«Нейроупражнения, направленные на тренировку когнитивных способностей»
консультация

Старикова Наталья Васильевна

Моё выступление строится на материале интенсива Евгении Бекетовой ««Инструктор по игровой нейрогимнастике».

Для каких целей и кому необходима нейрогимнастика?

1. Для развития мелкой моторики, когнитивных способностей и стимулированию речи.

2. Для повышения общей активности и работоспособности мозга: развития концентрации внимания, памяти, гибкости мышления.

3. Взрослым и пожилым людям для профилактики возрастных ухудшений памяти и внимания, для реабилитации после инфарктов и инсультов.

4. Для повышения эффективности работы мозга и продуктивности познавательных способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starikova_n.v.docx299.26 КБ

Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Тема: «Нейроупражнения, направленные на тренировку когнитивных способностей»

        

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории,

Старикова Н.В.

г. Нижневартовск  2024г.

Моё выступление строится на материале интенсива Евгении Бекетовой ««Инструктор по игровой нейрогимнастике».

Теоретическая часть.

Нейрогимнастика – это специальные ассиметричные двигательные упражнения, которые выполняют двумя руками с целью включения в работу обоих полушарий мозг и развитию межполушарного взаимодействия.

Для чего необходимо межполушарное взаимодействие? Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга — частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, т.к. не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых выполняет специфические функции.

Проводились исследования пользы нейрогимнастики, в следствии чего, в 70-80 гг. в США Пол и Гейл Деннисон разработали программу двигательных упражнений для развития познавательных способностей у детей, назвали её «Гимнастика мозга». В 80-90 гг. отечественные нейропсихологи тоже заинтересовались этой темой. Анна Семенович и Борис Архипов. Изучали как двигательная активность влияют на работу мозга. Разработали комплекс упражнений, который помогает разбудить спящие участки мозга, которые влияют на интеллект в целом.

Нейропсихологи доказали, что необходимо постоянно изменять и усложнять простые шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать новые, непривычные для него задачи. Это способствует развитию новых нейронных связей.

Для каких целей и кому необходима нейрогимнастика?

1. Для развития мелкой моторики, когнитивных способностей и стимулированию речи.

2. Для повышения общей активности и работоспособности мозга: развития концентрации внимания, памяти, гибкости мышления.

3. Взрослым и пожилым людям для профилактики возрастных ухудшений памяти и внимания, для реабилитации после инфарктов и инсультов.

4. Для повышения эффективности работы мозга и продуктивности познавательных способностей

Наибольшая польза детям от 4 до 12 лет, так как в этом возрасте хорошая нейропластичность мозга. Минимальное количество времени, которое следует выполнять упражнение нейрогимнастики 1,5-2 минуты. Необходимо помнить, что людям с эпилепсией и перед сном делать нейрогимнастику не рекомендовано.

Когда лучше применять нейрогимнастику? Все зависит от той цели, которую вы хотите достигнуть с помощью упражнений.

В НАЧАЛЕ ЗАНЯТИЯ:

 Активизировать интеллектуальные

способности детей

 Включить внимание, память, мышление

 Перенести фокус с личной жизни на

учебные задачи

 "Разогреть" мозг ребёнка для более лёгкого

выполнения сложных мыслительных.

В СЕРЕДИНЕ УРОКА:

 «Перезагрузить» мозг, полезно

передохнуть

 Выполнить правильную динамическую

разминку

 Переключиться с одной деятельности на

другую без потери продуктивности.

В КОНЦЕ УРОКА:

 Возможность ребёнка закончить урок на

позитиве, в хорошем настроении

 Закрепить у ребёнка ситуацию успешности

 Поднять упавший эмоциональный и

интеллектуальный тонус

 Разрядить напряжение урока.

Практическая часть.

1. Пальцевая гимнастика.

https://sun9-37.userapi.com/impf/uovMepvsMrnnCKKi3zTu7AHyw4piBRzgm0sd-Q/41xQgqBjHck.jpg?size=763x1080&quality=96&sign=251427032298729ea0f6d8b28f658521&type=album  показать «ОЕКЙ» на одной руке и «ЗДОРОВО» на другой.

Варианты усложнения упражнений:

  • Через хлопок, кружение
  •  Подключаем речь
  • Подключаем ноги
  • Подключаем глаза
  • Подключаем счёт

2. Раскрашиваем двумя руками одновременно симметричный рисунок.

3. Выполняем динамичные веселые упражнения для мозга.

4. Нейрогимнастические таблицы.

5. Пишем двумя руками одновременно слова и фразы. Например:  Я очень способный.

6. Пишем двумя руками одновременно слова и фразы зеркально. Например: Мой мозг работает быстро.

Таким образом, нейрогимнастика направлена на:

  • активизацию интеллектуальных способностей;
  • включение внимания, памяти, мышления;
  • настрой на учебную задачу;
  • "разогревание" мозга ребёнка для более лёгкого выполнения сложных мыслительных операций.

Обратная связь.

1. Как Вы считаете, применяется ли нейрогимнастика как полноценный урок?

(В школе, как элемент урока -1.5-2 минуты, а со взрослыми возможно проведение нейрогимначтики в течение 15 минут).

2. Что делать если у педагога не получаются упражнения?

(Перед проведением учителю необходимо потренироваться, так как его показ является эталоном).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие когнитивных способностей - путь научного развития мышления и креативности…

Аннотация.Развитие когнитивной науки. Метод Д.Келли. Когнитивная психология, как попытка преодоления кризиса бихевиоризма в подходе изучения принципов  работы мозга.Annotation. Development ...

Развитие когнитивных способностей - путь научного развития мышления и креативности…

Аннотация.Развитие когнитивной науки. Метод Д.Келли. Когнитивная психология, как попытка преодоления кризиса бихевиоризма в подходе изучения принципов  работы мозга.Annotation. Development ...

Лекционно- когнитивное занятие на тему: "Профилактика"

Мультимедийная презентация разработана на основе модели организации теоретической (учебно-исследовательской) деятельности обучающегося по реализации процесса интериоризации д.п.н. Коломиец О.М. Разраб...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая)программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»...

Презентация на тему "Круговая тренировка с оздоровительной направленностью"

В презентации указаны упражнения и дозировка выполнения тренировок....

Активность участия обучающихся в мероприятиях, направленных на выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

1. Приказ о подготовке к Региональному этапу Всероссийской олипиады профессионального мастерства - 20192. Приказ о проведении конкурса профессионального мастерства "Педагогический дебют- 2019&quo...