучающихся организуются беседы с практикующими врачами;
  • преподаватели вместе с обучающимися участвуют в физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях: «Кросс нации», «Лыжня России», «Дни здоровья», туристические походы, «Веселые старты». Наглядный пример как нельзя лучше способствует приобщению молодежи к здоровому образу жизни, обогащению собственного опыта;
  • в колледже постоянно работают секции: волейбол, баскетбол, футбол, лыжная (в зимнее время). Результативность таких занятий - это не только призовые места на городских соревнованиях, но и улучшение здоровья, а также увеличение числа студентов с 1 и 2 группами здоровья;
  • регулярно проводятся инструктажи по охране труда и технике безопасности на занятиях, перед культурно-массовыми мероприятиями, поездками, соревнованиями;
  • преподавателем психологии выпускаются информационные бюллетени «Как избежать стресса», памятки, листовки и рекомендации по снятию стресса;
  • систематически проводится анкетирование обучающихся по организации горячего питания в колледже. Проанализирован характер питания обучающихся на протяжении всего учебного дня, изучена осведомленность обучающихся о роли витаминов для улучшения работы мозга. После завершения исследования были подготовлены лекции-беседы о сбалансированном питании с учетом возраста, учебных дней и экзаменационных сессий и разработаны рекомендации в виде памяток по предупреждению заболеваний желудочно-кишечного тракта;
  • колледж активно взаимодействует и постоянно расширяет сотрудничество со специалистами наркологического диспансера, с учреждениями культуры, спорта, общественными организациями.

При реализации здоровьесберегающих технологий имеются следующие результаты:

  • внедрение новых методик и форм проведения оздоровительной работы;
  • повышение качества и разнообразия мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;
  • активное участие обучающихся всех курсов в спортивной, общественной и культурной жизни.

Список литературы:

  1. ФЗ от №273-ФЗ (ред. от ) «Об образовании в РФ».



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Инновационная стратегия в контексте

интенсификации учебной деятельности

Выступил: преподаватель

Сахипова Гульнара Адыевна

2020 г.

Закон социального прогресса в условиях стремительно развивающейся научно-технической революции предъявляет высокие требования и к тем, кто учит, и к тем, кто учится. Ибо, для того чтобы современное российское общество уверенно двигалось вперёд, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской ответственности.

Современные условия жизни и развитие «информационного общества» ставят перед образованием новые задачи: не только дать обучающемуся определённую сумму знаний, но развить его личность, его познавательные и созидательные способности. Прогресс всего общества в целом и успех каждой отдельной личности зависит от того, насколько готов человек к решению различных проблем; насколько он умеет работать с современными источниками информации; насколько он способен жить в поликультурном мире; насколько он готов постоянно совершенствовать своё образование и своё саморазвитие. И главное – обладает ли он необходимым уровнем коммуникативной культуры, который бы обеспечил развитие информационной, социально-политической, академической составляющих образованности в современном понимании. Очевидно, что область формирования и применения коммуникативной компетенции не остаётся неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. В этой связи назрела необходимость обновления методик и внедрения инновационных программ в образовательный процесс. Идея введения инновационного обучения обусловлена самой учебной деятельностью, в которой предпочтение отдавалось традиционно-информационному обучению. Но, начав вводить элементы инновационного обучения, а затем активно использовать их на занятиях, можно прийти к выводу, что само преподавание в системе нового подхода превращается из средства передачи информации в процесс радостного осмысления учения.

Дополнительная образовательная программа составлена с учётом важнейших инновационных принципов, помогающих сформировать у обучающихся экологическую культуру, повысить творческую, научно-исследовательскую, общественно-полезную и социальную активность обучающихся.

  1. Смыслообразующий принцип.

Этот принцип предусматривает развивать обучающихся в такой системе образования, где всегда есть шанс преуспеть, стать полезным, где есть траектория свободы, есть выбор для самореализации, а значит, есть свободная и ответственная система для развития личности.

  1. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.

Инновационная парадигма обучения ориентируется на дифференциацию обучения, использование индивидуальных нормативов, программ развития, усиление положительных мотивов учения, активизацию творчества.

  1. Принцип открытости, уважения и доверия.

Очень важно рассматривать ориентацию на личность с точки зрения идеи уважения к ребёнку, организации в общении с ним партнёрства, сотрудничества, диалога. Развитие становится эффективным в том случае, когда обучение вызывает положительные эмоции, если ребёнок чувствует, что к нему относятся с симпатией и вниманием, определяющими его желание и потребность к учению.

  1. Принцип диалогической природы познавательной деятельности.

Учитель новой эры хорошо понимает, что самосознание и педагогов, и учеников может расти только в диалоговой рефлексии. Только гармония рефлексов и спонтанности могут создать поле творчества современного преподавателя, а поскольку инновационное образование ориентировано в творчество, необходимо создать наличие определённых условий для него, а прежде всего, диалоговое культурное пространство.

  1. Принцип культуросообразности.

Этот принцип включает в себя формирование у обучаемых неискажённых представлений об истории и культуре соизучаемых народов; стимул для ознакомления с ключевыми культуроведческими понятиями «наследие культуры», «культурное сообщество», «языковая культура»; приемлемость с точки зрения возрастных особенностей, когнитивных и коммуникативных возможностей обучаемых.

  1. Принцип наличия личностно-ориентированных задач.

