Изучение алфавита
статья

Буква воспринимается лучше, когда она является цельным образом. Образы других букв должны быть без труда узнаваемыми и привычными. Буква «О» является самой простой для ребенка. В ее облике все привычно – это круг. Для того чтобы изучение алфавита не стало скучным, а наоборот более эффективным учитель может представить буквы в виде веселых человечков.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение алфавита

Первое прочтение предоставляется учителю, чтобы дети воспринимали на слух верное звучание. После того как учитель прочел и дети повторили все вместе, можно приступать к чтению по цепочке. Буква воспринимается лучше, когда она является цельным образом. Образы других букв должны быть без труда узнаваемыми и привычными. Буква «О» является самой простой для ребенка. В ее облике все привычно – это круг. Для того чтобы изучение алфавита не стало скучным, а наоборот более эффективным учитель может представить буквы в виде веселых человечков.                Если буквы станут образами, то они будут ассоциироваться со звуками, которые они обозначают. А это значит, что они станут «говорящими». Основная задача игры – сформировать образы букв и разложить по полочкам их в памяти ребенка. Эти образы будут помогать узнавать ребенку их при чтении и запоминать их написание.                                                        Когда учитель знакомит с новой буквой, он может показать картинку                        с «человечком» и объявить «имя», то есть название самой буквы и звук.                         В тетрадь учащимся можно наклеить такие же маленькие картинки                                           с изображениями букв в виде человечков так же можно оставить пустые скобки для транскрипции рядом. Дети могут раскрашивать человечков                             и вписывать в скобки звуки, которые обозначают данные буквы. В момент раскрашивания работает зрительная память, поэтому детям будет легко запомнить графическую форму. Чтобы происходило звуко-буквенные соответствие, можно попросить нескольких учеников озвучить то, что они записали в скобках возле букв. На другом уроке учитель может показать эти же картинки, еще раз проговорить вместе с учащимися название этих букв                       и звуков, который они обозначают. После этого нужно убрать картинку, раздать учащимся чистые листики бумаги и предложить детям написать предлагаемые буквы и звуки. Так можно легко осуществлять контроль над успешным усвоением нового материала на данном этапе обучения                 После того как будут изучены согласные так же происходит изучение гласных. Когда школьники уже знакомы со всеми буквами их нужно упорядочить в алфавитном порядке и заучить наизусть. Песня “АBC” помогает в этом, а так же разрезная азбука, различные игровые приемы.        Четкое знание последовательности букв будет необходимо                                          в дальнейшем для быстрого поиска слов в словаре, записать слово, которое диктуют по буквам, а также станет важным помощником в обучении чтению: у детей появляется возможность самостоятельно находить нужную ему букву. Учитель может написать на доске алфавит, буквы должны быть записаны в той же логической последовательности в которой они поются.                        Чаще всего алфавит делят в песенке на следующие части:

         Азбука-плакат нравится детям и значительно расширяет возможности в придумывании различных упражнений и игр.

Вот примерный план опорных упражнений:                                                1. Учащиеся смотрят на написанный алфавит, самостоятельно отыскивают нужные буквы. Задача – выложить их в алфавитном порядке или обратном алфавитному.                                                                                        2. Учитель раскладывает алфавит с небольшими ошибками, а дети произносят алфавит вслух, сравнивают с вариантом учителя и исправляют ошибки.                                                                                                3. Учитель может назвать строчку из алфавита, а дети складывают ее карточками.                                                                                        4. Учитель может писать букву, дети могут найти ее среди картонных букв.                                                                                                                5. Учитель может называть букву, дети вспоминают ее графическое обозначение и проговаривают какие звуки соответствуют этой букве

         6. Учитель может показать букву, дети вспоминают ее название, называют и пишут.

        7. Учитель может попросить назвать только согласные буквы или гласные.

Этап повторения (можно так же выполнить задания):

1. подбор пары: дети подбирают к заглавным буквам строчные и наоборот;

2. дети вписывают недостающие в алфавите буквы;

3. ребята соотносят буквы и звуки:                                                                                

F

[ k ]

P

[ z ]

T

[ f ]

V

[ l ]

D

[ n ]

H

[ p ]

K

[ t]

Z

[ v]

N

[ d]

L

[ h]

После изучения алфавита нужно познакомить обучающихся с основными правилами чтения. В этом может помочь иллюстративный материал. Чтобы показать правила чтения гласных в открытых и закрытых слогах можно воспользоваться «домиком». Это картинка с изображением дома, в котором живут буквы, если окно в доме открыто, значит, слог открытый, а если закрыто на замочек значит закрытый. Благодаря этой ассоциации детям легче запомнить новые правила.

Чтобы довести до автоматизма чтение гласной в открытом слоге и закрытом слоге нужна тренировка на примере существующих и выдуманных слов. Так у детей формируется представление о том что в разных условиях буквы могут читаться по-разному. Со словами, в которых есть или отсутствует на конце слова буква «е» можно сделать такие упражнения как эти:

1. Нужно написать рядом друг с другом существующие или выдуманные слова, разница между которыми только в том, что есть немая «е» (например: “lim” и “lime”). Прочитать одно из этих слов и попросить определить какое было прочитано.

2. Нужно написать слово с закрытым слогом на доске, попросить прочитать его. После того как задание успешно выполнено, дописать букву «е» в конце слова и попросить еще раз прочитать уже новое слово.

3. Нужно написать слово с открытым слогом на доске, попросить его прочитать. После того как задание успешно выполнено, стереть или закрыть рукой букву «е» в конце слова и попросить еще раз прочитать слово, которое получилось. В самом начале учитель читает вслух и дает пример правильного чтения. Затем дети повторяют все вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника немецкого алфавита

Материал к уроку немецкого языка во 2 классе....

Контрольная знаний алфавита

Контроль знаний 2 класс (1 полугодие)...

Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 6 "Изучение работы программы по организации разделов жесткого диска - FDISK. Изучение работы программы логического форматирования жесткого диска - FORMAT" для МДК.02.02

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 6 "Изучение работы программы по организации разделов жесткого диска - FDISK. Изучение работы программы логического форматирования жесткого диска - FORMAT" для МДК.02.02

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Обучение алфавиту учеников 2 класса

Обучение алфавиту учеников 2 класса...

Презентация нестандартные формы контроля на тему: "Закрепление букв русского алфавита" 1 класс

Данная подборка поможет учителю закрепить с обучающимися буквы русского алфавита. Одновременно же разгадывание ребусов способствует развитию логического мышления, внимания, творческих начал ребёнка....