Необходимо изменение позиции преподавателя к личности обучающегося и к себе самому, поскольку преподаватель выступает не только как носитель знаний, но как помощник становления и развития личности обучающегося. Вследствие чего изменяется сам характер управления учебной ситуацией; утверждается позиция демократических взаимодействий, сотрудничества, помощи, внимания к личностной инициативе, к росту его личности. (Из концепции В.Я. Ляудис (142).



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Контрольно-оценочная деятельность педагогов

в условиях реализации ФГОС

Выступил: преподаватель

Сахипова Гульнара Адыевна

2020 г

Важным условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса является систематическое получение преподавателем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся. Эту информацию преподаватель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся. Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

Контроль - наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты. Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется (выявление) и измеряется (измерение) тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация, она учитывается (учет). В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание (процесс оценки) этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобразным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит от того, соответствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них.

Традиционные средства оценивания имеют одну общую черту – это всегда внешнее оценивание, т.е. оценивание преподавателем, квалифицированным экспертом. Самооценка обучающегося тоже применяется, но она «не легитимна», никак не используется при оформлении официальных результатов. И, пожалуй, главный недостаток традиционного оценивания – оно полностью сосредоточено на измерении уровня сформированности знаний, умений, навыков и лишь в некоторой степени – творческих способностей обучающихся. К тому же сложившаяся пятибалльная система отметок реально ограничивается четырехбалльной.

В связи с идеями модернизации образования, именно контроль и оценивание должны измениться радикально. Это касается всех значимых сторон оценивания, таких как:

- что оценивать? (предметы и объекты оценивания, содержание, на которое направлены контрольно-оценочные действия преподавателя и обучающихся);

- кто оценивает? (субъекты оценивания);

- как оценивать в условиях модернизированного образования? (средства, способы, приёмы организации оценочных действий);

- как фиксировать результаты оценки учебной успешности и допущенных пробелов? (документация колледжа; личная преподавательская и личная обучающегося);

- на каких принципиальных установках строить оценивание?;

- носят ли эти установки общий, универсальный характер или являются локальными?;

- какими должны быть управленческие решения, направленные на модернизацию оценки и контроля (методически-просветительные, нормативно-правовые, иные)?

Деятельность педагога в соответствии с требованиями ФГОС должна быть направлена на формирование у обучающихся умений учиться, в том числе:

- учить себя при самоконтроле, отслеживать выполнение своих действий, своевременно обнаруживать ошибки и вносить необходимые коррективы;

- определять границу своих знаний и незнаний;

- делать содержательный запрос, чтобы проверить себя, к различным источникам: к учебнику; к разным видам словарей; к памяткам, составленным самими же детьми; к товарищам; к учителю; к родителям.

На разных этапах образования последовательно должны решаться задачи контрольно-оценочной деятельности обучающихся и преподавателя.

Переход на новые принципы и системы оценивания – это процесс, требующий комплексного обеспечения, затрагивающий разные стороны образовательного процесса и вовлекающий в себя всех членов педагогического коллектива. Оценка – это показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Оценка формирует у обучающихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда:

  • ученик уверен в ее объективности;
  • воспринимает ее как полезную для себя;
  • знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов;
  • уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.

Необходима новая система оценивания, которая:

  • не имеет травмирующего характера;
  • позволяет сохранить интерес к обучению;
  • снижает психологический дискомфорт, тревожность;
  • создает возможность для формирования у школьников оценочной самостоятельности;
  • является информативной: позволяет судить о действительном уровне знаний и определять вектор дальнейших усилий.

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения. Общество повышает требования к формированию активной и созидающей личности, т.к. только такая личность может самостоятельно:

  • регулировать собственное поведение и деятельность,
  • определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

Формирование учебной деятельности как процесса ведет к созданию такой личности, т.к. ведущими компонентами этого процесса являются:

  • мотивы учебной деятельности,
  • целеполагание,
  • учебные действия контроля и оценки.

Разберемся в вопросе – что оценивать, т.е. что является объектом контроля?

Примеры планируемых результатов (объекты контроля)

1. Проверка знаний

Знание фактов, их причин, различий.

Знание научных и иных проблем по изучаемой теме; наличие представлений о возможных путях их решения.

Знание фундаментальных понятий по теме; их определений (дефиниций); представление об объеме и содержании понятий; знание практических применений понятий.

Знание основных правил, закономерностей и законов, их формулировок, условий и границ появления, специфики применения.

Знание теорий, опытных фактов, послуживших основой их разработки; основных положений, уравнений, выводов, практических приложений, прогностических возможностей.

Проверка знаний может осуществляться разными способами: устный опрос с комментированием ответа одноклассниками, тесты разного уровня, общественный смотр знаний, выполнение мини-проектов. Главным объектом оценки являются непосредственно знания.

2. Проверка умений

  1. Владение фактами:

- установление причин фактов;

- установлений связей между фактами;

- отличие фундаментальных объектов и фактов от второстепенных.

Владение проблематикой:

- формулирование и переформулирование проблем по теме;

- умение отыскивать возможные пути решения проблемы.

Владение понятиями:

- узнавание понятий, конструирование их определений;

- раскрытие объема понятий: характеристика количественного состава объектов, их классификация;

- раскрытие содержания понятия: характеристика существенных признаков объекта;

- установление взаимосвязей между понятиями, выделение среди них фундаментальных;

- практическое применение понятий.

Владение правилами, закономерностями и законами:

- узнавание правила, закономерности и закона;

- формулирование правила, закономерности и закона;

- раскрытие содержания правила, закономерности и закона

(характеристика сущности, условий и границ проявления, применения);

- характеристика действий, связанных с применением правила, закономерности, закона.

Владение теориями:

  • узнавание теории;
  • отыскание опытных фактов, необходимых для разработки теории;

- раскрытие содержания теории (характеристика основных положений, уравнений, доказательств, выводов);

- осуществление на основе теории практических действий.

3. Проверка навыков

Построение и осуществление алгоритма операций выполнения конкретных действий в структуре умения.

Моделирование практического выполнения действий, составляющих данное умение.

Выполнения комплекса действий, составляющих определенное умение.

Самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.

Время выполнения умения (измерение скорости чтения, устного счета и т. п.)

4. Проверка усвоенных способов деятельности

Узнавание методов и процедур, относящихся к изученному материалу.

Раскрытие содержания методов и процедур: характеристика действий и операций, составляющих их сущность.

Владение методами и процедурами, связанными с получением знаний и их обработкой.

Применение методов и процедур в различных последовательности составляющих их действий, а также в новых условиях.

Характеристика условий и границ применения метода или процедуры.

5. Проверка уровня развития способностей

Выполнение тестов достижений, тестов интеллекта, тестов креативности и др.

Создание образовательной продукции, соответствующей изучаемой теме с заданными параметрами.

Выполнение видов деятельности, соответствующих целевым предметным установкам изучаемой теме.

Выполнение видов деятельности, соответствующих целевым предметным образовательным установкам.

Выполнение методологических, организационных, самоорганизационных видов образовательной деятельности.

Во всех случаях, кроме первого, объектами контроля являются уже умения работать со знаниями, т .е. демонстрация уровня сформированности УУД.

Формы контроля качества обучения

Традиционные

Нетрадиционные

- диктант,

- краткая самостоятельная работа,

- письменная контрольная работа,

- контрольная лабораторная работа,

- устный зачет по изученной теме,

- классический устный опрос у доски,

- фронтальный устный опрос

- отчет о работе за год,

- олимпийские игры,

- научный контроль или научная конференция,

- ситуативный диалог,

- тематический экзамен,

- личностно ориентированная контрольная работа,

- викторина-зачет,

- «шайба» - зачет-игра по теме,

Объект оценки предметных результатов

Оценивается: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Оценка предметных результатов с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение 5 уровней достижений как

точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

№ п/п

Уровень достижения

планируемых результатов

Характеристика уровней

Оценка достижения уровня

1

Базовый

уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.

«удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

2

Превышающий

базовый:

- повышенный уровень

-высокий уровень

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Выделены следующие два уровня

оценка «хорошо» (отметка «4»),

оценка

«отлично» (отметка «5»).

3

Ниже базового:

- пониженный уровень

-низкий уровень достижений

Свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которыми овладевает большинство обучающихся.

Свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно.

(отметка «2»)

оценка «плохо» (отметка «1»)

Учащиеся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуют специальной помощи не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению.

Важным является привлечение обучающихся к оцениванию процесса и результатов учебной деятельности к само и взаимооценке.

Виды само и взаимоконтроля и их содержание

Вид контроля

Цель

Содержание, приемы осуществления

Предварительный

Проверка уровня готовности к выполнению заданий, к решению задач

Учащиеся проигрывают различные способы действий и сопоставляют их с ожидаемым результатом. Прежде чем проиграть самим, проигрывают с учителем, с его вопросами, обсуждают в группе.

Приемы организации:

1. Ориентировка (до начала работы)

Сможете ли выполнить задание (упражнение, задачу)?

Трудно ли оно для вас?

В чем именно заключается трудность?

Что будете учитывать? С чего начнете?

Из каких этапов будет состоять работа?

Как будете выполнять задание? В какой последовательности?

Что может получиться?

Какие ошибки, трудности могут встретиться?

Составьте алгоритм (последовательность действий) работы.

2. Определение плана и хода выполнения задания по памятке, алгоритму.

Процессуальный

Сверка результата с эталоном

1. Проговаривание или комментирование (свернутое или развернутое)

2. Сопровождение скобками

Обучающийся ставит скобки в том случае, когда необходимо сделать обобщение чего-либо.

3. Один выполняет, другой объясняет (комментирует его действия)

4. Ставить вопросы (вести запись, делать пометки) по тексту по ходу чтения

#1042;писывание букв, значков;надписывание чего-либо по ходу и объяснение (сначала вслух, а потом про себя); прописывание орфограмм по ходу и их фиксирование (орфографический разбор); подчеркивание; обозначение условными значками.

6. Работа с текстом с использованием пометок

7. Составление модели, плана — рисунка, схемы, таблицы.

8. Пометки на полях

(-) – не знаю

(?) – не понимаю

(!) – новое, знаю

(Г) – главная мысль и т.д.

9. Прием разноцветных поправок

Учащиеся по «цепочке» (в паре, тройке, четверке) передают запись для проверки. Каждый, кто проверяет, делает поправки разной пастой. Затем учащиеся обсуждают разногласия.

10. Фиксирование работы в технологической карте (инструкции)

«Поставлю значок (+), т.к. эту операцию я сделал».

11. Консилиум (групповая форма работы)

12. Прием провокации

Итоговый

Фиксация результатов

Приемы:

1. Анализ (после работы).

2. Экспертиза.

#1055;роверка: сличение с образцом.

4. «Исправь ошибки»

5. Вопросы в начале урока учеики учатся ставить задачи:

- Хочу узнать (научиться)?

- Что должен узнать, научиться делать?

В конце урока фиксация значком (+) тех умений и навыков, которые планировал освоить.

6. Вопросы «после работы»:

Какие цели, задачи были реально достигнуты?

Трудным ли было это задание? В чем его трудность?

Успешно ли вы с ним справились?

Трудно ли было проверить себя?

Каким способом работали? Какие способы можно применять еще?

Какой способ работы был самым успешным? Почему?

Как ты сможешь проверить себя сейчас? На что будешь опираться?

Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения?

В каких ситуациях это может тебе пригодиться?

Над чем стоит еще поработать? Какие проблемы еще нужно решить?

Какую задачу можно поставить для себя (для класса)? Почему?

Как вы оценили свою работу?

Как справился с этим заданием твой одноклассник? Какие трудности он испытывал? Что бы ты ему посоветовал?

ФГОС предъявляет требования к формированию и оценке уровня сформированности метапредметных результатов - сформированности универсальных учебных действий. Для отслеживания уровня и дальнейшей динамики развития УУД предполагаются комплексные проверочные работы.

Как составить такую работу? Предлагаем рекомендации для составления.

1. Основное назначение разрабатываемых материалов должно соответствовать концепции метапредметности образовательных результатов и охватывать по содержанию основные предметные области, в рамках которых формируются метапредметные действия.

2. Структура умений, для оценки которых разрабатываются измерительные материалы, должны интегрировать основные читательские умения, необходимые для осознанного чтения, а также учитывать задачи текущего обучения, т.е. одним из направлений измерений должна быть оценка способности использовать информацию, полученную при прочтении учебного текста, для решения учебных и познавательных задач.

3. Структура работы, число заданий, а также количество баллов по каждой предметной области или группе умений, по которым проводится оценка, должны позволять выстраивать надежную шкалу как в целом по объединенному конструктору, так и по отдельным показателям.

4. Важнейшим этапом разработки измерительных материалов является выбор текста. Тексты – источники информации – должны:

- иметь воспитательную/образовательную ценность;

- учитывать интересы, жизненный опыт и познавательные возможности школьников;

- стимулировать размышления;

- включать разнообразные ситуации;

- иметь достаточное количество информации для разработки не менее 10 заданий.

Отбор текстов должен осуществляться по следующим критериям:

- объем текста должен соответствовать возрастным особенностям обучающихся;

- тексты должны быть интересны как мальчикам, так и девочкам;

- содержание текстов должно быть нейтральным по отношению к интересам различных расовых, этнических и религиозных групп,

Назначение работы: выявление уровня сформированности умений читать и понимать текст, работать с информацией по предложенным заданиям, использовать информацию для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Комплексная работа сопровождается рекомендациями по проверке. Прописывается балльная система и процессуальная сторона оценивания. Результаты выполнения можно вносить в специальные бланки (Приложение 7).

Для оценки проектной работы возможно использовать технологический лист, предлагаемый из опыта работы учителей технологии.

Оценочный лист

Этапы выполнения проекта

Что оценивать

Оценка в баллах

максимальная

фактическая

1.

Подготовительный
этап

Выбор и обоснование темы проекта, оригинальность.

5

Историческая и техническая справки.

5

2.

Конструкторский
Этап

Оформленная конструкторская документация.

5

3.

Технологический
этап

Оформленная технологическая документация.

5

Наличие оригинальных технологий, специально изготовленных приспособлений и т.п.

5

4.

Этап изготовления
изделия.

Соблюдение культуры труда на каждом занятии.

5 или 0

Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.

30

5.

Заключительный
этап.

Экономическое обоснование.

5

Качество рекламы, оригинальность.

5

Качество доклада:

  1. полнота представления доклада и др.;
  2. объем и глубина знаний по теме;
  3. ответы на вопросы;
  4. личностные качества докладчика.

10

Качество записки (отчета); оформление, соответствие стандартам, рубрицирование и структура текста, качество чертежей, эскизов, схем, качество и полнота рецензий.

5

Наличие вывода о проделанной работе.

5

Уровень самостоятельности при проектировании всех этапов.

10

Итого баллов:

100

Подобный оценочный лист с изменениями содержания деятельности можно использовать при выполнении исследовательских работ.



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания самостоятельности

Сахипова Г.А.

4

3

2

1

Постановка целей

Я устанавливаю сложные, но достижимые цели, а также определяю и оцениваю ресурсы необходимые для достижения этих целей.

Я устанавливаю достижимые цели, а также определяю и оцениваю ресурсы необходимые для достижения этих целей.

Я начинаю работу, не имея четкой цели. Я не определяю необходимые ресурсы.

Я не прилагаю никаких усилий для того, чтобы установить цели и определить необходимые ресурсы.

Управление проектом

Я последовательно и эффективно управляю временем и ресурсами для достижения цели.

Обычно я эффективно использую управление временем и ресурсами для достижения цели.

Если мне помогают, я могу управлять временем и ресурсами для достижения цели.

Я постоянно нуждаюсь в помощи в управлении временем и ресурсами для достижения цели.

Решение проблем

Я постоянно анализирую свое развитие и приобретенные знания, чтобы решить проблемы, которые могут препятствовать достижению моих целей.

Обычно я анализирую свое развитие и приобретенные знания, чтобы решить проблемы, которые могут препятствовать достижению моих целей.

С посторонней помощью я могу проанализировать свое развитие и приобретенные знания, чтобы решить проблемы, которые могут препятствовать достижению моих целей.

Я постоянно нуждаюсь в помощи, чтобы анализировать свое развитие и приобретенные знания для решения проблем, которые могут препятствовать достижению моих целей.

Использование обратной связи

Я прошу других людей давать отзывы о моей деятельности и серьезно обдумываю их идеи, когда вношу изменения в свою работу.

Я анализирую отзывы из различных источников, когда вношу изменения в свою работу.

Я анализирую некоторые отзывы, когда вношу изменения в свою работу.

Я не анализирую отзывы, когда вношу изменения в свою работу.

4

3

2

1

Последователь-ность

Я проявляю значительную последовательность в поиске ответов или решений. Я контролирую свою приверженность целям, развиваю и применяю различные методики, чтобы продолжать продуктивно работать над заданием.

Я проявляю последовательность в поиске ответов или решений. Я контролирую свою приверженность целям, развиваю и применяю некоторые методики, чтобы продолжать продуктивно работать над заданием.

Я прилагаю усилия, чтобы найти ответ или решение. Я не контролирую свою приверженность целям. Если мне помогают, я применяю некоторые методики, чтобы продолжать продуктивно работать над заданием.

Я практически не прилагаю усилий, чтобы найти ответ или решение. Я не обдумываю методики, помогающие продолжать работу над заданием, и легко бросаю его.

Оценка качества

Я постоянно определяю и описываю критерии и характеристики стандартов высокого качества работы.

Обычно я определяю и описываю критерии и характеристики стандартов высокого качества работы.

Когда мне помогают, я могу определить и описать критерии и характеристики стандартов высокого качества работы.

Я не могу определить и описать критерии и характеристики стандартов высокого качества работы.

Размышление над процессом обучения

Я могу четко, с использованием примеров, объяснить, чему я научился. Я определяю сильные и слабые стороны своей работы и области, требующие улучшения.

Я могу четко объяснить, чему я научился. Я определяю сильные и слабые стороны своей работы и области, требующие улучшения.

Я могу четко объяснить, чему я научился, но не могу определить сильные и слабые стороны своей работы и области, требующие улучшения.

Мои размышления не свидетельствуют о том, что процесс обучения является осознанным.

Непрерывное обучение

Я постоянно размышляю над постановкой новых целей. Я эффективно использую уроки, которые извлекаю из своих успехов и неудач.

Я задумываюсь о новых целях в конце работы. В основном, я учитываю уроки, которые извлекаю из своих успехов и неудач.

Когда мне помогают, я размышляю о своей работе и устанавливаю новые цели. Я могу задуматься, но не могу извлечь никаких уроков из своих успехов и неудач.

Я не задумываюсь о новых целях во время работы и о том, какие уроки я извлек из своих успехов и неудач.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Инновационные образовательные

технологии в профессиональном образовании

Выступил: преподаватель

Сахипова Гульнара Адыевна

2020 г.

В качестве возможной образовательной технологии для проверки степени сформированности общих и профессиональных компетенций на занятиях по терапии у будущих медицинских сестер, можно использовать успешно зарекомендовавший себя метод «кейс-стади».

Метод «кейс-стади» - это неигровой имитационный активный метод обучения. Цель обучения с помощью кейс-методов заключается в формировании специалиста, который правильно анализирует производственную ситуацию. В процессе группового обсуждения обучающиеся должны сформулировать сестринские вмешательства для решения проблем пациента. В медицинском образовании метод «кейс-стади» применяется под названием «ситуационная клиническая задача».

Задача преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала, а обучающиеся должны выявить возникшие у пациента проблемы, поставить краткосрочные, долгосрочные цели, составить план сестринского ухода с мотивацией каждого действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь обучающимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.

Кейс содержит проблемы, понятные обучающемуся. Кейс рассматривает конкретную ситуацию, отражающую жалобы пациента, анамнез заболевания, анамнез жизни, данные субъективного, объективного обследования, данные лабораторных, инструментальных методов исследования. В рамках работы над кейсом обучающийся (группа обучающихся) изучает следующие ключевые моменты для решения задачи:

- этиологию заболевания (причины, факторы риска);

- клиническую картину заболевания (симптомы, синдромы);

- утвержденные стандарты по диагностике и лечению данной патологии.

В случае если работа над кейсом будет не индивидуальной, а групповой, то это позволит достичь образовательных целей занятия (применять знания на практике, приобретать навыки использования методов, максимально активизировать работу всех обучающихся, вовлечь их в процесс анализа ситуации и принятия решений).

При групповой работе группа делится на подгруппы, состоящие из 2- 3 человек. Каждая команда выбирает себе руководителя (модератора). Роль модератора состоит в организации работы подгруппы, распределении вопросов между участниками и в принятии окончательного решения. После решения задачи модератор делает доклад в пределах 8-10 минут о результатах работы своей подгруппы.

Учебные цели, поставленные в групповой работе над кейсом, связаны c формированием общих и профессиональных компетенций: организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК 3); осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5); работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6); осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействие с участниками лечебного процесса (ПК.) применять медикаментозные средства в соответствии с правилами его использования (ПК. )

Метод «кейс-стади» решает следующие задачи:

1. Стимулирует мотивацию учения.

2. Повышает познавательный интерес.

3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность, самокритичность, инициативность, нестандартность мышления.

4. Развивает творческие способности.

5. Вырабатывает у обучающихся такие качества как сочувствие, сопереживание, необходимые будущему медицинскому работнику.

6. Формирует убеждения.

7. Формирует навыки исследовательской деятельности.

При проведении занятий есть возможность создать такой процесс обучения, при котором каждый обучающийся не просто усвоил бы поток информации, а научился самостоятельно находить правильные решения поставленных ситуационных клинических задач.

Метод решения проблем. Вместо того чтобы «транслировать» обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.

Умение решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если обучающиеся овладеют умениями/компетенцией решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать, многократно возрастет, а кроме того, они приобретут компетенцию, которая пригодится им в течение всей жизни.

Важность данной компетенции для работодателей обусловлена тем, что:

- большинство современных предприятий заинтересованы в кадрах, способных принимать на себя ответственность и работать самостоятельно. Чтобы сделать это, людям необходимо умение выявлять проблемы и предлагать решения, т.е. как раз то, что является основой ключевого умения решать проблемы; умение решать проблемы является ключевым аспектом управления качеством – концепция непрерывного совершенствования основана, в первую очередь, на способности людей анализировать свою деятельность, искать проблемы и находить способы совершенствоваться; решение проблем не есть прерогатива деятельности отдельного работника – коллектив также должен уметь совместно решать проблемы.

Проблемы обычно решаются в группах из 4–6 человек. В ходе решения проблемы обучающиеся:

- углубляют свои знания по конкретному вопросу;

- развивают умения решать проблемы, применяя

принципы и процедуры (теорию);

- развивают социальные и коммуникативные умения

Как правило, деятельность групп по решению

проблем охватывает семь этапов:

1) выяснение содержания/значения понятий и терминов;

2) определение проблемы;

3) анализ проблемы и ее последствий, т.е. разбиение ее на составные элементы/части, рубрики

или задачи;

4) ранжирование по важности выделенных элементов/задач и установление связи между ними;

5) формулирование задачи;

6) поиск дополнительной информации;

7) отчет перед группой с описанием выбранного метода решения и его обоснование.

Обсуждение. Эта техника позволяет совместно создавать знание, формировать идеи и мнения об изучаемом предмете для получения новой информации или нахождения решения проблемы.

Наиболее эффективно проводить обсуждение в группах, содержащих не более шести человек.

Подобно группе «краткого обсуждения», в группе обсуждения нужен лидер и человек, ведущий протокол. Особое внимание необходимо уделять четкой формулировке обсуждаемого вопроса.

В отличие от группы «краткого обсуждения» в данном случае в результате обсуждения должен быть получен более глубокий ответ или найдено

решение сложной проблемы, следовательно, обсуждение требует более длительного времени. При принятии решения об использовании данного вида деятельности следует обратить внимание на следующее:

- является ли проблема или вопрос действительно

важным для группы? (как правило, к значимым

проблемам/вопросам относятся вопросы межличностных отношений, деятельности предприятия, социальные вопросы и т.д.);

- соответствует ли предлагаемая проблема особенностям данной группы обучающихся? (здесь следует учитывать такие факторы, как возраст, пол,

уровень образования, опыт и подготовка обучающихся);

- будет ли предлагаемая проблема способствовать

развитию творческого мышления?

- имеется ли достаточно времени для эффективного обсуждения вопроса? (если времени недостаточно, то нельзя выдвинуть настоящие решения и

у группы сформируется чувство разочарования из-за

того, что они ничего не достигли).

Эффективное обсуждение требует тщательной

подготовки, может быть, даже большей, чем при других учебных стратегиях.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Мотивация к учению – основное условие успешного обучения

Выступил: преподаватель

Сахипова Гульнара Адыевна

2020 г.

Мотив (от фр. motif – побудительная причина, повод к какому-либо действию). Это внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека

Мотивация - совокупность побуждений к деятельности, это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей.

Мотивирующие факторы - это идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности, за которыми стоят потребности личности во всем их многообразии (от базовых, жизненных, биологических до высших, социальных), они могут быть внешними и внутренними.

Внутренние факторы, мотивирующие обучение:

1. Удовлетворение от самого процесса учебы

2. Прямой результат деятельности

3. Стремление к успеху

4. Понимание необходимости знаний для жизни

5. Учение как возможность общения

Внешние факторы, мотивирующие обучение:

Хорошие отметки

Престиж, лидерство

Материальное вознаграждение

Избегание наказания

Задолженности

Эти факторы могут быть положительными (мотивы успеха, достижение) и отрицательными (мотивы избегания, защиты, неуспеха). Очевидно, внешние положительные МФ более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если они по силе равны.

Люди, мотивированные на успех: в деятельности обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склоны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, а нереалистично высокие – отклоняют, то есть рискуют расчетливо. В случае чередования успехов и неудач – склонны к переоцениванию своих неудач.

Для сильных обучающихся характерна внутренняя мотивация: они имеют потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Учебные мотивы слабых студентов в основном внешние, ситуативного характера: избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т.п.

Раздел V. ФГОС СПО по специальностям подготовки –Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы гласит: выпускник должен:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Таким образом, формирование общих и профессиональных компетенций, как конечных результатов профессионального обучения, напрямую связано с развитием мотивации к профессиональной деятельности.

Кроме того, в настоящее время при проведении экспертизы и самооценки педагогической деятельности преподавателя с целью аттестации целый раздел посвящен оценке компетентности преподавателя в области мотивации учебной деятельности.

Учитывая важность и актуальность данной темы в системе качественной подготовки специалистов, нами был запланирован и проведен ряд мероприятий, который завершился педагогическим советом на тему: «Мотивация учения - основное условие успешного обучения».
Цель педсовета: через активные формы деятельности преподавателей представить и систематизировать возможные пути формирования мотивационной сферы профессионального обучения.

Задачи педсовета:

1. Обобщить теоретические положения по теме «Мотивация учения», определить ее значение в подготовке современного специалиста.

2. Обобщить практический опыт преподавателей колледжа по формированию мотивационной сферы учения студентов.

3. Разработать структурную схему «Мотивационная сфера студента».

Педсовет проходил в активной форме, преподаватели произвольно были поделены на 5 групп согласно 5 компонентам схемы «Мотивационная сфера учения». Каждой группе было дано задание.

Мотивационная сфера учения определяется следующими понятиями:

Задания для 1 группы
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий преподавателя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – смысл учения.

В задачу вашей группы входит:

Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование смысла учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные вами утверждения написать на лист ватмана.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

Задание для II группы:
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий преподавателя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – мотив учения.

Задание для III группы:
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий преподавателя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – постановка целей.

Задание для IV группы:
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий преподавателя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоциональный настрой.

Задание для V группы:
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий преподавателя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – интерес к учению.

Положительное отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными (а зачастую и определяющими) факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения, так как эти мотивы связаны с конечными целями профессионального обучения.

Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков. В обратном же направлении компенсаторный механизм не срабатывает. То есть никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие или низкую учебную мотивацию и, таким образом, не может привести к высокой успешности учебной деятельности.

Три «кита» учебной мотивации

#1054;щущение самостоятельности процесса поиска знаний - «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» - ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность. Они дают обучающемуся замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

2. Ощущение свободы выбора («Мы не пешки, у нас есть выбор!») - чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем больше будет интерес к учебному процессу и тем выше собственная инициатива и активность обучающихся.

3. Ощущение успешности (компетентности) - «У меня это получается, я понял, я умею!». Это важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Обучающийся хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Именно поэтому преподавателю надо дать почувствовать себя успешным каждому студенту. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой!!!

В рамках подготовки к педсовету нами были опрошены студенты 1,4 курсов (1 курса – на базе 9 классов и на базе 11 классов образования).
Использовались тест-опросник по мотивации успеха и боязни неудачи и методика изучения факторов привлекательности профессии.

Результаты исследования:

-71% первокурсников назвали причиной поступления в наш колледж интерес к избранной профессии;

- 89% обучающихся мотивированы на успех, лишь 11% на неудачу

-однако приблизительно 85 % студентов имеют высокий уровень неустойчивости нервной системы, сложности с эмоциональным контролем, особенно в ситуации стресса, (к которой можно отнести даже ответ на занятии) экстернальной направленности, то есть нуждаются в помощи и поддержке извне.

Результаты работы в группах преподавателей

Анализ работы преподавателей в группах на педсовете и данных анкетирования обучающихся показал:

1. Большинство преподавателей (все 5 групп) и студентов (81%) большое значение придают созданию у обучающихся ситуации успеха на занятиях.

2. В 4-х группах из 5 преподавателями важной в формировании мотивации отмечена совместная со студентами работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.

3. В 3-х группах из 5 важным признаны создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии, а также оценка деятельности студента не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения и стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

4. В группе «Мотив учения» преподавателями было отмечено дополнительно: учет возрастных особенностей обучающихся; использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; нестандартная форма проведения занятий; эмоциональная речь преподавателя; использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности; вера преподавателя в возможности обучающегося.

Решение педсовета:

1. В соответствии с требованиями ФГОС СПО и актуальностью темы мотивации в обучении обобщить теоретический материал, имеющийся у большинства преподавателей позитивный практический опыт по применению наиболее эффективных форм работы с обучающимися, а также данные анкетирования обучающихся колледжа – подготовить методические рекомендации для преподавателей по формированию мотивационной сферы учения студентов.

2. При переходе образовательного процесса на ФГОС СПО взять за основу в практической деятельности каждого преподавателя выработанную схему формирования мотивационной сферы обучающихся.

Литература

  1. Агапитова, М.А. Мотивация как одна из составляющих в формировании личности студента // Методист.- № С.46-47.
  2. Вишневская, Н.В. Мотивация самовоспитания и развития морально-этических норм при подготовке медицинских сестер. //Методист.- № С.57-58.
  3. Григорович, С.С. Особенности мотивационно-ценностной сферы у студентов колледжа и вуза. // СПО.- № С.41-43.
  4. Емельяненко, Л.М. Формирование у студентов-медиков мотивационной готовности к профессиональной деятельности. // СПО.- №#1057;.35-38.
  5. Кравченко, Н.Е. Формирование познавательных потребностей обучаемых. // Специалист.- № С.27-28.
  6. Лобашев, В.Д. Мотивации в профессиональном обучении.// Методист.- № С.33-38.
  7. Мирсаетова А.А. мотивация достижения успеха личности: психологический аспект. // СПО.- №#1057;.56-59.
  8. Мухаметзянова Ф. Г. Мотивация учебной деятельности школьников. // Методист.- № С.53-56.
  9. Нагаева, С.Н. Мотивация проектной деятельности при формировании профессиональной компетентности. // Специалист.- № С.26-27.
  10. Павлова, Л.А. Мотивация обучающихся как совершенствования качества профильного обучения. //СПО.- № С.7-11.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Доклад

Повышение уровня профессиональной компетентности как необходимое условие реализации ФГОС СПО

Выступил: преподаватель

Сахипова Гульнара Адыевна

2021 г.

«Образование удовлетворяет одну из самых человеческих потребностей, представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального производства в будущем. Оно повышает уровень жизни нашего нынешнего поколения и при этом содействует повышению дохода будущих поколений».

(В. Леонтьев)

21 век-это эпоха перемен в информационной и социальной реальности. И естественно встает вопрос: как подготовить специалиста, отвечающего запросам современного общества? Как улучшить качество нашего интеллектуального продукта? Иными словами, каким образом организовать образовательную среду, чтобы выпускник медицинского колледжа, смог овладеть набором ключевых и профессиональных компетенций, стать востребованным на рынке труда, успешно смог адаптироваться в социальной жизни, и быть полезным обществу и государству.

Естественно справиться с этой задачей может только компетентный, креативный преподаватель, который способен создать условия, для раскрытия потенциала обучающегося, помочь определить ему индивидуальную траекторию развития, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

На самом деле, разве будет полная отдача от преподавателя, регламент работы которого ограничивается рамками расписания, или когда мы слышим непозволительную фразу, обращенную к студентам: «Это ваши проблемы!» О каких равноправных участниках образовательного процесса может идти речь? А ведь именно технология сотрудничества позволяет максимально раскрыть творческий потенциал обучающихся.

Содержание профессиональной компетентности многопланово, а ее структура представляется в виде совокупности различных компонентов, которые условно можно объединить в три блока: научно-теоретический, операционально-деятельностный, личностно-психологический. В данном контексте, именно универсальные мыслительные действия, мотивация к творчеству, инновациям и степень конструктивности человека как субъекта социального взаимодействия являются важнейшим звеном.

Таким образом, для повышения профессиональной компетентности в первую очередь необходимо: психолого-педагогическое сопровождение преподавателей (помощь методической и психологической служб: консультирование, тренинги, индивидуальная работа, создание информационной базы по ключевым вопросам педагогики и т.д.); повышение квалификации для переосмысления содержания своей педагогической деятельности, успешного освоения и применения инновационных педагогических технологий. А также создание творческого образовательного пространства, предоставляющего возможность самовыражения преподавателей и обучающихся в виде различных видов презентации своих достижений и инноваций; мотивация к повышению уровня педагогической компетентности; мониторинг педагогической деятельности для своевременного проведения конструктивного анализа.

Организация, актуальность выбранных тем занятий и качество их проведения способствовали повышению уровня профессиональной компетентности нашего педагогического коллектива, активизации творческой инициативы, помогли в решении важных профессиональных задач. Конечно, в рамках одного курса невозможно охватить все вопросы, особенно если учесть, что более половины наших сотрудников не имеют педагогического образования, поэтому мы надеемся на долгосрочное плодотворное сотрудничество.

В помощь преподавателям методическим кабинетом создаются фильмы по обобщению педагогического опыта преподавателей, организации и проведению профессиональных конкурсов, занятий в школах пациента и т.д.

В нашем колледже более пяти лет плодотворно работают творческие группы в рамках МО по внедрению современных педагогических технологий, проводятся круглые столы по вопросам повышения качества подготовки специалиста, мастер-класс - ведущими преподавателями, открытые занятия в школе «Здоровье». Продуктом сотворчества преподавателей и обучающихся при реализации проектных технологий и научно- исследовательской деятельности является создание презентаций, сценариев театрализованных представлений, учебных пособий, видеофильмов, которые можно использовать в образовательном процессе, профориентационной работе, для профилактической работы с населением.

Большую роль в повышении уровня профессиональной компетентности играет процедуры аттестации педагогических работников. Подготовительный этап требует умения: систематизировать, обобщать и защищать накопленный годами опыт работы преподавателя; демонстрировать свои достижения, степень овладения современными инновационными педагогическими технологиями, общую эрудицию; грамотно оформлять необходимую документацию. Новые требования к аттестации предполагают не только активную учебу, изучение передового педагогического опыта, но и повседневную кропотливую работу по самосовершенствованию, повышению уровня профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность преподавателя является необходимым условием повышения качества подготовки будущих специалистов.

И так как педагогическая деятельность подразумевает постоянный процесс переосмысления, оценки, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия, продиктованные реализацией ФГОС СПО, решением задач модернизации здравоохранения и образования, пусть утверждение известного философа Сократа станут лейтмотивом для преподавателей: «Лучший человек тот, кто больше всех старается совершенствоваться и счастливым является тот, кто всего более чувствует, что он действительно совершенствуется».

Литература

  1. Громкова М. Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании: учебное пособие для преподавателей среднего, высшего и дополнительного профессионального образования / М.Т. Громкова. – М.: Профессионал-Ф, 2001. – 115с.
  2. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т.1 – М: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
  3. Мухорина Н.Б. Особенности профессионального развития личности в современных условиях.- Современные требования к новой модели профессионального образования (Материалы педагогических чтений) Под.ред. Н.Б.Мухориной – Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009. – 146с.

Сайт - Инновационные технологии при внедрении ФГОС


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Методические рекомендации по организации работы методических объединений

Методические рекомендации адресованы  руководителям структурных подразделений, руководителям методических объединений педагогических работников, методистам. Они адаптированы к деятельности опреде...

Конференция "Методическое и информационное сопровождение деятельности федеральных учебно-методических объединений СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО"

Конференция "Методическое и информационное сопровождение деятельности федеральных учебно-методических объединений СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО&qu...